Как стать директором цирка

Опубликовано: 03.05.2024

Новым гендиректором Росгосцирка 18 февраля на конкурсной основе избран Сергей Беляков. После объявления результатов он заявил «Известиям», что его главная задача — «поднять цирк на новый творческий и экономический уровень». По его словам, с 6 марта в стране начнут работать все госцирки, ранее закрытые в связи с карантинными ограничениями. «Известия» выяснили, что ждет цирковую отрасль с приходом этого руководителя.

Сдать экзамен

Конкурс на замещение вакантной должности гендиректора Росгосцирка был объявлен учредителем — Минкультуры — в конце декабря, когда прежний директор Владимир Шемякин уволился по собственному желанию. Всего на конкурс было подано 15 заявок, причем в числе претендентов были экс-гендиректор Росгосцирка Вадим Гаглоев и бывший замминистра культуры Максим Ксензов.


Бывший директор Росгосцирка Владимир Шемякин

Первый этап конкурса состоялся 17 февраля. Участники прошли компьютерное тестирование на знание цирка, основ бухгалтерии, менеджмента, налогового законодательства. Второй этап (представление участниками программ деятельности предприятия и определение конкурсной комиссией победителя) прошел на следующий день.


Согласно регламенту, каждому соискателю предоставили четверть часа, чтобы рассказать о своей программе развития Росгосцирка и столько же — чтобы ответить на вопросы членов комиссии и экспертов. Комиссию Минкультуры возглавила замминистра культуры, статс-секретарь Алла Манилова, а среди экспертов с правом совещательного голоса были такие известные в цирковом сообществе деятели, как гендиректор Большого Московского цирка Эдгар Запашный и директор Цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин.

Дело субъективное

Конкурс прошел в закрытом режиме — трансляция его не велась, и программы кандидатов не публиковались. В Минкультуры «Известиям» пояснили, что такая ситуация допускается условиями конкурса.

Новый гендиректор Сергей Беляков с оптимизмом смотрит в будущее.

— Я работаю в цирке 27 лет, у нас хорошая команда, и, надеюсь, получится поднять цирк на новый творческий и экономический уровень, — заявил он «Известиям».


Белякова не смущает, что руководители в этой структуре часто меняются:

— Цирк дело субъективное, надо работать, — отметил он.

Своими приоритетными задачами избранный руководитель назвал ремонт и реконструкцию цирков, цирковых общежитий и гостиниц. Также гендиректор намерен «целесообразно и эффективно» использовать госденьги и поэтапно выходить из карантинных ограничений. С 6 марта все 30 стационарных цирков, входящих в Росгосцирк, будут работать. Причем в Кемерово заполняемость зала составит 100%.

Только держаться


Алла Манилова, объявляя имя победителя, заметила, что «день был трудный, но очень полезный как для коллег, собравшихся здесь, так и для министерства культуры».

Сергей Беляков — девятый руководитель Росгосцирка за последние 13 лет. Эдгар Запашный объясняет подобную ситуацию недостаточным финансированием отрасли.

— В Росгосцирк кого ни приведи, всё, что ему остается, — только держаться, — заметил он в беседе с «Известиями» в преддверии конкурса.

По его словам, наибольший интерес экспертов и комиссии, кроме программы Белякова, вызвала дорожная карта директора Екатеринбургского цирка Тамары Бортниковой.

Сергей Беляков


— Ей, на мой взгляд, немного не хватило временной дистанции, но у нее большой потенциал, — отметил Запашный. — Как эксперт я бы рекомендовал ее на должность заместителя гендиректора. Что касается Сергея Белякова, то у него большой опыт руководителя и продюсера, он уже работал в системе Росгосцирка, при гендиректоре Дмитрии Иванове был его заместителем по финансам и хорошо себя зарекомендовал. Думаю, всё это решило вопрос в его пользу.

По мнению Максима Никулина, Беляков — человек цирковой, конкретный и знает, за что браться в первую очередь.

— Ему сейчас надо просто не мешать. Дать разобраться, и посмотреть, как он будет действовать, — заметил в беседе с «Известиями» Никулин. — Когда я его поздравлял, сказал, что мы всегда рядом, мы всегда поможем. Не надо тянуть всё одеяло на себя. Бывают вещи, которые можно обсудить, а не делать одному.

Цирком надо жить, разбираться в нем, иначе он просто тебя отторгнет, добавил Максим Никулин. Поэтому и были предыдущие частые смены руководства. Цирк просто не принимал людей.

Глава Цирка Никулина на Цветном бульваре отметил, что гендиректора и всех цирковых ждут трудные времена. Даже если взять «Концепцию развития цирковых искусств», она в основном состоит из слов «надо», «необходимо», «обязательно». Но нет ни одного объяснения — как, кому, где и сколько.

Новый гендиректор Росгосцирка Сергей Беляков начинал в 1994 году в Читинской областной филармонии. В 2004 году он возглавил Нижнетагильский государственный цирк. В 2006–2009 годах занимал должность директора Ижевского зоопарка. С 2009 по 2013 год — директор Государственного цирка Удмуртии. С сентября 2016 года — заместитель гендиректора по гастрольной деятельности ФКП «Росгосцирк». В декабре 2016 года по совместительству возглавил Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке. С декабря 2020 — и.о. гендиректора Росгосцирка.

Если задать этот наивный вопрос не риторически, ответы, очевидно, можно получить самые различные.

Но во всех этих ответах наверняка будет нечто общее, что можно выразить словами «. а потом». Дескать, сначала человек в течение многих лет выполнял ту или иную работу, хоро­шо зарекомендовал себя, а потом получил повышение — его назначили директором.

А. Борисов
А. Борисов

Но вот иная судьба. Семен Александрович Пищик, возглавляющий ныне Сочинский цирк, всю свою трудовую жизнь руководит артистами, директорствует. И кажется, что иначе и быть не могло. Произошло это так же естественно и органично, как артист вступает на манеж или сцену.

В двадцатые годы Семен Пищик — комсомолец, агитатор. Влюбленный в искусство, он страстно желает, чтобы с новым советским искусством познакомилось как можно больше людей, чтобы его революционные идеи проникли в гущу народа. На различных предприятиях он организует «живые газеты», бригады «Синей блузы», летучие концерты. Сам выступает перед каждым представлением с пропагандистской речью, часто превращая концерт в митинг. И вполне закономерно, что несколько позже он оказывается в числе организаторов знаменитого в те годы ТРАМа — театра рабочей молодежи. А в 1928 году Наркомпрос направляет Пищика в Главное управление государственных цирков.

Здесь его энергия, его умение организовать и увлечь людей пришлись как нельзя кстати. Он долго был замести­телем директоров в разных цирках, упорно отказываясь занять должность тех, у кого, как он считал, мог многому поучиться. И сейчас Пищик с уважением вспоминает таких своих учителей, как Роман Сергеевич Гамсахурдия, Михаил Леонтьевич Зиберов. К Зиберову он приехал в качестве заместителя в Иваново-Вознесенск. С вокзала отправился прямо в цирк. Спросил директора. А директор стоит в манеже и, засучив белые брюки по колена, утрамбовывает вместе с уни­формистами манеж. Накануне был сильный дождь, шапито протекло, и манеж залило водой.

Пищик представился, стоя у барьера.

— Ну, клади чемодан и становись трамбовать, — при­ветствовал его Зиберов.

А когда манеж был готов, директор скомандовал свое­му новому помощнику:

— Теперь иди и расклеивай по городу афиши.

Когда Пищик вернулся в цирк, уже прибыла первая группа артистов. Едва он успел поставить ведро с клеем, как последовало новое распоряжение:

— Иди устраивай артистов по квартирам.

Сам Пищик в эту ночь спал в цирковой гардеробной. Словом, к открытию цирка подготовились. Оставалось время от времени заглядывать в кассу и справляться, как идет продажа билетов. Но Пищик не стал ждать, что кто-то прочтет афишу и прибредет к цирку, что сосед приведет соседа. Он выехал в Кохму, на знаменитую кохмовскую мануфактуру, что в двенадцати верстах от Иванова. Здесь он связался с партийным комитетом фабрики, прошел по цехам, рассказывая рабочим о цирке, о новом искусстве.

И вот две тысячи рабочих с лозунгами «Цирк — массам» идут, построившись в колонны, на открытие цирка. А в цирке возникает митинг, на котором приветственное слово от имени артистов произносит Семен Александрович. Кстати, об этом можно узнать не только со слов самого Пищика, но и просмотрев старую киноленту: и массовый культпоход в цирк и митинг были сняты на пленку как один из первых интересных опытов массово-воспитатель­ной работы со зрителями. Пищику приходилось работать почти в двадцати цир­ках страны, и в каждом он создавал художественные советы, в которые входили представители общественности города, представители заводов и фабрик.

Можно было бы рассказать, как в Ростове, не ограни­чиваясь работой директора цирка, Пищик организует Северо-Кавказское краевое управление музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, и по его инициативе почти в каждом крупном городе края был открыт цирк или мюзик-холл. Как работал он директором Московской эстрады, а потом директором Филармонии на курортах Кавказских минеральных вод. Но обо всем этом, как и о многом другом, Семен Александрович расскажет как-ни­будь сам в книге, которую исподволь уже начал готовить. Война застает его в должности директора концертного зала имени Чайковского. И буквально в первые же дни, организовав фронтовую бригаду московских артистов, он уезжает в Действующую армию. В бригаду входили такие известные артисты, как П. Лисициан, С. Менжинский, Г. Баринова, А. Редель и М. Хрусталев, Л. Миров, артист и дра­матург В. Дыховичный.

Наверное, и об этом расскажет Пищик в своей книге. Расскажет, в каких трудных условиях три военных года работали артисты на Западном, Южном, Северном и Ка­рельском фронтах, как обслуживали моряков Черноморского, Балтийского и Северного флотов, как выступали в тылу врага, в прославленной конной армии генерала Дова­тора. Последние десять лет Семен Александрович Пищик работает директором Сочинского цирка. И думается, что об этом есть смысл рассказать подробнее.

Обычно цирк строят на бойком месте, где идет широ­кая торговля, где всегда многолюдно, куда стекается на­род. И когда решили строить цирк в Сочи, Пищику пред­ложили место в центре города. Но он решил иначе и вы­брал место, хотя и удаленное от центра и различных торговых точек, но красивое, близкое к морю. Старые директора отговаривали его, считая, что зритель сюда не пойдет. Однако Пищик полагал, что привлечение публи­ки — всецело его забота. И цирк построили здесь. И все вскоре «стало здесь»: и остановка автобусов, и торговые павильоны, и даже ресторан построили поблизости. Теперь это одно из самых популярных мест в городе. И публика идет сюда нескончаемым потоком.

А надо сказать, что зрителя в Сочи завоевать нелегко. Конкурентов хоть отбавляй. В городе свыше пятидесяти санаториев, и все они имеют клубы. Много театров, луч­шие артистические силы страны гастролируют здесь, при­чем дают часто всего два-три концерта. А программа в цирке демонстрируется месяц-полтора. Да и хорошая по­года манит в парк, к морю, в летние открытые театры.

Как же преодолевается эта конкуренция? Как доби­ваются в Сочинском цирке почти беспрерывных аншлагов? Прежде всего, самой широкой популяризацией цирко­вого искусства. Перед началом нового сезона Пищик обязательно выступает в газете со статьей, где подводит итоги прошедшего сезона и рассказывает зрителям о том, что им предстоит увидеть. И перед каждой новой программой отдыхающие вновь могут прочитать в газете, что ожидает их на манеже. Регулярно выступает Пищик по радио и телевидению, рассказывая о мастерах цирка, о их творческом пути. Более ста рекламных щитов установлено на улицах. И в каждом санатории есть плакаты и афиши. В городе построено несколько красивых стеклянных касс, где всегда можно купить билет на цирковое представление.

И все-таки, учитывая специфику города-курорта, в Со­чинском цирке не столько надеются на центральную кассу, сколько на кассиров-уполномоченных, Отдыхающий не пойдет днем в кассу — у него режим, Мацеста, пляж. Поэтому для удобства отдыхающих уполномоченные приезжают в санатории и там распространяют билеты, органи­зуют коллективные заявки. Появляются уполномоченные и на предприятиях, в совхозах, колхозах, в школах. И хотя цирк в Сочи давно уже завоевал популярность, он постоянно ищет своего зрителя, приглашает его, а не ждет пассивно; когда тот случайно заглянет на огонек. Это, так сказать, работа со зрителем. Но есть и другая сторона директорской деятельности — работа с артистом. Семен Александрович принадлежит к тем директорам, ко­торые всегда тщательно и заинтересованно подбирают программу. И как бы опытны ни были артисты, сколько бы городов и стран ни объездили они, Пищик обязательно проведет с ними перед премьерой беседу, расскажет о Сочи — курорте всесоюзного и мирового значения, напо­мнит о высоком звании артиста советского цирка. И к то­му же он каждый вечер бывает на представлении. А ар­тисты знают, каково работать, когда директор сидит и смотрит. И потому каждый вечер — премьера.

Но дело, разумеется, не только в беседах. Стараниями директора построена замечательная гостиница, чтобы арти­сты, выступая в Сочи, могли бы и отдохнуть на курорте. Гостиница стоит недалеко от цирка, среди санаториев. Да и сама она, как санаторий: с «мертвым часом», тишиной, идеальным порядком и чистотой. Впрочем, о сочинской «цирковой» гостинице мы уже рассказывали в нашем жур­нале. Упомянем лишь об одной доброй традиции в Сочин­ском цирке — после окончания гастролей артисты сажают возле гостиницы деревья дружбы. С окончанием гастролей связана и еще одна традиция: перед отъездом артисты получают от директора индивидуальные письма, в которых он благодарит их за работу, желает новых творческих ус­пехов и приглашает вновь приехать в город-курорт.

Рассказывая о директоре цирка, очевидно, нужно при­вести хоть какие-нибудь цифры. Вот одна из них: Сочин­ский цирк ежегодно дает государству 50 — 60 тысяч рублей чистой прибыли. Это происходит за счет того, что, во-пер­вых, гостиница сняла значительные расходы на аренду частных комнат, а во-вторых, в цирке постоянно даются дополнительные дневные представления, которые тоже идут аншлагами. Себестоимость же их значительно мень­ше: отпадают квартирные расходы, суточные, транспортные, расходы на рекламу и т. п. Но эта цифра в скором времени устареет: рядом со старым цирком уже строится новый, на две тысячи мест. Строительство в разгаре, и сил на него придется положить немало, как на всякое крупное строительство. А неугомонный Семен Александрович Пищик уже подумывает о том, как расширить гостиницу.

Он и в самом деле очень любит цирк и потому отдает ему всего себя. А когда это так, то работа всегда спорится. Наверное, не случайно, что именно С. А. Пищик первым среди директоров цирка был удостоен почетного звания заслуженного работника культуры РСФСР. Так как же все-таки стать директором цирка? Познако­мившись с Семеном Александровичем Пищиком, можно ответить: нужно призвание.

Константин Владимирович Алексеев, демобилизовавшись из рядов Советской Армии, пришел работать в цирк. Это было в 1958 году. С тех пор и до самого выхода на пенсию он был директором разных цирков — стационарных и передвижных.

Не буду скрывать от читателя, что о деятельности директора цирка я до того времени судил в основном по недавно вышедшему тогда на экраны кинофильму «Укротительница тигров». Жизнь директора цирка представлялась мне безоблачной и романтической, полной музыки и веселья — не жизнь, а непрерывный праздник.

Только бывший тогда управляющим Союзгосцирком Феодосий Георгиевич Бардиан немного охладил мой восторг, предупредив о предстоящей ответственности и трудностях. Закончив беседу, управляющий помолчал, о чем-то еще подумал, недоверчиво поглядывая на меня, затем вздохнул и подписал приказ.

— Помните, что основа цирка — его творческий коллектив. Не отрывайтесь от него и всегда советуйтесь с артистами, — напутствовал меня управляющий.

Домашние приняли сенсационное сообщение о моем назначении по-разному: жена — холодно, зато сыновья-школьники — с диким телячьим восторгом.

Через день я прилетел в Бухару, где недавно открылся передвижной цирк.

Прошло уже более пятнадцати лет, а я, как сейчас, помню этот пасмурный декабрьский день. Заплатанное брезентовое шапито поднимают порывы холодного ветра. В цирке идут репетиции. На манеже и за кулисами сумрачно и малолюдно.

Директор цирка товарищ В., не ожидавший приказа об освобождении от работы, был, мягко выражаясь, удивлен моим появлением. Он сразу побежал на переговорный пункт звонить в Москву, и больше в этот день я его не видел. Впрочем, на другой тоже.

Штатные сотрудники цирка, особенно бухгалтерия, тоже не были в восторге от моего появления. Многие старались подчеркнуть свою преданность старому директору. И хотя я не усматривал в этом ничего дурного, но все же был несколько разочарован. Не ожидал я такой встречи. Она не соответствовала моему, радужному настроению. И я, вспомнив совет управляющего, решил пока суть да дело познакомиться с артистами.

Не обладая сам никакими талантами, я всегда относился к людям искусства с особым почтением. А тут были не просто артисты, а артисты цирка — самого героического, на мой взгляд, самого яркого искусства.

К моей радости, они отнеслись ко мне дружественно. Укротитель львов Владимир Борисов в двух словах обрисовал мне невзрачное состояние моего хозяйства и обещал во всем свою помощь.

А как мне была нужна эта помощь!

Неопытный шапитмейстер неправильно установил цирк. Надо переставлять мачтовые растяжки и где-то добывать канаты или трос, так как до сих пор не натянуто как следует шапито. В цирке не найти ни одного гвоздя, нет аварийного освещения, а единственная автомашина требует ремонта и резины. Не хватает униформистов и сторожей. Скоро надо переезжать, а неизвестно куда, так как не определен следующий город, и так далее и тому подобное.

И надо срочно изучить конструкцию цирка, поскольку выяснилось, что я отвечаю и за технику безопасности.

Вечером смотрю представление и вместе со зрителями хохочу над шутками клоуна Эмиля Биляуэра. Все номера мне очень нравятся, и я забываю о заботах. Великое дело цирк!

На другой день начинаю понемногу осваиваться. У нас двоевластие. Я с утра до вечера в цирке, но не имею прав, а директор В. не показывается. Наверное, разговаривает с Москвой.

Бухгалтер мне прямо заявил: «Вот когда у вас в кармане будет печать, тогда и станете директором, а пока. » А пока продолжаю знакомиться и советоваться.

Билеты проданы уже на три дня вперед. Программа имеет успех.

Оказывается, мрачный мужчина в ватной телогрейке, обитающий у главного входа и ведающий директорской ложей,— это заведующий постановочной частью, он же заместитель директора. От заместителя исходит легкий запах алкоголя, но этот факт он объясняет принятыми лечебными мерами, хрипит и показывает мне свое забинтованное горло. Стараюсь поверить.

Подходит ко мне пианист Валерий Яковлев. Он исполняет обязанности дирижера. Жалуется, что в оркестре из тринадцати музыкантов пять уволились и уже получают расчет. Заменить их некем.

Прошу Яковлева сделать все возможное и невозможное, чтобы удержать музыкантов. Обещает постараться.

Но во время увертюры я насчитал в оркестровой ложе только шесть человек. Почему-то отсутствует ударник. Даже мой далеко не музыкальный слух улавливает отсутствие темпа, фальшь, слабость звучания.

Шел уже второй номер программы, когда я с радостью увидел пробирающегося на свое место ударника. Он виновато улыбается Яковлеву и извиняющимся жестом прикладывает руки к груди. И вдруг, за что-то запнувшись, переваливается через бортик оркестровки и падает на арену, чуть ли не на голову инспектору Богданову, к большому удовольствию публики, принявшей ударника за коверного.

С той же улыбкой, раскланявшись перед инспектором, ударник исчез за занавесом и опять появился в оркестре, где его заботливо встретили и усадили на место. Оркестр заиграл значительно лучше. Одного только не могу понять — как ухитрился ударник так удачно упасть с высоты почти второго этажа!

Весь вечер нахожусь за кулисами и наблюдаю за всеми действующими лицами. Для меня все ново и интересно.

Например, инспектор Борис Богданов, объявив номер, бегом бежит за кулисы. Оказывается, ого ждет партнер по впервые мной увиденной игре — нарды. Инспектор сделает несколько ходов и бежит на манеж к следующему номеру. Я в недоумении. Никогда не думал, что такое ответственное лицо может во время представления еще играть во что-нибудь. Спрашиваю: а вдруг что-нибудь случится?

— Что может случиться? — пожимает плечами Богданов. — А вы умеете играть в нарды? — интересуется он. — Ах, не умеете! А директор обязательно должен уметь. я вас научу сегодня же. «Сколько всего надо знать и уметь директору», — думаю я с тоской.

Товарищ В. не приходит. У нас уже третий день двоевластия, а вернее, отсутствия руководства, так как заместитель от входных дверей не отходит и встреч со мной явно избегает.

Артисты советуют на основании приказа главка вступить в свои права.

— Завтра воскресенье, три представления, — говорит Борисов. — Без хозяина плохо.

Но я решаю, что «утро вечера мудренее».

Ночью сплю плохо. Разные невеселые мысли лезут в голову.

К утру сильно похолодало. Порывистый ветер гонит темные тучи. Подходя к цирку, вижу шапитмейстера, прибивающего брезентовый фартук шапито к деревянному барабану.

Пишу приказ, что сегодня к руководству цирком приступил. Обойдусь пока без директорской печати.

Ветер все усиливается. Звоню на метеостанцию. Говорят, что порывы ветра двадцать метроо в секунду. А по инструкции зрители допускаются только при ветре менее двенадцати метров. Что делать, я, конечно, не знаю.

У шталмейстера Ионаса нет ни инструмента, ни материалов. Гвозди он добывает из старых досок. В одном месте прибивает брезент, а рядом ветер его опять отрывает от барабана. Сизифов труд. У Ионаса нет никакого опыта, и поэтому он ничего не боится.

Инспектор пожарной охраны приносит мне грозный акт-предписание. Чтобы выполнить все его требования, нужен минимум месяц. Он дает нам одни сутки.

Появляется заместитель. Горло по-прежнему замотано, но запаха уже нет. Вежливо прошу его сегодня же сменить телогрейку на приличное пальто и поручаю ему пожарного инспектора.

Ветер не ослабевает, шапито вздувается и опадает с хлопаньем, рвущим нервы. Решаем задержать начало представления.

К полудню порывы ветра немного стихают и прогноз метеостанции становится оптимистичнее. С опозданием на час начинаем пускать публику на утренник. Большинство зрителей — дети. Они дрожат от нетерпения, но никто не возмущается задержкой. Понимают, что иначе было нельзя. Какие все же молодцы наши зрители!

К началу дневного представления выяснилось, что комплекты билетов проданы оба на правую сторону. Я по своей наивности отмахнулся от этого дела, как от пустяка. Когда же мне разъяснили, что нумерация мест идет вокруг всего зала, в продана два раза вторая половина, я совсем упал духом.

Спасли положение артисты. Они в цирковых костюмах вышли в зал и с шутками и уговорами начали рассаживать зрителей. Через час все полторы тысячи зрителей наконец сидели иа Местах, в проходах и даже вокруг барьера арены.

Беру микрофон и, запинаясь от стыда, извиняюсь перед публикой. Представление начинается. И тут я вспоминаю о виновниках. Никого из них в цирке нет. У бухгалтерии выходной день, а «заместитель» ушел еще утром с пожарным инспектором и пропал. Посылаю контролеров их искать, но безуспешно.

В антракте прибегает дирижер Валерий Яковлев. У него свои заботы. Оказывается, уволившиеся музыканты собираются работать в местном ресторане, ходят вокруг цирка и пытаются соблазнить ударника. Яковлев не выпускает никуда ударника, следит за каждым его шагом и даже решил кормить его наверху, в оркестровой ложе. Электрики заявляют о необходимости срочно организовать аварийное освещение.

— Хоть и не было еще перебоев со светом, а вдруг. — пугает меня заведующий электроцехом.

Выход один — просить аккумулятор у Борисова. Одной батареи оказалось мало, и мы снимаем аккумулятор с автомашины. Все равно она стоит без резины.

Приходит общественность в лице председателя секции рыболовов велофигуриста Михаила Зыбина. Он просит машину для выезда рыбаков сегодня вечером куда-то за пятьдесят километров. Объясняю ему, что машина неисправна и стоит без колес. В субботу хотели поехать купить гвоздей и веревку, так шофер заявил, что нужен чуть ли нс капремонт.

Через несколько минут Зыбин приводит шофера, который, к моему удивлению, соглашается вечером выехать на рыбалку. Шофер явно навеселе. Он угрюмо выслушивает вес, что я о нем думаю, а вскоре лезет драться к электрикам — пытается отнять аккумулятор.

Наконец-то первый мой директорский тяжелый день подходит к концу. Начинаем впускать публику на вечернее представление. Стою у входа в цирк. Несколько человек спрашивают заместителя директора. А вот и он сам, в новом модном пальто и с незамотанной шеей, но какой-то странный. Говорит со мной отвернувшись и несет явную чушь. Оказывается, ему пришлось «обмывать» купленное пальто. А так как это я заставил его покупать обнову, то он и не виноват. Таков, мол, русский обычай. Ничего не поделаешь. Решительно изгоняю его из цирка и предупреждаю, что он уволен. Долго не могу успокоиться.

Погода совсем нс считается с южными широтами Бухары. Мне в зимнем пальто и то холодно, а каково артистам? За кулисами в проходе ждет выхода на манеж Элла Твеленева. Она в легком трико с блестками. При взгляде на нее еще сильнее дрожь пробирает. И я все более проникаюсь чувством гордости за наших артистов, которые в таких трудных условиях работают с такой отдачей.

А бог все-таки ость! Это он сегодня подослал к нам пожарного инспектора с его предписанием. Внезапно гаснет свет. И нас спасает слабенькая лампочка аварийного освещения, одна в зрительном зале и на весь цирк.

Еле дозвонился до электросети. Ничего утешительного: говорят — ждите.

И опять выручают артисты. В полутемном зале клоун Эмиль Биляуэр с сыном воздушных гимнастов Корчагиных показывают репризу «Живой и мертвый».

Биляуэр и Корчагин, освещенные автомобильной фарой, к великой радости публики и моей, протянули эту репризу не менее десяти минут, пока не вспыхнул свет.

Вот выручили так выручили! Все-таки здорово повезло мне с коллективом.

В оркестре уже десять человек. Молодец Валерий! Мало того, что не отпустил ударника. Он еще из сбежавших от нас музыкантов завербовал обратно двоих.

Тяжелый день кончается. Я уже не так волнуюсь, когда во втором отделении опять гаснет свет. Вместе со зрителями Снова получаю удовольствие от все тех же «Живого и мертвого». На этот раз клоун с «униформистом» героически трудились минут двенадцать. Не верите? Так у меня есть полторы тысячи свидетелей.

Последний антракт. На арене устанавливают огромную клетку-централку, а за кулисами подкатывают к решетчатому тоннелю вагончики с борисовскими питомцами. Все очень заняты. Последние усилия. Завтра, слава богу, выходной день.

И вдруг — крики, выстрелы!

Бегу к вагончикам, там суета, кого-то поднимают, кого-то ругают.

Лежит на полу акробат Николай Фатеев, вид у него очень несчастный и виноватый. Он охает, стонет, но мне уже видно, что с ним ничего особо страшного не произошло.

Оказывается, это шутки хитрого льва Тумана. Когда его вагончик подкатывали к тоннелю, он прикинулся спящим, а сам подцепил лапой зазевавшегося Фатеева, порвал ему пальто и брюки. Пару когтей запустил и поглубже. И не хотел отпускать. Стажирующийся у Борисова артист Вальтер Запашный стрелял прямо в морду Тумака, но тот, наверно, догадывался, что патроны холостые.

Звоню ноль три. Борисов, обычно спокойный и веселый, страшно взволнован, никак не успокоится и не уверен, что сможет выступать.

Его жена Римма, еще не сменившая костюм наездницы, тоже взволнованная и бледная, говорит, что по всем правилам надо отменить выступление, так как звери очень возбуждены.

Медпункт у нас еще не организован. Находим в цирковой аптечке нашатырно-анисовые капли. Ни я, ни Римма не знаем их назначения, но больше ничего нет. Выливаем полбутылочки в стакан, разбавляем водой. Борисов с отвращением выпивает.

Антракт затягиваем, насколько возможно. Наконец, когда из больницы поступило сообщение, что Фатеев ранен легко и только сильно испуган, Борисов дал «добро», и оркестр заиграл бравурный марш.

Шапито не стационар, стенки не каменные, а брезентовые. Публика слышала все крики и выстрелы и информирована обо всем не хуже нас самих. Поэтому во время аттракциона зрители нервничают, перешептываются. Ни один лев не дремлет, все провожают глазами своего хозяина.

Возле пожарного, держащего ствол водяного шланга, стоит Вальтер Запашный. Он внимательно следит за движением каждого зверя. Многие артисты тоже стоят в проходах.

Сам я ни жив ни мертв. Кажется, один Борисов совершенно спокоен — работает с улыбочкой, весело, но можно догадываться, с каким трудом дается ему это спокойствие.

И вот наконец последний львиный хвост скрывается в тоннеле. Аплодисменты. Прощальный марш. Представление окончено. Собираюсь домой и вспоминаю, что еще ничего не ел.

При выходе из цирка неожиданно встречаю товарища В. Он не в обиде на мои узурпаторские действия и только просит не увольнять заместителя, гак как тот, купив пальто, остался совсем без средств к существованию.

Пикабушник @Andrey, попросил пост про атмосферу цирка, как туда попадают.

Как устроиться в цирк и остаться там работать. Цирк, Длиннопост, Обсуждение

Текстом атмосферу я думаю хорошо передать не получится. Вот объясни, как я должен передать запах в цирке? запах преющих опилок и сырости. Причем даже самый самый капитальный ремонт не помогает. Я не знаю почему. Может вентиляция плохая. Да и само внутреннее устройство цирка слишком обширно, чтобы уместить в один пост. В цирке не только артисты работают, по мимо артистов там очень много служб. Цирк — это не только репетиции и представления. Мы переезжаем из города в город постоянно, а так же отмечаем праздники, создаём семьи, потом разводимся. Ничто человеческое нам не чуждо))
В России есть как государственный цирк — РосГосЦирк, так и частные цирки. Самые известные частные — это цирк на цветном бульваре (Максим Никулин, сын Юрия Никулина), Цирк на ул. Вернадского. (братья Запашные). Я буду рассказывать в первую очередь про РосГосЦирк, т.к проработал там 5,5 лет. Ушел я из ГосЦирка в августе 2013 года.

Работать в цирк, можно попасть простым способом. устроиться туда на работу. Объявлений например в ВК в тематических группах предостаточно. Люди в цирк требуются всегда (зависит от должности). В цирке по мимо артистов и танцоров, есть и различные службы. Самая текучка кадров — это конечно рабочие по уходу за животными, или как в цирке их называют — служащие.
В обязанности служащего входит: уборка у животных, кормежка, чистка места, где содержаться животные, участие в репетициях и в представлениях.

Как устроиться в цирк и остаться там работать. Цирк, Длиннопост, Обсуждение

Животных в цирке прямо скажем не мало и они разнообразные и всех перечислять смысла нет.
В служащие в основном идут люди без образования (9-11 классов или в лучшем случае закончили профтехучилище.) и как правило не горящие желанием работать (лентяи). Поэтому даже, если в порядке исключения в цирк устраивается парень или девушка, которые исполнительные (девушкам я бы не рекомендовал устраиваться в цирк в качестве служащей), и которые не привыкли к агрессивной среде, то к ним в любом случае будут относится точно также как и к остальным. В цирке не матерятся, там матом разговаривают.

Про атмосферу среди рабочих по уходу за животными. Когда тебя первый раз приводят на конюшню, то это я думаю можно сравнить, когда человека первый раз заводят в камеру к матерым уголовникам. Кстати могу привести и не на конюшню, это зависит от того, куда устроился, в смысле за кем будешь ухаживать. Лично я когда только устроился, то первые 3 дня проработал на конюшне, а потом перевели убирать за львами и тиграми.
Новичка, который устроился первый раз в цирк, будут проверять на прочность по всем показателям. Самая грязная и тяжелая работа, первое время, будет закреплена за новичком. Хотя ответственную работу новичку не доверят, просто будет в целый день возить опилки в тачке и навоз. Дадут какой-нибудь грязный противень, который даже и не используется никогда, и скажут отмыть. В общем могут придумать какую-нибудь работу, чтобы посмотреть как новенький реагирует. Другие служащие будут сваливать на тебя всю работу по возможности, и возмутится ты не сможешь, хотя конечно это зависит от человека. Большая часть рабочих, она адекватная и спокойная, но есть индивидуумы, которые могут тебе ножик в бедро воткнуть. Что самое интересно, вот такие люди как правило работаю бригадирами. т.е контролируют работу других служащих. Поэтому постоянное нахождение в таких условиях, очень сильно влияет на психику. Как правило, через несколько лет, даже кто был спокойным и добродушным, сам начинает гнобить новеньких.

Среднестатистический рабочий день выглядит следующим образом:
Начало работы зависит от типа животных, поэтому, кто-то обязан приходить к 5 утра, а кто-то может приходить и к 12:00. Ну и еще от дрессировщика зависит.
Раньше всех в цирк приходят тот, кто ухаживает за конями (кобыл в цирке не используют) это где-то 4:45 — 05:00. За час служащим нужно успеть почистить стойло, почистить коней, от опилочной пыли, покормить коней, сделать так, чтобы конь сходил в туалет, ну и потом еще раз стойло почистить. (тоже самое касается и верблюдов, зебр, и т.п)
В 05:30 — 06:00 начинается репетиция. Среднее время репетиции — час. Разумеется, что некоторые репетировали бы и больше, но больше не получится, потому, что в коллективе (в труппе. самое забавно, ты в цирке никогда слово "труппа" не услышишь. Используют слово "коллектив") репетиции расписаны на весь день, и получается, что манеж занят с утра до вечера
в 07:00 заканчивается репетиция. После репетиции, коней долго отшагиваю, т.е в закулисной части водят коней по кругу, чтобы восстановить им пульс, чтобы они остыли, ну и т.п. В общем тоже самое, что и для людей упражнение на дыхание. Потом коней ведут в стойло, дают им попить, оставляют немного сена (их же в 5 утра кормили уже). Рабочие заметают еще раз конюшню. Да, конюшню метут много раз за день. Потом начинают мыть морковь и перебирать сено, чтобы покормить уже в обед. Качество продуктов зависит от дирекции цирка. В некоторых городах в директорах сидят люди, которых просто поставили, потому, что они "удобные" Москве, а именно так называемому главку (центральному офису российской государственной цирковой компании.) Поэтому сено могу привезти гнилое.
примерно к 11:00 дня рабочие заканчивают все приготовления к обеду для коней и у них может быть свободное время, а может и не быть, т.к очень часто, что-то ломается, и это надо ремонтировать. Потом у животных обед, а вот после обеда если ничего экстренного нет, то всех кроме дежурного по конюшне отпускают. Где-то примерно в 14:00 тебя могут отпустить до 18:00. В это время делай, что хочешь. Можешь пойти по городу погулять, можешь с гостиницу спать пойти, но к 18:00 должен уже быть на конюшне. До 21:00 ухаживают за конями. Чистить, подметать, кормить, поить, и т.п. В 21:00 как правило конец рабочего дня, и всех кроме дежурного отпускают в гостиницу, дежурный же или до полуночи сидит на конюшне, или там ночевать остается, отводится место в комнате на конюшне, и рабочий остаётся ночевать там.
Это я описал день когда нет представления, если же представление есть, то рабочие как правило никуда не уходят, потому, что еще нужно готовить реквизит к представлению и следить за животными в оба глаза, чтобы не дай бог не испачкались. Но благодаря политике РосГосЦирка, который считает, что цирк это убыточное предприятие (разумеется на самом деле это не так), в данный момент за месяц порой даже 20 представлений не получается.

На этом думаю все пока. Разумеется я могу и дальше писать, но будет слишком длинно я думаю. P.s Я описал только примерно как ухаживают за конями, но в цирке же есть и другие животные, собаки например, и у рабочих по уходу за собаками будет другой график (да, точно так же в цирке целый день находится)

Несколько месяцев вокруг Кыргызского государственного цирка имени А.Изибаева нешуточный скандал. В конце прошлого года мы писали о ряде нарушений, в том числе и многочисленных финансовых. Тендеры, нарушающие закон о госзакупках, приобретение бензина для несуществующей машины, переполненные залы и смешной заработок цирка от зарубежных гастролеров — это далеко не полный список того, о чем стало известно СМИ.

После ряда публикаций молодой министр культуры, информации и туризма Азамат Жаманкулов пообещал разобраться и уволить директора цирка Курмангазы Исанаева. Сделал это, впрочем, крайне странным образом: сначала дал отсрочку в месяц за «большие заслуги», но после возмущения, в том числе и депутатов Жогорку Кенеша, все-таки подписал распоряжение об увольнении. Дело осталось за малым — назначить нового главу Кыргызского государственного цирка и поднимать отечественное цирковое искусство с колен. По крайней мере, так казалось.

из интернета

Министра эта кандидатура по каким-то причинам не устроила. Сначала ее исключили из списка претендентов, но, после того как она якобы представила нужные документы, вновь стали рассматривать.

Параллельно стали появляться и другие претенденты на должность. Возрождать единственный в стране цирк вызвался сначала заслуженный балетмейстер Зарылбек Молдобакиров. В целом кандидатура ничем не приметная, к цирку отношения никогда не имел. Но, по его собственным словам, от должности директора не отказался бы. Примечательно, что ранее Молдобакиров претендовал на должность главы театра оперы и балета, однако его не утвердили. Больше об этом кандидате сказать нечего.

После волны непонимания от выдвижения такого кандидата появляется еще одно имя — бывший заместитель министра культуры Фархад Бекманбетов. Менеджер? Да. Но такой ли хороший? Его уволили за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей. Проще говоря, по отрицательным мотивам.

из интернета

Именно между Акматовой и Бекманбетовым идет самая ожесточенная борьба. Вернее, между их сторонниками. А кто они? Ведь не зря народная мудрость гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты».

Сегодня все они написали заявления об увольнении и передали все свои награды министерству в надежде, что чиновники наконец увидят реальные достижения отечественных артистов цирка.

Есть и представители казахстанских и российских трупп, которые также высказались за Акматову.

Группа поддержки появилась и у Фархада Бекманбетова. Сегодня в его защиту выступили тренеры детской студии и материальный бухгалтер цирка. Распирает умиление, но ненадолго.

Странное совпадение, но в самом начале скандала эти самые тренеры открыто выступали против уже уволенного директора Исанаева и говорили о разрухе, которая пришла в цирк из-за того, что человек не болел искусством, а только зарабатывал деньги. Теперь же они просят привести менеджера со стороны. Дескать, ему виднее, как развивать. Более того, объединились с материальным бухгалтером Зульфией Каркеновой, которая проработала с Исанаевым с 2008 года и, получается, к этой самой «разрухе» имеет непосредственное отношение.

Сама Каркенова — защитник тоже сомнительный. В 2006-м она осуждена за то, что за казенные деньги купила лошадь для тоя. В то время она возглавляла Каракольский комбинат благоустройства и зеленого хозяйства. Ущерб составил 12 тысяч сомов. Вообще, в уголовном деле было два эпизода, но по одному Зульфию Каркенову оправдали. Там ущерб составлял 10 тысяч сомов. Сегодня же материальный бухгалтер с полной серьезностью заявила, что это дело имело политические мотивы. Пожалуй, второй в истории Кыргызстана случай гонений за покупку лошади. Первый, как мы помним, случился с Омурбеком Бабановым.

«Цирк» вокруг цирка набирает обороты. Азамат Жаманкулов пообещал артистам в течение трех дней назначить нового директора. Срок истекает сегодня.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Но это не точно.

Читайте также: