Как стать директором дк

Опубликовано: 17.09.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Директор дома культуры (далее - директор) относится к категории руководителей.

1.2. На должность директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3-х лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5-ти лет.

1.3. Назначение на должность директора и освобождение от нее производится в порядке, установленном учредительными документами дома культуры, и по представлению [наименование должности руководящего лица Управления культуры и т. п.].

1.4. Директор должен знать:

1.4.1. приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы, регламентирующие его работу;

1.4.2. нормативные правовые акты, регламентирующие хозяйственную и финансово-экономическую деятельность учреждений культуры, а именно постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития культуры и искусства, методические и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности учреждений культуры;

1.4.3. формы и методы организации работы с населением с учетом демографических, возрастных и национальных особенностей;

1.4.4. основы гражданского, налогового, трудового законодательства, законодательства о культуре, о защите прав потребителей, об образовании, о рекламе;

1.4.5. основы финансово-хозяйственной деятельности и делового администрирования;

1.4.6. профиль, специализацию и особенности структуры дома культуры;

1.4.7. основы рыночной экономики, организации труда и управления;

1.4.8. отечественный и зарубежный опыт в области развития культуры и искусства, оказания населению платных образовательных и иных услуг, проведения развлекательных мероприятий;

1.4.9. средства вычислительной техники, коммуникации и связи;

1.4.10. основы психологии и социологии;

1.4.11. этику делового общения;

1.4.12. основные принципы планирования работы;

1.4.13. требования к составлению и заключению различных хозяйственных договоров и оформлению документации (учетной, отчетной и пр.);

1.4.14. правила внутреннего трудового распорядка;

1.4.15. правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.5. Директор подчиняется непосредственно [вписать нужное].

1.6. В подчинении директора находится весь персонал дома культуры.

1.7. На время отсутствия директора (командировка, отпуск, болезнь) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Директор дома культуры:

2.1. Осуществляет общее руководство административно-хозяйственной и экономической деятельностью дома культуры.

2.2. Разрабатывает и контролирует исполнение основных направлений культурно-просветительной и досуговой деятельности среди населения.

2.3. Составляет планы творческо-производственной и финансово-хозяйственной деятельности дома культуры с применением социально-экономических условий.

2.4. Организует деятельность дома культуры и работу всего персонала, а именно:

2.4.1. проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм творческой деятельности;

2.4.2. проведение спектаклей, концертов, театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, как силами собственного творческого коллектива, так и приглашенных исполнителей;

2.4.3. демонстрацию кинофильмов, видеопрограмм и т.п.;

2.4.4. проведение консультаций и лекториев, народных университетов, курсов прикладных знаний и навыков, проведение тематических вечеров, творческих встреч, экскурсий и других форм просветительской деятельности, в том числе и на абонементной основе;

2.4.5. проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов, в соответствии с местными обычаями и традициями;

2.4.6. организацию досуга различных групп населения, в том числе проведение вечеров отдыха и танцев, дискотек, молодежных балов, карнавалов, детских праздников, игровых и культурно-развлекательных программ;

2.4.7. организацию работы кафе, салонов, уголков живой природы, игротек, читальных залов, бильярдных залов, кегельбана и т. п.;

2.4.8. работу спортивно-оздоровительных клубов и секций, групп туризма и здоровья, проведение спортивных выступлений, физкультурно-массовых соревнований;

2.4.9. работу студий звукозаписи, издательскую деятельность, тиражирование и создание фонотеки, работу библиотеки, информационно-компьютерных центров;

2.4.10. предоставление в рамках возможностей дома культуры разнообразных платных услуг социально-культурного характера населению, с учетом запросов и потребностей;

2.4.11. предоставление сценических площадок для проведения гастрольных и выездных мероприятий театров, концертных организаций, для осуществления совместных проектов и программ в соответствии с заключенными договорами.

2.5. Обеспечивает дом культуры квалифицированными кадрами с наилучшим использованием знаний и опыта работников, а именно:

2.5.1. заключает трудовые договоры (контракты) с творческим и техническим персоналом;

2.5.2. осуществляет контроль за строгим соблюдением персоналом правил техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности;

2.5.3. принимает решения по представлениям о наложении административных взысканий, применении мер поощрения к работникам дома культуры.

2.6. В пределах предоставленных ему полномочий решает финансовые и материальные вопросы деятельности дома культуры, а именно:

2.6.1. обеспечивает оснащение учреждения необходимым технологическим, инженерным оборудованием, инвентарем, материалами и осуществляет контроль над их использованием;

2.6.2. организует своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, помещений дома культуры и оборудования;

2.6.3. определяет условия и заключает различные гражданско-правовые договоры, которые необходимы для обеспечения нормального функционирования дома культуры, осуществляет контроль над их выполнением.

2.7. Разрешает все вопросы, связанные с оказанием услуг клиентам и посетителям дома культуры, в том числе рассматривает претензии и жалобы, связанные с качеством оказанных услуг.

2.8. Занимается вопросами размещения рекламы услуг, оказываемых домом культуры, в средствах массовой информации с целью привлечения клиентов.

2.9. Руководит иными, предусмотренными учредительными документами дома культуры, видами деятельности.

2.10. Директор обязан:

2.10.1. своевременно отвечать на запросы других сотрудников по направлению профессиональной деятельности, предоставлять требуемую информацию в полном объеме;

2.10.2. непрерывно повышать свой профессиональный уровень;

2.10.3. честно и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности;

2.10.4. объективно относиться к другим сотрудникам, оценивать их вклад в достижение целей дома культуры по результатам их работы независимо от личного отношения;

2.10.5. содержать имущество, принадлежащее учреждению, в целости и сохранности;

2.10.6. всемерно способствовать формированию и укреплению благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

2.10.7. хранить служебную и коммерческую тайны;

2.10.8. соблюдать правила конфиденциальности при работе с личной информацией сотрудников дома культуры, правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

3. Права

Директор дома культуры имеет право:

3.1. Представлять интересы дома культуры во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и управления.

3.2. Распоряжаться имуществом и средствами дома культуры с соблюдением требований, определенных законодательством, учредительными документами, решениями учредителей.

3.3. В пределах, установленных законодательством, определять состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты.

3.4. Требовать от учредителей дома культуры оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.5. Открывать в банковских учреждениях расчетный и другие счета.

3.6. Принимать решения по представлениям: о привлечении работников, нарушивших трудовую дисциплину, виновных в причинении материального ущерба учреждению, к материальной и дисциплинарной ответственности; о моральном и материальном поощрении особо отличившихся работников.

3.7. Выдавать доверенности на совершение гражданско-правовых сделок, представительство, пр.

3.8. Заключать трудовые договоры (контракты).

4. Ответственность

4.1. Директор дома культуры несет ответственность:

4.1.1. за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.1.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.1.3. за причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.2. Директор дома культуры несет персональную ответственность за последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных законодательством, уставом, иными нормативными правовыми актами. Он не освобождается от ответственности, если действия, влекущие ответственность, были предприняты лицами, которым он делегировал свои права.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Новая работа — всегда стресс, даже для руководителя. И если вы знаете часть команды, многое всё равно остаётся неизвестным и новым: нет чёткого понимания, как выстроены текущие бизнес-процессы, как налажено взаимодействие, какие у сотрудников были отношения с предыдущим руководителем и истинные причины его ухода.

Поделюсь простыми и важными шагами, которые помогут понять обстановку, в которой предстоит работать, и организовать рабочие процессы в новой команде.

С чего начать руководителю на новом месте: 7 ключевых действий

Сергей Шульга

Ex-HRD ВКонтакте, бизнес-консультант

Шаг 1. Чётко обозначьте и согласуйте цели с начальством

Запросите полную информацию от вашего непосредственного руководителя: что действительно он хочет получить от вас и вашего отдела, в какие сроки и как будет измеряться результат.

Лучше это уточнить до первого рабочего дня, так как потом вас затянут другие процессы и текучка, — времени будет оставаться только на обед, и то не всегда. Не лишним будет узнать, почему ваш предшественник не выполнил свои задачи. Полученную информацию важно зафиксировать: в письме или чате.

Это нужно для прозрачности отношений и поставленных задач. Бывает, когда с руководителя на новом месте работы начинают спрашивать то, что не обсуждалось на собеседовании. Негатив с обеих сторон нарастает, что приводит к увольнению.

К сожалению, такие ситуации встречаются всё чаще.

Шаг 2. Познакомьтесь с командой

Это один из важнейших шагов, — ведь вы будете проводить большую часть дня с этими людьми.

На новом месте важно провести первую встречу с командой для знакомства. Если команда очень большая, состоящая из нескольких групп, то можно провести несколько встреч с разными группами.

Кратко расскажите о себе: как пришли к этой должности и какие ближайшие мероприятия ожидают сотрудников. По возможности проведите ещё и личные встречи с каждым членом команды: если структура большая, можно ограничиться руководителями и лидами небольших команд.

Узнайте у каждого сотрудника:

  • какие задачи решает;
  • что нравится и не нравится в текущей работе;
  • что нравилось и не нравилось в работе предыдущего руководителя;
  • какие проблемы видит в команде;
  • какие сложности видит в компании в целом;
  • чем интересно было бы заниматься в дальнейшем;
  • немного о себе: чем увлекается, чем интересуется вне работы.

Такие беседы помогут лучше понять каждого члена команды, их сильные и слабые стороны, — и то, какие задачи можно делегировать каждому из сотрудников.

Если такие встречи не проводить, то команда почувствует себя ненужной: будет ждать поручений сверху и выступать в роли рядовых исполнителей, что чревато снижением эффективности и в целом демотивацией команды.

Коллеги поделились кейсом: новый руководитель не уделил должного внимания знакомству с командой, — начал раздавать задачи на своё усмотрение. Упала эффективность и мотивация сотрудников. Большая часть команды просто уволилась.

Шаг 3. Познакомьтесь с руководителями других отделов

Разберитесь в структуре компании, — важно понять основные бизнес-процессы, которые будут происходить под вашим руководством или при вашем участии. Эту информацию компании обычно хранят на корпоративных порталах и других базах знаний. При этом изучение документов не даст такой глубокой картины, как личные встречи с руководителями других отделов. Благодаря таким встречам вы сможете проанализировать отношения между отделами, найти неформальные связи и понять общие цели.

Встречи можно и не проводить, но тогда есть риск, что вы не получите важную информацию, — а в будущем будет сложнее реализовывать совместные проекты.

Проводя такие встречи на моём прошлом месте работы в iConText Group, удалось на старте найти натянутые — и неочевидные на первый взгляд — отношения между командами, дублирование части процессов. Что помогло оперативно решить проблемы.

Шаг 4. Сформируйте стратегию

Итак, вы собрали необходимую информацию:

  • какие задачи стоят перед вашим отделом, приоритеты;
  • какая у вас команда, её возможности, зоны роста;
  • какие процессы в компании, взаимоотношения между другими отделами, проблемные зоны, как они соотносятся между собой.

Теперь из собранной информации можно сформировать стратегию вашего направления, выделив основные и глобальные задачи. Затем разделите их на цели и поэтапный план действий: что нужно сделать для достижения целей.

В этом шаге важно два этапа:

  1. Защитить стратегию перед руководством. Получить одобрение на реализацию намеченного плана.
  2. Защитить её перед своей командой. Показать общую картину происходящего, рассказать, почему необходимо реализовать эти задачи и куда они должны привести.

Так ваша команда почувствует причастность к общему делу, увидит зоны роста и понимание целей компании. Непонимание целей компании, общей стратегии и целесообразности задач демотивирует сотрудников.

КУРСЫ НЕТОЛОГИИ

Soft Skills

Узнать больше

  • Soft skills — это надпрофессиональные навыки, которые помогают любым специалистам в любой отрасли быть востребованными
  • Сможете прокачать навыки, чтобы быстро решать задачи, убедительно аргументировать свою позицию, грамотно выстраивать коммуникацию — без лишних эмоций и стресса 💪

Шаг 5. Создайте новую структуру отдела

На основе новой сформированной стратегии у вас и вашей команды есть детальный план с задачами. Вы должны понимать,какими ресурсами можно его реализовать и какова будет новая структура отдела:

  • какие задачи необходимо распределить между текущими сотрудниками;
  • кого из команды перевести на другую роль, если нужно назначить лидов команд (на основе их пожеланий и возможностей);
  • каких специалистов нужно ещё найти.

Тем самым вы перераспределяете нагрузку и даёте членам команды шанс проявить себя. Новые задачи и назначения вдохнут энергию в команду.

Если же вы распределяете задачи между командой на своё усмотрение, то есть риски, что перегрузите сотрудника или получите человека-оркестр. Такие сотрудники могут быстро перегореть и уйти.

Шаг 6. Организуйте регулярные встречи

Рекомендую два эффективных формата встреч: еженедельный статус команды и встречи один на один. Далее по ходу работы можете уже изменять, пробовать другие форматы, в зависимости от предпочтения команды и эффективности таких встреч.

Еженедельный статус

Раз в неделю проводите 30-минутную встречу с лидами команд, где каждый делится статусом по текущим задачам: что в работе, что сделано, что нет, что мешает в работе.

Отличный инструмент для того, чтобы все понимали общую картину задач по отделу и кто чем сейчас занимается.

Встречи один на один

Раз в две недели руководитель и сотрудник общаются один на один, где обсуждается всё, что накипело; какие задачи нравятся или нет, в каком направлении сотрудник хочет развиваться. Такие встречи помогают на старте выявить выгорание и вовремя среагировать.

К сожалению, новые руководители не всегда использую эти инструменты коммуникации с командой и, в результате, теряют ценных сотрудников. Кто-то начинает перегорать, кого-то может что-то не устраивать, а выяснить это не удавалось.

Шаг 7. Выберите единую систему управления задачами

Держать в голове или в почте все свои задачи и задачи команды — это сложно. Вы не сможете видеть детальную историю задачи, этапы реализации, трудозатраты и так далее. Эффективней для этого создать структуру и системность. Выберите систему управления задачами, где будет фиксироваться вся активность команды, ответственные, сроки.

Подобных систем большое множество: YouGile, Asana, Pyrus, Wrike GanttPro и многие другие. В этих сервисах очень удобно детализировать общую стратегию отдела и сделать декомпозицию по задачам с распределением по сотрудникам. Вы всегда сможете отслеживать прогресс по конкретным задачам, видеть новые комментарии и участие других людей, кто так же подключён к реализации задачи.

Так вы и вся команда сможете видеть весь процесс и зафиксированные договорённости, а также любые изменения по проектам или задачам. CRM-системы полезны при масштабировании задач и погружении новых сотрудников из других команд или отделов.

Курс

Soft Skills для руководителя

Узнать больше

  • Научитесь управлять командой и мотивировать подчинённых
  • Узнаете, как договариваться со своими подчинёнными и коллегами
  • Сможете проводить конструктивные встречи и оптимизировать их количество

Заключение

Конечно, рекомендаций для вхождения руководителя в должность на новом рабочем месте намного больше. Но для начала важно начать именно с описанных выше шагов и сделать на каждом их них упор, чтобы ваш первый месяц адаптации прошёл эффективно и максимально гладко, как для бизнеса, так и для новой команды.

Безусловно, часть задач не начнёт сразу решаться так, как вы это запланировали. Возможно недопонимание со стороны команды, срывание сроков, результат может быть не такой, как вы себе представляли, и многое другое, что сложно учесть на начальном этапе управления новой командой. Всё дело в человеческом факторе и новых взаимоотношениях. Вы присматриваетесь к команде так же, как и команда присматривается к вам, не забывайте это. Процесс будет налаживаться постепенно и нужно быть к этому готовым.

Важно помнить, что вы руководите целой командой, а не сотрудниками по отдельности. Формируйте профессиональную команду, развивайте управленческие навыки.

Вопрос, касающийся кадровой политики в учреждении культуры, является одним из наиболее важных вопросов, которому традиционно уделяется пристальное внимание. Ведь нельзя решить проблему, связанную, например, с привлечением дополнительных источников финансирования, или проблему внедрения инновационных технологий в работу учреждения, не затрагивая кадровый вопрос.

О требованиях к руководителю учреждения культуры

На сегодняшний день не существует определенных стандартов, по которым можно было бы определить, какие профессиональные и личностные качества должны быть характерными для руководителя учреждения культуры. Поэтому руководителей подобных организаций в первую очередь сравнивают с художниками, для которых бывает достаточно одной харизмы, популярности в средствах массовой информации и наличия креативных идей.

Несмотря ни что, профессиональные требования к руководствующим кадрам довольно высоки, что вызвано различного рода изменениями:

  • постоянно, а иногда очень стремительно, меняется законодательство;
  • происходят изменения аудиторий культурных проектов;
  • многое изменяется в самих населенных пунктах, где функционирует учреждение культуры и так далее.

Но, отталкиваясь от требований к руководителю учреждения культуры, а также опираясь на экспертное мнение, получается, что он должен обладать сверхчеловеческими качествами, одновременно решая массу междисциплинарных задач и реагируя на запросы разного уровня.

Какой опыт необходим руководителю учреждения культуры

На сегодняшний день руководителю учреждения культуры в первую очередь необходимо наличие опыта, касающегося решения следующих вопросов:

  • руководства проектами, включающими два или более разноплановых направлений деятельности;
  • связанных с профессиональной деятельностью;
  • участия в кросс-культурных проектах;
  • публичной деятельности.

Разноплановые направления деятельности основываются на принципе 360 градусов, представляющим из себя одновременное управление несколькими сторонами процесса. Имея такой опыт, руководитель сможет постоянно удерживать в поле зрения задачи разного плана и уровня.

Ведь учреждение культуры выполняет разные функции:

  • обычной творческой деятельности;
  • подготовки новых творческих проектов;
  • материально-технического и финансового обеспечения;
  • рекламы и так далее.

Не стоит также упускать из виду и вопросы, касающиеся маркетинга, работы с аудиторией и многих других аспектов.

Поэтому руководить учреждением культуры, справляясь при этом со всеми поставленными задачами, сможет только такой человек, у которого есть опыт управления различными проектными линиями. И очень хорошо, если один из проектов относился к области культуры или образования.

Очень важно, если директор имеет опыт профессиональной деятельности. Это уже само по себе является свидетельством того, что он достаточно компетентен в профессиональной среде, ее существующих проблемах и возможностях. Главным критерием, подтверждающим наличие такого опыта, является трудовая книжка и некоторые другие документы.

Очень важным моментом для руководителя учреждения культуры является опыт участия в кросс-культурных проектах, которые объединяют в себе разные целевые аудитории, виды искусства, жанры и многое другое. Например, организация может проводить на своих площадках концерты и работать с детьми, соединяя при этом музыку, литературу, а также мониторинг образовательных и просветительных процессов.

Задачей же руководителя в этом случае является умелое соединение всех этих направлений таким образом, чтобы они могли бесконфликтно существовать друг с другом.

Наличие опыта публичной деятельности является важной составляющей целого комплекса качеств, которыми должен обладать руководитель учреждения культуры. Управляя коллективом, взаимодействуя с общественностью и целевой аудиторией, он должен уметь грамотно и доходчиво разъяснять предпринятые действия или занятую позицию.

В грамотности человека и его умении выступать перед публикой можно удостовериться в процессе выступлений на конференциях или других мероприятий, а также по публикациям в разных изданиях.

Какие знания и компетенции характерны для руководителя учреждения культуры

Характерными компетенциями, без которых руководитель не может управлять учреждением, являются:

  • знание контекста и его правильное применение;
  • качественное образование и повышение квалификации;
  • знание современных гуманитарных технологий.

Владение необходимой информацией о проблемах местного сообщества, событиях в городе, ситуации в стране и мире, поможет руководителю решить многие вопросы, связанные как с работой учреждения в целом, так и касающиеся управленческой деятельности.

Важной составляющей управленческой деятельности является организационная сторона дела. Поэтому, помимо всего прочего, руководителю учреждения культуры необходимо иметь опыт успешного набора персонала и управления коллективом, опыт успешной реорганизации организационной структуры и успешной реализации бизнес-модели или проекта, навыки работы с информацией.

Директор учреждения культуры всегда должен идти в ногу с прогрессом, а для этого ему необходимо постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, что поможет ему получить знания, без которых учреждению культуры будет очень трудно функционировать в современном мире.

Критерии измерения авторитета

Деятельность в сфере культуры представляет собой не только управление организацией, но и постоянное взаимодействие с социумом, авторитет и влияние. Руководителю учреждения культуры – библиотеки, музея, ДШИ и других – нужно не только выступать в роли управленца, но и быть лидером мнений.

Конечно же измерить авторитет непросто, однако, условно это можно сделать в соответствии с такими критериями:

  • репутационным капиталом, который можно проверить с помощью внешних ссылок и оценки экспертного сообщества;
  • опытом успешной коммуникации с экспертным сообществом;
  • опытом работы с местными сообществами.

Стоит заметить, что эксперты не только могут выполнять роль критиков, но и оказывать помощь, необходимую при возникновении сложных ситуаций. Профессионал высокого уровня обладает умениями пользоваться экспертизой, сотрудничать с коллегами и специалистами других сфер деятельности, уметь с пользой использовать разные мнения и аргументы.

Очень важной составляющей профессиональной компетентности является умение работать с локальными сообществами. Наличие такого опыта можно подтвердить в процессе интервью, а также определить с помощью портфолио, ссылок , публикаций.

О личных качествах руководителя учреждения культуры

Личные качества играют большую роль в управленческой деятельности, поскольку очень часто именно они помогают человеку принимать необходимые решения. Существует несколько качеств характера, изъяны в которых могут привести любого руководителя к достаточно большим неприятностям. Такими качествами эксперты считают:

  • порядочность;
  • ответственность;
  • честность;
  • интеллигентность;
  • тактичность и другие.

Если руководитель в силу каких-либо причин утратит свой авторитет, то восстановить его довольно сложно, а в некоторых случаях практически невозможно.

Фото с сайта nv.ua
Фото с сайта nv.ua

Для того, чтобы стать начальником, недостаточно хорошо делать свою работу. Нужно обладать или развивать качества руководителя и не бояться брать на себя больше. Основатель проекта Protutor.by Игорь Тишков когда-то начинал с должности «мастер на все руки» и за два года вырос до руководителя проекта. Своими наблюдениями о том, что мешает сотрудникам подниматься по карьерной лестнице и что нужно делать, чтобы тебя оценил высокий менеджмент, он рассказал «Про бизнес».

Игорь Тишков
Игорь Тишков
Основатель проекта protutor.by

Будучи руководителем разных компаний, я довольно часто замечал ошибки, которые мешают подниматься сотрудникам по карьерной лестнице. Как мне кажется, они характерны для многих, и если от них избавиться, то можно стать хорошим руководителем или, как минимум, ценным и высокооплачиваемым специалистом. Хочу поделиться своими наблюдениями.

Первая ступень карьерной лестницы

По моему мнению, сперва надо четко для себя решить, хотите вы карьерного роста или вас устраивает нынешнее положение в компании, а вы, допустим, хотите большую зарплату. Если все-таки роста, то еще раз подумайте, потому как рост всегда влечет за собой увеличение и усложнение задач, дополнительную ответственность и стресс. Если вы к этому готовы — то вперед.

Фото с сайта maxim-nm.livejournal.com

Фото с сайта maxim-nm.livejournal.com

Также следует определиться, хотите ли вы расти в компании, где сейчас работаете, устраивает ли вас директор, руководитель вашего отдела, то, как здесь обстоят дела. Если нет — не тешьте себя надеждой, что в свое время вы все здесь измените, лучше поищите другое место. Допустим, по большому счету вас все устраивает. Тогда подумайте, сможете ли вы сработаться с директором или учредителями, сможете ли с ними общаться на равных, находить общий язык и решать проблемы разной сложности .

По моему опыту, путь наверх возможен по двум сценариям:

1. Сотрудник начинает претендовать на должность повыше и двигается в этом направлении, прикладывая много сил и стараний. Его замечают, и шаг за шагом он доходит до цели.

2. Сотрудник начинает, что называется, идти по головам. Пытается решать вопросы и влиять на ситуацию, минуя непосредственного начальника, напрямую через руководителя компании.

Второй способ тоже имеет право на жизнь. Но, скорее всего, он не вызовет положительных эмоций у коллег. Непосредственный начальник определенно вас невзлюбит и будет всячески закрывать дорогу и чинить препоны. Да и директору такое поведение может не понравиться.

Фото с сайта ftr.org.ru

Фото с сайта ftr.org.ru

Обычно «идущих по головам» все побаиваются и недолюбливают, считая, что они склонны к предательству ради своей выгоды, а значит могут предать и интересы компании.

Я бы советовал начинать с малого. Первый шаг — заявить руководству о том, что вы готовы и хотите расти, что на вас можно положиться и давать вам более сложные задачи. Далее вы войдете в круг доверенных людей, которых как раз и назначают на более высокие должности. Ну, а дальше приготовьтесь к усердной работе.

Руководитель любого уровня — это, прежде всего, ответственный человек, который думает сразу о компании, о том как ее развить, а уже потом о себе, своем времени и своих «плюшках».

Чтобы повысить шансы на рост, стоит навсегда вычеркнуть из своего лексикона такие фразы как:

  • «Мне за это не платят»
  • «Это не входит в мои обязанности»
  • «Почему Васе платят больше?»
  • «Я хочу получать больше денег»
  • «Рабочий день закончился, я домой, завтра доделаю» (когда «горит»)
  • «Скажите спасибо, что я работаю за эти копейки»

Подобные фразы для меня, как руководителя, говорят об одном — сотруднику безразлична компания, для него важна собственная выгода. В таком случае как я могу ему доверить руководить кем-то еще, что он может дать компании?

Если вы действительно хотите добиться карьерного роста, то вам придется браться за любую возможность — и не важно, платят вам за это или нет. Вам заплатят потом (возможно, придется об этом попросить). Но сразу лучше показать результат, сделать так, чтобы руководитель (учредитель) понял, что вы подходите на эту должность, а уже потом просить прибавки к ЗП.

Фото с сайта chessmatenok.ru

Фото с сайта chessmatenok.ru

И сделать это нужно обязательно, иначе как о ваших подвигах узнают? Если на кону серьезные деньги или последствия, предложите руководителю три варианта решения, выделив на ваш взгляд самый правильный, и послушайте его мнение.

Сотрудник, который хочет стать руководителем, должен проявлять себя в разных ситуациях, но без назойливости. Спокойно предлагайте коллегам и руководству свою помощь. Но смотрите, чтобы у вас действительно хватило сил и компетенций помочь, иначе будет только хуже.

Вот качества, которые, на мой взгляд, присущи руководителям:

1. Ответственность. Руководитель всегда думает о компании, а потом уже о себе.

2. Высокая работоспособность. Если надо, то руководитель будет работать и днем, и ночью. Часто он не делит время на рабочее и личное.

3. Умение принимать решения. И нести за них ответственность.

4. Решительность. За нерешительными людьми не потянутся сотрудники.

5. Честность. Тот, кто честен со своими сотрудниками, клиентами, учредителями, у того всегда будет хорошая репутация и перспективы.

6. Предприимчивость. Хороший руководитель не ждет команд, он сам генерирует идеи, постоянно думает, как сделать для компании лучше.

В заключение

Высокие посты не освобождаются каждый день. В компании на 300 человек приходится 20−30 руководящих должностей разного уровня, в фирмах поменьше, соответственно, еще меньше, а претендентов всегда много. Поэтому не стоит ждать, пока кто-то уволится, нужно начинать проявлять себя уже сегодня на протяжении года, двух, трех… Рано или поздно упорство окупится.

Фото с сайта nv.ua

Фото с сайта nv.ua

На моих глазах происходили чудесные превращения. Например, когда секретарь становилась руководителем отдела, а девушка из поддержки клиентов через три года рулила отделом продаж. На самом деле никаких чудес, просто они много работали, и в том числе над собой. Кто-то возразит, что три года — слишком долго. Да, не быстро, но эти три года пройдут в любом случае. И если не начать двигаться, то на четвертом году вы останетесь на том же месте.

Безболезненно проходим путь до состоявшегося управленца в интервью с экспертом в области лидерства, сервиса и управления персоналом, преподавателем MBA в Русской Школе Управления Елизаветой Ефремовой.

В жизни руководителей есть этап своеобразной инициации: сначала вы были рядовым исполнителем, отвечали только за себя, и ваша успешность определялась тем, насколько вы эффективно решаете поставленные задачи. Потом вас начинают оценивать через эффективность других людей, приходится заниматься новой деятельностью — организовывать их работу. Таких навыков не дают ни школа, ни институт — только жизнь.

Но у всех был подобный опыт, для многих людей из системы «человек-техника», «человек-знак» (например, для технических, ИТ-специалистов, финансистов) организовывать чью-то работу и контролировать сотрудников — серьезное испытание. Работать на себя и отвечать только за себя — проще. И выполнять поручения проще, чем ставить задачи другим людям.

О книге «От эксперта к руководителю»

Книга предназначена для начинающего руководителя, который еще не в полной мере владеет навыками управления персоналом. Я давно преподаю на курсе
Mini MBA, сначала в программе лидерства, сейчас — на управлении персоналом. И хорошо вижу, что одним из трудных, очень личных вопросов является вхождение в должность — когда коллеги привыкли видеть в вас обычного члена команды, но при этом (как подчиненные) ждут каких-то сложных решений. А вышестоящее руководство в новой роли вас еще не знает и устраивает множество испытаний. И поговорить об этом не с кем: в семью жалобы не потащишь, на работе хочется всяческих поощрений и проявлений силы.

На занятиях ученики меня благодарили, но я поняла, что на слух многие плохо воспринимают информацию, им нужно перечитывать пройденное. Я собрала материалы в брошюру. Задача «От эксперта к руководителю» — помочь человеку, который ввязался в управленческую деятельность внутри организации. Думаю, книга получилась полезной, я регулярно получаю хорошие отзывы. Например, руководители дают ее вновь назначенным сотрудникам.

По сути, книга о том, как человек проходит этапы карьерного роста и становится руководителем. Я выделяю 11 параметров, часть из них профессиональные, часть — личностные и один мотивационный.

Один из ключевых моментов трансформации специалиста в руководителя заключается в том, что ему приходится не только менять инструменты, представления о своей успешности, но и по-другому формулировать смысл своей жизни. Если говорить о мотивации, то это вопрос «Что я хочу, зачем мне вообще это нужно, в чем смысл?».

И когда мы говорим про сложности, с которыми сталкивается новоиспеченный руководитель, первая проблема — это переход от рутинной деятельности. Ведь жизнь руководителя проходит в неопределенной среде, ему приходится постоянно менять системы для адаптации к меняющимся условиям. И жизнь по правилам летит ко всем чертям. Хаос, в котором оказывается руководитель и который нельзя структурировать, — это сложно.

Поэтому по «золотому сечению», правилу Парето, всего 20 человек из 100 выдерживают эту перестройку перехода, когда приходится генерировать в себе энергию воина. У меня есть одно из любимых определений свойств руководителя: это принятие непопулярных, вызывающих массу сопротивлений и требующих напряжения решений ради интереса будущего группы.

Купить книгу Елизаветы Ефремовой «От эксперта к руководителю» издательства Русской Школы Управления можно здесь:

Озон Бумажная Аудио
Литрес Электронная Аудио
MyBook Электронная Аудио
Bookmate Электронная Аудио
Google Play Электронная
Читай-город Бумажная

О трансформации компании, власти и рисках

Если человек привык к системному подходу, а компания находится в статусе «тусовка, семья», где отсутствует дедлайн и расписание, попытка трансформации будет рискованна.

На каждый винт — своя гайка. На разных этапах развития организации перед человеком стоят новые вызовы: вы растете вместе с компанией или приходите в нее на каком-то этапе. Иногда требуется принимать те самые непопулярные решения, идти на конфликты с близкими, которые были когда-то единомышленниками. И в какой-то момент приходится брать власть в свои руки. Но потом возникает следующий важный вопрос: как эту власть отдать. То есть создать команду, которая будет твоей дружиной.

Поэтому я считаю, что нужно учиться, ходить на курсы, читать книги. Можно подключиться к коллективному знанию и не допустить ошибок, которые уже сделаны и описаны предшественниками.

О корпоративной культуре

Когда в компанию приходит новый руководитель, он не особо разбирается, кого оставить, кого уволить. Но бывает и по-другому: есть понятие корпоративной культуры, которой пропитывается человек, долго работающий в организации. И не факт, что он будет «мести по-новому», впитав ценности и нормы, пройдя все этапы отбора.

Руководство — это управление живым: нужно фиксировать лучшее и удалять ненужное. Когда в корпоративный организм попадает что-то новое, он сопротивляется, идет воспалительный процесс. Потом это новое или встраивается, или отторгается. И даже если новая метла будет мести по-новому, это войдет в корпоративную культуру или не пройдет этап фильтрации.

О распространенных ошибках начинающих руководителей

В книге есть глава, которая посвящена жизненному циклу руководителя. Этот цикл не уникальный, он повторяется от человека к человеку:

Первое событие — мотивационный подъем. Хорошо, когда у руководителя есть азарт, вызов, ощущение новизны и интереса. Первая точка — это желание быть у руля, может быть, иметь волю к власти. Не у всех она есть и не всем нужна, но руководитель без нее не может обойтись.

Вторая важная точка (где можно вылететь) — это так называемый кризис адаптации. Он происходит, когда человек приходит на новое место с ожиданиями, амбициями, иллюзиями и сразу сталкивается с новой неспецифической деятельностью и новыми людьми (даже если это прежний коллектив, то люди уже находятся в новых ролях). На этом этапе важно встретить реальность лицом к лицу и понять, чего не хватает, какие недостатки мешают новоиспеченному руководителю. Потому что пока вы не осознаете сферу своей некомпетентности и свои трудности, измениться очень сложно.

Потом начинается пассионарный первый год работы управленца. Он готов к изменениям, видит все свои недостатки и недоработки системы, сильные и слабые места сотрудников. Он готов к переменам, поэтому этот год энергетически заряжен. На этом этапе трудно вылететь с работы: организация дает ему кредит доверия. Оценить деятельность руководителя можно, сравнив годовые показатели. Невозможно сравнить, например, в отделе продаж февраль с сентябрем — разные сезоны и цифры.

Поэтому следующая важная точка — кризис оценки, когда к концу первого года становится понятно, имели ли эффект все принятые решения. Здесь можно реально вылететь, если они не дали результатов.

По каким критериям оценивают эффективность руководителя

Традиционно таких маркера три:

Результативность по показателям, взятым на себя в начале работы.

Личностная и культурная составляющая: насколько человек соответствовал корпоративной культуре, ценностям, демонстрировал нужное организационное поведение. Например, если через год он находится в конфликте со всей внутренней экосистемой, это тоже показатель.

Снова мотивационная составляющая: хочет ли он быть на этом месте.

О профессиональном выгорании управленца

Потом начинается второй год, и для руководителя это довольно стабильное время. Команда собрана, процессы отлажены. Но к концу второго — началу третьего года (в зависимости от интенсивности жизни в организации) возникает кризис выбора. Когда у управленца появляется субъективное ощущение, что он решил все задачи на этом месте, ему хочется чего-то большего, стало неинтересно.

Первый вариант действий — перемещаться на следующий уровень спирали. В умных организациях специалиста просто не отпускают, подбрасывая ему новые задачи и вызовы. Второй вариант — более страшный, когда люди решают, что уже все хорошо, теряют желание трансформироваться, конкурировать, тратят энергию на посторонние проблемы.

Начинается выгорание: процесс настроили, можно теперь заняться, например, строительством дома. И все, что происходит на работе, идет по принципу «да ладно, все тут уже в порядке». А на рынке появляются новые конкуренты, устаревает продукт. И в какой-то момент последствия становятся необратимыми.

Поэтому для конца второго или третьего года руководителю важно выходить из сложившейся зоны комфорта, как ни пошло это звучит. Под комфортом понимается состояние расслабленности, нужно быть постоянно включенным.

Об идеальном руководителе и его проблемах

Возьмем классическое определение идеальной системы по ТРИЗ: предмета нет, а функция выполняется. Поэтому у идеального руководителя все работает без него. К такому надо стремиться: те, кто делает организацию слишком зависящей от себя, очень рискует. Блокируется карьера, все ресурсы направляются на управление. На эту тему написано много.

Боли руководителя организации можно перечислять до бесконечности.

Но самое важное на трансформационном этапе — косяки в самоорганизации, когда человек не в ладу со своим временем, расписанием, стрессами. Это приводит к выгоранию, усталости, потере ресурса.

Второе — неумение выстраивать связи, коммуницировать с людьми (руководителями, коллегами).

Я вижу еще миллион проблем, но эти самые существенные.

Должен ли руководитель быть лидером

В структуре командных ролей в группе руководитель и лидер — понятия разного порядка. Руководитель — это названный лидер, с короной, погонами и всем, что нужно. Это назначаемая в группе роль.

А лидер — не назначаемый, а сформированный в группе человек с кредитом доверия. Люди в группе принимают его позицию, мнение, отношение. Поэтому руководитель вполне может и не быть лидером: он обустраивает систему управления своей группой через лидеров, которые сформировались внутри коллектива.

Но все точки власти могут сходиться и в одном человеке: тогда он будет руководителем (формальным и операционным) и эмоциональным лидером. На некоторых этапах развития команды это хороший вариант, но он не всегда срабатывает.

Что управленцу делать в начале карьеры и как избежать ошибок

Одно из ключевых действий в самом начале — это инициация в группе в новой роли. Неважно, пришел человек из другой компании или был поднят в организации с предыдущего уровня. Нужно собрать всю команду вместе (не писать письма или сообщения в мессенджерах) и представиться. Желательно, чтобы нового руководителя представил кто-то из более высокой социальной группы.

Традиционно инициации идут в формате «+1». Это придает кандидату больший вес в группе. Таким образом вас маркируют как представителя организации. И все дальнейшие конфликты будут не с ним, а с организацией. Для молодого руководителя, особенно неопытного, это некое прикрытие. Если такого представительства нет, нужно представиться самому со ссылкой на приказ — легитимное право быть в этой роли.

Есть пять основных инструментов власти, опорных точек, которые нужно озвучить группе. Они создадут каркас взаимоотношений.

Внятно проговорите цели, которые вы ставите перед группой или транслируете от организации: «Компания поставила перед нашим отделом следующую цель» или «Я вас собрал, чтобы мы достигли такой-то цели». Первое обращение — это всегда образ желаемого результата, как бы итог деятельности. Мы же собираем не родственников или друзей, а трудовой коллектив.

Вторая часть обращения касается совместной деятельности. Задайте систему координат, проговорите ценности, которые для вас важны во взаимодействии внутри команды. Обращение содержит слова «как мы работаем».

Проговорить систему применяемых поощрений и наказаний: «что такое хорошо и что такое плохо».

Очень важный момент — принцип, по которому будут распределяться ресурсы: как делятся клиенты, территория, отпуска.

Принцип, по которому вы собираете команду: какие люди в нее войдут, а кто отсеется.

Если вы склонны к коллективному творчеству, транслируйте эти идеи. Если вы сторонник жестких мер и рамок — так и говорите. Но эти основные моменты проговорить нужно обязательно. Когда появятся все опорные точки, коллектив на какое-то время стабилизируется. Это поможет руководителю войти в группу в новой роли, снимет часть напряжения и сопротивления.

Как руководителю снять сопротивление, если выдвинутые им ценности не совпадают с ценностями группы

Важно понимать структуру командных ролей в коллективе. Сопротивление новому — это нормально и традиционно: нужно понять, кто является его лидером и точечно обрабатывать таких людей. Где-то обосновывать, где-то влиять. Иногда, к сожалению, приходится их «обрезать», изолировать от группы. Это настоящая шахматная партия — очень интересно, сложно, несет свои риски.

Об эмоциональном лидерстве

Люди управляются словами, поэтому очень важно правильно подбирать слова, понятия, смыслы. Единый смысловой конструкт создает единое интеллектуальное поле в группе. Но, с другой стороны, люди также управляются эмоциями. Есть мнение, что все начинают испытывать чувства самого сильного человека в группе. И когда руководитель может транслировать коллективу свое отношение к происходящему, например, в сложный для компании период при спаде продаж активизировать, зарядить группу на уровне эмоций, это здорово.

Эмоциональному интеллекту нужно учиться. В больших организациях есть курсы для начинающих руководителей. Но часто они остаются со своей трансформацией один на один. Надеюсь, моя книга, и специальные курсы в Русской Школе Управления помогут ее пережить, потому что следующая трансформация еще более сложная. Если до нее вы управляли людьми, следующая задача — переход на директорский уровень, когда приходится думать не только за себя и свою группу, но и за всю организацию. Просчитывать любое изменение (про финансам, стратегии, маркетингу, персоналу).

То есть первая трансформация — от эксперта к руководителю, а вторая — от руководителя к директору. От управления организацией вы переходите на уровень управления социумом со сложными задачами. Например, вы отвечаете за жизнь города (если это градообразующее предприятие или компания с большим числом сотрудников). Вопрос в том, где вы остановитесь: у всех есть компетенции для такого роста. Но я с уважением отношусь к людям, выбирающим путь мастера — там тоже можно до бесконечности совершенствоваться. И путь руководителя — интересный, сложный.

Читайте также: