Как улучшить работу биржи труда

Опубликовано: 17.09.2024

Изучение данных проблем базировалось на экспертном мнении персонала Центров занятости по следующим вопросам: оценка ситуации на рынке труда; барьеры в реализации активных программ политики занятости и антикризисной программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, которая действовала в 2009-2011 гг. С этой целью нами проведен опрос сотрудников ЦЗ Переславского муниципального района Ярославской области. Методом качественного интервью были опрошены руководители и специалисты всех отделов Центра. Мы также пользовались материалами опроса персонала ЦЗ, выполненного специалистами ИУСП ГУ-ВШЭ в шести субъектах РФ [2]. Оба исследования проведены в 2009 г., то есть в период последнего кризиса, и их ценность состоит в получении сведений о реагировании на кризисный рост безработицы, который, по оценкам ряда экспертов, может возобновиться [7].

Оценивая ситуацию на рынке труда, практически все респонденты ссылались на данные только по регистрируемой безработице. Информацией по общей безработице (по методологии МОТ) работники не владеют, а зачастую и вовсе не интересуются. Это сфера не их деятельности, поэтому данные статистики Центров являются основным и даже единственным источником для измерения напряженности рынка труда. Центры призваны выполнять «контрольные показатели», установленные в региональных программах занятости и антикризисных программах, в которых регистрируемая безработица не должна превышать определенного уровня. Такое положение дел сложилось еще в 1990-е годы [6] и, как видим, продолжает воспроизводиться.

При этом респонденты сообщали, что с началом кризиса наплыв клиентов резко возрос. Это было вызвано сокращением рабочих мест и информацией в СМИ о новых антикризисных мерах по поддержке безработных. К этим мерам, в частности, проявили повышенный интерес представители сильного пола, обычно не очень активно прибегающие к услугам Центров. Так, в Переславском ЦЗ численность обратившихся мужчин впервые превысила количество обратившихся женщин. Тем не менее большая часть тех, кто пришел в Центры и познакомился с реальными формами поддержки, предпочла не регистрироваться. Дело в том, что акцент в антикризисных мерах был сделан на профилактике открытой безработицы (для работников, находящихся под угрозой массового увольнения). Для клиентов Центров они ограничивались в основном адресной помощью по переезду в другую местность и поддержкой самозанятости, что привлекло абсолютное меньшинство ищущих работу.

Среди проблем, с которыми сталкиваются ЦЗ в процессе работы, мы выделили в основном объективные (внешние по отношению к Центрам) трудности, прежде всего административные барьеры, и систематизировали их по следующим блокам:

  • финансовые;
  • нормативно-методические;
  • материально-технические;
  • правовые;
  • кадровые;
  • в вопросах сотрудничества с работодателями;
  • прочие.

Эти трудности мы рассмотрели в разрезе конкретных программ по поддержке безработных и по снижению напряженности на рынке труда, часть которых после окончания действия антикризисной программы включена в сложившиеся до кризиса меры содействия трудоустройству. Начнем с профессионального обучения и переподготовки, которые предоставляются безработным в рамках политики занятости.

Программа профессионального обучения и переподготовки. В условиях, когда определяющей чертой большинства региональных и муниципальных рынков труда является структурная несбалансированность спроса и предложения труда [1], эта программа имеет особенную актуальность. С ее помощью можно повысить соответствие профессионально-квалификационного потенциала безработных заявленным в Центры вакансиям. Однако по численности участников данная программа значительно уступает большинству других форм поддержки. Отчасти это связано с тем, что в отличие от программ временной занятости, профориентации и социальной адаптации, к которым допускают всех обратившихся в Центры, к профессиональному обучению могут быть привлечены только безработные. Но более серьезной причиной пробуксовки данной программы является то, что, по мнению респондентов обоих опросов, ее реализация сталкивается с наибольшими трудностями.

Прежде всего это нормативно-методические проблемы, связанные с административными регламентами, которые ограничивают доступ к подготовке по востребованным профессиям. Самым серьезным изъяном остается значительное несоответствие направлений обучения спросу на труд по тем или иным профессиям и специальностям. Четких методических указаний по отбору направлений нет, поэтому они часто либо определяются руководством Центров без детального изучения ситуации на рынке труда, либо вообще годами не пересматриваются. Случаи целевого обучения безработных под запросы работодателей пока не носят массового характера. В результате обученные безработные нередко испытывают те же проблемы с трудоустройством, что и до обучения.

Нормативы численности участников программы, устанавливаемые Центрам «сверху», далеко не всегда согласуются с реальными потребностями безработных. Так, в одних административных районах желающих обучаться больше, чем заложено в программу, а в других наоборот. Те же расхождения наблюдаются во временнóм аспекте. Например, в Переславском ЦЗ перед кризисом, чтобы уложиться в норматив, сотрудники вынуждены были сами заниматься поисками тех, кого можно привлечь к программе. В разгар же кризиса Центру пришлось ввести дополнительные ограничения на допуск к профессиональной подготовке, так как количество желающих значительно превысило возможности программы.

На результативность данной программы негативно влияют и правовые проблемы. Так, определение круга образовательных учреждений, осуществляющих обучение, обычно входит в компетенцию вышестоящих организаций, а не самих ЦЗ, не имеющих полномочий ни по формированию, ни по изменению состава этих учреждений. Кроме того, федеральным законодательством установлены предельные затраты на подготовку, превышение которых требует конкурсного отбора обучающих организаций и связанных с ним хлопотных бюрократических процедур. В этих условиях предпочтение отдается обучению без проведения конкурса. Привлекаются проверенные организации, и дабы не превысить лимит стоимости обучения, ограничивается численность участников. Это ведет к консервации как спектра отобранных профессий, так и масштабов поддержки.

Большую сложность представляет также формирование обучающихся групп. Это связано с тем, что пока группа еще не сформирована, за безработными, давшими согласие на обучение, сохраняется право подыскивать себе работу или вообще отказаться от участия в программе. Поэтому к моменту начала учебного процесса группа может оказаться недоукомплектованной. В то же время у обучающихся безработных нет права сменить учебное заведение, если проводимая подготовка их не удовлетворяет.

В числе финансовых проблем следует назвать дефицит ресурсов для анализа рынка труда, без которого сложно определить, какие профессии пользуются спросом и каким из них следует обучать безработных. Так, в кризисный период во многих Центрах финансирование аналитических работ было урезано, что усугубило ситуацию несоответствия обучения запросам работодателей.

Многие респонденты высказали нарекания к нормативам финансирования. Так, нормативная стоимость обучения, как правило, отстает от постоянно растущих расценок в учебных заведениях, что затрудняет их привлечение к программе. Кроме того, если в поселениях, где расположены Центры, нет учреждений по обучению некоторым востребованным профессиям, то безработные могут быть направлены на учебу в другие поселения. В этом случае ЦЗ обязан оплатить им проживание по месту учебы, тогда как транспортные и командировочные расходы не входят в нормативы затрат, что снижает мотивацию безработных к учебе за пределами своего поселения.

Опросы выявили и недовольство сотрудничеством с работодателями, которые, по мнению респондентов, недостаточно серьезно относятся к своим обязанностям информировать ЦЗ об имеющихся вакансиях, чем осложняют и трудоустройство, и обучение безработных. Однако в этой проблеме повинны не только работодатели. Во-первых, вся политика поддержки безработных нацелена в основном на не самый активный контингент затрудняющихся искать работу самостоятельно [6], который для работодателей мало привлекателен. Во-вторых, для работы Центров зачастую характерна инерционность, также не способствующая сотрудничеству.

Эту инерционность мы обозначили как кадровые проблемы, связанные с отношением персонала ЦЗ к программе профессионального обучения. В одних Центрах руководство и сотрудники ориентированы на гибкий и мобильный подход к работе с учетом колебаний рынка труда и потребностей работодателей, а в других - на традиционный подход, который не требует инициативного поведения и направлен преимущественно на выполнение нормативов и соблюдение бюджета. Примером первого подхода является деятельность Переславского ЦЗ, где безработных обучают в основном по запросам работодателей и где проводится отбор профессий на основе отслеживания конъюнктуры рынка труда. В то же время в ряде Центров, попавших в выборку ИУСП ГУ-ВШЭ, по-прежнему доминирует второй подход, не отвечающий интересам ни работодателей, ни безработных.

Недостаточная мотивация безработных к профессиональной подготовке - та трудность, которую мы отнесли к разряду прочих. Многие клиенты Центров вообще не желают проходить обучение, а желающие не стремятся получить профессии, высоко востребованные на регистрируемом рынке труда. В первую очередь это рабочие профессии, в особенности сложные. Но следует признать, что нежелание «идти в рабочие» и тем более обучаться сложным операциям проявляют не только безработные. Так, многие предприятия, организующие за счет собственных средств подготовку рабочих, сталкиваются с проблемой дефицита претендентов на такое обучение [3].

Главной проблемой программ профессионального обучения является то, что они, как и вся политика занятости, нацелены главным образом на снятие социальной напряженности в обществе [4], а потому, по словам респондентов, играют роль «зала ожидания», позволяя безработным не прозябать без дела, а дожидаться благоприятных изменений на рынке труда. Этому способствует оценка реализации программ, которая проводится не по фактам реального трудоустройства, а по снятию безработных с учета и отсутствию повторного обращения в ЦЗ. Такой подход к результативности программы не создает персоналу Центров должных стимулов для содействия трудоустройству через обучение и переподготовку.

Программы общественных работ и временного трудоустройства. Эти программы традиционно выполняются в рамках политики занятости и относятся к лидерам по количеству привлеченных к ним клиентов ЦЗ. В период действия антикризисной программы аналогичные меры распространялись на работников под угрозой массового увольнения и были самыми массовыми по численности (в 2009-2010 гг. свыше 80% участников данной программы). Мы остановились в основном на трудностях в реализации антикризисных мер.

Несмотря на то что благодаря этим мерам оперативно удалось трудоустроить значительное количество граждан, находившихся под угрозой потери работы, программы могли бы быть более действенными, если бы не проблемы нормативно-методического характера. Респонденты отметили перегруженность административными регламентами и бюрократическими процедурами, характерную для всех антикризисных мер и особенно высокую по данным программам ввиду их масштабности. Кроме того, сотрудничество с работодателями кризисных предприятий далеко не всегда было добровольным, организация общественных работ нередко проводилась под нажимом региональных властей.

В опросах выявилась такая правовая проблема, как исключение из круга работодателей по общественным работам государственных и муниципальных организаций. Респонденты отметили, что из-за этого они не могли трудоустроить граждан в самих Центрах, где в период кризиса обострились кадровые проблемы. Наплыв безработных в Центры возрос, добавилась работа с кризисными предприятиями, существенно увеличилась отчетность для вышестоящих организаций, а штаты ЦЗ остались неизменными.

Ключевая проблема рассматриваемых программ - та же, что и по программе профессионального обучения. Они также направлены на снижение социальной напряженности мерами текущего характера, в данном случае сдерживанием открытой безработицы путем перевода излишней занятости в скрытую безработицу.

Программа опережающего обучения для работников, находящихся под угрозой массового увольнения. Реализация этой программы также наталкивалась на проблемы административно-процедурного характера. Но более серьезным ее недостатком стало правовое ограничение участников программы работниками кризисных предприятий, на большинстве которых было не до обучения персонала. Более того, для входа в программу на работодателей возлагались обязательства по последующему трудоустройству обученного контингента, что в условиях кризиса они гарантировать не могли. Поэтому не удивительно, что сотрудничество с работодателями зачастую тоже осуществлялось в принудительном порядке в соответствии с задачей снижения социальной напряженности.

Программа содействия развитию малого бизнеса и самозанятости безработных. Эта антикризисная программа, получившая продолжение после 2011 г., оценена многими респондентами как самая удачная, позволившая части безработных открыть свое дело, а также трудоустроить в нем других безработных, в том числе долгосрочных.

В то же время многие опрошенные отметили такие нормативно-методические трудности, как длительные процедуры прохождения заявок и утверждения бизнес-проектов, которые крайне нежелательны для самозанятости, требующей принятия оперативных решений. Затрудняют реализацию программы и финансовые проблемы. Несмотря на то что эта программа самая дорогая (по расходам на одного участника), выделенных ресурсов недостаточно, поэтому она реализуется преимущественно в малых городах и сельской местности. Но, как показал опрос в Переславском ЦЗ, который обслуживает малый город Переславль-Залесский и прилегающие села, даже в таких типах поселения безработным приходится дополнять финансирование своими средствами.

Программа оказания адресной поддержки гражданам, включая их переезд в другую местность для замещения рабочих мест. Это наиболее перспективная из антикризисных программ: за счет внутренних миграций она в принципе может способствовать сокращению структурной несбалансированности рынка труда. Ее перспективность подтверждается включением в политику занятости после завершения программы антикризисных мер. Однако в числе этих мер адресная поддержка граждан стала самой провальной.

Прежде всего это связано с запуском данной программы в период кризиса, который сократил количество регионов и рабочих мест, привлекательных для переезда. Основные нормативы программы - и методические, и правовые, и финансовые, а также вопросы сотрудничества с работодателями были плохо продуманы. Мигрантам не гарантировались ни жилье, ни возможности его аренды за счет оплаты труда, ни стабильная занятость. Выделяемые финансовые ресурсы (на перевоз багажа и на оплату аренды жилья в течение трех месяцев) не стимулировали, а скорее дестимулировали переезд. Не было учтено даже то, что сейчас многие работодатели проводят предварительные беседы (интервью) с претендентами на работу, что требует дополнительной поездки к месту возможного трудоустройства. Но такие поездки не финансировались. В результате по числу участников данная программа попала в аутсайдеры, причем со значительным отрывом от остальных антикризисных программ.

В ходе опроса в Переславском ЦЗ респондентам был задан вопрос об эффективности регулирования их деятельности со стороны федерального, регионального и муниципального уровня. Подавляющее число сотрудников признало малоэффективным федеральное регулирование. Такая оценка, на наш взгляд, связана с тем, что определяемые федеральным центром полномочия по проведению политики занятости переданы на региональный уровень, тогда как их следовало бы разделить между федеральным центром, субъектами РФ и муниципалитетами. Тогда бы многих административных барьеров, формируемых на федеральном уровне, удалось бы избежать.

Следует также сказать, что в нашей стране остается открытым вопрос о проведении полноценной политики занятости, нацеленной на достижение полной и продуктивной занятости. Пока основной задачей проводимой политики остается снижения социальной напряженности в обществе путем регулирования регистрируемой безработицы, у сотрудников ЦЗ недостаточно стимулов для эффективной работы, а у безработных - к регистрации.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-02-00022а.

Ответы на насущные вопросы о постановке на учет в качестве безработного и возможном отказе в этом, о размере пособия и требовании вернуть полученные деньги, о последствиях отказа от предложенной работы

Как получить пособие по безработице в 2021 году?

Кого признают безработным?

По общему правилу, безработными признаются трудоспособные граждане, которые соответствуют совокупности следующих критериев (п. 1, 2 ст. 3 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1; Письмо Минтруда России от 15 декабря 2015 г. № 16-1/В-814):

  • не имеют работы и заработка; при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (о том, какие выплаты полагаются работникам при ликвидации организации, читайте в статье «Роструд разъяснил нюансы увольнения работников»);
  • зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • ищут работу и готовы приступить к ней.

Как встать на учет в качестве безработного?

Чтобы встать на учет в качестве безработного, нужно обратиться в центр занятости населения (ЦЗН) по месту своей прописки или в том регионе, где хотите устроиться на работу.

С апреля 2020 г. граждане могут подать заявление через Портал госуслуг, не приезжая в ЦЗН. Упрощенный порядок пока действует до 31 марта 2021 г., но, вероятно, он будет продлен. Кроме того, соискатели могут встать на учет через портал «Работа в России», однако для подачи заявления также потребуется регистрация в ЕСИА. В последних двух случаях документы сканируются и направляются в формате pdf.

Независимо от способа подачи заявления рассматривается оно 11 дней.

Какие документы понадобятся для регистрации в качестве безработного?

Для постановки на учет службе занятости потребуются:

  • паспорт;
  • диплом, сертификат или другой документ, подтверждающий получение образования и квалификацию;
  • трудовая книжка;
  • справка о среднем заработке (если вы уволились меньше года назад);
  • реквизиты банковского счета (почтового отделения) для перечисления пособия.

Важно: в связи с пандемией коронавируса порядок работы органов службы занятости может быть изменен. Так, предоставление государственных услуг в центрах занятости населения Московской области приостановлено, за исключением очного приема граждан по предварительной записи, осуществленной посредством официальных сайтов в Интернете через ресурс «Обратная связь», телефонов и электронной почты (подп. 2.1 п. 2 Распоряжения Минсоцразвития МО от 13 ноября 2020 г. № 21РВ-179).

Могут ли отказать в постановке на учет?

Закон предусматривает, что безработными не могут быть признаны:

  • граждане младше 16 лет;
  • пенсионеры по старости или выслуге лет;
  • ИП, нотариусы, адвокаты, самозанятые;
  • студенты-очники;
  • учредители коммерческих компаний;
  • граждане, уже работающие по трудовому договору;
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • осужденные, которым назначены исправительные работы;
  • военнослужащие, а также те, кто проходит службу в иных органах (правоохранительные, МЧС и т.д.);
  • граждане, выполняющие иную оплачиваемую работу, в том числе по гражданско-правовым договорам;
  • члены крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей.

Если вы относитесь к одной из перечисленных категорий, в постановке на учет будет отказано. При отказе в признании безработным орган службы занятости обязан уведомить вас письменно (под подпись) или по почте в течение суток со дня принятия такого решения. В решении должно быть указано основание, в связи с которым оно принято. Отказ в признании безработным можно обжаловать.

Сколько ждать, пока предложат работу?

Конкретных сроков действующее законодательство не устанавливает. ЦЗН в течение 10 дней с момента подачи заявления ищет подходящие вакансии. Если трудоустроить гражданина не получается, его регистрируют как безработного. Предельный период, в течение которого можно состоять на учете, не установлен. Хотя каждый месяц статус безработного «перерегистрируется» (эту процедуру можно пройти онлайн). Однако пособие может выплачиваться только год. То есть можно состоять на учете несколько лет, но деньги служба занятости платить не будет.

Какая работа будет считаться подходящей для безработного?

Статья 4 Закона № 1032-1 устанавливает, что подходящей является работа, которая «соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места».

Критерий доступности рассчитывается службой занятости конкретного субъекта на основании решения муниципального органа. Так, для Ивановской области это полтора часа в одну сторону, а если прямого маршрута общественного транспорта нет – 5 км. В Тюмени подходящей считается работа, если она в двух часах езды от места жительства. Таким образом, чтобы сказать, является ли работа неподходящей из-за ее удаленности, необходимо анализировать акты, регулирующие этот вопрос в вашем регионе.

Что касается требований по зарплате, то согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 заработная плата не может быть меньше среднего вознаграждения, которое получал работник. Однако эта же норма гласит, что данное правило не применяется, если человеку платили больше прожиточного минимума.

Конституционный Суд в 2015 г. признал положения ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 законными. А в 2021 г. МРОТ превысил размер прожиточного минимума – с января МРОТ составляет 12 792 руб. (утвержден Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ). При этом ни один работодатель не вправе выплачивать зарплату ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, ЦЗН вправе предлагать любую вакансию по специальности, независимо от зарплаты на прежнем месте работы.

Как отказаться от вакансии так, чтобы предлагали другие варианты?

Если гражданин своевременно является в службу занятости (с 2020 г. отчеты направляются онлайн, без поездок в ЦЗН), снять его с учета не могут. Ему продолжат предлагать работу.

При этом разовая неявка на собеседование к работодателю влечет уменьшение пособия на 25%. А отказ от двух вакансий ведет к приостановлению выплаты пособия на месяц. Но это касается только подходящих вакансий. Если центр занятости предлагает гражданину работу, которая не соответствует его квалификации или расположена слишком далеко от дома, он может отказываться сколько угодно раз без правовых последний. Причем ЦЗН не вправе предлагать одну и ту же вакансию дважды. Если же работа была подходящей, то для сохранения выплаты необходимо, чтобы работодатель предоставил письменный отказ в найме гражданина.

Можно ли пойти обучаться на курсы за счет центра занятости?

Если у человека нет образования или ему не могут найти работу, он вправе пройти обучение по направлению ЦЗН. Специальность он выбирает с учетом приоритетных направлений. То есть центр занятости определяет, какие профессии наиболее востребованы, и заключает договор с соответствующим образовательным учреждением. После этого работник выбирает из предложенного списка подходящую программу обучения.

Как получить пособие по безработице?

Право на пособие появляется у любого человека, признанного в установленном порядке безработным, при условии, что не истекли предельные сроки выплаты.

Порядок получения пособия:

  • Подается заявление о постановке на учет в качестве безработного.
  • Если за 10 дней с момента обращения человеку не нашли работу, ему будут начислять пособие. Для получения выплат подавать отдельное заявление не нужно, достаточно предоставить реквизиты для перечисления средств. Пособие может быть начислено только на карту «МИР».
  • Чтобы не утратить право на пособие, ежемесячно нужно проходить перерегистрацию, т.е. уведомлять ЦЗН, что вы все еще не трудоустроились.

Пособие выплачивается каждый месяц.

Каким будет размер пособия и как долго его выплачивают?

ЦЗН выплачивает пособие 6 месяцев в течение 12 месяцев. При этом пособие не может быть меньше 1500 руб. и больше 12 130 руб. (в первые 3 месяца периода безработицы) и 5000 руб. (в следующие 3 месяца периода безработицы).

Конкретные размеры пособия зависят от личности безработного, стажа, причин увольнения и зарплаты на предыдущем месте работы.

  • Если в течение года до постановки на учет гражданин отработал больше 26 недель, в первые 3 месяца ему начислят 75% от средней зарплаты, а в следующие 3 месяца – 60% (но не больше 12 130 и 5000 руб.).
  • Минимальное пособие в размере 1500 руб. будут получать граждане:
    • впервые ищущие работу;
    • у которых был перерыв в трудовой деятельности больше года;
    • со стажем работы менее 26 недель;
    • уволенные за нарушение трудовой дисциплины (прогул, употребление спиртного на работе и т.д.);
    • направленные службой занятости на обучение, но отчисленные за виновные действия.

    Как отказ от работы повлияет на размер пособия?

    Если заявитель один раз отказался от предложенной подходящей работы, пособие уменьшается на 25% на срок до месяца. Если же он дважды не согласился с предложенными вакансиями, пособие отменят на месяц. Причем этот срок будет засчитан в тот период, в течение которого можно получать пособие. Например, человек вправе получать пособие полгода. Если выплаты были приостановлены на 2 месяца, он получит деньги только за 4 месяца.

    Можно ли работать, например курьером, пока получаешь пособие?

    Занятие оплачиваемой деятельностью исключает возможность получения пособия по безработице. Потому работать в это время нельзя. В противном случае такие действия, в зависимости от полученных сумм, могут быть расценены как мелкое хищение или как преступление, предусмотренное ст. 159.2 УК РФ, – мошенничество при получении социальных выплат.

    За такое деяние может грозить:

    • штраф до 120 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
    • обязательные работы – до 360 часов;
    • исправительные работы – до 1 года;
    • принудительные работы – до 2 лет;
    • ограничение свободы на срок до 2 лет.

    В каких случаях нужно будет вернуть пособие?

    По общему правилу, излишне выплаченное пособие не подлежит возврату, кроме случаев:

    • счетной ошибки (неверно суммировали, перепутали цифры);
    • пособие было получено незаконно из-за действий самого человека; например, он не сообщил, что получил статус самозанятого или ИП.

    В этих случаях деньги придется вернуть. Так, в 2020 г. Московский суд взыскал с гражданина, работающего по договору, выплаченное пособие в размере 54 000 руб.

    Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в том числе в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона № 1032-1, при попытке получения или получении пособия по безработице обманным путем (п. 2 ст. 35 Закона № 1032-1).


    Вопрос поколения NEET (Not in education, employment or training) вновь актуализировался, в том числе и на высшем уровне. О росте числа данной категории молодёжи высказался недавно президент Токаев на закрытии Года молодежи в Казахстане.

    Что такое NEET ? Проще говоря, непристроенная, безработная, инертная, а главное - не стремящаяся ни к чему молодежь.

    На сегодня молодежи NEET в Казахстане почти 250 тысяч по данным статистики (или 2,7% от трудоспособного населения страны). Это сопоставимо с населением казахстанского города Костанай или португальского Порту. Или все сотрудники компаний Google и Microsoft вместе взятые.

    Проблема молодежной безработицы и увеличения доли молодежи категории NEET также остро стоит и перед правительствами многих стран. Например, в Италии отмечается наиболее высокий показатель NEET молодежи по сравнению с другими странами Европейского союза (24,3% в 2018 году).

    Япония же сегодня сталкивается с более серьезной социальной проблемой - хикикомори или социальные отшельники. Они в молодом возрасте изолируют себя от общества, месяцами, а то и годами не выходят из дома и живут за счет родителей. По оценкам экспертов, число японских хикки может достигать 1,5 миллиона. Старшему поколению хикикомори сейчас около 40 лет. Это означает, что онипровелив изоляции примерно 20 лет. Причем, хикикомори взрослеют, и возможность их интеграции в общество с каждым годом снижается.

    Германия стала одной из немногих стран Европы, которая смогла сохранить достаточно низкую долю категории молодежи NEET (9,2% в 2018 году). Как подсчитали эксперты PricewaterhouseCoopers ( PWC ), если страны ОЭСР смогли бы повторить успех Германии в сокращении числа молодежи без образования и работы, то общий ВВП этих стран вырос бы на 1,2 триллиона долларов.

    Немецкая модель государственной поддержки молодежи остается почти идеальным примером с точки зрения предоставления молодым людям возможностей для хорошего старта на рынке труда. Так, к примеру, дуальная система профессионального образования, которая сочетает в себе обучение в учебном заведении и на предприятии, создает наиболее гладкий переход молодежи на рынок труда. Около 50% молодых людей, заканчивающих общее школьное образование, в дальнейшем обучаются по программам дуального обучения.

    Что же делается в Казахстане, чтобы вовлечь длительно безработную и отчаявшуюся молодежь в трудовую или образовательную деятельность? Одним из немногих социальных инструментов государства, который предлагает большое число возможностей, является Центры занятости населения (ЦЗН). Сейчас таких центров около 200 по стране.

    Летом 2019 года был проведен небольшой онлайн-опрос столичной молодежи. Согласно его результатам, ЦЗН не пользуется большой популярностью при поиске работы. Только 12,9% из числа опрошенной молодежи обращались за трудоустройством в ЦЗН.

    Можно отметить 5 барьеров, устранение которых позволит ЦЗН вовлечь больше молодежи в трудовую жизнь.

    Качество предлагаемых вакансий в ЦЗН не устраивает молодых специалистов

    Найти работу по специальности - это тот вопрос, с которым сталкивается каждый. Поход в ЦЗН также не гарантирует наличие подходящих вакансий по полученной профессии. Так, участникам опроса, которые имели опыт обращения в ЦЗН, предлагалось дать оценку работы ЦЗН. Такие индикаторы, как возможность поиска работы по специальности и качество предлагаемых вакансий были оценены удовлетворительно (2,6 балла из 5).

    Не привлекает молодых людей и предлагаемая в ЦЗН заработная плата. Как отмечают в столичном Центре занятости, молодежь неохотно соглашается на работу в 100 тысяч тенге. Это в 2 раза меньше среднемесячной заработной платы в целом по столице.

    Привлечение работодателей к сотрудничеству с Центрами занятости и, самое главное, стимулирование бизнеса к трудоустройству безработных - важная задача, способная снизить число NEET .

    Например, один из способов вовлечения частных работодателей согласно мировой практике - снижение социальных отчислений работодателей для новых сотрудников либо субсидирование тех компаний, которые нанимают длительно безработную, малоквалифицированную молодежь.

    Критерии отбора сотрудников работодателями - преграда для трудоустройства молодежи

    Любой работодатель подбирает себе работников, исходя из различных требований. Многие молодые люди не имеют навыков и опыта работы, нужных работодателям. Причем, шансов трудоустроиться у молодежи, к примеру, которые имеет судимость либо длительный перерыв после декретного отпуска, также немного.

    «Образование недостаточное. Либо высшее требуется. Знание языков. Возраст. Наличие детей, то есть их отсутствие. Стаж, опыт. То есть в 18 лет я должна закончить два высших образования и стаж у меня должен быть лет десять».

    Девушка, 28 лет, г. Нур-Султан

    С точки зрения работодателя небольшой опыт работы или долгий перерыв в работе кандидата — это зона риска, который не все компании способны себе позволить. Учитывая необходимость дополнительного обучения, наем молодых специалистов может обойтись намного дороже.

    При работе с молодежью, в том числе и категорией NEET , необходимо индивидуально подходить к консультированию и оказанию услуг по трудоустройству. И адаптировать свои услуги ЦЗН конкретным потребностям и трудностям молодежи. Вместе с тем, важен и индивидуальный подход к работодателям в поиске подходящего работника.

    Административные барьеры и чрезмерный бюрократизм в ЦЗН

    Как показали результаты онлайн-опроса, большинство столичной молодежи, которые обращались в ЦЗН за поддержкой, были не удовлетворены качеством работы сотрудников и излишним бюрократизмом.

    5 способов сделать Центры занятости эффективнее

    Мониторинг и оценка - это те инструменты, которые обеспечивают качество предоставляемых услуг. Как показывает мировой опыт, все большее число стран создают собственную систему оценки воздействия государственной поддержки. Например, как программы занятости влияют на заработок трудоустроенных в течение первого года. ЦЗН также могут использовать такие методы оценки для совершенствования своей работы.

    Кроме того, улучшение электронного формата работы ЦЗН может стать положительным фактором, который сократит «бумажную волокиту». Например, в Южной Корее широко используется мобильные приложения для регистрации безработных. В Мексике службы занятости регулярно организуют онлайн-ярмарки вакансий.

    Слабая информированность молодежи о возможностях ЦЗН

    Центры занятости используют различные способы вовлечения населения в активные формы занятости - ярмарки вакансий, информационные мобильные группы. Однако, как показал онлайн-опрос, незнание о возможностях Центров занятости - одна из причин, по которой столичная молодежь не обращается за трудоустройством. 23,7% молодых респондентов совершенно не информированы о Центрах занятости и 35,5% опрошенных ответили, что «кое-что слышали» о них.

    5 способов сделать Центры занятости эффективнее

    Большинство опрошенных, которые имели опыт обращения в ЦЗН, узнали о мерах господдержки через знакомых и друзей. При этом, информацию о программах занятости можно узнать только непосредственно в ЦЗН от сотрудников Центров.

    Большей информированности молодежи о программах занятости и, в целом, о ситуации на рынке труда может способствовать усиление сотрудничества ЦЗН с Центрами содействия трудоустройству молодежи в колледжах и вузах. ЦЗН также могли бы предоставлять больше информации о трендах на рынке труда, о профессиях и навыках, которые необходимы работодателям.

    Необходимо и проведение исследований и консультаций, которые могли бы помочь ЦЗН выявить наиболее эффективные каналы распространения информации как для соискателей, так и работодателей.

    Низкий уровень доверия к ЦЗН.

    Для молодежи государственные ЦЗН не самый приоритетный способ поиска работы. По данным онлайн-опроса, у каждого четвертого опрошенного сложилось устойчивое мнение, что в Центры занятости обращаются неконкурентоспособные компании, которые предлагают низкооплачиваемую и непрестижную работу. И каждый четвертый считает Центры занятости неэффективными и «не верит в их реальную помощь». Также, участники опроса не обращаются в Центры занятости, потому как «не видят смысла» либо думают, что «они бесполезны», а также в целом из-за «отсутствия доверия к государственным институтам».

    Стоит сказать, что ребрендинг и проведение различных имиджевых проектов не дадут достаточного стимула для безработных регистрироваться в Центрах занятости. Заработать доверие граждан, в том числе и молодежи, можно, только если ЦЗН будут предоставлять услуги более высокого качества.

    Это требует более тесного сотрудничества между государственными органами, работодателями, учебными заведениями, молодежными ресурсными центрами. Также необходимы и дополнительные инвестиции на развитие электронных услуг и снижение нагрузки на сотрудников Центров занятости. Все это позволит ЦЗН быстро реагировать на проблемы рынка труда и адаптировать свои услуги под нужды молодежи без работы и образования.

    alt=" Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС" />
     Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

    Благодаря национальному проекту "Демография" происходит обновление центров занятости населения, которые становятся современными государственными кадровыми агентствами. На базе портала "Работа в России" создается единая информационная платформа. Безработным не понадобится собирать пакеты документов для обращения в центр занятости. Все их данные будут храниться в электронном виде.

    К тому же они смогут узнать о вакансиях по всей стране. Например, во всех центрах занятости Пермского края уже установлены гостевые компьютеры, которыми можно воспользоваться для поиска вакансий.

    Работа ждет вас

    "Благодаря единому государственному порталу "Работа в России" информировать службу занятости можно дистанционно в личном кабинете, - говорит министр социального развития Пермского края Павел Фокин. - Работодатели активно осваивают новые сервисы и сейчас на портале уже зарегистрировано 16 тысяч работодателей. Мы стараемся привлечь буквально всех. Наша главная задача - состыковать спрос и предложение. Предоставить соискателям как можно больше предложений о работе, а работодателям - квалифицированные кадры".

    В центре занятости населения по Кировскому району во время ремонта помещение оформили с использованием единого фирменного стиля "Работа в России". Здесь выделены специальные зоны - детский уголок, сектор по работе с инвалидами, с цифровыми сервисами.

    "Мы понимаем, что не у всех жителей Пермского края есть возможность доступа к цифровым сервисам, - отметил Павел Фокин. - И сейчас с помощью гостевых компьютеров они смогут искать работу самостоятельно, а не ждать предложений от сотрудников службы занятости".

    Фото: Евгения Гусева / Комсомольская Правда

    С соискателями и работодателями взаимодействуют консультанты. Для каждого посетителя они используют индивидуальный подход с учетом жизненной или бизнес-ситуации. Этот принцип используют и в других регионах.

    Свели с "Тотошкой"

    В Республике Коми в селе Выльгорт, это пригород Сыктывкара, районная служба занятости населения регулярно помогает местному семейному центру "Тотошка" искать сотрудников.

    - Наша дружба с "Тотошкой" началась года четыре назад. К нам обратилось руководство центра, мы начали искать людей, рассказывать о программах, предлагать совместные проекты, - рассказывает и.о. директора центра занятости населения Сыктывдинского района Коми Антон Беловол.

    В "Тотошке" были созданы рабочие места для инвалидов. Долгое время в центре музыкальным сопровождением заведовал инвалид первой группы по зрению, а администратором был сотрудник с инвалидностью второй группы. В службе занятости признают - трудоустройство соискателя с инвалидностью в селе на малое предприятие - дело очень сложное и ответственное.

    Поэтому очень большое внимание здесь уделяют программе стажировок для людей с ограниченными возможностями. Соискатель приходит на предприятие не сразу на долгосрочный трудовой договор, а на три месяца. Если работодателю и сотруднику все нравится, то они заключают постоянный контракт. Если же нет - расстаются.

    Жительница села Выльгорт Екатерина Осипова тоже сейчас проходит в "Тотошке" стажировку, но это уже другая программа. Екатерина - многодетная мать, находясь в отпуске по уходу за третьем ребенком, женщина решила пройти обучение новой профессии.

    Фото: deagreas / iStock

    Курсы бухгалтера она прошла в рамках нацпроекта "Демография". Эта программа позволяет женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, повышать квалификацию или получать новую, востребованную на рынке труда профессию. Екатерина три месяца посещала бухгалтерские курсы и сразу оказалась востребованным специалистом - молодую мать позвали на несколько сельских предприятий, но она ушла в "Тотошку".

    Как пояснила сама женщина, на то был личный мотив. Дело в том, что в этот детский садик она отдала своего ребенка. "С семьей Екатерины Осиповой мы работали в рамках социального контракта, эта программа подразумевает комплексную помощь семьям в сложной ситуации. Сейчас у Екатерины и ее детей все хорошо", - отметил Антон Беловол.

    Планируется переоборудовать центры занятости как флагманские, расположенные в крупных городах, так и небольшие, расположенные в сельской местности.

    Модернизированный центр будет также играть роль проектного офиса по управлению кадровым потенциалом. В 2021 году такая работа пройдет в 61 регионе, в 2022 году - в 73 регионах. С 2023 модернизация центов занятости охватит все регионы.

    Вся эта работа ведется в рамках национального проекта "Демография".

    Занятость трудоспособного населения является социально-экономической категорией, которая связанна с осуществлением права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [1].

    Занятость населения – это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия [2]. Иначе говоря, занятость – это наличие у людей общественно значимой работы, предоставляющей им заработок или трудовой доход. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокупность экономических отношений, связанных с деятельностью трудоспособного населения по созданию материальных благ, т.е. продукта или услуги.

    Достижение высокого уровня занятости населения – одна из основных целей национальной экономики. Под занятостью следует понимать такую деятельность людей, которая не противоречит законам РФ, направлена на удовлетворение собственных или общественных потребностей и дает им заработок или доход [3].

    Различные предприятия непосредственно учувствуют в процессе занятости населения, по средствам трудоустройства граждан на вакантные должности. Поиск персонала, в большинстве случаев, предприятия осуществляют, обращаясь в частные кадровые агентства, или своими силами, по средствам объявлений в СМИ и размещении информации о вакантной должности в интернете, расценивая это как более быстрый и простой вариант поиска работников. Но существует возможность поиска и отбора кадров с помощью государственных структур.

    Федеральная служба по труду и занятости – это федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции по надзору и контролю сферы занятости, труда и альтернативной гражданской службы, реализующей государственные услуги в области содействия занятости трудоспособного населения и защиты граждан от безработицы, урегулирования коллективных трудовых споров и трудовой миграции.

    Федеральная служба по труду и занятости реализует свои функции непосредственно и через службы и центры занятости населения в регионах, во взаимодействии другими учреждениями, такими как федеральные органы исполнительной власти, общественными объединениями и другими [2].

    Федеральная служба по труду и занятости реализует свою деятельность в соответствии и на основании Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О занятости в Российской Федерации».

    В процессе изучения проблем, существующих на рынке труда и занятости трудоспособных граждан РФ, выделяют следующие аспекты, требующие своего решения: недостаточное профессиональное консультирование, региональный дисбаланс, скрытые резервы, образовательный дисбаланс, не развитые компенсационные выплаты, увеличение напряженности на рынке труда, не организованная временная занятость подростков и др.[4].

    Для решения этих проблем были созданы специальные учреждения – Службы занятости населения, исполняющие управление занятостью в масштабах государства.

    Службы занятости населения (СЗН) регионов Российской Федерации являются структурными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости. Они контролируют и организовывают деятельность местных отделений службы занятости – центров занятости населения (ЦЗН).

    Центр занятости населения (ЦЗН) – местное отделение СЗН, осуществляющее непосредственную работу с трудоспособным населением в области занятости и труда, а так же, оказывает государственные услуги трудоспособным гражданам и организациям в сфере занятости.

    Работодатель выступает одним из главных клиентов СЗН. Из заявок организаций-работодателей службой занятости формируется банк вакансий для граждан, ищущих работу, что позволяет первым быстро и качественно найти квалифицированные кадры на вакантную должность, а вторым быстро решать проблемы с трудоустройством. Активная политика занятости трудоспособного населения основывается на принципе тесного взаимодействия органов службы занятости с работодателями. Обратиться за помощью в подборе и поиске необходимых работников могут как юридические лица, индивидуальные предприниматели, а так же физические лица.

    После подачи соответствующей заявки работодателем, сотрудники центра занятости выполняют работу по поиску и отбору вакансий для категории граждан признанных безработными. Подбор информации осуществляется с использованием, сайтов «Общероссийская база вакансий», «Работа в России»», «Интерактивный портал Департамента труда и социального развития», и на сайте центра занятости населения того города, в котором осуществляется поиск сотрудников [6] размещается информация об организации-работодателе и сведения о его потребности в персонале.

    Центром занятости населения предприятиям могут быть предложены следующие специальные программы занятости:

    – организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

    – организация общественных работ;

    – организация временного трудоустройства граждан, ищущих работу и особо нуждающихся в социальной защите;

    – организация временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников образовательных учреждений, ищущих работу впервые.

    В ЦЗН РФ применяются следующие формы сотрудничества с предприятиями-работодателями и трудоспособным населением [5]:

    Проводится аукцион специалистов. Для реализации этого мероприятия сотрудниками ЦЗН изучается потребность работодателей в квалифицированных специалистах, проводится анализ рынка предложений по данному профилю. С каждым потенциальным кандидатом на должность проводится индивидуальная работа по составлению резюме и отработке самопрезентации в беседе с работодателями. Задача кандидата на вакантное рабочее место как можно лучше продемонстрировать свои способности и знания, что позволит ему в дальнейшем успешно трудоустроиться.

    Работа выездного отдела кадров, заключается в том, что потенциальный работник-клиент встречается со специалистом кадровой службы компании-работодателя на нейтральной территории, в помещении ЦЗН, что позволяет значительно сократить срок поиска работников для работодателя, а безработному получить возможность оперативного оформления приема на работу.

    Гарантированное собеседование. Заключается в том, что предварительно отобранные сотрудниками службы занятости кандидаты на должность в заранее согласованное время направляются на собеседование с работодателем, собеседование может проходить либо в ЦЗН, либо у работодателя с участием работника ЦЗН. Принцип данной формы взаимодействия заключается в тщательном отборе кандидатов на вакансии в соответствии с требованиями работодателя. Преимуществом мероприятия можно считать его оперативность, исключение массового потока граждан на предприятие, а так же эффективное использование элементов конкурсного отбора кадров.

    День открытых дверей ЦЗН. Мероприятие проводится непосредственно в ЦЗ с людьми, находящимися в поиске работы, и работодателями. В программу входят выставки и тематические семинары, мини-ярмарки вакансий и учебных мест, может быть представлена возможность воспользоваться «Интернет услугами» для населения и работодателей, а так же получить консультации специалистов ЦЗН, в том числе психолога, юриста, профконсультанта и т.д. На дне открытых дверей представители организаций-работодателей могут получить информацию о ситуации на рынке труда, о формировании банка вакансий центра занятости, а так же о направлениях активной политики занятости трудоспособного населения.

    Мероприятие по названием – «День ЦЗН», это оказание помощи людям, ищущим работу, а также привлечение внимания партнеров на рынке труда по решению проблем занятости трудоспособного населения. Данный проект имеет вид информационной акции и включает в себя ряд мероприятий: циклы семинаров по вопросам профориентации, социальной адаптации и психологической поддержки граждан. Кроме того, в рамках проекта могут быть организованы «круглые столы» с участием работодателей и специалистов, глав поселений с высоким уровнем безработицы, для анализа и решения проблем безработицы.

    Круглый стол, проводится центром занятости для представителей заинтересованных организаций для анализа итогов совместной деятельности, формулировки задач, предложения идей по урегулированию состояния рынка труда, обмену опытом и т.д. Мероприятие может проводиться регулярно, раз в месяц по любым направлениям работы СЗН.

    Маркетинговые визиты – это мероприятие основная цель которого, укрепление партнерских взаимоотношений центра занятости с организациями-работодателями, привлечение к сотрудничеству новых предприятий. Главной задачей СЗН при этом является осуществление маркетинговой концепции продвижения рабочей силы на рынке труда. По результатам маркетинговых визитов утверждаются формы дальнейшей совместной работы, создается картотека предприятий, участвующих в мероприятии, ведется сбор данных об имеющихся на них свободных рабочих местах, финансовом состоянии предприятия, анализируется информация о приеме и увольнении сотрудников, обговаривается возможность организаций в проведении активной политики занятости.

    Общественные комиссии. Главной целью данного мероприятия является поиск взаимовыгодных решений по согласованию и осуществлению политики занятости при участии организаций-работодателей, органов исполнительной власти, службы занятости, профсоюзов и других служб.

    Презентация организации. Своей целью данное мероприятие ставит информирование граждан об организации-работодателе и имеющихся у него вакансиях, об условиях труда в организации. Мероприятие может быть проведено как в помещении организации-работодателе, так и в самом центре занятости населения. На презентацию, по средствам СМИ и объявлений на сайтах и стендах центра занятости приглашаются все граждане, ищущие работу, в том числе выпускники учебных заведений. Для них сотрудниками центра занятости подготавливаются различные видеоролики, брошюры и буклеты с информацией об организации. Организация-работодатель в рамках мероприятия может представить всем желающим данные об имеющихся вакансиях, провести собеседования с кандидатами и подобрать необходимых работников.

    Презентация участников клуба ищущих работу (КИР). Проводится, как открытое занятие в клубе, на которое приглашают работодателей, для того что бы они могли пообщаться с группой ищущих работу в неформальной обстановке и пригласить потенциальных претендентов на должность на собеседование

    Профессиональный ринг. Мероприятие проводится среди специалистов, закончивших профессиональную переподготовку от службы занятости. Между работодателями и специалистами в течении мероприятия проходит взаимодействие и общение по средствам мозгового штурма, выполнения различных кейсов, турнира, а так же проходит оценка личностного и профессионального соответствия потенциальных кандидатов на должность с предложениями работодателей.

    Информационная конференция с работодателями. Мероприятие проводится для информирования работодателей об услугах СЗН, о возможных формах сотрудничества, о подготовке и исполнении совместных мероприятий ( организация общественных работ, временной занятости и др.). Рассматривается проблема во всех своих аспектах, выносится на обсуждение, планируются выступления представителей всех заинтересованных сторон и принятие конкретного решения.

    Экспресс-трудоустройство. Целью мероприятия является максимально быстрый поиск необходимых специалистов по заявке организации-работодателя. Проводится для срочного отбора кандидатов на должность (в течение 1–2 дней). В информационном зале ЦЗН, представителю организации-работодателя дается рабочее место, в это же время вывешивается объявление об открывшихся вакансиях. Отбор осуществляется из специалистов, обратившихся в центр занятости, с целью найти работу, и безработных, которым в этот день была назначена перерегистрация. Мероприятие может проводиться с работниками ЦЗ, а так же без их участия.

    Ярмарка вакансий и учебных рабочих мест. Важное направление осуществления активной политики ЦЗН, направленной на регулирование занятости населения. Мероприятие проводится с целью снижения социальной напряженности на рынке труда, содействия занятости граждан, ищущих работу, а так же предоставления образовательных услуг и обеспечения предприятий необходимыми кадрами. В ходе мероприятия решаются такие задачи, как: содействие гражданам в поиске подходящей работы и обеспечению предприятий работниками, путем создания условий для общения и взаимодействия безработных с работодателями.

    Данные мероприятия обладают рядом положительных моментов для работодателей:

    – Услуги ЦЗН по подбору персонала предоставляются организациям-работодателям бесплатно.

    – В центре занятости населения работодателям всегда можно получить свежую объективную и достоверную информацию о спросе ситуации на рынке труда.

    – ЦЗН может осуществлять подготовку или переобучение кандидатов на определенные открытые вакансии за счет краевого бюджета, то есть совершенно бесплатно для работодателя и кандидата на должность.

    – В ЦЗН работодатель может получить услугу по подбору кадров из банка вакансий, что сделает работу по подбору и отбору кадров оперативной и качественной.

    В банк высококвалифицированных специалистов ЦЗН включаются все сведения о гражданах, обратившихся в центр занятости с целью поиска работы, а так же о работающих, желающих поменять место работы, имеющих успешный опыт в самых разных сферах, обладателях редких специальностей и профессий[7].

    Существование банка высококвалифицированных специалистов имеет ряд преимуществ для работодателей:

    – С помощью банка вакансий работодатели могут избежать временных и финансовых затрат на поиск специалиста на вакантную должность;

    – В соответствии заявленным требованиям работодателя, сотрудники ЦЗН могут оперативно и качественно отобрать 2–3 кандидата на вакантную должность, если в организации-работодателе отсутствует служба персонала

    – В связи с тем, что информация о вакансии будет предложена также и желающим поменять место работы специалистам, есть возможность заинтересовать специалиста, имеющего большой положительный опыт в данной сфере;

    – По запросу работодателя, ему могут быть направлены резюме кандидатов на вакантную должность для предварительного ознакомления и дальнейшего собеседования с отобранными кандидатами в центре занятости или на территории организации-работодателя;

    – В случае, если кандидаты проживают в другом населенном пункте, может быть организовано видео-собеседование, так же существует возможность компенсации переезда кандидата к новому месту работы за счет средств ЦЗН;

    – По запросу работодателя, специалисты ЦЗН могут сформировать внешний кадровый резерв на рабочие места предприятия, из подходящих кандидатов, максимально удовлетворяющих предъявляемым квалификационным требованиям;

    – При необходимости подходящие кандидаты могут получить недостающие профессиональные навыки или повысить квалификацию при содействии службы занятости.

    – Центр занятости населения может профинансировать и организовать участие отобранного специалиста в программах временного трудоустройства. Таким образом, работодатель имеет возможность «протестировать» специалиста в работе и решить вопрос его дальнейшего постоянного трудоустройства.

    Также стоит помнить, что необходимость предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей является установленным федеральным законодательством требованием. В соответствии с Порядком представления работодателями, осуществляющими деятельность на территории РФ, такие сведения предоставляются ежемесячно не позднее 28 числа.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что поиск персонала с помощью центра занятости это не только хорошая возможность работодателя получить в свой штат образованных, квалифицированных специалистов, но и обязанность участия каждой организации в государственной политике занятости населения России.

    Читайте также: