Как улучшить работу полиции

Опубликовано: 17.09.2024


В связи с резонансом, возникшим после убийства известного и всенародного любимца - фигуриста Дениса Тена - социальные сети просто взорвались возмущением по поводу работы полиции, казахстанцы требуют реформы МВД и отставки министра, создали для этого специальные группы. Многие предлагают радикальные меры – поменять систему, уволить всех сотрудников и т.д. Корреспондент Zakon.kz узнал на этот счет мнение специалиста - Рустама Мирзабаева, полковника полиции в отставке, который родился и вырос в семье милиционера. Отдал службе в органах 20 лет, работал в уголовном розыске, завершил службу в должности начальника отдела по борьбе с организованной преступностью ДВД Алматы, сейчас возглавляет общественную организацию «Калкан», в которую входят профессионалы в области безопасности и детективной деятельности.

- Возмущает то, что многие не знают, о чем говорят, и начинают писать какие-то свои рекомендации. В этом обсуждении в первую очередь должны принимать участие опытные сотрудники, бывшие и действующие, которые знают эту систему изнутри, как она работает. Я был живым свидетелем не одной реформы, начиная со становления нашего суверенитета. И все реформы начинались с сокращений, причем сокращались оперативный и следственный аппарат, то есть люди, которые непосредственно работали по борьбе с преступностью. А штабы, аппарат и прочие почему-то сокращению не подвергались.

По моему мнению, необходим комплексный подход. В первую очередь нужно провести анализ и найти причины, почему все привело к нынешней ситуации.

На мой взгляд, в первую очередь, это социально-экономические предпосылки. Безработные и бедные слои населения приезжают в Алматы, тыкнулся туда-сюда, не нашел работу и пошел на криминал. Украл один раз, второй – все сошло с рук, и он прочно становится на криминальный путь.

Второе – это кадровый отбор. При Советском Союзе был более качественный отбор, проверка для работы в органах занимала полгода. Проверялись родители, все родственники, судимости, выезды за границу. Кроме морально-этических качеств отбирали еще по медицинским, проходили специальные психотесты. В общем, жестче надо подходить к этому.
Сейчас очень много случаев, когда опергруппа выезжает на место происшествия и не может элементарно сделать осмотр, потому что не хватает знаний. А это в свою очередь влияет на раскрываемость – грамотный осмотр места происшествия значительно увеличивает эти шансы.

Одна из проблем, что правоохранительные органы отдалились от народа и сотрудникам полиции, курсанту нужно внушать, чтобы он понимал, что он вышел из этого народа, и что он такой же. И если он пришел на госслужбу, он должен работать для народа. Эта связь у нас потеряна, к сожалению, поэтому непонимание и отторжение идет.

- Алматинцы жалуются, что в случае происшествия не могут дозвониться в полицию и дождаться патрулей. Они все на дорогах ловят нарушителей ПДД…

- Социальные сети сейчас также бурлят по поводу того, что в скором времени в рамках гуманизации на свободу выйдут 5 тысяч заключенных. Как вы к этому относитесь?

- Эта гуманизация несвоевременно происходит у нас. Надо в первую очередь смотреть на внутренние условия – насколько она будет уместна, а не какие-то международные ожидания. Выйдут сейчас эти 5 тысяч и куда они пойдут – правильно снова грабить и воровать. Преступность от этого только вырастет!

Что касается краж – это вообще бич больших городов и в том числе Алматы. По статистике идет снижение, но я в это не верю. При союзе 30% раскрываемость считалась хорошей, сейчас в районе 10, как можно гуманизировать, если раскрываемость падает?

Законодательство у нас идет вразрез складывающейся обстановке. Оперативники работают, находят преступников, а суды вследствие гуманизации отпускают их под залог или штрафуют. Как вот случилось с этим Кудайбергеновым (один из подозреваемых в убийстве Д.Тена). Его в Астане отпустили под залог, зная, что он ранее судим.

Я считаю, что гуманизация должна проводиться только в отношении первоходок и несовершеннолетних. Впервые человек может совершить преступление из-за глупости, его использовали, подставили и т.д, но если он пошел на это второй, третий и четвертый раз, то этот человек стал профессиональным преступником и в отношении него не должна применяться гуманизация.

На мой взгляд, нужно наоборот ужесточение наказания, а не штрафы и условные сроки, они выходят и снова совершают преступления. На практике законодательная база у нас идет с перевесом в сторону роста криминала. К примеру, поправки в УК и УПК привели к различным сложностям для проведения оперативно-розыскных мероприятий, при сборе доказательств. Работа сотрудников полиции в этом плане стала сложнее, а для криминала стало проще уйти от ответственности. Произошел такой вот перекос.

- Работа полиции имеет много нареканий со стороны общества, но виновата ли она в том, что такая?

- Сотрудник полиции – это парень из нашего общества, это чей-то сын, брат, муж и он не пришел извне. Наше общество, если чем-то болеет, также болеют и внутренние органы. Нельзя отдельно рассматривать МВД от социума. И в ней также, как в других структурах, присутствует некомпетенция и отсутствие мотивации. Это перекликается с тем же кадровым вопросом. У сотрудников полиции практически убрали все льготы. По большому счету у них работа адская и неблагодарная. Сначала отменили бесплатный проезд, потом убрали компенсации по коммунальным услугам и т.д. Раньше, когда человек шел работать в милицию, он был мотивирован и социально защищен, сейчас из полицейских сделали мальчиков для битья – ты работай, раскрывай, но при этом ты не должен делать вот это и это. И он ходит со связанными руками. Это все вкупе – некомпетентность, слабый кадровый отбор, несовершенная нормативно правовая база привели к нынешней ситуации.

- Как, по вашему мнению, можно улучшить безопасность в городе?

- Раньше были народные дружины, можно и нужно и сейчас привлекать общественность для этого. Можно привлекать курсантов – это мощная поддержка. Во-первых, они приобщаются к работе с населением, во-вторых, это профилактика преступлений.

Но главное, я об этом уже сказал выше, это пересмотреть законодательную базу в части профессиональной деятельности полиции и гуманизации. Ну и, конечно, решать социально-экономические проблемы.

Основой оперативно-служебной деятельностью служб и подразделений Отдела МВД России по Нижегородскому району г. Москвы, в 2014 году являлась концентрация усилий, направленных на повышение эффективности противодействия правонарушениям и преступлениям в соответствии с требованиями Директивы МВД России от 12 ноября 2013 года № 2ДСП «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России в 2014 году» , а также принятие комплексных мер в обновлении подходов по тесному взаимодействию общества с органами внутренних дел. В связи с чем, максимальные усилия были нацелены на решение важнейшей задачи полиции в современных условиях – укрепление доверия населения, повышение открытости деятельности и уровня взаимодействия с гражданским обществом, построение эффективной системы взаимодействия с населением на обслуживаемой территории.

Данная работа сотрудниками Отдела в отчетном периоде строилась на организации незамедлительного реагирования и качественной отработки сообщений и жалоб граждан, выявлении преступлений и правонарушений, которые в большей степени вызывают недовольство и раздражение жителей района и города:

  1. В первую очередь это деятельность в сфере противодействия нелегальной миграции.

За отчетный период силами сотрудников ОМВД:

- возбуждено 9 уголовных дел в отношении организаторов нелегальной миграции и 22 уголовных дела по факту использования поддельных разрешений на право занятия трудовой деятельностью;

- проведено 134 рейда в ходе которых в ОМВД было доставлено и отработано 1830 представителей ближнего и дальнего зарубежья, выявлено 127 нелегальных мигрантов из числа иностранных граждан, в отношении которых составлено 127 административных материалов в сфере нелегальной миграции;

- выдворено за пределы Российской Федерации 94 иностранных гражданина;

По итогам проведения двух этапов общегородского оперативно-профилактического мероприятия «Нелегал – 2014», результаты работы сотрудников ОМВД признаны одними из лучших в масштабах Округа.

  1. Так же, волнение жителей района вызывает повсеместное увеличение распространения наркомании, в особенности – употребления курительных смесей – «спайсов». В целях пресечения незаконного оборота наркотиков в отчетном периоде ежеквартально проводились оперативно-профилактические мероприятия под условным наименованием «Притон», однако, несмотря на увеличение привлеченных к уголовной ответственности граждан за незаконное хранение наркотических средств, в том числе «спайсов», глобального улучшения ситуации не достигнуто. Более того, ситуация с выявлением преступлений, связанных со сбытом наркотиков значительно ухудшилась.
  2. В отчетном периоде особое внимание уделялось борьбе с незаконной игорной деятельностью. На территории района работы подпольных игровых клубов не допущено. Изъято и передано на хранение в районную Управу 13 игровых лотерейных терминалов.

Заслужить доверие населения без эффективной работы дежурной части по своевременному реагированию на сообщение о преступлениях и внимательному отношению к гражданам невозможно.

Учитывая, что в отчетном периоде на 9% увеличилось количество обращений граждан в дежурную часть Отдела, а количество жалоб на несвоевременное реагирование и грубое обращение по сравнению с АППГ снизилось с 17 до 5 фактов, можно сделать вывод о росте доверия населения к полиции и повышении профессионализма и внимания к гражданам со стороны сотрудником ОМВД.

В соответствии с приказом УВД по ЮВАО ГУ МВД России по
г. Москве от 27 января 2012 года № 55 в январе и июле 2014 года проведены отчеты начальника ОМВД перед муниципальным образованием района и гражданами, проживающими на обслуживаемой территории. Реализована возможность прямого обращения граждан к руководителям подразделений через интернет-сайт.

Одновременно, с проводимыми мероприятиями, направленными на совершенствование деятельности органов внутренних дел, прошедший период был ознаменован множеством событий во всех сферах жизни, которые не могли не повлиять на характер задач, поставленных перед органами внутренних дел. Прежде всего – это обеспечение общественной безопасности и правопорядка в период подготовки и проведения государственных и религиозных праздников. Должная организация взаимодействия органов власти и ОМВД позволили не допустить дестабилизации оперативной обстановки и нарушений общественного порядка при их проведении.

В целях профилактики и снижения остроты проблем, связанных с проявлениями экстремизма и преступлениями на их фоне, в том числе со стороны членов неформальных молодежных объединений, в отчетном периоде было проведено 78 обследований гостиниц, общежитий и других объектов массового проживания иностранных граждан, представляющих оперативный интерес. Выявлено 3749 граждан из стран ближнего зарубежья, из них на 437 человек составлены протоколы об административном правонарушении, на 127 человек – материалы на выдворение. По алгоритму НОРИ отработан 491 человек.

Заместителям начальника полиции (А.В. Мешкову, С.В. Миронову) силами сотрудников ОУР и участковых уполномоченных необходимо продолжить проведение профилактической, в том числе пропагандистской работы по предупреждению экстремисткой деятельности; продолжить работу по профилактике преступлений экстремистской направленности, путем проведения оперативно-профилактических мероприятий (в местах проживания иностранных граждан и выходцев из СКР, в учебных заведениях, принятию упреждающих мер в период подготовки и проведения общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий на территории округа); считать укрепление оперативных позиций в среде общественных и религиозных объединений, распространяющих идеи национальной розни и религиозного экстремизма, одним из приоритетных направлением служебной деятельности.

Немаловажную роль в профилактике преступлений является работа с ранее судимыми лицами.

В рамках Федерального закона от 06 апреля 2011г. № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и приказа МВД России от 08 июля 2011 года № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» под надзором в ОМВД состоит всего 3 ранее судимых из 18 ФПН, за что Отдел неоднократно подвергался критике. Все поднадзорные были выставлены по инициативе ОМВД. В истекшем периоде сотрудниками ОМВД уголовных дел по ст. 314.1 УК РФ «Уклонение от административного надзора» не возбуждалось.

Одним из приоритетных направлений служебной деятельности на протяжении отчетного периода являлось и остается предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, защита жизни, здоровья, прав и законных интересов детей.

Несмотря на то, что большую часть отчетного периода группа по делам несовершеннолетних работала не в полном составе, а точнее в лице одного сотрудника, было выявлено 69 административных правонарушений, совершенных как несовершеннолетними, так и их родителями в части ненадлежащего исполнения родительских обязанностей; на 15 % увеличилось количество доставленных в ОМВД несовершеннолетних; на 50 % больше несовершеннолетних помещено в медицинские учреждения, в ЦВСНП ГУ МВД России по г. Москве помещено 4 несовершеннолетних; снизилось количество выявленных и поставленных на профилактический учет как несовершеннолетних на 32%, так и их родителей на 7%. Необходимо отметить снижение зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними (с 8 до 4 случаев), при этом только 1 преступление, совершено подростком, проживающим на обслуживаемой территории.

В целом предпринятые меры позволили сохранить общий контроль за состоянием правопорядка и безопасности на территории района.

Могу сказать, что по итогам работы в отчетном периоде общее количество преступлений, зарегистрированных на территории района возросло на 14,1 %, при росте среднеокружного показателя всего на 6,9 %.

Следует отметить, что улучшить результаты работы по борьбе с преступлениями общеуголовной направленности в отчетном периоде не удалось: при росте количества зарегистрированных преступлений на 9,6 %, число раскрытых преступлений снизилось на 8,3 %. Данная ситуация имеет место по причине недостаточной работы по борьбе с такими видами преступлений как:

- кражи имущества граждан: с одной стороны допущен рост регистрации краж по сравнению с 2013 годом (на 14,7 %), с другой – раскрываемость данного вида преступлений снизилась на 10,7 %. Соответственно имеем рост приостановленных уголовных дел на 15,4%.

- кражи из квартир: ситуация аналогичная с общим массивом краж – увеличение регистрации на 8,3% и снижение раскрываемости на 71,4%.

- сбыт наркотических веществ: ситуация крайне сложная в связи сростом регистрации данного вида преступлений на 158,8% которая обусловлена выделением уголовных дел из административных материалов по употреблению наркотиков (+23 факта) и проведением сверки по отказным материалам за последние 4 года по трупам, смерть которых наступила от передозировки. Однако раскрываемость данного состава также снизилась более чем вдвое. Справедливости ради необходимо отметить, что в декабре прошлого года сотрудниками уголовного розыска было раскрыто 3 преступления по сбытам, которые в настоящее время находятся в производстве следственного отделения и будут направлены в суд в январе-феврале текущего года.

По итогам года отмечается снижение результатов работы и по преступлениям совершенным в общественных местах: рост регистрации на 19,8%, снижение количества раскрытых и направленных в суд на 3,9% по сравнению с АППГ. Ситуация по раскрытию преступлений данной категории держалась под контролем до октября прошлого года и обусловлена резким ростом за последние два месяца краж имущества граждан в гипермаркетах ТЦ Город и Леруа-Мерлен.

При значительном росте регистрации особо тяжких видов преступлений (+56,7%), закончено расследованием и направлено в суд преступлений данной категории на 22,2 % меньше чем за АППГ. Ситуация обусловлена резким увеличением количества зарегистрированных и нераскрытых сбытов наркотиков, что и повлекло отмеченное снижение статистических показателей.

Принятыми в отчетном периоде мерами намечены тенденции к стабилизации ситуации по выявлению и раскрытию тяжких составов преступлений: при допущенном росте регистрации на 28.3% достигнут рост количества направленных в суд уголовных дел на 31,8% по сравнению с АППГ.

Общая раскрываемость преступлений в районе по итогам 2014 года снизилась на 4,4 % и составила всего 31,44 %.

Несмотря на это по нагрузочным показателям на одного сотрудника Отдел занимает третье место среди аналогичных подразделений Окружного управления.

Считаю целесообразным, более подробно остановиться на результатах работы по предотвращению и раскрытию отдельных видов преступлений:

С положительной стороны можно отметить работу по предупреждению, пресечению и раскрытию таких видов преступлений, как:

- грабежи: при росте регистрации на 13,5% количество раскрытых преступлений данного вида возросло на 23.1%;

- мошенничество: при недопущении роста регистрации количество раскрытых преступлений увеличилось на 39,4%;

Не допущено роста совершения таких видов преступлений как:

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

- умышленное причинение легкого вреда здоровью;

Однако, несмотря на недопущение роста регистрации, позиции по раскрытию разбойных нападений и хранения оружия по сравнению с АППГ снижены на 20% и 50% соответственно.

Учитывая отмеченные выше статистические показатели, при организации работы подразделений уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции, патрульно-постовой службы в 2015 году, требую:

- начальнику полиции (А.А. Моисееву) организовать работу наружных служб и оперсостава по выявлению, раскрытию и документированию особотяжких составов преступлений, преступлений совершаемых в общественных местах. Особое внимание обратить на раскрытие краж из квартир граждан, краж автотранспорта, раскрытие преступлений связанных с НОН;

- заместителю начальника полиции по ОР (А.В. Мешкову) в целях предупреждения и своевременного пресечения преступлений обеспечить проведение агентурной работы на должном уровне;

- заместителю начальника полиции по ООП (С.В. Миронову) принять необходимые меры по повышению эффективности работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в общественных местах и на улицах.

Переходя к оценке деятельности служб Отдела хочу остановить ваше внимание на результатах работы подразделений, непосредственно пересекающихся с населением.

Так, за 2014 год отделением уголовного розыска раскрыто всего 74 преступления (2013 год – 94), при отрицательной динамике на 20 преступлений, нагрузка на одного сотрудника составила – 10,57, что заметно выше среднеокружной (8,88) и является четвертым показателем по Округу. Сотрудниками ОУР раскрыто 29 тяжких и особо тяжких составов преступлений (АППГ – 39).

Учитывая отмеченные отрицательные результаты работы уголовного розыска заместителю начальника полиции по ОР (А.В. Мешкову) в 2015 году приоритетным направлением служебной деятельности считать борьбу с преступлениями этнической направленности, имущественными преступлениями, преступлениями, связанными с незаконным оборотом оружия и наркотических средств.. Требую принять меры по повышению эффективности работы по выявлению преступлений, инициативных составов, связанных с организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств и занятия проституцией.

Оценивая работу участковых уполномоченных полиции хочу сразу отметить снижение результатов работы данной службы в установлении лиц, совершивших преступления (-36 %, в абсолютных цифрах - 14 преступлений).

По нагрузочным показателям на одного сотрудника служба занимает шестое место среди аналогичных подразделений Окружного Управления. В 2014 году участковыми уполномоченными раскрыто 48 преступлений, не связанные с кражами из гипермаркетов (в 2013 году – 32). Вдвое снизилось

Такой вид профилактической деятельности, как постановка граждан на профилактические учеты практически не используется. Так за 12 месяцев 2014 года на профилактические учеты поставлено только 4 граждан, из них ранее судимые – 3, «алкоголики» - 1. Ни наркоманы, ни бытовые дебоширы участковыми уполномоченными полиции не выявляются, что говорит о формальном подходе к отработке жилого сектора и отсутствии работы с институтами старших по подъездам и домам. За год участковыми уполномоченными отработано всего 70 % квартир, расположенных в районе. Недолжный подход к отработке жилого сектора подтверждается также результатами проверок паспортов на жилые дома и паспортов на административные участки, в ходе которых постоянно делаются замечания об отсутствии необходимых сведений, подлежащих внесению в указанную документацию.

Нельзя не обратить внимание на крайне неудовлетворительное состояние учетно-регистрационной дисциплины в подразделении участковых уполномоченных. Систематически допускаются нарушения процессуальных сроков при проведении предварительных проверок по материалам находящимся на исполнении. Проводимые руководителями ООП и ОУУП служебные проверки по фактам выявляемых нарушений в большинстве своем носят формальный характер.

Указанная ситуация имеет место по причине полного отсутствия контроля за результатами деятельности участковых уполномоченных в первую очередь со стороны руководителей ООП и ОУУП.

Следует также отметить некоторые позитивные тенденции в работе по раскрытию преступлений и выявлению административных правонарушений сотрудниками ППСП.

Так, по сравнению с 2013 годом отдельным взводом ППСП раскрыто 21 преступление (АППГ - 16); рост выявленных административных правонарушений составил +134,8 % (с 1199 до 2531). Однако, за отчетный период из 47 уличных преступлений, совершенных на маршруте патрулирования ГНР, было раскрыто всего 6, что говорит о крайне недостаточной работе патрульно-постовой службы по пресечению и раскрытию преступлений «по горячим следам».

В заключение выступления остановлюсь на задачах, стоящих перед нами в 2015 году. Учитывая, что качество управленческого процесса является основой достижения положительных результатов в оперативно-служебной деятельности, защите прав и свобод граждан, руководителям служб Отдела необходимо уделять этому направлению первостепенное значение, в частности принять меры к ужесточению контроля за исполнительской и учетно-регистрационной дисциплиной.

Необходимо сориентировать свою управленческую деятельность на устранение и недопущение в дальнейшей деятельности указанных недостатков. На основе анализа сложившейся оперативной обстановки выработать и реализовать меры, которые позволят улучшить результаты деятельности служб ОМВД. Первостепенное внимание необходимо обратить на профилактику преступлений этнической направленности, предупреждение и раскрытие уличной преступности, преступлений, связанных с завладением чужого имущества и в первую очередь грабежей и разбойных нападений, краж транспортных средств и краж из квартир, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Осознанной потребностью каждого руководителя должно стать настойчивое проведение в жизнь решений, направленных на совершенствование профессионализма сотрудников и кадрового обеспечения, оптимизацию форм и методов воспитательной работы с личным составом.

Честно говоря, нечто подобное мы уже проходили. И помним, чем дело закончилось. Однако участники рабочей группы обещают, что намерены советоваться с гласом народа не ради галочки, а внимательно и доверительно. Все предложения будут тщательно изучаться в поисках здравого зерна. Да и состав рабочей группы говорит о том, что руководство ведомства не собирается действовать кулуарно.

Ответственным секретарем "совета по реформе" стал недавно назначенный советником министра внутренних дел России Владимир Овчинский - доктор юридических наук, генерал-майор милиции в отставке. Свои взгляды на реформу МВД он изложил в ходе заседания дискуссионного клуба. Вместе с ним споры вели член президиума АЮР, полномочный представитель правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский, член президиума АЮР, зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн и другие гости клуба.

Михаил Барщевский: На первом этапе реформы общественное мнение не учитывалось, и это привело к тому, чему привело. С приходом нового министра внутренних дел России Владимира Колокольцева в обществе все больше стали говорить о новом витке реального реформирования правоохранительных органов. Да и сам Колокольцев, получив министерский портфель, создает расширенную рабочую группу по дальнейшему реформированию МВД, в состав которой вошли люди, знающие и неравнодушные. Теперь хотелось бы услышать их планы и взгляды, чтобы понять, чего ждать в действительности.

Владимир Овчинский: Почему не удались реформы, ведь люди ставили какие-то позитивные цели, хотели повышения законности, очистить кадры, провести аттестацию? Потому что не была изменена сама идиологема работы, потому что нет сопряжения реальной криминальной ситуации и того, что называлось реформой. Например, нам все 12 лет руководители правоохранительных органов докладывали, что в стране снижается преступность. Но все это неправда. Все эти годы росло количество заявлений и сообщений о преступлениях, о криминальных происшествиях с признаками преступлений. В 2000 году было, например, 13,7 млн заявлений и сообщений о преступлениях, в 2011-м - уже 24,5 млн. При этом количество зарегистрированных преступлений постоянно снижалось. В 2000 году - 3,3 млн, а в прошлом - менее 2 млн.

Получается, что в прошлом году в этой "вилке вранья" зависли 22 млн заявлений и сообщений граждан о преступлениях. Для сравнения: в Германии, которая гораздо меньше, чем Россия, и менее криминальна, в прошлом году было зарегистрировано более 6 млн преступлений. А количество краж в Норвегии по официальной статистике больше, чем количество зарегистрированных краж в России.

Эта псевдостатистика привела к тому, что на фоне тенденции постоянного снижения официально зарегистрированной преступности было принято абсолютно ошибочное решение о уменьшении численности работников полиции и сокращении численности подразделений полиции.

Поэтому сейчас в первую очередь следует заняться наведением порядка в регистрации и учете преступлений, а также обратить внимание и на кадровый состав правоохранительных органов. Как проводилась аттестация? Если ты манипулируешь цифрами, угоден начальству - ты хороший. Если нет, уходишь.

Из-за аттестации мы потеряли честных профессиональных людей. Остались те, кто умеет крутиться в этой непростой ситуации.

Александр Хинштейн: В моем понимании до настоящего времени реформы МВД не было. Набор деклараций. Только два положительных момента: повышение зарплаты сотрудникам МВД. И кодификация законодательства о полиции. До этого МВД существовало на основе 38 указов президента.

Реформа не сумела решить ключевые вопросы, определить структуру полиции, ее роль в системе внутренних дел. Не удалось очистить систему от негодных и недостойных сотрудников. Ключевая проблема МВД также осталась нерешенной: это доверие населения. Считаю, что среди прочего необходимо усиление реального механизма контролирующих функций со стороны гражданского общества - в виде общественных советов. Они должны быть не карманными, а реальными механизмами общественного контроля.

Овчинский: Задача на самом деле стоит простая: мы не придумываем каких-то новаций, будем делать простые вещи. Наводить порядок с регистрацией преступлений. Разбираться с организационными структурами. Я считаю, сейчас надо навести элементарный порядок. Восстановить все, что разрушено. Например, не могу понять, в каких целях была разрушена система охраны МВД в закрытых городах. А какая цель стояла у людей, которые уничтожили службу по борьбе с организованной преступностью?

Сейчас приходится некоторые вещи просто восстанавливать. Возможно, стоит провести чистку рядов полиции по примеру других стран: поднимаются оперативные материалы и материалы прокурорских проверок, и по ним еще раз проводятся служебные расследования. Поднимаем также материалы СМИ, проверяем. По результатам, если нужно, возбуждаются уголовные дела. И мы избавляемся от всех реальных коррупционеров, предателей, бандитов, алкоголиков, наркоманов и прочих идиотов, которые попали в систему МВД.

Барщевский: Я сам лично знаю 10 сотрудников органов внутренних дел. Один - профи высочайшего класса, служит и сейчас. 9 других тоже профессионалы, ушли в ходе реформы. Потому что их начальниками оставались как раз те, кто умели манипулировать цифрами. По кругу моего общения вижу, что профессиональный уровень многих сотрудников сейчас очень низкий.

Хинштейн: Сегодня у нас есть шанс на кардинальное изменение ситуации. Впервые в новейшей истории к руководству МВД пришел человек, знающий систему, начинавший с постового.

Овчинский: Последним министром МВД из милиционеров был Ерин (Ерин Виктор Федорович - генерал армии, был министром внутренних дел России в 1992 - 1995 годах).

Овчинский: Одна из проблем, которая будет решаться руководителями МВД, - как построить систему служб собственной безопасности. Будут ли это подразделения, разбросанные по субъектам, или лучше создать вертикально интегрированную службу собственной безопасности. Во многих регионах эти службы стали службами по обеспечению безопасности руководителя. А где вступали в конфликт с руководителями, проигрывали руководители служб безопасности.

Барщевский: Моя личная точка зрения. Если Владимир Колокольцев скажет правду о ситуации с преступностью, с раскрываемостью, с кадровым составом МВД, то он войдет в историю. Если общество узнает правду, нам, может, удастся улучшить МВД. Пока мы не говорим правду, мы не знаем, что делать. У Колокольцева есть шанс начать с правды.

Министр внутренних дел России генерал-лейтенант полиции Владимир Колокольцев провел первое заседание расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию МВД РФ.

В группу вошел 31 человек, кто откликнулся на предложение стать участником специализированного органа, созданного при министре для выработки эффективных предложений о дальнейшем реформировании ведомства. Это - сенаторы, депутаты, правозащитники, ученые, юристы, общественные деятели. Все они были связаны с деятельностью органов внутренних дел, знают о работе полиции не понаслышке. Глава МВД России подчеркнул, что предстоит разработать практические механизмы, которые существенно улучшат работу органов внутренних дел, повернут систему лицом к гражданам. По его мнению, первоочередная задача - наведение порядка в учете и регистрации преступлений.

- Система сбора и обработки ведомственной статистики нуждается в серьезной корректировке, и это базовая - отправная точка для реализации любых других изменений, - считает министр.

- Как показывает практика, именно отдельные рецидивы "палочной системы" порождают многие факты нарушения законности, - сказал Владимир Колокольцев. - При этом главным критерием оценки работы должно стать общественное мнение, основанное на уверенности каждого гражданина в личной безопасности.

Министр обратил внимание и на организационно-структурные проблемы.

- В результате существенного сокращения личного состава, в основном для жителей сельской местности, нарушился принцип доступности полиции, - рассказал Владимир Колокольцев. - Перераспределяя сотрудников, укреплять необходимо те подразделения, которые работают "на земле", обеспечивают безопасность граждан.


В то же время зафиксирован тотальный дефицит участковых полицейских – в некоторых районах один страж правопорядка работает на четыре села и обслуживает территорию, на которой проживает порядка 5-6 тыс. человек. В МВД предлагают срочный пакет мер по привлечению сотрудников, считая, что пандемический кризис и кадровый голод в органах внутренних дел спровоцируют рост преступности в самых жестких ее проявлениях.

«От этого наследия мы намерены избавиться»


Полиция требует воздержания и соблюдения санитарных норм

Глава правительства Ион Кику среди причин нехватки полицейских, которая наблюдается по всей стране, называет условия труда и низкий уровень заработной платы. По его словам, для решения этих проблем уже в нынешнем году будет предпринят комплекс мер. «Дефицит кадров есть как в районных инспекторатах, так и в секторах городов – на уровне 30-35%. Кое-где этот показатель доходит до 50%. Не хватает более 3 тыс. полицейских, главным образом тех, задача которых состоит в непосредственном взаимодействии с людьми»,- говорит премьер-министр.

Павел Войку добавляет, что система потеряла многих сотрудников в предыдущий период, и лишь некоторых из них удалось убедить вернуться. Только за пять месяцев пребывания его предшественника у руля ведомства по различным причинам уволились 814 человек. Нынешнего По словам главы МВД, прошлое руководство не знакомилось с ситуацией «на местах», не организовывало встречи с персоналом, не интересовалось показателями преступности.

Павел Войку уточняет, что в Молдове работает 1597 участковых полицейских, и сегодня эта профессия больше не привлекает молодых людей. За последнее десятилетие было сокращено около сотни таких должностей, кроме того, в настоящее время более 300 мест остаются вакантными. В результате на каждого участкового в РМ приходится до 5 – 6 тыс. жителей, что не может не сказываться на качественной стороне их деятельности. Объем работы, свалившийся на рядовых полицейских, сделал невозможным надлежащий контроль за преступностью. Зачастую один сотрудник полиции работает на три-четыре села. По международным стандартам, один полицейский должен обслуживать не больше 3 тыс. граждан.

«Участковый инспектор необходим в каждом населенном пункте. Он ближе к гражданам, он знает о тех или иных особенностях места их проживания и других важных характеристиках, включая список владельцев оружия и лиц, вернувшихся из пенитенциарных учреждений. В конце концов, когда рядом человек в погонах, население чувствует себя увереннее», - считает Войку.

В МВД рассчитывают, что росту востребованности этой профессии поможет и улучшение условий труда. Сегодня только в 34 из 173 полицейских участков созданы оптимальные условия для работы. 30 участков находятся в процессе реновации, в ближайшее время при помощи внешних партнеров планируется модернизировать еще 20. Приоритет отдадут участкам, расположенным в населенных пунктах с большим количеством жителей, а также в тех местах, где работают несколько полицейских. Кроме того, в настоящее время продолжается оснащение участков современной компьютерной техникой. По сей день бывают ситуации, когда 2-3 офицера работают за одним компьютером и ждут своей очереди, чтобы оформить необходимые документы. «От этого наследия мы намерены избавиться», - говорит Павел Войку.

От роста зарплат до выплат на жилье

Антикоронавирусные санкции: Избавят ли молдаван от долгов по штрафам?

Концепция реформирования системы участковых инспекторов включает в себя план действий, направленный на решение кадрового дефицита. МВД намерено внедрить реформу совместно с местными администрациями. На 2020-2021 гг. в Молдове запланирован комплекс мер – от поэтапного роста зарплат этой категории сотрудников до решения проблемы с предоставлением жилья. Власти, в частности, обещают выплату повышенных компенсаций за аренду жилой площади, поскольку 70% сотрудников МВД вынуждены снимать жилье. Также высказывается намерение устранить разницу в зарплатах: участковые работают в том же объеме и с теми же полномочиями, как и другие офицеры, но получают на полторы тысячи леев меньше.

В то же время с рядом инициатив в отношении органов внутренних дел выступил депутат-социалист Василий Боля. В настоящее время на рассмотрении парламента находятся поправки в Закон о деятельности полиции и статусе полицейского, предусматривающие разделение структур ведомства на несколько регионов – северный, центральный, южный, восточный, западный, муниципия Кишинев и АТО Гагаузия. Как отмечается в пояснительной записке к проекту, изменения не потребуют дополнительных расходов, а благодаря регионализации полиции удастся сэкономить на зарплатах не менее 3 млн. леев. Реформа позволит сконцентрировать административные ресурсы в регионе, сократить порядка 100 должностей и передать эти функции персоналу, распределенному по территориям.

Другие поправки, предложенные депутатом Боля, наделяют расширенными полномочиями сотрудников МВД, являющихся госслужащими с особым статусом. Подразумевается, что большее число персонала ведомства получит право рассматривать дела о правонарушениях и применять санкции. Как объясняет автор законопроекта, речь идет о приведении в соответствие Кодекса о правонарушениях с законодательством о деятельности полиции. В частности, министр сможет создавать номенклатуру должностей и полномочий по рассмотрению случаев правонарушений и применению санкций, исходя из компетенции МВД.

Noi.md также пообщался с рядом полицейских из Кишинева, которые считают, что решить проблемы, существующие в полиции, поможет только комплексный подход. Большинство из них согласны, что изменение кадровой политики и социального пакета должно быть среди первоочередных мер. Правоохранителей не устраивает, что на местах по-прежнему низкие зарплаты, серьезные переработки, зачастую пренебрежительное отношение начальства, недостаточная социальная и эпидемиологическая защита сотрудников, что особенно остро ощущается в условиях пандемии – именно этими обстоятельствами они объясняют рост кадрового дефицита. При этом руководство требует выполнения планов и показателей, а из-за массовых увольнений тем, кто еще остался, приходится работать за троих. Заработная плата начинающего полицейского сегодня составляет 4-5 тыс. леев.

Под контролем участкового


Чебан: У Кишинева должна быть муниципальная полиция

На протяжении последних лет, в ходе реализации Стратегии развития полиции на 2016-2020 гг., работа полицейских участков была оптимизирована в соответствии с принципом специализации. По мнению экспертов Promo-LEX, присутствие полицейских на обслуживаемых административных территориях в форме закрепления за конкретным населенным пунктом – это «устаревшая практика, которая не отвечает нынешней стадии развития общества». Вместе с тем, в ассоциации соглашаются с насущной необходимостью пополнения рядов полиции, включая участковых полицейских. Приветствуется и инициатива о повышении зарплаты и оснащении необходимым оборудованием, однако, по словам экспертов, эти же блага должны быть предоставлены всем сотрудникам полиции.

В Promo-LEX обращают внимание, что реформа полиции заметно отстает и многие озвученные намерения остаются невыполненными. Как отмечает программный директор ассоциации Павел Постика, большинство из них касаются обновления нормативной базы, которая по-прежнему далека от идеала. Один из аспектов связан с необходимостью более детально определить компетенцию участковых инспекторов. Как выяснилось в ходе опроса, проведенного Promo-LEX в инспекторатах полиции, 18 из 42 человек (44%), а также 5 из 14 ответственных лиц (36%), считают, что полномочия участковых обозначены недостаточно четко.

Экс-министр внутренних дел, председатель парламентской комиссии по национальной безопасности, обороне и общественному порядку Александр Жиздан тоже не поддерживает идею восстановления института участковых в Молдове. По его словам, в нынешних условиях у участкового полицейского нет достаточных инструментов и его возможности в рамках населенного пункта существенно ограничены. Жиздан призывает не копировать опыт других стран, а развивать правоохранительную практику, которая уже сложилась в Молдове.

Михалко: Полиция должна служить интересам граждан

В МВД приводят еще один аргумент в пользу данной инициативы. По словам Павла Войку, дефицит кадров, и в особенности участковых инспекторов, может привести к росту преступлений и правонарушений в Молдове. Хотя их общее число в прошлом году несколько сократилось, некоторые тенденции вызывают тревогу: совершено 167 убийств – на восемь больше, чем годом ранее, количество изнасилований увеличилось на 61, случаев угона транспортных единиц – на 68. Наибольшее число преступлений – 51% относятся к имущественным, включая кражи, мошенничество, грабежи, шантаж и разбойные нападения. Зачастую закон преступают под влиянием алкоголя или запрещенных веществ. По данным международной статистики, на которую ссылается МВД, среди 39 европейских стран, где проводились исследования уровня безопасности, Молдова заняла лишь 36 место. В числе основных причин, способствующих обострению криминогенной ситуации, в МВД называют безработицу населения, отсутствие занятости среди молодежи, разного рода проблемы в семьях и чрезмерное употребление алкоголя – эти факторы, помимо прочих, должен держать на контроле участковый инспектор.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Как улучшить службу участковых уполномоченных полиции

Москва, 4 июля 2020 года, режим ВКС

Круглый стол «Общественное обсуждение приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 “О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности”.
WhatsApp Image 2020-07-05 at 00.43.45 (4)

В 2019 году был принят приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 “О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности.

Данный приказ стал существенным шагом назад в организации работы участковых уполномоченных. Так, он не предусматривает ведения паспорта административного участка, ведения Книги жалоб и предложений граждан на участковом пункте полиции, норматив населения на обслуживаемом административном участке.
WhatsApp Image 2020-07-05 at 00.43.45 (6)

Вместе с тем в качестве положительных сторон приказа следует отметить:
- введение института помощника участкового;
- введение в качестве одного из главных направлений работы участкового борьбу с правонарушениями в семейно-бытовой сфере (3.33 Инструкции);
- участие УУП в работе с лицами, страдающими психическими заболеваниями;
- ограничение 20 минутами времени инструктажа участковых уполномоченных.

Участники круглого стола рекомендуют:


  1. Восстановить в приказе введение участковым «паспорта административного участка», который должен вестись в электронном виде.
  2. Восстановить в приказе наличие в участком пункте полиции «Книги жалоб и предложений граждан», предусмотреть обязанность участковых во время приема граждан предлагать гражданам внести свою запись в Книгу жалоб и предложений.
  3. Предусмотреть доступ участковых уполномоченных полиции к сети Интернет.
  4. Предусмотреть обеспеченность УУП переносными видеокамерами и служебном мобильным телефоном; данные использующихся указанных технических средств должны указываться в составляемых документах.
  5. Ввести ответственность УУП за подачу рапорта об отсутствии признаков преступлений при наличии признаков тяжких и особо тяжких преступлений.
  6. Дополнить приказ приложением – примерным планом отчета участковых уполномоченных перед населением, который бы обязательно предусматривал работу по общественно значимым правонарушениям.
  7. Дополнить приказ приложением – минимальным нормативом обеспечения УУП техническими средствами для работы в опорном пункте и на территории.
  8. Предусмотреть общественный контроль за работой участковых членами Общественных Советов при территориальных органах внутренних дел.
  9. В п. 31 изменить время приема с 17.00 до 19.00 до 18.00 до 20.30, так как не все работающие граждане успевают попасть на прием после работы.
  10. Дополнить приказ запретом участковому уполномоченному выносить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по правонарушениям, которые не подведомственны органам полиции.
  11. В качестве критерия оценки работы участковых уполномоченных полиции ввести:

WhatsApp Image 2020-07-05 at 00.43.45 (7)

- наличие среди УУП сотрудников, имеющий стаж участковой службы свыше 3 лет, свыше 6 лет, свыше 10 лет;
- отзывы граждан о работе участковых, в том числе на сайте территориального органа.
12. Ввести норматив нагрузки на 1 участкового уполномоченного полиции в размере:
- не более 4000 жителей в городской местности на 1 участкового уполномоченного полиции;
- не более 2000 жителей на 1 старшего участкового уполномоченного полиции;
- не более 1000 жителей на 1 участкового уполномоченного полиции, обслуживающего территорию, где работает свыше 10 тыс. работников либо прилегающую к транспортному объекту, через который проходит свыше 100 000 пассажиров в сутки;
- не более 2000 жителей на 1 участкового уполномоченного полиции, обслуживающего сельские территории с большим количеством населенных пунктов или наличием труднодоступных территорий;
13. Предусмотреть выделение участковому уполномоченному полиции дополнительного помощника участкового на территории, где сезонно в связи связи с приездом дачников или отдыхающих наличное население увеличивается в 2 и более раза, 2 дополнительных помощников участкового, где население увеличивается в 5 и более раз.

Читайте также: