Какая зарплата у артистов кубанского казачьего хора

Опубликовано: 17.09.2024

Контракт с членом жюри Конкурса Чайковского без конкурсной процедуры — не кража, говорит Андрей Малышев. Глава «Росконцерта» считает тендер на звезду глупостью, готовит поправки в пресловутый ФЗ № 44 и принимает заявки на гастроли столичных театров. Об этом Андрей Малышев рассказал «Известиям», приступив к работе в рамках единого Всероссийского гастрольно-концертного плана, который возродили спустя 30 лет.


Посмотрите на Китай

— 30 лет в Министерстве культуры не было плана гастрольной деятельности, а теперь появился. Для чего?

— В системе культуры СССР было много разного, в том числе цензура и худсоветы. Но было и много положительного. Одно из самых главных достижений советского периода — всесоюзный гастрольно-концертный план. Согласно ему, театры, оркестры, танцевальные и национальные коллективы на системной основе посещали самые отдаленные регионы страны. К сожалению, всё это было уничтожено.

— Везде?

— В нашей стране — да. Зато все эти годы гастрольно-концертная система СССР практически без изменений существует в Китае. Они переняли наш опыт, перестроили его под полурыночные отношения и работают. При этом в Китае никто не ставит цели заработать на артистах, гастролирующих по стране.

Спустя 30 лет и в России оценили необходимость единого Всероссийского гастрольно-концертного плана. Эта «реинкарнация» стала возможна благодаря решению министра культуры. Ольге Любимовой о проблемах театров и национальных коллективов известно не понаслышке. Отрасли повезло с сегодняшним руководством министерства.

Гендиректор «Росконцерта» Андрей Малышев

Гендиректор «Росконцерта» Андрей Малышев

— Почему «Большие гастроли» из самостоятельного проекта стали частью «Росконцерта»?

«Большие гастроли» получили новый импульс и расширение. Весь менеджмент работает в составе единого «Росконцерта». Сейчас «Большие гастроли» — часть единого гастрольно-концертного плана. Также в него удалось добавить программу «Мы — Россия», это гастроли государственных национальных коллективов. А их более 50 — «Березка», Хор Пятницкого, Кубанский казачий хор, Северный русский хор из Архангельска, «Вайнах», «Лезгинка», «Алан», «Кабардинка» и другие. Они были лишены этого. А рано или поздно отсутствие выступлений вне своего региона могло привести к творческой деградации. Гастроли артистам необходимы как воздух. Сейчас заявок на выступление национальных коллективов у нас в четыре раза больше, чем финансовые возможности «Росконцерта», заложенные в бюджет.


Дайте денег

— Недавно министерство сообщило, что в его планах посчитать заработки театров, концертных залов, создать электронную систему по типу ЕАИС, как в кинотеатрах. Это возможно?

Театры и филармонии в масштабах всей страны не имеют достаточных цифровых ресурсов на сегодняшний день и не могут быть стопроцентно включены в какую-то единую информационную систему. Так что реализовать задуманное обязательно нужно, но при этом необходима серьезная подготовительная работа, связанная с цифровизацией всей отрасли. Тут важно активное участие местных властей.

— А им это зачем? Проще сказать, что на культуру денег нет.

— Некоторые регионы так и говорят: «Нет у нас денег на прием Малого театра». Сейчас в рамках гастрольного плана идет системная работа Министерства культуры с каждым субъектом в отдельности. Региональные власти на системной основе должны включаться в гастрольную работу.

гитис

Сцена из спектакля ГИТИСа «Светлые души»

— А какой им интерес? Это же дополнительные траты.

Большую часть расходов берет на себя федеральный центр в лице «Росконцерта». Мы обеспечиваем доставку реквизита, костюмов, декораций, артистов и гонорарную часть. А местные власти и принимающая площадка несет расходы на месте (гостиница, реклама, технические средства, транспорт). Мало того, валовый сбор от продажи билетов остается на месте. Таким образом, мы получаем средства на развитие учреждений культуры. Их можно использовать на новую постановку, приглашение режиссера, на хозяйство.


А раньше все расходы по приему коллектива падали на учреждения культуры. Были случаи вопиющие. Желая достойно принять столичный театр, площадка уходила в минус. Учреждения тратили свои деньги или сборы с билетов, чтобы оплатить хорошую гостиницу и прочие запросы. И получалось, что вроде хорошее дело мы затеяли, а оно добивало местные театры, которым и так непросто. Сейчас в случае организационных проблем мы адресно выходим на региональные власти и просим включиться в расходную часть.

— Какие театры в топе у регионов?

Тут все традиционно — Театр Вахтангова, Малый, Мариинка, БДТ, Малый драматический – Театр Европы Льва Додина, Театр Маяковского, «Современник», РАМТ. А Большой хотят видеть у себя не только в каждом регионе, но и за рубежом.

Мягкая сила

— Есть коллективы, которые боятся ездить в Крым?

— Нет. Так вопрос никогда даже не ставится.

— А иностранцы?

— Мы с таким не сталкивались. Более того, у «Росконцерта» тесные связи с властями Крыма. Крымские учреждения — активные участники Всероссийского гастрольно-концертного плана. Театры из других регионов туда хотят попасть и, конечно, мечтают приезжать с мая по сентябрь.

Крым

— А вот в шоу-бизнесе некоторые артисты избегают поездок в Крым. Дабы этот факт не послужил препятствием получить иностранную визу.

Я не разделяю этой позиции. На самом деле пора прекращать эти истории: «Не поеду в Крым, так как не пустят в США». Мы полтора года находимся в рамках закрытых границ. И что? В Крым артисты просятся.

— Нет ли у вас планов наладить отношения с Украиной?

— Для нас это тяжелая тема, потому что у «Росконцерта» были многолетние контакты с украинскими коллегами. Один Ансамбль Вирского чего стоит — легендарный национальный коллектив. Визитная карточка Украины. На мой взгляд, он входит в пятерку лучших ансамблей всего постсоветского пространства.


— Вы пытались выйти с ними на связь?

Пока пытаться просто бессмысленно, не получится. Но у нас есть и пример позитивный. Иосиф Райхельгауз со своим театром «Школа современной пьесы» планирует гастроли в Одессе. Надеемся, нам удастся довезти до Москвы Одесский драматический театр. Сейчас пандемия, но сроки согласовываем на этот год.

— Когда начались санкции против России, даже звезды с мировыми именами говорили о сложностях на гастролях. Но вопреки антироссийской пропаганде, за границей наши артисты становятся послами доброй воли. Как работать в обостренной политической ситуации?

Искусство — это та самая мягкая сила, которая, безусловно, необходима. Все рукоплещут российской культуре, куда бы ни приезжали наши артисты, везде полные залы. Помимо санкций, в нашей работе огромное значение играют ограничения в связи с ковидом. Денис Мацуев — один из самых гастролирующих музыкантов. Но сейчас даже у него практически прекращена работа с Западом.

В закрытии границ в связи с пандемией, в совершенно дурацких несправедливых санкциях есть очевидный плюс — наши звезды с большим удовольствием гастролируют по России. К примеру, если раньше приезд Анны Нетребко был грандиозным событием, а билеты стоили колоссальные деньги, то сейчас ее выступления стали частыми и более доступными.

«Крещённые крестами»

Сцена из спектакля БДТ «Крещённые крестами»

— Даже Пласидо Доминго стал частым гостем в Большом.

— Теперь многие западные звезды хотят к нам. Потому что наши театры вовсю работают. И это здорово.

— «Росконцерт» и «Большие гастроли» объединили, а денег добавили?

— Хорошо что не убавили. Сейчас достаточно тяжелый финансовый период. Есть надежда, что по итогам года мы увидим даже небольшое увеличение финансирования за счет внутренних ресурсов «Росконцерта». Из-за пандемии мы сэкономили по некоторым статьям. Например, не проведен какой-то фестиваль. Всю экономию сразу направили на гастроли. Конечно, с согласия Минкультуры. Хотя оно вправе забрать эти деньги на другие цели.


— Вас послушаешь и решишь, что проблем в «Росконцерте» нет.

— Да, никаких. А если появляются, мы их решаем.

— Министерство культуры — суперведомство?

— Вам нечего попросить?

— Уникальный случай. Обычно, даже самые сытые говорят: «Нам мало. Дайте еще».

— Ничего просить не надо, сколько дают, столько и хорошо. Все проекты поддерживаются. Я не назову «Росконцерт» сытым, это понятие растяжимое, но мы крепко стоим на ногах и занимаемся любимым делом. А еще видим огромную перспективу в развитии гастролей.

В стране 634 государственных театра, из них только 250 участвуют в гастролях. Благодаря экономии 30 госнацколлективов отправятся по стране, а всего их 55. Есть куда развиваться.

123

Тендер на звезду

— Красиво выходит. Но мне кажется, что в перемещении больших коллективов по стране есть серьезная проблема с логистикой. Неужели у «Росконцерта» всё гладко?

— Это больная тема для всей культуры. Пресловутый ФЗ № 44. Проще говоря, закон о тендерах и конкуренции. Сегодня он на 100% не подходит к сфере культуры. Это вредоносный закон для ее развития. Мы обязаны объявлять открытый тендер или аукцион на оказание услуг. Выигрывают те, кто дает минимальную цену.


А дальше начинается. Большинство театров хотят лететь «Аэрофлотом», но самая дешевая компания — «Победа». Без багажа и питания. Преимущества крупного перевозчика налицо. Почему мы должны объявлять на это тендеры, я не понимаю. Билеты же приобретаются не в частной авиакомпании, а в государственной. К тому же учреждения должны отчитаться за перелет и подготовить документы вплоть до посадочных талонов каждого артиста.

Есть проблема и с транспортировкой декораций. Нужна фура. Мы объявляем тендер, указываем параметры. И приходит вонючий грузовик, который вчера разгрузил рыбу. Прописать, чтобы машина была чистой, по закону мы не можем. И это несусветная ерунда.

— И как выходить из ситуации?

— Просим пригнать другую фуру. На это тратятся дополнительные ресурсы, время. Сейчас мы готовим пакет поправок в закон. Мы будем настаивать на их внесении, потому что работать так больше невозможно.

— Ох, уж кто только не пытался. Юрий Соломин рассказывал, что объявляет тендер на туалетную бумагу. На что вы рассчитываете?

— У нас есть план. Пока наши фантазии приводили нас к положительным результатам. Конкурентная среда, безусловно, должна быть, как и контроль за эффективным использованием бюджетных средств, осуществляемый проверяющими организациями. Но пока от этого закона больше вреда, чем пользы.

Горилла

Сцена из спектакля БТК « Горилла»

— А как при таких ограничениях решается вопрос с райдерами звезд?

— Были в моей практике чудные истории с запросами артистов, но не в «Росконцерте».

— Например?

Помимо супердорогих алкогольных напитков артисту нужен был не «Мерседес», а обязательно «Майбах», что, на мой взгляд, один и тот же супердорогой автомобиль. И чтобы две баночки энергетика в номере и гримерке. Для чего это классическому музыканту, мне неясно.


— Для вдохновения.

— Видимо, для поднятия тонуса. В рамках нашей деятельности никакой особый бытовой райдер звезды «Росконцерт» обеспечивать не будет.

— «Росконцерт» — это дирекция Международного конкурса имени Чайковского. Судят его звезды мирового уровня. Как им соответствовать в рамках бюджета?

— Найти и ангажировать ведущих музыкантов в члены жюри сложно. Их графики сверстаны на много лет вперед, и выделить 10 дней для них проблематично. Несмотря ни на что, члены жюри с удовольствием едут в Россию, и санкции не помеха. Но бесплатно жюри не работает. В нашем случае гонорар символический. Кстати, мы должны объявить тендер.

— На что?

На жюри. Не удивляйтесь. И указать параметры, что член жюри по специальности «Скрипка» должен: уметь играть на инструменте, окончить вуз, быть профессором, иметь звание. А какое? «Народный артист Франции» или «Народный артист США»? А дальше подается заявка на тендер, где выиграет тот видный скрипач, который назначит минимальную цену за работу. При этом он должен иметь ИНН, доступ к «Госуслугам», к порталу тендера. Феноменальная глупость.

Мы упрашиваем музыкантов найти время, чтобы приехать. Создаем им условия. Это же престиж нашей великой Родины! Какое там участие в тендере.

конкурс

Гала-концерт лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Большом зале консерватории

— Для конкурса делается исключение?

— В том числе. Либо получается некое нарушение, что таковым, очевидно же, по факту не является.

— Кто-то получает по шапке?

— Ну а что делать? Контракт с членом жюри без конкурсной процедуры — не кража. Все налоги с заработной платы иностранного гражданина уплачены, есть приходно-кассовые чеки. Пока Бог миловал от серьезных санкций. Но мы рассчитываем изменить ситуацию на законодательном уровне.

Почему народный хор не поет народные песни?

Государственный академический Кубанский казачий хор – яркая визитная карточка Краснодарского края и даже России. В октябре этого года он будет отмечать 210 лет со дня основания. За это время сменились десятки поколений, рушились и строились новые системы государства, были пережиты мировые потрясения. Кубанский казачий хор, как истинно народный, прошел через все катаклизмы и, сохранив себя, сберег казачью культуру, завещанную основателями в народных песнях и традициях. Но вот уже несколько лет вокруг прославленного коллектива регулярно возникают недовольства зрителей. Эти волны совпадают с представлением каждой новой программы и раз от раза становятся все выше. Главный посыл: зрителям не хватает народной песни в гениальном исполнении Кубанского казачьего хора. Ситуация парадоксальная.

Виктор Гаврилович Захарченко безусловный авторитет, добившийся признания тяжким трудом и огромным талантом. Во многом, благодаря именно его титаническим усилиям, Кубанский казачий хор выжил в тяжелые времена переходного периода, сохранив и зрителя, и свой стиль. Будучи настоящим патриотом и поклонником народной песни, Виктор Гаврилович объездил самые отдаленные уголки Кубани, записывая эти самые песни с напева стариков, которые оставались единственными носителями бесценных шедевров. Потом эти произведения включались в программу и зрители могли в полной мере насладиться ими в исполнении одного из лучших хоровых коллективов России.

Но с течением времени ситуация менялась. Постепенно и неотвратимо народные песни стали уходить из репертуара, заменяясь на произведения, автором которых в большинстве случаев является Виктор Гаврилович Захарченко.

Первые недовольства таким положением вещей вышли в публичное пространство лет семь назад. Параллельно с этим как-то сразу заметили, что среди зрителей очень мало молодежи, хотя хор всегда отличался тем, что на его выступления ходили всей семьей. Однако эти моменты прошли мимо хора и его руководителя. Политика замещения народной песни авторской продолжалась. А потом пришла пандемия.

На протяжение десяти месяцев творческие коллективы находились в изоляции. Однако в равных условиях все действовали по-разному. Одни с соблюдением всех мер предосторожности готовили новые программы и репетировали. Другие, по мере возможности, для поддержания собственного уровня и чтобы не потерять зрителя, организовывали концерты в режиме онлайн. Третьи просто сидели и ждали когда весь этот коронавирусный кошмар закончится. И вот, в конце января губернатор подписал послабления в режим повышенной готовности, согласно которым можно проводить концерты с заполняемостью залов на 15 процентов.

Естественно, счастливчики, которым удалось приобрести билеты на концерт Кубанского казачьего хора, рассчитывали на феерию народной песни. Однако этого не произошло. Непонятный для народного хора тренд сохранился. Основу репертуара составили духовные песнопения, в том числе на музыку Виктора Захарченко и песни его же авторства. Так и хочется спросить: где те народные песни, которые Вами же и собирались по хуторам и станицам?

Говоря о парадоксальности ситуации нельзя не затронуть и еще один аспект. Он четко обозначен в самом названии коллектива - Государственный академический Кубанский казачий хор. Проще говоря, хор является организацией, которая финансируется государством. Но получается, что не контролируется. То есть деньги, и очень большие, даются, а на что они тратятся спрашивать как-то не принято. Довольно странная ситуация, учитывая, что именно продвижение и популяризация народной песни является одним из ключевых составляющих государственной политики сохранения исторической памяти. Выглядит это так, что администрация края оплачивает организацию творческих встреч со зрителями руководителя хора, а не полноценные концерты народной песни.

Притом оплачивает щедро. Не пришло ли время посмотреть куда идут эти деньги. Ведь не надо глубоко копать, чтобы увидеть, что сегодня в руководстве хора находятся близкие родственники Виктора Гавриловича, получающие очень-очень хорошие зарплаты: две дочери, внук – в районе 150 тысяч рублей в месяц каждый. И даже зять на скромной должности водителя имеет очень приличный оклад.

Это не попытка копаться в чужом кармане, а закономерный интерес зрителя, который также является и налогоплательщиком, то есть собственно и оплачивает семейное дело Захарченко.

Такой полемики никогда бы не возникло, оставайся хор по-настоящему казачьим. Но ведь это не так. Выше уже сказано о замещении народной песни авторской. Если же коснуться продвижения нашей культуры, то здесь тоже наблюдается странный процесс. Количество концертов, проводимых хором у себя на родине на стационарной сцене не дотягивает и до десяти процентов от их общего числа. Остальное время хор колесит по городам и весям России и других стран. За чей счет гастроли?

И третье, что уже стало визитной карточкой хора – лекции для зрителей, пришедших на концерт от Виктора Гавриловича про патриотизм, как он его видит: о необходимости каждому учить историю Кубанского казачьего хора и сетованию недостатка внимания со стороны власти к этому великому коллективу. Тут, кстати, не поспоришь: политика краевой власти действительно больше похожа на попытку откупиться, но не принимать участия в жизни хора для его развития.

В таланте Виктора Гавриловича никто не сомневается и у него есть тысячи поклонников, которые не согласятся с данной точной зрения. И я не имею ничего против композитора Захарченко. Но не надо путать «личную шерсть с государственной», как сказал киногерой «Кавказской пленницей». Авторское творчество не должно продвигаться за казенные деньги. А народное – должно. Так дайте те же народной песни! И желательно у нас дома – на Кубани!

Краснодарский край, 20 мая – АиФ-Юг. Красивейшими голосами, броскими костюмами, великолепным балетом, яркостью и огнем оркестровой музыки Кубанский казачий хор порадовал своих московских, минских и киевских поклонников. На одной из репетиций балетной группы на улице Клубной побывала корреспондент АиФ.ru Алина Менькова.

Ай-да, казачки!

«Ай-да, ай-да! Казак-казак-казачок!» – слышу я громкую ритмичную музыку из приоткрытых дверей. Там за ними, в танцевальном зале с большими окнами, балетмейстеры Елена Арефьева и Леонид Терещенко репетируют с артистами концертные номера для будущих гастролей. В этом коллективе 23 парня и 18 девушек. Все они молоды и красивы, у каждого яркая и запоминающаяся внешность. У некоторых я замечаю профессиональные травмы – перебинтованные колени. Артисты работают по 6-7 часов шесть дней в неделю.

Репетиция идет уже больше трех часов. Час танцоры разминались, затем работали над техникой, а уже после трудились над отдельными хореографическими элементами. Ребята подустали, но я только догадываюсь об их усталости, вижу ее на их вспотевших лбах, красных лицах, вздыбленных волосах. А в глазах все равно читаю – радость, огонь, ритм, движение. Прыжки, повороты, бег, задорное, вымуштрованное басом «ааа». «Тыдыщ» – отчаянно бьют плетки по деревянному полу.

После отработанных элементов, парни уходят в сторону. На середину сцены ловко выбегают девушки, стройные, яркие с собранными в гульку волосами.

Я замечаю красивого рослого парня с саблей за спиной. Его голова побрита наголо, а на затылке тонкая темная косичка. Это заслуженный артист Кубани Валерий Курилов, в коллективе он танцует уже 16 лет.

«Как называется Ваша прическа?»

«Оселедец». Всегда считалось, что чем длиннее такая коса у казака, тем он опытнее, вот отращиваю! – смеется Валерий. – Мне нравится такой самобытный образ. Чтобы ярче и артистичнее выступать, я вдохновляюсь и казачьей литературой и театральными постановками. Смотрел все постановки «Тараса Бульбы», что-то для себя подмечал».

«Чего сейчас хотите от жизни?»

«Здоровья хочу крепкого. Проблемы со спиной, потянул. И дальше искать себя. Не останавливаться на достигнутом, возможно, и вне хора. До пенсии-то мне осталось 4 года».

После 20 лет работы в хоре танцоры уходят на заслуженную пенсию.

Ко мне подходит еще один танцор, Роман Чернявский. Ему еще нет тридцати, и до пенсии явно еще далеко.

«Знакомые рассказывали, что особенно удивляются кондукторы в транспорте, когда демонстрируешь свой пенсионный», – вспоминает он.

Роман – уроженец Краснодара, окончил школу Кубанского казачьего хора. Какое-то время он работал на Украине, но как говорит, почувствовал зов крови и вернулся в балетную группу кубанского хора.

«И здесь встретил жену! Она приехала из Рязани приобщаться к казачьей культуре, но, увидев меня, влюбилась и уже не вернулась обратно на родину, мы поженились, сейчас у нас есть доченька, тоже будет танцевать. Женя, подойди! – зовет к нам Роман молодую румяную девушку, вертящуюся на носочках у окна.

«Вы чтите казачьи традиции?

«Да, есть у нас такая традиция петь молитву «Многая лета» – это традиционное церковное песнопение, которую исполняет наш хор всегда, поздравляя новорожденных, – говорит Ульяна. – Мы почитаем, уважаем старших. На концертах нас встречаем хлебом и солью. А еще мы же православный коллектив. К каждому празднику своя песня, свой танец, колядки, святки, рождественские песнопения».

А потом мы долго смеялись

«А бывали ли курьезы во время репетиций, концертов?»

«Один танцор, Стас Бугаев, у нас как-то переоделся в халат уборщицы, платочек на голову надел, вышел на середину зала в разгар репетиции и стал убирать. «Женщина, имейте совесть, уберете после репетиции!» – сказал наш балетмейстер. Потом юморист сорвал свой наряд, и мы увидели нашего Стаса. Помню, долго мы смеялись, – вспоминает Роман. – А другой танцор как-то на концерте сидел за кулисами на выступлении, смотрел трансляцию, прозевал свой танец. Понял только на середине, когда увидел на экране до боли знакомый номер и свою отсутствующую партию. Метнулся, и стал танцевать.

«А забавные случаи со звездами? Ведь вы выступаете на одной сцене с популярными эстрадными исполнителями».

«Помню, мы выступали в Кремле, видим, идет Валерий Меладзе. Мы подошли к нему, такие восхищенные, спрашиваем: «Можно с Вами сфотографироваться?», а он нам: «А я у вас хотел это спросить!» – рассказывает восторженно Евгения.
«А еще тоже в Кремле был случай на концерте, – продолжает ее супруг Роман, – когда казаки по традиции приглашали на танец дам из зала, наш танцор подбежал к Преснякову-младшему и в спину проговорил: «Можно вас пригласить на танец?». Просто издалека он не разглядел, кто сидит за столом: стул закрывал фигуру, и видно было только длинные красивые волосы. Ну, слава богу, Владимир оказался с чувством юмора. Не обиделся, принял извинения. И посмеялся».

Каждый танец – маленькая жизнь

В хоре много солистов, некоторые становятся ими достаточно быстро.

«Все зависит от таланта, стараний танцора, от его характера, – утверждает балетмейстер Елена Арефьева. – Можно прийти и сразу стать солистом, а можно танцевать пять лет и им не стать. Когда приходят новые танцоры, мы им платим немного, так сказать держим на голодном пайке, чтобы они работали на перспективу. Ведь в хоре их ждут достойные зарплаты, – говорит она и отходит к танцорам. – Так, идем на поклон! Еще раз!»

Танцоры покорно делают поклон. Дерзко, пылко, сохраняя яркий казачий образ. Бессменный баянист Николай Погодин, кстати, сегодня, как и всегда, играет для танцоров на репетициях. Он в хоре с 1969 года, играет на баяне «Юпитер», который изготавливается на заказ специально для эстрадных коллективов.

«Спасибо вам за труд! Но я сегодня вами не довольна! Столько времени потратили, выбились из сил, а результат плохой. Три дня осталось на репетиции. Гости на пороге, а у нас еще пироги не готовы!» – говорит строго Елена.
Она уверена, что если ребят много жалеть и давать поблажки, то и результата не будет. Видимо, так и происходит. Ведь танцоры отдаются работе в полную силу, поэтому-то и собирают аншлаг. Люди чувствуют их задор, их льющуюся в танце непередаваемую энергетику. И приходят снова и снова на концерты.

Балетный труд приравнивается к труду шахтера

Елена работает в хоре с 1984 года и говорит, что раньше казаки в ансамбле были и старше, и опытнее, и колоритнее, и танцевали с большей самоотдачей.

«Мужчины становились в диагональ в танце «Наурская плясовая», статные, с густыми усами и бородами, танцор руку открывает, а у него аж дрожь в пальцах! – вспоминает Елена. – Сейчас ребята так физически не подготовлены, курс молодого бойца не проходят, энергетика слабее».

«Раньше в хоре практически все артисты имели воинские звания», – говорит репетитор Леонид Терещенко, когда мы вновь проходим в малый репетиционный зал.

«Но есть, конечно, и таланты сейчас, не спорю. Даже самородки бывают талантливые. Пришел к нам на пробы как-то парень с заурядной внешностью – невысокого роста, без усов, в чудном свитерке. А как стал танцевать, такие чудеса вытворял. Евгений Авчеренко. Наши артисты ему аплодировали. Каждый танец – это маленькая жизнь, и наши танцоры проживают ее на сцене».

«Как мне хочется, чтобы моя дочь танцевала также красиво! Она чувствует музыку».

«Знаете, родители к нам приходят и говорят: «Мой ребенок так удивительно танцует! Посмотрите, пожалуйста!» А ребенок только рукой взмахнул пару раз да ногой топнул, – улыбается Елена. – Для наших танцев должна быть хорошая координация, развитый вестибулярный аппарат, сила воли, характер, внутренний стержень. Ведь – это каторжный труд. Поэтому-то и идут наши танцоры на пенсию через двадцать лет танцевальной жизни. Балетный труд приравнивается к труду шахтера. Некоторые работают очень старательно, приходят на рассвете, и уходят, когда солнце садится. И их старания не останутся незамеченными, поверьте!»

Балетмейстеры показывают мне некоторые костюмы для грядущих гастролей.

«Вот костюмы к празднику вербного воскресенья. Артисты исполняли традиционный танец «Вербохлест» с веточками вербы», – говорит Елена.

Сюрприз для зрителя

Случайно в дверях я ловлю Игоря Прихидько. Он с 2000 года играл в Кубанском казачьем хоре на баяне, а с 2011 работает руководителем оркестра.

«Что ждет зрителей на грядущих концертах?»

«Новое звучание. Красивые аранжировки. Наш юбиляр сыграет на гармони», – приподнимает завесу тайны Игорь.

«Солисты исполнят новые песни на стихи русских и украинских авторов, музыку к которым написал Виктор Захарченко, – вслед за Игорем в дверях появляется хормейстер Полина Ярешко. – Ничего больше не скажу, пусть будет сюрприз для зрителя».

Всего в коллективе Кубанского казачьего хора сейчас работает 150 человек. В хоре 76 человек, поровну мужчин и женщин. В оркестровой группе 20 музыкантов – все мужчины.

«Елена Николаевна! Я как раз вас ищу! Когда наш номер репетировать будем?» – спрашивает Полина.

Елена Арефьева останавливается около нас. Женщины улыбаются друг другу и уходят в танцевальный зал. Музыка уже стихла, но артисты не расходятся. На часах уже пять. Но они еще не перестанут репетировать, потому что понимают, что их поклонники будут ждать от этих концертов феерии, праздника, позитива. Импульса, заряжающего теплом и энергией. Пылом и азартом. Патриотизмом и любовью. И зрители это непременно получат, ведь не было еще такого, чтобы кто-то после выступления Кубанского казачьего хора покинул зал равнодушным…

alt=" Фото: Владимир Аносов/ РГ" />
 Фото: Владимир Аносов/ РГ

У Кубанского казачьего хора - мировая известность. Ему рукоплескали зрители более чем 50 стран. Ежегодно коллектив дает больше сотни концертов в России и за рубежом. В нем только артистов почти 150 человек, а всего в Государственном бюджетном научно-творческом учреждении "Кубанский казачий хор" - 386 сотрудников.

Фото: Фото из архива "Кубанской кругосветки"

"Кубанский казачий хор - огромный живой организм, - говорит директор творческого коллектива Анатолий Арефьев. - На сцене мы видим готовый продукт, но за ним стоят и огромный труд, и серьезные финансовые затраты. Все концерты проходят при аншлагах, но без господдержки мы бы не выжили, да и вряд ли удалось бы создать такой коллектив. Это прекрасно понимают руководители края".

К 200-летнему юбилею была издана книга об истории уникального коллектива. Он был основан как певческий хор Черноморского казачьего войска, созданный вскоре после того, как казаки-запорожцы переселились на кубанские земли. С песней они осваивали эти земли, обустраивали свою жизнь. Анатолий Арефьев достает с книжной полки увесистый том и листает его: "Вот документ, датированный 1811 годом: мы видим, что Войсковой певческий хор - структурное подразделение Кубанского казачьего войска, у которого был свой бюджет. Певчие и регенты получали жалованье, выделялись деньги на ноты, музыкальные инструменты и костюмы. Даже командировочные расходы, как мы их сейчас называем, включены в бюджет. Оказывается, уже тогда хор выезжал на гастроли в Тифлис, а регентов посылали учиться в Санкт-Петербург. А после того, как на одном из его концертов побывал император Александр III, он поставил задачу развивать коллектив".

Арефьев 32 года работает директором хора, отвечает за его экономику, в том числе за организацию концертов. На домашней площадке в Краснодаре в год их проходит 13, более 40 - в кубанских городах и станицах, и свыше 60 - в других регионах России. "Нет никакой разницы, где проходит концерт - в столице или в станице: везде мы выступаем с полной отдачей и считаем крахом, если зал не аплодирует стоя, - говорит директор. - Мы к этому шли долго и не намерены сдавать позиций".

Большой творческий коллектив существует за счет бюджетного финансирования и доходов от концертной деятельности. Ежегодно концерты хора посещают до 150 тысяч зрителей. Цена билетов в Краснодаре от 400 до 1600 рублей, в станицах и городах края в среднем - 250 рублей. "Мы государственный коллектив и это дает возможность проводить социальную ценовую политику, - поясняет директор. - В этом году по утвержденной Министерством культуры программе, посвященной 80-летию Краснодарского края, даем концерты в городах и районах края по максимально доступной цене. Также в этом году планируем провести цикл социальных концертов для студенчества в аудиториях ВУЗов Краснодара либо в нашем концертном зале. Что касается гастролей, то они возможны только при условии окупаемости. Затраты окупаются, когда выступаем в зале вместимостью от тысячи мест, если все билеты проданы".

А по-другому и не бывает, что наглядно подтвердили прошедшие в начале нынешнего года гастроли по городам России. За 37 дней хор преодолел более 21 тысячи километров, посетил 24 города Поволжья, Сибири и Дальнего Востока и дал 27 сольных концертов. Это был первый такой продолжительный тур в новейшей истории России. Концерты проходили с полным аншлагом и были посвящены 205-летию казачьего коллектива. Установленный рекорд зафиксирован сертификатом "Самый продолжительный гастрольный тур хора по России". Теперь этот необычный документ занял достойное место в музее Кубанского казачьего хора. Здесь же - сертификаты Посла зимних Олимпийских игр 2014 года и предстоящего чемпионата мира по футболу. Уже известно, что хор выступит во всех городах, где будут проходить матчи.

Фото: Владимир Аносов

Помимо госфинансирования и доходов от концертной деятельности, Кубанский казачий хор получает спонсорскую поддержку. Наиболее внушительную помощь оказывает благотворительный фонд "Вольное дело", за счет которого приобретены гастрольные автобусы, оборудована профессиональная студия звукозаписи, а также видеостудия. На поддержку меценатов рассчитывают и при строительстве нового дома Кубанского казачьего хора. Принципиальное решение об этом было принято в начале нынешнего года. Рассматриваются два варианта: кардинальная реконструкция старого здания либо строительство нового с обязательным условием - это должен быть центр Краснодара. По словам министра культуры Кубани Виктории Лапиной, коллектив, являющийся всероссийским достоянием, не может располагаться на окраине.

Владимир Мединский, министр культуры РФ:

Каждая программа Кубанского казачьего хора - это цельное произведение, которое может звучать без объявления песен ведущими. По сути это единственный в своем роде национальный коллектив.

Александра Пахмутова, народная артистка России, композитор:

В нашей стране государственных народных хоров и ансамблей десятки, но Кубанский казачий, безусловно, лучший и по серьезности отношения к подбору артистов, и по наличию традиций. Безусловно, это наше общее достояние.

В конце 2019-го солист знаменитого Кубанского казачьего хора Виктор Сорокин, отдав коллективу больше 15 лет своей жизни, начал сольную карьеру. Коллеги по-разному отреагировали на такое решение: одни болезненно, другие с сочувствием, третьи с искренней радостью. Однако все они понимали, что певец идет к намеченной цели и другого пути у него нет. Собственный репертуар артист также наполнил военными, патриотическими и казачьими песнями, практически не делая ставку на любовно-лирические и шуточные.

Детство и юность

В 23-й день осени 1979-го в поселке Кировского района Ставропольского края СССР с названием Комсомолец в семье Николая Сорокина случилось пополнение. Любимая супруга подарила ему сына Витю. С ранних лет мальчик тяготел к мелодичному искусству — брал в руки веник, представляя, что это гитара, и «играл» на нем песни Владимира Высоцкого и Адриано Челентано.

Родители желанию ребенка не противились и отвели его в эстрадный кружок при местном Дворце культуры. Здесь Виктор упражнялся не только в пении, но и научился виртуозно владеть барабанами, у которых, по его словам, есть особая энергетика.

В нежном возрасте сердцем талантливого юноши прочно завладел рок, особенно нравились группы «Кино», «ДДТ» и «Алиса». К слову, исполнитель и сейчас остается преданным поклонником тезки Виктора Цоя, не переставая ежегодно напоминать подписчикам о дне его рождения 21 июня. К окончанию школы парень всерьез увлекся народным творчеством.

Именно тогда он твердо решил стать артистом и поступить в Краснодарский университет культуры и искусств, но для этого требовалось начальное музыкальное образование. Возникшую проблему Виктор решил быстро, окончив ДМШ экстерном за пару лет. В желаемый вуз абитуриент все же попал — на факультет традиционной культуры. И уже на 2-м курсе студента заметили и пригласили на должность ударника и солиста в ансамбль «Криница».

Личная жизнь

16 октября 2009-го Виктор взял в жены коллегу по Кубанскому казачьему хору Майю, числившуюся там артисткой балета. Уже на следующий год в личной жизни пары наступили счастливые перемены — 30 апреля 2010-го на свет появилась дочь Василиса. 20 июля 2014-го родился сын Степан.

Мужчина души не чает в любимой супруге, не устает благодарить и признаваться в чувствах, называя своим очагом и нерушимым тылом. К слову, она впоследствии тоже распрощалась с коллективом и сейчас трудится в бьюти-индустрии. Чета старается проводить с детьми каждую свободную минуту.

В «Инстаграме» главы семейства можно найти фотографии с совместных походов за грибами, поездок на море и посещения святых мест — наследников взрослые воспитывают в православных традициях.

Музыка

В 2002-м Виктора приняли в оркестровую группу Кубанского казачьего хора, а через год утвердили на роль запевалы. Произошло все это случайно.

Коллектив разучивал новую песню «Не для меня придет весна» и пробовал солистов. Сергей Старцев вдруг предложил прослушать и барабанщика Сорокина. Сразу хорошего исполнения, конечно, не вышло, а вот со второго раза получилось. Кстати, первую сольную программу знаменитость назвала в честь вышеупомянутого старинного романса, ставшего личным символом и отправной точкой в карьере.

Сначала пребывание в ансамбле давалось тяжело, особенно непростыми были частые гастроли с их бесконечными перелетами, пересадками, переездами. Но впоследствии все вошло в норму. В 2012-м однофамилец автора романов «Норма» и «Голубое сало» вместе с тремя сослуживцами сколотил команду «Берега», представлявшую на суд слушателей народные композиции в рок-обработке.

Вскоре работа в собственном коллективе начала отнимать много времени, и пришлось определяться — остаться в хоре или уйти. И Виктор Николаевич решил выбыть из состава. Но долго без родного ККХ не смог — вернулся обратно через несколько месяцев, объездил всю страну и выступил на многочисленных концертных площадках (в том числе и в Кремле), радуя поклонников звонким голосом.

Виктор Сорокин сейчас

В конце 2019-го Сорокин перестал числиться в составе Кубанского казачьего хора и с головой ушел в сольное творчество. 12 августа 2020-го артист положил начало своей дискографии, записав при содействии Ивана Лубягина альбом «Шли два брата». Сборник состоит из девяти треков, среди которых «Черный ворон», «Афганистан», «Кубанка», «Вернусь», «Небо над водой».

Чуть раньше, 26 июля, певец завел личный ютьюб-канал, где разместил отрывки концертов с его участием, эпизод будущего видеоклипа на заглавный хит дебютной пластинки и, конечно, свои визитные карточки — песни «Когда мы были на войне» и «Не для меня придет весна».

Читайте также: