Какая зарплата у каскадеров

Опубликовано: 17.05.2024

Сооснователь компании Action Unit Тарас Кашинский

Тарас Кашинский с юности увлекался фехтованием и сумел превратить это хобби в бизнес. В послужном списке его компании Action Unit, которая занимается кинотрюками под ключ, — «Экипаж», «Сталинград», «Легенда №17» и десятки других. И хотя в России индустрия трюков и каскадеров строится в основном на личных знакомствах, грешит непрофессионализмом и демпингом, Action Unit удалось стать одним из крупнейших в стране игроков в этой области.

Свое, родное

Российское кинопроизводство на подъеме. По данным главы российского Фонда кино Антона Малышева, в 2014 году в России было выпущено 110 фильмов, в 2015-м —123, а в 2016 году ожидается выход 158 картин. Сборы от проката отечественных лент также растут: в 2015 году они составили 7,2 млрд руб., а за десять месяцев 2016-го уже достигли 7 млрд руб. По словам генпродюсера кинокомпании «КиноКвант» Анны Крутовой, в 2016 году государство в 1,5 раза увеличило субсидии на кинопроизводство — они составили 5 млрд руб., при том что в 2014 и 2015 годах — около 3 млрд руб. Суммарные вложения в кинопроизводство в 2016 году оцениваются в 11 млрд руб. в год.

Тяга к экрану

Тарас Кашинский окончил международное отделение факультета журналистики МГУ. И в университете будущая специальность ему вполне нравилась — уже студентом он работал на телевидении, сотрудничая с «Останкино» и РТР. А вот однокурсник Тараса, Александр Самохвалов, уже тогда увлекся трюковым кино. И предлагал друзьям сниматься в любительских фильмах. Кашинский был не прочь. «Мы бегали с автоматами, играли в войнушку», — вспоминает он. Съемочным павильоном выступало главное здание МГУ, а натурные съемки проходили в Ботаническом саду при университете.

В конце 1990-х годов, после университета, пути друзей на некоторое время разошлись. Самохвалов стал профессиональным каскадером и постановщиком трюков. А Кашинский возделывал ниву журналистики. В 2000 году он переехал в Красноярск, где запустил ряд информационно-аналитических проектов, но через пять лет решил вернуться в Москву. Здесь и произошла очередная встреча бывших однокурсников. Как раз тогда Александру Самохвалову понадобилось поставить фехтовальную сцену для фильма «1814». Он вспомнил про старого друга и позвал того на съемки. В итоге Кашинский помогал тренировать актеров и ставить сцену дуэли.

Работа ему понравилась, тем более что Кашинский увлекался боевыми искусствами и не бросал фехтовать. Так и пошло — сперва ассистент постановщика трюков, затем стал ставить самостоятельно. Кашинского стали узнавать и приглашать в новые проекты.

В 2008 году он, Самохвалов и еще один их однокурсник Александр Дрожжин основали компанию Action Unit. Сейчас говорят, что просто ради упорядочения организационных и финансовых вопросов, чтобы не отвлекаться на оформление бумаг во время съемок. Стартовые вложения составили всего 160 тыс. руб. личных средств основателей. Из них 50 тыс. руб. пошли на создание сайта, 60 тыс. руб. — на кепки, футболки и прочую одежду с символикой, 10 тыс. руб. — на рекламу и 40 тыс. руб. — на оборудование.

По словам Кашинского, вложения окупились через полгода.

10 тыс. руб. — средняя стоимость смены каскадера в России

35–50 тыс. руб. получает постановщик трюков за съемочный день в России

60–70 смен в среднем занимает съемка полнометражного фильма жанра экшен

Около $24 млн собрал самый успешный отечественный фильм 2016 года «Экипаж» (реж. Николай Лебедев)

Тесная площадка

Постановками трюков в России занимаются агентства 3xt, Nominus Media, Stunt Space, а также Ассоциация каскадеров России и Гильдия каскадеров. «Это очень нишевой бизнес. Профессиональное сообщество узкое, и все друг о друге знают. Так и живут внутри профессионального поля», — говорит конкурент Кашинского, представитель студии 3xt, пожелавший не называть свое имя.

С момента основания команда Action Unit участвовала в трех проектах ежегодно минимум. 2013–2014 годы оказались еще более удачными — компания ставила трюки в семи и пяти фильмах соответственно. В том же 2014 году компания показала рекордную выручку — 15,6 млн руб. (прибыль 629 тыс. руб.), 2015 год оказался менее хлебным — 9,1 млн руб. (убыток 426 тыс. руб.). «Это бизнес для фанатов, огромных денег не заработаешь, только море удовольствия и зарплату», — смеется Тарас. По его словам, маржа Action Unit — 10%, но значительная часть прибыли уходит на закупку нового оборудования.

Чтобы добиться успеха, у постановщика трюков должно быть все в порядке с репутацией, портфолио и расценками. С репутацией и портфолио все понятно: если постановщиком трюков оказываются довольны, то зовут на новые проекты. В результате прирастает и то и другое. И, например, со студией Никиты Михалкова «Тритэ» Action Unit сотрудничает постоянно с 2012 года, когда был реализован их первый совместный проект.

​Что же касается расценок, тот тут основатели Action Unit поначалу обожглись, установив их в 1,5 раза выше рынка. Мотивировали тем, что агентство гарантирует качество и безопасность. Но когда работы в Action Unit не было, его же каскадеры на других проектах соглашались работать за меньшие деньги. «Продюсеры этому, мягко говоря, удивлялись, мы теряли клиентов», — вспоминает Кашинский. В итоге снизили цены до среднерыночных.

Также со временем отказались от идеи ​собрать пул штатных каскадеров и работать только с ним. Пришло понимание, что кино — это проектная работа, в которой сложно гарантировать стабильный заработок. В некоторых картинах, даже если приглашают постановщика, каскадеры не нужны или работы для них немного.

Сейчас в базе каскадеров Action Unit около 50 человек, и это позволяет привлекать нужных для конкретных проектов специалистов. Самые востребованные и универсальные каскадеры в месяц могут сниматься в шести проектах одновременно.

Сооснователь компании Action Unit Тарас Кашинский

Трюковая экономика

Трюки — это не только эффектные взрывы, драки и перестрелки. Это и такие банальные вроде бы вещи, как пощечина, падение или прыжок. Так что работа для постановщика трюков найдется в любой картине. Другое дело, какой будет бюджет. В картинах жанра экшен трюки занимают до 20% экранного времени, а бюджет проекта доходит до 3–4 млн руб. По словам Кашинского, редко бывают проекты, которые стоят меньше 1,5 млн руб. Удачным Кашинский называет проект с бюджетом 8 млн руб.

В среднем съемка полнометражного фильма занимает 60 съемочных дней. С учетом выходных и перерывов съемки иногда растягиваются на три месяца. На трюки обычно уходит 10–20 дней, плюс несколько месяцев уходит на подготовку. А, например, несложную драку можно подготовить и за три дня.

Обычно около 10% бюджета большого проекта идет на аренду помещения для тренировок, оборудования, еще 10% — на организационные расходы компании. Все остальное — ФОТ постановщиков трюков и каскадеров. Почти каждый каскадер — индивидуальный предприниматель, при полной загрузке он получает около 100 тыс. руб. за проект.

Смена профессионального каскадера стоит около 10 тыс. руб., доплата за сложность — от 20 тыс. до 50 тыс. руб. «Есть минимальная ставка каскадера. Можешь весь день давать пощечину и весь день драться — цена одна. Но есть трюки, которые дороже в разы обычной смены каскадера. Это, например, горение человека, сбивание автомобилем, автоперевороты, аварии, высотные падения и тому подобное. Тут идет полный расчет: от количества дублей, высоты падения, количества технических и страхующих каскадеров, используемого оборудования для подготовки и исполнения трюка», — комментирует Руслан Хазиев, постановщик трюков, член Ассоциации и профсоюза каскадеров.

Смена постановщика трюков обходится в 35–50 тыс. руб. Их основная задача — вписывать трюки в фильм так, чтобы постановка не бросалась в глаза. Поэтому несложные исполняют сами актеры, а некоторые трюки идут фоном. «Если я вижу трюк, то я не возьму этот кадр в монтаж. Я хочу, чтобы это была жизнь, чтобы все было уместно, поддерживало и рассказывало историю», — говорит режиссер фильма «Экипаж» Николай Лебедев. Трюк не должен быть красивым или эффектным, он должен прежде всего соответствовать режиссерской задаче.

С некоторыми трюками справятся даже дети. Так, на съемки фильма «Экипаж» Кашинский позвал своего восьмилетнего сына. Самым сложным трюком в своей практике Кашинский считает сцену в фильме «Легенда №17», когда герои с одной градирни перелезают на другую. Сцена снималась зимой на высоте 56 м. Между градирнями была натянута веревка. Актеров поднимали наверх, они отыгрывали начало сцены. Дальше их заменяли дублеры.

«Этот кадр в принципе запросто можно было бы сделать с помощью компьютерной графики. Никто не верит, что это было снято на натуре. Но режиссер любит, чтобы в кадре все было по-настоящему. Данила Козловский с коллегой там, конечно, натерпелись страху!» — вспоминает Кашинский. Впрочем, актеру запомнилось другое. «Action Unit — это команда, в работе с которой чувствуешь себя в безопасности. Мне кажется, что один из принципиальных и важных факторов для артиста, чтобы ты чувствовал себя безопасно в работе с трюками и там, где есть какая-то угроза твоему здоровью», — говорит Данила Козловский.

Примерно 60% всех трюков выполняют каскадеры, но многое после репетиций стараются делать сами актеры. Например, в драке актер делает основную работу, а жесткие элементы вроде падения исполняет дублер. Если есть малейшая опасность для актера, то трюк выполняет каскадер. Некоторые каскадеры становятся актерами и получают небольшие роли. При этом каскадеры также имеют право отказаться от выполнения трюка без потери гонорара. «Мы верим в интуицию и приглашаем профессиональных людей. Если человек не готов, мы считаем, что стоит остановиться, что это предчувствие. В целом каскадеры чуть более суеверны, чем парикмахеры, потому что работа связана с повышенной опасностью», — говорит Кашинский.

Расширенное предложение

Как выделиться на небольшом рынке, где цены у всех примерно одинаковые, а в съемках все чаще используются компьютерные технологии? «Основная особенность нашего агентства — мы предлагаем готовые решения под ключ, — говорит Тарас Кашинский. — Даже у драки должна быть своя драматургия — завязка, кульминация и развязка». Например, в ходе работы над российским сериалом «Шерлок Холмс» («Централ партнершип») Кашинский для сцены драки у водопада придумал, что на Холмсе должна быть скрытая под одеждой кольчуга. Так что, когда профессор Мориарти бьет сыщика ножом, это еще не финал.

Поэтому компания предпочитает работать на больших проектах и старается не совмещать работу над несколькими картинами. Кроме того, Кашинский убежден, что технологии полностью не заменят живых людей никогда, так как живую пластику и энергетику на компьютере пока не создать.

«Пока что-то снимают, всегда будут каскадеры, будут трюки. Но каскадеров никогда не было и не будет много. Это ограниченный круг людей, куда не каждый может попасть и которых никогда не заменит компьютерная графика. К тому же в России графика очень дорогая и очень мало специалистов в этой области, поэтому пока мы не переживаем за то, что нас заменят компьютеры», — соглашается Руслан Хазиев.

Тем не менее Action Unit осваивает и другие площадки, помимо съемочной. Так, она тренирует силовые структуры, например МЧС, — готовит курсы, квесты и тренинги по работе в экстренных ситуациях, зонах конфликтов и террористических действий. Такая тренировка стоит примерно 300 тыс. руб. (в расчете на группу в несколько десятков человек), что позволяет каскадерам Action Unit подрабатывать в свободное от кино время.

Кто работает с актерами знает, что любой трюк кино, который не может выполнить актёр, (так как он не профессионал в этом деле) выполняет каскадер — это профессия, созданная для кино. В момент сложных элементов он подменяет актера, чтобы тот не покалечился и не убился. Нужно сделать, чтобы в кадре было незаметно, что актёра подменяет исполнитель трюка, поэтому такой каскадер, должен быть максимально похожим на актера. Профессия полна опасности и непредсказуемости, она для смелых людей. Обычно его не стараются снимать крупным планом, чтобы не было видно, что это не актёр, а каскадёр. Читайте статью до конца, я расскажу про это дело изнутри.

исполнитель трюков на мотоцикле

Зарплата

Зарплата — это гонорар. Бюджет фильма — ключевой коэффициент, который влияет на то сколько получит специалист. Также зарплата зависит от профессионализма человека, его опыта работы и самих сложностей трюка. В Москве он получает от 100 000 руб. и до…

На рынке труда профессия очень ценится, она имеет высокую оплату труда и востребованность. Это творческая, интересная работа. Профессионал может работать не только в кино, он может преподавать в школе для исполнителей тюков, или работать в МЧС. Также он может вырасти до постановщика трюков, или превратиться в актёра. Так сделал Джеки Чан, ведь изначально он был каскадером.

Какие специализации каскадеров существуют

  • Основные направления — работы с огнем, в огне, горение на открытых участках тела.
  • Высотные падения, высотные трюки которые делают в свободном падении с высоты там 3-10 метров.
  • Амплитудные падения.
  • Всевозможные каскадные падения.
  • Падение с лестницы.
  • Падения на стол с разбиванием стола.

Боевые направления

Каскадёр — это дублёр актёра, задача, чтобы сделать в кадре из двух человек одного, нужно чтобы ничего не отличалось. Часто актеры хотят выполнить что-то сами. Но это не его работа, он должен делать свою актерскую работу. Главная задача не повредиться снимаясь в фильме. Актёрская работа не менее трудна, чем каскадёрская. Каскадёру гораздо легче 2-3 раза упасть где-то, чем сыграть целую роль. Потому что он готов к этому, учился этому. Когда актеры обладают скажем навыками: хореографии, боевыми навыками фехтования, могут сидеть верхом, это очень хорошо для съёмок, потому что можно монтируя финальные склейки, менять потери качества картинки.

В профессии каскадёра есть как парни, так и девушки, несмотря на ушибы, падения, всю опасность этого дела. Каскодёрству можно всему научиться с нуля. Ты не обязан с рождения быть подготовленным человеком, или там с ошеломительной спортивной карьерой. Важно иметь желание, а в школе каскадёров обучат всему необходимому.

Четыре школы каскадёров в Москве

Ниже перечень школ, где можно учиться по профессии:

Уроки каскадёрского горения

На уроках горения учеников каскадёров учат правильно красиво гореть. Здесь главное безопасно научиться гореть, уметь сбить пламя. Если по сценарию человек горит, то его тушат брезентом, этот процесс отработан: брезентом обматывается голова и печи, затем ноги, спина. Не имея доступа воздуха пламя гаснет. Зрелищность пожара даёт специальная желеобразная смесь на основе керосина и резинового клея. Пламя получается ярко оранжевым. Каскадёров обмазывают этой массой, затем пускают выполнять трюк. Одежда каскадёра делается из асбестовой ткани, и она не горит.

Уроки исторического фехтования

На уроке исторического фехтования актеры бегают, прыгают, одинаково хорошо наносят удары, как на лестнице, так и под ней. Базовых приемов нападения в фехтовании всего семь, на их отработку у каскадеров уходит несколько месяцев, а дальше комбинировать удары и выпады можно сколько угодно. Все ограничивается только фантазией постановщика трюков. Когда наработана основная база, можно переходить
киношному фехтованию.

Автомобильные трюки

Вывод: По мне так это отличная профессия, правда очень опасная. Чтобы работать каскадером, нужно иметь отличную физическую форму, спортивную подготовку, вы должны быть выносливыми. Ваша скорость реакции должна быть как у бойца UFC. Cмелость и решительность не помешает, при выборе этой специальности.

Профессия «каскадер» появилась в период активного развития кинематографа – в то время, когда начали снимать фильмы с трюками высокой сложности. Сюжеты первых лент были довольно простыми, поэтому актеры в кадре все делали самостоятельно. Усложнение фабулы повлекло за собой повышение опасности кинотрюков и, соответственно, необходимость замены в некоторых моментах актера каскадером. В советском кино дублеры впервые были задействованы в комедии «Веселые ребята». К помощи спортсменов прибегли, чтобы максимально реалистично снять сцену драки оркестрантов.

Удивительно, но многие актеры раньше категорически отказывались от дублирования. Они хотели выполнять трюки сами во что бы то ни стало. Такое безрассудство стоило некоторым из них жизни. В процессе съемки опасных сцен трагически погибли актеры Инна Бурдученко и Евгений Урбанский. В 1960 году Инна, которой в тот момент исполнился всего 21 год, играла в ленте «Цветок на камне». По сценарию она должна была спасти из горящей деревянной постройки знамя. Неизвестно, отказывалась ли она от дублера, но именно эта сцена стала для нее роковой. В момент, когда она выбегала из пламени, произошло обрушение горевшего дома. Получив серьезные ожоги почти 80 % тела, она умерла в больнице. Последним фильмом для Евгения стала картина «Директор». По замыслу режиссера, он должен был мчаться на автомобиле через песчаные барханы. На одной из дюн машина неожиданно перевернулась – актер получил травмы, из-за которых скончался по пути в больницу.

После таких трагедий актерам, не имевшим специальной подготовки, строго запретили самостоятельное выполнение сложных трюков, которые предполагали риск для жизни. Дублерами раньше могли становиться, как правило, спортсмены или циркачи. Сегодня же действуют школы каскадеров, где можно получить необходимую для работы подготовку. Там преподают боевые искусства, верховую езду, учат стрелять, обращаться с пиротехническими средствами, практикуют трюки на высоте, под водой, с горением и так далее.

Что нужно для того, чтобы стать каскадером?

Мужчина, прыгающий со скалы на машине

Во-первых, конечно же, храбрость. Без великолепной физической подготовки тоже не стоит выбирать данную стезю. Каскадер должен быть выносливым, азартным и решительным. Для собственной безопасности он обязан быстро реагировать на внешние и внутренние факторы, просчитывать риски и выходить из критических ситуаций победителем. Иначе как стать каскадером? Никому не нужны несчастные случаи на площадке. Это, кстати, и является основной причиной, по которой каскадеры востребованы до сих пор.

Описание профессии

Как уже упоминалось, каскадеры – это прошедшие особую подготовку исполнители трюков. Их делят на 2 категории:

  • Универсальные. Они выполняют задачи любой сложности: скачут на лошади, участвуют в автогонках, тушении пожаров, рукопашных боях, а также прыгают с высоты и ныряют на глубину.
  • Узкопрофильные. Делают трюки только одного типа и уровня сложности.

Стать профессионалом, за которым будут выстраиваться в очередь ведущие кинокомпании, можно, выбрав только какой-либо один вид. Казалось бы, чем больше каскадер умеет, тем он ценнее для работодателя. Оказывается, не все так просто. Например, чтобы мчаться на автомобиле с огромной скоростью, при этом преодолевая возникающие на пути препятствия, нужно быть виртуозным водителем с большим опытом. На оттачивание такого умения могут уйти годы. Дублеры, которые задействованы в трюках с лошадьми, тоже должны постоянно упражняться в верховой езде и дрессировать животное. Высокий уровень профессионализма ценят больше, чем универсальность, ведь он дает возможность отснять сцену одним дублем. К примеру, пылающее и разрушающееся здание крайне важно снять сразу, так как повторы обойдутся очень дорого.

Каскадеры работают со специальной страховкой, реквизитом и декорациями. При необходимости они могут сами изготавливать их. Подготовка сложного трюка, который зритель будет видеть какие-нибудь 2–3 секунды, проходит поэтапно. Каждый из них тщательно прорабатывается, чтобы предусмотреть и предотвратить все вероятные риски.

Профессию каскадера относят к редким. В Российской Федерации их всего порядка 100 человек. Принято считать, что трюки в фильмах могут делать исключительно молодые мужчины. Но женщины тоже неплохо справляются с такими заданиями. Один из наиболее ярких примеров – Варвара Никитина. Она не только настоящий профессионал-исполнитель, но и постановщик. Среди самых известных работ: «Зверобой», «Дневной дозор», «Доктор Живаго», «Полицейская академия – 7: Командировка в Москву», «Любовь в большом городе – 2», сериалы «Кухня», «Тайный знак», «Закрытая школа». Варвара – первая женщина-каскадер в России, которая официально признана представительницей этой сложной профессии и состоит в каскадерском обществе.

Чем занимается каскадер?

Что бы иметь достаточно полное представление о профессии, хотим рассказать, чем занимается данный специалист.

К роду его занятий относятся следующие пункты:

  1. С легкостью и профессионализмом выполнять трюки, которые связаны с риском и неподвластны неподготовленным актерам. Это могут быть прыжки с высоты, скачки на лошадях, хождение по канатам или бортам крыш высотных зданий;
  2. Проводить рукопашные бои с сильным противником, выполняя сложные приемы, подвластные только профессионалам, занимающимся долгие годы боями;
  3. Совершать ныряние на глубину, нахождение там долгое время без специального снаряжения;
  4. Совершать трюки, связанные с автогонками.

Конечно, все это не подвластно уметь одному человеку. Каждый каскадер специализируется на одном или нескольких схожих трюках.

Важные качества

  • отличная физическая форма
  • спортивная подготовка
  • высокий уровень выносливости
  • скорость реакции
  • азарт
  • умение находить выход из сложной ситуации
  • способность рисковать
  • умение рассчитывать риски
  • смелость
  • решительность.

Подробности

Байкерша на мотоцикле

Разумеется, когда подбирают каскадера, стараются, чтобы он был максимально похож на актера, которого будет заменять при выполнении опасного трюка. Также каскадеров не снимают крупным планом. Те, кто хотел бы стать представителем данной профессии, должны усвоить то, что популярность им вряд ли будет грозить. Джеки Чан, пожалуй, является исключением из правил. Но все же среднестатистические каскадеры остаются, так сказать, за кадром.

Впрочем, можно с уверенностью сказать, что профессия каскадера еще долгие годы останется востребованной. Никакие спецэффекты не заменят усилий истинных трюкачей. Чтобы разобраться с тонкостями профессии, необходимо знать, что существует два основных типа каскадеров: универсальные и специализированные. Нетрудно догадаться, в чем заключаются различия. Большим уважением пользуются специализированные каскадеры, потому как считается, что они достигли высочайшего уровня в своем деле. Нельзя научиться трюкам в горящем колесе за один месяц. Для этого требуется время.

Различные страховки незаменимы в профессии каскадера. Но даже с ними риск остается очень большим. Неудивительно, что эту профессию выбирает так мало людей: всего сотня представителей профессии на всю Россию называет себя каскадерами.

Перечень обязанностей

Основная задача каскадера – выполнять такие действия, которые неподготовленному человеку не под силу, могут стать причиной серьезных увечий и даже летального исхода. Количество обязанностей представителя этой профессии зависит от места и специфики его работы (универсал или узкопрофильный, исполнитель или постановщик).

Рядовой каскадер обязан:

  • Выполнять трюки, дублировать актеров в процессе съемок кинофильма, в ходе спектакля, фестиваля, шоу.
  • Подробно изучать план исполнения трюкового номера и неукоснительно придерживаться всех его пунктов.
  • Вместе с организатором сцены подбирать нужные устройства и средства страховки, определять место и время их установки.
  • Рассчитывать количество тренировок согласно уровню сложности номера. Не пропускать репетиции.
  • Беспрекословно выполнять требования старшего каскадера в ходе исполнения трюка. В свою очередь старший каскадер должен подчиняться организатору съемки.
  • Соблюдать все рекомендации пиротехников и прочих специалистов касательно техники безопасности выполнения трюковых номеров, применения спецэффектов, определения границ безопасной зоны, мест для взрывов и так далее.
  • Изучать российский и мировой опыт каскадеров, постоянно заниматься саморазвитием, повышать квалификационный уровень, регулярно тренироваться, сдавать необходимые тесты, вовремя проходить медосмотры.

Старший каскадер должен:

  • Выполнять самые сложные номера.
  • Принимать участие в проектировании новых трюковых сцен.
  • Руководить деятельностью каскадеров и организовывать съемку сцены.

Что нужно знать о профессии?

Для тех, кто желает стать каскадером, стоит знать. что так называют специальных артистов, выполняющих за основных актеров рискованные и даже опасные трюки. Он может работать не только в игровом кино, но и в рекламе, участвовать в зрелищных шоу.

  • Однако стоит сказать, что не всякий каскадер может сниматься в кино. Обычно подбираются такие актеры, которые будут чем-то напоминать ведущих актеров, которых они и будут страховать. Ведь даже во времена высоких технологий, живого человека заменить будет очень трудно.
  • Сама по себе профессия каскадер относится к творческой и отдельные специалисты даже становились известными актерами, например, Джеки Чан или Жан Маре. Самое главное – быть смелым, готовым к разумному риску человеком, уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации. Чаще всего, в каскадеры приходят люди, ранее являющиеся профессиональными спортсменами.

Где этому учат

Прежде чем разобраться, где пройти обучение, следует понимать, какие профессиональные требования применяются к каскадерам:

  • Хорошая физическая подготовка и отсутствие хронических заболеваний.
  • Отсутствие боязни риска и опасности.
  • Наличие высокого уровня ответственности.
  • Полное ознакомление с правилами техники безопасности и готовность их точного выполнения.
  • Наличие регулярных тренировок и занятий спортом в повседневном расписании дня каскадера.
  • Целеустремленность.
  1. В случае совпадения и наличия всех вышеперечисленных профессиональных требований следующим этапом на пути к профессии каскадера является прохождение обучения в цирковом училище по акробатическому направлению.
  2. Далее необходимо пройти курсы актерского мастерства, получить соответствующую квалификацию и пройти пробы в кино.

Обучение на Каскадера

Каскадёрами обычно становятся молодые мужчины, имеющие хорошую спортивную или цирковую подготовку: гимнасты, акробаты, конные спортсмены.

Существует Школы каскадёров, например, «Империя кино», где готовят профессиональных каскадёров. Но и сюда приходят люди спортивно подготовленные. Занятия в школе проводятся профессиональными каскадёрами и включают в себя следующие аспекты:

  • акробатика
  • высотная подготовка
  • подводная подготовка
  • владение огнестрельным оружием
  • работа с пиротехникой
  • трюки с горением
  • навыки падения
  • единоборства
  • владение холодным оружием

Учеба

Школа каскадеров

В России специализированных учебных заведений для подготовки каскадеров очень мало. Поэтому чаще всего в эту профессию идут люди, которые уже имеют узкопрофессиональные знания и навыки в сфере обычного и экстремального спорта или единоборств. Обучаться можно, например, в одной из таких школ:

  1. Студия Varvara-Stunt (Москва). Продолжительность учебного курса – полгода. Сюда принимают актеров-новичков, которым уже исполнилось 18 лет. Здесь можно получить дополнительные знания и навыки в конном спорте, пиротехнике и фехтовании.
  2. Школа-студия «Трюк» (Москва). Преподавателями тут работают специалисты, за плечами которых есть практический опыт на съемочных площадках.
  3. Школа каскадеров при кинематографической студии «Империя кино» (Санкт-Петербург). Продолжительность учебного курса – 1 год. Частота занятий – еженедельно. Выпускники этой школы становятся опытными каскадерами. Они могут не только профессионально исполнять трюки, но и ставить их.

Учащиеся перечисленных заведений получают возможность дополнительно прослушать краткий курс о кинематографии. Он необходим для повышения уровня компетентности будущего дублера.

Каскадером вполне может стать циркач. Желающим получить такую профессию рекомендуется обратить внимание на Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Румянцева (Карандаша). Для поступления туда абитуриенту нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории. Также предусмотрен творческий конкурс.

Место работы

Киностудии, школы каскадёров, рекламные агентства. Каскадёры могут работать также в МЧС.

Зарплата

Стать каскадером в России вполне реально. Но позволит ли эта профессия жить безбедно? Ответ: да, вне всякого сомнения. Каскадер, который уже достиг определенного стажа, может зарабатывать в Москве больше ста тысяч рублей, чуть меньше доход его будет в Санкт-Петербурге. И это только средняя зарплата. Ограничений нет никаких. Только за один трюк каскадер получает порядка десяти тысяч рублей. Новичок, разумеется, гораздо меньше, но это прекрасный стимул двигаться вперед и развиваться.

Драки, батальные сцены

ТРЮКОВАЯ СЦЕНАСТОИМОСТЬ в РУБ.Кол-во дублей
1Поединки, драки, бои без оружия.7500нет
2 (а)Поединки, драки с падениями и акробатическими отыгрышами9000нет
2 (b)То же с применением оружия, предметовОт 9000нет
3Батальные сцены, бои, сценическое движение в массовых сценахОт 9000нет
4Подготовка и тренировка актера (1 занятие)От 4500нет

Примечание: Усложняющими условиями при выполнении трюковой работы является: наличие вблизи животных, взрывы, открытый огонь, разрушающиеся декорации и т.п., сложный рельеф местности – высота, горы, вода, движущийся транспорт.

Падения и прыжки

Примечание: Усложняющими условиями при выполнении падений и прыжков являются: плохие метеоусловия (сильный ветер, дождь), выполнения трюка в декорацию, стекла, с предметами в руках; работа среди животных, движущихся транспортных средств, взрывов, на ограниченную страховочную площадку.

Трюки и работа на высоте

ТРЮКОВАЯ СЦЕНАСТОИМОСТЬ в РУБ.Кол-во дублей
1Трюки и работа, выполняемая на высоте до 5-ти метров7500нет
2То же, на высоте до 10-ти метровОт 10500нет
3То же, на высотах выше 10-ти метровОт 18000нет

Примечание: Усложняющими условиями при выполнении высотных трюков являются: плохие метеоусловия (ветер, осанки, низкая температура, ограниченная видимость (туман, дым, ночные съемки))

Востребованность профессии

Кинематограф сегодня находится на этапе активного развития. Фильмы насыщаются спецэффектами и сложными трюками. Следовательно, профессия каскадера еще долго будет сохранять перспективность.

Наиболее востребованы каскадеры с типичной внешностью и не очень выразительными чертами лица – условные «серые мышки». Это дает возможность максимально качественного перевоплощения в разных героев и позволяет дублировать многих актеров. Вместе с тем даже с яркой внешностью каскадер без работы не останется. Конечно, найти актера похожего типажа будет сложнее, но вполне реально.

Стремительный технологический прогресс породил мнение, что эту профессию вскоре вытеснит современная компьютерная графика. Однако полностью заменить человека не получится. До тех пор, пока в кино играют живые актеры, в сценах повышенной опасности их будут дублировать каскадеры.

Плюсы и минусы

Говоря о каскадерах, стоит рассмотреть, какие плюсы и минусы в их профессии имеются.

Прежде всего, расскажем о минусах:

  • профессия относится к категории опасных для жизни и здоровья специалиста;
  • крайне низкая востребованность, особенно у начинающих и менее известных.

Теперь о плюсах:

  • чем выше уровень профессионализма и известности в определенных кругах, тем оплата будет больше;
  • работа относится к категории творческой и очень интересной;
  • можно работать не только на съемках, но и в различных видах деятельности, например, в МЧС или преподавать в школе, где будут обучаться каскадеры.

Известные каскадёры

  • Джеки Чан
  • Иншаков, Александр Иванович
  • Олег Федулов
  • Владимир Жариков
  • Жиль Деламар
  • Жан Маре
  • Грошевой Анатолий Васильевич
  • Каскадеры близнецы (рус.)
  • Cысоев Николай Павлович 300 трюковых картин

Подведем итоги

Нам удалось ответить на вопрос: «Каскадер это кто такой?». Благодаря сегодняшней статье, мы узнали, чем занимается представленный специалист, каковы основные плюсы и минусы трудовой деятельности каскадера, где можно обучиться данной специальности.

Каскадер – увлекательная, но опасная профессия. Она подходит для смелых и азартных людей, готовых рисковать. Рассмотрим, где можно получить необходимую подготовку, куда устроиться на работу и чем придется заниматься специалисту.

Из истории

Профессия «каскадер» появилась в период активного развития кинематографа – в то время, когда начали снимать фильмы с трюками высокой сложности. Сюжеты первых лент были довольно простыми, поэтому актеры в кадре все делали самостоятельно. Усложнение фабулы повлекло за собой повышение опасности кинотрюков и, соответственно, необходимость замены в некоторых моментах актера каскадером. В советском кино дублеры впервые были задействованы в комедии «Веселые ребята». К помощи спортсменов прибегли, чтобы максимально реалистично снять сцену драки оркестрантов.

Удивительно, но многие актеры раньше категорически отказывались от дублирования. Они хотели выполнять трюки сами во что бы то ни стало. Такое безрассудство стоило некоторым из них жизни. В процессе съемки опасных сцен трагически погибли актеры Инна Бурдученко и Евгений Урбанский. В 1960 году Инна, которой в тот момент исполнился всего 21 год, играла в ленте «Цветок на камне». По сценарию она должна была спасти из горящей деревянной постройки знамя. Неизвестно, отказывалась ли она от дублера, но именно эта сцена стала для нее роковой. В момент, когда она выбегала из пламени, произошло обрушение горевшего дома. Получив серьезные ожоги почти 80 % тела, она умерла в больнице. Последним фильмом для Евгения стала картина «Директор». По замыслу режиссера, он должен был мчаться на автомобиле через песчаные барханы. На одной из дюн машина неожиданно перевернулась – актер получил травмы, из-за которых скончался по пути в больницу.

После таких трагедий актерам, не имевшим специальной подготовки, строго запретили самостоятельное выполнение сложных трюков, которые предполагали риск для жизни. Дублерами раньше могли становиться, как правило, спортсмены или циркачи. Сегодня же действуют школы каскадеров, где можно получить необходимую для работы подготовку. Там преподают боевые искусства, верховую езду, учат стрелять, обращаться с пиротехническими средствами, практикуют трюки на высоте, под водой, с горением и так далее.

Описание профессии

Как уже упоминалось, каскадеры – это прошедшие особую подготовку исполнители трюков. Их делят на 2 категории:

  • Универсальные. Они выполняют задачи любой сложности: скачут на лошади, участвуют в автогонках, тушении пожаров, рукопашных боях, а также прыгают с высоты и ныряют на глубину.
  • Узкопрофильные. Делают трюки только одного типа и уровня сложности.

Стать профессионалом, за которым будут выстраиваться в очередь ведущие кинокомпании, можно, выбрав только какой-либо один вид. Казалось бы, чем больше каскадер умеет, тем он ценнее для работодателя. Оказывается, не все так просто. Например, чтобы мчаться на автомобиле с огромной скоростью, при этом преодолевая возникающие на пути препятствия, нужно быть виртуозным водителем с большим опытом. На оттачивание такого умения могут уйти годы. Дублеры, которые задействованы в трюках с лошадьми, тоже должны постоянно упражняться в верховой езде и дрессировать животное. Высокий уровень профессионализма ценят больше, чем универсальность, ведь он дает возможность отснять сцену одним дублем. К примеру, пылающее и разрушающееся здание крайне важно снять сразу, так как повторы обойдутся очень дорого.

Каскадеры работают со специальной страховкой, реквизитом и декорациями. При необходимости они могут сами изготавливать их. Подготовка сложного трюка, который зритель будет видеть какие-нибудь 2–3 секунды, проходит поэтапно. Каждый из них тщательно прорабатывается, чтобы предусмотреть и предотвратить все вероятные риски.

Профессию каскадера относят к редким. В Российской Федерации их всего порядка 100 человек. Принято считать, что трюки в фильмах могут делать исключительно молодые мужчины. Но женщины тоже неплохо справляются с такими заданиями. Один из наиболее ярких примеров – Варвара Никитина. Она не только настоящий профессионал-исполнитель, но и постановщик. Среди самых известных работ: «Зверобой», «Дневной дозор», «Доктор Живаго», «Полицейская академия – 7: Командировка в Москву», «Любовь в большом городе – 2», сериалы «Кухня», «Тайный знак», «Закрытая школа». Варвара – первая женщина-каскадер в России, которая официально признана представительницей этой сложной профессии и состоит в каскадерском обществе.

Учеба

Школа каскадеров
В России специализированных учебных заведений для подготовки каскадеров очень мало. Поэтому чаще всего в эту профессию идут люди, которые уже имеют узкопрофессиональные знания и навыки в сфере обычного и экстремального спорта или единоборств. Обучаться можно, например, в одной из таких школ:

  1. Студия Varvara-Stunt (Москва). Продолжительность учебного курса – полгода. Сюда принимают актеров-новичков, которым уже исполнилось 18 лет. Здесь можно получить дополнительные знания и навыки в конном спорте, пиротехнике и фехтовании.
  2. Школа-студия «Трюк» (Москва). Преподавателями тут работают специалисты, за плечами которых есть практический опыт на съемочных площадках.
  3. Школа каскадеров при кинематографической студии «Империя кино» (Санкт-Петербург). Продолжительность учебного курса – 1 год. Частота занятий – еженедельно. Выпускники этой школы становятся опытными каскадерами. Они могут не только профессионально исполнять трюки, но и ставить их.

Учащиеся перечисленных заведений получают возможность дополнительно прослушать краткий курс о кинематографии. Он необходим для повышения уровня компетентности будущего дублера.

Каскадером вполне может стать циркач. Желающим получить такую профессию рекомендуется обратить внимание на Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Румянцева (Карандаша). Для поступления туда абитуриенту нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории. Также предусмотрен творческий конкурс.

Перечень обязанностей

Основная задача каскадера – выполнять такие действия, которые неподготовленному человеку не под силу, могут стать причиной серьезных увечий и даже летального исхода. Количество обязанностей представителя этой профессии зависит от места и специфики его работы (универсал или узкопрофильный, исполнитель или постановщик).

Рядовой каскадер обязан:

  • Выполнять трюки, дублировать актеров в процессе съемок кинофильма, в ходе спектакля, фестиваля, шоу.
  • Подробно изучать план исполнения трюкового номера и неукоснительно придерживаться всех его пунктов.
  • Вместе с организатором сцены подбирать нужные устройства и средства страховки, определять место и время их установки.
  • Рассчитывать количество тренировок согласно уровню сложности номера. Не пропускать репетиции.
  • Беспрекословно выполнять требования старшего каскадера в ходе исполнения трюка. В свою очередь старший каскадер должен подчиняться организатору съемки.
  • Соблюдать все рекомендации пиротехников и прочих специалистов касательно техники безопасности выполнения трюковых номеров, применения спецэффектов, определения границ безопасной зоны, мест для взрывов и так далее.
  • Изучать российский и мировой опыт каскадеров, постоянно заниматься саморазвитием, повышать квалификационный уровень, регулярно тренироваться, сдавать необходимые тесты, вовремя проходить медосмотры.

Старший каскадер должен:

  • Выполнять самые сложные номера.
  • Принимать участие в проектировании новых трюковых сцен.
  • Руководить деятельностью каскадеров и организовывать съемку сцены.

Физические и личностные качества

Так как профессия каскадера предполагает значительную опасность для здоровья, а иногда – и для жизни, она подойдет не каждому, а только тем, кто обладает:

  • отличной спортивной подготовкой и физической формой;
  • крепким здоровьем;
  • умением контролировать эмоции;
  • выносливостью;
  • высокой скоростью реакции;
  • азартностью;
  • умением находить оптимальный выход из непростой ситуации;
  • способностью идти на риск с умом, без неоправданного лихачества;
  • смелостью;
  • находчивостью;
  • решительностью.

Уровень оплаты труда

Зарплату каскадера называют гонораром. На его величину влияют профессионализм специалиста, наличие опыта работы, степень сложности выполняемого трюка и бюджет фильма. Приведем несколько примеров. Новичок за один трюк может заработать 5 тысяч рублей. Опытный получит за ту же работу примерно 9 тысяч рублей. У постановщика трюков – «ставка», размер которой стартует от 15 тысяч рублей. Работа с огнем относится к категории повышенной сложности. За нее готовы платить 60 тысяч рублей.

Если говорить о среднестатистическом месячном доходе каскадера, в Москве он составляет порядка 100 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге платят чуть меньше – примерно 95 тысяч рублей.

Трудоустройство и карьерный рост

Каскадера с хорошим уровнем подготовки ждут в киностудиях, специализированных школах и рекламных агентствах. Если устроиться в сфере кинематографа или преподавательской деятельности не получилось, можно попробовать свои силы в МЧС.

Продвижение каскадера по карьерной лестнице зависит от уровня его профессионализма. Постоянно развиваясь и совершенствуя навыки, он может рассчитывать на должность старшего каскадера и постановщика трюков.

Востребованность профессии

Кинематограф сегодня находится на этапе активного развития. Фильмы насыщаются спецэффектами и сложными трюками. Следовательно, профессия каскадера еще долго будет сохранять перспективность.

Наиболее востребованы каскадеры с типичной внешностью и не очень выразительными чертами лица – условные «серые мышки». Это дает возможность максимально качественного перевоплощения в разных героев и позволяет дублировать многих актеров. Вместе с тем даже с яркой внешностью каскадер без работы не останется. Конечно, найти актера похожего типажа будет сложнее, но вполне реально.

Стремительный технологический прогресс породил мнение, что эту профессию вскоре вытеснит современная компьютерная графика. Однако полностью заменить человека не получится. До тех пор, пока в кино играют живые актеры, в сценах повышенной опасности их будут дублировать каскадеры.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия каскадер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения

Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия каскадер подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

Фото «Безбашенные русские». Каскадер - о работе, зарплате и российском кино

Как становятся каскадерами в кино? Какую зарплату они получают? Какие трюки считаются самыми опасными и сложными и в чем наши каскадеры отстают от голливудских? На эти и другие вопросы в интервью Anews ответил каскадер и постановщик трюков Олег Поддубный.

Олег Поддубный - российский актер, каскадер, постановщик трюков («Скиф», «Хардкор», «Движение вверх», «Чистое искусство», «Защитники», «9 рота»).


«Просто так люди с улицы в каскадеры не попадают»

– Каскадер в кино - как приходят в эту профессию и какое образование необходимо для такой работы?

– К нам люди приходят в основном из спортивной среды. Кто-то из цирка, некоторые из театра, но все так или иначе связаны с трюками. Все, кто приходит, должны так или иначе владеть телом, работать с техникой или лошадьми, иметь определенные знания. Просто так люди с улицы без каких-либо навыков в каскадеры не попадают.

– А ваш бэкграунд - что было до кино?

– Я занимался спортивной гимнастикой, парашютным спортом и рукопашным боем. Был еще момент по мелочам: мотоциклы, мотокросс с колясками. Все остальное осваивал уже в кино. Ну а началось все с детской мечты: я жил во Владивостоке и в какой-то момент в детстве загорелся каскадерством, следил за советскими фильмами, в титрах читал, кто там постановщик трюков, кто каскадеры. После армии решил попробовать - уехал из Владивостока, поселился у родственников в Электростали, стал обивать везде пороги. В итоге с 1993 года начал работать в кино, оказался в Ассоциации каскадеров.

– Вы сказали, что в профессию не попадают люди с улицы. В России существует какая-то контролирующая этот момент организация?

– В нашей стране в этом плане есть некий провис. Так, как, например, в Штатах у нас не происходит. В России есть Ассоциация каскадеров, некоторые другие организации, но у них нет таких полномочий, чтобы, например, приезжать на съемочные площадки, смотреть, кто там работает, имеют ли они на это право. Такого полномочного органа в России нет.

– А как происходит набор каскадеров под конкретный фильм? Проводят ли какое-то тестирование на площадке?

– Лично у меня люди, как правило, набраны. Это определенные наработанные специалисты. Вообще, обычно все приглашают в проекты одних и тех же каскадеров, с кем уже знакомы, когда понятно, на что они способны.

Если говорить о начинающих, им, чтобы попасть в проект, нужно предоставить свои видеоматериалы. Желательно, чтобы это было уже что-то ближе к трюковым вещам. Если есть какие-то горения, высотные падения - хорошо. То есть не чистый спорт, потому что всякие сальто - это все почти умеют делать. Еще важно, как человек работает в кадре. У каждого постановщика трюков все индивидуально в плане предпочтений. От этого и зависит, кого возьмут в определенный проект, а кого нет.


– А кто отвечает за безопасность на съемочной площадке?

– Что до общей безопасности, постановщики трюков этот момент на себя не берут. Потому что это абсурдно. Если кто-то через забор полезет, а я этого не увижу, потому что развожу сцену, и этот человек вдруг сломает себе руку…

Я, как постановщик трюков, должен отвечать за безопасность тех, кто задействован в трюках. При этом если съемочная группа участвует в каких-то полутрюковых действиях: допустим, машина едет на операторской платформе, и там же стоит оператор с фокус-пуллером (ассистент оператора по фокусу, прим. Anews) , приходится и за этим следить - чтобы никто с платформы не свалился.

«В российском кино действительно на всем экономят»

– В сентябре 2018 на съемках сериала «Смерш» во время постановки сцены массовой драки погиб актер . В Гильдии каскадеров тогда сказали, что это произошло отчасти из-за того, что в российском кино на всем экономят, в том числе и на времени для проработки сцен. Насколько это заявление правдиво и как все обстоит на самом деле?

– Да, погибший не был каскадером, это артист массовых сцен, и история очень непонятная. Лично я считаю, что постановщик трюков не виноват. Вероятно, что разводилась сцена с актером, который немножко, ну я не знаю, неконтролируемо двигался. То есть на репетиции сцены все было более-менее нормально, а когда постановщик трюков ушел в плейбекерскую палатку (место с мониторами, на которые выводится снимаемая сцена в реальном времени, прим. Anews) , начали снимать дубль, вот тогда все и случилось.

Возможно, это произошло из-за того, что погибший человек сам как-то подставился, не чувствовал дистанции, не смог вовремя отпрыгнуть… В принципе, там не хватало, грубо говоря, еще одного каскадера.

Что касается экономии. Это правда. В российском кино действительно на всем экономят. Взять репетиционный день - он тоже требует денег, никто за бесплатно не станет ездить и репетировать. Хотя бы половину стоимости съемочного дня нужно оплачивать. Многие компании не хотят идти на такое, жалеют деньги, поэтому и могут происходить такие трагические моменты.

– В комедии «Я худею», которая вышла в марте 2018, девушка-дублер главной героини, выполняя трюк в спортзале, упала и получила травму. Но в итоге эту сцену, снятую одним дублем, включили в фильм. Насколько распространена такая практика в кино, когда каскадер пострадал, но сцену не вырезают из-за зрелищности?

– Ну такое случается, это не редкость. Вообще, насколько я знаю, они изначально нашли какой-то похожий кадр в Youtube и попросили девушку-каскадера его выполнить. Она сделала, но рассекла себе подбородок. Сейчас у нее все в порядке. Это, кстати, моя бывшая жена. Ну а после съемки в «Я худею» у нее были еще другие травмы: и взрывали неправильно, руки обожжены были, ну и просто синяки какие-то…

– Какие трюки у каскадеров принято относить к самым сложным и опасным?

– Одни из самых опасных трюков в кино - это горение, автомобильные аварии, высотные трюки, некоторые трюки с лошадьми.

А по сложности подготовки лично для меня - сцены с драками и боями. Потому что нужно все придумать и долго репетировать. В особенности, если участвуют актеры, потому что их тоже нужно вводить в процесс, опять же всю работу проделывать с ними репетиционно, чтобы довести до идеального или полуидеального состояния.


– В голливудском кино некоторые актеры выполняют трюки сами. Например, Том Круз самостоятельно выполнял трюк для фильма «Миссия невыполнима». Правда, сломал лодыжку. Насколько в России распространено такое явление - актеры, сами выполняющие трюки?

– У нас, к сожалению, сложно похвастаться такими уникальными актерами, как Том Круз. Таких очень мало. На моей памяти в этом плане было очень комфортно работать с Игорем Петренко. У нас была картина «Запрещенная реальность» - фантастика, очень много полетов на тросах. Я был его дублером на репетициях, трюки отрабатывались на мне.

Когда Игорь пришел, мы ввели его в готовую схему, и буквально через несколько дней он выполнял все самостоятельно. Весь оставшийся период съемок я практически все время сидел на площадке и ничего не делал. Потому что Игорь справлялся сам, разве что за редким исключением, когда нужно было выполнять какие-то совсем жесткие моменты.


– Если говорить о собственном опыте каскадера и постановщика трюков, работа над каким фильмом была самой сложной?

– «Хардкор» Найшуллера ( российский боевик 2015 года режиссера Ильи Найшуллер - прим. Anews ) был самым сложным. Там просто сам формат необычный - съемка от первого лица. Обычные киношные приемы тут не срабатывали. Поэтому приходилось приспосабливаться. Если какие-то вещи обычно снимаются с двух-трех камер, например, удар по лицу и в обычных фильмах можно как-то обмануть, взяв с одной из камер и сделать так, чтобы было похоже на настоящий удар… В «Хардкоре» по-другому, здесь нужно было четко отработать такие моменты.



А вообще, мы и раньше, еще начиная с «Побега из офиса» ( клип группы Biting Elbows Ильи Найшуллера, набравший более 40 млн просмотров на Youtube, прим. Anews ), который был перед «Хардкором», работали в контакт. То есть: в контакт по камере руками и ногами. Понятно, что это были легкие касания, правда, не всегда, но все же нужно было стараться перекрывать кадр, чтобы было затемнение.

– А правда, что в «Побеге из офиса» каскадеры крепили камеры к голове с помощью игрушек из детского магазина?
– Да, у Сергея Валяева, это оператор и трейсер, была маска Хищника, кажется, как раз из детского магазина. Он сделал вырезы для глаз, чтобы был обзор, а на подбородке сделал крепления для камеры. Так и снимали. Было жутко неудобно, потому что камера была практически намертво прикреплена к маске под определенным углом. Когда снимали «Хардкор», пригласили уже специалистов, они изготовили более удобную маску, несколько вариантов, в том числе со стабилизацией. Сейчас такие маски уже продаются, раньше их вообще не было.


– Оборачиваясь назад, сотрудничество с какими режиссерами и актерами вам запомнилось больше всего?

– Ну так сейчас сразу всех не вспомню. С Найшуллером было нормально. Вообще, очень известные режиссеры немного импульсивные. С ними тяжело. Может, это звездность, может, еще что-то. Часто они какие-то нервные. Мне комфортнее работать с молодыми, начинающими ребятами, которые еще гонора не набрались, с ними можно обо всем всегда договориться, даже можно свое что-то предлагать, они соглашаются.

«Безбашеннее русских каскадеров трудно кого-то выдумать»

– Сколько платят каскадерам? И как платят: за смену, за трюк, за фильм?

– Есть разная форма оплаты, самая распространенная - за съемочный день. Рядовой съемочный день каскадера стоит 12 тысяч рублей. Это минимум. Есть сложные трюки, которые по-другому оплачиваются. Например, горение, перевороты автомобилей, падения с лошади и так далее. Также бывает договорная форма оплаты, допустим, понедельная, она встречается реже. Но это с плотным объемом работы, когда люди буквально не вылезают из павильона, плюс еще и подготовительный период, какие-то сложные сцены драк, полеты и так далее.


– В чем основные отличия работы российских каскадеров от западных: в чем мы преуспеваем и в чем отстаем?

– Вот насчет того, в чем преуспеваем - точно сложно сказать. Наверно, в героизме. Потому что безбашеннее русских каскадеров трудно кого-то выдумать. Да и вообще, у нас часто приходится работать на честном слове.

Ну а в чем отстаем? Технически отстаем. В Голливуде работает целая индустрия, у них больше и приспособлений, и технических средств. Там даже на один раз, под картину, под определенные трюки специально изготавливают какие-то приспособления. У них это все связано с более крепким финансированием, отсюда же и зарплаты у каскадеров больше. Что там - они имеют собственные тренировочные базы с дорогим оборудованием. У нас такого нет.


– Вы сами часто ходите в кино? На какие фильмы?

– Нечасто хожу в кинотеатры. Обычно жду, когда фильм выйдет, чтобы спокойно посмотреть дома. Чтобы можно было рассмотреть трюки, если что - отмотать и посмотреть еще раз, посмотреть помедленнее… Но время от времени на какие-то крупные премьеры, которые хочется посмотреть именно на большом экране, хожу. На «Дорогу ярости» ходил. Этот фильм только на большом экране нужно смотреть. Последняя «Миссия невыполнима» - то же самое.

– Если говорить в целом об отечественном кино, в каком положении оно сейчас находится, на ваш взгляд?

– То, что сейчас происходит с российским кино, я точно не называл бы подъемом. Это какая-то плавающая ситуация. Для подъема нужны лучшие времена. Надеюсь, они придут. И вообще, сколько работаю, все говорят постоянно о каком-то подъеме. Что вот-вот все изменится, станет лучше. Но как-то этого пока не происходит.

– Последние пару лет много говорят о развитии компьютерной графики, которая якобы может сделать живые трюки в кино ненужными. Что, на ваш взгляд, ждет профессию каскадера?

– Что нас ждет? Мы как-то со страхом об этом думаем. Конечно, придет время, когда каскадеры станут не нужны. Но пока до этого далеко. Графика дополняет, но полностью заменить каскадеров не получается. К тому же графика все равно остается дорогой. Конечно, сейчас она уже не такая дорогая, какой была, когда только появилась, когда стереть тонкий тросик каких-то безумных денег стоило. Сейчас все это свободно делается. Однако все равно - затраты на графику заметно больше, чем на каскадеров. Поэтому пока говорить об исчезновении профессии не приходится.

Читайте также: