Какая зарплата у пилотов пассажирских самолетов в казахстане

Опубликовано: 17.09.2024

Заработная плата казахстанских пилотов зависит от квалификации лётчика, стажа и налёта часов, при этом существуют доплаты, например, за знание авиационного английского языка в зависимости от уровня владения. В результате размер оплаты у каждого пилота разный, и нельзя сравнивать заработную плату молодого второго пилота и опытного командира-инструктора, говорится в ответе компании Air Astana на запрос Informburo.kz.

"Поэтому опубликованная в СМИ информация о заработной плате пилотов является некорректной, так как нет единой уравнённой заработной платы. Кроме того, казахстанские пилоты, как и все граждане Казахстана, получают оплату в тенге, которая ежегодно повышается вместе со стажем пилота, но не привязана к иностранной валюте. До прошлогодней девальвации тенге предельная зарплата казахстанского лётного состава практически не отличалась от зарплаты иностранного", – рассказали в пресс-службе Air Astana.

В Air Astana работают более 400 пилотов, из них 68 – иностранные граждане. В Казахстане наблюдается нехватка лётных кадров с достаточным уровнем квалификации, чтобы летать на самолётах западных производств, поэтому авиакомпания привлекает специалистов из других государств, говорится в ответе.

В пресс-службе отмечают, что нехватка квалифицированных лётчиков характерна и для стран дальнего зарубежья. Например, на авиационных рынках Юго-Восточной Азии, в том числе в Китае, на Ближнем Востоке и в Африке. В настоящий момент страны Ближнего Востока привлекают опытный персонал из более развитых авиационных рынков, таких государств как Австралия, Великобритания, стран Европы, Северной Америки и Азии.

Согласно исследованиям, мировой спрос на пилотов ежегодно составляет в среднем 14 000 человек.

"Иностранных пилотов мы привлекаем по международным ставкам и на условиях, на которых они готовы у нас работать на временной основе, без гарантий долгосрочного трудоустройства. Как любому приезжему специалисту мы обязаны предоставить им место проживания и перелёт. Согласно Налоговому кодексу, подоходный налог за иностранных пилотов оплачивается Air Astana в Казахстане", – объяснили в пресс-службе.

Чтобы восполнить дефицит пилотов и воспитать новое поколение казахстанских лётчиков, с 2009 года авиакомпания открыла программу первоначальной подготовки пилотов ab-initio. В её рамках Air Astana направляет молодых казахстанцев на обучение престижной лётной профессии в зарубежные учебные центры. За это время обучились и вышли на работу в компанию 165 человек. Стоимость обучения пилота составляет порядка 100 тысяч долларов США.

"Что касается качества подготовки лётных кадров Академией гражданской авиации, у нас не было возможности это оценить", – добавили в пресс-службе.

Командиры экипажей казахстанского национального авиаперевозчика зарабатывают около 10 000 долларов в месяц. Заработная плата вторых пилотов составляет 6 590 долларов. Диспетчеры "Казаэронавигации" получают меньше – около 2 тысяч долларов. Такую информацию озвучил портал mojazarplata.kz со ссылкой на председателя Комитета гражданской авиации МИР РК Бекена Сейдахметова.

Позже президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер прокомментировал информацию о зарплатах пилотов и подтвердил, что лётчики получают высокие зарплаты в соответствии с квалификацией. Он также отметил, что размер зарплат в Air Astana зависит не от гражданства сотрудников.

Экономический обозреватель в СМИ Денис Кривошеев высказал своё мнение по поводу высоких зарплат у пилотов авиакомпании Air Astana. Он считает, что казахстанские пилоты получают в два раза меньше, чем их иностранные коллеги.

4 июля пилоты Air Astana обратились к своему руководству с открытым письмом и заявили, что после обнародования данных о зарплатах опасаются за свою безопасность и безопасность своих семей, а также заявили, что не получают таких зарплат.

В этот же день глава КГА Бекен Сейдахметов заявил, что не называл журналистам размеры зарплат пилотов Air Astana.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

В авиакомпании «Эйр Астана» также рассказали, насколько часто повышается зарплата пилотам

Бытует мнение, что спрос на казахстанских пилотов на местном рынке невелик. Между тем, по словам старшего менеджера по рекрутингу и брендингу авиакомпании «Эйр Астана» Натальи Абдуллатыповой, такое мнение ошибочно. Она поясняет, что спрос на пилотов из Казахстана только растет. В интервью центру деловой информации Kapital.kz менеджер рассказала, как авиакомпания мотивирует своих сотрудников и получают ли они 13-ю зарплату.

- Наталья, каким требованиям должен соответствовать претендент на должность пилота в «Эйр Астане»? Какие есть требования к пилотам по летным часам?

- Согласно текущим планам развития в штат компании требуются командиры воздушных судов и вторые пилоты в большом количестве.

Для пилотов очень важны такие качества, как психологическая стойкость и умение быстро реагировать в экстремальных условиях, способность мгновенно переключаться от решения одной задачи на решение другой, им нужно иметь отличное здоровье.

Для того чтобы устроиться в «Эйр Астану», пилоты должны иметь летную лицензию, другие сопутствующие документы и определенное количество часов налета. Мы рассматриваем вторых пилотов с минимальным налетом от 200 часов. Все требования к пилотам размещены на сайте job.airastana.com, там же у кандидатов есть возможность оставить заявку на рассмотрение.

- Наблюдается ли в настоящее время дефицит пилотов на рынке Казахстана? Насколько эта проблема критична?

- Дефицит пилотов наблюдается не только в Казахстане, но и по всему миру – за пилотов на рынке идет усиленная борьба. Квалификация казахстанских пилотов достаточно высокая, большая часть из них устраивается на работу за пределами страны: в Катаре, ОАЭ, России, Беларуси, Вьетнаме, Саудовской Аравии.

Сейчас мы активно привлекаем действующих пилотов через реферальные программы – это инструмент поиска персонала, где действующие сотрудники рекомендуют своих знакомых в нашу компанию. Как только рекомендуемый кандидат успешно проходит отбор и подписывает трудовой договор с «Эйр Астаной», сотрудник, рекомендовавший успешного кандидата, получает вознаграждение.

Кстати, мы запустили большую рекламную кампанию по привлечению пилотов из Казахстана и стран СНГ.

В 2008 году наша компания дала старт программе подготовки пилотов с нуля «Ab-initio». Цель программы заключалась в восполнении нехватки квалифицированных летных кадров. Мы вдвое увеличили количество кадетов, отправляемых в лучшие летные школы Европы. Программу завершили 219 человек. В результате должность вторых пилотов заняли 140 специалистов, стали командирами 33.

Для привлечения большего количества талантливых кандидатов на программу подготовки пилотов частично были упрощены этапы прохождения конкурсного отбора. Например, сертификат IELTS 6.0. запрашивается только после того, как кандидат прошел конкурсный отбор. Также была автоматизирована анкета для кандидатов на позицию пилота, для них был сокращен список документов для подачи заявки на позицию пилота, был разработан материал с описанием процесса отбора – материал высылают каждому кандидату заранее. Перед последним этапом отбора проводится ознакомительная сессия на авиасимуляторе, которая помогает кандидату в пилоты адаптироваться и успешно пройти финальный отбор.

В настоящее время разрабатываем подготовительный курс для всех, кто хочет стать пилотом.

- Расскажите о составе вашего пилотного состава, какова доля пилотов-экспатов? С чем связан тренд по привлечению пилотов из-за рубежа?

- В связи с тем, что на казахстанском рынке наблюдается дефицит пилотов, наша авиакомпания привлекает пилотов из Испании, Италии, Великобритании, Латинской Америки и Юго-Восточной Европы. Кстати, за счет привлечения летного состава из-за рубежа казахстанские пилоты перенимают иностранный опыт. Сейчас доля иностранных пилотов в нашей авиакомпании составляет 24%. Иностранные пилоты работают в нашей авиакомпании на правах аутстафинга. То есть их работодателем является агентство по поиску и найму пилотов, которое предоставляет авиакомпании определенное количество пилотов определенной категории.

- Сколько в среднем зарабатывают пилоты «Эйр Астаны»?

- Их зарплата напрямую зависит от количества часов, проведенных в небе, от должности и стажа работы.

- Насколько часто вы повышаете зарплаты своим сотрудникам, от чего это зависит?

- Заработная плата казахстанских пилотов ежегодно повышается. В условиях девальвации и нестабильности курса тенге недавно компания приняла решение привязать оплату летного состава к курсу евро.

- Как в целом вы мотивируете своих сотрудников, например, пилотов, бортпроводников?

- В нашей компании сформирована сильная корпоративная культура, в основе которой лежат высокий профессионализм и качество выполняемых нашими сотрудниками своих обязанностей. Своих сотрудников мы мотивируем тем, что предоставляем им возможность постоянно обучаться, предлагаем им широкий социальный пакет: развозка, скидки на перелеты, предоставление займов на приобретение жилья, корпоративный пенсионный план (дополнительно 5-8% от заработной платы «Эйр Астана» откладывает на счета пилотов).

Также наши сотрудники получают бонусы от прибыли компании – до двух заработных плат, ежегодные годовые бонусы – 13-ю зарплату.

Уточню, например, на пилотов оформляется медицинская страховка (в Казахстане и за рубежом), полис страхования жизни (гражданско-правовой ответственности работодателя), полис добровольного страхования от несчастных случаев, а также полис по страхованию от потери лицензии пилота в случае, когда пилот списан по состоянию здоровья.

- Почему вы решили принять участие в «Премии HR-бренд Центральная Азия»?

- Мы практически каждый год номинируемся в этой премии, с момента ее старта в Казахстане. Для нас это некая традиция. Наша авиакомпания уже имеет несколько наград.

«Премии HR-бренд Центральная Азия» - это профессиональная площадка для обмена опытом, где можно ознакомиться с другими hr-проектами и поделиться своими идеями.

- Какие проекты в hr-сфере вы планируете внедрить?

- Как и многие компании, мы не стоим на месте. Для нас очень важно развитие, автоматизация и оптимизация процессов для получения нужного результата. А какие проекты мы планируем внедрить, можно будет узнать в рамках будущих премий.

2016 год стал очень успешным для мировой индустрии авиаперевозок, зафиксировав рекордно максимальную прибыль в размере $35,6 млрд. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, 2016 стал восьмым подряд прибыльным годом для отрасли.

Фото:Claudio Capucho / Zuma / TASS

В конце 2016 года United Airlines увеличила ставки заработной платы пилотов на два года вперед, что позволило компании сохранить статус лидера в отрасли по данному показателю. Средняя часовая ставка, которую компания предлагает своим пилотам, составляет $270 в час (или $27 тыс. в месяц). Максимальная ставка, которую предлагает компания (зависит от опыта и квалификации), — от $232 (в первый год работы) до 328 в час (от $23 тыс. до 33 тыс. в месяц).

Фото:Tim Sharp / Reuters

Далее следует компания American Airlines, которая повысила зарплату своим пилотам в среднем на 24% с 1 января 2017 года и будет индексировать ее до 2019 года. Средняя ставка, которую компания предлагает своим пилотам, составляет $249 в час (или $25 тыс. в месяц). Максимальная ставка, которую предлагает компания, составляет до $302 в час, или до $30 тыс. в месяц. Эта мера по увеличению зарплат пилотам обойдется компании в $230 млн в 2017 году и по $350 млн в последующие два года.

Фото:George Frey / Bloomberg

После ратификации нового трудового договора в 2016 году Delta Air Lines переместилась на третье место по уровню заработной платы пилотов со средней ставкой $247 в час (или $25 тыс. в месяц). В зависимости от опыта и квалификации пилота компания предлагает часовую ставку от $152 до $321 , что составляет от $15 тыс. до $32 тыс. в месяц.

Фото:Pan Yulong / Zuma / TASS

В последнее время китайские авиакомпании предлагают привлекательные условия для опытных пилотов со всего мира, и спрос на пилотов постоянно растет. Крупнейшая китайская компания China Southern предлагает пилотам зарплату от $26 тыс. до $29 тыс. в месяц. А получение разрешения на работу в настоящее время упростилось.

Фото:Zuma / Global Look Press

Еще одна китайская авиакомпания Chengdu Airlines предлагает пилотам зарплату около $300 тыс. в год, или $25 тыс. в месяц, уже после уплаты налогов, а также гарантирует бонус в размере $36 тыс. при выполнении трехлетнего контракта. Помимо конкурентоспособной заработной платы китайские компании также предлагают привлекательные условия: около 50 часов полета в месяц вместо стандартных 80-100 часов. Таким образом, часовая ставка для опытных пилотов, по расчетам РБК, составляет около $500 .

Фото:Boris Roessler / dpa / Global Look Press

Крупнейшая европейская авиакомпания Lufthansa в среднем предлагает своим пилотам зарплату в $240 в час (или $24 тыс. в месяц), в зависимости от квалификации и опыта эти значения колеблются от $117 до $360 , что составляет от $12 тыс. до $36 тыс. в месяц.

Фото:Marlene Awaad / Bloomberg

Другая европейская авиакомпания Air France сократила уровень заработной платы своих пилотов в 2016 году, сейчас средняя часовая ставка зарплаты пилотов составляет $220, или $22 тыс. в месяц.

Фото:Louis Nastro / Reuters

Часовая ставка пилотов в компании Hawaiian Airlines составляет от $170 до $207 , что составляет зарплату от $17 тыс. до $21 тыс. в месяц. В среднем часовая ставка в компании составляет $194 (или $19,5 тыс. в месяц).

Фото:Jason Redmond / Reuters

Авиакомпания Alaska Airlines, которая в 2016 году приобрела компанию Virgin America, предлагает пилотам часовую ставку от $181 до $213 , что составляет от $18 тыс. до $21 тыс. в месяц.

Фото:Марина Лысцева / ТАСС

Командир воздушного судна (КВС) в «Аэрофлоте» получает 470 тыс. руб. (около $8100) в месяц, второй пилот 320–350 тыс. руб. (около $6000) , а инструктор — более 500 тыс. руб . (около $8600). Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев признавал нехватку российских командиров. «Пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработная плата в полтора-два раза выше», — говорил он. Чтобы вернуть пилотов авиаперевозчик ввел ​единоразовые выплаты: КВС заплатят 650 тыс. руб. , второму пилоту — 350 тыс. руб . Но при условии, что они вернулись не раньше чем через три года после увольнения.

Источники: Международная ассоциация воздушного транспорта, Airline Pilot Central, CNN Money, Spiegel, расчеты РБК

В детстве я не знал, с чем хочу связать жизнь. Однажды друг рассказал, что его дядя летает на самолете, путешествует по миру, хорошо зарабатывает. И я решил, что это крутая идея. Профессия редкая и респектабельная, а я всегда старался быть лучшим.

Я учился в Омском вертолетном колледже. После окончания обучения устроился в авиакомпанию «Якутия» и прошел курсы переподготовки на самолет «Ан-24», «Ан-26».

Есть различные программы подготовки летного состава, в зависимости от опыта. Так как я пришел из колледжа, у меня была длинная программа. Нужно было летать с инструктором, тогда мы становимся полноценными пилотами. Далее нас закрепляют за одним командиром. Это называется «закрепленный экипаж», нужно отлетать определенное количество часов, в зависимости от опыта и программы подготовки.

Также на начальном этапе нужно выучить много дополнительных курсов. Например, спасательная подготовка, перевозка опасных грузов, человеческий фактор.

Я начал учить авиационный и технический английский. Чтобы работать на зарубежной технике, нужен четвертый уровень знания языка для чтения документации, информации по всем системам, аварийным процедурам.

Спустя несколько лет я устроился в авиакомпанию в Тюмени. Отработал около трех лет, ввелся в командиры. Прошлым летом устроился в другую авиакомпанию, переучился на самолет «А-319», сейчас живу в Москве.

Об авиации в России

Авиация стремится вперед, совершенствуется.

Когда менеджеры пришли в авиацию, начались большие оптимизации. Но в погоне за снижением стоимости полета можно проиграть в его качестве. В России есть разные авиакомпании, которые могут предоставить уровень качества для всех слоев населения.

Россия на мировой арене всегда была одной из первых в авиации

Уровень подготовки специалистов также растет. Молодые поколения сменяют старые с новыми устоями, взглядами, идеями. Совершенствуется уровень и программа подготовки.

Россия на мировой арене всегда была одной из первых в авиации. Русские пилоты ценятся. Иностранные инструкторы, летчики, которых я встречал, всегда отмечают наших пилотов.

В авиации нет инструкции, которая научит человека летать. Все нюансы, важные вещи передаются с опытом от старших пилотов.

Чтобы стать пилотом в России, нужно окончить школу, пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Если со здоровьем все в порядке, поступить в одно из учебных учреждений.

Об условиях работы

Условия работы соответствуют международным требованиям. Максимум 80 полетных часов в месяц. Также есть рабочая смена, которая может длиться 12 часов или больше.

У нас нет рабочей недели, все зависит от планирования. Рейсы могут быть в любое время, и после них нужно обязательно соблюдать послеполетный отдых, который составляет 12 часов.

Отпуск около 70 дней в году. Можно брать отпуск в любое время, минимум — две недели.

Зарплата зависит от авиакомпании, типа самолета, на котором работаешь, и других нюансов. Заработная плата у второго пилота может быть 200 000 — 250 000 рублей, у командира — 350 000 — 400 000 рублей. Летом зарплата больше из-за нагрузки.

Одно из самых главных качеств летчика — самоподготовка. Поэтому советую начинающим пилотам изучать документы, совершенствоваться в своем профессиональном мастерстве.

Также важна дисциплина. Нужно следить за состоянием самолета, экипажа, отслеживать много информации. Все должно быть своевременно.

О планах

Хочу стать инструктором и инструктором-экзаменатором.

Возможно, хотел бы поработать за границей, устроиться в Лос-Анджелес, повышать профессионализм и уровень компетентности.

Турция

Ахмет Аслан, 26 лет, город — Стамбул, пилот, @pilotaslan

О выборе профессии

Я с детства мечтал быть пилотом. Наш дом находился близко к аэропорту, и я каждый день наблюдал за приземляющимися самолетами. Играл в авиационные игры, такие как Microsoft Flight Simulator, поэтому решил стать пилотом.

Я изучал промышленную инженерию, затем начал обучение в лучшей турецкой авиационной академии в 2018 году и получил лицензию коммерческого пилота — CPL в июле 2019 года.

Я столкнулся со многими трудностями в начале. Например, мой инструктор по полету злился на каждую ошибку, из-за чего я испытывал стресс в начале обучения.

Об авиации в Турции

Авиация в Турции развивается быстрыми темпами. Новые аэропорты находятся на стадии строительства, авиаперевозчики создают новые внутренние и международные направления с растущими объемами пассажиров и грузов.

Обучение на пилота занимает от 18 до 24 месяцев и стоит около 70 000 $

Турция имеет один из крупнейших аэропортов в мире. А Turkish Airlines — одна из лучших авиакомпаний мира, которая выполняет рейсы в 125 стран. Это больше, чем у любой другой авиакомпании в мире.

В Турции около 10 000 пилотов тридцатилетнего возраста.

Обучение на пилота занимает от 18 до 24 месяцев и стоит около 70 000 $.

Об условиях работы

В среднем мы летаем 75 часов в месяц, но бывает больше или меньше. Также каждая авиакомпания создает собственный месячный график дежурств, который может включать несколько дней работы и несколько выходных.

Я второй пилот самолета. Помогаю капитану в подготовке к полету и эксплуатации самолета.

Средняя зарплата пилота авиакомпании в Турции составляет от 3500 до 8000 $ в месяц.

Я советую начинающим пилотам больше узнать об авиации, поскольку знания важны для любого пилота, а также искать причины авиакатастроф и заботиться о своем здоровье.

О планах

Планирую летать столько, сколько смогу.

Венгрия

Ramzi Hawa, город — Будапешт, летчик, @flyinghawa

О выборе профессии

Моя любовь к авиации началась с раннего возраста. Моя семья жила недалеко от главного международного аэропорта. Самолеты взлетали и приземлялись непрерывно, и с тех пор я был очарован этим.

К сожалению, у нас не было больших возможностей, поэтому я пошел в бизнес-школу и получил диплом по экономике. После университета устроился на работу.

Два года назад принял решение получить лицензию частного пилота. Обучение прошло хорошо, и в течение года я получил лицензию, благодаря которой могу свободно взлетать и летать, куда захочу. Я больше не смотрю на самолеты, а летаю на них.

Получить лицензию частного пилота нелегко. Вы должны быть высоко мотивированы. Есть много письменных экзаменов, которые нужно сдать, в Европе — девять. Это требует тренировок и прохождения строгих испытаний. Соло-полет — один из лучших опытов, которые у меня когда-либо были.

Об авиации в Венгрии

Авиация в Венгрии развита. Здесь есть хорошие школы, которые привлекают много иностранных студентов.

Авиация в Венгрии развита

Также Венгрия популярна из-за хорошей погоды, курсов и расходов на проживание по низким ценам, если сравнивать их с Западной Европой и США.

Об условиях работы

Полет для меня — это хобби, поэтому я стараюсь летать раз в неделю.

Пилотное сообщество здесь небольшое, но есть группа друзей-пилотов, с которыми я летаю. Мы часто встречаемся и летаем в другие небольшие аэропорты по всей стране.

Я люблю садиться в самолет и открывать для себя красивую сельскую местность. Следующая задача — полететь из Венгрии в Грецию.

Работа пилота в сознании обычного человека - это небо, полёты и романтика. Однако в реальности это опасный и тяжёлый труд. Который очень неплохо оплачивается.

Сегодня “Умный журнал” посмотрит на просторы бывшего СССР и постарается узнать - что же пришло на смену советской романтике и презрению к деньгам? Как чувствуют себя труженики неба в России, Казахстане, Украине и других странах? И где труд лётчиков оплачивается лучше всего?

Почему российские лётчики бегут в Китай

История российской авиации последних лет крутится вокруг оттока ведущих пилотов за границу. Именно с этим связывают недавние новости: ведущая авиакомпания РФ “ Аэрофлот ” подняла своему лётному составу зарплату на 38%. Для командиров воздушных судов (КВС) максимальная зарплата увеличилась с 470 000 рублей в месяц до 650 000 рублей в месяц , сообщал Anews. Также авиакомпания предлагает единоразовые выплаты в размере 650 000 для КВС и 350 000 для вторых пилотов тем, кто вернулся после увольнения - при условии, что отработал вне компании не менее трёх лет.

Впрочем, лётчики довольно скептически относятся к подобной мере. Обозначенный размер зарплаты включает в себя все надбавки и премии в течение года и может быть достигнут только при достижении предельного показателя лётных часов - 90 в месяц. Реальная же зарплата, как правило, значительно меньше.

Но летчики бегут за границу не только из-за денег. В 2015 году развалилась крупнейшая частная российская авиакомпания - “Трансаэро”. Оставшись без работы дома, специалисты были вынуждены искать варианты за границей - тут-то и подвернулся быстро растущий китайский рынок авиаперевозок. Вскоре об этой возможности узнали другие: к августу 2017 года за границу уехали 700 из приблизительно 3 500 российских КВС, подсчитала “Русская служба BBC”.

Один из таких лётчиков, работающий в Китае Игорь Сулим, рассказывает:

“Сравнивать обеспечение полетов в Китае и России, думаю, нет смысла. По сравнению с нами они в космосе. Если честно, в последнее время я всё больше сомневаюсь, что мы сможем их догнать.

Разницу видно во всём: в состоянии самолетов, в отношении к персоналу, в вопросах безопасности, организации труда и отдыха летного состава… Если у нас такой лозунг, как “Наш приоритет — ваша безопасность” только декларируется, у них он имеет статус закона.

​ Простой пример: если у вас время отдыха на 10 минут меньше нормативного, то следующий полёт в обязательном порядке отменяется. Иначе компания может быть оштрафована на десятки, если не сотни тысяч долларов. В России всё обстоит иначе. В большинстве случаев тебя просят проявить лояльность, взять ответственность на себя, пойти на нарушение с целью обеспечения выполнения рейса. Кто-то соглашается, кто-то отказывается, но это встречается повсеместно”.

По слухам, российские власти пытались ограничить отток лётчиков административными методами. Например, они отказывались, ссылаясь на секретность, подтверждать лицензии, или пытались договориться с китайцами не рассматривать российские кандидатуры. Но, похоже, сейчас уже речь идёт только о повышении зарплат.

Кроме “Аэрофлота”, другие перевозчики не слишком стремятся раскрывать свои цифры. Тем не менее, известно, что авиакомпания “ Победа ” подняла предельную зарплату для своих КВС до 600 000 рублей в месяц, а для вторых пилотов - до 240 000 рублей . Один из пилотов частной авиакомпании незадолго до заявления “Аэрофлота” рассказывал, что за 80 часов налёта получал на руки порядка 200 000 рублей . Молодым выпускникам же приходится устраиваться на куда более скромные условия - пилотами самолётов малой авиации. Они выполняют мелкие грузовые и пассажирские перевозки, спасательные, сельскохозяйственные, пожарные и другие работы. Их зарплата редко превышает 60 000 рублей . Правда, из-за последних событий отрасль, возможно, ожидает средний рост доходов в районе тех же 38%.

Белоруссия, Украина и Казахстан. Монополии и разруха

Что касается других стран бывшего СССР, то здесь проблем ещё больше. Даже в традиционно благополучной Прибалтике за последнее десятилетие неоднократно банкротились ведущие авиакомпании: в 2009 году прекратила существование литовская FlyLal, а в 2015-м - эстонская Estonian Air.

Крупные авиакомпании в странах СНГ - это, как правило, монополисты, почти полностью контролирующие, как минимум, рынок регулярных пассажирских рейсов.

В Белоруссии такой компанией является “ Белавиа ”. В прошлом году командир авиационного отряда компании Олег Салтовский рассказывал, что КВС зарабатывают до 5 000 долларов в месяц (около 280 000 рублей ), вторые пилоты - вдвое меньше.

С информацией о зарплате в главном авиаперевозчике Казахстана Air Astana в 2016 году вышла почти детективная история. Сначала глава комитета гражданской авиации Казахстана Бекен Сейдахметов сказал, что КВС компании зарабатывают около 10 000 долларов в месяц ( 560 000 рублей ), а вторые пилоты - 6950 долларов или 388 000 рублей .

После этого пилоты Air Astanaнаписали открытое письмо, где говорили, что после разглашения размера зарплат опасаются за себя и свои семьи. Кроме того, они утверждали, что цифры “завышены, как минимум, в 3-4 раза” . Сейдахметов, в свою очередь, отметил, что никаких конкретных цифр не называл, а просто сказал, что зарплата хорошая.

По другой информации, средний доход пилота в Казахстане - около 990 000 тенге или 175 000 рублей в месяц .

Что касается Украины, то здесь также называются разные цифры. Где-то говорится о 67 000 гривен в месяц ( около 139 000 рублей ), где-то - о 3 500 - 5 000 долларов ( 196 000 - 280 000 рублей ). Главная авиакомпания страны “Международные Авиалинии Украины” зарплаты не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну.

Но зарплата - не главная проблема авиаиндустрии Украины. В стране в принципе крайне сложно устроиться по специальности.

Один из бывших студентов Национального авиационного университета в Киеве рассказывает:

“У нас в Украине, как правило, учатся за свой счёт — это, в общем, может обойтись от 30 до 40 тысяч долларов. Такого нет ни в России, ни в Казахстане. Нам никто не покрывает затраты. Я отучился тут, и что? Работы для меня нет!”

Многим, получившим профильное образование, приходится в итоге устраиваться в иностранные компании стюардессами и стюардами . Подобные наборы среди украинцев ежегодно проводит, например, авиакомпания из Катара Qatar Airways , обещая зарплату около 1 000 долларов или 56 000 рублей .

А что за границей? США, Германия и Китай

Если говорить о лидерах мирового рынка, то здесь нельзя не вернуться к китайцам. Индустрия Поднебесной растёт колоссальными темпами - в 2016 году местными авиалиниями воспользовалось порядка 488 миллионов человек. Бурное развитие и большая потребность в квалифицированных кадрах не могут не провоцировать роста заработной платы. Так, крупнейшая китайская компания China Southern предлагает пилотам от 26 000 до 29 000 долларов в месяц ( от 1 450 000 рублей до 1 610 000 рублей ).

Еще одна авиакомпания Поднебесной Chengdu Airlines предлагает 25 000 долларов в месяц , причём берёт на себя налоги. Кроме того, ведущим пилотам гарантируется бонус в размере 36 000 долларов ( около 2 миллионов рублей ) при выполнении трехлётнего контракта. При этом норма лётных часов в месяц составляет всего 50, а не стандартные 80-100.

Но лидерство в зарплатах пилотов всё-таки продолжают удерживать западные страны. Самым щедрым в мире работодателем является крупнейшая европейская авиакомпания - немецкая Lufthansa . Опытный и заслуженный КВС может зарабатывать в ней те же 36 000 долларов , что и в Китае, но не в качестве бонуса, а в месяц.

Следом идут ведущие фирмы из США. Авиакомпания United Airlines устанавливает максимальное вознаграждение в 33 000 долларов или 1 845 000 рублей в месяц . Совсем немного отстаёт перевозчик под брендом Delta Air Lines . Они платят 32 000 долларов в месяц .

А вот у ещё одного известнейшего участника рынка - французской фирмы Air France - дела идут не так хорошо. В 2016 году авиакомпании пришлось сократить расходы, и теперь она не может предложить своим пилотам больше “жалких” 26 000 долларов в месяц .

Читайте также: