Какая зарплата у учителей

Опубликовано: 17.09.2024

Средние зарплаты учителей в России нельзя назвать высокими. По обещанию правительства в 2021 году оклады педагогов будут увеличены на 6%. И следующие 3 года, будут подниматься ещё на 5-6% в год. К слову, в соседнем Казахстане, всем работникам бюджетной сферы поднимут зарплаты на целых 35%. Как говорится, ощутите разницу.

Планируемый уровень средних зарплат учителей в 2021 году в России

Специалисты Средняя зарплата
Учителя средней школы 44760 руб
Преподаватели ВУЗов 93000 руб
Воспитатели дошкольного образования 34700 руб

Доходы бюджетников являются регулируются и контролируются на уровне правительства Российской Федерации. Распоряжение о повышении уровня доходов до средних региональных цифр было подписано Владимиром Путиным в 2012 году. При этом заработная плата преподавателей высших учебных заведений, научных сотрудников и профессорского состава должна была вырасти до 200% от средней зарплаты по региону.

Более точная информация представлена в таблице ниже, с разделением по уровням учебных заведений.

зарплаты учителей России

Рейтинг самых высоких зарплат учителей

ТОП-5 регионов России с самой большой заработной платой представлены в таблице.

Ямало-Ненецкий АО 113826 руб
Ненецкий АО 101681 руб
Чукотский АО 92797 руб
Магаданская область 85795 руб
г. Москва 83679 руб

Рейтинг самых низких зарплат учителей

Тройка регионов с самым низкооплачиваемым трудом педагогов и воспитателей выглядит так.

Дагестан 22474 руб
Чеченская Республика 22564 руб
Мордовия 23306 руб

Мнение учителей об уровне оплаты труда

По данным исследования РАНХиГС, более 60% преподавателей недовольны уровнем оплаты труда в профессии. Около 50% имеют вторую работу или дополнительную занятость. Порядка 24% считают сферу педагогики совершенно бесперспективной для молодежи и не рекомендовали бы своим детям выбирать её для трудоустройства.

Около 30% воспитателей и педагогов дошкольного образования считают, что их зарплата снизилась по сравнению с 2014 годом. Кроме этого, они отмечают, что получают на 11-12% меньше школьных учителей.

Повышение зарплат в 2018 году по регионам

В таблице представлены данные Росстата о повышении зарплат педагогам по различным регионам страны, а также средние данные по Российской Федерации.

Субъект 2017 г Январь 2018 г. Рост на начало 2018 года Июнь 2018 г Рост за I полгода
г. Москва 75783 руб 80646 руб 106,42% 83679 руб 103,76%
Центральный федеральный округ 46228 руб 48285 руб 104,45% 53767 руб 111,35%
Северо-Западный федеральный округ 40274 руб 42033 руб 104,37% 46499 руб 110,63%
Южный федеральный округ 26799 руб 27039 руб 100,90% 33149 руб 122,60%
Северо-Кавказский федеральный округ 21248 руб 21595 руб 101,63% 24439 руб 113,17%
Приволжский федеральный округ 26716 руб 27812 руб 104,10% 31889 руб 114,66%
Уральский федеральный округ 40076 руб 40855 руб 101,94% 51695 руб 126,53%
Сибирский федеральный округ 30304 руб 31880 руб 105,20% 39050 руб 122,49%
Дальневосточный федеральный округ 47198 руб 49089 руб 104,01% 61759 руб 125,81%
В среднем по России 34921 руб 36265 руб 103,85% 42226 руб 116,44%

повышение зарплат учителей

Однако, если смотреть в разрезе конкретных областей, республик и автономных округов, можно отметить, что в нескольких регионах уровень оплаты труда учителей снизился. В частности это случилось в Мордовии и Пензенской области. В Новгородской и Белгородской областях, а также на Чукотке, повышения зарплат, по данным Росстата, не было.

Сравнение средних зарплат по регионам и городам

Субъект РФ Размер средней заработной платы по региону Размер средней заработной платы учителя
г. Москва 58760 руб 57780 руб
Ямало-Ненецкий округ 76500 руб 83175 руб
Чукотка 75400 руб 76715 руб
Немецкий округ 65370 руб 75150 руб
Ханты-Мансийский округ 56925 руб 73 190 руб
Магадан 58800 руб 73175 руб
Камчатка 52280 руб 69480 руб
Саха 49140 руб 62780 руб
Мурманск 42686 руб 57410 руб
Сахалин 53235 руб 56734 руб
Коми 39465 руб 54200 руб
Московская область 37600 руб 48235 руб
Хабаровск 34 835 руб 47830 руб
Тюмень 33715 руб 42655 руб
Красноярск 33515 руб 41725 руб
Приморский край 31694 руб 41694 руб
Санкт — Петербург 38935 руб 41725 руб
Архангельск 32585 руб 40605 руб
Хакасия 28100 руб 38630 руб
Амур 31500 руб 38320 руб
Екатеринбург 29050 руб 37050 руб
Карелия 28980 руб 36310 руб
Иркутск 30695 руб 34700 руб
Татарстан 27215 руб 33670 руб
Бурятия 27060 руб 33235 руб
Ленинградская область 31240 32 115 руб
Ярославль 24315 руб 31765 руб
Тыва 23365 руб 31515 руб
Краснодар 25440 руб 31435 руб
Вологда 26020 руб 31265 руб
Омск 25585 руб 31200 руб
Кемерово 26135 руб 31145 руб
Пермь 26230 руб 31070 руб
Томск 31415 руб 30500 руб
Рязань 23025 руб 28620 руб
Самара 24925 руб 28620 руб
Новосибирс 26120 руб 28545 руб
Ростов 22625 руб 28380 руб
Челябинск 27020 руб 28260 руб
Калининград 26010 руб 28110 руб
Липецк 22315 руб 27887 руб
Смоленск 21550 руб 27715 руб
Калуга 26950 руб 27600 руб
Ставрополь 21485 руб 26925 руб
Владимир 21875 руб 26795 руб
Чувашская республика 20275 руб 26390 руб
Алтай 22030 руб 26200 руб
Тула 24665 руб 26060 руб
Оренбург 22935 руб 25930 руб
Воронеж 22930 руб 25930 руб
Волгоград 22900 руб 25800 руб
Астрахань 22565 руб 25700 руб
Тверь 23825 руб 25690 руб
Ульяновск 20365 руб 25487 руб
Ингушетия 21170 руб 25080 руб
Новгород 24285 руб 24885 руб
Адыгея 20175 руб 24820 руб
Удмуртская республика 22770 руб 24434 руб
Псков 20343 руб 24430 руб
Башкортостан 23 580 руб 24260 руб
Орлово 20064 руб 24155 руб
Тамбов 19675 руб 23695 руб
Брянск 20240 руб 23445 руб
Белгород 22920 руб 23400 руб
Иваново 19750 руб 23040 руб
Калмыкия 19020 руб 22515 руб
Чеченская республика 21935 руб 22080 руб
Киров 20265 руб 22045 руб
Курган 20180 руб 22030 руб
Пенза 21445 руб 21770 руб
Саратов 21280 руб 21525 руб
Северная Осетия 19845 руб 21385 руб
Марий Эл 19555 20965 руб
Алтайский край 18725 руб 20140 руб
Мордовия 18700 19940 руб
Дагестан 18500 17449 руб

Как рассчитывается зарплата учителей в Москве и регионах

Учителя готовятся к новой системы оплаты труда. Зарплата педагога, как правило, состоит из нескольких частей:

  1. Базовая часть. Ведение уроков и дополнительных занятий, проверка тетрадей.
  2. Стимулирующая часть. Порядок её формирования определяется управляющим советом школы. В качестве критериев начисления могут быть установлены стаж, повышение квалификации, внедрение новых технологий в образовательный процесс, достижения и победы учеников на олимпиадах, успехи учеников на экзаменах.
  3. Компенсирующая часть. Сюда входят добавки за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разные формы поддержки сельских учителей, как, например, оплата им коммунальных услуг.
  4. Премии. Решение о выплате премий принимает руководство учебного заведения.

За руководство классом с 1 сентября 2020 года будет осуществляться дополнительные 5000 рублей. Это решение уже утверждено Министерством финансов, ФНС и Казначейством. И, главное, это никак не повлияет на другие выплаты. То есть, это реальное увеличение оплаты труда.

В настоящее время, многие надбавки начисляются и выплачиваются по решению руководства учебного заведения. Поэтому, у двух педагогов со схожей учебной нагрузкой, доход может существенно различаться.

Более 85% сотрудников образовательной сферы, в настоящее время, трудятся сверхурочно. При чём, по опросам, классное руководство и сверхурочная работа, часто оплачиваются в размере 40% от реальных часов. Также на общественных началах приходится заниматься организацией избирательных участков, организацией ЕГЭ ведением отчетности и иногда уборкой помещений.

Оклады преподавателей ВУЗов, ассистентов и профессорского состава

Стоит отметить, что многие преподаватели в регионах работают буквально за идею, совмещая преподавательскую деятельность с другой работой или бизнесом. Многие ВУЗы оформляют сотрудников всего лишь на 0,25 или 0,5 ставки. Поэтому на руки, многие сотрудники получают совсем маленькие суммы.

Ассистент без ученой степени 12000 руб
Преподаватель, доцент 17000 руб
Профессора 30000 руб
Кандидат наук в региональном ВУЗе 9000 руб
Преподаватель, доцент в региональном ВУЗе 10000 руб

Достойная заработная плата, по большому счету, есть только в вузах Москвы и отдельных университетах Санкт-Петербурга.

Как стать учителем?

Если вы в какой-то момент осознали, что хотели бы стать учителем, перед вами встают вопросы: какие требования предъявляются к будущим кадрам. Стандарт профессии зафиксирован в Приказе Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, основного общего образования) (воспитатель, учитель)”».

Стать учителем можно выполнив любой из этих вариантов подготовки:

  1. Высшее педагогическое образование.
  2. Среднее профессиональное образование «Образование и педагогические науки».
  3. Иметь диплом в вашей профессиональной области (математика, биология, физика и т д), и пройти профессиональную переподготовку в области педагогики (это быстрее, чем получать полноценное второе высшее образование).
  4. Магистратура в области педагогики (2-2,5 года обучения, можно заочно).

В Москве и многих других городах можно пройти интенсивную программу переподготовки объемом 280–520 часов (1,5–3,5 месяца). После ее прохождения получите квалификацию «учитель».

Наиболее оптимальный вариант, как стать учителем начальных классов в Москве – это очно-заочная программа РУДН длительностью 600 часов. Приведем больше примеров в таблице ниже:

ВУЗ Город Длительность обучения
Алтайский государственный педагогический университет Барнаул очно-заочные курсы 6–12 месяцев (от 280 до 1100 часов)
Амурский областной институт развития образования Благовещенск Очно-заочная программа 256–360 часов
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Санкт-Петербург Программа для будущих учителей английского языка. Необходимо иметь высшее непедагогическое образование и уровень английского языка B1.
Факультет педагогического образования Московского государственного университета им. Ломоносова Москва Очно-заочные курсы объемом 1404 часа и длительностью 1–2 года.
Институт непрерывного образования Московского государственного педагогического университета Москва Программа переподготовки 504 часа.

Лайфхак: Если поступить учиться на заочные курсы, то вы можете принести справку из учебного заведения, о том, что вы там обучаетесь, и в школах с дефицитом кадров по вашей специальности вас легко трудоустроят.

Зарплаты учителей за границей

Во многих развитых странах, учителя зарабатывают довольно большие деньги, относительно других профессий.

Страна Диапазон зарплат учителей
Люксембург 74400 – 146568 $
Швейцария 58017 – 112286 $
Германия 60507 – 96736 $
Нидерланды 42133 – 88646 $
Австрия 42702 – 86639 $
Южная Корея 32485 – 90255 $
США 40067 – 72498 $
Австралия 44287 – 65560 $
Дания 48989 – 60278 $
Ирландия 36553 – 71568 $

Страна Диапазон зарплат учителей
Словакия 15339 – 23242 $
Литва 20255 – 21721 $
Польша 16140 – 27549 $
Венгрия 14545 – 30705 $
Чехия 21854 – 28756 $
Греция 19825 – 38804 $
Турция 25955 – 32953 $
Колумбия 19624 – 41156 $
Коста-Рика 24239 – 38736 $
Чили 23747 – 45723 $

Также низкими являются доходы педагогов в Латвии (от 14494 $), Бразилии (от 14755 $), а также Эстонии (от 22178 $).

Престиж профессии за границей

Профессия учителя считается престижной в:

  • Китае,
  • Малайзии,
  • России,
  • Турции,
  • Индонезии,
  • Южной Корее.

Российским учителям будут платить зарплаты по общим правилам. Что уже известно о новой системе оплаты труда?

В сферу школьного образования периодически пытаются внести что-то новое – недавно учителей хотели аттестовывать по новым правилам и ввести новые должности, потом – ввести должности заместителей по воспитательной работе, но главное – наконец ввести единую по всей стране систему оплаты труда педагогов. Но именно с оплатой труда все идет слишком долго – хотя весной 2021 года уже стали известны первые подробности.

Сколько получают учителя сейчас?

В России на государство работают около 10 миллионов человек – из них примерно 2 миллиона учителей и воспитателей (плюс 345 тысяч преподавателей вузов и средних учебных заведений), более 2 миллионов медиков, полмиллиона работников культуры, а больше всего силовиков. Для каждой из категорий зарплаты рассчитываются по отдельным системам – например, силовиков обеспечивают по единым правилам на федеральном уровне, а зарплаты работникам медицины, образования и культуры рассчитываются на уровне регионов или вообще в каждом отдельном учреждении.

Как все знают, «Майские указы» от 2012 года требуют платить учителям минимум 100% от средней зарплаты по региону – и большинство регионов даже выполняют эти требования. Средняя зарплата учителя за январь-сентябрь 2020 года составила 42 531 рубль – конечно, если верить данным Росстата. Правда, даже по разным регионам зарплаты учителей различаются более чем в 4 раза:

blank

У этой статистики есть одна большая проблема – сами учителя с ней категорически не согласны. Фактически в большинстве регионов зарплаты учителей гораздо ниже.

Это не секрет – о низких зарплатах учителей говорил даже председатель Госдумы Вячеслав Володин – по его словам, педагоги в своих обращениях возмущаются тем, что статистика «рисует» им зарплаты по 40 тысяч – тогда как по факту они получают 28 тысяч рублей, а начинающие педагоги – 17 тысяч рублей.

Правда, и с этим цифрами могут поспорить учителя из некоторых регионов – они не видят и 28 тысяч рублей. А в самых «депрессивных» регионах даже официально средняя зарплата в 23 тысячи по факту включает в себя и высокие зарплаты руководителей – то есть действительно среднестатистический учитель получает чуть больше МРОТ.

При этом чиновники смело отчитываются о выполнении «Майских указов», ведь в расчет идет именно средняя зарплата, которая буквально чудесным образом оказывается практически ровно на уровне средней зарплаты по региону – даже в официальной статистике указано, что зарплаты учителей составляют 100,2%, 101,5%, 105% – то есть, лишь номинально чуть выше средней зарплаты.

Другая проблема – неравномерность зарплат педагогов. Зарплаты могут различаться не только по разным регионам, но и по разным городам одного субъекта РФ, и даже по разным школам одного города. Почему так происходит – разберем дальше.

Как рассчитывается зарплата учителей сейчас?

Проблему с зарплатами педагогов всерьез начали обсуждать только несколько лет назад – оказалось, что в стране до сих пор нет единой системы оплаты труда, и порядок начисления различается в каждом регионе и даже на уровне школ есть свои различия.

Сейчас зарплата учителя складывается из оклада (фиксированная сумма за каждую ставку), и всевозможных доплат. Если говорить более официально, в расчете зарплаты учителя учитываются 4 основных элемента:

  • базовая часть – по сути, тот же оклад, который выплачивается за ведение уроков, проверку тетрадей, ведение дополнительных занятий и кружков;
  • стимулирующие выплаты – их должны выплачивать учителям за различные достижения (как их учеников, так и самих учителей). Например, это могут быть доплаты за высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование современных технологий на уроках, длительный стаж и категорию;
  • компенсирующие выплаты – например, надбавки за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • премии – другие вознаграждения.

По факту оказывается, что оклад учителя на одну ставку может быть ниже МРОТ (а в ряде регионов вообще составляет 3-4 тысячи рублей), а остальная сумма «добирается» стимулирующими выплатами и премиями. Но у этих выплат есть одна особенность – их распределением занимается руководство школы.

Другими словами, если у педагога не очень хорошие отношения с руководством школы, ему могут снизить стимулирующие (а более лояльным сотрудникам – наоборот, повысить их).

Дополнительно учителя получают надбавки за классное руководство – с 2020 года введена федеральная выплата в размере 5000 рублей в месяц (на каждый класс, но не более 10 тысяч рублей в сумме), за работу в сверхурочное время, и некоторые другие. Еще педагогам должно оплачиваться участие в организации ЕГЭ, но по факту некоторые этих выплат не видят (они есть, но премия снижается на ту же сумму – у школы просто нет свободных денег).

Но больше всего на сумму зарплаты влияет ситуация с бюджетом в регионе и городе – если Москва (до федеральных доплат) платила учителям по 12 500 рублей за классное руководство (плюс по 500 рублей за каждого ученика сверх 25), а школы доплачивали еще по 15 тысяч, то в регионах таких денег просто нет – там педагоги получают меньше за все свои обязанности. Соответственно, чем меньше средств в бюджете региона, тем меньше распределяется фонд стимулирующих выплат, и тем меньше реально доходит до учителей.

А недавний мониторинг, проведенный Министерством просвещения, показал – половина учителей вообще не понимает, по каким принципам им начисляется зарплата. И эту проблему собираются решить уже скоро.

Что предлагают сделать

О том, как будут реформировать систему оплаты труда школьных учителей, мы писали еще с 2019 года. Еще с тех пор действует рекомендация поднять учителям сумму оклада – чтобы он составлял не менее 70% в структуре зарплаты. Так как оклад – это постоянная часть зарплаты, педагог не будет так сильно зависеть от решений руководства школ и сможет более уверенно планировать свое будущее.

Эти цифры – 70 на 30 – периодически повторяют и до сих пор, но уже обещая сделать это не рекомендацией, а обязательной для всех нормой.

Для этого в конце прошлого года Госдума приняла закон, дающий право правительству устанавливать единые требования к системе оплаты труда в целых отраслях. Другими словами, правительство (при желании) сможет устанавливать единые системы оплаты труда для всех занятых в сфере образования, медицины, культуры и т.д. Казалось бы, вот он – ответ на вопрос сделать достойными зарплаты всех учителей в стране. Но на практике все оказалось немного иначе.

Действительно, первыми на очереди на новую систему оплаты труда стали как раз учителя – разработать новую систему для них пообещали уже весной 2021 года. Саму систему пока не представили публике, но чиновник из Министерства просвещения недавно раскрыл ее основные параметры:

  • единые базовые ставки (то есть, оклад) для каждого региона. Будут ли они составлять МРОТ или 70% от средней зарплаты – неизвестно;
  • базовые ставки будут разными для разных категорий учителей – всего их 4. На сколько увеличит оклад первая или высшая категория – пока неизвестно;
  • единый перечень компенсационных и стимулирующих выплат, а регион сможет добавить к этому списку и что-то свое;
  • для тех, кто по старой системе получал больше, чем рассчитано по новой – сохранят старые зарплаты.

Другими словами, хоть правила и будут едиными по всей стране, базовые оклады по-прежнему устанавливает регион. Правда, если в «Майских указах» говорится, что зарплата учителя должна составлять 100% от средней по региону, а оклад – не менее 70% от зарплаты, следует предположить, что оклады все же будут устанавливаться примерно на таком уровне. С другой стороны, для начинающих учителей оклады явно будут ниже, а для более опытных и квалифицированных – выше. И как в этой ситуации будет соблюдаться требование 70:30, сказать пока сложно.

О том, что зарплаты будут приближены друг к другу именно в пределах региона, говорил и Сергей Кравцов – министр просвещения (и заодно пообещал сделать систему прозрачнее).

Следующий вопрос – то, как именно будут начисляться стимулирующие выплаты. Сейчас эти деньги распределяются по решению школьного совета, но если на федеральном уровне будет введен единый перечень таких выплат, они должны будут распределяться по более четким и понятным правилам.

В любом случае, следует подождать, пока Минпросвещения подготовит полноценный проект системы – по ней будет видно, смогут ли чиновники ответить на проблему низких зарплат учителей. По некоторым данным, новая система будет запущена не сразу и не во всех регионах – ее опробуют в пилотном режиме лишь на некоторых субъектах РФ.

Что еще хотят изменить

В последние несколько недель чиновники начали слишком часто говорить о зарплатах учителей. Например, на днях спикер Совета федерации Валентина Матвиенко на встрече с вице-премьером Татьяной Голиковой вдруг заявила, что учителя получают относительно нормальные зарплаты, лишь работая на износ – на полторы-две ставки. А на стандартную учительскую ставку, как выяснила Матвиенко, прожить невозможно. Это подтверждают и недавние данные профсоюза педагогов – там выяснили, что среднестатистический учитель работает на 1,7 ставки.

Буквально несколько дней назад депутат от «Единой России» Сергей Вострецов предложил бороться с этим явлением. Правда, бороться по-своему – просто запретив представителям социально значимых профессий (врачам, учителям, работникам культуры) работать по совместительству. А чтобы педагоги и врачи не потеряли в доходах – поднять долю оклада в зарплатах до 70-80%.

Можно понять, почему депутат придумал такое странное решение проблемы – если учитель работает на 2 ставки, то его зарплата как раз подходит к средней по региону, а директор школы (мэр города, губернатор региона) может отчитаться о выполнении «Майских указов». А если запретить совместительство, то чиновникам придется поднимать оклады на каждую ставку. Правда, что делать с жестким кадровым дефицитом после принятия подобного решения, депутат не объяснил.

Некоторое время назад обсуждалась другая, более логичная идея – как-то отрегулировать размер оклада на каждую ставку. Правда, в правительстве до сих пор решают, приравнивать оклад за 18 учебных часов в неделю к МРОТ или к прожиточному минимуму (хотя профсоюзы просили установить за ставку 2 МРОТ – что как раз приблизило бы зарплаты учителей к средним по регионам).

Еще одна идея – ввести повышенный оклад для молодых учителей и приравнять его к 1,5-2 размерам федерального МРОТ. Такой «стартовый» оклад предложила ввести депутат от ЛДПР Елена Строкова – как она считает, это повысит престиж профессии. Правда, почему его нужно вводить только для молодых педагогов и как сумма от 19,2 до 25,5 тысяч рублей в месяц повысит престижность профессии педагога, она не пояснила.

Окончательно параметры новой системы будут видны, когда правительство закончит работу над ней – пока никаких подробностей не раскрывается. Возможно, презентацию новых окладов решили отложить поближе к парламентским выборам – в любом случае, все станет ясно уже в 2021 году.


Общие требования к зарплате педагогов такие: не ниже уровня средней по экономике региона. А дальше уже все зависит от экономического благополучия субъекта — кто может, доплачивает бюджетникам больше. Учитываются и региональные коэффициенты, в том числе, "северные".

Поэтому, если считать в рублях, то одни из самых низких зарплат у учителей на Алтае и Северном Кавказе. Средняя зарплата педагога там колеблется на уровне 20 тысяч рублей. Больше всего получают учителя на Дальнем Востоке и в автономных округах — там средняя зарплата доходит до 90 тысяч рублей.

Точный размер зарплаты рассчитывается уже в самой школе. Итоговая сумма складывается из 4 частей:

    Базовая часть. Это ведение уроков, проверка тетрадей, дополнительные занятия и кружки.

В итоге получается, что некоторые работы учителям не оплачиваются. Или, в лучшем случае, педагоги получают за неё только треть положенного:

- Мы опросили 5 тысяч учителей по всей стране и обнаружили, что это обычная ситуация — когда классное руководство и сверхурочные оплачивается максимум на 40 процентов, - приводит пример Франц Шереги, руководитель Центра социального прогнозирования при Минобрнауки. - Кроме того, учителям приходится делать и то, чего у них в контракте нет: заниматься уборкой класса, готовить документацию, помогать с организацией участков для выборов. И все это на общественных началах.

Другой пример — это помощь с организацией ЕГЭ. Учителя тратят на это уйму времени — сидят как общественные наблюдатели в аудиториях, настраивают компьютеры, готовят классы к экзамену. А оплачивается это далеко не всегда.

- Учитель работает на экзамене в дополнение, а не вместо своей обычной работы, - объясняет Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза "Учитель". - То есть его зарплата должна сохраняться и вдобавок к этому начисляться надбавка за госэкзамен. Но часто директорам говорят оплачивать эту работу из общего фонда, и им приходится сокращать премии другим сотрудникам. А те и так лишаются рабочего места на то время, когда в их школе проводится ЕГЭ — в эти дни присутствие посторонних запрещено.

Будет ли повышение зарплаты учителей в 2021 году?

Конкретных распоряжений насчет зарплат учителей в 2021 году не поступало. Несмотря на то, что в "майских указах" президента предполагалось увеличение расходов на образование на треть, основная часть этих денег уйдет на строительство школ и общежитий вузов, а также цифровизацию учебников и пособий.

Однако номинальная зарплата все же вырастет — как минимум за счет индексации с учетом инфляции. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы, — например, старший учитель или ведущий учитель. За эти должности тоже предполагается надбавка.

По подсчетам Росстата, средняя зарплата учителей в России за январь-март 2019 года по стране составляет 39 453 руб. По отдельным регионам:

Светлана Иванова, учитель начальных классов, Астраханская область:

- В нашей школе базовая часть заработной платы учителя состоит из оплачиваемых часов (ставки), платы за проверку тетрадей, за категорию и за заведование кабинетом. Ставка в целом составляет 18 часов, учителю оплачивается каждый час. Если у учителя ставка включает в себя менее 18 часов, с ним подписывается соглашение о том, что зарплата сокращается.

Каждый учитель, заведующий кабинетом, ответственен за его вид, небольшой косметический ремонт, учебные материалы, которые в нем хранятся. Более сложный ремонт согласуется с директором школы.

Стимулирующие выплаты назначаются учителям за успешную рабочую деятельность, за работу с документаций, в том числе за ведение электронного журнала. Мы полностью отказались от бумажных журналов и уже второй год выставляем оценки в специальной информационной системе. Это тоже отмечается руководством. Если учитель снижает свою активность, начинает хуже выполнять свои трудовые обязанности, стимулирующие выплаты уменьшаются. Таким образом руководство школы дает понять учителю, что работе стоит уделить больше внимания.

Премии выплачиваются в конце каждого года с учетом "экономии школы". Это значит, что если у образовательного учреждения остаются неизрасходованные на выплату зарплат средства, они распределяются между учителями в виде бонусов.

Дополнительно оплачивается труд учителя, если его должностные обязанности расширяются. Это фиксируется в дополнительном соглашении к трудовому договору, если, например, учителю доверяют часть полномочий завуча. Административные полномочия могут быть распределены между несколькими учителями.

Переработки вроде тех, когда мы работаем с нерадивыми учениками после уроков, не оплачиваются. Такой труд входит в обязанности преподавателя, даже если его приходится осуществлять в неучебное время.


Какие зарплаты получают учителя в России в новом учебном году 2020-2021, хватает ли им этих денег, выяснял “Весь Искитим” сегодня, 12 ноября.

Как посчитать зарплату школьному учителю

Для начала нужно понять, из чего складывается зарплата педагога:

1)Базовый оклад – он состоит из минимум 18 часов ведения уроков в неделю, чем больше у педагога часов, тем больше у него зарплата.

2)Отдельно платят за проверку тетрадей и дополнительные занятия.

3)Почти каждый месяц учитель может получить стимулирующую надбавку, она платится за олимпиадников и за внедрение новых технологий.

4)Надбавка в 5000 рублей платится за классное руководство.

5)Отдельно считает работа с детьми-инвалидами и различными группами здоровья.

6)У сельского учителя рабочий час стоит больше, чем у его коллеги из города.

7)Также заработная плата зависит от стажа и квалификации.

8)Ещё часто фонд школ помогает молодому специалисту.

Месячный доход учителей даже в одной школе значительно отличается. Молодой педагог может получать от 18 000 рублей, а учитель, проработавший 20 лет в школе, имея высшую категорию и нагрузку в 36 часов, зарабатывает 27 тысяч рублей в месяц. А ещё школьным работникам доплачивают за сложность предмета.

На 2020 год зарплата педагогов предметников по стране примерно такая:

Учитель английского языка – 29 000 р

Учитель физики – 24 000 р

Учитель информатики – 22 675 р

Учитель истории – 21 692 р

Учитель русского языка и литературы – 20 998 р

Учитель физкультуры – 24 730 р

Учитель биологии – 20 648

Учитель химии – 20 998 р

Учитель математики – 23 669 р

Отметим, что учителя в частных школах зарабатывают больше, там руководство учебного заведения само решает сколько педагог должен получать в месяц.

Государство устраивает заплата учителей?

Напомним, в октябре 2020 года председатель Государственной думы Вячеслав Володин напрямую заявил:

-Механизм подсчёта усреднённой зарплаты учителей, мягко говоря, не совсем корректный. По бумагам из Росстата педагоги получают 40 тысяч рублей, а в реальности — значительно меньше.

После его слов было принято решение пересчитать зарплату учителям. Уже с 2021 года платить учителям будут по-новому. На сколько увеличат зарплату, пока неизвестно.

Но буквально вчера, 11 ноября, председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление, исходя из которого за классное руководство педагоги абсолютно всех российских школ будут получать 5 000 рублей. Все ранее установленные надбавки также сохранятся за учителями. Раньше за классное руководство выплачивали 1 000 рублей в месяц.

Хватает ли учителям заработных денег?

Школьный учитель:

-Нет. Ставка учителя с высшей категорией 10 200 рублей. Ставка уборщицы в школе выше. Какие ценности мы можем привить детям?

Анонимный пользователь:

– Я начинающий педагог, проработала один год в школе, и у меня зарплата не 18 000, а 7 000 рублей с вычетом налога.

– Педагогический стаж составляет более 20 лет, работала в школе 7 лет, затем в системе СПО, сейчас преподаю в федеральном вузе. Имею степень кандидата наук, являюсь доцентом, имею множество научных и методических публикаций (как отечественных, так и зарубежных). Еженедельная нагрузка составляет 24 аудиторных часа… Ставка доцента 21 500 “грязными”… то есть на руки получаю 18 800 за ставку… Зарплата иногда бывает выше (“аж” 26-28 тысяч на руки), но в этом случае необходимо работать по 12 часов (имею ввиду дополнительные курсы, хозрасчетную деятельность вуза). На занятия к 8.30 или к 10.00 и до 19.30 (20.00) вечера. Домой к 21.00 или позднее, час-другой “отдохнуть” выполняя работу по дому, до 2 ночи готовиться к урокам или писать статью (к отчету по НИР пригодится…). Кстати, опубликовать статью ВАК стоит от 4 000 до 6 000, WoS – 15 000 и выше… Курсы повышения квалификации, опять же, надо проходить… ВСЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ЗА СВОЙ СЧЕТ И СОБСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ!

-Учитель с 32-летним стажем и высшей категорией. Веду по 29 часов в неделю, классное руководство, обязательно подготовка детей к конкурсам, олимпиадам, экзаменам. 28 000 рублей вместе со стимулирующими.

-Я учитель русского языка и литературы из Орловской области, стаж работы – 25 лет, первая квалификационная категория. Получаю 20 000 рублей при нагрузке 30 часов в неделю. Причем, за 12 часов из 30 мне доплачивают 25%, так как это дети с ОВЗ. Сюда же входит и выплата за классное руководство.

– То же самое. Только у нас коррекционная школа и нет никаких надбавок. Сняли, чтоб не жили слишком хорошо. 38 лет стажа. Русский язык. Высшая категория. За проверку тетрадей (3 класса) получаю в месяц 666,11 копеек. Года два тому назад вообще целый год за проверку не платили. Стаж никакой роли не играет. Всех давно уравняли. “Денег нет, но мы держимся.”

– Дети называют учителей НИЩЕБРОДАМИ-это нормально? О каком воспитании может идти речь. Зарплата должна быть не меньше 40 000 рублей за ставку. Но этого никогда не будет, особенно в нищих регионах. Но вы держитесь!

Официально средняя зарплата школьного учителя в России составляет 42 тысячи рублей.

По информации Росстата, учитель в Москве получает почти 97 тысяч рублей в месяц, в Тюмени — чуть меньше 50 тысяч, в Екатеринбурге — около 40 тысяч. Мы решили посмотреть, сколько денег предлагают педагогам в вакансиях, которые школы отправляют в центры занятости.

В одной из прошлых статей мы уже проводили подобный эксперимент: сравнивали официальные и реальные зарплаты медиков. Оказалось, что на деле врачам и медсестрам платят вдвое меньше, чем пишет Росстат.

Что и как мы считали

По «майскому указу» президента с 2012 года зарплата учителя в школе должна равняться средней по региону. Забегая вперед, скажем, что, если верить Росстату, это требование выполняют только шесть субъектов: Москва, Севастополь, Белгородская, Ленинградская, Сахалинская области, а также Алтайский край.

Официальные зарплаты школьных учителей и средние зарплаты по регионам мы взяли на сайте Росстата. Так как статистики предоставляют данные о педагогах по итогам первого квартала, среднюю зарплату по регионам мы тоже посчитали сразу за три месяца.

Зарплаты учителей в регионах, РосстатXLSX, 22 КБ

Средние зарплаты по регионам, РосстатXLSX, 107 КБ

Реальные суммы мы смотрели в вакансиях на сайте «Работа в России». Здесь публикуют вакансии все центры занятости страны, куда бюджетные учреждения должны сообщать о свободных ставках. Условный директор школы вряд ли станет вводить в заблуждение центр занятости: первый же человек, который придет по направлению устраиваться на работу, раскроет обман.

Мы скачали базу вакансий «Работы в России», выбрали оттуда всех учителей бюджетных школ, гимназий и лицеев. В расчет не брали социальных педагогов, а также тех, кто ведет различные факультативы, логопедов и дефектологов. В итоге получилось 13,5 тысячи вакансий. Почти во всех предлагают зарплату ниже официальных 42 тысяч: только в 400 объявлениях указана сумма выше.

Кроме этого мы ориентировались еще на один источник данных: в феврале попросили читателей, которые работают в бюджетных организациях, рассказать о своей зарплате. Почти двести человек из принявших участие в опросе работают учителями. В статье мы приведем и эти данные.

Хватает ли в России учителей

По данным Высшей школы экономики, в 2018—2019 учебном году в российских государственных школах насчитывалось 1,067 млн педагогов. Почти треть — это учителя начальных классов, их 312 тысяч человек. На втором месте — учителя русского и литературы: 125 тысяч. На третьем — математики: 98 тысяч.

Статистический сборник «Индикаторы образования», ВШЭPDF, 4,5 МБ

В среднем на одного учителя в России приходится 17 школьников. Это столько же , сколько в Японии, Великобритании и Канаде. Но, например, в Италии на педагога приходится 11 школьников, в Швеции — 13, а в США — 15.

Дефицит педагогов в России есть, но он небольшой: школы укомплектованы на 97,2%. То есть в стране не хватает около 30 тысяч учителей. Каждая пятая вакансия — учитель начальных классов, стране нужно 6,3 тысячи таких педагогов. Кроме того, свободно 3,7 тысячи ставок преподавателей иностранного, 3,3 тысячи — русского и литературы, 2,8 тысячи — математики.

Но есть другая проблема: четверть учителей в России старше 55 лет, из них каждый пятый старше 65. Учитывая, что школьные преподаватели имеют право выйти на пенсию после 25 лет работы, в ближайшие годы эта сфера может столкнуться с дефицитом кадров.

А еще, по статистике, школьный учитель в России — это чисто женская профессия: по данным ВШЭ, педагогов-мужчин в стране всего 6,5 тысячи человек — меньше одного процента. Хотя в это верится с трудом: в России около 42 тысяч школ. Если в каждой работает хотя бы один учитель-мужчина — физрук или трудовик, то число таких педагогов должно быть примерно в шесть раз выше.

Сколько платят учителям

Если ориентироваться на ответы читателей Т⁠—⁠Ж , учителя в России получают в полтора раза меньше, чем насчитал Росстат. А если смотреть на вакансии — в два раза.

Сильнее всего реальные и официальные зарплаты различаются в Московской области: в вакансиях предлагают 31,7 тысячи рублей — 42,4% от 55 тысяч, о которых говорит Росстат. На втором месте по этому показателю — Липецкая область: здесь предлагают 14,1 тысячи, что составляет 45,2% от средней зарплаты по данным статистиков — 31,3 тысячи. На третьем — Оренбургская область: обещают платить в среднем 17,3 тысячи рублей, то есть 46,1% от заявленных Росстатом 32 тысяч.

Ближе всех к росстатовским зарплатам подобрались школы в Ингушетии: средняя в вакансиях — 20 тысяч рублей. Это 87,4% от официальных 22,9 тысячи.

Но даже если поверить Росстату, то почти везде власти не выполнили указ, который призывал платить учителям среднюю зарплату по региону. Получилось только у шести территорий.

Регионы, в которых официальная зарплата учителей соответствует средней

Регион Средняя зарплата по региону Официальная зарплата учителя Зарплата в вакансиях
Москва 95 492 Р 96 957 Р 79 500 Р
Сахалинская область 89 415 Р 89 780 Р 42 787 Р
Ленинградская область 46 598 Р 47 641 Р 23 724 Р
Белгородская область 35 425 Р 37 666 Р 19 601 Р
Севастополь 34 178 Р 38 980 Р 22 831 Р
Алтайский край 27 602 Р 28 006 Р 19 324 Р

Что сами учителя думают о своей работе

Я проработала в одной из школ Саратова 39 лет — продолжала и после того, как вышла на пенсию: учить детей мне нравится, тем более что математика им нужна для ЕГЭ. Но этот учебный год стал для меня последним. Минусы системы школьного образования перевешивают радость от работы.

Небольшая зарплата. В государственных и муниципальных школах платят меньше, чем в частных. До прошлого года я работала в лицее-интернате РЖД. Зарплату мне платила компания, хоть и государственная, — 25 тысяч в месяц. Потом РЖД решила, что лицей в нашем городе ей не нужен, и в 2019 году его передали в собственность города. В итоге в прошедшем учебном году в школе я получала примерно 17 тысяч рублей.

У меня было три класса: два выпускных и один шестой. Я проводила по 23 урока в неделю. Учеников в классах много, в одном было аж 35 человек. 17 тысяч — это с учетом доплат за ведение школьного кружка, звание почетного работника общего образования, проверку тетрадей. Также выдавали 100 Р в месяц на литературу: на эти деньги учителя должны покупать методические материалы и учебники.

Непрозрачные стимулирующие выплаты. Чтобы получить стимулирующие выплаты к окладу, нужно собрать портфолио и сдать его в администрацию города. Там определят точный размер выплат. Распределяют их так: на школу приходит, допустим, 100 тысяч рублей, а их потом делят между всеми учителями. Кто-то получит 3 тысячи, кто-то — 5 тысяч, а кто-то — 8 тысяч. На практике больше достается тем, кто сумеет собрать лучшее портфолио, а не много работает с детьми. Из-за того, что школу передавали из рук в руки, я не успела в этом году вовремя подать документы — и осталась без стимулирующих выплат.

Большая нагрузка. После уроков, собраний, заполнения журналов и другой школьной работы я приходила домой и проверяла тетради. На это уходило еще больше времени, чем на сами уроки. За проверку доплачивали всего 1300 Р в месяц. Работала шесть дней в неделю, всего один выходной. На подработку репетитором времени и сил почти не оставалось.

Бюрократия. В школе очень много проверок, отчетов и бумажной волокиты, за которые отдельно никто не доплачивает. Большая часть такой работы не нужна никому, кроме проверяющих, хотя и им вряд ли интересно все это читать. На ненужные бумаги уходит куча времени, которое лучше было бы потратить на детей. Общение с администрацией — постоянный стресс.

Неадекватные родители. Очень многие родители считают, что к их детям не могут найти подход, что с ними как-то не так разговаривают на уроках или просто не могут научить нужному. К учителю предъявляют много претензий, от этого устаешь. С самими школьниками гораздо проще договориться и найти общий язык, чем с их родителями.

Самое лучшее в работе учителем — это работа с детьми. Я с удовольствием ходила на уроки и учила детей математике. К сожалению, за это мало платят, а общение с администрацией и гневными родителями расстраивает. Без ежедневных уроков я смогу не вставать рано утром в субботу, не составлять постоянные отчеты и не так много потеряю в деньгах. Зато получу возможность больше заниматься репетиторством и готовить детей к ЕГЭ в частном порядке.


Закончила педколледж по специальности учитель английского с красным дипломом без четверок. На 5 курсе перед госами у нас проводили ярмарку вакансий, на которую приезжали представители городских школ отбирать себе кадры. Мы готовили для них портфолио с дипломами и грамотами, характеристиками и прочим (такое резюме страниц на 15, не считая самих грамот, которых у меня было 80+), проводили открытые уроки, презентовали свои методические разработки по теме диплома. У меня в группе было 4 краснодипломницы, никому не предложили работу, а получила предложение наша одногруппница-троечница по одной единственной причине: у нее была прописка в районе, где находилась так школа. Трое из нас, краснодипломников, были иногородними и нам было неважно, где снимать жилье, но это не приняли во внимание. Та троечница в итоге сдала гос по английскому на тройку с натяжкой, но её все равно взяли в школу и она получила подъемные, но через год-два её уволили из школы за тотальную профнепригодность (английский нулевой, плюс ещё проблемы с алкоголем и психикой - приходила с похмелья, срывалась на детей).
Из всей нашей группы из 23 чел. (2011 год выпуска) в школе сейчас работает около 5. Из тех краснодипломниц - только двое. Я пошла после колледжа в универ на другую специальность, мою подругу в школу не взяли. Она была лучшей студенткой группы, так же закончила колледж со средним баллом 5,0, у нее был самый высокий уровень английского, и действительно призвание работать с детьми и педагогический талант - она, ещё будучи студенткой, уже успешно работала с детьми с задержкой в развитии (преподавая английский тем, кто в 13 лет еле-еле читал по-русски!). Она подавала заявки в разные школы, но ей сказали, что со средним специальным учителя не нужны, а идти ещё на три года учиться в институт ей не позволяла финансовая ситуация в семье: на инязе заочки нет, нужно было либо идти на очное, либо на очно-заочное в другом городе, и на то, и на другое нужны дополнительные финансовые вливания, которые не обеспечить на зарплату начинающей учительницы в провинциальном городе, которой ещё приходится снимать квартиру. В итоге, подруга пошла работать в салон красоты, где научилась "делать ноготочки" и зарабатывала в 3 раза больше, чем могла бы в школе, потом работала администратором, и в итоге уехала в Китай вслед за мужем. Для школ, точнее, детей того города, где мы учились, я считаю, это большая потеря, я видела, как круто она работала с детьми (мы вместе проходили педпрактику) - она была бы замечательнейшим Учителем с большой буквы.
Сейчас она живёт в Китае, наша с ней связь оборвалась, но знаю, она преподает там английский, что там очень хорошо оплачивается (у меня есть ещё несколько знакомых, которые уехали туда преподавать английский, например, одна получает 120 000₽ в месяц за неполную занятость, преподавая английский в детском саду (4-6 часов в день)).
Я сама в последнее время, после того как попала под сокращение из-за кризиса и осталась без работы, подумывала пойти работать в школу, но зарплаты там удручают. Моя вторая подруга по колледжу (тоже с красным) работает в школе уже 9 лет, зарплата 20-22 тыс., причем, часть остаётся в школе: она покупает сама за свой счёт наглядные и учебные пособия, оформляет стенды, закупает канцелярию и бумагу для принтера (а учителя английского много и часто используют раздаточный материал), даже сама делает мелкий ремонт в кабинете, что-то красит, чинит мебель. Плюс у нее классное руководство, а это тоже затраты: какие-то призы на конкурсы, мотивашки, поездки. Ну, и сверхурочного времени школа забирает очень много: в положенную ставку всю требующуюся работу не вместить. С такой зарплатой только искать себе мужа-миллионера (или программиста).
Я в свое время тоже не попала в школу из-за требования получить высшее образование: емнип, в 2008, когда я уже училась на 3 курсе, вышел указ, что учителя иняза должны быть с высшим образованием, в 2011, когда я выпустилась, университеты перевели на Болонскую систему. У меня был выбор, либо идти на бакалавриат по той же специальности и заново проходить почти ту же программу, что была у меня в колледже 5 лет, либо менять специальность. Был ещё вариант попасть на трёхлетнюю программу бакалавриата для выпускников колледжа, но там меня не устраивал тот вуз, которую её представлял. И потом все равно скорее всего пришлось бы идти ещё в магистратуру. В итоге, я прошла на бюджет на международные отношения и попрощалась с педагогикой, о чем, пожалуй, сейчас жалею, так как душа лежит больше к преподаванию. Но судьбу родителей, которые работали в школе (папа)/детсаду (мама) и жили и живут в бедности, повторять не хочу.

Моя мама работает учителем начальных классов. Стаж 28+ лет (точно не помню, но начинала еще до моего рождения). Москва.

Я вырос среди учителей, во время учебы в универе - работал в школе, техником.
Зарплата у учителя и правда может большой, при условии - что он возьмет на себя миллион часов и доп. нагрузки. И еще не к каждому "предметнику" это относится

З\П учителя начальных классов с большим стажем, классным руководством (27 детей у неё сейчас, если не ошибаюсь), продленкой (3 дня в неделю) и с прочими надбавками (проектов, работы по определенной программе и прочее) - 100к+

В эту сумму также входит: 24\7 звонки и письма от родителей, чаще всего после 21:00, разборки между родителями, если их дети не поладили, куча бумаг, работа на ЕГЭ и ОГЭ, проверка домашки, проведение тестов которые в принудительно-добровольном порядке присылает администрация (от Москвы в целом - к школе).

Но вот осталось выпустить еще один класс - и она на пенсии. И будет свобода от этой системы, где миллион начальников, проверяющих, которые все что проверяют - это наличие бумажки, а не то про что бумажка пишется.

Ну и плюс она председатель УИК, как и много других учителей, которым эти выборы на*** не нужны, но если захотят уйти "один звонок и всё". И это не так просто, найти работу учителем в 60+ на 4 года.
Увы.. :(

Читайте также: