Какая зарплата у звукооператора

Опубликовано: 03.10.2024

На смену немым фильмам пришли звуковые. И в сферу кинематографа перенеслась потребность людей в совмещении визуального ряда со звуковым, присущая еще античному театру. Совершенствующиеся для этого технологии требовали все более умелых специалистов. Появилась такая профессия, как звукооператор, а также звукорежиссер, звукооформитель.


Чем отличается звукорежиссер от звукооператора

Не стоит путать эти специальности, ведь они выполняют разные задачи. Но иногда всё приходится совмещать одному человеку.

Обязанности звукооператора

В киностудии такому специалисту придется постоянно отслеживать состояние звука и шумов, словом, осуществлять технический контроль записи. В театре на него возложат ответственность за подготовку звукового сопровождения и его дальнейшего включения в спектакль. В студии звукозаписи, как правило, производится аранжировка, запись треков, работа с фонограммами.

В идеале звукооператор имеет музыкальное образование, с легкостью управляет микрофонами, микшерным пультом и прочим оборудованием, знает, как извлечь качественный звук, опираясь на существующую в помещении акустику. Он готов к неравномерному графику, ночным сменам, поздним концертам и передачам. Иногда ему придется жертвовать свободным временем и выходными, чтобы довести работу до совершенства.

Звукооператор и его зарплата

На большую зарплату может рассчитывать работник театра, но требования будут совершенно другими. Здесь нужно быть готовым к постоянным репетициям, безустанной творческой работе с самим спектаклем, действие которого длится несколько часов.

Где можно работать

Специалист по звуку востребован на таких местах, как:

  • клубы, рестораны;
  • свадьбы, праздничные мероприятия;
  • концертные залы;
  • радио, телевидение;
  • театр, дом культуры;
  • стадион;
  • звукозаписывающая студия.

Где конкретно работать, зависит только от самого звукооператора, от его опытности и предпочтений. Свои недостатки и преимущества есть в каждой сфере.

Установленные должностные обязанности звукооператора, который работает в Доме культуры

Должностные обязанности для звукооператора Дома культуры:

  • работать над режиссерским сценарием, звуковым сопровождением спектаклей;
  • проводить предварительные записи, чтобы затем использовать их в постановках;
  • осуществлять шумовое и звуковое сопровождение постановок в Доме культуры;
  • назначать звукотехническое оборудование для проведения записей и репетиций;
  • принимать участие в актерских репетициях, просмотрах, сдачах;
  • использовать акустическую специфику сценической площади при разработке мизансцен;
  • поддерживать техническое качество, высокую художественность звука;
  • руководить расстановкой оборудования, пробами звуковых эффектов;
  • контролировать монтаж звуковых записей;
  • пополнять шумотеку.

Звукооператор в театре

Звукооператор в театре имеет свои должностные обязанности, он создает атмосферу спектакля, наполняет действия музыкой, разнообразными эффектами. Рабочее место специалиста во время спектакля — специальная «рубка». Известно, что во многих театрах она располагается на уровне задних рядов зрительного зала, по центру.

Реализованным художественный замысел постановщика делает звукооператор, ему необходимо обладать музыкальным слухом, понимать актерское искусство, чутко прислушиваться к происходящему на сцене, следить за звуковой партитурой, реагировать на возможные импровизированные действия артистов.

Где учиться

  • АГК, факультет художественного творчества;
  • БГИИК, факультет музыкального творчества;
  • ВГИИК, факультет художественного творчества;
  • ВГИК им. С. Герасимова, режиссерский факультет;
  • МГИК, театрально-режиссерский факультет;
  • МТУСИ, общетехнический первый факультет;
  • СПбГИКИТ, факультет экранных искусств;
  • СПбЭГЭТУ «ЛЭТИ» им. В. Ленина, факультет радиотехники и телекоммуникаций;
  • СГИИ им. Д. Хворостовского, музыкальный факультет;
  • СГУТИИ, факультет мобильной радиосвязи и мультимедиа.

Для поступления на один из этих факультетов абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе. Некоторые ВУЗы требуют сдачи профильной математики.

Какими качествами обладает хороший специалист

Какое бы образование ни получил профессионал, он должен обладать следующими качествами:

  • отличный слух, музыкальность;
  • хорошая память;
  • готовность к освоению нового оборудования;
  • высокая сосредоточенность, осознание ответственности;
  • внимательность, быстрота реакции;
  • общая эрудированность;
  • стрессоустойчивость, гибкая психика.

Плюсы и минусы работы

Среди ярко выраженных плюсов:

Некоторые минусы:

  • высокая ответственность;
  • постоянная стрессовая обстановка;
  • неблаготоворное воздействие шума на слуховой аппарат.

Надеемся, что данная статья помогла вам осуществить профессиональный выбор и ознакомиться с основными характеристиками работы звукооператора. Можно устроиться работать мастером звука в ближайший театр или стать местным диджеем.

Звукорежиссёр – профессия творческая и незаменимая. Профессионалы в данной сфере высоко ценятся в кинематографии, телевидение, в театрах, цирках, радиостудиях и студиях звукозаписи.

Это профессия не так известна, как режиссёр или сценарист, но без неё ни один фильм, ни один спектакль не имел бы и части той эмоциональной нагрузки, что дают ему качественно подобранные звуковые эффекты. Сколько же зарабатывает звукорежиссёр, обладающий не только воображением, но и невероятными техническими знаниями?

Для того, чтобы ответить на это вопрос необходимо разобраться в обязанностях человека данной профессии.


Особенности работы звукорежиссёра

Часто звукорежиссёра путают со звукооператором, однако их должностные обязательства сильно разнятся. Звукорежиссёр полностью контролирует звук. Монтаж звуковой дорожки, запись голоса, аранжировка, расстановка и настройка звукового оборудования, редактирование фонограмм. Это только некоторая часть обязанностей профессионала своего дела.

Однако, это требует множество знаний и многолетний опыт, основанный на тяжелом, ежедневном труде. Для звукорежиссёра необходимы знания акустики, физики звука, технических возможностей различного звукового оборудования (микрофонов, колонок, усилителей звука и других устройств).

В этой профессии большим плюсом является высшее музыкальное образование, тонкий слух и знания звучаний различных материалов, то, как они влияют на звуковой эффект.

Как начисляется зарплата и от чего зависит

Люди со столь ценной для общества профессией работают совершенно в разных сферах, соответственно, и зачисление зарплаты изменяется в зависимости от того, где человек работает.

Студия звукозаписи

Здесь всё решает специалист. Заработную плату звукорежиссёр получает от заказчика по условленному тарифу. Сумма, вырученная за месяц, зависит от количества выполненной работы. Здесь есть множество возможностей, также, как и специфичных аспектов.

В среднем по России, стоимость записи 1 песни составляет 1000 рублей. Здесь специалист в данной области может пойти по одному пути из двух. Первый – фиксированная стоимость записи песни, второй – сумма зависит от временного промежутка. Но при работе в студии звукозаписи не стоит забывать и о влияние «имени». Чем известнее студия, тем больше клиентов, тем выше заработная плата сотрудников.

К плюсам данного направления относятся ненормированный график и возможность незапланированного отпуска, к минусам – нефиксированная заработная плата, часто, неофициальное трудоустройство.


Телевидение и радиостудии

Если же звукорежиссёр решил стать работником средств массовой информации, таких как телевидение и радио, то он получает ряд преимуществ.

Каждый сотрудник, работающий на данных «предприятиях» получает оплачиваемые больничные, ежегодные отпуска и возможность премии за переработку. Специалист, решивший работать в этом направление, получает зарплату два раза в месяц, её сумма составляет 25-30 тысяч рублей в месяц.

К особенностям работы на телевидение и в радиостудиях относятся чёткий график, определённое количество рабочих часов и регулярная выплата зарплаты, с обговорённым при трудоустройстве окладом.


Театры и концертные залы

Зарплата в данной ветви профессии немного выше, чем при работе на телевидение или в радиостудии, московский сотрудник может рассчитывать на минимальную зарплату от 50 тысяч рублей.

Однако именно это направление требует от специалиста наибольшей отдачи, творческого мышления и ответственности. От корректной работы звукорежиссёра зависит очень многое. График чаще нормированный, но работа требует длительной подготовки и репетиций, из-за чего сильно страдает распорядок дня звукорежиссёра.

Частым явлением считаются вечерние и ночные представления, на которых специалист обязан не только присутствовать, но и работать в ситуациях повышенного стресса.

Из этого следует, что за неплохую зарплату, человек должен иметь повышенную стрессоустойчивость для работы в напряженной атмосфере, ответственность и немалый опыт, который требуют от всех работников театра и концертного зала.


Заработная плата звукорежиссёра в различных регионах России и некоторых странах

Заработная плата режиссёра, как и человека любой другой профессии, зависит от региона проживания. Вот несколько примеров:

  • Москва: наибольшее количество открытых вакансий и достаточно высокий уровень заработка – 50-70 тысяч рублей в месяц;
  • Санкт-Питербург: средняя зарплата работника имеет большой размах: от 50 до 100 тысяч рублей в месяц;
  • Ростов-на-Дону: звукорежиссёр, нашедший хорошее место работы, может получить до 58 тысяч рублей;
  • Пермский край: специалист, работающий в данной части России имеет возможность зарабатывать до 50 тысяч в месяц;
  • Ненецкий автономный округ: средняя заработная плата сотрудника этого округа составляет 40 тысяч рублей;
  • Томская область: в городах этого региона зарплата звукорежиссёров не столь высока, в среднем она составляет 25 тысяч рублей.
  • Украина: средняя зарплата звукорежиссёра в Украине составляет 8 тысяч гривен, что равнозначно 1 980 русских рублей.
  • Испания: испанские звукорежиссёры также зарабатывают неплохую сумму, примерно 1 519 евро в месяц, в переводе на рубль – 110 594, 59

Для американского звукорежиссёра оклад по стране примерно таков:

  • звуковой инженер – 25-250 тысяч долларов в месяц (1 625 250 – 16 252 500 рублей)
  • главный звукорежиссёр на глобальных концертах – 60-120 тысяч долларов (3 900 600 – 7 801 200 русских рублей)


Льготы и бонусы

Звукорежиссёр, в соответствие с трудовым кодексом Российской Федерации, является творческой профессией и имеет все льготы творческих работников литературы и искусства. Соответственно, рабочий день звукорежиссёра может быть сокращён до 5 часов в день, если это указано в договоре. Из-за специфики деятельности работник данной сферы может привлекаться к труду в ночное время суток на временной или постоянной основе.

Как указано в трудовом кодексе, ночная смена не должна длиться больше чем с 22 ночи и до 6 утра, то есть более 8 часов. Также звукорежиссёр может попрощаться с выходными днями. Творческий работник обязан прибыть на рабочее место и выполнять все должностные обязанности в выходные и праздничные дни, если того требует работодатель.

Глобальным бонусом работы звукорежиссёра является право на использование открытых фондов всех государственных учреждений культуры, к которым относятся библиотеки, галереи, музеи и другие организации. Звукорежиссёр вправе отдать на хранение в государственные учреждения культуры результаты творческой деятельности, а также ознакомиться с трудами других творческих работников, отданных на хранение.

Пенсия звукорежиссёров начисляется в соответствии с законами Российской Федерации и не имеет особенностей, так как звукорежиссёр не осуществляют рабочую деятельность на сцене, таким как артист балета или гимнаст в цирке.

Но не нужно забывать, что все эти бонусы и льготы получают только официальные работники. Что бы иметь данные льготы необходимо быть сотрудником театра, кино, радиостудии, телевидения и так далее. Данные льготы не предоставляются звукорежиссёрам, имеющим собственную студию звукозаписи или работающим во фрилансе.

Это всё, что важно знать специалисту-звукорежиссёру. Работник данной профессии имеет множество возможностей и путей их реализации, поэтому для специалиста является важным стремление к высоким результатам и постоянные профессиональный рост.

Долго ищете работу в должности «Звукооператор»? Разместите резюме – работа сама найдет Вас!

от 28 500 руб.

График работы: полный рабочий день
Образование: высшее
Опыт работы: от 2 лет

- обеспечивать техническое качество звука; - работать совместно с режиссером над звуковым решением мероприятий; - осуществлять звуковое и шумовое оформление мероприятий; - участвовать в просмотрах номеров, репетициях; - руководить расстановкой микрофонов; - заниматься процессом монтажа звуковых записей, пополнять шумотеку; - выполнять работы по . ещё монтажу и наладке звуковой аппаратуры - Оформление по ТК РФ; - График работы 5/2 или гибкий график - профильное образование или высшее специальное образование (культуры и искусства, электротехническое); опыт работы с музыкальным, световым и проекционным оборудованием (от 2-х лет)

от 30 719 руб.

График работы: полный рабочий день
Образование: среднее специальное
Опыт работы: от 1 года

Обеспечение работоспособности оборудования, необходимого для проведения мероприятий в Актив-отеле: Подготовка фонограмм и показ материалов с помощью видеооборудования. Звуковое обеспечение мероприятий, проводимых в киноконцертном и других залах на территории пансионата и при обслуживании заказанных выездных мероприятиях. Техническое обслуживание . ещё электронной, звукотехнической и телевизионной техники, обеспечивает работоспособное состояние, выполняет профилактический и текущий ремонта. Проведение учета и контроля оборудования и комплектующих. Составление заявок для закупок необходимого оборудования и и списание материальных средств; Работа в Актив-отеле "Искра" Оформление по трудовому законодательству; График работы 5/2 со скользящими выходными; Оклад 30 700 рублей + премии Место работы: деревня Сватово Возможность проживания в Пансионате на период работы. Образование не ниже начального-профессионального; Желание работать Знания в области эксплуатации и ремонта звукотехнического оборудования, основы звукотехники, электроакустики, стереофони

от 19 700 руб.

График работы: полный рабочий день
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Организация: Муниципальное учреждение культуры "Михалевский культурно-досуговый центр", Заработная плата: 19700 руб. в месяц, Режим работы: С неполным рабочим днем, Образование: Высшее образование - специалитет Описание: В полбинский сектор (0, 5 ставки, з/плата 17100 руб, часы работы: 4 часа) Вид деятельности: (РАЗДЕЛR) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ . ещё В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ, (93.2) Деятельность в области отдыха и развлечений

График работы: полный рабочий день
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет), Заработная плата: по договоренности, руб. в месяц, Режим работы: С неполным рабочим днем, Образование: Среднее профессиональное . ещё образование по Описание: (на 0, 1 ставки). отдел молодежной политики мф. Вид деятельности: (РАЗДЕЛP) ОБРАЗОВАНИЕ, (85.22) Образование высшее

График работы: полный рабочий день
Образование: высшее
Опыт работы: от 1 года

Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет), Заработная плата: по договоренности, руб. в месяц, Режим работы: С неполным рабочим днем, Образование: Среднее общее (11 классов) . ещё Описание: (отдел молодежной политики мф) (0, 1 ставки) Вид деятельности: (РАЗДЕЛP) ОБРАЗОВАНИЕ, (85.22) Образование высшее

от 24 000 руб.

График работы: сменный график
Образование: среднее специальное
Опыт работы: не требуется

График работы: полный рабочий день
Образование: среднее специальное
Опыт работы: от 1 года

Требуется должность методиста в структурное подразделение МБУК "КТЦ" Ситне-Щелкановский ДК

20 000 – 30 000 руб.

График работы: подработка
Образование: среднее
Опыт работы: от 1 года

- Содержание оборудования в исправном состоянии. - Отслеживание очереди исполнения песен по столам. - Желание изучить или наличие опыта работы с караоке системой Evolution PRO 2 - Настройка микрофонов во время исполнения песен гостями. График работы: пятница, суббота с 20:00-06:00 Опыт работы в данном направлении. Знание звукового оборудования.

Звукорежиссер представляет собой квалифицированного специалиста, отвечающего за звучание в фильме, ток-шоу или передачи на радио. Это важная профессия на телевидении. Так сколько же получает профессионал в разных странах мира?


Денежное вознаграждение мастера в Российской Федерации

Специалист работает над звуковым рядом, создает драматургию и новые образы. Фонограмма должна соответствовать сценарию и замыслу режиссёра. Усредненная зарплата звукорежиссера в России составляет скромных 17 000 рублей (примерно 293 бакса).

Большая часть вакансий сосредоточена в Московской области.

Рассмотрим оклады эксперта в разрезе регионов страны:

  • республика Татарстан – 12 000 рублей / 207 долларов;
  • Кемеровская территория – 17 060 rub / 294 бакса;
  • Московская область – 20 000 руб. / 345 у.е.;
  • Волгоградская провинция – 25 000 RUB / 431 USD;
  • Краснодарский край – 32 975 ₱ / 568 $.

Большая часть работодателей предлагает эксперту оклад в диапазоне 10-20 тыс. RUB / 172 -344 доллара. Найти высокооплачиваемое место можно в крупных мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и пр.).


Проанализируем жалованье исполнителей в разных сферах:

Работать по специальности в крупных ночных клубах выгодно. Если повезет трудоустроиться, за 1 смену мастер зарабатывает 1000-3000 ₱ / 17-61 USD.

Имея высшее профильное образование, эксперт получает и больше.

Сколько стоит работу звукорежиссера в различных сегментах?

  • студия звукозаписи. В среднем за выполнение 1 песни минимальная расценка составляет 1000 рублей. В день у востребованных экспертов получается выручка в 5-7 тыс. RUB / 86-120 $;
  • телерадиокомпания и телевидение. Как правило, звукорежиссер зарабатывает 25-30 тыс. RUB / 431-517 долларов в месяц. За переработку начисляются премии. Официальная работа подразумевает оплачиваемые больничные и ежегодные отпуска;
  • театры и концертные залы. В Москве такие исполнители могут смело рассчитывать на тариф в размере 50 – 85 тыс. RUB / 862-1466 у.е. ежемесячно

Почем платят профессионалам в Украине?

Усредненная зарплата звукорежиссера в Украине составляет 8000 гривен / 296 USD в месяц. В Киеве аналогичный показатель достигает 10 000 UAH.

По областям страны картина имеет следующий вид:

  • Львовская – 6850-7000 гривен / 259 у.е.;
  • Херсонская – 8 тыс. грн.;
  • Киевская – 10 000 UAH.

Ближайшие коллеги и сотрудники звукорежиссера имеют неплохие заработки.


Почем платят по смежным профессиям:

  • вокалистка – 50 000 гривен / 1851 доллар;
  • танцовщица – 25 000 грн. / 925 USD;
  • арт-менеджер – 23 тыс. UAH / 851 у.е.;
  • кастинг-менеджер – 12 100 гривен / 448 $;
  • арт-директор – 12 000 грн. / 444 долларов;
  • режиссер монтажа – 11 890 UAH / 440 баксов;
  • видеодизайнер – 11 750 гривен / 435 у.е.;
  • артист балета – 10 тыс. грн. / 370 USD.

Имея стабильный заработок в 7-15 тыс. гривен, звукорежиссер должен подходить последующим параметрам:

  • умение профессионально обслуживать профессиональный звук;
  • перемещать установки, подключать Бэк-лайны, специализированные пульты и порталы;
  • владеть английским языком;
  • иметь водительские права на легковое авто;
  • выезжать ночью на работу.

Тарификация труда на украинских каналах специалиста данного профиля выглядит так:

Стабильный доход работника в США

Специалисты в сегменте DAW и студийных мониторов ценятся в США на высоком уровне.


Оклады профессионалов в стране такие:

  1. звуковой инженер – 25-150 тыс. долларов в год. На конечный заработок влияет опыт исполнителя и престиж студии;
  2. мастер на концертных залах – 30-60 тыс. USD ежегодно;
  3. главный режиссер по звуку на масштабных концертах – 60-120 тыс. у.е.;
  4. репетиторство – 20 -118 тыс. долларов в год. Жалованье зависит от квалификации преподавателя;
  5. занятость в музыкальной школе – 30-75 тыс. $. Профессоры в колледжах зарабатывают не меньше 40 000 баксов.

Свой путь по работе со звуком я начал с небольшой проджект-студии в центре российской глуши, записывал рэп-исполнителей, песни на корпоративы, едва сводил концы с концами. Сейчас же в портфолио моей команды работы с такими грандами как Microsoft, THQ North и Playrix. Все дело в том, что в определенный момент я начал ценить свое время и навыки и решил, что пора менять подход к своему ремеслу и прикладывать свои силы в более перспективное русло. Я решил начать вести блог «как заработать на звуке миллион», но не успев даже начать, уже выполнил поставленную задачу. В этой статье я опишу как на базе простой недорогой проджект студии звукозаписи, я основал, развил и масштабировал студию саунд-дизайна и вышел на мировой уровень. Расскажу о финансовых, маркетинговых и управленческих решениях и пройдусь по кадровым и техническим вопросам.

В 2014 году в продакшн-студии krem задались вопросами оптимизации издержек и отказом от аутсорса. В первую очередь, аутсорса по звуку. У компании были свои художники, моделлеры, моушн-дизайнеры, кодеры, сценаристы. Каждому из них для комфортной работы требовалось 2-3 кв. метра жизненного пространства, ясное видение своих целей и машина-инструмент мощности, чуть выше средней.

О звуке же представление было весьма туманным. Работа с фрилансерами и аутсорсерами со всего мира создала образ нервного, сложного, не пунктуального и недоговороспособного парня. Как саунд-дизайнера, так и композитора (что абсолютно 2 разных ремесла, попрошу не путать ландшафтного дизайнера с художником-реалистом). Пока не появился Я.

В очередной раз компания krem обращается за помощью молодого руководителя провинциальной студии. Задача — создать легкий ненавязчиво-игривый и чуть менее избитый, чем весь остальной корпорэйт, трек для ТВ и YouTube рекламы. Молодая команда с легкостью, быстро и недорого справляется с заданием, а мозг арт-руководителя проекта при этом остается девственным. Через некоторое время мне поступает предложение возглавить отдел звукового дизайна. Поставленной целью стало сформировать команду и этику молодой компании для выхода на рынок саунд-дизайна игр, приложений и фильмов.

Хорошая студия предполагает серьезные затраты. Но все не так плохо. Композиторы и саунд-дизайнеры комфортно работают в одном и том же сеттинге и не против работать по очереди в 3 смены. Главное, чтоб платили нормально.

На 1 рабочее место вы потратите:

  • Аренда помещения (минимуму 10 квадратов) — 10 т.р. в месяц;
  • Подготовка помещения: сэндвич-панели, будка, шумоизоляция и пр. — 30 т.р.;
  • Мебель: стол, стул, стеллаж, стойки под инструменты и мониторы — 20 т.р.;
  • Оборудование: мониторы, наушники, щит-контроль, звуковая карта, микрофоны — от 200 т.р. и до бесконечности;
  • Компьютер — от 50 т.р.;
  • Софт — от 100 т.р.

Подытожим: укомплектовать рабочее место на уровне «чуть выше среднего» — плюс-минус полмиллиона рублей. Кадры — бесценны. Конечно, на всем можно экономить: эмулировать, пиратить софт и обходится посредственным оборудованием. Но я так не работаю. Отличный продукт начинается с инструментов и культуры производства.

Наконец, студия укомплектована. Чтобы шестеренки закрутились нужна отличная команда. В первую очередь вам понадобится руководитель.

Его задачами будут организация и управление, работа с кадрами, формирование этики и скриптов. По моему опыту, главные качества руководителя студии саунд-дизайна: ответственность, пунктуальность, умение вести диалог с заказчиками, умение строить работу с подчиненными (порой жестко). Само собой, с пониманием каждой из сторон работы. Рассмотрим идеальный вариант. Композитор, аранжировщик, музыкант с академическим образованием, звукооператор, звукорежиссер, маркетолог, призер международных олимпиады по математике. Не лишним будет высшее образование в ВШЭ по специальности «менеджмент». Амбиции, острый ум и невероятную харизму не стоит даже упоминать. Все это умножаем на болезненное, обусловленное психологическими травмами, стремление работать со звуком.

Руководитель — лицо вашей команды, ему Вы доверяете формирование имиджа, работу с клиентами, посещение выставок, фестивалей. А также отчетность, управление финансовыми потоками и административную работу.

Следующий ключевой сотрудник — арт-руководитель.

Он должен стать правой рукой руководителя. Его основная задачей будет контроль качества продукта и поиск решений для его непрерывного улучшения.

Хороший Арт-руководитель — это мастер, сенсей-звукорежиссер, саунд-дизайнер, который учит и направляет исполнителей. Финализирует продукт, и не спав 3 дня, дрожащими руками передает работу руководителю, чтобы тот играючи протолкнул работу в узкий и темный тоннель успеха. Главные черты, ответственность, стрессоустойчивость и маниакальность. Подберите правильно эту двойку и забудьте о кадрах навсегда. Вы моргнуть не успеете, как вокруг них начнут появляться и исчезать звукорежиссеры, саунд-дизайнеры и композиторы всех мастей, пока не сформируется мощная команда. У нас на это ушло около года.

Еще одной важной задачей вышеописанных ключевых сотрудников — формирование систем. Вся работа студии должна быть заскриптована. Поверьте мне, люди даже самых творческих профессий способны научится называть файлы по скрипту и работать с готовыми цепями плагинов. Формируем автоматизм и нейронные маршруты, чтоб делать простые вещи быстро и без ошибок. Приучаем к дисциплине, чтобы экономить время и ресурсы. Мы легко решили проблему с управлением и финансами, дав карт-бланш нашим руководителям. Но что делать если отчеты не отправляются, работы сдаются не вовремя, отдел не расширяется? Ответ прост — увольнять. Наша корпоративная этика работает следующим образом:

  • Первый фэйл — объяснение;
  • Второй (такой же) — выговор;
  • .
  • Шестой — увольнение.

Рыба гниет с головы и всегда проще уволить некомпетентное руководство. Открою вам секрет. Моя работа — далеко не первая попытка создать на платформе krem студию саунд-дизайна, но первая удачная. Если заказы не появляются, задачи не выполняются, студия не расширяется на протяжении 3 месяцев — увольняйте смело. Вы не сработаетесь.

Надо понимать, что формирование целой студии саунд-дизайна подразумевает наличие стабильного потока заказов. 95% студий связаны тем или иным образом с моушн-, продакшн- и геймдев-студиями. Либо дочками кино- и музыкальных студий.

Где же взять постоянных партнеров? В столице все довольно просто. Достаточно завести связи в индустрии рекламы, кинопроизводства, интернет-маркетинга и геймдева, что делается на первой же совместной пьянке.

В провинции с этой задачей значительно сложнее. И с учетом серьезных вложений в открытие, без поддержки или понимания как сформировать поток заказов, затея становится откровенно глупой. Попробуйте найти грамотного продажника в провинции за процент в области саунд-дизайна. Рехнетесь. Они сидят на окладе в 40 тысяч и им совсем не хочется прыгать в авантюры. Металл и материальный продукт им продавать привычнее, чем объяснять местной телевизионной компании, что им нужен человеческий звук.

Имеет смысл начинать бизнес и заводить клиентскую базу в Москве и Санкт-Петербурге, а затем переносить производство в провинцию. Поверьте мне, где-нибудь под мостами Тюмени Вас уже ждут голодные звукорежиссеры, готовые качественно работать за гроши. Сейчас они все на фрилансе. Но предложите им потоковую работу и они Ваши. Месседж предельно прост: «Вы работаете хорошо и вовремя — поток идет в вашу сторону. Плохо и срывая сроки — пожалуйста, получайте 1 заказ в месяц, берите с него чуть большие деньги, а потом сосите лапу». Поверьте, все предпочитают стабильность.

Подготовьте грамотные КП по всем направлениям, мини-презентации. Соберите со всех работников портфолио и составьте одно человеческое. Далее звонки, рассылки, ну или чем там сейчас отделы маркетологов с продажниками занимаются. Но это не принесет Вам первых заказов. Первые заказы Вам принесут посещения тусовок причастных к индустрии и горящие глаза.

Разберем некоторые проблемы, с которыми Вы неизбежно столкнетесь, выбрав непростой путь работы со звуком.

Аутсорс. Музыка и дикторы

Первое, с чем столкнется начинающая студия саунд-дизайна, это необходимость привлечения сторонних лиц. Маловероятно, что у Вас в распоряжении сразу будут профессиональные дикторы и композитор готовый написать трек для малобюджетного трейлера за 2000 рублей. Если с музыкой все относительно ясно и Вы вполне можете использовать купленный трек с AudioJungle, pond5, Luckstock, то с дикторами ситуация аховая.

Прежде чем собрать свою базу, мы сотрудничали с множеством студий, заточенных под запись дикторов и результаты угнетали. Зачастую мы получали совсем не то, на что рассчитывали. Несоответствие результата и превью, проваленные сроки, заоблачные цены. Иногда проскакивали откровенные ошибки, которых можно было избежать просто прочитав ТЗ. Все это стоит денег и времени. Я могу порекомендовать некоторые студии, но не буду это делать в статье. Пишите мне в соц.сетях или на hi@krem.audio.

Знатоки со стороны заказчика

Типичная ситуация. Вы сдаете работу и внезапно со стороны заказчика всплывает их «специалист» по звуку. Иногда это бывает вчера нанятый звукач, иногда просто менеджер с образованием музыкальной школы в 8 классов. Это основополагающий момент для Вас, как для профессионалов. Если вы уверены в своих знаниях и вкусе, не бойтесь давить опытом, аргументируйте свои действия. Не стоит слепо исполнять все правки только для того, чтобы вся это возня закончилась. Зачастую, т.н. «специалист» пытается показать руководству свою полезность, а чаще просто придраться. Мы даже ставили эксперимент, высылая заказчику произведения Бетховена, где были услышаны посредственность, неправильная оркестровая аранжировка и противоречащие тональности диссонансы. Стоит отметить, что иногда можно услышать профессиональное мнение и это замечательно. Всегда запрашивайте фидбэк. Проводите работу над ошибками. Если же речь идет о вкусовщине, стоит пойти навстречу клиенту, все-таки Ваша задача, сделать продукт ДЛЯ клиента.

Плохая организация клиента

Ситуации из личного опыта. На протяжении месяца клиент договаривается о ряде работ, ставит дедлайн в 2 месяца и пропадает. Уезжает на работы в Сибирь. А за неделю до дедлайна возникает из ниоткуда и требует незамедлительного исполнения работ, при этом не предоставив материалы, необходимые для работы. Забыв про договор и предоплату. Или клиент, с которым мы работали поэтапно. Этап сдается, оплачивается и начинается работа над следующим. Срок — 3 месяца. Вроде все не сложно. Но организация в этой конторе была настолько убогой, что мне лично приходилось каждый раз обзванивать всю финансовую цепь начиная с ген.директора и заканчивая бухгалтерией, чтобы просто получить оплату. После, мне озвучили претензии по срокам сдачи проекта!

Единственный вариант работы с подобными заказчиками — грамотно составленный договор и готовность отстоять свою позицию в суде. В договоре не забудьте прописать такие пункты как: сроки предоставления материалов, сроки оплаты, порядок начисления штрафов и пени, условия для расторжения договора и отказа от работ. Никогда не сдавайте работу без вотермарок до получения закрывающего платежа. Если заказчик сомнительный — только 100% предоплаты.

Клиент не понимает, что ему нужно

Если ТЗ невнятное — запрашивайте хорошее, задавайте наводящие вопросы, брифуйте. Работа без четкого понимания, что нужно клиенту, как правило проводится впустую. Если уровень запроса явно не соответствует бюджету, который готов выделить заказчик — объясняйте, на что он может рассчитывать за свои деньги.

Доносите, что не стоит ожидать звука уровня Blizzard или саундтрека уровня Ганса Циммера имея 10 тысяч рублей.

Правки и сроки

По правкам 2 варианта. Либо ограничивать количество правок и оговаривать доп.кост за каждую дополнительную, либо работать по принципу «до последней правки» и учитывать это в стоимости, как это делаем мы.

Важно правильно оценивать сроки выполнения проекта. Если клиента эти сроки не устраивают, увеличивайте цену на коэффициент, который покроет издержки за срочную работу и стресс Ваших исполнителей.

Атмосфера и культура в команде

Как бы не был хорош исполнитель, если с ним невозможно работать, всем будет легче без него. Надежность превыше таланта. Спорно, но это мое личное мнение. Я убежден, что талантливых и перспективных людей в разы больше, чем надежных, исполнительных и просто адекватных. Учите и воспитываете. Не получается — прощайтесь без сожаления. И не допускайте особо горячих до общения с клиентами. Для этого есть Арт-руководитель.

Наберите правильных ключевых сотрудников и выполните первые заказы качественно и в срок. Так, Вы зарекомендуете себя как надежную и умелую команду. Теперь можете рассчитывать на сарафанное радио. В геймдеве и продакшне это работает не хуже, чем на арабском базаре. Гарантирую, что даже мелкие и незначительные работы могут привести за собой большие, интересные и, самое главное, прибыльные проекты.

Читайте также: