Какая зарплата в нави

Опубликовано: 17.09.2024


Фото Анны Руды для Forbes
Фото Анны Руды для Forbes

Атмосфера в большом зале Кёльнской торговой ярмарки 21 августа 2011-го была накалена до предела. Подходил к концу финальный этап первого в истории мирового турнира по игре Dota 2 — The International 2011. За чемпионство и беспрецедентные призовые $1 млн боролись титулованная китайская команда EHOME и молодые украинцы из Na’Vi. Финальный бой транслировался на четырех языках (китайском, английском, русском и немецком) и длился уже три часа. Когда последний китайский игрок был повержен и трон рухнул, украинцы были вне себя от радости. «Миллион долларов, Na’Vi, миллион! Красавцы, Na’Vi! Вы чемпионы мира!» — захлебываясь от эмоций, кричал в микрофон украинский комментатор Виталий Волочай, а потом в порыве чувств бросил гарнитуру и побежал обниматься с игроками.

Это был первый крупный выигрыш украинской команды, созданной бывшим игроком в Counter-Strike Александром Кохановским. «После Кёльна стало понятно, что мы часть серьезной киберспортивной элиты. Мы стали мультибрендом, с которым теперь должен был считаться весь мир», — вспоминает Кохановский. За 10 лет существования Na’Vi стала победителем почти всех крупнейших мировых турниров по киберспорту, общие призовые команды составили почти $10 млн. У клуба около 7 млн подписчиков в социальных сетях и выручка $2,5 млн за 2018 год. Кохановский уже отошел от оперативного управления клубом. Как живет команда после его ухода?

Хорошо сыграл

Александр ZeroGravity Кохановский играл в StarCraft еще школьником, с 1998 года. «Это были темные времена, даже интернета нормального в Киеве тогда не было», — вспоминает 36-летний украинец. Через год он переключился на новую игру Counter-Strike. Познакомившись в киевских игровых клубах с такими же 15-летними геймерами, Кохановский начал играть профессионально. Даже ездил на международные турниры, первым крупным стал World Cyber Games в Сеуле в 2001 году. «С тех пор я неотъемлемый участник системы киберспорта, не только эсэнгэшного, но и мирового», — говорит Кохановский.

В середине нулевых 22-летний киберспортсмен решил завязать с играми. Заработать на этом было почти невозможно, объясняет Кохановский: максимальные призовые крупных турниров, $25 000–40 000, доставались топовым командам, а он мог выиграть лишь пару тысяч долларов в месяц. Связывать жизнь с киберспортом он не собирался. Но после кризиса 2008 года товарищ по игре Сергей starix Ищук предложил ему создать команду по CS и стать ее менеджером. Кохановский рассудил, что в качестве организатора и управленца сможет зарабатывать больше. Спонсором стал казахстанский торговец алкоголем, кофе и чаем Мурат Albalet Жумашевич, с которым геймеры познакомились на турнире. Жумашевич, как и Кохановский, был заядлым игроком в CS.

Первое время команда выступала под разными названиями. На первый турнир поехали как ex-KerchNET, рассказывает Кохановский. Но такое странное название не соответствовало амбициозным планам — нужно было создавать «нормальный бренд».

Команда с планеты Пандора

В середине декабря 2009 года теперь уже бывший капитан Na’Vi, игрок в Counter-Strike Даниил Zeus Тесленко и его приятель по команде Иоанн Edward Сухарев (тоже игрок в CS) пошли в кино на новый фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». После просмотра Сухарев предложил назвать команду в честь гуманоидной расы Na’Vi с планеты Пандора. «Потом мы, конечно, поняли, что «Аватаром» нельзя ограничиваться и нужно придумать реальное название команды», — смеется Кохановский. Тогда запустили конкурс для фанатов на портале HLTV.org (международный информационный портал по CS:GO) на расшифровку названия Na’Vi. Выиграл фанат из Португалии — предложил расшифровку natus vincere, что на латыни значит «рожденные побеждать». «Я даже в бюро переводов это подтвердил», — вспоминает Кохановский.

Анна Руда для Forbes
Анна Руда для Forbes

Игры взрослых

Ставший гендиректором Na’Vi Евгений Золотарев тоже в юности играл в Counter-Strike. С Кохановским он познакомился на турнире в Киеве в начале нулевых. «Я у его команды тогда ящик пива выиграл в CS — такие вот были призовые», — вспоминает Золотарев. Они называли себя прогеймерами, но фактически не зарабатывали, а только тратили деньги, чтобы ездить на соревнования. В 2007 году Золотарев отказался от карьеры игрока и «взялся за ум» — поступил в университет и устроился на работу в банк сначала менеджером по продаже банковских продуктов, потом хедхантером, затем руководителем отдела HR в международном банке. «Я, конечно, поигрывал для себя, продолжал следить за киберспортом. Никак не мог понять, неужели я впустую потратил все эти годы, играя в CS», — вспоминает Золотарев.

Когда Кохановский в начале 2014-го предложил Золотареву поучаствовать в развитии Na’Vi, тот сначала удаленно помогал клубу с подбором людей, но к концу года стал уже его HR-директором. Несмотря на широкую известность бренда, клуб не приносил большого дохода. И Золотарев взялся за организационную структуру компании: определил должностные инструкции, чтобы понять, каких людей не хватает. Нашел финансового директора с опытом работы в одной из компаний «большой четверки», нанял юристов и управленцев. «Моей задачей было построить компанию. Мы определили, что основной источник дохода — спонсоры, поэтому стали строить внутри клуба маркетинговое агентство», — объясняет Золотарев. Закончив с организационной структурой, Золотарев занялся поиском спонсоров: «Я начал продавать Na’Vi как продукт, искать интересные для клуба сделки».

Геймеры для миллиардера

Кохановскому же хотелось масштаба. Он вспоминает, как часами обсуждал развитие киберспорта с давним приятелем Антоном Черепенниковым, который был совладельцем крупнейшей российской киберспортивной команды Virtus.pro. «Мы понимали, что на командах денег не заработаешь. Мы только теряли. Стало очевидно, что все деньги будут заходить через спонсорский рынок, самый большой рост был через продажу медиаправ и спонсорство», — поясняет Кохановский.

В 2015 году они решили объединить активы. Источник, близкий к Черепенникову, рассказал, что эта идея принадлежала Антону. Он же и вел переговоры об инвестициях с командой Алишера Усманова. В октябре USM Holdings миллиардера и его партнеров объявил о намерении вложить $100 млн в Virtus.pro, после этого Черепенников и Кохановский создали холдинг ESforce и стали его миноритариями, контроль получил USM. В структуру вошли новый турнирный оператор Dreamz Media, магазин для продажи сувенирной продукции Fragstore, студия для трансляции киберспортивных соревнований RuHub (тогда Storm Studio) и команда Черепенникова Virtus.pro. А в июле 2016-го Кохановский передал холдингу медиаправа Na’Vi и право на продажу рекламы, оставив себе команду.

«Storm Studio практически на третий-четвертый месяц начала нам приносить деньги, она очень быстро себя окупила», — вспоминает Кохановский. В холдинге он отвечал за развитие команд и продажи, а Черепенников был CEO и вел переговоры с инвесторами.

В конце 2017 года Кохановский вернул себе медиаправа на Na’Vi, а уже в начале 2018-го объявил, что выходит из ESforce, после чего 100% киберспортивного холдинга купила Mail.ru Group за $100 млн. «Я вышел перед сделкой, когда уже понимал, что моя миссия там окончена. Все, что я мог, я там сделал», — говорит он.

За год до выхода из ESforce Кохановский объявил, что не будет больше заниматься и операционной деятельностью в Na’Vi, позицию генерального директора занял Золотарев, который фактически управлял клубом с 2016 года, когда, по его словам, «Саша стал акционером ESforce Holding и занимался там стратегическими вещами, связанными с холдингом».

Анна Руда для Forbes
Анна Руда для Forbes

Ценный состав

Сейчас в составе Na’Vi есть команды по семи дисциплинам, но основными для клуба остаются Dota 2 и CS:GO. В них входят топовые игроки: сильнейший в мире игрок в CS:GO, по данным портала HLTV.org, киевлянин Александр S1mple Костылев, самый дорогой игрок в CS:GO на постсоветском пространстве москвич Кирилл BoombI4 Михайлов и четвертый в мире игрок по CS:GO, по данным HLTV.org, Денис electronic Шарипов. За два последних года под управлением Золотарева общие призовые клуба не опускаются ниже $1,5 млн, а в 2018 году составили почти $1,8 млн, из них $1,2 млн пришлось на CS:GO (по данным команды).

В следующем году, по словам Золотарева, Na’Vi может существенно улучшить результат предыдущих лет. На начало октября 2019-го общие призовые клуба уже составили $1,4 млн. Впрочем, большая часть этих денег, по словам Золотарева, идет игрокам. Клуб забирает около 10%. «Это не то, на чем можно построить бизнес», — поясняет Золотарев. В основном Na’Vi по-прежнему зарабатывает на спонсорских контрактах. В структуре выручки на них приходится 65%, а 35% приносит продажа медиаправ и продукции с символикой команды.

Сейчас у Na’Vi несколько спонсорских пакетов: титульное партнерство стоит $1 млн, генеральные партнеры платят $300 000–500 000, стандартный спонсорский пакет обходится $200 000. Титульный партнер клуба в этом году — платформа для ставок на киберспортивные события GG.Bet, а генеральные партнеры — производитель ноутбуков OMEN и американский бренд энергетических напитков Monster Energy. Контрактом с Monster Золотарев гордится. Над сделкой он работал целый год, так как компания не очень верила в рынок СНГ. «В итоге уже два года мы вместе и обсуждаем контракт еще на два года», — хвалится Золотарев. Единственное табу клуба — табачные и алкогольные компании.

Компания HyperX, производитель геймерских гарнитур и игровых аксессуаров, — тоже давний спонсор Na’Vi. Они сотрудничают уже восемь лет. «У Na’Vi очень сильный бренд и хорошо выстроенный маркетинг внутри организации. Они предлагают нам интересные идеи рекламных кампаний или отдельных активностей. У Na’Vi это очень хорошо получается», — рассказывает менеджер HyperX по Esports в СНГ Олег Булавко.

В 2018 году оборот клуба составил около $5 млн. «Мы вышли в ноль. Последние два года успешны, но и расходная часть выросла. В 2018-м наш CS:GO-состав сильно выступал, и пришлось подтягивать зарплаты игроков к мировому уровню», — говорит Золотарев. Топовые игроки по CS:GO в Na’Vi получают до $25 000 в месяц, начинающие игроки в других дисциплинах— от $1500.

Дорогой трансфер

В начале мая 2019 года у сооснователя и гендиректора молодого московского киберспортивного холдинга Winstrike Ярослава Комкова раздался звонок. Звонил Золотарев с предложением купить у Winstrike одного из ключевых игроков в CS:GO Кирилла BoombI4 Михайлова. «Женя сказал то, чего мы и ожидали: они рассматривают усиление в лице Бумыча», — вспоминает Комков. На тот момент капитан Na’Vi по CS:GO 30-летний Даниил Zeus Тесленко готовился завершить карьеру, и Золотарев со спортивным директором клуба Андреем Городенским подыскивали лидера в команду. «Нам нужен был не просто игрок-исполнитель, а внутриигровой координатор», — поясняет Золотарев.

Ситуацию осложняли высокие отступные, которые стояли в контракте Михайлова с Winstrike. Золотарев прилетел в Москву обсудить сделку с Комковым и самим Михайловым, и договорились фактически об обмене с доплатой. По условиям договора Кирилл Михайлов переходил в Na’Vi, а в Winstrike на правах аренды перешел легендарный игрок и ветеран Na’Vi Иоанн Edward Сухарев. Оба менеджера цену трансфера не комментируют, отмечая лишь, что это крупнейший трансфер на постсоветском пространстве. Два источника Forbes на рынке оценивают трансферную цену Кирилла Михайлова в диапазоне $250 000–350 000. Шестая часть этой суммы ушла в счет аренды Сухарева. «Учитывая ситуацию на рынке и скорое окончание трансферного окна, цена довольно высока. Но так устроен рынок. Кирилл — один из самых талантливых игроков региона, с огромным потенциалом», — поясняет Ярослав Комков.

По словам Золотарева, пока рано судить об успехах Михайлова в новой команде — он отыграл только три турнира. «Это очень удачный трансфер для обеих сторон. Na’Vi получили одного из самых талантливых и боеспособных русскоговорящих игроков на рынке. Безусловно, они заплатили высокую, но рыночную по мировым меркам цену», — говорит генеральный менеджер команды Virtus.pro (входит в ESforce) Роман Дворянкин.

Перейдя в Na’Vi, Михайлов живет в Москве и приезжает в Киев только на тренировки и буткэмпы. В составе Na’Vi по разным дисциплинам играют не только киберспортсмены из постсоветских стран, но и европейцы.

Анна Руда для Forbes
Анна Руда для Forbes

Фанатские деньги

Золотарев уверен: международную армию фанатов Na’Vi можно и нужно монетизировать. В июне клуб запустил онлайн-магазин с одеждой и аксессуарами с символикой команды. Новую коллекцию одежды в стиле street fashion разработала украинский дизайнер Лилия Литковская. «Мы решили расширить коллекцию и немного уйти от киберспорта, потому что команды обычно продают только брендированные майки», — рассказывает Золотарев.

До июня 2019 года права на производство и продажу мерча Na’Vi принадлежали онлайн-магазину Fragstore, ранее входившему в ESforce Holding. Там же продается мерч других команд — Virtus.pro и SK Gaming. Еще в 2016 году Na’Vi подписал с компанией трехлетний контракт, по которому клуб получал фиксированный годовой платеж за использование лицензии на продажу сувенирной продукции. «Фактически мы не знали ни нашу аудиторию, ни сколько товаров продается и кто их покупает. Да и деньги, о которых мы договаривались три года назад, в 2019 году уже смешные», — рассказывает Золотарев. Контракт с Fragstore он решил не продлевать. Сколько команде приносит новый интернет-магазин, Золотарев не раскрывает, но говорит, что эта сумма уже почти в три раза превышает платежи от фиксированных сделок по лицензии.

Семейные ценности

«Na’Vi — это жизнь, simple as it is», — говорит, улыбаясь, Александр Кохановский в фильме блогера Марии Mrs. Marple Ермолиной «NAVI: Большая история». Несмотря на решение не участвовать в операционном управлении командой и переезд в Лос-Анджелес, Кохановский остается владельцем клуба и по-прежнему в курсе всего, что происходит. «Команда — это, конечно, часть меня, — рассуждает он. — Я всегда слежу, переживаю. Но сейчас все решает Женя [Золотарев], а я эту политику полностью поддерживаю». Он развивает собственные проекты в киберспорте и инвестирует в стартапы.

Золотарев держит руку на пульсе. «Я сомневаюсь, что Месси часто пишет генеральному менеджеру «Барселоны». А я общаюсь с игроками постоянно: кто-то играть с кем-то не хочет, у кого-то проблемы с девушкой, у кого-то с паспортом», — смеется Золотарев. В 2020 году перед ним стоит важная задача — увеличить оборот клуба до $7,5 млн и получить операционную прибыль $0,5–1 млн.


Евгений Золотарев дал интервью YouTube-каналу Maincast. В нём CEO Natus Vincere рассказал о контрактах, заработке и кадровой политике, а также поделился ближайшими планами организации.

О контрактах

«Видели случаи, когда сумма выкупа бывала в тысячу раз больше, чем зарплата. В суде могут пересмотреть суммы или же переформатировать в какую-то более здравую цифру, но для этого игрок должен нанимать юриста и идти к своим работодателям решать вопросы. Опять же, любые юридические разбирательства — это история дорогая. Почему так происходит? Наверное, клубы пытаются защититься от клубов побольше. Поэтому мы договариваемся о встрече между командами, чтобы хотя бы определить подходы к формированию трансферной цены. Есть понятные вещи, сколько ты потратил на игрока: зарплата, бонусы, визы и так далее. А может, до этого ты его ещё и купил, поэтому влияет какая-то сумма на трансферную стоимость. Это понятно — столько мы потратили, столько недополучили, поэтому вот такая сумма. А когда просто устанавливают цену в СНГ в три раза выше европейского, то это, конечно, дико».

Об упрощении работы при помощи агентов

«Зависит от конкретного агентства и самих агентов. Есть разные персонажи. Всё индивидуально, но то, что к этому придёт — это факт. Никуда нам от этого не деться и не уйти, а нужно воспринимать как данность и искать возможности сотрудничества с этими людьми и компаниями. Очень важно, чтобы это были люди, которые понимают индустрию».

О кадровой политике

«Мне всё равно, из какой индустрии человек. Главное — это компетенция, навыки, глубокий интерес и само понимание индустрии. Есть случаи, когда получалось у кого-то, а кто-то уходил через три месяца».

О штате NAVI

«Мы стараемся работать так, чтобы наши доходы и расходы балансировали. По этой причине мы не раздуваем штат. Например, если я езжу на какие-то переговоры, то от крупных западных организаций приезжают постоянно разные люди. Мы же не раздували ветку топ-менеджмента: есть я, медиа-отдел и его руководитель, маркетинг-отдел и его руководитель, мерч-отдел и его руководитель. Всё остальное — линейные сотрудники. В целом где-то 40 человек, 30 игроков. Есть ещё фрилансеры: это большая пачка примерно из 25 человек: это те, кто работает на YouTube, сайте, администраторы каналов.

Что касается спортивной части, то я напрямую работаю с менеджерами. Был период, когда B1ad3 был спортивным директором и облегчал жизнь. На текущий момент мы договорились с xaoc. Он будет вторым человеком в клубе и станет совмещать функции спортивного и операционного директора. Моя же задача в том, чтобы быть абсолютно взаимозаменяемыми».

О Dota 2

«Сейчас дисциплина не приносит организациям дохода: потенциально, только при помощи призовых. Покрыть дисциплину можно, если ты, например, в топ-2 The International. А некоторые клубы тратят ещё больше, чем мы в плане зарплат. Понятное дело, что есть ещё доходы от спонсоров, которые перекрывают часть затрат, но по моим впечатлениям, сейчас спонсоры идут даже больше на CS:GO. Есть исключения в виде тех компаний, которые не хотят ассоциироваться с кровью и агрессией. Всё зависит от Valve: у них другой подход к игре. В CS:GO они отдали всё в руки третьих компаний: например, если кто-то захочет найти дырку в контракте, то достаточно показать этот контракт условным ESL или BLAST и получить дисквалификацию за грязную игру.

В Dota 2 есть масса проблем: огромный призовой фонд, случай OG с двукратной победой на The International. Мне самому нравилась первая победа, просто невероятная история команды, но потом она отдыхает год и снова выигрывает. Это порождает мыслить неокрепшие умы игроков иначе — что нужно всего лишь 3-5-6 месяцев. Поэтому никто не подписывает двухлетние контракты, нет космических трансферов.

Мы эти проблемы озвучивали и говорили, что всё нужно как-то менять. Я сомневаюсь, что поменяется структура The International. В теории, если Valve добавит что-то внутри игры, то благодаря этому компания сможет делиться с клубами доходами. Что угодно, что поможет клубам хотя бы выбиваться в ноль, то тогда как минимум разговор с игроками и твоё влияние на них будет чуть выше. Но глобально ситуация не изменится: долгосрочные планы в игре составлять очень сложно».

О трансферах

« Трансферы в Dota 2 происходят проще, чем в CS:GO. Клубы понимают, что удерживать игроков нет смысла. Поиски байаутов и обращение к организациям по поводу трансферов — одна из тем для обсуждения на предстоящей встрече киберспортивных организаций из СНГ. Обратиться напрямую к игроку и обратиться к клубу, под тегом которого он выступает, — разные вещи, имеющие как свои плюсы, так и свои минусы » .

О NAVI Junior

« Мы видим потенциал в отдельных игроках NAVI Junior, они могут стать кадровым резервом. Проект NAVI Esports Camp я презентовал СЕО других клубов и предлагал ESL создать новую академическую лигу. Сейчас это всерьез обсуждается. Если условно через полгода команда NAVI Junior начнет выигрывать квалификации на крупные турниры, то они попросту туда не попадут, поскольку слот будет занят основным составом NAVI. Поэтому отдельная площадка будет хорошей идеей.

Будет ли похожий проект по Dota 2? Думаем над этим уже полгода. Скорее нет, чем да. По многим причинам: игроки нелояльны к организации, нет трансферного рынка, большие деньги уходят на сотрудников и тренеров, на зарплаты. Есть смысл с точки зрения воспитания профессиональных качеств в молодых игроках, но, думаю, в Dota 2 это более трудно осуществить » .

О буткемпах и ближайших планах

« Сейчас у нас есть два тренировочных лагеря в Киеве и один в Берлине. В Берлине есть и небольшой офис: мы видим этот город пригодным для последующего переезда. Это не значит, что мы станем открывать европейские составы по Dota 2 и CS:GO, однако составы по тем дисциплинам, которые популярны в Европе, логично будет открывать именно там.

В конце года планируем открывать новый офис в Киеве с игровой зоной, рядом с ним — два пентхауса, переделенные под тренировочные лагеря. Также думаем над укреплением штата сотрудников, рассматриваем мобильные дисциплины и варианты возвращения в League of Legends. Но только не в СНГ — LoL не имеет смысла в нашем регионе. Думаем и над основными дисциплинами. PUBG, например, сейчас имеет очень отрицательную тенденцию » .

О производстве мерча

« Это приносит деньги, но в масштабах клуба — это 5% или 10% от общего оборота. Пока что мы находимся далеко от уровня больших спортивных команд, однако уже сейчас можно посмотреть на тех же FaZe Clan или 100 Thieves. Последние не показывают больших результатов в киберспортивном пространстве на данный момент, но это не мешает им монетизировать аудиторию. У FaZe мало спонсоров — им и не надо много. Стримы, мерч, YouTube — всё это приносит большую прибыль. В СНГ-регионе же нужно выбирать немного другие векторы монетизации » .

О канале в Telegram

« Я удивлен ростом подписчиков на моем канале. Писать бывает сложно. Нужно выбрать тему, найти вдохновение. Не могу ничего обещать: возможно, займусь регулярным ведением канала на пенсии » .

В этой статье мы специально поделимся историей из первого лица одного из лучших клатчеров мира — Andreas Xyp9x Højsleth из команды Астралис. Он расскажет о подробностях и тонкостях своей карьеры, с чего он начинал и каким был путь к его победам

Буквально недавно ко мне подошел менеджер Астралис и сообщил, что я самый высокооплачиваемый игрок в Counter-Strike (от призовых денег) за всю историю этой игры. Для меня это были очень приятные чувства, и я даже испытал легкую гордость и она была не из-за денег. Такой момент дает мне понять, что я стою на правильном пути, и что мой выбор посвятить себя карьере киберспортсмена окупился. Мое время вложенное в игру — самое выгодное капиталовложение моей жизни.

Школьные годы

В моей молодости не было ничего необычного. Я ходил в школу, играл в футбол, гандбол, видеоигры и даже был доставщиком газет.

Мне было около 9 лет, когда я впервые увидел Counter-Strike. Это был версия 1.6. Много профессиональных игроков в CS:GO были выходцами из CS Source, но для меня 1.6 была превосходной игрой.

У всех был друг, который показал для вас эту игру, и после чего вы становились ее фанатом. Для меня этим человеком оказался — мой брат. На то время он играл без остановки. И на сегодня между нами есть большая разница только в том, что он перестал играть :). Думаю, что он мог бы стать крутым профессионалом. Я всегда имел талант в компьютерных играх. Дайте мне время и я стану лучшим в кругу друзей в любой игре.

Забавно, но сейчас все наоборот. Иногда я пытаюсь сыграть что-то другое и понимаю, что это все закончится провалом…

Counter-Strike была просто игрой и она вызывала во мне самый большой интерес. И когда у меня в школе было ограничение во времени, то весь возможный час я уделял ей. Именно в школьное время я начал делать серьезные успехи в своей карьере. Это было сложное время в моей жизни, потому что я уже путешествовал на турниры, а это сильно сказывалось на мое посещение. Потом приходилось вечерами заниматься домашним заданием, чтобы хоть как-то догнать школьную программу.

Xyp9x и astralis

На то время киберспорт не был настолько развит, как сейчас. И с одной стороны мои временные инвестиции могли мне стоить очень дорого. Гарантий, что CS:GO станет чем-то больше чем просто увлечение, и что это реально станет моей карьерой не было никаких! Я зарабатывал пару сотен долларов в месяц на игре, но школа была в приоритете.

Новый этап — контракт с TSM

Если так разобраться, то я бы не сказал, что в карьере было все гладко. И только в 2015 году, когда мы подписали контракт с TSM, дела значительно улучшились. Безусловно у нас были хорошие результаты и показатели в других организациях, но TSM подтолкнул нас к следующему уровню с точки зрения зарплаты и “славы”.

Мои родители всегда знали, что я много играл в видеоигры. Их очень сильно волновали мои успехи в школе и моя личная жизнь. Для них в какой-то период было большим удивлением, что я мог зарабатывать на этом деньги или иметь “поклонников”.

Поклонники и большие деньги

Честно говоря, я не очень много думаю о деньгах. Это отличный бонус, и тот факт, что мы смогли превратить хобби в карьеру. Иногда бывают периоды, когда такая мысль приходит ко мне в голову прямо во время ответственного матча.

Для меня очень важно иметь поклонников. Я никогда не устану раздавать автографы или фотографироваться с ними. Без фанатов мы не смогли бы делать то, что делаем. Их поддержка, для нас значит больше, чем они себе представляют.

Роль в команде

В каждой команде должны быть определенные роли, и каждый должен нести свой вес независимо от того, какая его основная роль. Если я хелпающий игрок, то моя ключевая работа — пожертвовать собой, создать правильную и комфортную ситуацию для своих тиммейтов.

Xyp9x love

Во мне есть две версии меня — Андреас и Xyp9x. Нет, у меня не размножение личности. Я довольно спокоен как изнутри, так и вне игры. Дело в том, что бывают моменты, когда я на сцене могу найти другой уровень концентрации. И, что самое интересное, что такого со мной не случается в другом месте.

Мне нравится сравнивать себя с скалолазом, который не привязан к скале веревками. Тут или ты взбираешься на скалу, или твоя жизнь в опасности. Counter-Strike менее опасен, чем это, но принцип остается!

Такое чувство помогает мне держать эмоции под контролем. Главное чувство, которое я испытываю в таких ситуациях — это облегчение и спокойствие. Я рад, что смог помочь команде выйти из плохой ситуации.

Xyp9x trophy

В Counter-Strike не так много времени, чтобы перестроиться — всего 15 секунд между раундами. Поэтому нужно держать свои эмоции под контролем. Я не хочу и мне достаточно сложно вернуться в ритм, если я трачу время на крики и аплодисменты своим товарищам по команде, как это делает gla1ve. Но он отдает такой заряд с целью объяснить нам нашу задачу на следующий раунд.

Про свой талант

На сегодняшний день мы имели большое количество как падений, так и подъемов. Но самое главное надо знать одно — талант имеет границы. Важно его не опустить ниже и всегда держать в форме. Каждый из нас несет большую ответственность за общий скилл команды Астралис!

Бывали тренировки, когда мы придумывали максимально безумные раунды, чтобы дать волю своему мышлению в этой игре. Но у нас всегда есть четкая цель в наших праках, даже если она будет креативной.

Многие команды подражают нам на больших турнирах и пытаются креативить. Может по этому у них бывают такие плохие результаты? Ведь на сегодняшний день мы себе это можем позволить, а они нет. Наш подход очень методичен и аналитичен. Для нас это вопрос долгосрочного успеха, а не результаты какого-то фарта или везения.

Если бы мы участвовали на всех турнирах, то у нас не было бы времени на перезагрузку, перефокусировку и подготовку. Зачем участвовать в 20 турнирах, если вы выиграли только 4 из-за физической и моральной усталости? Лучше прийти на 10 и выиграть 8.

Самое большое счастье в карьере киберспортсмена — это наши поклонники и возможность играть на самых больших сценах перед ними. И очень не хочется их разочаровывать случаями, когда нас выбивают из турнира на ранних стадиях, а также отсутствия нас на финале.

Недавно я на несколько дней уехал к друзьям в другую часть Дании. Все это время не прикасался к компьютеру и не думал об игре. Осознание того, что это был самый длинный перерыв в игре, который у меня был в то время, было довольно забавным.

Но было и другое чувство.

Я был готов вернуться к работе.

Интересные факты про команду Астралис

За этот год Astralis стали победителями на 13 из 18 крупных LAN-чемпионатов, в которых принимали участие. В том числе два чемпионата мира в Лондоне и Катовице, заработав более 4-х миллионов долларов.

Астралис хлтв

Самые популярные CS:GO команды 2018 года (по количеству аудитории):

популярность команд кс го

Общая сумма призовых денег

За 2018 год все игроки команды Astralis стали миллионерами. Они за этот период выиграли 4.2 миллиона долларов. На втором месте по призовым показателям NaVi — 1.3 миллиона.

Первую строчку по игрокам занимает Xyp9x с суммой 1 400 000 $. После пятерки Астралис идет бразилец Taco из команды Mibr с суммой

То есть Андреас один заработал больше, чем вся команда NaVi.

Astralis dupreeh:dupreeh про миллион

Astralis g1ave:

glave про миллион

Astralis magisk:

magisk про миллион

Лучшие моменты Хур9х-а 2018 года:

Болейте за наших, и будьте в теме киберспорта вместе с gocsgo!

  • → Параметры запуска кс го
  • Обновление кс го 26.04.2019 ←
1. Astralis
2. Natus Vinsere
3. Virtus.Pro 4. Gambit ( +11 )
5. Vitality ( -2 )
6. Liquid ( -1 )
7. BIG ( -3 )
8. Spirit ( -1 )
9. FURIA( +1 )
10. G2 ( +4 )



Кирилл «Likkrit» Малофеев

«LoL практически мертва. Команды не могут поддерживать ожидания игроков — денег просто нет. Уходят команды (в следующем сезоне не будет Virtus.pro), уходят кастеры. С точки зрения денег LoL в СНГ откатилась на полтора года назад», — так в конце прошлого года оценивал ситуацию в киберспортивной дисциплине League of Legends бывший игрок M19 Кирилл Малофеев, известный под ником Likkrit.

Насколько все хорошо или, наоборот, плохо с деньгами в киберспорте в СНГ? Откуда берутся деньги? Какие зарплаты у про-игроков? Что сделать для развития киберспорта в СНГ? Анализируем ситуацию и спрашиваем мнения экспертов отрасли.

Откуда берутся деньги в киберспорте

Согласно отчету аналитической компании SuperData Research (высылается бесплатно отсюда), которая занимается исследованиями игровой отрасли, в общем объеме киберспортивного рынка львиную долю составляют деньги от спонсоров и рекламы. За 2017 г. в мировом котле киберспортивной экономики их набралось 70%. Да, все очень просто и банально: крупные мировые бренды платят за рекламу своих торговых марок на киберспортивных событиях — так и живет киберспорт. Остальные доли примерно поровну приходятся на призовые награды за турниры, ставки на киберспорт, продажу билетов на игровые события и продажу продукции с символикой команд.


Как зарабатывают киберспортивные организации

Львиная доля дохода организации — это все та же реклама. Бренды спонсируют организацию, чтобы их логотип «светился» как можно чаще: в кадре, на сайтах и одежде игроков. Чем больше команда выигрывает — тем дороже она может продать спонсорский пакет. По словам генерального менеджера киберспортивной организации Virtus.pro Романа Дворянкина, 70% дохода приходится на спонсорские контракты.

Кроме того, организации продают мерч — товары с собственной атрибутикой. Еще одна статья доходов — призовые от выигрыша турниров, но это самая малая часть прибыли.

«Самый популярный товар у нас — это реплики игровых маек команд. Их продается около 10 тысяч штук в год, остальные артикулы — по несколько тысяч. Благодаря онлайн-магазинам продажи в 2017-м выросли относительно 2016 на десятки процентов. Сейчас мы продаем мерч на сотни тысяч долларов», — сообщает Роман Дворянкин.

Из соображений коммерческой тайны организации не раскрывают подробных данных о своих доходах.

Заработки киберспортсменов

Киберспортсмены, состоящие в командах, подписывают контракты. Там обозначаются условия получения игроком зарплаты: выступление только за одну команду в течение определенного срока, ношение символики команды и другие пункты. Такая практика распространена в серьезных организациях. Плюс банковские счета игроков пополняются средствами от выигрышей в турнирах (подробнее об этом чуть ниже).

Помимо зарплаты, киберспортсмены нередко зарабатывают на стриминге. Причем стримеры зарабатывают несколькими способами. Первый — это банальный донат, когда зрители жертвуют стримеру собственные деньги. Второй способ — партнерство. Заключив партнерское соглашение с Twitch, можно продавать платную подписку на канал — часть средств направляется стримеру. Кроме того, стример получает отчисления за показ коротких рекламных видео на своем канале (которые вполне успешно блокирует AdBlock). К самым популярным стримерам могут «постучаться» различные компании и предложить сотрудничество за определенную плату — например, предложить деньги за «подвешивание» логотипа бренда на стриме. Чем больше зрителей смотрят игрока, тем охотнее у него закажут рекламу. Например, игрок под ником SilverName, состоящий в команде Team Spirit и играющий в Hearthstone, легко собирает у себя на стриме 12-15 тысяч зрителей.

Теперь конкретно о зарплатах игроков в различных киберспортивных организациях.

Какие зарплаты у киберспортсменов в СНГ

Virtus.pro
Как сообщает генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин, средняя месячная зарплата киберспортсмена в его организации составила $8 тысяч на 2017 год. Но несмотря на заключенные спонсорские контракты (сумма которых не разглашается), выигрыши от призовых и продажи мерча, Virtus.pro планирует выйти на полную безубыточность лишь к 2018 году.

Na’Vi
Гендиректор Natus Vincere Евгений Золотарев в 2017-м сообщил, что в его организации зарплаты профессиональных киберспортсменов, играющих в Dota 2, составили $5-6 тысяч в месяц. По его словам, это относительно небольшие зарплаты, но зато на турнирах по Dota-2 очень большие призовые фонды (по $3-4 млн). По его же словам, зарплаты игроков в CS:GO несколько выше: они хоть и начинаются с $1-1,5 тысяч, но могут доходить до $10 тысяч в месяц. Также менеджер Natus Vincere Дмитрий Репин сообщил, что в 2017-м профессиональные игроки в World of Tanks получают в среднем зарплату в $500-700 в месяц (состав по WoT был закрыт в июне 2017-го).

Team Spirit
В одном из интервью 2016 года молодой игрок в Dota 2 из команды Team Spirit (тогда он учился в 10 классе) под ником Ramzes666 поделился информацией о своей зарплате. Он сообщил, что если взять среднюю зарплату взрослого человека в 30 тысяч рублей, то он зарабатывает в месяц в 10-15 раз больше. Сейчас он играет за Virtus.pro.

Какие зарплаты у киберспортсменов за рубежом

Team Liquid
Согласно данным портала theverge.com, в 2017-м киберспортивная организация Team Liquid платила игрокам Dota 2 от $100 до $200 тысяч ежегодно.

Ninjas in Pyjamas
Гендиректор шведской команды Ninjas in Pyjamas раскрыл сведения о годовой зарплате своих игроков: в 2017-м команда платила игрокам в CS:GO $170-230 тысяч, а «дотерам» порядка $116 тысяч.

Astralis
Игроки датской команды Astralis под никами devve и Xyp9x в 2016-м поделились информацией о ежемесячной зарплате игроков в CS:GO. Как выяснилось, в среднем она составляет $9 тысяч.

Evil Geniuses
В конце 2016-го известный китайский киберспортсмен по Dota 2 с ником Chuan сообщил, что сильный игрок за год в команде вроде Evil Geniuses зарабатывает порядка $720 тысяч ежегодно (зарплата+призовые).

Overwatch League
Компания Blizzard (автор игр World of Warcraft, Overwatch, Hearthstone, Heroes of the Storm и др.) создала киберспортивную лигу Overwatch League. По правилам лиги руководства клубов могут подписать спортсменов на минимальную годовую зарплату в $50 тысяч, вдобавок обеспечивая медицинскую страховку.

Для наглядности все указанные зарплаты сведем в одну таблицу, выделив три организации из СНГ и три — зарубежные. Годовые зарплаты переведены в месячные.


По таблице заметно, что зарплаты профессиональных игроков в высокоуровневых командах стран СНГ примерно на 25% ниже, чем средние зарплаты киберспортсменов иностранных команд.

Заработки игроков, исходя из призовых

Чаще всего киберспортивные организации забирают не более 10-20% от выигрыша команды в турнире. Это условие прописано в контрактах игроков. Генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин в интервью рассказывает: «80–90% призовых остается у игроков. В прошлом году мы заработали больше двух миллионов долларов призовых — из них организация получила немного».

Сперва разберем, команды по каким дисциплинам есть у шести киберспортивных организаций, которых мы выделили в первой таблице.


Несмотря на обилие команд по разным дисциплинам, турниры чаще всего проводятся по двум: CS:GO и Dota 2. Так, в 2018-м только «дотеры» и «ксеры» шести выбранных организаций участвовали в турнирах, занимая призовые места. В следующей таблице показано, какая команда сколько денег получила из призовых фондов турниров, которые проводились с начала 2018 г.


Из пяти десятков анонсированных и проходящих в настоящее время профессиональных киберспортивных турниров лишь два пройдут на конкретных площадках в СНГ (причем оба в Москве): EPICENTER XL по Dota 2 в Yota Arena и LCL Spring Split 2018. Призовой фонд первого мероприятия — $1 млн. Второго — $176 тысяч. Львиная доля предстоящих турниров пройдет в онлайне, но главными площадками для проведения турниров на местах все равно остаются США и Китай.

Получается, что деньги, крутящиеся в киберспорте, идут в оборот преимущественно не в странах СНГ. Несмотря на это, команды игроков из СНГ примут участие минимум в половине проводимых турниров — они поедут в Стокгольм, Будапешт, Шанхай, Марсель и Лос-Анджелес. Расписание турниров известно лишь до середины года — оставшиеся анонсируют позднее.

Не у всех дела идут хорошо

Однако не в каждой кибердисциплине и организации в СНГ все хорошо с деньгами. В конце 2016 г. бывшие игроки команды ANOX по Hearthstone под никами SilverName, Iner, ShtanUdachi и NickChipper ушли из организации из-за невыплаты зарплат в течение четырех месяцев. Теперь они стали членами Team Spirit.

А профессиональный российский игрок в League of Legends под псевдонимом Likkrit в конце 2017-го сетовал на отсутствие денег в его дисциплине в СНГ. Он считает, что денег на профессиональной сцене LoL в СНГ вовсе не осталось, поэтому хорошие игроки должны покинуть регион и вступить в другие европейские команды. За свою критику он получил запрет от разработчиков League of Legends выступать на турнирах по этой дисциплине.

«LoL в СНГ для игроков с точки зрения денег откатится года на полтора назад. Мы возвращаемся хоть и не в те времена, когда зарплата была по 15 тысяч рублей, но все же довольно далеко», — сообщает Likkrit.

Причина — большие расходы

На поддержание киберспортивных организаций требуются деньги. Генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин сообщает, что основные статьи расходов — это зарплаты игроков. Кроме того, есть тренировочные базы, аренда помещений, оплата питания, перелета на турниры и проживание в гостиницах. Не говоря уже о небольшом штате сотрудников организации. Как сообщает Роман, только на зарплату киберспортсменам Virtus.pro выделяет $2,4 млн ежегодно.

Бизнесмен Евгений Туголуков, чье состояние оценивалось Forbes в 2011-м в $550 млн, ныне владеет киберспортивной организацией M19 (созданной в 2017-м). По его словам, на содержание M19 уходит минимум $500 тысяч в год — и это было в то время, когда в составе M19 была лишь команда игроков по League of Legends. Теперь в организации есть еще команда по Dota 2.

Что делать, чтобы улучшить ситуацию в СНГ?

С этим вопросом мы обратились к спикерам киберспортивной конференции eSPORTconf Russia 2018: продюсеру киберспортивного направления Mail.Ru Group Ивану Возняку и президенту Калининградского отделения Федерации компьютерного спорта России Роману Алымову.

По мнению президента Романа Алымова, в России с киберспортом все достаточно хорошо.


«Темпы роста аудитории и рынка киберспорта и так достаточно велики. Сегодня, согласно исследованиям и прогнозам опубликованным PwC, рост мирового рынка киберспорта составляет более 20% и к 2022 году должен увеличиться с $327 млн до $874 млн. Очень много зависит от того как будет продолжать развиваться компьютерный спорт, и будут ли участвовать в этом органы власти», — утверждает Роман Алымов.
[прим. — Роман говорит об отчете компании PwC, в котором указано, что в 2016 году выручка от киберспорта в России составила $3,8 млн, тогда как в США этот показатель превысил $108 млн. Тем не менее, аналитики ожидают ежегодный рост индустрии киберспорта в России на уровне 33,2%. По оценкам специалистов, к 2021 году выручка российского киберспорта вырастет до $16 млн. Правда, к тому времени в США этот показатель составит $299 млн.]


Эксперт считает, что появление новых киберспортивных организаций в СНГ зависит от темпов роста киберспортивного рынка и от того, как быстро будет построена спортивная система. Рост зарплат киберспортсменов, по мнению Романа, также зависит от нескольких факторов:

«В про-командах достаточно неплохие зарплаты. Заработок отличается от того, в какой дисциплине и виде программ они выступают. При этом рост зарплаты также зависит от многих факторов. В первую очередь, это заинтересованность правообладателя игры: входит ли киберспорт в их стратегию развития и продвижения игры. Вторая — вовлеченность аудитории. В зависимости от этого будет понимание, станет та или иная дисциплина (программа) интересна брендам, спонсорам, партнерам. Не секрет, что сегодня бренды идут в киберспорт из-за аудитории».

По его мнению, сами игроки должны тренироваться, участвовать в турнирах и показывать себя — только так можно ожидать высокого уровня заработков. А как только в СНГ будет окончательно сформирована система компьютерного спорта, организациям станет проще находить и продвигать талантливых спортсменов.

Иван Возняк не столь оптимистичен. Он считает, что для развития киберспорта в СНГ нужно работать лучше во всех направлениях: создавать понятные программы (включая турниры и лиги), обеспечивать занятость, развивать инфраструктуру и добиваться доступности игровых машин.


«Сейчас все занимаются всем, и многие не понимают, что делать и где больше денег. Сделайте из этого интересный спорт — будет больше денег. Поддерживайте молодых игроков — они принесут больше побед и больше денег. Работайте с профессионалами — у вас будет больше денег», — считает Иван Возняк.

По его мнению, за развитие киберспорта в СНГ ответственны не только федерации, но и крупные компании, а также сами спортивные организации. А когда у широкой публики появится интерес к киберспорту, то и у организаций будет больше спонсоров, больше призовых, и выше зарплаты киберспортсменов. Но чтобы составить конкуренцию крупным зарубежным организациям, необходимо обыгрывать их, учиться у сильнейших и работать лучше, чем остальные.

На вопрос о том, что делать профессиональным спортсменам в СНГ, которым мало платят, Иван отвечает:

«Искать другую команду, другую игру. Перестать заниматься ерундой и взвесить свои реальные шансы. Если хочешь быть на вершине, приготовься, что там мало мест».

NAVI заработали $ 50 000 и право сражаться в LAN-финале сезона, который позже был отменён из-за пандемии коронавируса.

Как зовут электроника Нави?

Кто выиграл Blast 2020?

Astralis и Natus Vincere встретились в малом финале нижней сетки турнира по Counter-Strike: Global Offensive — BLAST Premier: Fall 2020. Датчане не испытали серьёзного сопротивления со стороны NAVI и победили со счётом 2:0 — 16:11 на Inferno и 16:7 на Train.

Сколько мажоров выиграли Астралис?

Права на название Astralis были получены от первоначальных основателей финской команды. Astralis являются 4-х кратным победителями Major-турниров (ELEAGUE Major: Atlanta 2017, FACEIT Major: London 2018, IEM Season XIII: Katowice 2019, StarLadder Berlin Major 2019).

Как переводится Нави?

Natus Vincere (Na`Vi; Рождённые побеждать) — украинская мультигейминговая киберспортивная организация.

Кто такой Рекрент?

Кто такой B1T?

B1T Valeriy Vakhovskiy Валерий начал путь в киберспорте в 2019 году. В сентябре был приглашен в Natus Vincere Junior, в 2020-м вместе с командой вошел в топ-3 CMD368 Championship, пробился в финал SECTOR: MOSTBET Season 3.

Кто владелец Нави?

Какой национальности Симпл?

2 октября 1997, Киев, Украина) — профессиональный украинский киберспортсмен, также известный как s1mple.

Кто снайпер в Нави?

4 марта снайпер команды Natus Vincere по CS:GO Александр s1mple Костылев обновил личный рекорд пикового онлайна на Twitch. За его трансляцией на платформе одновременно следили более 83 тыс. человек.

В каком году Симпл присоединился к Нави?

В январе 2016 года s1mple официально присоединился к североамериканской команде Team Liquid, с которыми попал в топ-8 на MLG Major Championship: Columbus, а на ESL One: Cologne 2016 вывел команду на второе место. Именно его игра во многом способствовала успехам коллектива.

Какая мышь у Симпла 2020?

Мышь Симпла Симпл разваливает с мышкой LOGITECH G PRO Wireless Ghost (9 990₽). У нее целых 8 программируемых кнопок – очень удобно для биндов закупа, например.

Сколько часов у s1mple?

s1mple отдал игре 16 122 часов — это почти два года беспрерывной игры.

Где будет играть s1mple?

Сколько получает Симпл в месяц?

Владелец Natus Vincere Александр Кохановский рассказал, сколько зарабатывают киберспортсмены. В частности, по его словам, один из игроков NAVI зарабатывает $ 1 млн в год — скорее всего, это Александр s1mple Костылев. «Сейчас зарплаты могут быть $ 25-30 тыс. в месяц.

Где играет ZywOo?

Сколько лет Зайву кс го?

Призовые места 4 4 2
Возраст 20 лет
Страна Франция
Команда VIT
Заработано $331K

Сколько лет Zywoo?

20 лет (9 ноября 2000 г.)

Когда родился Zywoo?

9 ноября 2000 г. (возраст 20 лет)

Когда родился Зайву?

Матье «ZywOo» Эрбо

Родился 9 ноября 2000 | 20 лет
Гражданство Франция

В каком году появилась кс го?

21 августа 2012 г.

Сколько лет Simple?

23 года (2 октября 1997 г.)

Сколько стоит s1mple?

Трансферную стоимость s1mple оценили в $ 4,45 млн

Кто Симпл по знаку зодиака?

Настоящее имя s1mple: Александр Костылев
Знак зодиака: Весы
Место рождения: Киев, Украина
Место проживания: Киев, Украина
Семейное положение: встречается с Екатериной Руденко (https://www.instagram.com/cat.rudenko/)

Andrew

Андрей - тренер, спортивный писатель и редактор. В основном он занимается тяжелой атлетикой. Также редактирует и пишет статьи для блога IronSet где делится своим опытом. Андрей знает все от разминки до тяжелой тренировки.

Читайте также: