Как не нервничать на работе учителю

Опубликовано: 17.09.2024

Любая деятельность, которой человек занимается ежедневно из месяца в месяц, из года в год, накладывает на личность определенный отпечаток. Это явление получило название «профессиональная деформация».

В самом термине «деформация» изначально заложен негативный оттенок. Одни качества почти перестают проявляться, другие, напротив, гипертрофируются, становятся основными чертами характера личности.

Процесс изменения характера обычно начинается после трех-пяти лет работы в одной и той же сфере. Менее всего склонны к профессиональной деформации личности цельные, более или менее гармоничные, непрестанно работающие над собой.

Показательно, что человек, подверженный негативным изменениям, при этом уверен, что всегда был таким, а если и меняется, то только в лучшую сторону; личностная деформация субъективно воспринимается как «накопление профессионального опыта».Однако это мнение ошибочно: развивается однобокое отношение к деятельности, существенно сужается психологическая и интеллектуальная гибкость, а в восприятии действительности начинают преобладать преимущественно категоричные черно-белые тона.

Профессиональной деформации более подвержены представители тех профессий, которые работают с людьми: врачи, педагоги, психологи и др. В этих профессиях человек должен не только регулярно пополнять свои знания, но и постоянно развивать свою личность. Если нет развития, личностного роста, неизбежно начинается профессиональная деформация.

По мере роста стажа работы у некоторых учителей формируется излишняя обобщенность в восприятии учеников («троечник», пассивный, неспособный и т. п., происходит формальное выполнение обязанностей.

Педагог должен уметь работать над своим внутренним психологическим состоянием. Личность учителя – это «инструмент» его педагогической профессии, и, как всякий рабочий «инструмент», она должна быть в «порядке» – ухоженной, отлаженной и сбалансированной.

Одним из видов профессиональной деформации является «эмоциональное выгорание», или хроническое нервно-психическое переутомление.

К синдромам «эмоционального выгорания»относятся:

– стремление сократить и/или формализовать взаимодействие с другими людьми (учащимися, коллегами, родственниками, друзьями);

– постоянное ожидание не вознаграждения от выполняемой работы, а наказания, уличения в недостаточной компетентности;

– тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной социальной жизни (трудоголизм);

– снижение работоспособности, продуктивности, желания работать: обычная работа становится все тяжелее, а возможность выполнять ее – все меньше;

– непреходящее чувство уста-лости, бессилия, истощения;

– частые головные боли, бессонница и нарушения сна, расстройства желудочно-кишечного тракта, изменение веса (снижение или увеличение);

– чувство невостребованности, ощущение неспособности изменить свою судьбу, снижение уровня энтузиазма;

– возрастание числа ролевых и эмоциональных конфликтов;

– обида, разочарование, легко возникающие приступы гнева и раздражительности, подсознательное чувство вины;

– общая негативная установка на жизненные перспективы;

– появление ригидности, что создает препятствие изменениям, потому что они требуют энергии и риска, являясь большой угрозой для истощенной личности.

Выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в синдроме «эмоционального выгорания» – личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин.

Наиболее подвержены «эмоциональному выгоранию» люди гуманные, мягкие, увлекающиеся и одновременно – неустойчивые, интровертированные. Быстро «выгорают» идеалисты, одержимые навязчивыми идеями (фанатичные, «пламенные», а также чрезмерно ответственные и авторитарные люди, склонные брать на себя непосильную ношу. Работники, ориентированные на оплату труда, а не на профессиональный успех, менее подвержены «эмоциональному выгоранию». Но с такими людьми достаточно трудно работать, поскольку они выполняют свою работу «от и до».

Ролевой фактор. При нечеткой и неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия фактор «выгорания» резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию «эмоционального выгорания» также те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция.

Организационный фактор. Развитие синдрома «эмоционального выгорания»связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивным общением, подкреплением его эмоциями, принятием решений. Другой фактор развития «эмоционального выгорания» – это нечеткие организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов и конфликтов как в системе «руководитель – подчиненный», так и между коллегами.

Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром «эмоционального выгорания», – наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере общения.

Согласно В. В. Бойко, синдром «эмоционального выгорания» проходит несколько фаз в своем развитии.

Фаза «Напряжения»включает в себя:

– переживание психотравмирующих обстоятельств;

– ощущение загнанности в клетку;

– тревогу и депрессию.

Для фазы «Резистенции»характерны следующие признаки:

– неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, что воспринимается людьми как черствость, неуважение к себе;

– эмоционально-нравственная дезорганизация. Разделение учеников на «плохих» и «хороших», с соответствующим отношением к ним;

– расширение сферы экономии эмоций, которая распространяется не только на работу, но и на семью, и друзей;

– сведение к минимуму своих обязанностей.

Фаза «Истощения»включает в себя такие симптомы:

– эмоциональный дефицит. Исчезают положительные эмоции, и появляются неяркие отрицательные (раздражительность, дискомфорт);

– эмоциональная отстраненность, реагирование без чувств и эмоций. Специалист действует, как бездумный робот, автомат;

– личностная отстраненность, или деперсонализация. Ученики тяготят педагога своим присутствием, хочется отдохнуть от них и от работы;

– психосоматические и психовегетативные нарушения.

Предлагаем несколько рекомендаций профилактического характера для снижения риска синдрома «выгорания»:

1.Оценить ситуацию: как изменилось за последнее время отношение к работе. Если мысль о ней вызывает раздражение и усталость, пора принимать меры.И не вздумайте прятаться от реальности: «Да ничего, просто переутомилась».

2. Создать себе комфортные условия работы. Даже «милые пустячки»: фото на столе, несколько сувениров от близких людей, цветы на окнах и т. д. – помогут избавиться от формализма, свойственного многим учреждениям.

3. «Уйти в отключку», то есть, регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-либо приятное.

4. Уходя с работы,стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром Вы придете на работу, это снова погрузит Вас в состояние дискомфорта.

5. Разговаривать с людьми «по пустякам»: возможность просто поболтать на отвлеченные темы тоже лекарство от стресса.

6. Использовать перемены, обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлеченные темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему уроку.

7. Избавиться от боязни ошибаться – достичь полного совершенства все равно не получится, а пробовать разные варианты необходимо.Задайте себе вопрос: «Что будет, если я сделаю ошибку, – случится мировая катастрофа?»

8.Стать заменимыми: надо избавиться от иллюзии, что без Вас процесс остановится. Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к «выгоранию».

При появлении первых признаков профессиональной деформации и «выгорания» бывает достаточно самопомощи, своевременного «сброса» утомления, поддержки близких и грамотных людей. Необходимо вовремя восстанавливать энергию, силы, работоспособность. Предупредить болезнь – всегда легче, чем ее потом лечить!

И ещё небольшое,но важное дополнение: хорошей профилактикой «выгорания» является радость от своего труда, отношение к своей работе как к любимому делу. Вот как об этом говорится в притче.

Трем строителям задали один вопрос: «Что вы делаете?»

Один из них, вытирая пот с лица,ответил: «Не видите что ли – везу тяжелые кирпичи, надрываюсь от непосильной работы».

Второй устало бросил: «Деньги зарабатываю».

Третий вез тележку, нагруженную кирпичом,со светлой улыбкой на лице и радостно ответил: «Я строю самый лучший храм в мире».

А поэт Рабиндранат Тагор написал об этом такие строки:

Я спал, и мне снилось, что жизнь – это радость,

Проснулся и увидел, что жизнь – это долг.

Я выполнил то, что был должен, и понял,

Что долг – это радость.

Жизнь – долг, исполните его.

И сделайте это с радостью, любовью и удовольствием!

Фотоотчёт о проведённой работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности и о работе с родителями
Фотоотчёт о проведённой работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности и о работе с родителями Фотоотчёт о проведённой работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности и о работе с родителям. Цель: Познакомить.

ИКТ в работе с дошкольниками Использование ИКТ при работе с дошкольниками. Главная задача для воспитателя – это обеспечить комфортное пребывание ребёнка в детском саду,.

Мнемотаблицы в работе с детьми Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного.

Мой подход к работе с детьми
Мой подход к работе с детьми Мой подход к работе с детьми Наиболее значимым, на мой взгляд, ориентиром у дошкольников является создание у ребёнка уверенности в своих.

Мой подход к работе с детьми с ОВЗ
Мой подход к работе с детьми с ОВЗ Сейчас я работаю в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ. Быть воспитателем большая ответственность, а тем более в подготовительной.

Ода моей работе! В городе Сызрани на пригорке, есть своя страна. Сказочно - волшебная, цветущая она! Сторонним наблюдателям жизнь в ней не видна. Но те,.

Отчёт о работе кружка по ПДД В целях пропаганды безопасности дорожного движения среди детей МБДОУ №28 п. Майский, вовлечения дошкольников в отряды юных инспекторов движения,.

Отчёт о работе с родителями Отчёт о проделанной работе с родителями в СП ГБОУ ООШ с. Новопавловка д/с № 8 «Золотой петушок» за 2014-2015 учебный год воспитателя Карпенко.

Отчет о работе по ПДД С 2005 года, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, третье воскресенье ноября объявлено Всемирным днем памяти жертв дорожно-транспортных.

Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.

Термин «синдром профессионального выгорания» (англ. burnout) впервые использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг. Доктор ввел данное понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе. «Выгорание» - это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе.

Американские ученые К. Маслак и С. Джексон выделили три главные составляющие выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.

Деперсонализация – частичное или полное отстранение от общения с коллегами и другими людьми на работе. Данное явление возникает как защитная реакция на эмоциональную перегруженность и сопровождается внутренним раздражением. Периодически могут возникать резкие вспышки гнева.

Редукция профессиональных достижений возникает в условиях завышенных требований к сотруднику и характеризуется чувством собственной некомпетентности. Нередко человек ощущает глубокую вину при незначительных недочетах. То есть снижается адекватное самовосприятие.

Профессия помогающего

Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска.

Помимо всего прочего, успешный учитель (а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.

Причины профессионального выгорания учителей

Причин моральной усталости учителей может быть великое множество. В первую очередь хочется отметить индивидуальные факторы.

Молодые учителя

Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:

  • недоверие родителей и коллег;
  • несоответствие реальной действительности и ожиданий;
  • отсутствие необходимого опыта общения с учениками;
  • «блуждающие приоритеты».

Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, пишут плохо контрольные работы, а опытные учителя не перестают критиковать.

Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.

Семейное положение

Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то, действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы учителю, чтобы переключаться.

Личность учителя

В.В. Бойко выделяет следующие факторы личностного характер, которые влияют на стрессоустойчивость: сниженное чувство собственного достоинства и склонность к интроверсии. Профессор В.В. Бойко считает, что по большей части из низкой самооценки вытекает «трудоголизм». То есть на желание сравняться с «лучшими» человек может тратить все свои энергоресурсы. Кроме того, по мнению профессора, наиболее подвержены выгоранию учителя-интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести следующее:

  • временной дефицит, напряженный ритм работы;
  • некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения;
  • неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика;
  • плохая обратная связь;
  • разобщенность коллектива;
  • однообразие выполняемых действий.

Стадии эмоционального выгорания учителей

Как правило, психологи выделяют три стадии эмоционального выгорания учителей:

Первая стадия

Изначально у учителя могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.

Вторая стадия

Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.

Третья стадия

На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.

Псевдометоды

Не желая кардинально и системно подходить к вопросу реабилитации, многие учителя выбирают своего рода «глушилки» пограничных состояний. Например, метод абстрагирования, при котором педагог устанавливает дистанцию между собой и учеником. Другие же находят отдушину во временных стимуляторах (сигареты, алкоголь и т.п.). И, конечно же, это не решает проблему, а приводит к еще более серьезным последствиям как в отношении психического, так и физического здоровья.

Профилактика и лечение

Личное пространство

Начнем с простого, и казалось бы, незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.

Класс учителя – это его второй дом, поэтому следует уделить внимание его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение).

Организация времени

Педагогу непременно нужны перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки, погружение в воспоминания о приятных моментах.

Очень важно, как учитель проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает.

Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).

Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.

Альтернативное мышление

Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления.

Психотерапия

Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.

В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться и вновь обретает себя.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте .

Сейчас врачи и психологи много говорят о проблеме эмоционального выгорания. Слышали такое выражение «сгорел на работе»?

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».


Эмоциональное выгорание педагога

Я десятый год работаю с детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта. Эта работа требует больших моральных и физических затрат. В прошлом году я отметила у себя признаки эмоционального выгорания и стала искать пути выхода из этого состояния.

  • Если вы не можете уснуть, потому что думаете над решением школьных проблем;
  • если вас не оставляют тревога и беспокойство;
  • если дети вас раздражают;
  • если вам уже не хочется искать что-то интересное к уроку;
  • если всё время ждёте выходных, но за выходные не отдыхаете;
  • если вы не успеваете восстановиться даже за летние каникулы,

то вы тоже горите на работе.

Эмоциональное выгорание педагога - это когда у учителя больше нет ни сил, ни желания работать в школе. Это про то, что очень люблю свою работу, "сердце отдаю детям", поэтому днём веду уроки, потом участвую в семинаре, вечером проверяю тетради, а ночью готовлюсь к урокам. Когда падаю спать, вспоминаю, что сегодня за день 2 раза пила кофе, а поесть было некогда.

Но если спросить учителя «как Вы будете жить через год, пять, десять лет?», он ответит: «Буду работать в школе. Как-нибудь дотяну до отпуска, за лето высплюсь и, с новыми силами…», то есть всё по тому же плану. Такой вот «день сурка» с «белкой в колесе».

После сложного урока хорошо бы посидеть где-нибудь в тишине, заварить чай с мятой, музыку для релаксации послушать, но в большинстве школ нет комнат психологической разгрузки для учителей.

Да и не получается у нас самостоятельно «разгружаться»! Инструктор по ЛФК решила провести для учителей нашей школы занятия с целью снятия нервного напряжения. Легли мы на коврики, инструктор включила музыку со звуками моря и говорит: «Представьте, что вы лежите на берегу, над вами голубое небо…» Как только она замолчала, мы с коллегами начали обсуждать, как наши ученики справились с контрольной. На этом и завершилось наше оздоровление.

Но как-то нервы успокоить всё-таки нужно, поэтому многие учителя заедают стресс, другие постоянно принимают снотворные и успокаивающие таблетки, а некоторые ищут расслабление в бокале вина.

Заканчивается это всё печально - криком на учеников, неврозом – нервная система не выдерживает такие перегрузки и развиваются «болезни стресса»: гипертония, ишемия, язва желудка.


Профессиональные заболевания учителей

Но на первом месте у педагогов не нервные заболевания. На первом месте хронический ларингит - это профессиональное заболевание голосового аппарата. Больше всех страдает горло учителей начальных классов от «систематического перенапряжения при выполнении профессиональных функций или при длительной, без отдыха голосовой деятельности, в результате неумелого пользования фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука.

По результатам обследования 72 % педагогов по функциональному состоянию голосового аппарата могут быть признаны профнепригодными.

А после ларингита по списку:

  • осложнения гриппа, перенесённого на ногах, потому что для учителя-трудоголика (а мы почти все такие) высокая температура, насморк и чихание на учеников и коллег не являются поводом уйти на больничный;
  • близорукость и остеохондроз из -за долгого сидения за компьютером в неправильной позе.

По статистике, ежегодно из десяти тысяч работающих педагогов инвалидами вследствие общего заболевания становится 50 и более человек.

Что может сделать учитель сразу после стрессовой ситуации в условиях школы?

Рекомендации даёт И. В. Cтишeнoк, преподаватель Гомельского областного института развития образования, практический психолог:

Способ, связанный с управлением дыханием

Упражнение «Двадцать целебных вдохов»

Гораздо быстрее успокаивающих препаратов помогает в стрессовой ситуации упражнение, успокаивающее дыхание. Сидя в кресле, примите удобную позу, позу максимального расслабления, сбросив «зажимы с мышц». Затем в ритме затихающего, «затухающего» дыхания до 20 раз мысленно произнесите: «Я…успокаиваюсь» Причем на вдохе следует произносить «я», на вдохе – «успокаиваюсь».

Способы, связанные с управлением тонусом мышц

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 1

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

  1. Осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением.
  2. Каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь-прочувствовать-расслабить».
  3. Напряжению соответствует вдох, расслаблению - выдох.

Можно работать со следующими группами мышц:

  • лица (лоб, веки, губы, зубы);
  • затылка, плеч;
  • грудной клетки;
  • бедер и живота;
  • кистей рук;
  • нижней части ног.

Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.

Способ 2

Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмических движений:

  • движения большими пальцами рук в «полузамке»;
  • перебирание бусинок на ваших бусах;
  • перебирание четок;
  • пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять выдох.

Способ 3. Антистрессовый массаж

Энергичное надавливание (20-25 раз) подушечками указательного или среднего пальца на точки, расположенные:

  • №1 - в конце складки, образующейся при прижимании большого пальца к ладони («холм Венеры»);
  • №2 - в центре ладони;
  • №3 - на кончике среднего пальца правой и левой руки ( эту точку необходимо сдавливать пальцами поочередно на правой, а затем на левой кисти с большим усилием – на сколько хватит сил);
  • №4 - в центре мягких тканей подбородка - под нижней челюстью (перед этой процедурой необходимо выполнить расслабляющий точечный массаж в этой области);
  • №5 - в центре верхней половины ушных раковин.

Способ, связанный с воздействием слова

Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в похожих обстоятельствах.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится» «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной» «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной» «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Мысленно повторите его несколько раз.

Приемы психологической самозащиты

Техника «стеклянной стены»

Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.

Прием «Отрезать, отбросить»

Он пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, - немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

Если Вы понимаете, что выгорание уже происходит, значит, Вам нужна помощь специалиста - психолога или психотерапевта.

Оценить серьёзность ситуации Вам поможет он-лайн тестирование - есть несколько вариантов тестов: «тест на эмоциональное, профессиональное выгорание» (методика К. Маслач и С. Джексон), тест эмоционального выгорания Ильина и тест выгорания Бойко, но диагностика лишь даст общую картинку, насколько «все плохо».

Следующий этап — пересмотр своих жизненных целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе.

В этом могут помочь «Неметодические рекомендации», которые даёт учитель А.С. Бикеева в «Педагогической мастерской».

Она перечисляет ошибочные взгляды со стороны учителя по отношению к своей работе:

  • Меня должны уважать и ценить ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников.
  • В моей учительской жизни просто не может и не должно быть «трудных» учеников и «трудных» родителей. Иначе я — неумеха в своей профессии и несчастный человек в целом.
  • ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны слушать меня, раскрыв рот, разделять мои мнения, взгляды, суждения, всегда и во всём делая то, что я говорю.
  • У ВСЕХ родителей моих ВСЕХ учеников должны быть такие же ценности и приоритеты в жизни, как у меня, ведь я — учитель их детей.
  • Я должен иметь со ВСЕМИ родителями учеников отличные и хорошие отношения.

А вот какие взгляды она указывает в качестве беспроигрышных:

  • Я не могу нравиться всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг нравиться не могут. Все люди разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие отношения. И это — нормально.
  • Конечно, хорошо, если бы не было «трудных» учеников и «трудных» родителей, но встречаются и те, и другие. Но это не означает, что я плохо работаю, и никакие «трудные» люди не сделают меня несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье.
  • ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут разделять мои взгляды и суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во всём. У них — свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и проблемы.
  • Как педагог я должна постоянно работать с родителями своих учеников, общаясь с ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не стремясь им угождать.
  • Замечательно, если у учителя хорошие отношения со всеми родителями учеников. Но люди все разные и отношения с ними складываются по-разному. И это — естественно.
  • У меня высшее педагогическое образование. Но надо постоянно учиться и переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование — это не дипломные корочки, а процесс длиною в жизнь.

Что может сделать администрация школы для профилактики эмоционального выгорания

  • правильно планировать учебную нагрузку для каждого учителя в течение каждого учебного дня, учебной недели, четверти и всего года;
  • оборудовать комнату психологической разгрузки;
  • дать возможность учителям почувствовать себя ценными личностями;
  • организовать тренинги, которые проведёт школьный психолог или приглашенный (специалист со стороны тренинги проведёт эффективнее);
  • проводить Дни здоровья с коллективным выездом на природу;
  • выделять путёвки в профилакторий, санаторий.

Почему администрация школы должна заниматься профилактикой эмоционального выгорания?

Потому что, по мнению психологов, человек с выгоранием портит всем настроение и климат в коллективе, заражает всех своим выгоранием.

Всё выше перечисленное, конечно, важно, но, если учитель вовремя не вспомнит, что он не только добросовестный ответственный сотрудник, но ещё и живой человек со своими потребностями, желаниями и мечтами, никто ему не поможет.

Классапер - платформа для преподавателей, учителей и репетиторов. Выдавайте тесты и задания учащимся, обменивайтесь документами, выявляйте пробелы в знаниях, общайтесь и многое другое.

Педагог – человек, постоянно находящийся в окружении людей. Подход к каждому ученику порой так сложно найти, что учитель не всегда справляется с такой задачей. И дело вовсе не в профессионализме или его отсутствии. Ученики часто забывают, что педагог – тоже человек, у которого есть чувства, эмоции и переживания.


Работа учителя по определению подразумевает наличие устойчивой нервной системы у педагога. Но иногда даже самый «крепкий орешек» не выдерживает напряжения, что неизменно ведет к появлению стресса.

Что же делать, чтобы избежать подобных ситуаций? В статье будут охарактеризованы действенные способы избавления от его симптомов.

Степень загруженности

Прежде чем разобрать способы по борьбе с таким состоянием, следует узнать меру нагрузок, испытываемых педагогом систематически.

  • Педагог, ответственно относящийся к своей работе, проводит, по меньшей мере, два часа ежедневно на подготовку к последующему занятию. Многие люди ошибочно полагают, что проведение урока заключено в пределы сорока пяти минут. Но это в корне не так. Перед занятием учитель должен составить план, найти интересный учебный материал, до малейших деталей продумать эффективные способы удержания внимания учеников на изучении предмета. Учитель должен составлять детальную методику проведения уроков, а также разрабатывать способы работы с классом, как с общественной, так и с индивидуальной точки зрения.
  • Работа в образовательном учреждении предполагает теоретическую и практическую часть. Последнюю всегда нужно проверять. Ученики пишут самостоятельные, контрольные работы, сочинения. Все это требует тяжелого умственного труда преподавателя при проверке работ.
  • Взаимодействие с классным журналом, дневниками, и заполнение различного рода документации также негативно сказываются на психическом здоровье учителя. Все они требуют высокой концентрации внимания и сил, что часто ведет к перенапряжению.
  • Внеклассная работа – тот вид работы, который занимает огромное количество сил и нервов. Чего еще говорить, если учитель еще дополнительно занимается группой продленного дня.
  • Свой отпечаток оставляют разговоры с родителями учеников. Мало того, что нужно найти подход к ученику, так и еще к его родителю. Часто родители с учителями не могут поладить, что повлечет за собой также эмоциональное перенапряжение. Затем учителю приходится судорожно искать пути решения споров.

Благодаря этим и ряду других причин, учитель может время от времени испытывать эмоциональное перенапряжение.


10 способов преодолеть стресс

Подобные эмоции могут испытывать абсолютно все, но учителя больше подвержены нервным срывам. Чтобы избежать их, рекомендуется придерживаться определенных рекомендаций.

  1. Нужно стараться все планировать. Часто одной из причин стресса является дезорганизация. Когда человек орудует несколькими делами одновременно, он нередко путается в действиях, подвержен забывчивости, не удовлетворен незавершенностью дел. Важно уметь определять краткосрочные и долгосрочные цели.
  2. Нужно научиться принимать и признавать неудачи. Многие изначально ставят перед собой завышенную цель, выполнить которую не в состоянии. В итоге всегда наступает разочарование. Важно понимать, что нет идеальных людей, а потому, все складываться идеально тоже не может.
  3. Иногда необходимо расслабляться и заняться любимым делом. Ничто так не отвлекает и не перезагружает, как время, проведенное с удовольствием. Это может быть просмотр телевизора, прогулка или общение с друзьями. Любимое занятие всегда поможет поднять настроение и улучшить общее состояние организма. Найдя хобби, человек сможет на время отвлечься от негативных эмоций. Нужно также научиться разграничивать общественную деятельность от личной жизни.
  4. Нужно стараться концентрироваться только на положительных характеристиках каждого человека. Полезно подчеркивать достоинства того или иного ученика, что поможет избежать конфликтов и недопонимания в будущем. Педагогу настоятельно рекомендуется приобрести практические навыки позитивного мышления.
  5. Не нужно ни с кем соревноваться. Непреодолимое желание постоянно быть лучше и умнее всех педагогов обернется личной трагедией для преподавателя: нервными расстройствами, повышенной агрессивностью, напряженностью.
  6. Не нужно замыкаться в себе. Рассказав о личных переживаниях, жизненных трудностях кому-то из близких, можно значительно облегчить эмоциональный груз, который лежит на сердце. Таким образом станет намного легче проводить занятия.
  7. Эмпатия – одна из главных характеристик профессионального педагога. Благодаря этому качеству человек учится жить в гармонии с собой и окружающим миром, что очень важно именно для преподавателя.
  8. Не нужно все время уделять работе. Длительный сон, спа-процедуры, банальная прогулка на свежем воздухе – маленькие радости, способные «перезагрузить» разум, снижая общий уровень стресса.
  9. Стоит научиться хвалить себя. Каждое «Умница», сказанное себе мысленно за хорошо выполненную работу, способно поднять настроение. Также подсознательно человек ощущает правильность избранного пути.
  10. Стремление к самосовершенствованию – отличный способ избежать стресса. Систематическое развитие личности помогает окончательному формированию устойчивой самооценки. Ведь зачастую стрессы случаются по причине собственной неуверенности и отчасти от незнания рычагов правильного воздействия на детей .


Заключение

Педагог – человек, максимально подверженный нервным расстройствам. Иногда кажется, что профессия неблагодарная, но это не совсем так. Если следовать всем рекомендациям, можно проводить занятия с наименьшим ущербом для ментального здоровья. А потому, от работы педагог сможет получать только удовольствие.


Иногда (в целом чаще, чем хотелось бы) школа становится постоянным источником стресса как для ребёнка, так и для учителя. Это приводит к тому, что включается «режим выживания». Блогер Алина В. Крафт рассказывает, как учителям сделать процесс обучения эмоционально безопасным для себя и окружающих.

Когда мы находимся под угрозой, то часто действуем нерационально. Виной тому древние механизмы выживания. Согласно триединой модели головного мозга МакЛина, у нас, людей, есть так называемый рептильный мозг (R-комплекс), который в числе прочего отвечает за стратегию поведения «бежать или сражаться», и ему уже 100 миллионов лет. А вот визуальный, мыслящий мозг — самая молодая структура, ему всего 1,5 — 2,5 миллиона лет. Поэтому при малейшей угрозе мы делаем не так, как принято в социуме\нормально\правильно, а как нам велят инстинкты. И это напрямую касается образовательной ситуации.


Вот сценарий, который обычно разворачивается во многих школах.

Ученик ведёт себя так активно, что нарушает учебный процесс. Учитель публично отчитывает ребёнка за плохое поведение. Затем ребёнок делает неуважительный комментарий в ответ. Учитель подходит к нему и громким голосом заявляет, чтобы он «лучше подготовился в следующий раз» или «будет вышвырнут вон из класса».

Ученик сопротивляется, ведь у него срабатывает механизм защиты. Учитель, в свою очередь, начинает бояться потерять контроль (который обеспечивает его безопасность) и призывает директора или заведующего на помощь.


Мы наблюдаем, как напряжение нарастает в геометрической прогрессии. В итоге в борьбе за власть ни учитель, ни ученик не побеждают. Хотя учитель может получить некоторое краткосрочное облегчение, выгнав ученика из класса, но он теряет ценное время из-за конфликта. Ученик может быть счастлив, гуляя по коридору школы, но он оторван от учебного процесса.

Поведение участников этой ситуации нерационально: оно не приносит положительного результата и способствует повторению этого сценария.

И взрослый, и ребёнок стараются защитить свою территорию, отбиваясь от противника. Но постойте, разве учитель и ученик должны быть противниками?

Как учителю действовать в этой ситуации, чтобы уменьшить уровень стресса или хотя бы не увеличивать его?

1. Успокойтесь, прежде чем отвечать на провокационное замечание или поведение ученика. Например, вы можете расслабиться в стрессовой ситуации, глубоко подышав. Это позволит вам спланировать ответ, а не просто спонтанно реагировать на поведение ученика.

2. Отвечайте ученику «нейтральным», спокойным голосом сразу же при возникновении нежелательного поведения. Короткие и актуальные ответы преподавателей дают ученику меньше контроля над ситуацией, плюс ко всему, учителя меньше «награждают» детей большим количеством негативного, но желанного для ученика внимания.

Кстати, о негативном\позитивном внимании. Некоторые школьники плохо себя ведут, потому что пытаются привлечь внимание учителя. Удивительно, но многие ученики, которые ценят внимание взрослых, действительно не заботятся, будет это похвала или порицание, они просто хотят внимания!


Для сглаживания ситуации учителя могут использовать «случайное положительное внимание». По сути, преподаватель начинает игнорировать вызывающее поведение ученика и в то же время «случайно» даёт ребёнку положительное внимание. Есть два простых правила:

1. Всякий раз, когда ученик неуместно пытается привлечь ваше внимание, нейтральным образом спокойно и ненадолго перенаправьте ребёнка на задание, затем продолжите работу с классом.

2. Если ученик бездельничает, когда вы смотрите на него, подойдите и на короткое время уделите ему положительное внимание.

Работа учителя непроста, она предполагает эмоциональное взаимодействие с большими группами разных детей. Взрослые и дети испытывают напряжение, конфликтные ситуации неизбежны. Учитель не может просто выключить своё раздражение и запретить школьникам злиться\ругаться\и так далее. Самое важное — понимать основы этого механизма защиты.

Будьте осознанны в своих реакциях на стрессовые ситуации в классе и старайтесь действовать согласно логике, а не инстинктам выживания, и тогда ученики последуют вашему примеру.

Читайте также: