Какие выплаты работникам не учитываются

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какие выплаты не должны учитываться в среднем заработке работника при расчете пособия по временной нетрудоспособности?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При расчете пособия по временной нетрудоспособности в среднем заработке работника не должны учитываться те выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ.

Обоснование вывода:
Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности установлен ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение).
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ и п. 2 Положения в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 04.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для таких плательщиков признаются, в том числе, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Частью 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Перечень сумм, не облагаемых страховыми взносами, установленный в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.*(1)
Так, например, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Также и материальная помощь, выплачиваемая плательщиками страховых взносов и признаваемая в общем случае объектом обложения страховыми взносами, в отдельных ситуациях в базу для начисления страховых взносов не включается (письмо ФСС России от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985). Например, не начисляются страховые взносы на суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за один календарный год (п. 11 ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Закона N 212-ФЗ).*(1)
Таким образом, при исчислении пособия по временной нетрудоспособности в составе среднего заработка не учитываются все виды социальных и иных выплат работнику, которые предусмотрены ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

10 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Рекомендуем ознакомиться также с материалами: "Энциклопедия решений. Компенсационные выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами", "Энциклопедия решений. Материальная помощь, не облагаемая страховыми взносами".

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Перечень расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогообложения, установлен ст. 255 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой, в расходы на оплату труда включают любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, а также премии и единовременные поощрительные начисления.

Для того, чтобы указанные выплаты учитывались при исчислении налогооблагаемой базы по прибыли в соответствии со ст. 255 НК РФ, они должны быть предусмотрены нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, с одной стороны к расходам на оплату труда относятся выплаты стимулирующего характера за производственные достижения, с другой стороны эта же статья позволяет учесть затраты на любые выплаты работникам, предусмотренные трудовым или коллективным договором.

Однако, по мнению контролирующих органов, вознаграждения работникам можно учесть в расходах по налогу на прибыль только при одновременном выполнении двух указанных выше условий.

Также при отнесении расходы на оплату труда необходимо помнить про ст. 270 НК РФ

Статья 270 НК РФ значительно сужает расходы на оплату труда, учитываемые в целях налогообложения прибыли, на ряд выплат, произведенных в пользу работников. Речь идет о выплатах, предусмотренных пп. 22 — 29 ст. 270 НКРФ. Перечислим их:

  • в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;
  • в виде сумм материальной помощи работникам;
  • на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;
  • в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами);
  • на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
  • на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;
  • на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания;
  • на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных выплат более подробно.

Затраты на оплату фитнес-центров

Есть обязательные для всех организаций мероприятия по охране труда, например, спецоценка рабочих мест, соблюдение санитарных норм. Это закреплено законодательно, поэтому такие мероприятия компаниям следует включить в свой перечень.

А вот включать в него мероприятия по развитию физкультуры и спорта или нет, а также, какие именно это будут мероприятия, и сколько на них будет потрачено — это выбор руководителя.

Перечень выбранных мероприятий можно утвердить:

  • в качестве отдельного локального нормативного акта;
  • как часть коллективного (трудового) договора;
  • как часть положения об охране труда.
  • компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
  • организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
  • организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий с работниками, имеющими медицинские показания к занятиям лечебной физкультурой, включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
  • приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
  • устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;
  • создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

А при расчете налога на прибыль расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством можно учесть в составе прочих расходов.

Однако по мнению Минфина РФ, затраты на мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, упомянутые в приказе Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н, к расходам на обеспечение нормальных условий труда не относятся.

Кроме того, затраты на оплату занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий прямо указаны в перечне расходов, которые не могут быть учтены при определении базы по налогу на прибыль (ст.270.НК РФ).

Поэтому, несмотря на то, что организация в рамках мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков может оплачивать занятия своих работников, к примеру, в фитнес-центрах, такие расходы не могут уменьшать базу по налогу на прибыль (письмо Минфина РФ от 17.10.2014 № 03-03-06/1/52376).

Таким образом, если организация желает приобщить своих работников к спорту и уменьшить на такие расходы базу по налогу на прибыль, ей следует быть готовой к спору с проверяющими.

Напомним, что перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, установлен ст. 217 НК РФ. Оснований для освобождения от налогообложения сумм компенсаций организациями работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях ст. 217 НК РФ не содержит.

Следовательно, указанные суммы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (письмо Минфина РФ от 09.06.2015 № 03-03-06/1/33416).

Отметим, что НДФЛ возникнет в том случае, если возможно идентифицировать получение услуг физическими лицами (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2010 № Ф09-8909/10-С3).

Материальная помощь, предусмотренная договором

Однако, в соответствии с п. 23 ст. 270 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.

Из буквального толкования вышеприведенных норм НК РФ можно сделать вывод, что по общему правилу, организация не имеет права отнести единовременную материальную помощь, выплаченную своему работнику, к расходам по налогу на прибыль.

Между тем, выплата материальной помощи может быть обусловлена различными обстоятельствами. И от причин их возникновения зависит возможность включения матпомощи в базу по налогу на прибыль.

Например, компания может выплачивать материальную помощь при предоставлении ежегодного отпуска. Рассмотрим позицию официальных органов по данному вопросу.

Так, в письме Минфина РФ от 02.09.2014 № 03-03-06/1/43912 разъясняется, что единовременные выплаты работникам при предоставлении им ежегодного отпуска, в том случае, если:

  • такие выплаты предусмотрены трудовым договором либо если в трудовом договоре имеется указание на коллективный договор;
  • зависят от размера заработной платы и соблюдения трудовой дисциплины,

Таким образом, для налога на прибыль матпомощь к отпуску можно учесть в составе расходов на оплату труда только в том случае, если она предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором и связана с выполнением трудовых обязанностей. В иных случаях матпомощь к отпуску в расходах учесть нельзя.

Доставка работников до места работы: что нужно для признания расходов

Говоря о затратах на доставку работников, следует учитывать, что по общему правилу расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом (п.26 ст.270 НК РФ) не включаются в расходы по налогу на прибыль. Исключение составляют:

  • суммы, которые подлежат включению в состав расходов в силу технологических особенностей производства;
  • случаи, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этомесли расходы на доставку сотрудников вызваны технологическими особенностями и в трудовых (коллективных) договорах не поименованы — расходы уменьшают налог на прибыль в качестве прочих, на основании подп.49 п.1 ст.264 НК РФ (письма Минфина РФ от 10.01.2017 № 03-03-06/1/80079, от 31.08.2012 № 03-03-06/1/449).

Это подтверждает и судебная практика.

Так в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.2010 по делу № А33-18167/2008 суд не принял доводы налоговой инспекции о том, что расходы на оплату проезда сотрудников к месту работы и обратно не учитываются, если они не предусмотрены коллективным и (или)трудовыми договорами, указав, что налогоплательщик правомерно признал эти затраты, так как они обусловлены технологическими особенностями производства.

Понятие технологических особенностей производства в НК РФ не раскрыто.

Исходя из разъяснений Минфина РФ в письме от 10.01.2017 № 03-03-06/1/80079, к таким особенностям можно отнести случаи, когда нет возможности доставить работников до места работы общественным транспортом либо при сменном графике работы организации.

Если потребность в доставке персонала предусмотрена трудовыми договорами и не зависит от наличия технологических особенностей — затраты на доставку учитываются как расходы на оплату труда, на основании п.25 ст.255 НК РФ.

Для признания таких расходов в качестве расходов на оплату труда, по мнению Минфина РФ, должны быть соблюдены следующие условия (письмо Минфина РФ от 16.03.2017 № 03-04-06/15198):

  • оплата проезда персонала предусмотрена трудовым и/или коллективным договором;
  • должно быть точно известно, сколько было потрачено на проезд каждого конкретного работника;
  • с натурального дохода работника в виде стоимости оплаты проезда должен быть начислен НДФЛ.

Напомним, что ранее Минфин РФ придерживался позиции, согласно которойдля включения в затраты по налогу на прибыль платежей за доставку работников к месту работы и обратно, одновременно должны соблюдаться следующие требования (письма Минфина РФ от 21.01.2013 № 03-03-06/1/18, от 20.05.2011 № 03-03-06/4/49):

Здесь собраны ответы на часто задаваемые вопросы по теме «Мониторинг оплаты труда сотрудников бюджетной сферы», «Форма сбора информации о заработной плате сотрудников государственных и муниципальных учреждений». Статья будет пополняться ответами на ваши вопросы.

ОТВЕТ: Нет, не нужно

ОТВЕТ: В мониторинге участвуют все казенные, бюджетные, автономные учреждения субъекта РФ, муниципальные учреждения, федеральные государственные учреждения.

Данные о зарплате работников не представляют:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления (в том числе являющиеся муниципальными казенными учреждениями);
  • государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации и их территориальные отделения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования);
  • суды;
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации и иные прокуратуры;
  • организации, не являющиеся учреждениями (унитарные предприятия, хозяйственные общества).

Учреждения, в которых заняты лица, имеющие специальные звания, представляют данные только в отношении гражданского персонала в установленном согласно законодательству о государственной тайне порядке.
Филиалы организаций используют механизм подачи сведений аналогично механизму сдачи отчетности в ПФР.

ОТВЕТ: В случае, если работник был уволен в одном из предыдущих отчетному месяцев (в течение 2020 года), а в отчетном ему в результате перерасчёта (компенсации и т.д.) были начисления, то данные суммы отражаются в Разделе 1 формы. При этом, ставка работника ставится та, которую занимал работник по должности до увольнения, количество рабочих часов по графику - 0, фактически отработано - также 0.

ОТВЕТ: В случае необходимости внесения изменений отчет подается заново с учетом всех исправлений. Сделать это можно до 9 апреля. При агрегации будет учтен последний по времени отчет.

ОТВЕТ: На официальном сайте Пенсионного фонда РФ в разделе "Модуль форматно-логической проверки отчетов" размещена информация об ошибках, которые могут возникнуть при заполнении формы (подробнее: https://pfr.gov.ru/info/af/fsiozp)

ОТВЕТ: При наличии ошибок в файле будет осуществляться возврат всего файла с указанием ошибок

ОТВЕТ: Классификаторы разработаны и отражены в инструкции по заполнения формы. В форме предусмотрено также заполнение справочников.

ОТВЕТ: Лица, которым присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания, не являются работниками, с которыми заключен трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, поэтому в разделы 2 и 3 по ним информация не предоставляется. Касательно включения руководителей филиалов - по ним информация не включается.

ОТВЕТ: Да, необходима, в том числе по уволенным

ОТВЕТ: Сведения по федеральным государственным гражданским служащим не предоставляются

ОТВЕТ: Учитываются все работники

ОТВЕТ: 6.0

ОТВЕТ: Предоставлять информацию о дочерних организациях необходимо в том случае, если они являются государственным муниципальными учреждениями

ОТВЕТ: Если орган власти не является подведомственным, а обособленным территориальным органом, то он не учитывается при формировании мониторинга

ОТВЕТ: Необходимо указывать за месяц

ОТВЕТ: Они не учитываются

ОТВЕТ: Квалификационная категория указывается отдельно, оклад остается в графе начисления по окладам/тарифным ставкам

ОТВЕТ: Да, аналогично по всем выплатам (оклад - в графу 16 - начисления по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда, руб. и т.д.)

ОТВЕТ: Да, отражаются

ОТВЕТ: В разделе 2 формы информация заполняется не по отдельным работникам, а по всему учреждению в целом из источников формирования фонда оплаты труда.

ОТВЕТ: Необходимо ставить значение 0

ОТВЕТ: Имеется ввиду именно источник.

ОТВЕТ: Если организация полностью ликвидирована, а не изменила свою организационно-правовую форму, то предоставлять информацию о ней не нужно

ОТВЕТ: Нет, такие данные отражать не нужно.

ОТВЕТ: Файл должен быть один на одно учреждение. Внутри информация по всем месяцам и по лицам.

ОТВЕТ: Отчет сдается по тем же принципам, что и вся отчетность по персональному учету ПФР в рамках Федерального закона №27-ФЗ. Какая организация сегодня сдает СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и пр. в ПФР, она же сдает и данный отчет.

ОТВЕТ: По таким договорам отчитываться не нужно.

ОТВЕТ: Перерасчет включается в период начисления.

ОТВЕТ: Отпускные выплаты указываются в графе "Прочие выплаты"

В настоящее время широко практикуемые стимулирующие выплаты – это премии. При этом некоторые руководители и бухгалтеры учреждений считают, что премиями стимулирующего характера можно признавать любые премии при условии закрепления их в трудовом или коллективном договоре или локальном нормативном акте. К расходам на оплату труда можно отнести не любые выплаты, указанные в трудовом договоре, а выплаты за работу, выполняемую в рамках трудового договора. Система оплаты труда – это выплаты за труд.

Система оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливается с учетом профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения профессий рабочих и должностей к профессиональным группам, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочные работы и т.п. устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного органа организации.

В муниципальных учреждениях применяется повременная форма системы оплаты труда, при которой заработная плата работникам бюджетной сферы определяется в соответствии с их квалификацией и количеством отработанного времени. В зависимости от способа учета рабочего времени используются месячные ставки (оклад), дневные и часовые тарифные ставки. Размер заработной платы работника, для которого установлен месячный оклад (ставка), не зависит от количества рабочих часов или дней в конкретном месяце. В случае если все дни в расчетном периоде проработаны полностью, заработная плата начисляется в размере месячного оклада (ставки).

Размер оплаты труда работников, для которых установлена дневная или часовая тарифная ставка, зависит соответственно от количества рабочих дней или часов, фактически отработанных в течение расчетного периода.

Повременная оплата труда может применяться в сочетании с премиальной системой, принятой в учреждении в соответствии с положением о премировании, в котором установлены источник выплаты премии, конкретные показатели и условия начисления сумм премий работникам.

Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух ее составляющих:

- гарантированная часть заработной платы включает должностные оклады, ставки, компенсационные выплаты по трудовому законодательству, дополнительные выплаты в образовании (за классное руководство, за проверку тетрадей, за заведование кабинета и т.д.). Источники покрытия гарантированной части заработной платы работников бюджетной сферы для казенных учреждений является бюджетная смета, а для бюджетных и автономных учреждений – субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением муниципального задания;

-стимулирующая часть заработной платы включает:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

Размер и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (Положение о стимулирующих выплатах, премировании работников). Источниками покрытия стимулирующей части заработной платы работников бюджетной сферы являются: для казенных учреждений – лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования); для бюджетных и автономных учреждений – средства от приносящий доход деятельности, а также средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС).

Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).

Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх установленной заработной платы в целях поощрения за достижение определенных результатов, выполнение повышенных обязательств и т.д., а также в целях стимулирования достигнутых показателей деятельности.

Системы стимулирующих доплат и надбавок могут устанавливаться коллективными договорами или определяться положением о премировании, которое признается локальным нормативным актом.

В учреждениях наиболее часто системой оплаты труда предусматривается выплата премии за основные результаты деятельности за счет средств бюджета или средств от приносящей доход деятельности.

От премий по итогам работы, предусмотренных системой оплаты труда, следует отличать поощрительные премии, выплачиваемые в качестве награждения отличившихся работников вне системы оплаты труда. В этом случае выплата премии осуществляется в рамках поощрения за успехи в работе определенного круга работников учреждения (юбилейные даты, профессиональные праздники, уход на пенсию ит.д.). Указанные премии не могут рассматриваться в качестве системных (трудовых), даже если они перечислены в Положении о премировании или ином локальном нормативном акте. Главным отличительным признаком несистемных выплат является то, что они не связаны непосредственно с исполнением работником трудовых обязанностей и результатами деятельности учреждения.

Система премирования должна четко определять и увязывать между собой следующие элементы: показатели премирования, условия премирования, размеры премий, круг премируемых работников, периодичность премирования.

Показатели премирования должны быть конкретными, четно сформулированными, а выполнение показателей – легко учитываемым. Необходимо, чтобы каждый работник точно представлял себе, в каких случаях он имеет право на получение премии и в каком размере. Реализация данного элемента Положения достигается при помощи установленных критериев оценок труда работников учреждения. В противном случае снижается степень уверенности работников в объективности и справедливости системы премирования, что приводит к снижению ее стимулирующей роли.

Условия премирования выполняют контрольную функцию и вводятся для того, чтобы премирование по выбранным показателям не было оторвано от других сторон деятельности работника учреждения, не учитываемых показателями премирования. Правильная организованная система премирования должна быть основана на том, что при несоблюдении всех или части условий премирования у работника изначально не возникает права на получение премии или премия начисляется в меньших размерах.

Премирование работника учреждения может осуществляться в рамках системы оплаты труда, и размер премии может устанавливаться в виде заранее определенной части основной заработной платы или в твердой денежной сумме. В Положении о премировании (или в разделе коллективного договора) следует указать, как будут начисляться премии. В случае применения коллективной системы премирования размер премии для каждого работника учреждения определяется с учетом его реального вклада в общие результаты работы исходя из ряда параметров (оценочных критериев труда), характеризующих объем выполненных работ, напряженность работы, качество работы, уровень организации труда, деловую и творческую активность работника, исполнительную и трудовую дисциплину и т.д.

В круг премируемых работников по установленным показателям следует включать работников, которые своей работой оказывают непосредственное воздействие на достижение определенного уровня этих показателей.

Выбор периода премирования зависит от особенностей организации и специфики деятельности учреждения, состав показателей и условий премирования, установленной периодичности планирования, учета и отчетности. Наиболее часто премирование производится ежемесячно. В отдельных случаях, когда основным показателем премирования являются результаты хозяйственной деятельности учреждения, а также по специальным системам премирования поощрение может производиться поквартально, за полугодие или за год. Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение каких-то определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).

При формировании Положения о премировании работников учреждений рекомендуется включать в основные разделы следующую информацию:

в разделе «Общие положения» указываются нормативная база (Трудовой кодекс РФ, Положение о системе оплаты труда учреждения и т.д.) и цели принятия положения (например, усиление материальной заинтересованности работников в повышении результатов работы учреждения, установление порядка и условий премирования работников учреждения в соответствии с оценочными критериями труда). В данном разделе следует также обозначить круг премируемых работников (например, штатные работники и совместители). Указывается, что премирование работников учреждения по результатам их труда зависит от качества труда, финансового обеспечения (источников покрытия премии) учреждения и других факторов, оказывающих влияние на премирование и размер премий.

в разделе «Виды премий и показатели премирования» предусматривается текущее и единовременное премирование. При этом текущие премии начисляются по итогам работы за месяц (квартал) в случае достижения работником учреждения высоких показателей в труде при условии безупречного выполнения работником трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором, должностной инструкцией и коллективным договором. При этом под высокими показателями в труде (оценочные критерии труда) понимаются установленные соответствующие перечни показателей для работников, относящиеся к основному персоналу (педагогический состав, медицинский состав, работники культуры и т.п.), для работников бухгалтерии, для работников административно-управленческого персонала, кроме руководителя учреждения (АУП), для вспомогательного персонала, для младшего обслуживающего персонала (МОП).

Единовременные (разовые) премии могут начисляться работникам учреждения: по итогам результативной работы за год, за выполнение работником учреждения конкретного дополнительного задания, за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий, особо срочных работ и разовых заданий руководства учреждения и т.д.

В данном разделе должны быть закреплены условия, при которых премия не начисляется, а также в соответствии со ст. 189, 192 ТК РФ указываются случаи, при которых премия не выплачивается работникам учреждения:

  • при появлении работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подтвержденном соответствующим освидетельствованием;
  • при совершении прогула без уважительных причин;
  • при несоблюдении трудовой дисциплины;
  • при наличии выговора за плохое исполнение своих трудовых обязанностей и т.д.

в разделе «Порядок расчета, назначения и выплаты премий» необходимо указать, что размер текущих премий (месяц, квартал) работников учреждения не может превышать установленный настоящим Положением процент премии от величины оклада по представлению руководителя структурного подразделения (руководителя учреждения). При этом не рекомендуется устанавливать минимальный размер премии, например, «…ежемесячная премия, составляет от 10 до 30 % от установленного оклада». Размер разовых премий определяется для каждого работника учреждения руководителем в твердой сумме или в процентах от оклада по предоставлению руководителя структурного подразделения. Размер премирования зависит только от объема финансового обеспечения учреждения. Порядок расчета премии и определение ее размера зависит от конкретных показателей премирования при условии их выполнения и должен быть закреплен соответствующими приложениями к Положению.

В данном разделе Положения необходимо также указать, что работникам вновь принятым на работу в учреждение или уволившимся из учреждения по уважительным причинам в течение периода, за который начисляется премия, расчет производится пропорционально отработанному времени. Текущие премии (месяц, квартал) выплачиваются работникам учреждения в установленный срок (в месяце, следующем за периодом премирования).

В целях своевременного расчета и выплаты премии работникам учреждения руководители структурных подразделений учреждения в установленный срок не позднее числа месяца, следующего за периодом премирования, обязаны направлять руководителю учреждения данные о выполнении работниками показателей премирования за соответствующий период и предлагаемый размер премии.

в разделе «Заключительные положения» следует определять порядок вступления Положения о премировании в силу и сроки его действия, а также порядок внесения изменений в данное Положение. При этом рекомендуется указать, что Положение о премировании работников учреждения вступает в силу со дня утверждения его руководителем учреждения и действует до замены новым.

При формировании Положения о премировании работников учреждения следует учитывать, что если оценочных критериев труда работников много и для разных структурных подразделений они различные, то можно определить перечни показателей для каждого отдельного подразделения по балльной системе и оформит их как приложение к Положению о премировании.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ после утверждения руководителем Положения о премировании работников учреждения в обязательном порядке с ним необходимо ознакомить всех работников учреждения под подпись. Назначение премий необходимо оформлять приказами руководителя учреждения.

Надо знать. Бухгалтерский учет расчетов с работниками учреждения по заработной плате, в том числе по стимулирующим выплатам (премии), осуществляется в следующем порядке:

- начисление системной премии на расходы учреждения, покрываемые соответствующими источниками финансового обеспечения, производится на основании Положения о премировании с учетом оценки профессиональных качеств работников учреждения.

При отпускных расчетах бухгалтеру необходимо помнить:

- разовые премии системного порядка (за труд) увеличивают сумму отпускных – согласно п. 15 Положения Постановления Правительства РФ № 922 при расчете отпускных учитываются только премии за труд, предусмотренные системой оплаты труда учреждения. Разовые премии за выполнение конкретной работы (например, за успешное окончание проекта и т.п.) принимаются в расчете, если они предусмотрены локальным нормативным актом учреждения (например, Положением).

Разовые премии поощрительного характера (к праздничным датам, профессиональным праздникам, юбилеям или другим событиям) не учитываются при расчете отпускных работникам учреждения.

В сумме отпускных учитывается годовая премия за прошлый год – при расчете суммы отпускных необходимо учитывать годовое вознаграждение за предшествующий отпуску календарный год (п. 15 Положения № 922). Например, если отпуск предоставляется в 2014 году, то при расчете отпускных необходимо учесть только годовое вознаграждение за 2013 год.

Если годовая премия начислена после отпуска, то отпускные необходимо доплатить – согласно п. 15 Положения № 922 в отличие от других премий годовое вознаграждение необходимо учитывать независимо от времени начисления. Это означает, что годовое вознаграждение необходимо учесть при расчете отпускных, даже если оно было начислено после предоставления отпуска, но за предшествующий отпуску год. В этом случае после начисления годового вознаграждения необходимо пересчитать сумму отпускных и произвести доплату работнику учреждения. Установленных сроков перерасчета нет, поэтому учреждение самостоятельно принимает решение перерасчета либо одновременно с начислением годового вознаграждения, либо вместе с ближайшей выплатой работнику после его начисления.

Квартальная премия, начисленная после отпуска, не является основанием для перерасчета суммы отпускных – согласно п. 15 Положения № 922 при расчете отпускных учитываются премии, которые были начислены только в расчетном периоде. При этом неважно, за какой период была начислена премия, важно, что она начислена в расчетном периоде;

При неполном расчетном периоде премии учитываются пропорционально, если премиальный период не входит в расчетный – в случае если расчетный период отработан не полностью, то премия за рабочий период, выходящий за пределы расчетного, учитывается при расчете отпускных пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, даже если была начислена с учетом времени, отработанного в рабочем периоде (п.15 Положения № 922).

Для новых работников премии учитываются по специальным правилам – согласно п. 15 Положения № 922 для работников, которые работают не с начала рабочего периода, за который начисляются премии, при расчете отпускных учитываются:

- полностью, если ионии начислены пропорционально отработанному времени;

- пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, если они начислены без учета времени, отработанного в рабочем периоде. Рабочий период – период, за который начисляется премия (квартальная - квартал, годовая – год). Например: работник принят на работу с 13 января 2018 года. С 20 июня по 3 июля 2018 года ему предоставлена часть ежегодного отпуска. В мае 2018 года ему была выплачена квартальная премия за 1 квартал в размере 2000 рублей без учета фактически отработанного времени. В расчетном периоде отсутствуют исключаемые периоды. В этом случае для премии за 1 квартал 2018 года рабочий период – 3 месяца (январь-март). Так как работник начал работать в учреждении не с начала 1 квартала и премия ему была начислена без учета данного факта, то при расчете отпускных необходимо учесть данную премию пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.

В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы на оплату труда работников организации в целях налогообложения прибыли включаются любые начисления работникам, предусмотренные законодательством, трудовыми или коллективными договорами. При этом в соответствии со ст. 129 ТК РФ под оплатой труда работника понимается вознаграждения за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты. Из этого следует, что стимулирующая выплата, в том числе премия, должна выплачиваться за трудовую деятельность работника. Таким образом, в целях налогообложения премии различают:

премии производственного характера (трудовые) – включаемые в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль от приносящей доход деятельности;

премии непроизводственного характера (поощрительные к праздничным датам и профессиональным праздникам, к юбилейным датам и т.п.) – не включаемые в расходы при исчислении налога на прибыль от приносящей доход деятельности.

В целях избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо при установлении премии подробно описать условия их выплат работникам и в обязательном порядке закрепить в трудовом или коллективном договоре, что премии выплачиваются на основании приказа руководителя учреждения.

Все виды премий включаются в базу для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и НДФЛ.

Если работник работает полный рабочий день и выполняет месячную норму труда, его месячная заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).
Регион, в котором работает компания, может установить свой минимум. Тогда зарплату нужно сравнивать именно с ним. Но при условии, что региональный МРОТ не ниже федерального.

Чтобы узнать, какие именно выплаты входят в МРОТ вашего региона, нужно ознакомиться с соответствующим соглашением. Найти этот документ можно:

  • на сайте регионального правительства или на сайтах объединений профсоюзов и работодателей;
  • в официальном печатном издании субъекта РФ.

Зарплата ниже МРОТ: ответственность

Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ. За игнорирование этого правила трудовая инспекция может наказать работодателя по пункту 6 статьи 5.27 КоАП РФ. Штраф на руководителя — от 10 000 до 20 000 руб.; на организацию — от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение руководитель заплатит от 20 000 до 30 000 рублей или будет дисквалифицирован на срок от одного года до трех. А на саму фирму выпишут штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей.

Как повысить зарплату до МРОТ

Есть два варианта подтянуть зарплату к МРОТ. Первый вариант — увеличить оклад. Второй — ввести надбавки.

В первом случае издайте приказ о внесении изменений в штатное расписание и заключите дополнительные соглашения к трудовым договорам сотрудников, в которых укажите новый размер их окладов.

Типовой формы приказа на увеличение оклада работнику, чья зарплата не достигает уровня МРОТ, не существует. Поэтому вы можете составить его в произвольной форме. Главное — предусмотреть в приказе следующую информацию:

  • наименование документа и его реквизиты;
  • основание для осуществления доплаты – несоответствие уровня зарплаты установленному МРОТ со ссылкой на федеральный или региональный нормативно-правовой акт;
  • сведения о сотруднике, в отношении которого издается приказ: ФИО, должность, наименование структурного подразделения, в котором он работает;
  • размер доплаты;
  • дата осуществления доплаты;
  • указание ответственных за исполнение приказа лиц;
  • подпись уполномоченного лица работодателя;
  • подписи лиц, ответственных за исполнение приказа и дату ознакомления.

Во втором случае достаточно приказа об установлении надбавки и дополнительных соглашений к трудовым договорам. Вносить изменения в штатное расписание не обязательно.

Когда и как рассчитывать доплату до МЗП?

Зачем работнику доплачивать до МЗП?

МЗП (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда. Наниматель обязан применять его в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов (ЛНПА) и трудового договора (ст. 59 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).

Перечень выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы, установлен постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 21.07.2014 № 68 (далее – Перечень выплат).

Поэтому когда за работу в нормальных условиях труда в течение нормальной продолжительности рабочего времени и выполнение обязанностей, вытекающих из законодательства, ЛНПА и трудового договора, начисляется зарплата ниже размера МЗП, наниматель обязан произвести доплату. Доплата до МЗП определяется за каждый месяц по каждому трудовому договору, заключенному с работником (отдельно по основному месту работы и по совместительству) (ст. 343 ТК).

Важно! С лицами, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, соблюдение минимального уровня зарплаты не применяется. Также доплата до МЗП не производится, если работник не выполнил или допустил некачественное выполнение обязанностей, вытекающих из трудового договора. Например, не выполнил установленные ему нормы труда, допустил брак в производстве, нарушил трудовую дисциплину и был лишен премии.

дополнительно изучайте тут >>> Как произвести доплату до уровня МЗП

Размер МЗП

Начисляя работнику зарплату и иные выплаты, бухгалтер должен обращать внимание на размер установленной в республике МЗП.

Нормативное регулирование порядка повышения МЗП определено Законом Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон № 124-З).

Месячная или часовая МЗП применяется в зависимости от установленной работнику оплаты труда (на основе месячных или часовых тарифных ставок (окладов)).

Размер месячной МЗП Совет Министров устанавливает ежегодно с 1 января. Месячная МЗП в течение года индексируется.

Важно! Организация в коллективном договоре (соглашении) может предусмотреть иной размер месячной МЗП, но не ниже размера месячной МЗП, установленного в соответствии с Законом № 124-З (ст. 4 Закона № 124-З).

Как рассчитать доплату до МЗП?

Сумму доплаты до МЗП определяем следующим образом (см. схему 1):


Расчет МЗП с учетом отработанного времени представим на схемах 2, 3 и 4:


Справочно: расчетная норма рабочего времени на 2017 г. при полной норме его продолжительности:

– для 5-дневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье – 2 019 ч;

– для 6-дневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье – 2 021 ч (постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 05.10.2016 № 54).

дополнительно изучайте тут >>>

Минимальная зарплата: учет и налогообложение

Заработок, учитываемый при определении доплаты до МЗП

Заработок, учитываемый для расчета доплаты до МЗП, содержится в Перечне выплат. В расчет не принимаются:

– компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные гл. 9 ТК: компенсации при служебных командировках, за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику, за подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом и др. (п. 7 Перечня выплат);

– доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за работу в сверхурочное время, в особых условиях труда, в ночное время и др. (пп. 1–5 Перечня выплат);

– компенсации за неиспользованный трудовой отпуск (п. 9 Перечня выплат);

– выплаты, не связанные с выполнением обязанностей, вытекающих из законодательства, ЛНПА и трудового договора (выплаты к отпуску, на оздоровление, к юбилейным датам, на питание, проезд и др.) (п. 12 Перечня выплат).

В Перечень выплат включены и доплаты до размера МЗП. Отметим, что в Перечне выплат не поименованы некоторые выплаты, но они не учитываются при расчете доплаты до размера МЗП. К их числу отнесем:

− зарплату, начисленную при невыполнении норм выработки, браке и простое не по вине работника;

− плату за работу в день проведения республиканского субботника;

− плату за время трудовых и социальных отпусков, свободных от работы дней.

Что нельзя включить в МРОТ

Не включают в МРОТ, установленный федеральным законом, северные надбавки и районные коэффициенты. Их начисляют сверх МРОТ. Оно и понятно — труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере (п. 2 ст. 146 ТК РФ).

В подтверждение этого конституционные судьи в постановлении РФ от 7 декабря 2021 года № 38-П указали: если зарплата сотрудника вместе с северными надбавками будет равна МРОТ, то смысл этих надбавок теряется. То есть при прочих равных условиях труд на севере будет «цениться» так же, как и на юге, где климатические условия более комфортные.

Пример. Работник получает северные надбавкиРаботник трудится в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Оклад – 5 000 руб., районный коэффициент – 1,2, надбавка за стаж – 10%, региональный МРОТ не предусмотрен. Для таких работников до уровня МРОТ нужно довести только оклад, без учета коэффициента и надбавки за стаж. Значит, сотруднику нужно доплатить 7 130 руб. (12 130 руб. – 5000 руб.). И тогда коэффициент и надбавка будут начисляться на увеличенную до МРОТ сумму оклада – 12 130 руб.

Кроме того, из доплат до МРОТ работодатели должны исключить оплату праздничных (выходных) дней, а также ночной и сверхурочной работы (постановление Конституционного суда от 11 апреля 2021 № 17-П).

Доплата до минимальной зарплаты: какие выплаты не учитываются при ее определении?

– У меня была доплата за работу в государственные праздники. Затем оказалось, что ее вдруг учли при определении доплаты до размера минимальной заработной платы. Считаю, что так не должно быть, ведь я просто отработала больше времени, чем положено было в течение месяца. Какие выплаты не учитываются при определении доплаты до размера минимальной зарплаты? (Екатерина Л., Мозырь)

Консультация

Ситуацию разъясняет заведующий отделом по социально-экономическим вопросам, организационной и правовой работе Гомельской областной организации профсоюза работников торговли Николай Талейко

– Бухгалтерия предприятия, где вы работаете, поступила незаконно. В соответствии со ст.6 Закона «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной зарплаты (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с настоящим законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Перечень выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты от 21 июля 2014 года № 68.

В указанный перечень входят:

  • доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;
  • доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, и выходные дни;
  • доплаты за работу в особых условиях труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС);
  • доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы; доплаты за разделение рабочего дня (смены) на части; доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой); компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 Трудового кодекса; компенсации работающим в зоне эвакуации (отчуждения);
  • компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;
  • выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, предусмотренные в локальных нормативных правовых актах, принятых в установленном порядке, и трудовых договорах;
  • выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, в том числе: к отпуску, на оздоровление (лечение, отдых); к юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям; при выходе на пенсию; при рождении ребенка, по уходу за ребенком, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка; в связи со смертью близких родственников, с постигшим стихийным бедствием, пожаром и другими семейными обстоятельствами; на питание, проезд, по найму жилого помещения; на приобретение учебной и методической литературы; отдельным категориям работников, в том числе: инвалидам, многодетным семьям, работникам, имеющим детей-инвалидов; молодым специалистам в соответствии с законодательством.

Напомним, что профсоюзы регулярно помогают работникам добиться выплаты положенной по закону доплаты до минималки. Кром того, как сообщил председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда по итогам обсуждения с правительством, вопросы зарплаты низкооплачиваемых категорий работников бюджетной сферы будут решены.

Читайте также: