Каким должен быть начальник овд

Опубликовано: 17.09.2024

Внутренняя служба МВД России — это подразделения, чьей задачей является обеспечение бесперебойного функционирования основных частей полиции (ГИБДД, участковые, дознание и другие). Данная структура включает службы, состоящие из специалистов финансовой части, тыловые и кадровые подразделения, материального обеспечения.

Несмотря на схожесть названий, не нужно путать внутреннюю службу МВД со службой во внутренних войсках МВД. Последняя относится к воинским формированиям.

Структура


Структура МВД РФ

На Министерство Внутренних Дел (МВД) России возложена задача охраны общественного порядка на территории страны. Порядка во всех смыслах этого слова и во всех сферах жизни. Поэтому в структуру МВД входят подразделения, конкретной задачей которых является соблюдение законности и противодействие её нарушению в четко ограниченной сфере жизни.

Как такового отдельного департамента внутренней службы МВД нет. Это общее название, объединяющее по смысловой нагрузке службы, осуществляющим вспомогательные функции по отношению к полицейским, стоящим на страже правопорядка.

В целом, МВД России включает в себя следующие департаменты и управления, осуществляющие функции внутренней службы:

  • Департамент государственной службы и кадров;
  • Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций;
  • Департамент информационных технологий, связи и защиты информации;
  • Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению;
  • Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий;
  • Договорно-правовой департамент;
  • Организационно-аналитический департамент;
  • Организационно-штатное управление;
  • Главный информационно-аналитический центр;
  • Главный центр связи и защиты информации;
  • Главный центр перевозок;
  • Главный центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения.

Все из перечисленных подразделений выполняют строго регламентированные функции по обеспечению работы полиции.

Территориальные подразделения органов внутренних дел


Организационно-структурные особенности органов МВД

Система МВД построена на принципах четкого вертикального подчинения. Это подразумевает наличие подразделений федерального, окружного в соответствии с количеством федеральных округов, областного или республиканского (уровня субъекта Федерации) и местных территориальных отделений.

Наименования учреждений зависят от принятой терминологии в данной области, это могут быть управления (главные по округам, по транспорту, районам городам и другим населённым пунктам), бюро, центры.

Иерархия выглядит следующим образом:

  1. Главные Управления, Департаменты и Управления. Осуществляют общее руководство и контроль в отдельно взятой сфере: безопасности дорожного движения, противодействия экстремизму, на транспорте, собственной безопасности, по обороту наркотиков, миграции, уголовного розыска.
  2. Территориальные органы представлены на межрегиональном, окружном и региональном уровнях. Последние могут быть как республиканскими (22 Министерства), так и областными Управлениями.
  3. Региональные органы состоят из подчинённых им районных отделов. Это именно те служащие, которые непосредственно занимаются работой с населением, предотвращают совершение преступлений, следят за соблюдением правил поведения на автомобильных дорогах и железнодорожном транспорте. К ним относятся участковые, инспектора ПДД, по делам несовершеннолетних и другие служащие полиции.

Звания, сроки, погоны и эмблема внутренней службы

Рядовой и командный состав внутренней службы МВД, призванный на службу в тыловые, кадровые, финансовые и медицинские подразделения, отличается наличием специальных воинских званий.

На практике к званию делается приставка «внутренней службы». То есть все звания, начиная с рядового и заканчивая подполковником, пишутся и обозначаются с данной приставкой. Например, «сержант внутренней службы» или «старший лейтенант внутренней службы».

Выслуга

Как и для всего личного состава полиции, для присвоения очередного звания должен быть выслужен определённый срок, так называемый срок выслуги. Конкретные временные рамки его установлены в ФЗ «О службе в ОВД РФ» № 342.

Они составляют для:

  • рядового, младшего сержанта и младшего лейтенанта — один год;
  • сержанта — два года;
  • старшего сержанта, старшего лейтенанта и капитана — три года;
  • майора — четыре года;
  • подполковника — пять лет.

Для старшины, старшего прапорщика и полковника внутренней службы сроки выслуги законодательно не предусмотрено.

Форма одежды


Зимняя повседневная форма одежды


Летняя повседневная форма одежды

Форма одежды и погоны для служащих внутренней службы МВД, идентичны аналогичным для органов милиции до 2013 года, и полиции. Разница заключается только в цветовой гамме погон: у полиции это серый стальной цвет, у внутренней службы это защитный цвет.

Вышедшие в отставку бывшие служащие внутренней службы имеют право ношения установленной формы, что отличает их бывших полицейских и милиционеров.

Эмблема


Петличная эмблема внутренней службы МВД

В качестве эмблемы внутренней службы до 2013 года использовалась общевойсковая эмблема Внутренних Войск МВД. Она использовалась на погонах сотрудников внутренней службы.

На данный момент для ношения на повседневной и парадной одежде предусмотрена эмблема золотистого цвета, а для полевой формы — защитного цвета. Сама по себе эмблема выглядит как щит круглой формы, поверх двух скрещённых мечей. Центральная круглая часть представляет собой стилизованный триколор в цветах флага РФ.


Шеврон внутренней службы МВД

Заключение

Внутренняя служба МВД включает в себя специалистов, обладающих гражданскими профессиями, применяемыми в целях обеспечения работоспособности непосредственно полицейских, тех кто реально следит за соблюдением законности в нашем обществе.

Проводимая в данное время реформа МВД, имеющая целью оптимизировать структуру и количество служащих, не в последнюю очередь, затрагивает и внутреннюю службу МВД. Планируется проведение разаттестации, то есть вывода некоторых специалистов из разряда служащих внутренней службы МВД в гражданских служащих.

В первую очередь это касается медицинских работников, экономистов, юристов и кадровиков. Этот шаг позволит высвободить финансовые средства для увеличения денежного довольствия действующим полицейским и одновременно сократить в рядах МВД бюрократические и контролирующие процессы, мешающие нормальной работе подразделений.

На региональном уровне за счет перевода части служащих внутренней службы в государственные служащие, появится возможность увеличения личного состава полицейских, которые работают с населением.


Владимир Колокольцев. Фото: мвд.рф

МВД РФ подготовлен проект Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел. Он опубликован на официальном портале проектов правовых актов. Изучая документ, можно в мечтах нарисовать портрет идеального полицейского, живущего в идеальном мире.

Не материться, хотя бы при женщинах, не пить и ценить чужие вещи

Первые статьи кодекса носят весьма общий характер, призывают к профессионализму и скромности и не представляют особого интереса. Но уже со второй главы появляется некоторая конкретика. Например, там есть призыв к соблюдению чувства меры ‎при оформлении служебного кабинета, в частности, не использовать для этого предметы роскоши. Напоминание о том, что нужно сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие, в том числе при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации. Давать разъяснения правонарушителю о неправомерности ‎его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. Полицейский также должен воздерживаться от жестких действий и резких высказываний ‎по отношению к правонарушителю в присутствии детей, женщин, людей преклонного возраста. Стремиться свести к минимуму моральный вред при проведении следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.

При проведении осмотра, обыска, выемки сотрудник МВД не должен допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан. При проведении допроса сохранять спокойствие и уверенность, проявлять сочувствие к потерпевшему, непредвзятость к правонарушителю, уважение к личности допрашиваемого.

Во внеслужебное время сотрудник МВД должен признавать приоритет государственных и служебных интересов и не пользоваться своим статусом в личных целях. Ему предписывается всячески помогать гражданам и пресекать правонарушения. Кроме того, полицейский должен соблюдать культуру речи, уметь грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаться принятых речевых норм, воздерживаться от нецензурной брани и жаргона.

При управлении автомобилем или иным транспортным средством сотрудник МВД должен быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости. Воздерживаться от публичного участия в азартных играх, исключать употребление наркотических средств и психотропных веществ ‎в немедицинских целях, алкогольных напитков накануне и во время выполнения служебных обязанностей, курение табака в запрещенных местах и др.

Дополнительные требования установлены для начальников, которые должны «быть примером профессионализма, образцового выполнения служебных обязанностей, соблюдения этических норм и требований, служебной дисциплины и законности».

В полицейском все должно быть прекрасно

Сотруднику МВД следует носить форменную одежду в соответствии ‎с установленными требованиями, чистую и аккуратную, хорошо подогнанную и отглаженную; быть подтянутым, соблюдать правила личной гигиены. При этом одетому в форму полицейскому не рекомендуется посещать рынки, рестораны, казино и увеселительные заведения, если это не связано ‎с выполнением служебных обязанностей. Сотруднику не следует держать руки в карманах форменной одежды, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид.

В случае выполнения служебных обязанностей в гражданской одежде допускается ношение костюма (платья) и обуви строгого делового стиля, неяркого цвета, соответствующих статусу государственного служащего, если иное не определено характером выполняемых служебных обязанностей.

При выполнении служебных обязанностей «сотрудник мужского пола должен быть всегда коротко подстрижен, тщательно выбрит, а в случае ношения усов и бороды следить за их аккуратным видом». Сотруднику мужского пола не рекомендуется носить ювелирные украшения, за исключением обручального кольца, чрезмерно использовать парфюмерию.

Сотруднику женского пола также следует соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении ювелирных украшений.

Власть не критиковать, в соцсетях не светиться

Публично размещенная сотрудником МВД информация, в том числе в интернете, не должна содержать высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, за исключением случаев, когда это входит в должностные обязанности сотрудника. Полицейскому не рекомендуется размещать в сети «Интернет» на личных страницах, страницах в социальных сетях и на других ресурсах информацию (в том числе фотографии и видеозаписи), позволяющую определить его персональные данные, принадлежность ‎к органам внутренних дел, если это не связано с выполнением им служебных обязанностей. Информацию, которая может вызвать негативную реакцию в обществе. Материалы, дискредитирующие образ сотрудника, умаляющие либо наносящие ущерб авторитету и деловой репутации органов внутренних дел.

Всего кодекс будет содержать 5 глав. «Этические нормы и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел, содержащиеся в утверждаемом Кодексе, определяют поведение сотрудника в служебное и внеслужебное время, внешний вид сотрудника, рекомендации по размещению сотрудником информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», — говорится в документе. При этом, по мнению авторов кодекса, этические нормы и требования основываются на общепринятых ‎в российском обществе нравственных принципах и ценностях.

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

Кроме того, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" в обязанности Б. как сотрудника полиции среди прочего входила также необходимость пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах и других общественных местах. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 указанного Федерального закона, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии принять меры по спасению гражданина, предотвращению и пресечению преступления и административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

В ходе служебной проверки установлено, что Громов С.Н. совершил проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, нарушив требования части 4 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"; подпункта "а" пункта 5 главы 2 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377; пунктов 1, 3, 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ; пункта 2 раздела 1 и пункта 38 должностного регламента (должностной инструкции) оперуполномоченного отделения по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности и незаконным оборотом наркотиков отдела уголовного розыска ОМВД России по Надымскому району, утвержденного начальником ОМВД России по Надымскому району 26 июня 2014 г., что выразилось в фальсификации материалов оперативно-розыскной деятельности и создании видимости совершения гражданином Фартышевым А.В. преступления, вследствие чего последний незаконно был привлечен к уголовной ответственности и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В ходе служебной проверки установлено, что Иванько Н.С. совершила проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, нарушив требования пункта 1 части 1 статьи 12, пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, пункта 4 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", подпункта "ж" пункта 11 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21), подпункта "а" пункта 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377, что выразилось в недостойном поведении в быту в состоянии алкогольного опьянения, отказе от прохождения медицинского освидетельствования, сокрытии факта совершенного в отношении ее противоправного деяния и в поддержке связей с криминальным контингентом.

С.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 23 Административного регламента в части, устанавливающей предписание сотрудникам ГИБДД применять меры административного воздействия в случае невыполнения водителем транспортного средства пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила), ссылаясь на его противоречие статье 12.3 ив целом главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), абзацу второму пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ), пункту 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон о полиции), статьям 12, 14 и 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принципу правовой определенности.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

"<1> Часть 2 статьи 27 Федерального закона "О полиции".".

5.6. Абзац пятый изложить в следующей редакции:

"Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "О полиции"<3>.".

Правила поведения государственных служащих, вводящие с целью организации эффективного государственного управления, обеспечения единой государственной политики и стабильного функционирования государственного аппарата ряд запретов, связанных с прохождением государственной службы, закрепляются в федеральных законах, устанавливающих особенности соответствующего вида государственной службы. Соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов - одна из основных обязанностей государственного служащего (пункт 11 части 1 статьи 15, пункт 6 части 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", статья 20.1 Закона Российской Федерации "О милиции", пункт 12 части 1 статьи 27 Федерального закона "О полиции"), а их нарушение является основанием для увольнения с государственной службы.

<1> Часть 2 статьи 27 Федерального закона "О полиции".

Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "О полиции" <2>.

2.1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).

В преддверии дня штабного работника мне довелось изнутри познакомиться с работой штаба Управления внутренних дел по Западному административному округу, его руководителями, и узнать непосредственно у начальника штаба, чем именно они занимаются.



Меня сразу пригласили в кабинет заместителя начальника штаба, где и состоялся наш разговор. Мой первый вопрос к начальнику штаба:

- Расскажите о специфике штабной работы, чем конкретно занимается штаб и чем заняты его сотрудники?

- К сожалению, даже наши сослуживцы, работники смежных подразделений, не всегда понимают характер, объем и смысл нашей работы, - так начал свой рассказ начальник штаба УВД по ЗАО полковник внутренней службы Михаил Илюхин.

- Слово «штаб» предполагает командование, управление, организацию связей всех других структур. Как же устроен штаб изнутри?

- Верно.Фактически, штаб является центром, сердцем всего механизма окружных органов внутренних дел. Не буду перечислять всего, что входит в наши обязанности, но расскажу о структуре штаба и назову несколько основных пунктов его деятельности.

Штаб состоит из планово-аналитического отделения, инспекции, группы по контролю над соблюдением учетно-регистрационной дисциплины. В ежедневные обязанности штаба округа входят и планирование работы УВД на календарный год, и анализ результатов оперативной служебной деятельности, и управление штабными подразделениями на районном уровне. Очень важными составляющими штабной работы можно назвать подготовку и организацию проведения оперативных совещаний при начальнике Управления, подготовку материалов начальнику УВД для участия в совещаниях вышестоящих органов внутренних дел и других властных структур.

Наш разговор дополняется приятным женским голосом:

- Надо обязательно добавить, что штаб округа обеспечивает непрерывный контроль за исполнением всего вышеперечисленного, а также организует постоянное взаимодействие Управления с органами власти и местного самоуправления, участвует в регулярной работе антитеррористической комиссии, контролирует исполнение плановых мероприятий, принятие управленческих решений и поручений начальника УВД, - вступила в беседу хозяйка кабинета, миловидная светловолосая женщина с красивыми серо-зелеными глазами, заместитель начальника штаба Елена Микиртычьян.

- А как вы вдруг стали работать на этой должности? Неужели, это женская работа? Чем она вас привлекла и привлекает до сих пор? – искренне удивился я, засыпая Елену Викторовну вопросами.

Мы остались вдвоем, Елена Викторовна неторопливо и негромко стала отвечать на мои вопросы.

- Расскажите немного о себе. Когда видишь женщину, да еще с такой внешностью, на руководящей должности, к тому же, служащую на государство в органах полиции, это всегда вызывает к ней повышенное внимание и интерес.

-В далеком 1993 году я еще была молодой провинциальной девчонкой из районного городка в Ростовской области. Закончив среднюю школу, уже собиралась продолжить учебу в своем же городке. Но на семейном совете, при обсуждении планов, мой папа высказал предложение, пойти по его стопам. А работал он в милиции и был в городе начальником следственного управления. Вот тогда, приняв семейное решение, я получила направление для поступленияв школу милиции в г. Москве. Но с обязательством: вернуться и отработать в направляющей меня организации не менее трех лет после окончания школы.

В рекомендациях отца и решении семейногосовета я не сомневалась ни минуты!

Во-первых, меня всегда привлекала работа в милиции. Она нравилась мне, потому что сочетала в себе работу и общение с живыми людьми и с реальной помощью, которую я могла бы им приносить. Как отдельным гражданам, так и в целом, всему гражданскому обществу. Уж, простите меня за пафос, за, может быть, громкие слова. Да, я была романтиком, я верила в светлое предназначение и позитивность работы в органах внутренних дел. И. знаете, даже сейчас, по прошествии 25-ти лет, у меня эта вера и отношение к работе сохранились.

В 1995 году я окончила школу милиции по специальности эксперт-криминалист и вернулась на работу в место направления своегородного города, где и проработала почти три года по полученной специальности. Работая экспертом, поняла, что эта профессия не совсем то, к чему я стремилась и чем хотела бы заниматься всю жизнь. В 1998 году, после замужества, мне представилась возможность переехать в Москву и продолжить работу в столичной системе органов правопорядка

В1998 году Елена Викторовнапоступила на работу ОВД Фили-Давыдково в службу участковых уполномоченных, инспектором профилактики и отработала в ней до начала 2006 года.

- У меня простая и прозрачная биография, - продолжает свой рассказ Елена Микиртычьян. Бывает, человек сменит за пару лет с десяток рабочих мест. А я, как пришла работать в милицию Западного административного округа, так и работаю в ее рядах уже более 20-ти лет.

В 2006 году перешла в ОВД Можайский старшим инспектором штаба района. Вот именно тогда я и поняла, что нашла свое призвание, свое персональное место в сложном механизме внутренних органов. Работа и захватила, и увлекла. Сколько я вникала, изучала, работала, оставаясь во внерабочее время, постигая тонкости и детали штабной работы. Оказалось, что я склонна к анализу, мне интересно работать с документами, за столом. Дело, которым я занималась, доставляло мне и радость, и самоудовлетворение. Уверена, что работаю честно, искренне и старательно.

Отметим, что принципиальность и добросовестность Елены Микиртычьян была по достоинству отмечена руководством окружного управления и учтена при продвижениях по службе и дальнейших назначениях на должности.

С 2007 года Елена Викторовна Микиртычьян стала исполнять обязанности начальника штаба района.В 2008 году перешла в аппарат УВД по ЗАО на должность главного инспектора штаба округа. Опыт главного инспектора она накапливала шесть лет, проработав на этом месте до 2014 года.

- А как вы стали одним из руководителей УВД по ЗАО, заместителем начальника штаба? Как состоялось ваше назначение, готовы ли вы были к нему?

- В 2015 годуменя назначили заместителем начальника штаба, одновременно начальником ОАП (отделение анализа и планирования). В 2015 году во время ротации руководящего состава в УВД по ЗАО меня вызвал к себе заместитель начальника УВД полковник внутренней службыМарат Алимович Мустафаев и задал вопрос о готовности занять должность заместителя начальника штаба округа. И даже предложил дать некоторое время на размышление.

Елена Викторовна немного помолчала, вспоминая эпизод, улыбнулась и добавила:

- Но я не колебалась ни мгновения и дала ответ сразу. Конечно, я согласна!Я сразу так и сказала. Я хорошо знаю эту работу и считаю, что буду на своем месте.

- И вас утвердили?

- Да. С того момента и занимаю эту должность.

- А что именно привлекло вас в этой должности, в работе заместителем начальника штаба округа?

В этой должности меня привлекает скрупулезный анализ ситуации в округе, возможность прогнозирования оперативной обстановки, возможность планирования мероприятий, возможность предвидения, предупреждения и направление дальнейшего развития обстановки в округе и в целом, в городе.

В дверь кабинета постучали и, на разрешение войти, к столу подошла сотрудница с несколькими документами. И я смог увидеть, мастер-класс по работе с документами от полковника.

Рука Елены Викторовны, вооруженная ручкой, привычно летала над текстом, где-то задерживаясь на несколько секунд, где-то сразу ставила пометки, вычеркивала слова, строчки или целые абзацы. Елена Микиртычьян вслух комментировала свою правку, и было сразу понятно, насколько она в теме каждого вопроса принесенного документа, насколько ее волнует и заботит работа своего подразделения.Штабная работа приучила к выверенности каждого сказанного слова, к тому, что сначала всегда идет мысль, ее надо обдумать, только потом высказывать вслух.

Сотрудник вышла, мы продолжили разговор.

- Елена Викторовна, продолжим о штабной работе.

- Возьмем такой аспект работы штаба, как подготовка мероприятий и организация оперативных совещаний. Вы не поверите, бывает, что отдельные встречи мы готовим целый месяц. И успех таких встреч заключается как раз в том, чтобы не было заметно тех усилий, которые предпринимает штаб для их проведения.

- Поподробнее, пожалуйста!

- Представьте себе, встреча организована для 30-ти 40-ка человек. Это и вода на стол, и блокноты для записей, и бумаги с рабочими материалами, размноженные в нужном количестве. Встреча участников, рассадка гостей. И работа звукоусиливающей техники, ведение протоколов, подготовка предварительных решений и резолюций. Лучшее совещание то, которое идет, как часы. Началось вовремя, закончилось в срок, готовые решения лежат на столе. Это означает, что был сделан верный анализ обстановки, правильный прогноз по составу принимаемых решений.

- Согласен. Это действительно непросто. Это тонкая и точная работа! Расскажите теперь немного о своем доме, о домашних.

В 2002 году родился мой сынок. В этом году он окончил 9-й класс, замечательно сдал экзамены. Но неожиданно решил уйти из средней школы и продолжить получение образования в колледже. И выбрал Западный комплекс непрерывного образования, факультет аддитивных технологий.

Елена Викторовна снова улыбнулась:

- Можно сказать, в своем выборе сын пошел по моему пути, решил поначалу получать среднее специальное образование, как и я в свое время стартовала со среднего специального образования в Черкизовской школе милиции.

- Получается, сын не стал продолжателем родительских профессий. А что такое «аддитивные технологии»?

- Насколько он мне объяснил, это обучение, овладение специальными средствами, позволяющими конструировать. Строить окружающие нас элементы интерьера и окружающего мираразличными способами. Как, например, печатание разных предметов обихода и промышленных частей с помощью 3D-принтеров.

- Какая интересная, нужная и очень перспективная профессия!

- И я рада его выбору. Сын хорошо разбирается в компьютерах. Его выбор – выбор профессии будущего.

Невысокая хрупкая женщина с белокурыми волосами, серо-зеленоватыми, немного усталыми глазами и милой улыбкой.Звание – полковник внутренней службы. Должность – заместитель начальника штаба окружного управления внутренних дел. Встретишь на улице, никогда не подумаешь.

Оглядываю кабинет и замечаю над рабочим местом и трех стенах многочисленные грамоты, поощрения, благодарности.

- Скажите, Елена Викторовна, вы проработали в правоохранительной системе более 25-ти лет. А есть ли у вас награды?

Елена Викторовна встала и подвела меня шкафу напротив рабочего стола. На отдельной полочке шкафа я увидел разложенныеоткрытые коробочки с государственными и ведомственными наградами, среди которых в уголке стояла также красная бархатная коробочка, в какой обычно женщины хранят ювелирные изделия, сережки или колечко.Коробочка была закрыта, создавая интригу.

На мой вопросительный взгляд и невысказанную просьбу коробочка была открыта ее владелицей. Внутри оказались шесть полковничьих звездочек в натуральную величину, по три штуки в два ряда.

- Звезды на погонах лучшее украшение для меня, свидетельство моей нужности, полезности, правильность сделанного когда-то мною выбора и нахождения на своем месте. Оценка моей работы. Я люблю свою работу, и моя работа оценила меня. Друзья сделали мне чисто символический подарок по случаю присвоением специального звания – полковник внутренней службы.

Наше общение снова прервалось визитом другого сотрудника. Прощаюсь, покидаю кабинет и оставляю настоящего полковника, заместителя начальника штаба Управления внутренних дел по Западному округу ГУ МВД России по городу Москве Елену Викторовну Микиртычьян со своими сотрудниками, службой и рабочими вопросами.

Тихий и уверенный голос хозяйки кабинета внушает доверие, спокойствие и оптимизм.

- Все будет хорошо! – напевает в машине ведущий «Русского радио». Поговорив с Еленой Викторовной, теперь не сомневаюсь. Да. Все у нас будет хорошо!

Статья посвящена формированию профессиональной культуры труда в подразделениях органов внутренних дел (на примере территориального органа) МВД России благодаря навыкам и личным качествам руководителя.

Территориальный орган внутренних дел объединяет разные службы и подразделения, целью которых является выполнение задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на территории определенного района. Сотрудники данных подразделений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, вступают в служебные отношения по поводу выполнения своих должностных обязанностей. В результате взаимодействия возникает такое понятие, как профессиональная культура труда.

Профессиональная культура труда в территориальном органе внутренних дел любого уровня заслуживает особого внимания. Во-первых, в современных условиях, в стремительно быстром развитии нашего общества многие нравственные основы, правила приличия, поведения с каждым днём утрачивают своё значение, общение между людьми становится более упрощенным. Во-вторых, законодательство наделило сотрудников органов внутренних дел определенными властными полномочиями, реализация которых непосредственно связана с взаимодействием как с коллегами по работе, так и с гражданами и организациями.

Необходимость формирования профессиональной культуры труда обусловлена рядом факторов, таких как, изменения в политической, экономической, социальной сферах государства, разработка нового, более современного подхода к профессиональному образованию государственных служащих. Продолжается реформирование правоохранительной системы, повсеместная оптимизация, сокращение сил и средств. В этих условиях большая ответственность за принятие ряда решений возлагается на руководителя органа внутренних дел. От руководителя зависит эффективность деятельности подразделения, а именно, выполняемых им задач, таких как: обеспечение личной и общественной безопасности граждан, охрана общественного порядка, борьба с преступностью. Руководители, которые ориентируются на достижение положительных показателей в деятельности своего подразделения, формируют у подчиненных сотрудников позитивную мотивацию, благодаря их грамотному руководству в коллективе складывается благоприятный климат, отношения между подчиненными основываются на принципах взаимной помощи и уважения, а также направлены на решение совместных служебных задач. Требования, предъявляемые к руководителю органа внутренних дел достаточно высоки. Руководитель должен в совершенстве владеть методами управления, управленческие отношения должны основываться на принципах централизации и единоначалия, с учетом человеческих факторов. Одной из составляющих успешной деятельности руководителя является его профессиональная культура труда. Проблема профессиональной культуры труда руководителя органа внутренних дел заключается в том, что современный характер службы в органах внутренних дел предъявляет к руководителю определенные требования. В современном обществе усложнилась система управления в общем. Уровень рядовых сотрудников изменился. Современные сотрудники органов внутренних дел более образованны, готовы отстаивать свои права и свободы, не склонны к зависимости от служебного положения. Работа руководителя стала более сложной и ответственной. Также сильно повысились требования и ответственность к должности руководителя.

Если обратиться к истории органов внутренних дел, то процесс формирования культуры служебных отношений между сотрудниками и, сотрудниками и руководителями, прошел достаточно долгий путь. Советский период становления органов внутренних дел предшествовал нашему периоду – периоду формирования российской полиции. Большинство кадров, пополнивших ряды российской полиции, были воспитаны в советский период. Очень интересно отмечает в своей статье А.А. Безруков «Динамика образа сотрудника органа внутренних дел в массовой культуре России»: «Жеглов и Шарапов олицетворяют образ советского милиционера послевоенного времени. Это настоящие герои, борцы с преступностью, мужественные, верные долгу. Фраза Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме» остается крылатой до сих пор. Конечно, Жеглов - типаж жестокий и циничный: он все еще на войне и работает по законам военного времени, но его поступки оправдываются правотой дела. Жеглов - олицетворение справедливости. Шарапов же представлен интеллигентом, человеком новой эпохи, это тип нового гуманного милиционера. Он, как глоток свежего воздуха, необходим органам в послевоенные годы. Шарапов - олицетворение законности. По его мнению, победа над преступностью будет одержана не карательными методами, а в ходе развития страны и самосознания граждан» [1].

Рассматривая постперестроечный период и его воздействие на профессиональную культуру сотрудников органов внутренних дел можно сделать вывод, что это был достаточно сложный со всех точек зрения период. В то время произошла полная переоценка ценностей в обществе, произошли большие изменения в политической, экономической и социальной сферах российского общества. Это был нелегкий период как для всей страны, так и для органов внутренних дел, в том числе. Вряд ли можно говорить о каком-то развитии профессиональной культуры в то время в органах внутренних дел. Разгул преступности, передел сфер экономического влияния, криминализация бизнеса и политические трудности требовали от сотрудников органов внутренних дел непомерного внимания и вложения сил. В этот период наблюдается отток кадров из милиции из-за нестабильной экономической обстановке в стране. Поэтому, на мой взгляд, данный период отрицательно сказался как на развитии профессиональной культуры органов внутренних дел, так и культуры труда в данной системе, в частности.

Поводя итог небольшой исторической справке о развитии профессиональной культуры труда в органах внутренних дел в разные эпохи Российского общества, можно с уверенностью сказать, что это был долгий и непростой процесс, благодаря которому постепенно, в процессе осуществления служебной деятельности сформировалась профессиональная культура труда в органах внутренних дел.

Итак, что же представляет собой профессиональная культура труда в современных органах внутренних дел.

Ряд авторов, занимавшихся исследованием профессиональной культуры, определяют это понятие по-разному. Так, М.А. Базарнов отмечает, что «профессиональная культура сотрудника органов внутренних дел представляет собой результат и показатель высокого уровня его профессиональной подготовленности, основывающиеся на высокой общей культуре личности, а также образовании, профессиональном мастерстве и опыте работы, способности его к саморазвитию и самосовершенствованию, умению оптимально и эффективно применять имеющийся арсенал профессиональных знаний, умений и навыков в процессе повседневной служебной деятельности» [2].

О.Г. Ковалев считает, что структура профессиональной культуры сотрудника органа внутренних дел включает в себя следующие основные элементы: профессиональные знания, умения и навыки; профессиональную этику специалиста; профессионально значимые качества личности; профессиональные интересы; профессиональные идеалы, ценности и предпочтения; нравственную культуру; культуру общения; культуру управления; культуру личного труда; штабную культуру; правовую культуру [3].

Если рассматривать профессиональную культуру трудовой деятельности с точки зрения составляющей какой-либо системы, то можно с уверенностью сказать, что она входит в иерархическую систему, вершиной которой с одной стороны является культура, а с другой стороны- труд. С точки зрения качества профессиональной культуры, то можно выделить низкий, средний и высокий уровни. Рассматривая составляющие профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел, допустимо включить следующие:

  1. Личные качества субъекта профессиональной культуры. К ним можно отнести такие, как ответственность, настойчивость, порядочность, целеустремленность, находчивость и т.п.
  2. Профессиональные способности, которые появляются у субъекта профессиональной культуры в процессе работы. Так, руководитель в процессе осуществления своих должностных обязанностей приобретает ряд навыков и умений, таких как, способность быстро принимать решения, концентрироваться на решении неотложных задач, умение анализировать большие потоки информации и выбирать только нужную.
  3. Система ценностных ориентаций. В её блок я бы включил такие качества, как идеалы и убеждения. Хотя они также приобретаются в процессе профессиональной деятельности, но при этом, они взаимосвязаны с личностными качествами субъекта.
  4. Компетентность. Здесь уместно упомянуть те теоретические и практические навыки, которыми наделен руководитель. Но и стоит этот блок сочетать со вторым, так как компетентность и профессиональные способности проявляются не сразу, а в процессе прохождения службы, в процессе получения опыта.

Все эти составляющие дают возможность представить профессиональную культуру как целостную систему, состоящую из ряда элементов. В этом случае стоит согласиться с мнением А.В. Калекиной, которая считает, что «профессиональная культура представляет порождение коллективной деятельности людей, ее конкретными исполнителями являются отдельные лица. И каждый субъект труда выступает по отношению к профессиональной культуре одновременно как:

  • «продукт профессиональной культуры», введенный в ее нормы, ценности, этику, взаимодействует с другими людьми, получая специальное образование, совершенствуя навыки и умения, что прямо или опосредованно работает на формирование личности адекватной специфики деятельности, и корректировку параметров этой адекватности;
  • «потребитель профессиональной культуры», использующий ее нормы и правила в своей профессиональной практике, пользующийся знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами для личной самореализации в профессиональной деятельности;
  • «производитель профессиональной культуры», творчески повышающий уровень профессиональной культуры, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования (собственной оценки) может быть квалифицировано как элемент творчества;
  • «транслятор профессиональной культуры», воспроизводящий и транслирующий в практических действиях накопленные знания, умения, опыт. Можно выделить еще важнейшее свойство «профессиональной культуры» – это ее функционирование в качестве основания для осознания коллективом и его субъектами своего группового и индивидуального «Я» [4].

Руководитель территориального органа внутренних дел является субъектом профессиональной культуры труда. Профессиональная культура руководителя органа внутренних дел предполагает, во-первых, соблюдение им требований действующего законодательства, регламентирующего порядок прохождения службы, во-вторых, наличие у него умений и компетенций, направленных на грамотное управление коллективом и распределение рабочего времени с целью повышения эффективности служебной деятельности.

Профессиональная культура личности включает в себя уровень образования, профессиональные навыки и знания, опыт. Также одной из составляющих профессиональной культуры руководителя можно считать его умение грамотно и слаженно управлять коллективом, то есть своего рода, управленческая культура. Организаторские способности включают в себя такие, как планирование, коммуникативность, умение организовать выполнение задач подчиненными подразделения, мотивация на результаты, а также умение достойно оценить труд сотрудников.

Личностные качества являются первостепенными, точнее сказать, основополагающими в формировании управленческой культуры. По мнению С.Г. Реброва «современный руководитель – это лидер коллектива, человек авторитетный, способный воспринять общие нужды и проблемы коллектива, принять на себя ту долю организации удовлетворения этих нужд и решения проблем, которую другие члены коллектива взять на себя не могут» [5].

Также составляющими, улучшающими профессиональную культуру труда руководителя, являются его профессиональные навыки и знания. Как отмечает Л.Х. Тадтаева, отсутствие знаний и навыков у руководителей подразделений ОВД порождает ошибки при управлении личным составом, которые ведут к дополнительной психологической напряженности в состоянии сотрудников и снижают эффективность их деятельности» [6]. Действительно, профессиональные знания и навыки, сформировавшиеся в процессе служебной деятельности руководителя ОВД, имеют важное значение на формирование профессиональной культуры труда. Стоит отметить, что для повышения качества этих навыков и знаний руководителю целесообразно периодически проходить повышение квалификации в зависимости от занимаемой должности и подразделения.

Таким образом, стоит отметить, что в большей степени уровень профессиональной культуры труда в коллективе зависит от того, как его руководитель умеет настроить темп работы в коллективе. В основе результативности деятельности коллектива лежит качество профессиональной культуры. Вот почему, руководитель, имеющий высокий уровень организованности и сплоченности в коллективе имеет высокие показатели в служебной деятельности, а в результате – это и есть высокий уровень профессиональной культуры его труда. Именно от руководителя в территориальном органе внутренних дел зависит уровень сплоченности коллектива и результативности его служебной деятельности. При этом, руководителю, имеющему высокие показатели в процессе служебной деятельности нельзя все достижения учитывать только из-за своего профессионального уровня. Профессиональная культура труда руководителя порождает профессиональные результаты всего коллектива.

Читайте также: