Каким должен быть начальник по конфуцию

Опубликовано: 17.09.2024

1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять людьми?

• Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

• жить в обществе и для общества;

• уступать друг другу;

• слушаться старших по возрасту и по званию;

• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• управлять на основе добродетели ("бадао");

• обладать необходимыми знаниями;

• верно служить стране, быть патриотом;

• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

• делать только добро государству и окружающим;

• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

5. Основными постулатами легизма являются следующие:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

• государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

• государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

В истории Кореи, конфуцианство произвело большое воздействие на всю гамму культуры и общества. В частности, конфуцианство, как Золотое правило или национальный культ, затрагивало политику государства, экономику, общество, культуру, и образование в течение правления Династии Choson (1392-1910). До настоящего времени, конфуцианство было главной опорой корейского общества, и оно сформировало особую этику построения гармоничного общества. Следуя конфуцианским принципам с упором на самоусовершенствование и общественно-политическую гармонию, корейцы традиционно стремились к совершенствованию человеческой природы, созданию гармоничного общества, ритуальному действию, но они проигнорировали научный подход, эмпирические методы и прагматизм.

В корейском обществе, все же формируются новые общественные и культурные ценности и среди людей, групп, и организаций. С притоком глобальной информации, новые идеи быстро распространились в корейском обществе и имели большое воздействие на корейцев в сфере политики, экономики и культуры. Старые и новые ценности, основанные на традиционной мысли и зарубежных идеях сосуществуют в корейском обществе. Кроме того, положительные конфуцианские ценности, типа стремления к образованию и социо-политического коллективизма, повлияли на эффективность корейского бизнеса и образовательные заведения. Как отмечено некоторыми западными учеными, конфуцианские ценности были катализатором модернизации корейского высшего образования, а так же развитии корейской экономики.

Руководство и менеджмент в трудах Конфуция

Руководство всегда было движущей силой в любом бизнесе, некоммерческой организации, обществе, и нации. Способность лидеров и их поведение могут воплотить этические ценности в организационной культуре, изменить организационные структуры, влиять на организацию, создавать организационную культуру, и взять инициативу для изменения организации. Практически, лидерство не только основной фактор в управлении, но также и в создании новой организационной культуры. Другими словами, руководство расценивается как существенный элемент, или основной актив в организационной культуре.

В трудах Конфуция, понятие лидерства, или руководства обозначается словом “cheng”. Обычно оно переводится как управление государством, общественно-политическим порядком, или политикой. Конфуций объяснял “cheng” в зависимости от общественно-политического контекста.

Конфуций говорил: «управлять значит исправлять. Если бы вы показали правильный пример, будучи правым, кто бы смел, поступать неправильно?»

«Пусть правитель будет правителем, подчиненный подчиненным, отец отцом, сын сыном».

Один чиновник спросил учителя об управлении. Конфуций сказал, ‘Накормите и вооружите простолюдинов, и они будут доверять Вам …

Другому Конфуций посоветовал: «Поощряйте людей к упорному труду, показывая собственный пример». Учитель добавил: «не прекращай усилий».

Один правитель задал вопрос об управлении. Учитель сказал: «удостоверьтесь, что ближний доволен, а дальний и сам придет».

Конфуций показал необходимые условия для управления людьми. Лидер должен воспитать себя особым образом и служить людям. «Будь сам хорош, и все будут хороши; поступай с людьми с достоинством и добротой». Чтобы достичь общественной гармонии Конфуций сначала подчеркивает важность личного воспитания, а затем уже рекомендует участие в общественных процессах. Порядок и общественно-политическая гармония связаны с личностным ростом лидера и его лидерскими качествами.

Кроме того, Конфуций подчеркивает не только этический характер и поведение лидера, но также и исправление его недостатков. Для Конфуция, “исправление имен” нужно рассматривать в контексте управления государства. Он расценивает “исправление имен” как исходную точку в управлении общественно-политической системой.

Кроме того, Конфуций подчеркивает важность отношений между правителем и подчиненными. Например, правитель должен служить подчиненным в соответствии с ритуалом, тогда как подчиненные должны служить их руководителю, прилагая все усилия, Конфуций советует правителю взращивать нравственное руководство, чтобы управлять людьми, а также учит быть верным правителю.

Нравственность в корпоративной среде

Конфуций иллюстрирует понятия лидерства с двух точек зрения: социальные этические ценности и индивидуальные этические ценности. Подразумевая, что индивидуальные ценности связаны с лидерскими качествами, социальные ценности будут нераздельны с корпоративной культурой, потому что культура – это фактически комбинация ценностей и методов в организации или общества. Для Конфуция, эти ценности, будучи основными факторами достижения идеального руководства и гармоничного общества, не отделимы друг от друга.

В своих сочинениях Конфуций рассматривает правителя как образец нравственности, который умело, управляет и руководит.

Конфуций считает правителя благородным человеком – благосклонным, мудрым и храбрым. Для Конфуция, этические ценности, типа благосклонности, мудрости, храбрости, достоинства, и справедливости – это существенные инструменты, с помощью которых правитель становится нравственным менеджером корпоративного общества.

В целом этические ценности в Конфуция строят взаимные отношения, основанные на иерархических правилах. Окончательная цель конфуцианских этических ценностей состоит в том, чтобы строить личный и общественно-политический порядок в корпоративном обществе. Личные качества как основной фактор тесно связан с эффективным управлением.

1.Конфуций первым поставил в теории управления вопрос об этике управленческого труда: а) существуют четкие этические принципы, которые управленец не может нарушать; б) нарушение этих принципов — одна из главных причин противоречий и антагонизмов между управляющими и управляемыми; в) соблюдение главного этического правила: чего не желаешь себе, не делай и другим; г) другие этические принципы управленца: справедливость, искренность, честность.

2.Конфуций определил основные механизмы в управлении людьми: а) людьми можно управлять только на основе законов; б) людьми можно управлять, держа их в страхе, и они побоятся совершать дурные поступки, но в их сердцах не будет отвращения к дурному, поэтому они всегда потенциально готовы к преступлению; в) управление людьми на основе их умственного и нравственного развития — только оно способно заставить человека стыдиться плохих дел. Самый страшный кризис — моральный, связанный с разложением этических норм, совести.

3.Конфуций одним из первых сформулировал принцип разделения и специализации труда: а) общество должно быть построено по строго иерархическому принципу;б) только иерархическая структура способна обеспечить четкое разделение труда и обязанностей людей.

4.Руководителем можно стать лишь на основе изучения прошлого опыта и постоянного познания нового: а) кто повторяет старое и изучает новое, может стать предводителем; б) всё, что видишь и слышишь, молча откладывай в своем сердце; в) ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительных уроков из прошлых трудностей.

Моизм

Распространены также управленческие идеи Мо Цзы (479—400 гг. до н. э.), вышедшего из школы Конфуция, но делавшего акцент не только на строгом исполнении законов, но и наказании за их неисполнение. Сборник его изречений, названный именем самого просветителя — «Мо Цзы», составлен в VI в. до н. э.

В этом сборнике отмечается важность договорной теории создания государства (добровольного выбора первого правителя), строгой дисциплины

и централизации государственной власти, идей социального равенства. Мо Цзы осуждал аристократизм и ратовал за реформы в интересах народа. Он внес в китайскую политическую мысль идею эгалитаризма, связанную с отказом от роскоши. Мо Цзы полагал, что осуществление преобразований предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов, что не всегда одобрял Конфуций. Именно со времен Мо Цзы право стало ассоциироваться в Китае не только с ритуалом «ли», но и с наказанием «син» и законом «фа». Он явился предшественником легизма, важного течения китайской политической мысли, соперничавшего с конфуцианством.

Управленческие идеи Мо Цзы:

1.Качественное управленческое решение требует понимания действительных причин существующих проблем: а) хотите решить — докопайтесь до сути; б) никогда не лечите гипертонию болеутоляющими средствами — боль отходит, а причина остается. Главная причина беспорядков в государстве — бедность людей. Накормите людей, и беспорядков не будет.

2.Руководитель на основе изучения прошлого имеет возможность познать (прогнозировать) будущее: а) на основе ясного он познает скрытое; б) история есть ясное. Это ясное — основа настоящего и индикатор будущего.

3.Справедливость — высшая добродетель руководителя: а) кто делает добро обществу, организации, того следует прославлять; б) кто делает зло организации, того следует наказывать.

4.Принцип зависимости человеческого характера от жизненных обстоятельств: а) если год урожайный, люди становятся отзывчивыми и добрыми; б) если год неурожайный, то люди становятся черствыми и злыми.

5.Благополучие общества зависит от качества государственного управления и от труда товаропроизводителей: а) если знатные люди успешны в управлении — общество процветает; б) если простые люди усердны в ремесле и земледелии — в обществе достаточно богатств, а значит, есть порядок.

6.Мо Цзы сформулировал принцип вознаграждения по труду: а) если человек усерден в труде, он должен быть сытым; б) человек, неусердный в труде, должен быть голодным.

7.Идея социального партнерства управленцев и управляемых: а) возникает на основе взаимного уважения и любви людей; б) социальное партнерство возникает на основе реализации управленцем принципа социальной справедливости.

Легизм

Основателем легизма считается Шан Ян (390—338 гг. до н. э.), правитель области Шан. Он констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие — земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция — тоже. Вот почему следует установить единообразие в мыслях и действиях: укрепить чиновничий и карательный аппарат, ввести жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и гарантированные наказанием «фа», а не ритуалом «ли», и навести порядок.Латинизированное название школы («фа» —порядок) — «легизм». В трудах «легистов» государство рассматривалось как самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества, восточная деспотия.

Свои взгляды Шан Ян, выступивший в роли древнекитайского Макиавелли, изложил в трактате «Книга правителя области Шан».«Когда народ слаб — государство сильное, когда государство сильное — народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ», — говорится в разделе «Как ослабить народ». Как считал Шан Ян, в государстве непременно появится масса преступников, если строить управление исходя из людской добродетели. Лишь в том государстве будет существовать твердый порядок, где добродетельных людей рассматривают как потенциально порочных.




Хорошее правление должно опираться на единые обязательные для всех законы. Вступая в полемику с Конфуцием, Шан Ян объявлял недостижимым образ гуманного правителя, следующего принципам человеколюбия и справедливости.

Шан Ян усматривал эффективный метод управления государством в наказаниях. «Хорошее правление осуществляется путем наказания», — подчеркивается в главе «Суровые распоряжения». В стремлении усилить роль наказаний Шан Ян придавал особое значение системе круговой поруки, которая связывала не только родственников и соседей, но и людей, занятых общим делом.

Шан Ян выделял два главных занятия — земледелие и войну, которые должны подчинить себе все остальные человеческие интересы. В обоснование необходимости сосредоточения усилий народа на земледелии и ведении войн вводится специальный термин «Единое». Для Шан Яна «совершенно мудрым» выступал тот правитель, кто был в состоянии принудить народ к занятию земледелием, а заодно к ведению захватнических войн.

В трактате Шан Яна часто упоминаются «паразиты», которые ослабляют государство. К их числу были отнесены конфуцианские «ли»: добродетель, почтительное отношение к родителям, почитание старых порядков, братский долг, человеколюбие, острый ум.

В начале эпохи Хань ни легизм, ни конфуцианство не являлись официальной идеологией. Отдельные императоры (например, Вэнь-ди) изучали не без увлечения легизм. В то же время к середине II в. до н. э., по мере того как шло усиление придворной бюрократии, вновь стало вызывать интерес конфуцианство. Бюрократии требовалась идеология, обосновывавшая ее право на власть. Но возрождение конфуцианства не означало простого воспроизведения учения Конфуция.

Оформление ортодоксального конфуцианства, превратившегося в официальную идеологию, следует связать с именем Дун Чжуншу (187—120 гг. до н. э.). В 140 г. до н. э. появился специальный императорский эдикт, ставивший под запрет принятие на государственную службу сторонников легистов. При императоре У-ди (140—87 гг. до н. э.) был предпринят ряд общегосударственных мер для восстановления конфуцианских культов и ритуалов.

При всей строгости указов и резкости критики деяний Шан Яна легистское учение не кануло в прошлое, оказав немалое воздействие на становление официального конфуцианства. И это не удивительно. Многие законы, система организации государственной власти оказались заимствованными у легистов. Сложившаяся государственная машина могла приводиться в движение с использованием привычных методов управления, основанных на насилии и беспрекословном подчинении закону.

Основные управленческие идеи легизма:

1.Невозможность возврата к старине.

2.Принцип этатизма: интересы государства превыше всего.

3.Основное назначение государства — противостоять злому началу в природе человека. Человек — это источник социального зла.

4.Понятие идеального государства включает в себя: а) сильнуюверховную власть; б) вооруженную до зубов армию; в) централизованность государства; г) ограничение произвола чиновников и местных правителей; д) единый порядок и законы.

5.Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон — это наказание. Главный метод государственного управления — метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким — широкое применение смертной казни, причем мучительной.

6.Осуждение милосердия и гуманизма.

7.Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон.

8.Поощрение земледелия, и вообще — трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий — таких, как искусство и торговля.

9.В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

10.Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен: а) внушать страх своему народу; б) окружать свою жизнь тайной; в) контролировать чиновников и никому не доверять; г) принимать политические решения исходя из того, что доверять нельзя никому.

Многие принципы легистов были применены на практике. Положительный аспект этого — образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный — установление в стране деспотического правления.

Одним из видных представителей школы легистов считается Хань Фэй-цзы «Учитель Хань Фэй» (280—233 гг. до н. э.). Сборник «Хань Фэй-цзы» состоит из 55 глав (разделов) об искусстве управлероде эгоистичны и реагируют только на наказания или награды». «Эффективное управление требует наличия законов, авторитета власти и искусных управляющих». «Ясные и четко сформулированные законы правителя — вместо расплывчатых моральных норм». «Политическая власть должна принадлежать только правителю и не может быть разделена им с аристократией и министрами». «Правитель управляет при помощи сложной, но четко продуманной бюрократической системы, находящейся под его полным контролем». «Порядок в обществе достижим только в том случае, когда «имена» соответствуют реальности». «Подобно тому как природа без видимых усилий порождает тьму вещей, правитель должен управлять всем, не принимая видимого активного участия в управлении».

Если попытаться сжато сформулировать идеи Хань Фэй-цзы, то можно сказать, что он предлагал управлять при помощи законов, утверждающих абсолютную власть правителя. Он выделял главные факторы, влияющие на эффективность управления: закон «фа», власть, или сила «ши», и политическое искусство «шу». Благодаря ему в политическую мысль и науку вошло правило (тезис) о том, что «Закон, власть и политическое искусство — три главные составляющие эффективного управления государством».

Со времен легизма, знание законов и правил менеджмента считается для государственного деятеля обязательным.

После II в. до н. э. официальная идеология Китая стала совмещать в себе как принципы легизма, так и конфуцианства.

Управленческие правила и методы всегда будут интересны людям. В разных странах процесс управления выглядит по-своему. В этой статье один из бизнес-консультантов Сингапура расскажет о том, как выглядит менеджмент в Китае, Японии и Южной Корее, и о том, что влияет на методы управления компаниями.



Методы управления в Китае

Стиль управления во многом связан с экономической ситуацией в стране. На сегодняшний день в Китае можно увидеть объединение западных и восточных культур. Несмотря на современный подход, многие руководители не пренебрегают и традиционными ценностями, которые очень влияют на их управленческие способности и методы. Если брать за основу западный стиль, то он направлен исключительно на процессы и контракты, в отличие от восточного, где очень важным моментом являются отношения. Руководители в Китае в свою очередь очень внимательно относятся к долгосрочным отношениям.

Чаще всего китайскими компаниями управляет один человек, который в дальнейшем передает свое детище близким родственникам. Большинство китайцев всегда готовы попробовать что-то новое, однако, они не пренебрегают традиционными ценностями и активно их используют.

На Западе бизнес ведется в соответствии с жесткими законами. Несмотря на то, что китайцы всегда используют договоры, даже после их подписания возможно организовать встречу для урегулирования каких-либо вопросов. Если Запад полагается лишь на договор, когда речь заходит о бизнесе, то китайские бизнесмены отдают предпочтение личным отношениям. В Китае владельца рассматривают в качестве патриархата, а подчиненные выступают в роли детей.

Традиционные китайские ценности часто выходят за пределы семьи и распространяются в офисе, поэтому в организации придерживаются мнения тех, кто является старшим. В связи с этим владелец ждет от своих подчиненных беспрекословного послушания. Это существенно влияет на поиск новых сотрудников, так как современные специалисты придерживаются мнения о равенстве и уважении на работе. Такой метод управления приводит к повышению сотрудников лишь из-за того, что они симпатизируют начальству. Способные же кадры могут и вовсе остаться без работы, если они в чем-то не согласны с начальником. Потому иногда работникам лучше и вовсе помалкивать и беспрекословно выполнять свою работу. Во многих китайских компаниях распространено кумовство, а главную роль в получении должности играют не умения, а родственные связи.

Методы управления в Японии

Японские компании очень похожи по своим управленческим методам на западные. Во главе стоит президент и вице-президент, далее идут управляющие отделами, а также их заместители. Японские руководители хотят, чтобы вся информация поступала от подчиненных к начальству. Решения в японских компаниях принимаются коллективно.

Подобное управление относится к системе Ринги, когда предложенная идея сразу проходит всех работников нижнего звена, а уже после попадает к начальнику. Если проект оказывается провальным, то ответственность за это лежит на руководстве. Если же фирме удается добиться успеха, награду получаю все, кто трудился над проектом.

В Японии также тяжело встретить директоров, которые являются сами себе начальниками. Чаще всего в компании есть совет директоров, назначающий одного директора, который будет справляться со всеми основными задачами. Японские компании заинтересованы в том, чтобы у них работали одни и те же сотрудники на протяжении долгого времени.

Также в Японии распространено постоянное обучение, в связи с чем сотрудники компании часто являются специалистами широкого профиля. В этой стране очень тяжело найти человека, который бы при необходимости не смог заменить своего коллегу. Часто на одном работнике «висит» очень много задач, которые он обязан выполнять. В японских компаниях повышение сотрудников до руководящих должностей зависит от стажа. Выход на пенсию в этой стране происходит уже в 55 лет, поэтому многие пенсионеры идут работать в компании, где могут занимать высокие должности, так как в стране особую роль уделяют патриархату.

Методы управления в Корее

Управленческий стиль в Корее очень сильно похож на японский. Такое совпадение объясняется влиянием конфуцианской идеологии. В учении Конфуция говорится о важности послушания, вежливости и смирения. В данном случае компания представлена в роли большой дружной семьи, где руководство исполняет роль отца.

В Корее придерживаются иерархического принципа управления, что подразумевает отношение к людям в зависимости от их социального статуса. В обязанности менеджера входит налаживание работы коллектива и хорошего отношения между людьми. Менеджеры должны быть заинтересованы в своих подчиненных, а те – быть преданными и отзывчивыми.

Как и в Японии, в Корее руководство придерживается консенсуса. Ответственность за какие-либо решения несут все работники компании. Многие азиатские практики по менеджменту являются более эффективными, чем у западных коллег. В азиатских странах конфликт непременно должен разрешиться, а все сотрудники обязаны прийти к гармонии. В западных странах конфликт в коллективе — некое столкновение.

Для того чтобы максимально эффективно организовать работу компании, рекомендуется частично применять западные и восточные методы управления.

Модель и культура управления в каждой стране несколько отличаются. В азиатских странах большую роль играют человеческие отношения, а также практикуется патриархат. У западных компаний более жесткий менеджмент. При этом все руководители по-разному смотрят на развитие компании и требуют от персонала соблюдать внутренние правила.

Постоянное развитие мышления необходимо тем, кто работает в сфере менеджмента. Это способствует улучшению навыков управления. Развивать мышление можно с помощью специальных курсов и тренажеров Викиум.

Крупнейшим мыслителем Китая и автором одного из первых социальных проектов был Конфуций (552—479 до н.э.). Он считал, что идеальное справедливое государство должно строиться по аналогии с устройством хорошей и дружной семьи, где каждый хорошо знает свои права и обязанности в соответствии с её укладом. Правитель такого государства, по Конфуцию, должен, как отец, заботится о подданных, организуя население на производство необходимого им для благополучной жизни, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Конфуций уподоблял государство живому социальному организму, а правитель в столице страны должен быть как здоровое сердце в теле человека.

Подобные представлений об обществе были и в России, когда правителя называли «царь-батюшка», «отец родной», «хозяин», а граждане обращались друг к другу - «товарищ», а в монастырях - «брат» и «сестра».

Государство необходимо, по мнению Конфуция, для справедливого и достойного сосуществования людей, которые разделены на людей умственного и физического труда по своим способностям и достоинствам. Тот, кто является правителем над людьми всегда озабочен мыслями о судьбе и безопасности страны и народа, а физически трудящийся народ редко озабочен такими мыслями и его больше интересует личное и семейное благополучие, чем политика и экономика общества.

Конфуций сформулировал принцип социальной гармонии: «Верхи должны добросовестно заботиться о низах, честно обеспечивая соблюдение и исполнение справедливых и мудрых социально-экономических законов страны, а низы должны честно и добросовестно исполнять свои законные обязанности по своим способностям на благо государства и общества, имея всё необходимое для удовлетворения своих насущных потребностей, и тогда достигается духовное и морально-нравственное согласие всех членов общества».

Правильное управление государством — основа благосостояния народа. Во главе государства должны стоять мудрые отцы общества, которые знают о насущных потребностях людей, организуя их для производства необходимого по удовлетворению своих насущных, потребностей и потребностей государства! Правитель должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим, но не жёстоким».

Правитель должен уметь исполнять свои обязанности Отца Народа, умея правильно поощрить каждого за добросовестность и пожурить за нерадивость, но так, чтобы каждый имел возможность удовлетворять свои насущные потребности по труду на благо общества и по своему достоинству! "Когда речь правителя противоречива, то не будет справедливости и дела не завершаются успехом; когда дела не завершаются успехом, то нет гармонии и нарушаются все правила поведения населения; когда нарушаются правила поведения и в обществе нет гармонии, значит поощрения, штрафы и наказания налагаются неправильно, ибо народу некуда пойти и приложить руки для своего благополучия." ("Лунь юй" - беседы и суждения Конфуция. XVI в.).

Стремление к реалистичности привело Конфуция к следованию правилу «золотой середины» — избегания крайностей в своём гражданском поведении и в государственной деятельности. Благородный правитель «должен строго придерживаться середины в суждениях и не склоняется ни в одну сторону. Именно в этом и состоит подлинная сила! Когда в государстве царит порядок, он не должен менять своё поведение, когда в государстве нет порядка, он меняет своё поведение и деятельность для достижения порядка, дисциплины и благополучия в обществе.». Так же отвечали и греческие философы. Благородный правитель не безрассуден: «В государстве царит порядок, когда слова и действия правителя способствуют процветанию; когда в государстве нет порядка, его молчание и бездеятельность не поможет ему сохранить даже себя».

Конфуций ищет идеал в прошлом, предлагая распространить этику, господствующую, как сказали бы современные социологи, в процветающих малых группах, на сверхбольшие группы. Конфуций взял за основу своей социальной концепции морально-генетический аспект, считая, что государство произошло из родо-племенной общинной организации, на тех чертах, которые наиболее характерны для дружной семьи, где честные и справедливые правила жизни и на которых должны, по Конфуцию, основываться все взаимоотношения в государстве.

Свое учение об идеальном государстве Конфуций создавал в полемике с так называемыми законниками из социальной школы, представители которой считали, что залог благосостояния и могущества государства в хороших законах. Возражая «законникам», Конфуций говорит, что даже хорошие и справедливые законы без контроля за их соблюдением и исполнением не приведут членов общества к социальной гармонии, так как население будет уклоняться от их соблюдения без должной дисциплины в обществе, без должного поощрения за её соблюдение и без соответствующего закону наказания за его нарушения! Только при соблюдении всего этого может развиваться вместе с высоким уровнем нравственности и высокая духовность, основанная на сочувствии, сопереживании, сострадании обиженным, обманутым, угнетённым! Без взаимопомощи и солидарности в обществе не может развиваться справедливость, гарантироваться процветание государства, не могут совершенствоваться социальные законы. А это означает только то, что не может быть никакой социальной гармонии, если у большинства людей нет ощущения, что законы в обществе справедливые.

Английский философ XX в. К. Поппер пишет, что невозможно создать государственные структуры, «которые бы работали независимо от того, какие люди их обслуживают». Идеальное общественное устройство невозможно без прав и свобод граждан основанных на идеальных, справедливых и мудрых законах, а без их соблюдения невозможно создание такого общества. Две проблемы — социального и личностного прогресса — тесно связаны друг с другом и неразрешимы одна без другой и это хорошо понимал самый знаменитый китайский философ.

Если вам здесь что-то понравилось, и у вас желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте.
Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

Читайте также: