Какой график работы у кондукторов

Опубликовано: 17.09.2024

За относительно недолгую жизнь я попробовала себя в самых разных профессиях. В каждой из них были недостатки, но находились и достоинства. Работа кондуктора никогда не была для меня легкой, однако и в ней я нашла много положительного. Для тех, кому интересно, опишу все плюсы (а в следующей статье и минусы) профессии подробно.

Начнем с хорошего

  • Плавающий график

Если работодатель следует букве трудового договора, принимать оплату за проезд можно будет в режиме 2 через 2. Времени свободного получится много, поэтому можно будет и выспаться, и домашними делами заняться, и о себе любимой не забыть. Я по такому лайтовому графику работала очень мало, из-за нехватки персонала приходилось трудиться в лучшем случае по 3, в худшем - по 5 дней подряд. Когда втянулась, даже трехдневка казалась раем)

  • Новые знакомства

Каждый день волей-неволей встречаешь толпы людей. Одни заряжают позитивом, другие - обливают с ног до головы отрицательной энергией. Уж так сложилось, что мне на жизненном пути всегда встречаются светлые люди, поэтому душевных бесед у меня было намного больше, чем перебранок. Покатавшись по маршруту несколько недель, начинаешь понимать настроение людей по их внешнему виду. Учишься читать лица. Сначала получается через раз, потом набираешься опыта и уже точно знаешь, с кем стоит начинать разговор, а к кому лучше подходить с каменным лицом.

  • Отсутствие рутины

Казалось бы, скучнее ничего не придумаешь, чем рассчитывать пассажиров по 12 часов подряд. Это было бы так, если бы в дороге не происходили непредвиденные события. Чаще всего развлекают кондуктора пассажиры, которые то рассказывают интригующие истории из жизни, то поют, то ковыряют в носу (да-да, и такие были). Иногда порцию веселья получаешь и от коллег. А уж если водитель - парень задорный, рутины можно не бояться.

  • Наличие свободного времени

Мои знакомые всегда удивлялись, как я успеваю столько читать, если провожу на работе не меньше 14-ти часов. Секрета никакого нет: я не отрывалась от книг даже во время рабочей смены. Само собой во время утреннего и вечернего часов пик я и подумать не могла, чтобы усесться на свое место и взяться за книжку. Это время всегда было самым утомительным, потому что требовало максимальной собранности и оперативности. А вот в остальные часы вполне можно было успеть рассчитать пассажира, а затем присесть и прочитать несколько страничек. На обеде за книги я практически не бралась. Очень уставала, поэтому предпочитала хорошенько вздремнуть и поесть.

  • Минимум контактов с начальством

Мои встречи с руководством "ПАТП" можно пересчитать на пальцах. В основном я являлась к начальнику сама, чтобы обсудить финансовые вопросы. Весь день на маршруте и водитель, и кондуктор свободны от гнета вечно недовольного руководства. Если водители все же изредка встречаются с непосредственным начальством, то кондукторам этого делать не приходится. Деньги в кассу сдал, путевой лист у диспетчера оставил - свободен.

  • Отличное знание города

Если маршрутов в автопарке много, есть возможность досконально изучить целый район. Так как я устроилась кондуктором почти сразу после переезда, эта работа помогла мне научиться ориентироваться в мегаполисе. Катаясь по маршруту, я приметила несколько красивых мест, куда потом неоднократно приезжала на выходных. Со временем я выучила не только название остановок и близлежащих улиц, но и запомнила, какие магазины, бизнес-центры и места отдыха находятся неподалеку. А потому превратилась в ходячий справочник)

  • Возможность вникнуть в автодело

С лет 13 страстно люблю машины и все, что с ними связано. В списке моих любимых фильмов 3 первые части "Форсажа", "Угнать за 60 секунд" и "Берегись автомобиля". Постигать азы вождения я начинала под руководством любимого мужчины, который оказался отличным учителем. Он терпеливо объяснял, что к чему и доверял мне управление машиной, которой очень дорожил. Работа в "ПАТП" сблизила меня с автомобилями еще больше. Когда автобус ломался, я со всех ног неслась не в кондукторскую, где сидели мои коллеги, а в гараж, где под МАЗами возились слесари, механики и электрики. Я помогала, чем могла и внимательно смотрела, как бездыханную махину возвращают к жизни. Механики и водитель, с которым я работала, с удовольствием учили меня премудростям автодела. Машину я, конечно, не подчиню, но вот проверить уровень масла, налить антифриз, заменить ремень и шланг и в легковушке, и в МАЗе смогу)

  • Возможность собрать коллекцию современных монет и купюр

В руки кондуктора ежедневно попадает несколько тысяч рублей. Большая часть из них приходит в виде мелких монет, среди которых попадаются довольно редкие и красивые. Меня такое обилие привлекательных монеток заставило начать собирать коллекцию. После увольнения из "ПАТП" юбилейные и памятные монеты мне практически не попадаются.

« Работа сложная , только самые стойкие остаются здесь . У нас постоянная текучка кадров , на сегодня в управлении работают 234 кондуктора , считая тех , кто на больничном . Но я всегда говорю – мои кондукторы самые лучшие», — рассказывает мне руководитель службы кондукторов Елена Щербакова , которая контролирует всех сотрудников.

Кондуктор начинает смену ещё до рассвета и встаёт в 4 утра . В 5.47 первый троллейбус выходит на линию , а до этого нужно успеть поесть , собраться и выйти на остановку к дежурному автобусу , который собирает сотрудников по установленному маршруту.

« Когда к нам приходят устраиваться на работу , я сразу говорю , что работа сложная , нужно привыкнуть рано просыпаться и перестроить организм под новый режим», — отмечает руководитель.

Работают кондукторы по две смены , первая с 4.00 до 14.00 – 15.30 , вторая с 14.00 до 00.30 . Смены чередуются понедельно , одна рабочая неделя состоит из пяти одинаковых смен . А теперь представьте , каково это вставать каждый день , когда солнце ещё не взошло и ложиться в 21.00.

Возможно жители Читы стали замечать , что троллейбусов на линии стало меньше . А всё из-за нехватки кондукторов — даже если есть лишний водитель троллейбуса , но нет кондуктора , водитель не имеет права выйти на смену и вынужден сидеть без работы.

« Мы стараемся составить наряд так , чтобы каждому водителю достался кондуктор . Наряд прописывается ежедневно , на все рейсы . Там же прописываются все сотрудники , находящиеся в отпуске , на выходных или на больничных . Прописываются и резервные кондукторы», — уточняет Елена Щербакова.

Она же рассказывает новеньким , что нужно делать кондуктору . Я старалась максимально внимательно запомнить все рекомендации и понять , что главное здесь — уметь работать с людьми . Людьми самыми разными , иногда недовольными , иногда нетрезвыми . Тем не менее , это клиент , которого нужно обслужить.

« Да , это физический труд , и он тяжёлый — работа на ногах , связана с постоянным движением . Зимой в троллейбусе холодно , летом – жарко . Но к таким нагрузкам можно привыкнуть , а вот в психологическом плане не все сотрудники справляются . Кондуктор остаётся один на один с пассажирами , каждый день заходят разные люди . Я сразу нацеливаю сотрудников на то , что культура обслуживания должна стоять на первом месте . У нас собирается комиссия , еженедельно мы разбираем абсолютно все жалобы , ни одна не остаётся без внимания . Если не прав кондуктор – мы его наказываем», — рассказывает мне Щербакова , морально подготавливая к работе.

Конкурировать с маршрутками троллейбусы не могут – здесь нет остановок по требованию , а сам троллейбус « привязан » к проводам . Поэтому визитная карточка предприятия , как раз те самые кондукторы , которые должны не отпугнуть , а расположить к себе пассажира . Елена Константиновна перед отправкой меня на троллейбусную линию добавляет , что на должность кондуктора приходят самые разные люди , но все по-своему хорошие: « Одна женщина пришла к нам на работу еще в ноябре 1996 года — она первый кондуктор в управлении — и до сих пор работает . Двое мужчин работают больше 10 лет».

Как это ни странно , но мужчин меньше среди кондукторов по объективным причинам . Им сложнее перебороть психологический барьер , а молодые парни , по словам руководителя службы кондукторов , боятся , что их могут высмеять сверстники.

Должностная романтика

За день до выхода на линию начальник участка проводит подробный инструктаж . Обучение идёт три часа , потому что документов , которыми руководствуется сотрудник , очень много . Здесь и правила технической эксплуатации троллейбуса , и правила перевозок , и должностные инструкции , и инструкции по гигиене , и многое другое . Каша в голове может получиться приличная , поэтому будущий кондуктор стажируется ещё два дня в паре с более опытным работником.

Но главный документ , которым руководствуется кондуктор – закон Забайкальского края по оплате проезда льготников . Здесь прописаны все категории граждан , попадающих под льготный проезд и очень важно запомнить эти категории , а при оплате попросить подтверждающий документ.

« Многие начинают возмущаться и расценивают требования и наши должностные инструкции как хамство . А ведь пассажирам необходимо показать не только документ , удостоверяющий право на льготу , но и паспорт . Таков закон . Не все с этим соглашаются , в итоге происходят постоянные скандалы . Иногда после таких разборок сотрудники заходят ко мне со слезами на глазах . А что делать – пассажиры , наш хлеб», — добавляет Елена Щербакова.

После инструктажа понимаешь , что всё троллейбусное депо живёт на деньги пассажиров.

Билет на вес золота

Катушка с билетами – главный рабочий инструмент кондуктора . Казалось бы , ничего незначащий билетик , но в одной бобине у кондуктора их 10 тысяч . За катушку кондуктор несёт полную материальную ответственность , ему не разрешается снимать сумку с бобиной , передавать или оставлять без присмотра.

« Катушка с билетами – подотчетный документ . В начале смены работник приходит в кассу и получает её под запись , у каждого работника есть свои лицевые карточки . Всё четко прописывается , ни один билет не уйдёт просто так . Если билет пропал , кондуктор возмещает убытки за свой счёт», — отмечает начальник участка.

Несложные подсчёты заставляют задуматься: каждый билет стоит 16 рублей , льготный – 8 . В одной катушке 10 тысяч , а значит в сумке работника находятся потенциальные 240 тысяч рублей . Подумав о таких суммах , начинаешь относиться к билетам с максимальной ответственностью.

« Один раз кондуктор потеряла сумку , пришлось высчитывать с неё убытки . Два года назад хулиганы выхватили сумку у кондуктора с выручкой , но по суду её вины установлено не было . Поэтому убытки возмещало предприятие», — говорит начальник участка.

Катушка и мелочь за проданные билеты действительно тяжелая . Мне хватило нескольких минут , чтобы ощутить вес , а руководитель службы уточнила , что из-за такой тяжести хондроз появляется у каждого второго сотрудника.

В свой первый рабочий день , я опрометчиво надела обувь с каблуками , которые мне казались удобными . Но первые минуты работы в троллейбусе показали , как же сложно обслужить пассажира , отдать билет и устоять на месте . Троллейбус на загруженных дорогах вынужден резко тормозить .

В час пик количество пассажиров увеличивается , и всё внимание нужно сконцентрировать на тех , кто только что вошел . Обслуживая человека , мысленно прокручиваешь в голове сумму сдачи , которую нужно отсчитать и вернуть . На весь процесс должно уйти не больше нескольких секунд , иначе ты не успеешь обслужить всех , а на следующей остановке в салон троллейбуса зайдут уже новые пассажиры . Ещё нужно успевать следить за порядком в салоне , напоминать молодым , что нужно уступать место старшим , и следить , чтобы троллейбус « не набивался » людьми на одной площадке , а пассажиры равно распределялись по салону.

В первый рабочий день мне помогала опытный кондуктор по имени Любовь . Она работает здесь уже девять месяцев , и говорит , что довольна своей службой.

« Это общение , новые люди , много интересного вокруг происходит . Мне было легко подстроиться под график , но иногда , конечно я морально устаю», — хвастается моя напарница . За несколько минут ей удаётся обойти весь троллейбус , получить оплату за проезд и попозировать перед камерой.

Во время смены кондуктор и водитель практически не общаются . Категорически запрещается отвлекать водителя в процессе поездки . Непродолжительные беседы бывают лишь между сменами и на конечных остановках.

Безбилетный или « зайчик»

« По закону мы имеем полное право высадить безбилетного пассажира . Но одно дело на бумаге , попробуй сделать подобное в реальной жизни . Где-то мы предупреждаем , что в следующий раз остановим троллейбус и высадим безбилетника , но бывают пассажиры , и пьяные , и агрессивные — попросту неадекватные . Порой с ними лучше не конфликтовать», — рассказывает кондуктор.

Вместе с ней и начальницей участка мы вспомнили , что 30 декабря – день рождения читинского депо . В 1970 году первый троллейбус проехал по улицам города , а кондукторов ещё не было – их работу заменяли компостеры.

« Я думаю пока такая дисциплина у наших пассажиров , нас не коснётся замена на современные компостеры . Кондуктор для нашего предприятия — это наиболее эффективный метод оплаты . Ведь раньше человек заходил в троллейбус с проездным в руках и показывал его людям , не потому что так нужно , а чтобы не подумали , что он едет зайцем», — сетует руководитель службы кондукторов.

Сегодня , ситуация , конечно же , другая . Чтобы получить оплату за проезд , кондуктор вынужден подойти к каждому пассажиру , несмотря на то , что у него это не прописано в должностной инструкции . Пассажир должен зайти и рассчитаться сам , как в магазине . Но почему-то сегодня мало кто думает об уважении к кондуктору , заходя в троллейбус.

Главная картинка статьи Кондуктор – актуальная профессия

Общественный транспорт для любого города — залог комфорта и удобства. И чем крупнее город, тем больше разновидностей общественного транспорта существует, поэтому профессия кондуктора востребована в любом городе.

Водителям трамваев, автобусов и троллейбусов удобнее концентрироваться на выполнении основной работы, не отвлекаясь на получение платы за проезд. Для выполнения этой работы требуются услуги кондуктора.

Особенности профессии кондуктор

профессия кондуктора

Появление общественного транспорта стало стимулом к возникновению этой профессии. Основные обязанности не претерпели значительных изменений, но со временем изменились способы взимания платежей.

В разное время профессия кондуктора переставала быть актуальной. Например, в Воронеже с 2003 года часть маршрутов стала бесплатной. Отдельные города также обходились без кондукторов, вместо них использовались компостеры, которые гасили проездные талоны.

Некоторые страны экспериментируют и вводят бесплатный общественный транспорт, для этого они предоставляют ряд аргументов:

  • Уменьшение пробок.
  • Улучшение экологии за счет уменьшения пользования автомобилями.
  • Снижение затрат на персонал.
  • Уменьшаются издержки на изготовление турникетов, билетов и талонов.

В крупных мегаполисах наземный транспорт часто обходится без кондукторов — их заменили валидаторы. Кондукторов оставляют только на междугородних рейсах.

Но профессия не исчезла. Кондукторов когда-нибудь вытеснят электронные средства контроля, но это долгий процесс, который наступит очень нескоро.

Профессия кондуктора имеет еще одну особенность — в основном ее выбирают женщины. Возможно это связано с тем, что средняя зарплата кондуктора низкая и мужчины реже соглашаются на такие условия работы.

Обязанности кондуктора

  • проведение операций по оплате проезда пассажиров;
  • проверка льготных документов пенсионеров и учащихся;
  • оказание помощи пассажирам при возникновении необходимости;
  • после завершения маршрута проведение осмотра транспорта на наличие оставленных вещей.

Кондуктор общественного транспорта для исполнения своих обязанностей должен знать:

  • принципы оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа;
  • тарифную сетку маршрута, где он работает;
  • названия остановок маршрута, их последовательность.

Также кондуктору необходимы знания по оказанию медицинской помощи, принципам охраны труда и противопожарной безопасности. С этими темами специалистов знакомят в рамках инструктажей при приеме на работу.

Требования к кондуктору

что должен делать кондуктор

Строгих требований к кондуктору не предъявляют, главное для работника — иметь хороший вестибулярный аппарат и выносливость. Это нужно, так как смены могут длиться более 10 часов, а автобус почти все время находится в движении.

Будущему кондуктору также следует регулярно проходить медицинские обследования. Для работы не подойдет человек с проблемами в работе опорно-двигательного аппарата, плохим зрением и другими заболеваниями.

Ответственность кондуктора

Он несет личную ответственность за покупку билетов всеми пассажирами транспортного средства. В противном случае его ждут штрафные санкции со стороны работодателя, что отдельным пунктом прописывается в трудовом договоре.

Руководство предприятия несет ответственность за обеспечение специалистов всем необходимым для работы инструментарием, а также униформой.

Обучение кондукторов

Не существует учебных учреждений для получения профессии кондуктора. Все знания работник получает на рабочем месте. Поэтому должность кондуктора доступна практически каждому — это дает возможность получить работу людям без образования и специальных знаний.

Перспективы карьерного роста для кондукторов

Профессия кондуктора не подразумевает карьерного роста. Можно выполнять свою работу на разных видах транспорта, но это практически не сказывается на заработке.

Личностные качества профессии кондуктор

Работа кондуктора в первую очередь подразумевает общение с пассажирами, поэтому специалист должен проявлять следующие качества:

  1. вежливость;
  2. коммуникабельность;
  3. доброжелательность;
  4. стрессоустойчивость;
  5. ответственность;
  6. исполнительность.

Уровень заработной платы профессии кондуктор

зарплата кондуктора

По информации сервисов поиска сотрудников, работник может рассчитывать на следующую зарплату:

  • View the full image

Главные обязанности кондуктора — обслужить пассажиров: взять деньги, выдать билет или проверить проездные документы.

Трамвай № 3 стал для журналиста новым местом работы на один день.

Корреспондент газеты на один день стал кондуктором трамвая

Они просыпаются глубокой ночью, когда за окном совсем темно; идут на работу, когда еще не ходит общественный транспорт. Главные особенности их ежедневного труда — выносливость, большое терпение и умение общаться с людьми. Такова работа простого и порой незаметного кондуктора трамвая. Сегодня многие считают эту профессию непрестижной, низкооплачиваемой и совсем неинтересной. Выяснить, так ли это на самом деле, и познать на себе все премудрости этого ремесла вызвалась корреспондент газеты «СМ Номер один», перевоплотившись на один день в кондуктора трамвая.

Главное — говорить и улыбаться

Первый и единственный рабочий день на новом поприще я решила начать настолько рано, насколько это мне показалось возможным. Однако, прибыв на пункт своего нового назначения в 7.00, уже опоздала на работу на два часа. Почти все трамваи со своими водителями и кондукторами покинули депо, работники приступили к своим прямым обязанностям. Начальник смены кондукторов радушно пригласила к себе в кабинет, для того чтобы провести небольшой инструктаж, выдать необходимое снаряжение и заполнить наряд контролера — обязательный документ для работы в трамвае.

— Сколько планируете у нас поработать? Пока не устанете? — улыбаясь, спросила Ирина Гильманурова, начальник смены. Как выяснилось, кондукторы работают в две смены, по 8—9 часов. Однако зачастую им приходится трудиться и по 12 часов. Одна из причин — нехватка кадров, вторая — желание самих кондукторов. Как рассказала Ирина Гильманурова, она сама начинала работать кондуктором и до сих пор именно эта профессия привлекает ее больше всего.

— Я люблю общаться с людьми, разговаривать с ними. Начинала работать в троллейбусах и никогда не думала, что придется трудиться и в трамваях. Мне казалось это сложным: непривычные деревянные сиденья, стук, грохот, потрясывание. Однако привыкла довольно быстро. И все устраивает, — рассказывает она. — Конечно, не все гладко, пассажиры все со своим характером, к каждому нужно найти подход. Я стараюсь избегать конфликтов, где-то предпочитаю промолчать, отойти, а с кем-то приятно побеседовать. Многих, кто постоянно ездит в трамвае, уже узнаешь в лицо. Главные обязанности кондуктора — обслужить пассажиров: взять деньги, выдать билет или проверить проездные документы. И непременно улыбаться и разговаривать. В первую очередь мне продемонстрировали, как обращаться с главным оружием кондуктора — чекопечатающей машинкой. Какие кнопочки нажать, чтобы его включить, как получить билетик и выключить. Кроме этого аппарата каждому работнику полагается сумка для денег с множеством кармашков. Крупные купюры — ближе к сердцу; десятки, двушки отдельно — для сдачи пассажирам. К обмундированию мне выдали документ, где указано, когда я приступила к работе, время обеда и окончание трудового дня.

Со всем своим новым снаряжением я двинулась к медкабинету. Здесь каждый кондуктор бывает два раза — в начале и конце рабочей смены. Врач оценивает внешний вид, измеряет давление, а при необходимости может провести тест на алкоголь. Для этого в кабинете есть и необходимый аппарат. Самые частые заболевания у кондукторов, скорее уже профессиональные, — простуда и гипертония. Простуда — из-за того, что зимой трамваи холодные и тепло из-за открытых дверей быстро улетучивается; летом же властвуют сквозняки. Второе заболевание больше связано со спецификой работы. Довольно часто кондукторам приходится выслушивать оскорбления, ругань, что и сказывается негативно на их центральной нервной системе.

«Пожалуйста, приготовьте плату за проезд»

Наконец все формальности соблюдены, меня провожают в мою первую поездку. Трамвай, в котором мне и выпала честь поработать, двигался по маршруту № 3 Центральный рынок — «Волжская». Как мне сказали по секрету, этот маршрут не очень любят кондукторы, поскольку у работающих на нем самый маленький обед — всего полчаса. За это время кондуктор успевает только перекусить и сдать деньги в кассу. На то, чтобы просто передохнуть и немного посидеть, практически не остается времени. Напарницей и одновременно моим начальником стала девушка по имени Алена. Несмотря на свой молодой возраст, в своей профессии она уже трудится шесть лет. И работой довольна.

— Я стажировку не проходила, сразу стала кондуктором. Сначала, конечно, страшно, волнуешься, а затем уже спокойно, уверенно себя чувствуешь. Время быстро летит, незаметно, — рассказывает Алена.

Однако даже ее слова не могли спасти меня от страха, который уверенно рос во мне по мере заполнения трамвая пассажирами. «Приготовьте, пожалуйста, плату за проезд» — первое и единственное в тот момент, что я произнесла вслух. И пошла по рядам. Почти сразу случился первый стресс: группа молодых людей в качестве оплаты за проезд выдала купюру в 1000 рублей.

Такой номинал, кстати, в общественном транспорте не редкость, и главное в этом случае — распознать фальшивку. Как рассказывают опытные работники трамваев, такое случается довольно часто, поэтому необходимо быть предельно внимательным. Правда, в тот момент я не была в состоянии даже отсчитать 12 рублей: руки немного тряслись, мысли были заняты только тем, чтобы выбить чек и дать сдачу. Поэтому первые несколько остановок я практически полагалась на совесть пассажиров. Надо сказать, что большинство все же старались дать без сдачи и старательно отсчитывали каждый рубль. Некоторые просто пытались избавиться от скопившейся мелочи и дотошно выискивали все 10- и 50-копеечные монеты.

Не обошлось и без зайцев. Кто-то старательно отводил глаза и принимал спокойный и безразличный вид. Только когда звучал вопрос напрямую: «У вас что, проездной?», неохотно засовывал руки в карманы и, тяжело вздыхая, вынимал купюры.

— А можно я вам 10 рублей заплачу, а билет брать не буду? — спросил молодой человек родом из ближнего зарубежья. Однако его просьба оказалась не удовлетворена, и ему пришлось заплатить по полной. По словам Алены, именно приезжие чаще всего обращаются с такой просьбой.

Те, кто постоянно ездит по одному маршруту, многих кондукторов знают в лицо. Особых любимчиков пожилые люди подчас благодарят за службу баночкой соленья или варенья. К слову, большая часть пожилых людей всегда покупают проездные билеты и добросовестно ждут кондуктора, когда он дойдет до их площадки, чтобы показать ему свой билет.

Мокрая голова и броская одежда

Согласно инструкции, обход пассажиров принято начинать с первой площадки, однако это не является обязательным условием. Для того чтобы лучше рассмотреть своих пассажиров, некоторые предпочитают начинать с задней площадки. Да и по моим наблюдениям вышло, что больше всего пассажиров заходит именно в последнюю дверь. Определить всех вошедших сложно, но у опытных кондукторов есть свои особые приметы. Так, например, многих пассажиров, кого уже обслужили, работники трамвая запоминают по броской одежде или необычной прическе. Хорошо выявлять еще не оплативших пассажиров в дождь и снег, поскольку одежда и волосы не успели обсохнуть и с головой выдают вошедших. Здесь уже не спрятаться и не утаиться.

Во время моего дежурства не обошлось и без встречи с так называемыми маргиналами. Трое мужчин бомжеватого вида отказались платить за проезд и попросили прокатиться две остановки. Однако уже на следующей им пришлось указать на дверь, припугнув контролерами. Несмотря на это, мужчины высказали свое «спасибо».

Проехав несколько остановок, я почувствовала, что страх уже от- ступил, ему на смену пришла некоторая уверенность и даже удовольствие от поездки. Плюс пассажиры мне попались в основном доброжелательные и позитивные. При виде двух кондукторов они улыбались и шутливо спрашивали, не придется ли им платить два раза и как мы будем делить выручку.

— Надо же, вас уже по двое ставят, — озадачилась одна из бабушек. — Как у вас в организации штаты раздули!

На самом деле ситуация на предприятии противоположная — кондукторов не хватает. В 2006 году в трамваях по европейским стандартам были установлены компостеры, часть кондукторов стали контролерами, кого-то сократили. Затем кондукторов вновь стали при-влекать к работе в пассажирском транспорте. В июне прошлого года они трудились уже на всех маршрутах. Но сформировать полный штат до сих пор не получается.

График по душе

Многие считают эту профессию второсортной, низкооплачиваемой, слишком простой. Казалось бы — чего сложного: собирай деньги и выдавай чеки. Между тем, как мне пришлось убедиться, работа эта непростая, ответственная, для особо выносливых, терпеливых и коммуникабельных. За несколько часов работы ноги у меня уже болели от постоянного хождения по трамваю, руки узнали, что такое грязные деньги в прямом смысле. Отдохнуть кондукторы могут только в пробке. Довольно часто на линии трамваев попадают в аварию машины или их просто отставляют на путях. Вот только шишки опять летят в сторону кондуктора. Некоторые жалуются на царящий в городе беспорядок, кто-то требует вернуть деньги за проезд. Тем не менее, несмотря на все минусы, многие работают кондукторами не один десяток лет.

— Конечно, большой плюс в том, что каждый выбирает себе график по душе: те, кто любит поспать, хочет сделать срочные дела утром, выходит только во вторую смену. Для других лучшая смена — утренняя: встать с утра пораньше, отработать и в обед уже освободиться, — говорит Ирина Гильманурова, начальник смены кондукторов. — Кроме того, и заработная плата неплохая. Все ведь всегда зависит от человека, от его отношения к работе. Если он не захочет, у него ничего не получится, а при большом желании можно и горы свернуть.

А мой рабочий день в должности кондуктора трамвая закончился. Конечно, ноги болели от усталости, болела голова от постоянного шума, однако настроение было отличное, и еще остались силы для дальнейшего продолжения рабочего дня — теперь уже в качестве журналиста.

Тем не менее, бывают редкие случаи, когда контрики могут появиться и в указанные часы. Тут следует помнить одно: при себе необходимо иметь карточку «Тройка» со средствами на ней (хотя бы на одну поездку, а места по возможности занимать поближе к валидатору, чтобы иметь возможность приложить карточку до того, как «контра» вошла в салон).

Особенно здорово бесплатно кататься на московских трамваях 17 маршрута: валидаторы висят возле каждой двери, входить и выходить можно через любую (насчёт других маршрутов не знаю). Тут, правда, и контролёры попадаются чаще. В общем, алгоритм действия следующий: заходишь в трамвай и стоишь возле одного из входов, периодически бросая взгляды на остановку, где обычно и ждёт свою «жертву» стервятник-контролёр. Увидел кекса (или кексиху) с бляхой на груди – мгновенно прикладывай «Тройку» к кругляшу на жёлтой коробке. И спокойно езжай дальше.

Ну а как быть, если всё-таки «повязали»? Прежде всего – сохраняйте спокойствие. Помните, что контролёры сродни охранникам: вид официальный, а прав никаких. Так что угрозы вас обыскать, предъявить содержимое сумок и карманов абсолютно незаконны. Подобным правом обладает только полиция, да и то при наличии достаточных оснований, предусмотренных законом. Также незаконны и обвинения вас в использовании чужого пенсионного удостоверения. Если не видели, то и доказательств никаких нет.



Второй момент состоит в том, чтобы не вестись ни на какие требования оплатить штраф на месте. Запомните одно: в случае «попадоса» громко утверждайте, что у вас нет денег! Ну вот вообще нету – и всё. Не хамите, не огрызайтесь. Любое хамство будет действовать не в вашу пользу. Если «контра» выходит из себя от нетерпения и начинает вам хамить, обзывая хамом или нищебродом, либо произносит хоть одно матерное слово (а так бывает довольно часто), громко, на весь салон призывайте всех пассажиров обратить на это внимание. Можете для убедительности включить аудио или видеозапись на смартфоне.

Ещё одно непреложное правило: ни при каких обстоятельствах не давайте контрикам в руки свою «Тройку», даже если оплатили с её помощью проезд! Это всё-таки документ. И уж если вообще не прикладывали карточку к валидатору, не «светите» её. Проще сразу сказать, что не платили.
Ну вот. А дальше начинается самое интересное. Раз вы не оплачивали проезд и не хотите платить штраф, контролеры должны предложить вам покинуть внутренности автотранспорта. Обычно следует мгновенный переход к следующей части: доставлению в полицию для составления административного протокола по ст. 27.2 КоАП. И вот тут имеет место маленький юридический нюанс.



К примеру, вы соглашаетесь выйти из автобуса и троллейбуса (задерживать транспорт из-за вас «контрик» права не имеет). Выйдете вы первым или подождёте выхода мытаря – роли не имеет. Помните только одно: покинув салон, вы мгновенно превращаетесь в пешехода, и с момента, когда нога ваша ступила на поверхность асфальта или тротуарной плитки, вы можете смело попрощаться с контролёрами и топать в любом направлении. Трогать вас руками и задерживать ни у кого прав, кроме полицейских, нет. Если же такое происходит, можете громко кричать, призывая в свидетели прохожих, упирая на то, что ни на каком автобусе (троллейбусе, трамвае) не ехали, и до вас докопались незаконно. Обычно проверяльщики в таких случаях отстают. Редко кто из пассажиров захочет записывать себя в свидетели, а «контра» из толпы вас задерживающих – лица заинтересованные, а потому свидетели слабые.

Правда, имеет смысл обратить внимание на два момента: наличие у «контры» видеозаписывающих устройств и менты, отдел которых либо может оказаться под боком, либо неподалёку проезжает патрульная машина. Это, конечно, из области непредвиденных обстоятельств, а потому если уж они оказались рядом, считайте, что сегодня просто не ваш день, и везение ещё не проснулось.

Читайте также: