Кто относится к должностным лицам таможенных органов

Опубликовано: 17.09.2024

Должностные лица таможенных органов Российской Федерации

Статья 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" раскрывает понятие "должностные лица таможенных органов".

С принятием Федерального закона "О службе в таможенных органах" (1997 г.) и до принятия Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (2002 г.) все должностные лица являлись сотрудниками таможенных органов, которым в установленном законом порядке присваивались специальные звания. Согласно Федеральному закону N 78-ФЗ часть сотрудников перешли на должности федеральной государственной гражданской службы, содержание понятия должностного лица таможенных органов претерпело изменения (см. комментарий к преамбуле).

К должностным лицам таможенных органов Российской Федерации в настоящее время относятся: 1) лица, которым в установленном порядке присвоены специальные звания - сотрудники таможенных органов; 2) лица, которым присваиваются классные чины. Комментируемый Закон прямо не называет должностных лиц, которым присваиваются классные чины, федеральными гражданскими служащими, что создает некую законодательную неопределенность в их правовом статусе.

Таким образом, в настоящее время понятие "должностные лица таможенных органов" является собирательным, включающим в себя две категории служащих, проходящих службу в таможенных органах.

Следует отметить, что Федеральный закон N 78-ФЗ не установил критерии, по которым должно было происходить разделение должностей на категории. В результате перехода части сотрудников таможенных органов на условия государственной гражданской службы сотрудниками остались должностные лица правоохранительного блока таможенных органов РФ (подразделения, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, административными расследованиями, подразделения силового обеспечения, авиационные, морские, воздушные подразделения), а также руководящий состав таможенных органов до начальников отделов включительно. Вместе с тем в таможенных органах происходит постепенный перевод руководителей неправоохранительного блока на должности федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, можно предположить, что в перспективе сотрудниками таможенных органов останутся только сотрудники правоохранительных подразделений. Представляется, что с принятием федерального закона "О правоохранительной службе" понятие "сотрудник таможенного органа" должно приобрести четкую концептуальную основу.

Отнесение должностного лица к той или иной категории имеет принципиальное значение, так как, по сути, определяет вид службы, которую они проходят в таможенных органах, а также правовое регулирование. Различия в правовом регулировании двух категорий должностных лиц таможенных органов влекут за собой различный порядок прохождения службы в таможенных органах, а также различный правовой статус должностных лиц, в том числе набор предоставляемых социальных гарантий и льгот.

Работники таможенных органов

В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются должности работников таможенных органов. Должностные обязанности работников не связаны с выполнением задач и функций, возложенных на таможенные органы. На должностях работников в таможенных органах работают водители, уборщики, коменданты, кладовщики, лифтеры, сторожа, архивариусы и др.

Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде. Приказом ГТК России от 28 декабря 1999 г. N 930 утверждена Типовая форма трудового договора с работниками таможенных органов.

Таможенные органы

Таможенные органы – это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации. Таможенные органы принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории. Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:

  1. Основным законом – Конституцией;
  2. Таможенным кодексом;
  3. Иными законами.

А также руководствуясь:

  • Указами и распоряжениями главы государства;
  • Распоряжениями и постановлениями правительства страны;
  • Нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти;
  • Нормативными актами Центрального банка;
  • Нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы;
  • Ратифицированными международными договорами и соглашениями.

Функции, деятельность и задачи таможенных органов

Осуществляя свою деятельность, таможенные органы руководствуются задачами и функциями, которые на них возложены.

Правоприменительная — таможенные органы являются органом исполнительной власти и участвуют в реализации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений в области таможенного дела, ратифицированных правительством страны.

Законотворческая — таможенные органы разрабатывают и инициируют принятие законодательных актов, регулирующих таможенное дело, или вносят изменения в уже существующие. Также они наделены правом издавать собственные нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств — таможенные органы, будучи органом государственной власти, наделены монопольным правом на осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Фискальная — в обязанности таможенных органов входит сбор с участников ВЭД таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов в пределах своей компетенции.

Защита прав интеллектуальной собственности — таможенные органы ведут собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей.

Борьба с контрабандой — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, борьба с международным терроризмом.

Валютный контроль — перемещение крупных денежных средств через таможенную границу должно осуществляться под строгим контролем таможенных органов с заполнением таможенной декларации.

Ведение таможенной статистики — на таможенные органы возложена обязанность по ведению статистики об объемах внешней торговли, объемах экспорта и импорта товаров. Эти данные находят широкое применение, например, при разработке внешнеэкономической стратегии государства, принятии законов, новых видов таможенных ставок и пошлин.

Информационная — на таможенные органы возложена обязанность по информированию и консультированию населения по вопросам таможенного дела.

Научная — таможенные органы проводят или участвуют в проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

Задачи и обязанности таможенных органов:

Права таможенных органов

Согласно статье 19 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы обладают следующими правами:

  • Принимают меры, предусмотренные законодательством;
  • Требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства;
  • Проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
  • Требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
  • Осуществляют оперативно-розыскную деятельность, производство следственных действий и дознания;
  • Осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции;
  • Привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством;
  • Используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;
  • Задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела;
  • Производят документирование, видео и аудиозапись, кино и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров и их вывозом.
  • Предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
    • О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
    • Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
    • О признании имущества бесхозяйным.

    Система таможенных органов

    Система таможенных органов Российской Федерации находится в подчинении Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

    Структура таможенных органов России:

    • Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
    • Региональные таможенные управления (РТУ) – территориальный орган исполнительной власти, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. РТУ ответственны в области реализации таможенного дела в пределах определённой территории. Находятся в непосредственном подчинении ФТС России. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 8 РТУ (по числу Федеральных округов РФ):
      • Дальневосточное таможенное управление;
      • Приволжское таможенное управление;
      • Северо-Западное таможенное управление;
      • Северо-Кавказское таможенное управление;
      • Сибирское таможенное управление;
      • Уральское таможенное управление;
      • Центральное таможенное управление;
      • Южное таможенное управление.

      Роль таможенных органов в защите экономических интересов страны

      Имея в своем арсенале Слово Закона, таможенные органы Российской Федерации выполняют важную миссию – стоят на защите экономической безопасности нашей страны. Подобно надежному кордону, выстроенному на таможенной границе, таможенные органы защищают граждан страны от контрафактной и порой даже опасной продукции, циркулирующей на мировом рынке. Стоят надежным заслоном на пути проникновения в нашу страну наркотиков, оружия, взрывчатых веществ. Способствуют установлению в нашей стране благоприятного делового климата, защищают наших товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров. Помогают налаживать устойчивые экономические связи России с другими странами мира.

      Таможенные органы РФ и таможенные представители

      Подобно сотрудникам таможенных органов таможенные представители тоже являются специалистами в области таможенного дела. Это компании, в которых трудятся профессиональные таможенные декларанты. Их цель – помощь участникам ВЭД при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Подробнее >>>

      О направлении памятки для должностных лиц таможенных органов

      Настоящая памятка содержит требования статей 16, 17,18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции») и статей 8, 9, 11, 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, обязательные для неукоснительного исполнения должностными лицами таможенных органов.

      ПАМЯТКА

      об ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с прохождением государственной службы должностных лиц таможенных органов

      Ограничения, связанные с прохождением государственной службы в таможенных органах:

      1. Гражданин не может быть принят на государственную службу в таможенные органы, а должностное лицо не может находиться на государственной службе в случае:

      1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

      2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

      3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

      4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

      5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

      6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

      7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

      8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

      9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

      10) несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

      2. Иные ограничения, связанные с поступлением на службу и ее прохождением, устанавливаются федеральными законами.

      3. Ответственность за несоблюдение ограничений устанавливается федеральными законами.

      Запреты, связанные с прохождением государственной службы в таможенных органах:

      1. В связи с прохождением государственной службы в таможенных органах должностным лицам запрещается:

      1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

      2) замещать должность на службе в таможенных органах в случае:

      а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации;

      б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

      в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

      3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

      4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

      5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

      6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

      7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

      8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

      9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

      10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

      11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

      12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

      13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

      14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

      15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

      16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

      17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

      2. В случае если, владение должностным лицом приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

      3. Гражданин после увольнения со службы в таможенных органах не вправе:

      1) в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

      2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

      4. Ответственность за несоблюдение запретов устанавливается федеральными законами.

      Требования к служебному поведению должностных лиц таможенных органов

      1. Должностное лицо таможенного органа обязано:

      1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

      2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

      3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

      4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

      5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

      6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

      7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

      8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

      9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

      10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

      11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

      12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

      13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

      14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

      2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

      Требования по предупреждению коррупционных правонарушений

      1. Должностные лица таможенных органов, замещающие должности государственной службы, включенные в перечень, установленный Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», обязаны неукоснительно исполнять требования настоящего Указа и соответствующих нормативных правовых актов ФТС России.

      2. Должностные лица таможенных органов обязаны:

      а) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

      б) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

      в) в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.

      5. Должностные лица таможенных органов, замещавшие должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы, имеют право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственных служащих, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      6. Должностные лица таможенных органов, замещавшие должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

      Должностное лицо таможенного органа обязано соблюдать требования Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, принятого решением Коллегии ФТС России от 3 июля 2007 г., утвержденного приказом ФТС России от 14 августа 2007 года № 977.


      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

      О службе в таможенных органах Российской Федерации

      (с изменениями на 31 июля 2020 года)

      Документ с изменениями, внесенными:

      Федеральным законом от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ (Российская газета, N 118, 02.07.2002) (изменения вступили в силу с 1 июля 2002 года);

      Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

      Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004);

      Федеральным законом от 1 апреля 2005 года N 27-ФЗ (Российская газета, N 68, 05.04.2005) (вступил в силу с 1 апреля 2005 года);

      Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 313-ФЗ (Российская газета, N 246, 22.12.2009) (вступил в силу с 1 января 2010 года);

      Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 102-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013);

      Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014, N 0001201412230012) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

      Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 505-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290093);

      Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 132-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010012) (вступил в силу с 1 января 2018 года);

      Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030089);

      Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.10.2019, N 0001201910010050) (вступил в силу с 1 января 2020 года);

      Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 432-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2019, N 0001201912160073);

      Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 268-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310037);

      Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 288-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310065);

      Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 301-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310077).


      Принят
      Государственной Думой
      18 июня 1997 года

      Одобрен
      Советом Федерации
      4 июля 1997 года

      Настоящий Федеральный закон определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов (преамбула в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

      Глава I. Общие положения

      Статья 1. Служба в таможенных органах

      Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

      Статья 2. Правовая основа службы в таможенных органах

      Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

      (Статья в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

      Статья 3. Должностные лица таможенных органов

      Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

      (Статья в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

      Статья 4. Работники таможенных органов

      1. В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов. Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

      2. Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

      Статья 5. Специальные звания и должности сотрудников таможенных органов

      1. Гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов (далее - специальные звания):

      1) прапорщик таможенной службы;

      2) старший прапорщик таможенной службы;

      3) младший лейтенант таможенной службы;

      4) лейтенант таможенной службы;

      5) старший лейтенант таможенной службы;

      6) капитан таможенной службы;

      7) майор таможенной службы;

      8) подполковник таможенной службы;

      9) полковник таможенной службы;

      10) генерал-майор таможенной службы;

      11) генерал-лейтенант таможенной службы;

      12) генерал-полковник таможенной службы;

      13) действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

      2. Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:

      1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;

      2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;

      3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;

      4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

      3. Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.

      С учетом уровня профессионального образования, стажа службы в таможенных органах или стажа (опыта) работы по специальности в соответствии с полученным профессиональным образованием, профессиональных знаний и навыков сотрудникам таможенных органов в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы, присваиваются следующие квалификационные звания: специалист третьего класса, специалист второго класса, специалист первого класса, мастер (высшее квалификационное звание).

      (Абзац дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

      (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

      4. Перечень должностей сотрудников таможенных органов высшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

      5. Порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов, работающим в таможенных органах на день вступления в силу настоящего Федерального закона, устанавливается Президентом Российской Федерации.

      6. При увольнении сотрудника таможенного органа со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии к специальному званию добавляются слова "в отставке".

      Глава II. Поступление на службу в таможенные органы

      Статья 6. Условия поступления на службу в таможенные органы

      1. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

      2. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее - контракт).

      3. Гражданин при поступлении на службу в таможенные органы представляет:

      1) личное заявление;

      2) документ, удостоверяющий личность;

      3) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке;

      (Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 268-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

      4) документы об образовании и о квалификации;

      (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

      5) медицинское заключение о состоянии здоровья;

      7) данные о месте рождения, местах работы (обучения) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился (далее - близкие родственники).

      (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

      4. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      5. При поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом.

      При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

      Статья 7. Ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении

      1. Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока (пункт дополнен с 10 августа 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 112-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

      2. Сотрудник таможенного органа не вправе:

      1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

      (Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2007 года Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

      2) совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

      3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

      4) состоять членом органа управления коммерческой организации, а также членом органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории Российской Федерации ее структурного подразделения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2007 года Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

      5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

      6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

      7) получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;

      8) получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

      9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

      10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;

      11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.

      3. Сотрудник таможенного органа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения службы в таможенных органах находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      4. Сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

      Статья 7_1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в таможенных органах

      На сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников таможенных органов, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      1. При проведении таможенной поверки должностные лица таможенного органа имеют право:

      1) требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;

      2) требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

      3) требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;

      4) требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;

      5) запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;

      6) проводить в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза, инвентаризацию (требовать проведения инвентаризации) товаров при проведении выездных таможенных проверок;

      7) направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки;

      8) доступа на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;

      9) осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;

      10) изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;

      11) налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

      12) опечатывать помещения, в которых находятся товары;

      13) проводить иные действия, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.

      2. Должностные лица таможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны:

      1) соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);

      2) не нарушать установленный режим работы проверяемого лица в период проведения выездной таможенной проверки;

      3) использовать исключительно в таможенных целях любую информацию, полученную при проведении таможенных проверок;

      4) не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, ставшие известными при проведении таможенных проверок;

      5) предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства государств – членов Таможенного союза, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;

      6) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенных проверок, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза;

      7) информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при назначении и проведении экспертизы (исследования), при взятии проб и образцов товаров;

      8) исполнять иные обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.

      Читайте также: