Кто такой кафедральный сотрудник

Опубликовано: 06.07.2024

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Здравствуйте! Вопрос о медицинской деятельности регламентируется Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" :

Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

""1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

""2. Право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:

""1) лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;

""2) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

2.1. Педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья, вправе осуществлять медицинскую деятельность. На педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников.

3. Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

""4. Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации специалиста.

""5. Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, "допускаются" к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

7. Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В основе эффективно функционирующей отрасли лежит подготовка квалифицированных кадров

Если театр начинается с вешалки, то система здравоохранения – с первичного звена. Мировой опыт свидетельствует о том, что около 70% медицинской помощи оказывается именно на амбулаторном этапе. При этом к стационарному виду лечения прибегают лишь в тех случаях, когда это необходимо. Так, в рамках оптимизации столичного сектора здравоохранения, проводимой на протяжении последних нескольких лет, один их акцентов был сделан на сокращение больничной сети и в то же время расширение поликлинической. Однако, как показала и продолжает демонстрировать практика, этого оказалось мало: для эффективного функционирования амбулаторного сектора необходима соответствующая подготовка врачей. А вот кто должен и, главное, сможет их подготовить должным образом – и является ключевым вопросом в сложившейся ситуации.


Об этом в интервью «МГ» рассказал один из ведущих клиницистов-интернистов нашей страны, заведующий кафедрой терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова, профессор, заслуженный деятель науки РФ Аркадий ВЁРТКИН.


- Аркадий Львович, в своих выступлениях вы регулярно употребляете словосочетание «новая поликлиника». Что, собственно говоря, имеется в виду?


- Дело в том, что сегодняшняя поликлиника совсем другая, нежели была вчера. Очереди пациентов, необорудованные помещения, ненужные подразделения, отсутствие алгоритмов ведения пациентов и пр. постепенно уходит в небытие. Поликлиника сегодня – это как новое тысячелетие с изменившимися экономическими и социальными условиями. За всем этим стоит постоянно увеличивающийся объём услуг и медицинской помощи, совершенствование многоуровневой системы работы, развитие стационарозамещающих технологий, активная помощь на дому, создание сети специализированных кабинетов и др.

Кроме того, в отличие от стационара в поликлинике врачи находятся в автономном состоянии, ведь в больнице у пациента есть и лечащий врач, и заведующий отделением, и кафедральный сотрудник, курирующий его. Не говоря уже о дежурном докторе. В поликлинике врач один. Проконтролировать его деятельность на сегодняшний день не представляется возможным, а ведь именно на первичное звено возложена самая большая ответственность. Наряду с сокращением больниц этому способствуют и изменения в процессе скоропомощной госпитализации.

Таким образом, львиная доля лечебного процесса на современном этапе ложится на поликлинику. И главным критерием здесь является квалификация специалиста. К сожалению, сегодня профессиональная подготовка докторов в нашей стране слишком разнится. Как это улучшить? Проводить полноценное обучение, к которому мы привыкли, весьма проблематично вследствие большой загруженности поликлинических врачей. Понимаете, создать полноценные условия доктору из амбулаторной сети весьма сложно: нет журналов, недостаточно конгрессов, литературы, методических пособий для поликлиницистов и т.д.

При этом современное последипломное медицинское образование, к сожалению, изменило подход к организации образовательного процесса в сторону тезисного изучения клинических рекомендаций и стандартов. Оно, как правило, проводится в виде освещения концептуальных подходов к лечению конкретной нозологической формы, в то время как клиническая база, так называемые осмотры и обсуждения больных, профессорские обходы, клинико-анатомические разборы и прочее не включаются в основную программу циклов.

Тогда возникает вопрос: как же можно научить амбулаторного врача? С моей точки зрения, создание на базе поликлиник университетских клиник позволит в значительной степени повысить лечебную работу докторов, развивать клиническое мышление. Создание подобной клиники позволит восполнить дефицит врачебных кадров, повысить доступность медпомощи. Иными словами университетская клиника в поликлинике является единственной моделью непрерывного профессионального роста врачей без отрыва от непосредственной работы.

- Но ведь у нас есть подобие университетских клиник в поликлиниках – я имею в виду кафедры поликлинической терапии, которые имеются практически во всех медвузах страны…


- Этого совершенно недостаточно. Как правило, на базе поликлиники работает один кафедральный сотрудник, занимающийся со студентами и не имеющий никакого отношения к образованию врачей. Мы же говорим о людях, главной обязанностью которых будет непрерывное образование врачей, уже работающих в той или иной поликлинике. Понимаете, организационные вопросы работы поликлиник в настоящее время предельно понятны и прозрачны. Они решены до мельчайших деталей. Другое дело – клиническая подготовка и практическая работа врачей. Причин этому предостаточно: сокращения, преклонный, в профессиональном аспекте, возраст и, что самое главное, молодёжь практически не идёт работать в поликлинику.

- И каким же образом завлечь молодых специалистов в амбулаторное звено?


- Прежде всего, молодой человек должен понимать, что работа в поликлинике – это престижно. Это и творчество, и перспектива. Нужно уметь заинтересовать молодого специалиста, мотивировать его. А для этого профессор или доцент сам должен быть мотивирован: не формально относиться к своим обязанностям, а буквально гореть интересом к своей деятельности. Только так можно привлечь к своему делу молодёжь, тем самым обеспечивая преемственность в своей профессии. Если говорить о научной работе, то большего «клондайка», чем внутренняя медицина, на амбулаторном этапе не найти.

Приведу вам небольшой пример: одной своей аспирантке я поручил заниматься проблемой маломобильных пациентов (после перелома шейки бедра, перенёсших инсульт и т.д.). Как вы понимаете, условия их пребывания зачастую оставляют желать лучшего: уход не бог весть какой, социальные службы – то же самое и, что самое главное, низкая эффективность амбулаторной медицинской помощи: врачи не знают с какой стороны подойти к такому больному, как его лечить, как обеспечить профилактику осложнений и каких.

Мы подняли огромный пласт таких пациентов, обеспечили выполнение социальных льгот для этой категории граждан: если раньше они были обеспечены на 7%, то в настоящее время, после цикла наших работ, – на 75%. А врачи получили в руки полноценный алгоритм наблюдения и ведения таких пациентов.

- Чем конкретно должны заниматься кафедральные сотрудники на базе поликлиники?


- Правильное распределение обязанностей профессорско-преподавательского состава кафедр в поликлинике послужит значительному улучшению профилактической работы и регламентирует технологию ведения больных с неотложными состояниями. Это должно быть образцом преемственности в ведении больных на амбулаторном и стационарных этапах.

К примеру, доцент кафедры должен проводить консультации всех трудных амбулаторных пациентов в течение дня: и конфликтные ситуации, и сугубо клинические. В его компетенции лежит организация консилиумов, посещение наиболее сложных больных на дому, руководство процессом постановки диагноза, правил их формулировок, а также обеспечить больший процент аутопсий таких пациентов и присутствие на них лечащих врачей.

Пациентов, умерших на дому, очень редко вскрывают. Как следствие, в большинстве случаев, истинная причина смерти остаётся за кадром. Другой доцент занимается только неотложными состояниями, а третий – «активами» скорой медицинской помощи: наблюдение пациентов после вызовов скорой и не госпитализированных по тем или иным показаниям. Это очень важный момент в работе поликлиники. Четвёртый должен отвечать за проведение в поликлинике клинических и клинико-анатомических конференций и т.д. Вся клиническая работа в амбулаторном звене должна быть сконцентрирована у кафедральных сотрудников.

- Насколько всё это будет исполняться на деле, принимая во внимание нынешнее, мягко говоря, незавидное положение клинических кафедр без каких-либо официальных документов, регулирующих взаимоотношения кафедры и базы?


- Многое зависит от компетенции заведующего кафедрой и его сотрудников. Мне сложно отвечать за других, однако о своей кафедре я могу с уверенностью сказать, что никаких проблем с администрацией больницы, а также с терапевтическими отделениями у нас нет. Более того, основная направленность работы нашей кафедры – лечебная. Если деятельность клинических кафедр медвузов нашей страны будет основываться на этом принципе, то никаких конфликтов между профессорско-преподавательским составом и городскими врачами, а также администрацией медучреждения не будет. В этом я твёрдо убеждён.

В основе эффективной научной и образовательной деятельности кафедры лежит лечебная работа. Если у преподавателя-клинициста нет соответствующей клинической подготовки, то эффективность его педагогики будет крайне низкой. А здравомыслящий главный врач понимает, что без наличия эффективной кафедры диагностический и лечебный процессы в медучреждении не будут полноценными. Кафедра – это основное в клинической работе стационара или поликлиники.

- В чём состоит основная проблема, с которой сталкиваются врачи первичного звена?


- На сегодняшний день всё довольно просто: работа с бумагами постепенно уступает место электронным технологиям, однако многое опять-таки упирается в кадры, прежде всего в возраст врачей. Докторам старого поколения трудно перестроиться на современный лад в организации своей работы. Кроме того, количество больных увеличивается. Это отчасти обусловливается тем, что сокращаются стационары.

Наряду с этим в нашей стране есть наиболее социально значимые заболевания, приводящие к массовой инвалидизации и смертности населения: болезни сердца и сосудов, хроническая обструктивная болезнь лёгких, сахарный диабет 2-го типа, онкологические заболевания, а также болезни опорно-двигательного аппарата. Основной образовательный упор должен быть сделан именно на эти нозологии: чтобы их, а также ассоциированные с ними состояния знали наши врачи.

Также нельзя не отметить социально-детерминированных ролей наших больных: мигранты, малоподвижные люди, бомжи, наркоманы и алкоголики. Это отдельные группы людей с характерными заболеваниями, алгоритмами лечения которых должны владеть поликлинические доктора.

Если иметь представление обо всём перечисленном выше, то достаточно этих коротких минут, отведённых на амбулаторный приём больных. Этим мы как раз и занимаемся – постоянно проводим мероприятия, посвящённые наиболее важным аспектам наблюдения пациентов на поликлиническом этапе, разрабатываем алгоритмы амбулаторного ведения больных с учётом всех организационных особенностей в работе поликлинического сегмента отечественного здравоохранения, создаем библиотеку амбулаторного терапевта и т.д.

- Способствуют ли реформы московского здравоохранения поддержанию и даже реанимации так называемого клинического духа в медучреждениях?


- Уверяю вас: абсолютно всё, что мы наблюдаем на протяжении последних нескольких лет в столичном сегменте отрасли, направлено на это. Единственный минус – амбулаторные врачи не были подготовлены к такому развитию событий в профессиональном плане. Где-то даже в возрастном. К сожалению, они не готовы полноценно осуществлять, претворять на практике замечательные идеи руководства столичного здравоохранения, на том качественном уровне, который требуется на современном этапе. Без новых людей, без молодёжи этого не осуществить. Всё улучшается: у поликлиник новые здания, новое оборудование… Нужно и врачей «поменять»: обучить их соответствующим образом для того, чтобы они были готовы к эффективной работе в таких великолепных условиях.

- Как вы относитесь к упразднению обучения в интернатуре со следующего года, когда выпускники медвузов получат право самостоятельной работы на участке сразу после получения диплома?


- Данное решение весьма неоднозначно. Я наблюдаю студентов практически ежедневно. Не могу сказать, что большинство из них прекрасно подготовлено, однако если создать на базе поликлиник университетские клиники, то выпускников, приходящих сразу по окончании вуза на участок, можно обучить полноценному клиническому подходу к практической работе. Кафедральные сотрудники смогут сделать из них компетентных специалистов. В этом я абсолютно уверен.

- Ваш рецепт по «изготовлению» хорошего врача?


- Наш кафедральный принцип преподавания: все амбулаторные врачи должны приходить в 7:30 утра в отделение реанимации на наши обходы: за 12-15 минут мы пытаемся им показать, как можно быстро и грамотно разобраться в больных в условиях дефицита времени. Мы учим их формулировкам диагнозов, в том числе и на патологоанатомическое вскрытие. После этого они идут на утреннюю конференцию, затем участвуют в аутопсиях. Это – истинное образование. Без наличия кафедрального сотрудника на базе поликлиники такому не научишься.

Беседу вёл
Дмитрий ВОЛОДАРСКИЙ,
обозреватель «МГ».


В православной церковной иерархии протоиерей занимает важнейшее значение. Это церковное должностное лицо работает в народе, определяя наиболее приближенную к рядовым верующим политику церкви.

Церковная иерархия имеет немаловажное значение для жизни церкви. Определенная Апостолами, она сохранилась в неизменном виде тысячелетия. Это существенный фактор преемственности поколений церковных служителей, обеспечивающий незыблемость догматов церкви.

Кто такой протоиерей в православной церкви


Это настоятель церковного храма, относящийся ко второй степени священничества, системы, которую установили Апостолы.

Духовное значение этого священника значительно – это опора православной христианской иерархии, определяющая деятельность церкви в народе.

Этот чин необходимо заслужить, он присваивается за что-то выдающееся, сделанное священником на благо церкви. Присваивается чин протоиерея через пять лет после того, как священника наградили наперсным крестом. Звание протоиерея присваивается по согласованию с Патриархом.

Так было раньше, но сейчас протоиереями обычно становятся после положенного срока деятельности иереем. Протоиереев стало слишком много, и верховное священничество задумалось об изменении этой практики.

Одежда протоиерея состоит из ризы, епитрахили (так называется широкая лента, надетая на шею) и поручей. В больших храмах могут служить несколько протоиереев. Посвящение в должность протоиерея совершается архиереем.

Митрофорный протоиерей что это

Так называется первосвященник ( русское значение греческого слова протоиерей), который получил право носить головной убор – митру.


В переводе с греческого языка митрофорный означает «носитель митры».

У протоиерея важной наградой является палица. Так называется ромбический плат, который носится на бедре, а надевается через плечо.


Палицей протоиерея Святейший Патриарх награждает через пять лет беспорочной службы в этом звании.

Еще через пятилетку после получения палицы протоиерей награждается крестом с драгоценными украшениями. Такая награда достается не каждому протоиерею.

После исправного служения сроком тридцать лет Патриарх своим указом может наградить протоиерея правом ношения митры. Это головной убор архиерея. Только архиерейская митра украшена крестом, а у митры протоиерея креста на вершине митры нет.

Митрофорный протоиерей надевает митру на важные торжественные службы, кроме литургии, которая проводится с открытыми царскими вратами, где ему служить не разрешается.

Первой митрой был награжден протоиерей Иоанн Панфилов, духовник Екатерины Второй. В дореволюционные времена такая награда была большой редкостью. Сейчас митрофорные протоиереи есть в каждом крупном городе России.

Кафедральный протоиерей


Так называется протоиерей, который служит в кафедральном соборе.

Словом кафедральный называется собор, в котором находится кафедра епископа. В соборе с кафедрой епископа проводятся архиерейские богослужения.

Нужда в кафедральных протоиереях у церкви большая, так как на службы в кафедральные соборы приходят большие массы народа, и малое число кафедральных протоиереев не успевает правильно обслужить по канонам всех верующих.

Иерей и протоиерей отличие

Оба названия означают титулы православных священников, которые относятся к белому духовенству, то есть к священнослужителям, которым разрешено создавать семьи.


Протоиерей принадлежит к более высокой степени церковной иерархии, чем иерей. Протоиереем можно стать только через пять лет деятельности в должности иерея. Иерей может проводить службы в церкви и совершать 6 таинств.

Протоиерей находится в непосредственном подчинении у епископа и также, как и иерей может совершать шесть таинств из семи. Им обоим не разрешается посвящать людей в священнослужителей.

Старшинство протоиерея над иереем является существенным обстоятельством. Протоиерей не только командует иереями, но и имеет значительно больший опыт священной службы, поэтому указания надзирающего над ним епископа может воплощать в точном соответствии с религиозными догматами.

Чем отличается священник от протоиерея

Отличие заключается в следующем: священник более широкое понятие, чем протоиерей. Священник – лицо второй степени церковной иерархии. Он может принадлежать как к белому духовенству, имеющему право жениться, так и к черному духовенству – монахам.

Протоиерей может относиться только к белому духовенству, это старший священник православного храма. Как семейный человек, обычно с большим количеством детей, он лучше понимает нужды простых и бедных прихожан и более понятен им, особенно в сельской местности.

Кафедральным собором называют религиозное сооружение тогда, когда там расположена кафедра епископа, то есть оно является главным храмом епархии.

Что означает слово «собор»

Слово «собор» осталось у нас от древнеславянского слова, означающего съезд или собрание.

  • Обычно собором называют главный храм в городе.
  • В соборе каждый день проводят служения минимум три священника.
  • Здесь могут служить и верховные духовные лица: патриарх, епископ, архиерей.
  • Соборы обладают большой территорией, поэтому в них для служения собирается много прихожан и духовных служителей.
  • Также они рассчитаны на то, что в них будут проводиться богослужения во время праздников

Что такое «кафедральный собор»

что такое кафедральный собор кафедра епскопа

Соборы делятся на монастырские и кафедральные. Кафедральным собором называется та церковь, где расположена кафедра действующего епископа. В таком месте собирается много представителей духовенства. В главных храмах стоит кафедра, то есть возвышение, где епископ проводит службы.

Чем собор отличается от церкви

Слово «церковь» пришло из греческого языка и имеет значение «дом Господа». В церкви есть алтарь и комната для молитв – трапеза.

По другой версии, статус церкви присваивается за количество приделов, то есть куполов с крестом. У храма их может быть до тринадцати, в то время как у церкви – всего один. И обычно в таких церквях литургию проводит лишь один священник.

Подводя итоги, главное отличие кафедрального собора от церкви – наличие кафедры епископа и ориентированность на большое количество духовенства.

Соборы в разных направлениях христианства

Три основных направления христианства – православие, католицизм и протестантизм. Исторически сложилось, что эти направления различаются как в трактовке и взглядах, так и в строительстве церквей.

Православие

кафедральный собор православные

У православного храма выделяют три части:

  1. Алтарь;
  2. Наос (или средняя часть под куполом);
  3. Притвор (вход внутрь).

При этом в православных храмах алтарь закрыт иконостасом. Также одно из главных отличий – архитектурная форма куполов. Если у католиков сооружения строились в готическом стиле, то православные церкви и храмы обладают светлыми цветами, купола округлые.

Католицизм

кафедральный собор католики

Как уже говорилось выше, католические церкви построены в стиле готика, то есть обладают большими масштабами, сложены из темного камня, большая детализация, острые башни тянутся вверх, предавая устрашающий вид. При строительстве католики старались подчеркнуть, насколько Бог возвышается над людьми. Также внутри стоят лавочки и службу прихожане слушают сидя.

Протестантизм

кафедральный собор протестанты

В архитектуре протестантских сооружений преобладает минимализм и лаконичность. Интересная их особенность в том, что в этот стиль может вплетаться местная культура. Например, на востоке протестантский храм может быть выполнен в виде мечети, в Прибалтике может быть построен в виде деревянного сруба.

Самые известные православные соборы

  1. Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя, расположенный в Москве, особенно популярен у политиков и бизнесменов. Его отстроили в 1997 году, восстановив собор 19 века. Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя
  2. Собор Василия Блаженного (или Собор Покрова Пресвятой Богородицы) так же расположен в Москве на Красной площади и уже считается ее символом. Построен был в середине 16 века, о его архитекторе до сих пор идут споры. Собор Василия Блаженного
  3. Казанский кафедральный собор находится в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте. Он совсем непохож на обычную православную церковь, потому что выполнен в стиле ампир. Во времена СССР его сделали Музеем религии и атеизма, но в 200 году его снова сделали собором и заново освятили. Казанский кафедральный собор находится в Санкт-Петербурге
  4. Успенский собор во Владимире известен тем, что построен до времен татаро-монгольского ига и до постройки Москвы считался важнейшим собором Руси. Успенский собор во Владимире
  5. Церковь покрова на Нерли была заложена в 1165 году. Формы просты и изящны. И пусть храм не может похвастаться особой пышностью, но все равно достаточно ценится историками. Церковь покрова на Нерли

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Псаломщик (Чтец)

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Иподиакон

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Диакон (служитель)

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Протодиакон

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Иерей

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протоиерей

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Протопресвитер

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Иеродиакон и архидиакон

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Иеромона́х

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Игумен (игуменья)

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Архимандри́т

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Епи́скоп (надзирающий)

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Митрополит

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Патриарх

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Читайте также: