Кто такой сотрудник лрр

Опубликовано: 17.09.2024

Основной задачей подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии является федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности.

Полномочия подразделений ЛРР Росгвардии:

- контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

- выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на экспонирование и (или) коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в соответствии с федеральным законом; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему;

- выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам отдельные виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

- выдавать юридическим лицам и гражданам Российской Федерации направления на проведение контрольного отстрела гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом;

- осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ;

- проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные федеральным законодательством;

- исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.

- выдавать при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление частной охранной деятельности или частной детективной деятельности; выдавать для подтверждения правового статуса удостоверения частного охранника и удостоверения частного детектива; проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств;

- осуществлять контроль за деятельностью частных охранных организаций и частных детективов, а также участвовать в осуществлении контроля за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций, требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации;

- устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, в том числе путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы, а также организации;

- продлевать срок действия и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;

- входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными охранными организациями и частными детективами, а также в помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности и частной детективной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных охранных организациях, частных охранниках, частных детективах и об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной охранной деятельности и частной детективной деятельности.

Современная служба лицензионно-разрешительной работы решает одновременно ряд первостепенных задач, связанных с контролем государства над оборотом оружия. К числу этих задач относят управление охранной деятельностью, пресечение незаконного оборота оружия, профилактика правонарушений, связанных с применением оружия, учет гражданского оружия. На всех исторических этапах развития свободного демократического Российского государства деятельность органов лицензионно-разрешительной работы являлась одной из эффективных форм правоохранительной деятельности и способствовало поддержанию общественного порядка в стране.

  • Facebook
  • Twitter
Подразделения лицензионно-разрешительной работы
УЛРР Росгвардии

История контроля за оружием начинается в России с 14 февраля 1700 года, когда царём Петром I был подписан первый законодательный акт по данному вопросу.

После этого наличие и использование оружия в России контролировалось слабо. До революции нормальным жителям России, не состоящим на учете в полиции и психически здоровым, давалось разрешение на приобретение и хранение пистолетов и револьверов, а также оружия для охоты или занятия спортом. Контролировали процесс градоначальники и губернаторы, выдавая или изымая разрешение. При этом отъём оружия производили полицейские

Первым нормативным актом, регулирующим деятельность правоохранительных органов по осуществлению контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ, стал изданный Советом Народных Комиссаров 10 декабря 1918 г. № 933 «Декрет о сдаче оружия» После I мировой и гражданской войны в России на руках у населения накопилось много стрелкового вооружения. Его надо было изымать

В послереволюционной России контроль за порядком приобретения, хранения и использования оружия и привлечения к ответственности возлагался на ЧК и милицию. Правовой основой, регулирующей деятельность правоохранительных органов по осуществлению контроля за оборотом оружия стали два Декрета Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1918 г. № 933 «О сдаче оружия» и от 12 июля 1920 года № 314 «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним»

Контроль за хранением и использованием огнестрельного оружия вначале производился военно-революционными комитетами и чрезвычайными комиссиями, а затем милицией и ВЧК

Следующим нормативным актом, регулирующих в стране оборот оружия и взрывчатых веществ, стало Постановление ЦИК и СНК от 12 декабря 1924 г. «О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ»

Это был уже комплексный документ, которым на всей территории СССР устанавливался единообразный порядок производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, боеприпасов, снарядов и взрывчатых веществ

Приобретение, пользование и хранение пистолетов, ружей и патронов к ним, холодного оружия и охотничьего производится основании инструкции, издаваемой соответствующими народными комиссариатами внутренних дел (милиции). Соответственно и торговля оружием допускалась только с разрешения НКВД и его местных органов (милиции)

Следующим шагом было возложение на ОГПУ и милицию обязанностей по выдаче разрешений, а также техническому надзору за складами, магазинами, охотничьим и спортивным оружием и боеприпасами к нему, взрывчатыми веществами, детонирующими средствами и фейерверками. Регламентировалось это Постановлением Совета Народных комиссаров РСФСР от 17 февраля 1932 г. «О порядке приобретения, хранения и пользования охотничьим и спортивным оружием и о торговле огнестрельным, охотничьим и спортивным оружием»

Нарушение правил разрешительной деятельности каралось уголовной или административной ответственностью.

Вплоть до 60-х годов XX века контроль за оборотом оружия претерпел лишь незначительные изменения. Для покупки охотничьих гладкоствольных ружей в этот период необходим был охотничий билет. Мелкокалиберную винтовку можно было купить только по разрешении. милиции. Было запрещено изготовление, хранение, сбыт и ношение холодного оружия без милицейского разрешения

До 1969 г. отсутствовал единый подход к организационному обеспечению разрешительной системы органов внутренних дел. Будучи традиционно возложенной на аппарат полиции, эта работа в республиканских МВД наиболее часто организовывалась подразделениями оперативной службы, уголовного розыска

Приказом МВД СССР от 12 февраля 1969 года № 054 в Управлении административной службы милиции Министерства внутренних дел СССР был образован отдел, на который возлагались функции по осуществлению разрешительной работы по контролю над оборотом оружия и других опасных предметов и веществ с особым режимом пользования. Этот день в настоящее время является Днем создания подразделений лицензионно-разрешительной работы МВД

В конце 60-х гг. милиция выдавала уже одиннадцать видов разрешений, связанных с оборотом оружия и боеприпасов к нему. С середины 70-х гг. продажа гладкоствольных охотничьих ружей производилась по разрешению органов внутренних дел с одновременным предъявлением охотничьего билета. Была установлена плата за регистрацию и перерегистрацию принадлежащих гражданам охотничьих ружей, а также за определение органами внутренних дел технического состояния оружия

В следующем десятилетии усовершенствовалась нормативная регламентация оборота оружия и боеприпасов к нему. Законодательством того времени не ограничивается количество охотничьего огнестрельного оружия, находящегося в собственности у гражданина, однако владелец оружия обязан был обеспечить его безусловную сохранность и не использовать на другие цели, кроме охоты

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1984 г. «Об административной ответственности за нарушение правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия и боевых припасов» предусматривал административную ответственность за правонарушения в сфере оборота оружия

Новинкой стало закреплено положение о систематическом (но не менее одного раза в год) проведении проверок сотрудниками милиции условий хранения ружей у граждан по месту их жительства

Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» были определёны органы, осуществляющие лицензирование приобретения, экспонирования и коллекционирования оружия и патронов к нему и контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации

Действие данного закона было конкретизировано в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 (с изменениями и дополнениями) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» Этим постановлением были утверждены правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации

Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (ред. от 30.12.2014) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814» утверждена «Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.1999 N 1814)

В 2001 году в составе отделов внутренних дел районов созданы группы по лицензионно-разрешительной работе (ГЛРР), которые взяли на себя часть функций окружных отделов лицензионно-разрешительной работы. В таком виде лицензионно-разрешительная система действует в настоящее время.

В 2011 году Управление организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью (УОЛРР и КЧДОД) в соответствии с приказом ГУ МВД России по г. Москве от 1 июля 2011 года № 868 переименовано в Центр лицензионно-разрешительной работы.

В 2016 году состоялся перевод личного состава подразделений лицензионно-разрешительной работы из МВД в Федеральную службу войск национальной гвардии (Росгвардию).

12 февраля 2021 года лицензионно-разрешительная работа празднует 52-летие со дня образования службы.

Лицензионно-разрешительная работа Росгвардии

Одна из основных функций, возложенных государством на федеральную службу Росгвардии – проведение работы по лицензированию и контроля над оборотом оружия, находящегося на руках у граждан и сотрудников охранных агентств. Для исполнения этих обязанностей, в рамках ВНГ была создана специальная структура – Центр лицензионно-разрешительной работы (ЦЛРР). Рассмотрим основные аспекты её работы: права и обязанности, регулирующую их законодательную базу, особенности предоставления услуг.

Назначение ЦЛРР Росгвардии

Впервые отдельная структура, отвечающая за соблюдения законов в сфере оборота оружия, была создана в 60-е годы ХХ века. Действовала она в составе главного управления МВД. С принятием новых законов, разрешающих приобретение гражданскими лицами не только охотничьего, но и оборонительного оружия, роль данной структуры значительно возросла. Не меньшую ответственность к работе ЦЛРР предъявляет факт наличия большого количества оружия у штатных сотрудников частных охранных и детективных агентств.

С созданием в 2016 году отдельного силового ведомства – национальной гвардии РФ, – надзорная функция в сфере оборота оружия была передана от МВД к ВНГ. Все лицензионно-разрешительные меры в конечном итоге сводятся к главному предназначению Росгвардии: обеспечить максимальную безопасность населению страны. Среди основных задач ЦЛРР следует выделить такие:

  • Выдача разрешений на приобретение, ношение и применение оружия.
  • Лицензирование частных организаций, осуществляющих охранную или детективную деятельность, связанную с применением оружия.
  • Ведение учёта оружия, находящегося на руках охранных организаций и рядовых граждан.
  • Оказание содействия прочим силовым структурам в следственно-розыскных мероприятиях, направленных на раскрытие преступлений с применением оружия.
  • Проведение регулярных проверок на предмет соблюдения действующего законодательства в сфере хранения и оборота оружия.
  • При выявлении нарушений законодательных норм, применять запретительные и ограничительные меры.

Законодательная база

Закон "Об Оружии"

Лицензионно-разрешительный центр Росгвардии действует на основании ряда законодательно-нормативных актов, принятых на федеральном уровне. К ним относятся:

  • ФЗ №150 от 1996г., регламентирующий основные правила оборота оружия в РФ.
  • ФЗ №2487 от 1992г., содержащий требования к работе негосударственных охранных и детективных организаций.
  • Налоговый кодекс РФ – устанавливает размеры взимаемой госпошлины при оказании лицензионно-разрешительных услуг.
  • ФЗ №226, содержащий основные положения о деятельности войск Росгвардии.
  • Правительственное постановление №1314 о правилах оборота оружия и боеприпасов.
  • Правительственное постановление №587, касающееся ряда аспектов осуществления частной охранной и детективной деятельности.

Кроме того, в своей работе ЦЛРР нацгвардии может руководствоваться и другими, действующими в стране нормативно-законодательными актами и правительственными постановлениями.

Услуги, предоставляемые ЦЛРР Росгвардии

Процедура выдачи лицензии или разрешения, зависит от конкретных обстоятельств: объекта и характера лицензирования. В качестве объекта выступает:

  • Собственно оружие и боеприпасы к нему.
  • Охотничья деятельность рядового гражданина.
  • Охранная или детективная деятельность некой организации, либо ИП.

Таким образом, сфера деятельности Центра распространяется как на юридических лиц, так и на отдельных граждан. Основные аспекты и порядок оказания услуг населению и организациям устанавливаются внутренними приказами по Росгвардии.

Лицензия на приобретение, хранение и ношение

Разрешение на хранение огнестрельного оружия

После приёма к рассмотрению заявления и сопроводительных документов, сотрудники ОЛРР производят проверку на подлинность и актуальность представленной в них информации. После этого, если не выявлено никаких нарушений и несоответствий, принимается решение о выдаче лицензии на приобретение и использование в установленных законом случаях следующих видов оружия (на каждый из них требуется отдельная лицензия):

  • Огнестрельное охотничье.
  • Огнестрельное гражданское, предназначенное для самообороны.
  • Травматическое бесствольное или короткоствольное.
  • Газовое, с составами раздражающего действия.
  • Пневматическое с показателем дульной энергией выстрела выше установленного значения.
  • Холодное клинковое оружие, подлежащее постановке на учёт.

Особые правила и нормативы регистрации применяются к нарезному оружию. Это связано с его повышенными тактико-техническими характеристиками. В частности, право на приобретение его предоставляется гражданам, свыше пяти лет владеющим лицензией на гладкоствольное оружие. Также в отдельную категорию выделено длинноствольное оборонительное оружие. Лицензия на его приобретение накладывает запрет на открытое ношение вне дома.

Существует два основных типа лицензии на оружие:

  • На приобретение.
  • На хранение и ношение.

В первом случае лицензия даёт право только на покупку оружия, а во втором – даёт разрешение гражданину или организации на его хранение и использование. Эти два типа разрешительных документов имеют различное предназначение, и не являются взаимозаменяемыми. При этом владелец обязан соблюдать все установленные для этого законодательные нормы. Выдаётся разрешение на хранение и ношение только после получения лицензии на приобретение, покупки ствола, и прохождения процедуры его регистрации, осуществляемой в том же ЦЛРР Росгвардии.

Разрешение на оборот оружия

В понятие «оборот оружия» включены следующие действия, производимые с ним:

  • Ремонтные работы, связанные с заменой некоторых деталей и механизмов.
  • Продажа и перепродажа оружия, как торговыми организациями, так и частными лицами.
  • Транспортировка оружия.

Ремонт оружия могут производить исключительно организации и мастерские, имеющие соответствующие лицензии. Все ремонтные работы, производимые в отсутствие подобного разрешения, однозначно подпадают под статью УКРФ №223 «Изготовление оружия». Данная статья предусматривает наказание не только собственно за незаконное изготовление оружия, или отдельных его механизмов, но также за переделку и ремонт.

Продажа оружия всецело должна производиться только под надзором ЦЛРР. Это касается всех лиц, причастных к этому: продавцов и покупателей, частных граждан и юридических лиц. Любая попытка несанкционированной покупки/продажи оружия автоматически подпадает под действие ст.№22 УКРФ – «Незаконный оборот оружия».

Перед осуществлением сделки по продаже, владелец огнестрельного ствола обязан подать соответствующее заявление в лицензионный центр, и предоставить само оружие к осмотру экспертов. После её проведения, сотрудники ЦЛРР оформляют разрешительные документы на продажу, и передают их заявителю вместе с прошедшим осмотр оружием.

Перевозка, с юридической точки зрения, также относится к обороту оружия. Поэтому, при необходимости его транспортировки, следует обратиться за разрешением к сотрудникам Росгвардии. Данное положение действительно лишь для случаев вывоза оружия за пределы того субъекта Федерации, в котором он поставлен на учёт. При перевозке внутри региона получения каких-либо разрешений, не требуется.

Порядок обращения в отделы по лицензионно-разрешительной работе

Отдел по лицензионно-разрешительной работе

Порядок обращения граждан и юр.лиц, а также предоставление им услуг сотрудниками лицензионно-разрешительного центра, регламентирован положениями ФЗ№210. Заявку о выдаче лицензии с сопутствующими документами в Центр можно подать несколькими способами:

Перечень необходимой документации, для получения разрешительной лицензии, зависит от конкретного типа оружия. Получить полную информацию на этот счёт можно из официального сайта территориального отдела ЦЛРР, либо обратившись к дежурному сотруднику по контактному телефону организации. Но, независимо от способа подачи заявления, избежать личного посещения Центра всё же не удастся. Для постановки оружия на учёт, или проведения экспертизы при ремонте или продаже, необходимо личное присутствие его владельца. Разрешительный документ также выдаётся только на руки заявителю.

При обращении в отдел по лицезионно-разрешительной работе Росгвардии следует учесть особый график работы данного учреждения. Приём, в отличие от большинства прочих госучреждений, в лицензионных центрах производится не в течение всей рабочей недели. Обычно он ограничен всего 2-3 днями, и несколькими, обычно предобеденными, часами. Поэтому, прежде, чем отправляться в учреждение для подачи заявки, или для получения готовой лицензии, ознакомьтесь с графиком работы местного отдела ЦЛРР.

Оплата государственной пошлины за выдачу разрешительной лицензии

Порядок уплаты госпошлины при выдаче лицензии на покупку или хранение оружия, устанавливается положениями ФЗ №145, принятым в 2017г, а также Налоговым законодательством РФ. Размеры сбора зависят от категории лицензируемого объекта.

  • На приобретение – 2 000 руб.
  • Хранение и использование – 500 руб.
  • Коллекционирование и/или экспонирование – 2 000 руб.
  • Приобретение и хранение – 500 руб.
  • Приобретение – 500 руб.
  • Хранение – 500 руб.

Разрешение на перевозку оружия за пределами территории субъекта Федерации, где оно поставлено на учёт, обойдётся его владельцу в 500 рублей. Переоформление уже полученной ранее лицензии будет стоить 250 рублей. Оплата производится через любую банковскую организацию, действующую в регионе, перед осуществлением регистрационных действий. Факт оплаты подтверждается квитанцией, прилагаемой к заявлению и пакету дополнительной документации.

При использовании для оплаты госпошлины онлайн-портала «Госуслуги», заявителю предоставляется скидка в размере 30% от её номинальной величины. Здесь же можно записаться на приём к сотруднику ОЛРР, на определённый приёмный день. Это позволит заявителю избежать необходимости тратить личное время и силы на стояние в очереди. Достаточно лишь приехать к назначенному на сайте «Госуслуги» времени, и подать сотруднику заявление о предоставлении лицензии, либо получить уже готовый документ.

Лицензионно-разрешительная система - это совокупность админи­стративно-правовых норм, регулирующих правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового ору­жия и патронов к нему, холодного оружия, взрывчатых материалов, а также в деятельности предприятий и организаций, открытие и функционирование которых осуществляется под контролем органов внутренних дел, в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка на территории Российской Федерации.

Отношения в указанной сфере регулируются следующими норма­тивными правовыми актами:

- Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»;

- Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»;

- Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организа­ции предоставления государственных и муниципальных услуг»;

-Федеральным законом от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служеб­ного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Задачи органов внутренних дел по осуществлению лицензионно­-разрешительной работы.

1. Предотвращение утрат и хищений предметов и веществ, на кото­рые установлен особый порядок оборота и недопущение использования их не по назначению или в преступных целях.

2. Обеспечение строгого соблюдения установленных правил их оборота.

3. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью.

4. Своевременное выявление и устранение причин и условий, способ­ствующих совершению преступлений и других правонарушений в сфере правоотношений, регулируемых лицензионно-разрешительной системой.

В процесс выполнения перечисленных задач подразделения лицензи­онно-разрешительной работы реализуют следующие функции:

1. Проверяют оружие, подлежащее регистрации в органах внутренних дел, боеприпасы и патроны к ним в местах их хранения, торговли, экспони­рования, коллекционирования или уничтожения, а также выявляют факты ненадлежащего приобретения, использования, распространения, хранения и перевозки взрывчатых материалов. Принимают к правонарушителям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Осуществляют контроль за своевременной регистрацией и перере­гистрацией владельцами гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового огнестрельного оружия. Выявляют и устраняют причины не­исполнения юридическими и физическими лицами требований законода­тельства об оружии.

3. Направляют запросы в соответствующие учреждения и информа­ционные центры для получения необходимой информации о возможности допуска лиц к работам в организациях, связанных с приобретением, хра­нением, учетом, использованием, охраной и перевозкой оружия, боепри­пасов и взрывчатых материалов, а также при принятии решения о выдаче лицензий и разрешений.

4. Осуществляют не реже одного раза в квартал контроль за соблю­дением юридическими лицами установленных правил оборота оружия и боеприпасов, принимают меры к пресечению выявленных нарушений.

5. Принимают меры по выявлению систематических (не менее двух раз в течение года) нарушений либо неисполнения юридическими лицами и гражданами требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обороте оружия и боеприпасов, а также при возникновении предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» обстоятельств, исключающих возмож­ность дальнейшего владения и пользования оружием, а также по пресече­нию выявленных нарушений. В установленном законом порядке изымают оружие и боеприпасы, а также аннулируют лицензии и разрешения у юри­дических и физических лиц.

6. Проводят в установленном порядке проверку деятельности охранно-сыскных предприятий и служб безопасности, расположенных на тер­ритории обслуживания, на предмет выявления фактов оказания услуг юридическим и физическим лицам без регистрации и получения в соот­ветствующих органах лицензий, приема на работу в эти предприятия и службы граждан, не отвечающих установленным требованиям, а также иных нарушений уставной деятельности.

7. Проводят проверку договоров (контрактов), заключаемых част­ными детективными охранными предприятиями (объединениями) с кли­ентами, для установления соответствия их деятельности учредительным документам, требованиям нормативных правовых актов, принимают меры к устранению выявленных недостатков.

8. Обеспечивают ежеквартальный контроль за использованием в частной детективной (сыскной) и охранной деятельности оружия и специ­альных средств, порядком его приобретения и хранения в соответствии с установленными требованиями.

9. Взаимодействуют с сотрудниками подразделений полиции по во­просам предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с незакон­ным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также в ро­зыске похищенного и утраченного оружия, осуществляют инициативное выявление и документирование преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Лицензионно-разрешительная система имеет обобщенное определение. В общем смысле она представляет собой порядок государственного контроля над действиями, которые проводят физические или юридические лица. Ее можно рассматривать, как крупнейший институт юриспруденции, устанавливающий правоотношения различной направленности. Нас интересует, как работает разрешительная система на оружие, и какую роль в отлаженном механизме играют органы исполнительной власти. Но для начала разберем общие вопросы лицензионной системы и определим ее особенности.

Коллекционный пистолет

Разрешительная деятельность органов власти

Целью внедрения разрешительной деятельности служит государственная безопасность, поэтому только государственные структуры имеют полномочия вести лицензионно-разрешительную деятельность. Если даже не заводить речь об оружии, а рассмотреть некоторые общественные сферы деятельности, можно понять, что непрофессионализм приведет к нанесению урона, а отсутствие выполнения норм или требований может закончиться несчастным случаем. Становится понятно, почему оборот оружия должен контролироваться, причем достаточно жестко.

Отдел лицензионно-разрешительной работы, как и прочие разрешительные структуры, за основу своей деятельности берут закон федерального уровня «О лицензировании деятельности». К принципам лицензионной деятельности относится:

Газовый пистолет

  • Определение запрета на занятие без специального разрешения тем видом деятельности, который требует лицензирования.
  • Выполнение разрешительной работы.
  • Контроль над ведением деятельности, на которую было получено разрешение.
  • Применение санкций к нарушителям.

Представители органов власти, ведущих лицензионно-разрешительную работу

Не так давно в разрешительной системе произошли коренные изменения структуры, они заключаются в том, что полномочия на ведение разрешительной работы были переданы от МВД к ВНГ. Росгвардия была образована, как силовая структура, подчиняющаяся непосредственно Президенту РФ. В ее полномочия вошли мероприятия по борьбе с терроризмом, а также ведение охранной деятельности и разрешительная работа по оружию.

Ведомство ВНГ имеет сложную структуру. На региональном уровне оно представлено Управлением Росгвардии области, края или республики. В каждом муниципальном образовании создан отдел Росгвардии. В соответствии с такой градацией образуется единица функционирования разрешительной системы – ОЛРР.

Расшифровка ОЛРР позволяет понять суть его назначения – это отдел по лицензионно-разрешительной работе.

Росгвардия

Теоретически считается, что отдел муниципального уровня предоставляет лицензии, которые действуют только на подведомственной территории. Разрешительный отдел по оружию федерального значения должен выдавать документы, дающий право ношения оружия на всей территории России. На самом деле выданные разрешения имеют одинаковую юридическую силу, но при транспортировке оружия за пределы региона, где оно зарегистрировано, необходимо оформлять сопроводительную документацию.

Сразу же обговорим некоторые нюансы, так как адреса лицензионно-разрешительных отделов совпадают с адресами УВД. В связи с этим многие думают, что разрешительная система осталась в ведении МВД. Однако причина такого заблуждения тривиальна. Местные власти не смогли решить вопрос с выделением помещения новому ведомству, поэтому базируются отделы в тех же зданиях, что и раньше, а юридически их статус, конечно же, поменялся.

Основные задачи отдела

В сферу деятельности ОЛРР входит комплекс мер по соблюдению закона об оружии, через которые осуществляется контроль над оборотом оружия, а также ведением частной охранной и детективной деятельности.

  • Управление и совершенствование разрешительной деятельности.
  • ОЛРР имеют право выдавать разрешения ил лицензии для покупки, хранения и ношения вооружения.
  • Выдача лицензий на ведение детективной деятельности.
  • Взаимодействие с правоохранительными органами в плане раскрытия преступлений, связанных с применением оружия.
  • Взаимодействие с общественными организациями в целях профилактики правонарушений, связанных с оборотом оружия, а также с применением оружия.

Проверка оружия

Порядок взаимодействия граждан с ОЛРР

Если вопросы лицензирования лежат в компетенции государственного органа – ОЛРР, то обращение в организацию предусмотрено сразу несколькими способами. Эти способы не нарушают безальтернативности государственного учета, так как, в конечном счете, взаимодействие все равно сводится к посещению гражданами отдела.

Первый способ обращения граждан заключается в том, что они должны лично явиться в отдел. Предварительно следует узнать, по какому адресу располагается отдел, курирующий разрешительную работу вашего именно муниципального образования. Если сделать это невозможно, то придется обращаться в региональное управление Росгвардии.

В обязательном порядке следует выяснить график работы отдела. Требование это мотивировано тем, что часы приема посетителей и ражим работы отдела не отождествляются. Как правило, работа с документами отнимает много времени, а штатное расписание не позволяет нанимать дополнительных сотрудников. Отделы вынуждены прерывать прием граждан, чтобы обработать принятые документы и оформить разрешительную документацию.

Желательно узнать индекс организации, так как не исключена пересылка каких-либо документов почтой. Наконец, в каждом отделе есть телефон для связи. Даже если вы позвоните в неприемный день, то дежурный ответит на все интересующие вопросы.

Обращение в отдел лицензирования

Еще один способ обращения – посещение многофункциональных центров, которые являются связующим звеном между населением и государственными структурами. Идея создания таких МФЦ заключается в том, чтобы разгрузить органы исполнительной власти и передать некоторые функции управления центрам. Граждане получают те же самые государственные услуги, только процесс запроса значительно упрощен.

Выглядит это примерно так. Гражданин обращается к сотрудникам МФЦ, которые, в свою очередь, оформляют заявление и дистанционно передают его в соответствующие структуры. Оптимизация заключается в том, что теперь не нужно бегать по инстанциям, собирая справки. За счет взаимодействия госструктур вся необходимая информация аккумулируется в центре.

Посещение МФЦ

Лицензионно-разрешительная система по оружию подразумевает предоставление ряда государственных услуг, которые граждане могут получить на едином портале. Сначала необходимо зарегистрироваться, получив персональный пароль, а затем войти в личный кабинет. На главной странице можно увидеть категории услуг, помеченные специальными пиктограммами. Если возникает сложность с поиском определенной услуги, то предусмотрена работа системы поиска.

Выбрав услугу, необходимо нажать кнопку «Получить услугу». Система переведет вас на форму заполнения заявления. Половина персональных данный уже внесена, так как при регистрации вы часть данных указали. Самое сложное и непривычное – загрузить скан копии документов. Если вы этого делать не умеете, то лучше все же выбрать вариант с МФЦ, так как сотрудники производят оформление заявления сами, только с вашего согласия.

Как получить разрешение на оружие

Под разрешением на оружие следует понимать не только документ, дающий право на покупку ствола. Пошаговый алгоритм наглядно покажет, какие документы необходимо получить гражданину, решившему приобрести гражданское оружие.

Без разрешения ЛРР ни один официальный оружейный магазин оружие вам не продаст. Единственным выходом остается, разве что, черный рынок, но это не для нас. Перед тем, как получать разрешение на приобретение, нужно:

  • пройти медкомиссию;
  • пройти обучение;
  • сдать экзамен;
  • оплатить госпошлину;
  • сделать 2 фото размером 3 на 4 см;
  • сделать копию паспорта;
  • составить заявление.

Уточнив время приема посетителей, следует явиться в отдел и подать документы. Если гражданин по каким-либо причинам не соответствует требованиям к выдаче документов, то об этом ему будет сообщено уже в ближайшее время. Через несколько дней можно будет получить документ, с которым вы направитесь в оружейный магазин.

После покупки ствола его следует принести на регистрацию. Здесь тоже следует учитывать расписание работы отдела. Экспертная комиссия исследует ствол, проверив его исправность и соответствие заявленным характеристикам, а в специальный журнал вносится запись, содержащая ваши данные и номер оружия.

Следующим этапом будет получение разрешения для хранения оружия. Его еще называют лицензией. Без такого документа ствол не то что носить, его и дома хранить запрещено. После регистрации оружия позаботьтесь о незамедлительном оформлении лицензии, ведь если разрешением на покупку и можно пользоваться временно, то через полгода и оно перестанет действовать.

Услуги, предоставляемые разрешительным отделом

Каждое действие с документами, которое выполняют сотрудники ОЛРР принято называть государственной услугой. Любой отдел готов предоставить более десятка услуг, связанных с регистрацией оружия, регулированием и надзором за охранной деятельностью и частной детективной деятельностью, а также связанной с оформлением документов на перевозку, продажу или ремонт оружия.

Проверка оружия в отделе

Оружие на столе

  • Сотрудники ОЛРР сопровождают проведение ремонтных работ. Без ведома отдела ремонтировать оружие нельзя, так как это чревато внесением конструктивных изменений. Эксперты выносят заключение о необходимости и детальности ремонта. Только после экспертизы владелец может сдать оружие в специализированную мастерскую.
  • Процедура продления лицензии проходит практически по тому же алгоритму, что и получение. Отличие будет заключаться в том, что претендент не обязан проходить обучение, так как свидетельство об окончании курсов не имеет срока.
  • Разрешительный отдел выдает документы для транспортировки оружия за пределы региона, а также через границу. Такими документами наделяются как физические, так и юридические лица.

Все перечисленные услуги предоставляются, как комплекс мер, направленных на упреждение правонарушений, связанных с оружием. Важно понимать, что лицензированием все не заканчивается. После получения необходимых документов за обладателем лицензии ведется пристальный контроль.

Владелец оружия обязан при себе иметь необходимые разрешительные документы. К ним относятся: лицензия на хранение, охотничий билет, путевка, выданная охотхозяйством (при необходимости). За невыполнение требований по регистрации оружия предусмотрено административное, а иногда и уголовное наказание.

Читайте также: