Кто такой советник директора школы

Опубликовано: 17.09.2024

С 1 марта 2021 года в школах появилась новая должность – советник по воспитанию. Расскажем, какие регионы участвуют в эксперименте, и зачем понадобилась эта должность, если в школах и так есть замдиректора по воспитательной работе?

👩‍💼 Советник директора по воспитательной работе – зачем вводится новая должность

Последние поправки в закон «Об образовании» ввели понятие «воспитание» в задачи школы. Их принятие обусловлено изменениями в Конституцию РФ, где подчеркивается, что воспитание призвано формировать у учащихся патриотические чувства, гражданственность и уважение к памяти защитников Отечества. Изменения в образовательном процессе в области воспитания школьников начнут применяться с 2021 года. Они потребуют подготовки новых рабочих программ и календарных планов воспитательной работы в общеобразовательных школах. По сути, дополнительная нагрузка по части воспитания школьников должна была лечь на учителей, но вместо них этим будут заниматься советники директора по воспитательной работе.

Сама должность советника в российских школах была инициирована Министерством просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ», а также Российским движением школьников (РШД). РШД – это организация, которая утверждена Президентом В. Путиным в 2015 году для военно-патриотического воспитания подростков. Сегодня движение объединяет до 500 тысяч школьников.

Помимо ведения в школах дополнительных уроков патриотической направленности, введение должности советника должно усилить ответственность детей за свои поступки и развить чувство уважения к закону.

Задачи советника

Единый квалификационный справочник должностей, а также профессиональный стандарт педагога должность советника не упоминают, поэтому точно определить его функционал до появления должности в школе пока невозможно.

Министерство просвещения пообещало, что деятельность советников не будет связана с идеологическим контролем, а само по себе воспитание учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. Основными задачами советников должны стать:

  • увеличение интереса школьников к образовательному процессу;
  • воспитание всесторонне развитых личностей на основе духовно-нравственных традиций;
  • организация внеурочной деятельности;
  • выявление и поддержка способностей и талантов детей;
  • создание условий для успешной социализации школьников;
  • вовлечение детей в юнармейские программы.

Советникам предстоит придумывать культурно-спортивные мероприятия для детей (походы в театры, музеи, спортивные мероприятия), организовывать слеты и акции. Помогать советникам в разработке воспитательных программ должны будут педагогические университеты.

При этом не исключено, что только организацией досуга функционал должности не ограничится, а будет включать также работу с идеологическими убеждениями школьников. Такое мнение является достаточно распространенным в образовательной среде, так как введение новой должности совпало по времени с недовольством властей массовым участием школьников в протестных митингах в январе 2021 года.

В задачи советника, помимо общей воспитательной работы в школе, должен входить контроль внешкольного времяпровождения: где и с кем ученики проводят свободное время, не совершают ли каких-либо противоправных действий.

Наличие в школе человека, с которым можно обсудить актуальные вопросы, поговорить о политике и митингах, по замыслам создателей, способно оградить школьников от деструктивного влияния «неправильных идей».

✅ Регионы, участвующие в эксперименте

Пилотный проект по воспитательной работе, где появятся советники, запустили в 10 российских регионах. Советники в штатном расписании школы появятся в следующих регионах:

  • Брянской;
  • Калининградской;
  • Вологодской;
  • Сахалинской;
  • Нижегородской;
  • Омской;
  • Тюменской;
  • Челябинской областях;
  • Севастополе;
  • Ставропольском крае.

В 2022 году конкурсы на замещение вакантных должностей советников должны пройти во всех российских регионах.

👩‍🏫 Кто в настоящее время отвечает за воспитательную работу в школе. Как это будет совмещаться с работой советника

В нынешних школах сегодня есть должности, функционал которых предполагает ответственность за воспитательную часть. В первую очередь, это заместитель директора по воспитательной части, а также классные руководители, организаторы и вожатые.

В зависимости от школы в задачи советника входит контроль за соблюдением внутреннего порядка и дисциплины, организация учебного и воспитательного процесса, контроль за профессиональной подготовкой учителей, взаимодействие с родителями и пр.

Советники по воспитанию помогут разгрузить замдиректоров по воспитательной работе. Последние чрезмерно загружены бумажной работой (подготовкой отчетности и информационных справок) и времени на организацию досуга детей у них часто не остается. Тогда как советники должны будут сконцентрироваться на внешкольной работе.

Также новые советники должны стать не просто административными работниками. В идеале они будут разговаривать с детьми на одном языке, вести соцсети, использовать мемы, разбираться в гаджетах и популярных играх.

Многие педагоги критически восприняли новую должность, так как она дублирует имеющуюся, при этом требует дополнительной ставки и, следовательно, финансовых затрат. Федеральные власти будут финансировать ставку советника в размере 15 тыс. р. на каждого. Но в бюджете, сформированном до 2023 года, подобные расходы не фигурируют. Если ставка будет финансироваться из регионального бюджета, то это может вызвать неодобрение от субъектов, так как потребуются немалые траты.

👇 Кто и как может занять вакансию

Согласно пояснениям представителей Министерства просвещения, советниками директоров по воспитательной части могут стать как педагоги, которые уже работают в школе, так и молодые специалисты (выпускники вузов педагогических специальностей). Главное, чтобы они могли говорить со школьниками на одном языке. Ограничений по возрасту и стажу не предусмотрено.

Чтобы закрыть вакантные позиции, Министерство просвещения запустило проект «Навигаторы детства». На него поступило уже свыше 5 000 заявок. Подавать заявку могут молодые выпускники вузов и колледжей. Претенденты на должность должны предоставить портфолио с указанием имеющегося опыта работы в детском коллективе (например, опыт вожатого, опыт работы с детскими объединениями или в рамках проектов РДШ). От участников требуется наличие педагогических и организаторских навыков, лидерских качеств. Заявки принимаются до 14 марта.

Победителей конкурса должны выбрать 21 марта по результатам онлайн-тестирования и собеседований. При этом в России 50 тысяч школ – и как будут заполняться указанные вакансии, пока неясно.

Будущим советникам обещали организовать обучение в лагере «Артек», сотрудники которого станут наставниками. Образовательные курсы планируется провести весной-летом 2021 года. За этот период в планах обучить около 2500 человек. Педагоги будут заочно осваивать теоретические аспекты, а в лагере – учиться применять знания на практике. Когда обучение закончится, специалистам нужно будет разработать план воспитательной работы и приступить к его внедрению.

Соискателям предстоит пройти онлайн-собеседования с экспертами, позволяющими понять, насколько творчески кандидат подходит к решению кейсов по воспитательной работе, оценить его коммуникативные навыки.

Советник директора школы по воспитательной работе

Советник директора школы по воспитательной работе — как ответ на противоправные действия школьников

События 23 января 2021 года в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, когда на несанкционированные мероприятия вышло большое количество студентов и школьников, показало необходимость усиления патриотическо - воспитательной работы среди молодежи, особенно, среди подростков.

В школах будет новый специалист по воспитательной работе.

Очередные нововведения предполагается ввести в школах с 1 марта 2021 года. На этот раз речь идет об усилении чувства «уважения к закону», ответственности за свои поступки и контроля за внешкольным проведением досуга школьников.

Несмотря на то, что ранее уже было предусмотрено введение дополнительных уроков патриотического воспитания, сейчас решено создать отдельную должность с дополнительной оплатой — советник директора школы по воспитательной работе.


В его функции будет входить не только общая воспитательная работа в школе, но и контроль внешкольного досуга школьников — где, как и с кем они проводят время, не совершают ли они противоправных поступков.


Одновременно с этим в школах дополнительно в самое ближайшее время будет внедрена система распознавания лиц и биометрического контроля. Все это вписывается в общую концепцию повышения школьной безопасности, усилению патриотического воспитания и уважения к закону нашей молодежи.

Предполагается, что новая должность советника директора по воспитательной работе изначально должна появиться в школах десяти регионов РФ с 1 марта 2021 года.

Работающие на этой должности будут получать ежемесячную надбавку к зарплате в размере 15 тыс. рублей. Об этом на "Деловом завтраке" в "Российской газете" сообщил министр просвещения Сергей Кравцов, отрывок опубликован в воскресенье на сайте издания.

«В 10 пилотных регионах с 1 марта 2021 будут введены новые должности - советники директоров по воспитательной работе с дополнительной ежемесячной доплатой в 15 тыс. рублей. Это тоже очень важная поддержка и учителям, и тем, кто занимается школьниками именно в части организации воспитания», - сообщил министр.

В случае успеха проект будет внедряться уже во всех школах страны.

«Нам важно создать удобные, эффективные, современные механизмы для того, чтобы любая школа, учитель, классный руководитель, директор — все, кто связан с образовательной средой, могли внедрять в свои программы интересные воспитательные элементы».

Пилотными регионами, где в школах появятся новые должности, станут Омская, Брянская, Вологодская, Нижегородская, Калининградская, Тюменская, Сахалинская и Челябинская области. А еще город Севастополь, Ставропольский край. Новые вакантные должности будут официально введены в штатное расписание школ в этих регионах уже с 1 марта.

Министр отметил, что такую должность вводят в соответствии с поправками к ФЗ «Об образовании», которые призваны усилить воспитательную и патриотическую работу в школах.

Напомним, что и сегодня в российских школах существует должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В зависимости от учебного заведения, в обязанности данного специалиста могут входить контроль за соблюдением дисциплины и внутреннего порядка на территории школы, организация учебно-воспитательного процесса, организация и контроль за профессиональной подготовкой учителей, взаимодействие с родителями и др.

Отзывы (20)

Достоинство человека не должно унижаться тем более на глазах у детей, а это в школах не редкость.

Дети не чувствуют себя в школе защищёнными.

Столько конфликтов между учениками.
Некоторые учителя срываются, дают негативные словесные оценки детям, позорят перед всем классом. Некоторые дети оскорбляют друг друга и учителей.
Такое положение недопустимо.

Дети приходят в школу с интересом, через полгода его уже нет. Т.к. в школе они часто испытывают постоянный стресс. Нежелание детей учиться воспринимается, как лень, а у ребёнка просто формируется негативное отношение к школе, которое переноситься и на учебу.
В состоянии стресса эффективность обучения очень низкая. К старшим классам заметно скатываются по учебе. Кого мы имеем в итоге, людей с покалеченным здоровьем и психикой.

Каждому кто подвергается нападкам в школе приходиться разбираться в ситуации самостоятельно и не всегда успешно. Т.к. какого-то эффективного механизма, системного, нет.

Патриотизм прививается через уроки истории.
Как это осуществить если учебники по отечественной истории, написаны скучно, не интересно. Хорошо, если учитель увлечённый и рассказывает интересно.

В марте 2021 г. в школах должны ввести новую должность – советник по воспитательной работе. Об этом уже заявил министр просвещения РФ С. Кравцов. Пока проект пройдет в пилотном режиме в 10 регионах России.

Рассмотрим особенности этого нововведения.

Как было

Обучение в советских школах было непрерывно связано с воспитанием. Контролировали этот процесс не только завучи по воспитательной работе, но и пионервожатые. Практически все ученики занимались общественной работой в октябрятских, пионерских и комсомольских организациях.

Особое внимание уделялось патриотическому воспитанию. В масштабе страны проводились военно-патриотические игры «Зарница» и «Орленок». Проводились тематические экскурсии и походы по местам боевой славы. В преддверии Дня Победы в школу приходили ветераны и участники Великой Отечественной войны. Программа по литературе включала произведения писателей-фронтовиков.

В современной школе от многих советских традиций, включая воспитание патриотизма, практически отказались. И многие ценные идеи выдающихся советских педагогов, включая таких признанных авторитетов, как А. Макаренко и В. Сухомлинский, были забыты. А ведь патриотизм включает не только любовь к Родине, но и такие духовные ценности, как любовь к природе, любовь и уважение к родителям, знание истории своей страны. Ведь без знания прошлого невозможно построить будущее. Недаром в последнее десятилетие началось возрождение военно-спортивного движения в виде кадетских и казачьих классов.

Необходимость усиления воспитательного процесса

Долгое время в российском обществе шла дискуссия, является ли получение образования услугой. Если принять эту точку зрения, из процесса обучения исчезает воспитательный компонент.

Принятые в июле 2020 г. поправки в «Закон об образовании» ставят точку в этой дискуссии. Инициатором внесения поправок был президент Российской Федерации В. Путин. Согласно новому закону, важной составляющей образовательной системы является воспитание и формирование личности на основе общественных традиций и ценностей. Как отметил министр образования, необходимо создать современные механизмы внедрения интересных воспитательных элементов в учебный процесс.

Еще одно направление работы - воспитание уважения к закону, ответственности за свои поступки, в том числе, вне школы. Это важно, поскольку в последние годы молодые люди стали проявлять интерес к политике, ходить на различные митинги, в том числе, несанкционированные.

Выполнение педагогами обязанностей по воспитанию учащихся поддержано материально. Так, советники по воспитательной работе будут получать надбавку к заработной плате в размере 15 000 руб. А в ноябре глава правительства РФ М. Мишустин подписал приказ о расширении поддержки классных руководителей. Педагоги всех российских школ должны получать надбавку за классное руководство в размере 5 тыс. рублей, причем при сохранении всех остальных дополнительных выплат.

Поправки в «Закон об образовании»

Поправки в данный закон тесно связаны с принятием поправок в Конституцию РФ. Впервые в «Законе об образовании» дано определение понятия «воспитание» как деятельности, направленной на развитие личности. В это понятие включается также создание условий для самоопределения личности и ее социализации.

Согласно новой редакции закона, воспитание в школах должно формировать чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и их подвигов, бережного отношения к культуре и традициям народов России.

Все эти изменения делают необходимыми разработки новых рабочих программ и календарных планов воспитательной работы в учреждениях среднего образования. Воспитание должно стать обязательным компонентом и в учебных программах по всем предметам.

Воспитательная работа в современной школе

Воспитательная работа в российских школах ведется по трем направлениям: непосредственно в процессе обучения, внеурочная и внешкольная. Ее цель – организация учебного процесса на принципах демократичности, взаимоуважения и толерантности. Для координации в школах есть должность завуча по воспитательной работе.

Как поясняет исполнительный директор Союза отцов Ю. Соленов, в его обязанности входит составление плана воспитательной работы, а также регулирование различных ЧП и конфликтов с помощью родителей учеников. На предупреждение подобных ситуаций у завучей не остается времени, ведь они должны также вести многочисленную отчетность для органов управления образованием.

Более того, в процессе оптимизации образовательной системы должность завуча по воспитательной работе во многих школах была упразднена. Есть вопросы и с оплатой советников. Если не будут выделены дополнительные средства из федерального бюджета, может пострадать финансирование школ.

Таким образом, в школе будут два представителя, отвечающие за процесс воспитания – завуч и советник. Вопрос распределения обязанностей между ними каждая школа будет решать самостоятельно.

Представители общественных союзов педагогов позитивно относятся как к введению новой должности, так и к усилению воспитательной работы в школах. Они считают, что это обогатит учебный процесс в целом.

Конкурс «Навигаторы детства»

Конкурс проводится Министерством просвещения РФ с участием Российского движения школьников (РДШ). Его цель – формирование кадрового резерва педагогов для системы воспитания в школах, отбор претендентов на должности советников по воспитательной работе.

Принять участие в конкурсе могут педагоги с опытом независимо от стажа и возраста. В критерии обора входят:

  • опыт работы с детьми, в том числе в детских объединениях;
  • участие в РДШ;
  • педагогический стаж.

После подачи заявки на участие в конкурсе нужно пройти заочное конкурсное испытание, а затем очное собеседование.

Аналогичные программы, в том числе, дистанционные, скоро появятся и в учебных центрах.

Где учиться

Учебных заведений, готовящих педагогов для работы советниками по воспитательной работе, пока нет. Скорее всего, действующим преподавателям нужно будет пройти переподготовку или закончить подходящие курсы повышения квалификации.

Одним из центров подбора программы повышения квалификации, в том числе педагогов, является Единый центр высшего дистанционного образования (ЕЦВДО). Центр объединяет 21 вуз, 18 колледжей и 6 центров дополнительного профессионального образования. Сеть учебных заведений-партнеров постоянно расширяется.

Основное преимущество центра заключается в том, что учеба в выбранном вузе проходит дистанционно, не нужно уезжать на несколько месяцев или лет в другой город. Есть программы для тех, кто имеет среднее специальное образование, с укороченным сроком обучения. Подать заявку на поступление можно онлайн.

По результатам выполнения учебного плана выдается диплом, который дает право работать по полученной специальности. Таким образом, можно пройти переподготовку по программе высшего образования и получить нужную специальность без утомительной процедуры ЕГЭ.

В 10 регионах России запущен пилотный проект по воспитательной работе в школах: в них теперь появится должность советника директора по воспитанию. Мы разобрались, что это за должность, какие задачи возьмут на себя советники и что думает о нововведении учительский профсоюз.

Что случилось

Министерство просвещения инициировало несколько больших программ в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

С 1 марта в рамках одной из таких программ в штатное расписание школ вводят должность советников директоров по воспитанию. Согласно комментарию министерства, пилотный проект будет запущен в 10 регионах: Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, а также в Севастополе и Ставропольском крае.

Как говорили представители минпроса, советниками директоров по воспитанию могут стать как действующие педагоги, так и молодые выпускники педагогических вузов, которые «говорят со школьниками на одном языке».

Чтобы отобрать кандидатов на эту позицию, в январе 2021 года вместе с «Российским движением школьников» (РДШ) министерство запустило конкурс «Навигаторы детства», на который пришло более 5000 заявок. Победителей выберут 21 марта при помощи онлайн-тестирования и собеседований.

Им обещают организовать обучение в «Артеке», сотрудники которого станут наставниками будущих советников. Образовательные сессии состоятся весной и летом этого года. После окончания учебы специалисты должны будут составить план воспитательной работы и начать внедрять его в школе.

Кирилл Терентьев, участник конкурса «Навигаторы детства». Видео представлено Министерством просвещения:

Задачи советников по воспитанию

Министерство просвещения обещает, что деятельность советников по воспитанию не будет связана с идеологическим контролем, и отмечает, что воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса.

В ответе министерства на наш запрос среди прочего сказано, что «воспитатели будут усиливать интерес школьников к образовательному процессу» и заниматься «воспитанием гармонично развитой личности».

По словам чиновников, советники будут отвечать за внеурочную деятельность. Например, придумывать культурные и спортивные мероприятия для детей, организовывать патриотические слеты и акции, «вовлекать детей в юнармейские проекты» и способствовать «воспитанию личности на основе духовно-нравственных традиций». К разработке программ планируют подключить педагогические университеты.

Показательно, что ускоренный запуск проекта происходит на фоне дискуссий об оппозиционных настроениях молодежи и моральных паник вокруг участия школьников в массовых протестах в январе — феврале этого года. При этом в российских школах сегодня уже есть те, кто отвечает за воспитательную работу: это заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, специалисты на ставках организаторов и вожатых.

Светлана Осколкова, участница конкурса «Навигаторы детства». Видео предоставлено Министерством просвещения:

Что думают педагоги, исследователи и профсоюз

Школьные учителя по-разному относятся к введению новой должности. В материале «Учительской газеты» многие педагоги отмечают, что должность дублирует уже существующие и одна из целей ее введения — навязывание детям идеологии.

«Если под маркой советника намереваются замаскировать контролера от правящей партии, пропагандиста или представителя спецслужб, то важно напомнить, что по закону деятельность партий в образовательных организациях запрещена, а подобная практика будет способствовать лишь деградации образования в стране», — говорила в интервью изданию Эмилия Слабунова, заслуженный учитель России, член Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Законодательного собрания Республики Карелия.

Разбор темы устроил в своем блоге и Илья Варламов, с легкой руки которого появление советников уже назвали «внедрением политруков в российские школы». Затронул ее и Владимир Познер. Вот цитата из его программы: «Я хотел бы обратить ваше внимание на слова спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, адресованные как раз министру Кравцову. Цитирую: „Не надо думать, что, если мы во всех школах введём советника директора по воспитательной работе, то у нас всё будет хорошо с воспитанием. Это очень поверхностный и неправильный подход“, — сказала она. Не могу не согласиться. Хотел напомнить всем, что мы это вообще-то уже проходили. Вопрос воспитания молодёжи в советской школе был одним из самых главных, с системой пионеров и комсомольской организации. А что получилось?»


«Зовите меня варваром в педагогике». Жизнь и принципы педагога и отца пятерых детей Константина Ушинского

Есть и те, кто считает, что советники по воспитанию нужны: они помогут разгрузить замдиректоров по воспитательной работе, которые заняты сверх меры. Например, Оксана Чернега, заместитель директора по воспитательной работе одной из школ Великого Новгорода, в комментарии «Учительской газете» рассказывает, что вынуждена заниматься не только организацией мероприятий для детей, но и составлять огромное количество отчетов и информационных справок, а объем этой работы постоянно увеличивается.

Если даже поверхностно посмотреть на дискуссии в соцсетях, там тоже много недоумения. «А зачем нам советник по воспитательной работе? Замдиректора по ВР убирают? Или не хватает классным руководителям начальников?» — спрашивают пользователи.

«Чем отличается советник директора по воспитательной работе от заместителя директора по воспитательной работе? Не один ли это человек? А если нет, то почему не один?», «А заместителя директора по воспитательной работе куда-то денут? Или советник и заместитель превратятся в петлю для классного руководителя?», «Я даже боюсь представить кто мне, завучу по воспитательной работе, и что будет советовать. Может это некоторым успешным классным руководителям поменяют статус?» — вот набор типовых реакций пользователей-педагогов на новости о появлении в школах новой должности.

Всеволод Луховицкий, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель русского языка, обществознания и права в московской школе «Интеллектуал»:

По имеющейся у меня информации, проект советников по воспитанию инициирован «Российским движением школьников». Они чем-то похожи на движение «Наши», только там собрались не такие идейные деятели, скорее люди пионерско-комсомольского склада (взрослые).

У РДШ не так много участников и нет внятной программы. Чтобы понять, как в РДШ представляют себе молодежь и ее потребности, можно посмотреть ролик «Человек-Мел», который они сняли ко Дню МВД (видео снято в рамках флешмоба «ПДДэнс» вместе с лейблом Black Star. — Прим. ред.).

РДШ уже несколько лет пытается проникнуть в школы, чтобы стать таким новым воплощением пионерской (или скаутской) организации. Но пока у них очень слабые контакты со школой. И они пытаются подбрасывать министерству просвещения проекты, которые позволят это изменить.

«Навигаторы детства» были придуманы ими еще до всех протестов. Они ухватились за дискуссии о школьниках на митингах и убедили всех, что директорам в школе нужны советники по воспитанию.

Если говорить о моей оценке, то я сейчас вижу следующее. Есть заявление главы Минпросвещения, что федеральные власти будут финансировать ставку советника — выделят по 15 000 рублей на каждого. Для меня этот момент под большим вопросом, потому что бюджет на образование на 2020–2023 годы уже сверстан. Причем в первый год обещают небольшое повышение бюджета (и оно касается не зарплат, а строительства зданий, компьютерных технологий и так далее). А с 2021 года даже планируют небольшое сокращение.

«Двоечников не существует». Педагог Наталия Сопрунова — о том, как изменить школу

Если ставку решат финансировать из региональных средств, это вызовет большое неодобрение регионов, потому что для них это приличные деньги. И для бюджета, и для учителей. Представьте себе ситуацию: в школу приходит выпускник педвуза, он ничего не знает и зарабатывает, как опытный учитель. И при этом непонятно, что он делает. Это вызовет не очень хорошую реакцию.

Если в школу никто не придет, то эти деньги (так как ставка открыта) распределят между классными руководителями, что было бы идеально: почему бы не прибавить им еще хотя бы по тысяче рублей в месяц? Либо ставку дадут какому-нибудь сотруднику школы, завучу по воспитательной работе или социальному педагогу, если он в школе есть. В общем, я думаю, что если эти 15 000 будут платить, то скорее кому-то в виде прибавки, что неплохо.

Совершенно непонятно, что от людей на этой ставке будут требовать. Что значит «советник по воспитанию»? Кому и как он должен «советовать»?

В Едином квалификационном справочке должностей, естественно, ни о каком советнике не упоминается. В профессиональном стандарте педагога — тоже. Каким образом юридически будет вводиться эта ставка, непонятно.

Мы (профсоюз «Учитель». — Прим. ред.) предлагали министерству просвещения ввести отдельную ставку и должность классного руководителя — как раз для повышения роли воспитания в школе. Нам прислали официальный ответ, что это нецелесообразно, что такой должности нет в Едином квалификационном справочнике и что отдельно классный руководитель будет получать слишком маленькую зарплату.

И еще: в России около 50 000 школ. Я не представляю, как можно ввести во всех школах такую должность. Где сейчас взять 50 000 подготовленных людей? Даже среди студентов педагогических вузов не найдут столько желающих. Так что я думаю, что, как многие инициативы, связанные со школой, эта тоже ничем не закончится.

СМИ ухватились за эту новость, но есть в школах и куда более важные проблемы. Например, скоро нас снова ждет ВПР (Всероссийские проверочные работы). Сейчас к нам приходят экспертные оценки заданий ВПР, и это просто песня: задания неадекватные, никакого отношения ни к действующим учебникам, ни к ФГОС они не имеют. Плюс вся эта бюрократия, ненужное использование ресурсов: мои коллеги посчитали, что на проведение одной ВПР требуется не менее 30 пачек бумаги на школу. Вот о чем нужно говорить.

alt="Ирина Плещева: Хотим, чтобы как можно больше детей вместо виртуальных лайков получали "ачивки" в реальной жизни. Фото: Пресс-служба РДШ" />
Ирина Плещева: Хотим, чтобы как можно больше детей вместо виртуальных лайков получали "ачивки" в реальной жизни. Фото: Пресс-служба РДШ

Ирина Плещева: Не нужно ничего выдумывать. Конкурс среди будущих советников по воспитанию и работе с детскими объединениями, который объявили министерство просвещения и Российское движение школьников, называется "Навигаторы детства".

Мы хотим, чтобы этот человек помогал ребенку выбрать свою траекторию в жизни. Нравится волонтерство? Увлекаешься наукой или техническим творчеством? Любишь литературу. Есть масса конкретных проектов - "Волонтеры Победы", "Живая классика", "Большая перемена" и другие.

Проблема в том, что у многих педагогов просто нет времени и сил погружаться во все эти и другие возможности. В школе есть план воспитательной работы, зачастую формальный: "Дети, сегодня у нас веселые старты, а завтра - капустник". Кому это нужно? Боюсь, что только чиновникам для отчетов. А дети давно живут другими форматами.

Создать внутри школы развивающую среду, в которой ребенку интересно жить и общаться, не только на уроках, но и после них. Воевать с гаджетами за внимание и вовлечение детей - это сложная, прямо-таки "штучная" педагогика. Здесь нужно быть немного и психологом, и да, массовиком-затейником.

Зачем воевать с гаджетами? Это как воевать с ветром.

Педагоги знают: есть активные ребята, отличники, которым всегда все можно поручить. Есть "одаренные" и "талантливые", на которых школа делает ставку и отправляет на олимпиады. А есть - условно - хулиганы и двоечники, с которыми приходится специально работать.

Но огромной массе "обычных" детей внимания не достается. Чем-то там они занимаются, ходят в платные секции или к репетиторам. А может, и не ходят. Может, сидят целыми днями у экранов, - школу это не особо интересует.

Вот эти "обычные" дети из обычных семей, которых на самом деле большинство, они сегодня в самой большой зоне риска. Они задают нам вопросы: "А если я не талантливый? Если еще не нашел себя? Мне можно дать шанс в жизни?" Наша задача - зацепить именно их: что-то предложить, увлечь, зажечь искру. Школьные учителя сами не справятся, им нужна помощь.

Кто сможет стать советником-воспитателем? Должен ли он быть "зумером" или "бумером"? Обязательно ли педагогическое образование?

Ирина Плещева: Я вижу его человеком, который может объяснить физику на примере популярного у школьников мультфильма "Рик и Морти". Понимает, чем киберспорт отличается от компьютерной зависимости. Знает популярные мемы и тикток-тренды, сидит в тех же соцсетях, что и школьники.

У нас в WhatsApp есть группа, где сидят несколько сотен старшеклассников-активистов из всех регионов. Спрашиваю ребят - кого они хотят видеть "навигаторами детства"? Ответ - "это молодой человек, который нас понимает, который может отстаивать наши запросы перед школьной администрацией и родителями".

Мне 33 года. Работаю на полставки педагогом-организатором в одной из подмосковных школ. Кажется, что ребятам в 8 "А" ничего не интересно, они только и делают, что готовятся к ОГЭ. 8"Г" - вообще ни слова из них вытянешь: ни поддержать, ни поспорить.

Не так давно обсуждали с ними работу волонтеров. Вышла после классного часа вся вымотанная. А потом догнали в коридоре две девчонки и говорят: "Как думаете, а если мы сейчас английский подтянем, нас возьмут работать с иностранными туристами?" И тут я поняла, что их немножко "качнуло". Но это было очень тяжело.

Поэтому "навигаторы детства" - не очень взрослые люди, но у которых уже есть опыт педагогической, вожатской работы. Студенты-старшекурсники или выпускники педагогических вузов, которые бы относились к детям с искренним интересом. Психологическое, техническое образование мы тоже рассматриваем, потому что у детей есть на это запрос.

Работа с детьми - не из легких, люди на ней выгорают. Не боитесь большой текучки?

Ирина Плещева: Для этого мы и запускаем эксперимент в 10 регионах, чтобы тонко настроить систему. Хотим понять, как найти именно тех людей, которым эта работа подойдет. Выбрали пока небольшие школы, максимум на 250 детей. Больше, по нашим расчетам, одному человеку не потянуть.

Это первая волна, но в течение года будем еще добирать людей. Повысить квалификацию "навигаторов" поможет "Артек".

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Чему в "Артеке" научат советников-воспитателей?

Ирина Плещева: Будет несколько модулей. Лучшие вожатские практики "Артека", возрастные особенности детей, методики работы с "трудными" подростками. Особое внимание - на цифровые инструменты в образовании и воспитании, социальные сети.

Все российские школы уже представили свои программы воспитания, календарный план мероприятий. Вы видели хотя бы одну?

Ирина Плещева: Да, один из вариантов как раз лежит у меня на столе. Там вроде очень правильные и разумные вещи. Но я уже просмотрела десятки подобных программ: проблема в том, что большинство из них написаны как под копирку. Формальный подход дети чувствуют сразу же, их не проведешь. Поэтому в "Артеке" каждый "навигатор" подготовит и будет защищать именно свою программу воспитания, созданную для своей школы, для своих учеников.

Читала проект профстандарта для советников-воспитателей. Он сейчас обсуждается. Скажу честно, это ужас - миллион обязанностей. И за все это - 15 тысяч рублей в месяц?

Ирина Плещева: 15 тысяч - это базовая ставка, которую советник-воспитатель будет зарабатывать как сотрудник "Росдетцентра". Для студентов в регионах это хорошая доплата. Кроме того, советник-воспитатель может быть параллельно трудоустроен в школе. Скажем, на полставки - как педагог-организатор, педагог дополнительного образования, или учитель-предметник с очень небольшой нагрузкой. В целом мы рассчитываем, что его зарплата будет на уровне региона.

Можете критиковать, но я убеждена: большинство пройдет на эту работу точно не из-за денег. Но если мы покажем хорошие результаты в пилотных 10 регионах, то поборемся за увеличение "стоимости" такого специалиста, когда этот проект придет во все регионы.

В утвержденной программе "Десятилетие детства" есть пункт "Разработка перечня показателей эффективности воспитательной деятельности". Опять бесконечные отчеты?

Ирина Плещева: Скажу так. Отчетность будет минимальная. Но совсем без этого не обойтись: все-таки выделяются бюджетные деньги.

Будут ли советники-воспитатели ставить оценки за поведение? За "успехи в патриотизме"?

Ирина Плещева: Ни в коем случае! Патриотизм - это не про даты в календаре и не про "обязаловку". Это любовь к родителям, уважение к старшим. Это искренняя радость за наших спортсменов, неподдельная гордость за открытия наших ученых, восхищение нашими музыкантами. И все эти чувства можно заложить в ребенка только через погружение в эти эмоции.

Но что интересно? Мы хотим сделать систему бонусов - виртуальных баллов для самых активных школьников. Их можно будет копить и обменивать, скажем, на билеты в кино, на крутую футболку, или даже на поездку в "Артек"! Разве плохо? Это будет премия для ребят за их активность, такой "пряник". А "кнута" не будет.

А идеологией "навигаторы" будут заниматься?

Ирина Плещева: До недавних событий ТikТоk был абсолютно аполитичным - танцульки, лайфхаки, ляпы, приколы, мальчики и девочки, любовь, лайки. Взрослые люди в грязных целях использовали эту социальную сеть, подняли хайп. И дети начали задавать вопросы. Ну так нам нужно не закрываться, не пугать подростка страшилками "не ходи на митинг, будут магнитные бури, срочно в субботу пишем контрольную. ". Дети не идиоты. Если они об этом спрашивают, нужно найти слова и смелось честно отвечать, почему это опасно. Это первое.

Второе. "Навигаторы детства" будут заниматься именно воспитанием, а не идеологией. И если благодаря их работе все меньше подростков будет состоять в полиции на учете по делам несовершеннолетних. Если будет меньше жестокости, травли, если никто не будет плясать на памятниках, разве это плохо? Разве плохо, если выпускники школ не будут путать государственные флаги России и Франции? Объясните мне, против чего выступают все эти критики? И что плохого, если вместо мыслей "побухать" и "приторчать", у школьника благодаря "Навигатору детства" в голове будет желание получить интересную профессию, найти хорошую работу?

Почему в школе растет агрессия и нетерпимость?

Ирина Плещева: Агрессия растет не в школе, а в целом в обществе, в семье. Дети лишь считывают наши сигналы. Когда родители читают нотации о пользе чтения, а сами не вылезают из телефонов. Когда говорят: "уважай старших", а сами орут на него матом. Когда "алкоголь и табак - плохо", а сами садятся за руль пьяными, курят на глазах у детей. В ответ может быть две реакции: либо дети подражают, либо, наоборот, ненавидят. И обиду начинают вымещать на своих сверстниках, на учителях, на себе. Я очень хочу, чтобы родители задумались: какую они атмосферу внутри семьи они создают?

Воспитание - всегда личный пример. Прописная истина? Именно она. Но как же важно о ней не забывать. В первую очередь, нам, взрослым.

А что касается "трудных" подростков, которые, скажем честно, были во все времена, то они не должны сталкиваться с еще большей агрессией, в них нельзя растить еще большую обиду на общество. И есть прекрасные методики работы с такими детьми, мы будем учить этому в "Артеке". Есть прекрасный опыт Московской области. Пятнадцать лет назад, еще при губернаторе Громове, замом по социально-образовательной части работала Лидия Николаевна Антонова - очень известный среди педагогов человек. Она в Дмитровском районе, в колхозе, сделала лагерь для трудных подростков. Днем они собирали морковку и зарабатывали деньги. А вечером с ними работали педагоги-вожатые, вели отряды, орлятские костры. Когда у ребят заканчивался летний лагерь, они возвращались домой уже немножко другими людьми. Возвращались с деньгами, которые заработали на морковке. Это сложная, подвижническая работа. А еще очень современный и интересный опыт Нижнего Новгорода: там недавно открыли "Хулиганов дом" - классный центр наставничества, который помогает "сложным" подросткам в трудной жизненной ситуации.

Справка "РГ"

На конкурс "Навигаторы детства" уже подано более 5,5 тысячи заявок. Он еще продолжается, можно успеть подать заявку на сайте навигаторыдетства.рф до 14 марта. Всех участников ждет этап онлайн-тестирования. А те, кто покажет лучшие результаты, будут приглашены на финальный этап - собеседование. Результаты конкурса объявят не позднее 21 марта 2021 года.

Читайте также: