Может ли директор школы быть классным руководителем

Опубликовано: 17.09.2024

Образование, наука

Сообщаю Вам следующее:

Согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время является совместительством.

Таким образом, трудовой договор с руководителем образовательного учреждения заключается учредителем этого учреждения. Работодателем для руководителя является учредитель.

На основании изложенного, считаем, что учредителю следует подписать с руководителем дополнительное соглашение к трудовому договору на условиях почасовой оплаты, с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении указанного выше объема педагогической нагрузки с руководителем следует заключить договор внутреннего совместительства.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, содержащихся в СПС КонсультантПлюс и носит справочный характер. Обращаем Ваше внимание, что разъяснение правовых норм, основанные на анализе положений действующего законодательства и судебной практики, содержащихся в СПС КонсультантПлюс, специалистами Линии консультации не являются обязательными, и носят субъективный информационно-разъяснительный характер. Окончательное решение по применению информации Вы принимаете самостоятельно.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

  1. Должности руководителей образовательных организаций
  1. Должности руководителей
  1. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;

з) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;

и) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Вопрос: В учреждении дополнительного профессионального образования предусмотрена должность заместителя директора по учебной работе. Должностной оклад заместителю директора как административному работнику выплачивается за работу при 40-часовой рабочей неделе. Помимо основной (административной) работы, заместитель директора по учебной работе принимает участие в экзаменах в рамках педагогической деятельности. Надо ли такое участие оформлять как внутреннее совместительство или производить доплату в соответствии с установленным объемом учебной нагрузки?

Ответ: Данная работа не будет являться внутренним совместительством, если не превышает 300 часов в год и будет осуществляться в основное рабочее время с согласия работодателя.

Обоснование: Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.

К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, количество часов педагогической нагрузки заместителю директора по учебной работе устанавливает руководитель учреждения. При этом в силу п. 2 Постановления N 41 работнику может быть поручена педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.

Данная работа не будет являться совместительством и не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя.

Руководителю учреждения следует подписать с заместителем директора дополнительное соглашение к трудовому договору на условиях почасовой оплаты, с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении указанного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор внутреннего совместительства.

Согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время является совместительством.

При оформлении работы по внутреннему совместительству с работником заключается отдельный трудовой договор, в котором установлены трудовая функция и оплата труда по должности согласно штатному расписанию, замещаемой работником-совместителем. Продолжительность работы на условиях внутреннего совместительства может быть определена сроком трудового договора.

Региональный информационный центр

Таким образом, директор музыкальной школы может осуществлять преподавательскую деятельность по разрешению вышестоящего органа (учредителя) в своем образовательном учреждении без занятия штатной должности. Размер учебной нагрузки для директора должен быть установлен в трудовом договоре или приложении к нему. На условиях почасовой оплаты руководитель образовательного учреждения может вести преподавательскую работу не более 300 часов в год. Работать по совместительству в другом образовательном учреждении директор вправе тоже только с разрешения учредителя.

Стимулирующие выплаты по должности преподавателя директор может получать, если они прописаны в его трудовом договоре и положении об оплате труда в учреждении.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 25.11.2013) (далее – ФЗ «Об образовании…») сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подразделяются на следующие группы:

Ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" такого разделения не делал, а оперировал понятием «работник образовательного учреждения».

Таким образом, Вы, как руководитель структурного подразделения (библиотеки) организации, осуществляющей образовательную деятельность, относитесь к категории иных работников.

Исходя из положений статьи 52 ФЗ «Об образовании…»:

4. Заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. .

Сам статус классного руководителя в ФЗ не определяется. Также такой должности нет и в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Поэтому следует говорить не о должности «классный руководитель», а особом статусе (либо комплексе дополнительных обязанностей), возлагаемый на работника организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, правовое положение классного руководителя должно определяться локальными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Никаких предпосылок запрета на возложение обязанностей классного руководителя на иных работников организации нет.

В нормативных правовых актах, регламентирующих стимулирующие выплаты за классное руководство данные выплаты именуются «денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам», т.о. получатели данных выплат – только педагогические работники.

Юридическая правовая оценка

Здравствуйте я работаю педагогом- психологом в общеобразовательной школе. Являюсь классным руководителем. В этом году с меня сняли классное руководство мотивируя это тем, что норма рабочего времени психолога 36 часов в неделю. А классным руководителем могут быть только учителя у которых норма рабочего времени 18 часов. Правомерно ли это?

Создание заявки по удобной для вас цене

В Тендере вы можете указать свою цену на услугу или выбрать из предложенных вариантов наших специалистов. Удобно и доступно.

В консультации принимал участие

Я не вижу причин для отмены классного руководства.

Согласно п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

Задайте свой вопрос и получите ответ

Спасибо большое. Вы мне очень помогли. Подробный, развернутый ответ.

Анастасия, отзыв на консультацию

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

Формально методист, старший методист или инструктор-методист не относится к руководителям образовательного учреждения. Все они – только специалисты. То же и руководитель методобъединения с соответствующим уточнением должностных обязанностей. В общем случае к функциям методиста образовательного учреждения относят организацию методической работы в учреждении (а для районного методиста – в нескольких учреждениях), организацию фильмотек, учебно-методических кабинетов; оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения, составление учебных, учебно-тематических планов и программ по дисциплинам и учебным курсам. Конечно, в пределах своих должностных обязанностей методисты обязаны проводить плановые или разовые проверки состояния подведомственной им работы и составлять по итогам проверок справки. Но эти справки не «на коллегу» (справка на кого-либо понимается как «донос»?), а о состоянии методического уровня работы, которую выполняет тот или иной коллега.
Оплачивается труд методиста, инструктора-методиста (включая старшего) по результатам аттестации по 8 – 14 разрядам.

Как известно, учителем, преподавателем в школе может быть любой специалист, прошедший аттестацию, профессиональные навыки которого могут быть востребованы учебным планом или программой обучения. Соответственно по результатам аттестации на должность руководителя (директора, завуча) он может занимать и эту должность. Согласно действующему положению при определенных условиях и завуч, и директор имеют право заниматься преподавательской работой, быть воспитателем (классным руководителем). Необходимо только, чтобы на должности классного руководителя руководящие работники школы назначались по согласованию с управлением образования. Так будет более этично, хотя прямых указаний на этот счет нет.

Никакая работа без согласия самого исполнителя поручена, а тем более навязана ему быть не может. Следить за этим должны и соответствующие подразделения администрации, и трудовые коллективы (профсоюзные организации). Что касается дополнительной оплаты, это бухгалтерская проблема, и если соответствующая доля работы не выполняется, то и платить за нее нельзя. Необходимый размер уменьшения ставки учителя при этом должен быть обоснован в приказе на основании заявления самого работника об отказе от выполнения обязанностей классного воспитателя (руководителя) и о передаче этих функций с соответствующей оплатой другому работнику.

Отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН

По Трудовому кодексу основание для увольнения возникает и в силу изменения трудовых отношений при смене собственника имущества организации (ст. 75 ТК РФ). В сфере образования собственником имущества образовательного учреждения является его учредитель. Лица, выступающие в данном качестве, определены ст. 11 Закона РФ «Об образовании». Учредителем большинства школ являются органы местного самоуправления. Преобразование школ в большинстве случаев не будет сопровождаться сменой собственника, то есть учредителя, – им останется муниципалитет. Смена собственника имущества, т.е. смена учредителя образовательного учреждения, как правило, происходит в связи со сменой подведомственности учреждения либо с его реорганизацией. В данной ситуации новый собственник имущества образовательного учреждения (учредитель) имеет право расторгнуть трудовые договора с директором школы, его заместителями и главным бухгалтером. Для других работников школы смена учредителя этого образовательного учреждения не является основанием для расторжения трудовых договоров. Однако за ними сохраняется право отказаться от продолжения работы с новым собственником имущества. В этом случае увольнение работников осуществляется по п. 6 ст. 77 ТК РФ.
Тем не менее руководство автономной организации в отличие от учреждения будет уже не связано Примерными штатами школ, а будет иметь возможность оптимизировать (в том числе и сократить) штатную численность сотрудников в целях экономии собственного бюджета, а также в связи с изменениями организации труда.

При заключении трудового договора по соглашению сторон может устанавливаться испытательный срок с целью проверки соответствия учителя поручаемой ему педагогической работе. Условие об испытании должно быть указано в приказе о приеме на работу и в тексте трудового договора (ст. 70 ТК РФ).
Если стороны договорились об испытании устно, а в трудовом договоре и в приказе о приеме на работу это условие не оговаривалось, то учитель считается принятым на работу без испытания.
Испытание не распространяется на беременных женщин; молодых специалистов, окончивших образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности; учителей, приглашенных на работу в порядке перевода из другого образовательного учреждения по согласованию между руководителями этих учреждений.

Отвечал
Дмитрий РАСТИМЕШИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Для увеличения заработной платы учителя часто соглашаются вести классное руководство, за которое им выплачиваются определенные финансовые надбавки. Они зависят от количества баллов, которые преподаватель набирает за руководство. В свою очередь, баллы складываются за выполнение обязанностей педагогом. Полный перечень этих обязанностей содержится в должностной инструкции классного руководителя.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции классного руководителя

Общие положения

Общие условия таковы:

  1. Назначить классного руководителя может только директор школы, но с обязательного согласия самого преподавателя.
  2. Контроль за работой будет проводить завуч по воспитательной работе.
  3. При исполнении своих обязанностей классрук обязан руководствоваться Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, всеми решениями органов образования и Правительства РФ.

Функции

Классный руководитель берет на себя следующие функции:

  1. Организация, сопровождение, координация.
  2. Коммуникация.
  3. Стратегическое планирование и аналитика.

Должностные обязанности

В обязанности руководителя класса входит :

  1. Составление учебных планов и системы работы в классе для каждой новой четверти и года. За выполнением этого пункта следит все тот же завуч по УВР; за 5 дней до начала учебного периода он должен одобрить или отклонить предоставленные преподавателем планы.
  2. Ответственность за безопасность в классе, оказание первой помощи (для этого преподаватели проходят специальные курсы).
  3. Проведение обязательных инструктажей по поведению в различных экстремальных и бытовых ситуациях: на дороге, воде, при пожаре и т.д.; ведение отчетности по этим инструктажам.
  4. Мотивация учеников к учебной деятельности и повышенной активности на занятиях.
  5. Индивидуальная помощь обучающимся на занятиях, выявление и ликвидация причин низкой успеваемости.
  6. Обязательное соблюдение прав и свобод обучающихся.
  7. Помощь в организации и обеспечении посещаемости кружков, различного рода секций и иных форм дополнительного образования, вовлечение учеников в этот процесс.
  8. Создание в классе доброжелательной и комфортной для ребенка атмосферы, в которой он сможет разносторонне развиваться.
  9. Ведение пропаганды здорового образа жизни, помощь в проведении и организации мероприятий спортивного и физкультурно-оздоровительного комплекса.
  10. Обеспечение социальной защиты детей; ведение активной работы с родителями и семьей.
  11. Создание психологически комфортной среды в классе.
  12. Развитие коммуникативных навыков обучающихся, помощь в решении проблем, связанных с общением в классе.
  13. Выявление особенностей личности каждого ученика; помощь в развитии индивидуальных качеств, саморазвитии.
  14. Проведения мероприятий по определению актуального состояния классного коллектива, создание стратегии по его дальнейшему развитию.
  15. Контроль за ведением дневников ученика; своевременное проставление отметок, ведение необходимой документации и отчетности.
  16. Предоставление завучу в конце каждой четверти письменных отчетов о проделанной работе.
  17. Присутствие на педсоветах.
  18. Посещение вместе со своим классом мероприятий общешкольного уровня.
  19. Ежегодное повышение квалификации, участие в методических объединениях.
  20. Работа по утвержденному главной школы графику.
  21. Организация систематических дежурств силами учеников класса.
  22. Обязательное соблюдение норм морали и этики, соответствующих положению учителя, не только в стенах школы, но и вне их.

Права классного руководителя

В работе с детьми очень легко перейти личные границы, поэтому преподавателю на посту классрука очень важно знать о своих правах:

  1. Запрашивать данные о здоровье обучающихся.
  2. Напрямую следить за успеваемостью и посещением занятий учениками.
  3. Заниматься координацией работы учителей-предметников, ведущих данный класс.
  4. Проводить воспитательную работу через различные классные мероприятия.
  5. Выносить от класса предложения на рассмотрение администрацией.
  6. Вызывать в школу родителей или законных представителей ребенка.
  7. Обращаться в комиссии и советы по делам несовершеннолетних, но только после согласования с администрацией учебного заведения.
  8. Составлять график индивидуальной работы с детьми, исходя из потребностей семьи и ребенка.
  9. Проводить работу научно-экспериментального характера.
  10. Подавать документы для надбавок и иных форм материального поощрения.
  11. Принимать участие в различного рода и уровня мероприятиях и конкурсах как совместной с учениками, так и самостоятельно.
  12. Требовать от администрации школы определенной материально-технической базы для проведения воспитательного процесса.
  13. Повышать квалификацию любыми доступными путями; просить у администрации помощь, необходимую для успешного повышения квалификации.

Ответственности

Во время процесса обучения классный руководитель несет ответственность за:

  1. Соблюдение норм безопасности учебного процесса; сохранение жизни и здоровья его участников, а также за соблюдение прав обучающихся.
  2. За непрофессиональное исполнение или неисполнение вовсе своих обязанностей, возложенных должностью, и требований трудового договора, распорядка и устава школы, локальных распоряжений администрации.
  3. За ненадлежащее выполнение норм безопасности и противодействия угрозам террористической направленности.
  4. За нормы воспитания, которые так или иначе связаны с психологическим или физическим воздействием на ребенка.
  5. За доказанное причинение вреда как школе, так и обучающимся, которое связано либо с неисполнением, либо c непрофессиональным исполнением своих обязанностей.

Объяснение инструкции

Будем разбирать написанное в указанном выше порядке. В принципе, функции классного руководителя в полной мере описываются его обязанностями, но для полного понимания подробно разберем каждую из них:

  1. Организация и координация: сюда входит работа с учителями-предметниками, семьей, каждым конкретным учеником в классе; стимулирование и мотивация на учебную деятельность, проведение школьных и внеклассных мероприятий; ведение документации и отчетов.
  2. Коммуникация: установление благоприятной атмосферы в классе, развитие дипломатических и ораторских навыков у обучающихся.
  3. Планирование и аналитика: выявление особенностей учеников и определение направлений развития классного коллектива.

Если сократить и популярно объяснить положения об обязанностях преподавателя, то можем получить примерно следующие:

Важно отметить! Часто в школах, где не хватает преподавателей для классного руководства, директора угрожают увольнением либо штрафами за подобные отказы. Согласно первому пункту Общих положений, это незаконно, преподаватель имеет полное право отказаться от руководства, если поступило такое предложение, но вправе и самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру на эту должность.

Что должен будет делать классный руководитель

Если говорить конкретно, то на практике, как правило, под мероприятиями будут пониматься поездки в театры и тюзы, посещение музеев и ближайших библиотек. Как правило, руководители класса хорошо знают родителей своих учеников, поэтому часто приглашают их рассказать детям о своей профессии (этому можно посвятить даже целый классный час, что явно будет одобрено администрацией). Для помощи детям из слабозащищенных слоев населения классный руководитель должен узнать о присутствии учащихся из многодетных семей, чтобы обеспечить их бесплатным питанием в школе.

Кроме того, при согласовании с администрацией классрук должен уведомить органы по работе с несовершеннолетними, если какие-то обучающиеся неоднократно серьезно нарушают дисциплину, угрожают безопасности класса и мешают нормальному проведению учебного процесса. Но нужно понимать, что это самая крайняя мера, которая в будущем может испортить ребенку жизнь, поэтому перед таким решением необходимо провести ни одну беседу как с самим ребенком, так и с его семьей. И если нет результата, только тогда обращаться за помощью выше.

Физкультурно-оздоровительные кружки и секции преподаватели не организовывают. На практике представители этих кружков выступают перед обучающимися, раздают им визитки или буклеты, а задача классного руководителя сводится к мотивации детей на посещение данных занятий.

Особенно важно! Зачастую классные руководители запрещают детям во время урока выходить из класса и просят предметников делать так же, мотивируя это соображениями безопасности и ответственности за детей. Так делать ни в коем случае нельзя, и из должностной инструкции это становится понятно. Это прямое нарушение прав и свобод учащихся, что наказывается администрацией учебного заведения.

Руководителю важно понимать, что на нем лежит ответственность не только за детей, но и за оборудование в классе. Если администрация сможет доказать, что оно стало повреждено по вине учителя, то и возмещать ущерб придется ему.

Надеемся, теперь задачи, функции и обязанности классного руководителя стали вам понятны. Как выяснилось, это крайне ответственная должность, надбавка за которую, к сожалению, далеко не покрывает всех усилий преподавателя, приложенных для выполнения своих обязанностей на этом посту

Кажется, что учитель тот же родитель: всерьез, надолго и нельзя поменять. Но это не так. Разбираемся, как родитель может повлиять на поведение учителя, решить конфликт или добиться от администрации школы замены педагога.

Могут ли родитель или ученик выбирать учителя?

В законе «Об образовании» на этот вопрос нет никакого ответа. Администрация школы решает каждый конфликт между учителем, учеником и родителями в индивидуальном порядке. Если у учителя конфликт с одним учеником, то его могут перевести в другой класс. Если учителем не довольна половина класса, то вопрос сложней. Учителя нельзя уволить по желанию родителей: для этого должны быть зафиксированные нарушения дисциплины или свидетельства профессиональной непригодности учителя. Чаще всего родители просто недовольны стилем общения педагога. Администрация может решать эти конфликты в беседах с учителем и родителями, отправлять учителя проходить дополнительную подготовку. Но иногда — идет на поводу у родителей и учителя меняют.

Учителя нельзя уволить по одному желанию родителей: только если нарушает дисциплину или ведет себя непрофессионально — опаздывает, оскорбляет, приходит пьяным.

По закону родители или официальные представители ученика имеют полное право вмешаться в учебный процесс. Во-первых, родители могут присутствовать на уроках, интересоваться программой обучения. Во-вторых, родители могут обращаться в администрацию школы, если подозревают конфликты между учениками и учителем, конфликт интересов или неэффективность учителя. Другое дело, что администрация может не менять учителя и вообще не учесть мнение родителей. Но если есть заявление от родителей, то администрация должна объяснить, почему они так делают и дать письменный ответ.

Как решать конфликт с учителем, если его нельзя менять?

Разговаривать, разговаривать и еще разговаривать. Лично, на родительских собраниях или в присутствии администрации. Самое главное — не устраивать скандал. Вряд ли учитель намеренно идет на конфликт с учениками. Родители и администрация должны разобраться в причинах и не забывать об интересах ни учеников, ни учителя.

Если учитель хамит и ведет себя агрессивно, возьмите в союзники классного руководителя, психолога , председателя совета родителей или заместителя директора по учебной работе. Совместные беседы идут эффективней, в присутствии третьих лиц учитель скорее всего будет держать себя в руках. И даже если учитель оскорбляет родителя, это не говорит о его полной профнепригодности. Если конфликт долго длится, он изматывает всех участников.

Родительский совет — объединение родителей, которое решает вопросы в том числе замены учителя. Право родителей на создание совета зафиксировано в законе «Об образовании».

Домашнее обучение решит конфликты?

Не факт. Домашнее обучение требует помощи учителей: вряд ли родители смогут качественно заниматься с ребенком по всем предметам. Учителя могут быть те же, что и раньше — и они могут быть недовольны, потому что им нужно лишнее время тратить на ученика. К тому же в классе конфликты могут нивелироваться, делиться на всех. А здесь конфликт может только разгореться.

Прежде чем переводить ребенка на домашнее обучение, нужно убедиться в собственных силах и провести несколько бесед с директором. Сначала нужно узнать, сколько учеников в школе обучаются дома, насколько им это удается. Если положительный опыт есть, нужно оговорить все условия: взять учебный план, образовательные программы по каждому предмету, взять учебники из библиотеки и узнать, как часто с ребенком будут заниматься учителя.

В России 100 000 семей ежегодно выбирают домашнее обучение. Основная причина — недовольство качеством образования в школе.

Можно ли выбрать классного руководителя?

С одной стороны, классного руководителя нельзя выбрать, как и учителя-предметника . Способы взаимодействия здесь те же — разговоры, присутствие на классных часах, общение с администрацией школы.

С другой стороны, классное руководство — дополнительные обязанности педагога. Классного руководителя не нужно увольнять, можно просто снять с него обязанности. Администрация идет навстречу родителям и меняет классного руководителя, если большая часть класса им недовольна. Но нужны основания: классный руководитель не общается с учениками и родителями, не следит за успеваемостью, не проводит классные часы, не занимается воспитательной работой.

Формально методист, старший методист или инструктор-методист не относится к руководителям образовательного учреждения. Все они – только специалисты. То же и руководитель методобъединения с соответствующим уточнением должностных обязанностей. В общем случае к функциям методиста образовательного учреждения относят организацию методической работы в учреждении (а для районного методиста – в нескольких учреждениях), организацию фильмотек, учебно-методических кабинетов; оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения, составление учебных, учебно-тематических планов и программ по дисциплинам и учебным курсам. Конечно, в пределах своих должностных обязанностей методисты обязаны проводить плановые или разовые проверки состояния подведомственной им работы и составлять по итогам проверок справки. Но эти справки не «на коллегу» (справка на кого-либо понимается как «донос»?), а о состоянии методического уровня работы, которую выполняет тот или иной коллега.
Оплачивается труд методиста, инструктора-методиста (включая старшего) по результатам аттестации по 8 – 14 разрядам.

Как известно, учителем, преподавателем в школе может быть любой специалист, прошедший аттестацию, профессиональные навыки которого могут быть востребованы учебным планом или программой обучения. Соответственно по результатам аттестации на должность руководителя (директора, завуча) он может занимать и эту должность. Согласно действующему положению при определенных условиях и завуч, и директор имеют право заниматься преподавательской работой, быть воспитателем (классным руководителем). Необходимо только, чтобы на должности классного руководителя руководящие работники школы назначались по согласованию с управлением образования. Так будет более этично, хотя прямых указаний на этот счет нет.

Никакая работа без согласия самого исполнителя поручена, а тем более навязана ему быть не может. Следить за этим должны и соответствующие подразделения администрации, и трудовые коллективы (профсоюзные организации). Что касается дополнительной оплаты, это бухгалтерская проблема, и если соответствующая доля работы не выполняется, то и платить за нее нельзя. Необходимый размер уменьшения ставки учителя при этом должен быть обоснован в приказе на основании заявления самого работника об отказе от выполнения обязанностей классного воспитателя (руководителя) и о передаче этих функций с соответствующей оплатой другому работнику.

Отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН

По Трудовому кодексу основание для увольнения возникает и в силу изменения трудовых отношений при смене собственника имущества организации (ст. 75 ТК РФ). В сфере образования собственником имущества образовательного учреждения является его учредитель. Лица, выступающие в данном качестве, определены ст. 11 Закона РФ «Об образовании». Учредителем большинства школ являются органы местного самоуправления. Преобразование школ в большинстве случаев не будет сопровождаться сменой собственника, то есть учредителя, – им останется муниципалитет. Смена собственника имущества, т.е. смена учредителя образовательного учреждения, как правило, происходит в связи со сменой подведомственности учреждения либо с его реорганизацией. В данной ситуации новый собственник имущества образовательного учреждения (учредитель) имеет право расторгнуть трудовые договора с директором школы, его заместителями и главным бухгалтером. Для других работников школы смена учредителя этого образовательного учреждения не является основанием для расторжения трудовых договоров. Однако за ними сохраняется право отказаться от продолжения работы с новым собственником имущества. В этом случае увольнение работников осуществляется по п. 6 ст. 77 ТК РФ.
Тем не менее руководство автономной организации в отличие от учреждения будет уже не связано Примерными штатами школ, а будет иметь возможность оптимизировать (в том числе и сократить) штатную численность сотрудников в целях экономии собственного бюджета, а также в связи с изменениями организации труда.

При заключении трудового договора по соглашению сторон может устанавливаться испытательный срок с целью проверки соответствия учителя поручаемой ему педагогической работе. Условие об испытании должно быть указано в приказе о приеме на работу и в тексте трудового договора (ст. 70 ТК РФ).
Если стороны договорились об испытании устно, а в трудовом договоре и в приказе о приеме на работу это условие не оговаривалось, то учитель считается принятым на работу без испытания.
Испытание не распространяется на беременных женщин; молодых специалистов, окончивших образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности; учителей, приглашенных на работу в порядке перевода из другого образовательного учреждения по согласованию между руководителями этих учреждений.

Отвечал
Дмитрий РАСТИМЕШИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Читайте также: