Может ли директор школы быть учителем

Опубликовано: 16.05.2024

Образование, наука

Сообщаю Вам следующее:

Согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время является совместительством.

Таким образом, трудовой договор с руководителем образовательного учреждения заключается учредителем этого учреждения. Работодателем для руководителя является учредитель.

На основании изложенного, считаем, что учредителю следует подписать с руководителем дополнительное соглашение к трудовому договору на условиях почасовой оплаты, с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении указанного выше объема педагогической нагрузки с руководителем следует заключить договор внутреннего совместительства.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, содержащихся в СПС КонсультантПлюс и носит справочный характер. Обращаем Ваше внимание, что разъяснение правовых норм, основанные на анализе положений действующего законодательства и судебной практики, содержащихся в СПС КонсультантПлюс, специалистами Линии консультации не являются обязательными, и носят субъективный информационно-разъяснительный характер. Окончательное решение по применению информации Вы принимаете самостоятельно.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

  1. Должности руководителей образовательных организаций
  1. Должности руководителей
  1. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;

з) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;

и) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Вопрос: В учреждении дополнительного профессионального образования предусмотрена должность заместителя директора по учебной работе. Должностной оклад заместителю директора как административному работнику выплачивается за работу при 40-часовой рабочей неделе. Помимо основной (административной) работы, заместитель директора по учебной работе принимает участие в экзаменах в рамках педагогической деятельности. Надо ли такое участие оформлять как внутреннее совместительство или производить доплату в соответствии с установленным объемом учебной нагрузки?

Ответ: Данная работа не будет являться внутренним совместительством, если не превышает 300 часов в год и будет осуществляться в основное рабочее время с согласия работодателя.

Обоснование: Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.

К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, количество часов педагогической нагрузки заместителю директора по учебной работе устанавливает руководитель учреждения. При этом в силу п. 2 Постановления N 41 работнику может быть поручена педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.

Данная работа не будет являться совместительством и не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя.

Руководителю учреждения следует подписать с заместителем директора дополнительное соглашение к трудовому договору на условиях почасовой оплаты, с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении указанного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор внутреннего совместительства.

Согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время является совместительством.

При оформлении работы по внутреннему совместительству с работником заключается отдельный трудовой договор, в котором установлены трудовая функция и оплата труда по должности согласно штатному расписанию, замещаемой работником-совместителем. Продолжительность работы на условиях внутреннего совместительства может быть определена сроком трудового договора.

Региональный информационный центр

Таким образом, директор музыкальной школы может осуществлять преподавательскую деятельность по разрешению вышестоящего органа (учредителя) в своем образовательном учреждении без занятия штатной должности. Размер учебной нагрузки для директора должен быть установлен в трудовом договоре или приложении к нему. На условиях почасовой оплаты руководитель образовательного учреждения может вести преподавательскую работу не более 300 часов в год. Работать по совместительству в другом образовательном учреждении директор вправе тоже только с разрешения учредителя.

Стимулирующие выплаты по должности преподавателя директор может получать, если они прописаны в его трудовом договоре и положении об оплате труда в учреждении.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Если солдат мечтает стать генералом, то, наверное, и среди молодых учителей кто-то нет-нет да и задумается не только о повышении квалификационной категории, но и о том, как становятся директорами школ. В самом деле, почему нет? Этот путь открыт для всех. Подробно о том, что нужно, чтобы стать директором школы, рассказываем в нашей статье.

Образование и опыт директора школы

В любой стране руководить образовательным учреждением – работа сложная и ответственная, однако престижная, и конкуренция за эту должность высока. Как становятся директорами школ в других государствах и какие на этот счет там существуют тонкости, мы расскажем как-нибудь в другой раз. А сегодня поговорим о том, как стать директором школы в России (что, в общем, логично).

На эту должность человека назначает учредитель учебного заведения:

  • муниципальное или региональное управление образования, если школа государственная;
  • физическое либо юридическое лицо, если школа частная.

Отметим, что возглавить учебное заведение может либо действующий сотрудник (учитель, завуч), либо приглашенный со стороны специалист.

Для назначения отбирают кандидатов, которые соответствуют заявленным в законодательстве требованиям. Вариантов здесь лишь два:

  • Учитель со стажем работы по специальности не менее пяти лет, с высшим педагогическим образованием, окончивший при этом курсы управленческого профиля или менеджера (это могут быть дипломы по направлениям «экономика», «государственное и муниципальное управление» либо «менеджмент»). Заметим, что нужный объем стажа учитель может набрать и на административной должности (скажем, в роли завуча), а не только в процессе преподавания.
  • Управленец с дипломом в сфере образования. Опыт преподавания менеджер может получить, например, работая в образовательной организации.

То есть либо кадровый учитель получает диплом менеджера в образовании и при этом имеет определенный опыт управления, либо кадровый управленец получает диплом менеджера в образовании. Такое решение вполне оправданно. Все понимают, что работа директора школы сочетает в себе оба направления: и педагогическое, и административное. А уж какое из них будет доминировать, зависит от личности конкретного директора.

Как стать директором школы в регионах и столице

Итак, допустим, что управление образования выдвинуло вашу кандидатуру на пост «капитана» школы, и вы готовы это предложение принять. Значит, завтра можно занимать директорский кабинет? Увы, нет. Сначала вам предстоит пройти аттестацию на должность школьного руководителя. Лишь после этого с успешным кандидатом учредитель учебного заведения заключит договор сроком на пять лет. Договор может быть расторгнут и раньше, если директор не справится с обязанностями.

Конечно, есть общие требования ко всем кандидатам, задумавшимся о том, как стать директором школы в России, но все же при этом существуют различия в процедуре выбора руководителя образовательного учреждения в столице и на периферии.

В региональных школах перед аттестацией кандидат должен подготовить портфолио, где собраны все его профессиональные достижения: грамоты и дипломы за участие в педагогических конкурсах и конференциях, свидетельства об окончании курсов дополнительного образования и повышения квалификации, благодарственные письма и т. д.

В Москве конкурсные испытания максимально переведены в режим онлайн, поэтому кандидату не приходится тратить время и силы на подготовку документов и поездки по различным инстанциям. Заявка на аттестацию и запись на прохождение тестирования оформляются в электронном виде, как и аттестационная справка – замена портфолио.

Аттестация, которую предстоит пройти будущему руководителю столичной школы, считается образцовым вариантом. О ней мы и расскажем подробно чуть ниже. Тем более что с 2020 года ожидается введение системы аттестации для школьных директоров по всей России, традиционно с опорой на систему, уже действующую в столице.

Аттестация на директора школы

Давайте теперь посмотрим, что нужно, чтобы стать директором школы, на примере московской аттестации. Сперва вам необходимо, скажем так, выиграть тендер. Он состоит из двух этапов, причем оба они весьма непростые.

Во-первых , это тестирование на компьютере. Кандидатам следует ответить на 40 вопросов, потратив на это не более одного часа. Каждый из вопросов представляет собой описание некой гипотетической ситуации, которая запросто может подстерегать школьного директора на его посту. Вопросы разделены на блоки (приводим примеры для каждого раздела):

Во-вторых, в случае успешного прохождения теста кандидата ждет очное собеседование. Аттестационная комиссия, состоящая из директоров образовательных учреждений, представителей профсоюзов и общественных организаций, проводит интервью, а затем закрытое голосование в электронной форме. Департамент образования размещает у себя на сайте видеозапись собеседования. Аттестация считается пройденной, если за кандидата проголосовало более 50 % членов комиссии.

Важно, что подача заявки на прохождение аттестации на должность директора московской школы доступна любому кандидату, в том числе и из других регионов России. Получается, что возглавить столичное образовательное учреждение может и достойный специалист с периферии. Это заманчивое расширение профессиональных возможностей для региональных педагогов.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .


Е.А. Юрова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Может ли заместитель директора школы, работающий на 1 ставку, совмещать наряду с основной должностью работу учителя с нагрузкой 16 часов?

Если нет, то какова может быть максимальная нагрузка?

Заместитель директора школы, работающий на 1 ставку, вправе совмещать наряду с основной должностью работу учителя с возможной учебной нагрузкой 16 часов.

ОБОСНОВАНИЕ

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ст. ст. 60.1, 282-288) позволяет педагогическим и иным работникам выполнять работы на условиях трудового договора по совместительству.

Совместительство педагогических работников имеет некоторые особенности, которые определяются помимо Трудового кодекса Российской Федерации рядом документов, в том числе

- "Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 - 2020 годы" (утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 06.12.2017) (вместе с "Рекомендациями о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, но которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях"). Устанавливает пунктом 4.1.5, что «работники образовательных организаций, включая руководителей и заместителей образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, наряду с работой, определенной трудовым договором, могут замещать в той же образовательной организации на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору должности педагогических работников по выполнению учебной (преподавательской) работы без занятия штатной должности (далее - учебная нагрузка) в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством.

Определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная нагрузка, ее содержание и объем, а также размер оплаты.

Предоставление учебной нагрузки указанным лицам, а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных организаций, работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, и учебно-методических кабинетов, центров) осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и при условии, если учителя, преподаватели, для которых данная образовательная организация является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой (учебной нагрузкой) по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы».

- Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры". Устанавливает:

в) педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой».

- Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре". Определяет норму часов педагогической работы в неделю на ставку заработной платы.

- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.12.2017 N 3737-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 N 256", раздел 3 «Работнику (в том числе работающему по совместительству), выполняющему у того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются по соглашению сторон трудового договора».

Основываясь на выше приведенных правовых актах, работодатель вправе поручить заместителю директора школы, работающему на 1 ставку, совмещение наряду с основной должностью работы учителя с возможной учебной нагрузкой 16 часов, если выполнены все требования указанных актов.


Е.А. Юрова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Я никогда не стремилась быть начальником. Просто очень люблю работать в школе, среди детей, создавать для них лучшие условия, наблюдать за развитием своих учеников.

Однако выяснилось, что я вполне способна держать в голове список дел длиной «отсюда и до обеда», строить педагогов, годящихся мне в матери, и лихо орудовать мастерком.

Историю прислала подписчица блога Екатерина.

Как я попала в профессию

С детства я была лидером везде: заводилой в садике, старостой класса в школе, главой студсовета в колледже.

Когда начала работать учителем начальных классов в соседнем селе, параллельно училась в университете на историческом факультете.

Высшее образование — необходимость, если хочешь повышать квалификацию и категорию. А я, конечно же, хотела!

Вышла замуж, вернулась в родной поселок, начала искать новую работу. Первым местом, куда я обратилась, была родная школа, которую я закончила 15 лет тому назад.

Большинство учителей помнили меня еще ученицей и были наслышаны о моих профессиональных успехах в соседней школе.

Директор школы в тот момент как раз ушел на пенсию, и мне сразу предложили занять его место. Конечно, я согласилась!

Родная школа, поселок, где я всех знаю, знакомые педагоги — вот это поле для реализации своих педагогических идей и творческого потенциала! Так думала я, становясь руководителем.

Типичный рабочий день

Но, вступив в должность, я столкнулась сразу с несколькими трудностями:

  1. Принятие в коллективе. Хотя почти все подчиненные меня знали, им сложно было смириться с 30-летним директором.
  2. Сложность руководства. Мне было нелегко принимать управленческие решения, указывать людям на их косяки. Об увольнениях и выговорах в первый год работы даже речи не шло.
  3. Большое количество обязанностей.

На последнем пункте стоит остановиться более подробно. Многим кажется, что работа директора школы — это сидеть в своем кабинете и руководить, изредка проводя или посещая уроки и издавая приказы.

Эх, если бы в действительности было так! На самом же деле у директора школы масса обязанностей:

  1. Контроль над работой всех жизненно важных систем (электрика, канализация, вода, интернет, газ). Конечно, есть завхоз, но я всегда должна быть в курсе актуальной информации. Вдруг спонсор позвонит и спросит, что нам надо? Я такая сразу: лампы в 3-й кабинет, смеситель в туалет на 2 этаже, новая мойка в кухню.
  2. Круглосуточная готовность решать проблемы. К примеру, был случай, когда в школе разбили окна среди ночи, порезали человека. Пришлось срочно бежать на работу, вызывать милицию, скорую, вместе со сторожем убирать следы происшествия.
  3. Знание не только педагогики и психологии, но и множества других вещей: санитарных норм, основ медицины, основ пожаробезопасности и т. п. Конечно, за каждый из этих пунктов отвечает кто-то из коллектива. Но вряд ли люди будут прислушиваться к некомпетентному руководителю.


А уж какой головной болью стала работа с расписанием — сдвиг занятий по времени, чтобы ученики меньше пересекались в коридорах!

Рабочий день любого нормального директора, который думает о своей школе, начинается на полчаса раньше остальных (у меня — в 8.00), и совсем не с чашечки кофе.

Осмотр территории, важные утренние звонки о температурном режиме (зимой), состоянии дорог в поселке, количестве учеников (в периоды сезонных болезней). Летний отпуск у директора школы может быть только на бумаге.

Просто потому, что как бы ты ни старался пораньше закончить ремонт в школе, — возникают обстоятельства, когда нужно срочно принять новую мебель, поменять окно (подаренное спонсором), перезарядить огнетушители или выкосить стадион.

Понятно, это все делает не лично директор школы. Но стоит ему исчезнуть с радаров, как работа тут же встанет, проверено неоднократно.

По выходным и праздникам всякое бывает, но расслабляться не стоит. У меня был случай, когда я поехала с друзьями в горы на Новый год и прямо оттуда через смартфон отправляла данные о расходе воды за первый семестр в школе, просто потому что завуч попала в больницу.

Если в школе размещают избирательный участок (в поселке это именно у нас делают), директор обязательно присутствует во время выборов.

То же происходит и в случаях различных массовых гуляний и концертов, проводимых на нашем стадионе. Я отвечаю за материальные ценности, поэтому важно все проконтролировать лично.

Почему я продолжаю работать

Сейчас, находясь в декрете, я могу только со стороны наблюдать за всем тем, что происходит на работе, иногда с жалостью, иногда — со злостью или слезами на глазах.

Всемирная эпидемия подкосила работу наших и без того слабо укомплектованных образовательных учреждений.

При этом я уверена, что вернусь после декрета на свое рабочее место, потому что все описанные трудности и нагрузки не сравнить с радостью общения с детьми, возможностью делать для них и вместе с ними что-то новое, раскрывать таланты и исполнять мечты!


Спортивные соревнования между педагогами и учителями в нашей школе.

Ежегодно мы видим выпускников своей школы, которые росли у нас на глазах. С каждым днем в нашем образовательном учреждение появляется что-то новое: подходы и методики, техника, мебель, наглядные материалы, люди, в конце концов.

Правильная работа всего этого сложного механизма напрямую зависит от руководителя.

Есть ли льготы и другие бенефиты

Ни для кого не секрет, что педагоги в нашей стране получают копейки. Это же касается и директоров школ. У нас нет регулярных премий, тринадцатых зарплат или каких-то весомых поощрений.

Максимум — иногда районное руководство может компенсировать учителям стоимость поездок на работу или наградить ко Дню учителя, но и это происходит со страшным скрипом и не каждый год.


Вы не поверите, но бывают случаи, когда я, как и другие коллеги, втайне от мужа за свои кровные покупаю на работу обогреватель или оплачиваю ремонт принтера, заправляю бензокосу для выкоса стадиона или трактор для вывоза мусора.

О канцелярских принадлежностях даже говорить не приходится.

Но мне нравится работа в коллективе людей, где почти каждый — фанат своего дела. Просто за такие деньги работать в этих условиях остаются лишь преданные поклонники профессии.

Зарплата и перспективы карьерного роста

Когда я только стала руководителем в 2016 году, то моя зарплата составляла около 26 000 рублей. Сейчас я получаю 30 241 рубль в месяц.

Довольно неплохие деньги для сельской местности, если учитывать, что уроки я провожу только два дня в неделю и почти каждый день прихожу домой в 16.00.

Конечно, это выше средней зарплаты учителей по Ростовской области в этом году, которая составляет 27 681 рубль. Сегодня можно найти работу директора школы во всех регионах России, проанализировав вакансии в интернете.


В каждом регионе и учреждении предлагают разную зарплату, но в общем она будет зависеть от множества факторов:

  • стаж;
  • категория;
  • количество часов (уроков), которые вы проводите.

В плане карьерного роста нельзя сказать, что это слишком перспективная работа. Ее главный плюс — ты постоянно расширяешь свой круг общения.

Умный директор знает всех и, если грамотно подходит к своей деятельности, со временем может обзавестись полезными друзьями во всех жизненно важных направлениях.

Да и не назвала бы я карьерным ростом переход из педагогической деятельности в работу чиновника.

Но если вы чувствуете в себе потенциал и желание работать, попробовать стоит, не так ли?

Главная картинка статьи Как стать директором школы?

Директор школы — это главный руководитель образовательного учреждения. Занимается организацией деятельности заведения. Относится к администрации школы.

В зависимости от типа учебного заведения, директор может заниматься преподавательской деятельностью, кадровыми вопросами, поставками питания и так далее. В большинстве случаев директорами образовательных учреждений становятся сотрудники, занимающиеся педагогической деятельностью.

Какое образование должно быть у директора школы?

Чтобы работать директором общеобразовательной организации, достаточно иметь высшее образование педагога. Второй вариант — наличие диплома по управляющей специальности в образовательной сфере. Получить педагогический опыт такой сотрудник может, работая в образовательной компании.

На должность директора назначает учредитель учебного заведения. Если школа частная, этим занимается юридическое или физическое лицо. Назначением директора в государственной школе занимается муниципальное или региональное управление образования.

Опыт работы

Чтобы стать директором школы, стаж работы по профессии должен быть более 5 лет. Также требуются курсы повышения квалификации по направлениям менеджмента экономики или государственного и муниципального управления.

Опыт работы директора школы по дополнительному образованию

Источник фото: Sora Shimazaki/pexels

Аттестация на директора школы

Если человека выдвигают в качестве кандидата на пост директора, это не значит что он может сразу приступить к выполнению своих обязанностей. Для начала требуется прохождение аттестации на должность руководителя школы. По завершении аттестации с наиболее подходящим кандидатом заключается договор на срок 5 лет. Если директор школы по мнению учредителя не справляется с обязанностями, договор может быть расторгнут до окончания срока.

В зависимости от школы может отличаться процесс аттестации. Например, может потребоваться портфолио с достижениями кандидата, а также его личное присутствие в момент передачи пакета документов. В более современных образовательных учреждениях сдать необходимые документы можно дистанционно, заявка на аттестацию оформляется в электронном виде.

Перед тем, как стать директором школы, требуется пройти аттестацию. Обычно она проводится в 2 этапа:

  • тестирование на компьютере;
  • собеседование с аттестационной комиссией.

Для прохождения теста на компьютере выделяется 1 час. Вопросы связаны с возможными ситуациями, которые произойдут во время работы директора. Аттестационный тест разбит на блоки по темам.

Примерный список блоков по темам и возможных вопросов для тестирования:

Для полноценного завершения теста требуется знание законодательства в сфере образования, трудового права, госзакупок и так далее. Также косвенно оцениваются «soft skills», — необязательные навыки, которые помогают в основной работе.

Второй этап проходит с участием директоров других школ, представителей профсоюзов и общественных организаций. Собеседование проходит в формате интервью. Могут быть заданы вопросы, схожие по смыслу с вопросами теста. Это необходимо, чтобы лично убедиться в знаниях кандидата.

По завершении второго этапа проходит тайное голосование в электронной форме. Для прохождения этапа, за кандидата должно проголосовать более половины членов аттестационной комиссии.

Такой способ оценки знаний и навыков позволяет претендовать на роль директора кандидатам, проживающим в любом регионе.

Изменения в аттестации директоров

С 2020 аттестация директоров школ станет обязательной по всей стране. Планируется создать кадровый резерв руководителей общеобразовательных учреждений федерального уровня. В резерв будут внесены все директора с лучшими результатами по аттестации.

Проведение экзаменов на профпригодность директоров школ — шанс оставить в системе только достойных кандидатов. Повышенные требования к директору школы позволяют выявить неподходящих специалистов в сфере образования.

Пройти аттестацию должны все руководители общеобразовательных учреждений. Исключения из правила:

  • с момента вступления в должность не прошел год;
  • директор в отпуске по уходу за ребенком или находится в положении;
  • директор назначен указом правительства или президента РФ.

Также в некоторых случаях аттестация может быть перенесена для тех, кто проходит ее в обязательном порядке.

Читайте также: