Может ли госслужащий быть членом совета директоров

Опубликовано: 03.10.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке участия государственных гражданских служащих в деятельности советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности государственных корпораций Российской Федерации и (или) их дочерних юридических лиц" (подготовлен Минэкономразвития России 01.03.2016)

Досье на проект

Правительство Российской Федерации постановляет:

утвердить Положение о порядке участия государственных гражданских служащих в деятельности советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности государственных корпораций Российской Федерации и (или) их дочерних юридических лиц.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации от " " 20___ г. N

ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке участия государственных гражданских служащих в деятельности советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности государственных корпораций Российской Федерации и (или) их дочерних юридических лиц

Настоящим положением определяется порядок участия федеральных государственных гражданских служащих (далее - представители государства) в деятельности советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности государственных корпораций Российской Федерации и (или) их дочерних юридических лиц, (далее - органы управления).

Представители государства могут быть назначены в органы управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Представители государства не вправе состоять в трудовых отношениях с акционерными обществами, акции которых находятся в собственности государственных корпораций Российской Федерации и (или) их дочерних юридических лиц, а также принимать любую плату за участие в органах управления, в том числе выплаты в форме вознаграждений и (или) компенсации расходов.

Представители государства, входящие в состав органов управления, являются представителями интересов Российской Федерации, обязаны не разглашать ставшую им известной информацию, составляющую коммерческую тайну.

Представители государства в рамках участия в органах управления обязаны руководствоваться поручениями и указаниями Президента Российской Федерации и поручениями Правительства Российской Федерации, в том числе по вопросам, выносимым на повестку дня заседаний органов управления, и по вынесению на рассмотрение органов управления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Представители государства обязаны ежегодно, не позднее 1 мая, представлять в Правительство Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации отчет об участии в органах управления.

Министерству экономического развития Российской Федерации утвердить в 3-месячный срок форму отчета об участии представителей государства в органах управления.

Обзор документа

Разработан проект порядка участия федеральных государственных гражданских служащих в деятельности советов директоров (наблюдательных советов) АО. Речь идет о тех обществах, акции которых находятся в собственности российских госкорпораций и (или) их дочерних юрлиц.

Согласно проекту представители государства могут быть назначены в органы управления в установленном порядке. При этом представители государства не вправе состоять в трудовых отношениях с АО, акции которых находятся в собственности госкорпораций и (или) их дочерних юридических лиц, а также принимать любую плату за участие в органах управления, в том числе выплаты в форме вознаграждений и (или) компенсации расходов.

Проектом устанавливается, что представители государства, входящие в состав органов управления, являются представителями интересов России. Они обязаны не разглашать ставшую им известной информацию, составляющую коммерческую тайну.

Представители государства будут обязаны ежегодно не позднее 1 мая представлять в Правительство России и Минэкономразвития России отчет об участии в органах управления.

Имеет ли право муниципальный служащий быть учредителем хозяйствующего субъекта?

Ответ

Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №25-ФЗ) в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. Необходимо отметить, что словосочетание «лично или через доверенных лиц» относится в данном случае исключительно к запрету на занятие предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации позволяет лицам, замещающим муниципальные должности, а также муниципальным служащим входить в состав органов управления иных хозяйствующих субъектов при условии, что это им поручено соответствующими муниципальными правовыми актами и в порядке, установленном такими правовыми актами (пункт 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. По мнению Комитета, данное определение правомерно применять для Федерального закона №25-ФЗ.
В случае, если муниципальный служащий до принятия изменений в Федеральный закон №25-ФЗ входил в состав высшего органа управления автономной некоммерческой организации, то в настоящее время оставаться в этом качестве он может только в случае, если это ему поручено соответствующим муниципальным правовым актом.
В указанных выше федеральных законах не содержится запрета на то, чтобы муниципальный служащий выступал в качестве учредителя хозяйствующего субъекта. Вместе с тем, Комитет полагает, что недопустима ситуация, когда муниципальные служащие являются единственными учредителями тех или иных хозяйствующих субъектов, поскольку для обеспечения их деятельности они будут вынуждены осуществлять управление данными хозяйствующими субъектами, что не соответствует требованиям пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона №25-ФЗ. Например, согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно.
Учитывая вышеизложенное, муниципальные служащие могут быть учредителями хозяйствующих субъектов (если учредителей два и более), но при условии, что они не принимают какого-либо участия в управлении указанными субъектами.

новая редакция введена Федеральным законом № 64-ФЗ от 3.04.2017

«3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления;»;

03 августа 2018 года вступил в законную силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции».

Уточнению подлежали нормы закона, связанные с запретами при прохождении гражданской службы, а именно участия государственного служащего на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами, участия на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями (в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа (п.3 ст.17 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации, пп. «в» п.3 ст.12.1 Федеральный закон «О противодействии коррупции»).

Основными условиями участия государственного служащего в деятельности органов коммерческих и некоммерческих организаций являются:

- участие на безвозмездной основе в органах управления и ревизионной комиссии.

- учредителем (акционером, участником) должны являться Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

- принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации (коммерческих и некоммерческих) либо управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями участия в уставном капитале).

Поэтому, проанализируем законодательство Республики Мордовия в целях его соответствия федеральным законам, в части исполнения государственными служащими своих полномочий.

Закон Республики Мордовия от 22 июля 1996 года №25-З «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Мордовия» (далее – Закон РМ от 22 июля 1996 года №25-З) устанавливает порядок участия Республики Мордовия в некоммерческих организациях и органах управления и ревизионных комиссиях хозяйственных обществ и товариществ (коммерческих организаций) с государственным участием.

Согласно п.2 ст.9 Закона РМ от 22 июля 1996 года №25-З представителями интересов Республики Мордовия в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью являются лица, замещающие государственные должности Республики Мордовия, государственные гражданские служащие Республики Мордовия, работники специализированного учреждения.

Однако, в данном законе не определен порядок участия государственных служащих в хозяйствующих субъектах.

В Постановлении Правительства Республики Мордовия от 23 января 2003 г. № 18 «Об утверждении Положения о порядке выдвижения и деятельности представителей Республики Мордовия в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности Республики Мордовия» (далее – Постановление от 23 января 2003 г. №18) определен порядок выдвижения и деятельности представителей Республики Мордовия в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности Республики Мордовия.

В п.1.6 Постановления от 23 января 2003 г. №18 расходы, связанные с осуществлением представителями Республики Мордовии в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности Республики Мордовия своих полномочий, финансируются по месту их основной работы.

Тем самым, презюмируется безвозмездность участия в деятельности органов управления.

Но данный нормативно - правовой акт официально не был опубликован.

Согласно п.1 ст.70 Закона Республики Мордовия «О правовых актах в Республики Мордовия» неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты Республики Мордовия применению не подлежат.

В других субъектах Российской Федерации используется следующая практика. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры нормативной базой участия государственных служащих в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций являются: Постановление Правительства автономного округа от 06.04.2011 года № 114-п «О порядке осуществления отдельных полномочий учредителя (участника) хозяйственных обществ и некоммерческих организаций и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и Постановление Правительства автономного округа от 07.06.2010
№ 136-п «О представителях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в органах управления некоторых организаций».

Поэтому, в целях исполнения норм федерального законодательства предлагается, либо опубликовать Постановление от 23 января 2003 г. №18 и ввести его в законную силу, либо разработать и принять новый нормативно – правовой акт в целях исполнения норм федерального законодательства.

федеральных государственных гражданских служащих в органах управления акционерных обществ, находящихся в собственности Российской Федерации. Рассмотрены основные нормативные акты, регулирующие деятельность служащих в органах управления, сделаны выводы о том, в каких случаях участие служащих необходимо.

Государственный служащий, представители интересов, совет директоров, конфликт интересов, акционерное общество.

PARTICIPATION OF CIVIL SERVANTS IN THE BOARDS OF DIRECTORS OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN TERMS OF LEGISLATION

The article provides an analysis of the legislation of the Russian Federation of the possibility of participation of federal civil servants in the management bodies of joint stock companies, owned by the Russian Federation. The basic regulations governing the activities of employees in government are considered, conclusions about the cases in which employee involvement is necessary are made.

Government officials, representatives of interest, the board of directors, conflict of interest, Joint Stock Company,

В настоящее время в условиях модернизации российской экономики достаточно активно развивается институт корпоративного управления государственной собственностью, находящейся у различного рода государственных образований, в частности открытых акционерных обществ, с преобладающим государственным участием.

В связи с завершением этапа массовой приватизации 1990-х годов, особенно актуальными стали именно правовые проблемы эффективного управления принадлежащими государственным и муниципальным образованиям пакетами акций, осуществления ими прав акционера через институт представителей государства в органах управления и контроля акционерного общества и доверительных управляющих, использования "золотой акции" .

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», регулирующей особенности правового положения открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции») установлено, что Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

Представителем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие представители Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Положением об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 738.

Так, пункт 16 положения предусматривает, что лица, избранные в установленном порядке в совет директоров из числа кандидатов, выдвинутых Российской Федерацией, являются представителями интересов Российской Федерации, которые осуществляют свою деятельность в совете директоров в порядке, установленном положением, за исключением лиц, кандидатуры которых были предложены Российской Федерацией как акционером, для избрания в совет директоров в качестве независимых директоров.

Аналогично статье 38 федерального закона о приватизации, такими представителями могут быть, в том числе, лица, замещающие государственные должности, должности государственной службы.

Формы отчета представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Минэкономразвития России от 12.04.2011 № 164.

Вместе с тем Правительством Российской Федерации дано поручение Минэкономразвития России, Росимуществу и отраслевым федеральным органам исполнительной власти о принятии дополнительных мер по выполнению в полном объеме подпункта «д» пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 27.04.2012 № Пр-1092 об обеспечении поэтапной замены до 1 сентября 2015 года государственных служащих в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Российской Федерации, профессиональными директорами.

В настоящее время статус государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом от 07.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79- ФЗ).

В статье 17 Закона № 79-ФЗ устанавливаются запреты, связанные с гражданской службой. Так, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Статьей 14 Закона № 79-ФЗ установлено, что гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Согласно части 1 статьи 19 Закона № 79-ФЗ конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

При этом, в соответствии с частью 3 обозначенной статьи под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Закона № 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Письмом Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» определены ключевые «области регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным, одним из которых является выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под «функцией государственного, муниципального (административного) управления организацией» понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. К таким функциям можно отнести функции по: разработке и принятию нормативных правовых актов, разработке соответствующих государственных программ, размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов); осуществлению государственного надзора и контроля; подготовке и принятию решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.).

Следует отметить, что в п. 1, 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены более жесткие ограничения для муниципальных служащих, предусматривающие запрет состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или, если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Участие государственных служащих в совете директоров обосновывается, в основном, безвозмездным исполнением ими соответствующих функций, а также необходимостью осуществления дополнительного контроля над реализацией проектов, имеющих важное значение для определенной отрасли, осуществляемых единственным исполнителем в рамках заключенного с ним государственного контракта

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательство Российской Федерации не содержит прямого запрета на участие федеральных государственных служащих в органах управления коммерческих организаций на безвозмездной основе. Данный вопрос действующим законодательством не урегулирован. Следует учитывать, что в случае участия государственных служащих в органах управления коммерческих организаций возможно возникновение конфликта интересов.

По мнению автора, при принятии решения о назначении государственного служащего в органы управления акционерного общества, руководитель органа власти должен исходить из того, что представление кандидатуры государственных служащих для участия в советах директоров акционерных обществ должно осуществляться с учетом положений статей 14 и 17 Закона № 79-ФЗ, быть исключением и производиться только при наличии соответствующего обоснования (в целях обеспечения безопасности и обороноспособности государства с учетом особенностей сферы деятельности акционерных обществ и т.д.).

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79- ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2004.- N 31 (2 авг.).- ст. 3215.

2. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ// Собрание законодательства РФ.- 2007.-N 10 (5 март.).- ст. 1152.

3. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 N 178- ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2002.- N 4 (28 янв.).- ст. 251.

4. О противодействии коррупции :Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ// Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 52 (ч. 1, 29 дек.).- ст. 6228.

5. Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования : Письмо Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088.

6. Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции"): Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 // Собрание законодательства РФ.- 2004.-N 50 (13 дек.).- ст. 5073.

7. Об утверждении формы отчета представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и методических указаний по ее заполнению: Приказ Минэкономразвития РФ от 12.04.2011 N 164// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".-2011-N 30 (25 июл.).

В публичной компании можно выделить два уровня управления:

На операционном уровне решаются вопросы, связанные с текущей деятельностью: производство, продажи, закупки, управление персоналом и прочие рабочие моменты. Операционной деятельностью занимается менеджмент, возглавляемый генеральным (исполнительным) директором.

На стратегическом уровне решаются вопросы о том, как будет развиваться компания: инвестировать в производство или пустить прибыль на дивиденды, поглотить конкурента или развивать свое производство, продать непрофильные активы или расширять бизнес в новом направлении. Все эти и многие другие вопросы решает совет директоров. О нем и пойдет речь в данном материале.

1. Совет директоров — зачем он нужен

В отличии от компании с одним или несколькими акционерами, которая может управляться собственниками напрямую, в публичной компании акционеров сотни или даже тысячи. Чтобы учесть интересы всех, формируется специальный совет директоров. Иногда его еще называют наблюдательным советом.

Главной задачей совета является обеспечение роста стоимости компании в интересах всех собственников. Членов совета избирают на годовом общем собрании акционеров (ГОСА). Обычно в состав совета публичной компании входит от 7 до 12 человек.

Совет директоров принимает следующие решения:

  • Рекомендация дивидендов и программ buyback.
  • Согласование крупных сделок, в том числе M&A и сделок с заинтересованностью.
  • Распоряжение казначейскими пакетами акций, а также утверждение SPO и допэмиссий.
  • Утверждение стратегии компании.

Совет директоров может назначать и увольнять менеджмент, контролировать его работу, следить за прозрачностью компании и подготовкой отчетности, а также осуществлять иные действия, направленные на то, чтобы обеспечить выгоды для акционеров и пресечь возможные злоупотребления со стороны менеджмента и отдельных владельцев.

Далеко не все важные решения совет директоров может принять самостоятельно. Ряд решений могут быть утверждены только общим собранием акционеров. Например, совет не может решить, сколько дивидендов выплатит компания. Он может лишь рекомендовать определенную сумму, а окончательное решение будет принято на общем голосовании владельцев акций.

В российской практике собрание акционеров обычно всегда поддерживает рекомендации совета по дивидендам. Отказ от выплат — редкое явление.

2. Как формируется совет директоров

Принципы формирования совета директоров прописаны в законе «Об акционерных обществах». Члены совета избираются на ГОСА путем голосования. Срок полномочий члена совета составляет 1 год, после чего он может переизбраться заново. Переизбираться можно неограниченное число раз.

Кандидатов на голосование могут выдвинуть сами акционеры, совокупная голосующая доля которых составляет более 2%. Если доля голосов акционера менее 2%, то он может скооперироваться с другими владельцами для преодоления порога и совместно с ними выдвинуть своего кандидата.

Законом запрещено совмещение должностей председателя совета директоров и генерального директора, если последний выступает единоличным исполнительным органом. Если в компании одновременно действуют совет директоров и правление (коллегиальный исполнительный орган — по сути, менеджмент), то члены правления не могут занимать в совете директоров более половины мест.

На практике эти положения достаточно просто обойти. Председателем совета может быть назначено лицо, подотчетное гендиректору, например, его заместитель. Также в совет вполне могут попасть топ-менеджеры, которые формально не входят в правление. Поэтому, несмотря на законодательные ограничения, в некоторых компаниях совет директоров не в полной мере может реализовывать функции надзора за менеджментом.

В рамках совета директоров могут существовать отдельные комитеты, в задачи которых входит более детальное изучение важных вопросов и вынесение рекомендаций к голосованиям совета. Без таких комитетов совет директоров становится зависим от информации, поставляемой менеджментом, и его решения в большей степени превращаются в формальность.

3. Могут ли входить в совет люди «со стороны»

В совет директоров могут быть избраны не только акционеры и менеджеры компании, но и приглашенные со стороны специалисты. Такие члены совета называются независимыми.

Независимым может считаться член совета, который не связан с операционной деятельностью компании, ее акционерами, контрагентами, конкурентами и государством. Считается, что тогда он будет свободен от конфликта интересов и мотивирован добросовестно исполнять свои обязанности в интересах всего общества, а не только отдельных выгодоприобретателей.

При этом один и тот же человек может входить в советы директоров разных компаний. Формат работы совета вполне позволяет совмещать такую деятельность. Совет директоров собирается на периодические заседания и от его членов не требуется ежедневной вовлеченности.

Специалисты, имеющие опыт работы в советах разных предприятий, могут принести компании большую пользу, внедряя инструменты и решения, которые успешно работают в других бизнесах.

Большое количество независимых директоров в совете считается хорошим тоном, хотя и не является обязательным с точки зрения законодательства.

4. Что получают члены совета за свою работу

Размер вознаграждения членов совета директоров устанавливается акционерами на общем собрании, и может различаться в зависимости от компании. При расчете вознаграждения могут учитываться полномочия отдельного члена, его участие в заседаниях, а также результат компании за период его работы в совете.

Хорошим тоном считается, когда вознаграждение членов совета включает переменную составляющую, зависящую от результатов компании.

5. На что обращать внимание инвесторам

Не существует исследований, которые однозначно подтвердили бы взаимосвязь успеха компании с деятельностью совета директоров. Это связано с тем, что очень сложно отделить влияние совета от других факторов, в том числе деятельности менеджмента и рыночной конъюнктуры.

Тем не менее, оценивая состав и решения совета, можно сделать определенные выводы о корпоративном управлении и отношении компании к миноритарным акционерам. В общем случае стоит обращать внимание на следующие моменты:

  • Опыт членов совета в других компаниях и на других должностях. На основании этого можно предположить, какой стратегии будет придерживаться тот или иной директор.
  • Аффилированность членов совета с менеджментом и крупными акционерами. Это позволяет предположить, насколько совет мотивирован защищать права миноритариев, если они будут расходиться с интересами владельцев крупных пакетов акций.
  • Появление в совете директоров лиц, связанных с другими акционерными обществами, в особенности конкурентами или контрагентами. Такие кадровые решения могут быть ранними сигналами сделок M&A.
  • Решения, принимаемые советом:

- Как они согласуются с долгосрочным развитием?
- Насколько информация о них доступна и понятна широкому кругу акционеров?
- Ведут ли они к росту стоимости компании?
- Как часто происходят сделки с заинтересованностью и каковы их последствия для компании?

Все эти наблюдения могут дополнить анализ компании и стать важным фактором при выборе акций для портфеля.

БКС Мир инвестиций

Последние новости

Рекомендованные новости

Итоги торгов. Продолжаем штурмовать рекордные уровни на возросших оборотах

Конец инвестициям в нефть и газ?

Группа ГМС. Разбор нового эмитента на Мосбирже

Кто такие Decision makers, C-Suite executives и топ-10 C-Level

Тренд недели. Рост без колебаний

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Читайте также: