Может ли музыкальный руководитель работать воспитателем в детском саду

Опубликовано: 03.10.2024

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема воспитателей и специалистов ДОУ. Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ –одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект- субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педа-гогических отношений.

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителядолжно основываться на следующих принципах:

Принцип диалогизации. Связан с преобразованием «суперпозиции» музыкального руководителя и «субпозиции» воспитателя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно- равноправную позицию сотрудничающих субъектов.

Принцип индивидуализации. В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из которых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О. П. Радынова). Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально- ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка, организовывать музыкально-дидактические игры.

Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя действия друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.

Принцип проблематизации. Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель - музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей. Сравним две ситуации.

Музыкальный руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твердые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей.

А если музыкант- педагог выстраивает взаимодействие с воспитателем, не имеющим вышеперечисленных навыков? Понятно, что за короткое время, отведенное на консультации, невозможно научить воспитателя чисто интонировать мелодии детских песен, проводить музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха. Слабая музыкальная подготовка такого воспитателя является одной из причин того, что музыкальный руководитель, как правило, даже не консультирует своего коллегу и не проявляет заинтересованности в его присутствии на занятии. Большинство музыкантов- педагогов заявляют, что им «проще все сделать самим», а «воспитатель на занятии если и нужен, то только для поддержания дисциплины». Особо следует сказать о тех детских садах, где нет музыкального руководителя: воспитатели воспринимают подобное положение вещей как негативное, но в основном из-за «отсутствия у детей настоящих праздников, с музыкой».

Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть обще развивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.

По мнению Н. Я. Михайленко, сочетание обще развивающих и специализированных целей может происходить двумя способами. Первый способ - сложение программ обще развивающего и специализированного (музыкального) типа на уровне организации педагогического процесса. В этом случае цели музыкального развития будут выступать как внешне дополнительные по отношению к обще развивающим. Именно такой путь сейчас преобладает в дошкольном образовании. Но более эффективен другой способ - такое планирование, при котором специальные (музыкальные) цели развития включаются в обще развивающую программу, пронизывают ее, а средства их реализации одновременно служат и целям общего развития ребенка.

Так, например, задача формирования этических представлений на примерах музыкальной литературы (инструментальные произведения на тему природы, песни о родном крае, материнской ласке, дружбе) должна быть в программе нравственного воспитания дошкольников. Задача развития певческих, музыкально-ритмических навыков может быть включена в программу не только художественно-эстетического, но и физического воспитания, поскольку пение, по мнению врачей, лучшая дыхательная гимнастика, а выполнение музыкально-ритмических движений подразумевает воспитание физических качеств, выработку правильной осанки. Задачи развития внимания, восприятия, памяти, воображения, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать в процессе музыкальной деятельности, безусловно, должны вписываться в программу умственного воспитания детей. Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства - основа программы художественно-эстетического воспитания.

В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса» (по Н. Я. Михайленко, а также координация - распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.

1. Блок специально организованного обучения в форме занятий

Музыкальное занятие - важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Большинство музыкальных руководителей признаются: наиболее распространенными видами деятельности на занятии являются пение, музыкально- ритмические движения и инсценировки, т. е. те виды, которые могут впоследствии быть представлены на праздничном утреннике. А такие крайне необходимые для музыкального воспитания виды, как слушание-восприятие музыкальных произведений, музыкально-образовательная деятельность, приобщение к игре на инструментах, к сожалению, не всегда есть в детских садах. Это общеизвестно. Музыкальные руководители объясняют сложившуюся ситуацию тем, что музыкальным воспитанием занимаются только они, а значит, испытывают нехватку времени. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду музыкальной деятельности - слушанию-восприятию музыки.

2. Блок совместной деятельности педагогов с детьми

Работа в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель, активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Блок совместной деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нем, пение, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах. Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т. е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Например, начатая со взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего необходимо создать предметную среду (музыкально- дидактические пособия, инструменты).

3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей

Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музыкальной. Задача воспитателя и музыкального руководителя - создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.

На заключительном этапе профессионального взаимодействия проводится анализ деятельности, ее положительных моментов и недостатков, которые при следующем планировании принимаются во внимание. На этом этапе педагогического взаимодействия можно использовать психологические семинары-тренинги.

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.

Консультация для педагогов «Что должен знать воспитатель о ПДД» 3-4 года Содержание работы: Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название. Части автомашины, грузовой машины. Правила.

Консультация для педагогов «Разрешение конфликтов в системе «Воспитатель-родитель» У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными,.

Консультация для родителей «Семья-первый воспитатель ребенка» Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает.

Консультация для воспитателей по ПДД В наше время Все торопятся, спешат, Частые аварии о многом говорят. Чтоб беды нам избежать, Правила дорожные надо знать! Ежедневно в нашей.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация — тест «Леворукие дети» МБДОУ ДС №4 «Красная Шапочка» воспитатель М. В. КозырьЛеворукий ребенок Особого внимания воспитателей, учителей, безусловно, заслуживают.

Эссе «Призвание — музыкальный руководитель. Есть ли профессия лучше?» Призвание – музыкальный руководитель. Есть ли профессия лучше? Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету.

Сценарий праздника «До свидания, елочка! Музыкальный руководитель Т. И. Яковенко старший возраст «Клоуны и клоунята» Под Песню «Зимушка хрустальная» дети заходят цепочкой, выполняют перестроение в конце останавливаются вокруг ёлочки. Вед. : С музыкой веселой.

Эссе «Я — педагог» предназначено для воспитателей, для участия в конкурсе «Воспитатель года» Перед каждым человеком на пороге жизни встает вопрос о выборе профессии. Все начинается с детской мечты! А мечты у всех разные и необычные.

Эссе «Я — руководитель по физическому воспитанию» Почему я стала руководителем по физическому воспитанию? Ответ очень прост. Я люблю детей! Главный вопрос, а правильно ли я сделала свой.

Могу ли я устроиться на работу воспитателем, имея свидетельство об окончании полного курса педагогического класса, после получения специальности воспитателя детского сада?

Должность «воспитатель» относится к должностям иных педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678).

Согласно ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Какое образование должны иметь лица, занимающиеся педагогической деятельностью

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу этого закона, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в следующем порядке:

  1. среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;
  2. начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  3. среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
  4. высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;
  5. высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;
  6. послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
  7. послевузовское профессиональное образование в ординатуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  8. послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Требования к квалификации к должностям "воспитатель" и "младший воспитатель"

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее - Справочник). Данный Справочник содержит должности «воспитатель (включая старшего)» и «младший воспитатель». В требованиях к квалификации к данным должностям указано, что работники, замещающие данные должности, должны иметь:

  • для воспитателя - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы;
  • для старшего воспитателя - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет;
  • для помощника воспитателя - среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

К какому уровню образования приравниваются одногодичные педагогические классы

Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным приказом Минпроса СССР от 14.01.1981 № 6 (далее - Временное положение).

В период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19.07.1973 № 4536-VIII «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (далее - Закон СССР).

В соответствии с Временным положением и Законом СССР образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из уровней образования, действовавших в СССР. Из этого следует, что образование, полученное в одногодичных педагогических классах, не может быть приравнено ни к одному уровню образования, действующему в настоящее время.

Таким образом, для работы воспитателем в детском саду курса одногодичных педагогических классов недостаточно.

В летний период, который не совпадает с вашим ежегодным отпуском, заведующий не всегда может обеспечить вас работой, обусловленной трудовым договором. В этой связи он может изменять и уточнять перечень выполняемых вами обязанностей. Что допустимо по закону – читайте в статье.

Решение

Прежде всего следует знать, что по статье 128 ТК отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен работнику только по его письменному заявлению.

Работник не может быть отправлен в отпуск без сохранения заработной платы по инициативе работодателя, тем более что отпуска без сохранения содержания могут впоследствии повлиять на трудовые права работников. Так, например, все дни отпусков без сохранения заработной платы свыше 14 календарных дней в течение рабочего года должны исключаться при подсчёте стажа для определения права на основной и дополнительный отпуска, а также при определении количества месяцев, за которые работник может получить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении.

Направление в отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью от 1 до 3 месяцев приведёт к тому, что у работника через несколько лет может быть утрачено право на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск и будет предоставляться уже авансом. Временная приостановка на летний период деятельности в отдельных детских садах не может рассматриваться в качестве простоя для работников, не находящихся в ежегодных оплачиваемых отпусках. В этот период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах их рабочего времени, определённого им до начала такого периода, и с сохранением заработной платы.

Вправе ли заведующий летом временно перевести музыкального руководителя на должность воспитателя по «производственной необходимости»


Ситуация В летний период в детском саду может сложиться такая ситуация, что сократится количество групп детей в связи с отпуском родителей, а у музыкальных руководителей, не находящихся в отпуске, из-за сокращения количества групп уменьшится или полностью будет отсутствовать объём педагогической работы, предусмотренный трудовым договором. Может ли заведующий заставить работать музыкального руководителя в должности воспитателя, мотивируя эту ситуацию «производственной необходимостью»?

Решение

Для того чтобы музыкальный руководитель не потерял в заработной плате, работодатель вправе привлекать его к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, на которое его объём работы был уменьшен, но не переводить на должность воспитателя.

В деятельности образовательных учреждений бывают такие периоды, когда без изменения уровня оплаты труда работника, его рабочего времени может уточняться перечень работ, который соответствует его должности. В соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утверждённых приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н, к таким периодам относится каникулярный период.




Регулирование работы в каникулярные периоды осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

В соответствии со статьёй 72.1 ТК временное изменение трудовой функции работника при продолжении работы у того же работодателя является переводом на другую работу и допускается только с письменного согласия работника.

Временный перевод работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя без его согласия в соответствии с так называемой производственной необходимостью допускается лишь для предотвращения катастрофы природного или техногенного характера, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Поскольку наступление летнего периода и массовых летних отпусков работников к таким случаям не относится, то работников без их согласия в эти периоды не могут переводить на другие должности.

В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно разобраться, к кому обраться со своими проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить методиста? За что отвечает воспитатель? И чем занимается педагог-психолог?

Кто есть кто в детском саду?

Руководство

К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, старший воспитатель и заместитель заведующего по административно-хозяйственной части.

Заведующий детским садом. Поскольку в реальной жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и название этой должности обычно употребляют в женском роде - заведующая.

Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ "Об образовании", Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также в праве требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья - в соответствии с условиями договора.

Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом.

Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.

Заместитель руководителя по воспитательно-образовательной работе. Иногда эту должность можно встретить в штатном расписании детского сада вместо должности старшего воспитателя. Но это не вполне одно и то же. Если старший воспитатель занимается исключительно вопросами воспитательно-образовательного процесса, то заместитель по воспитательно-образовательной работе кроме этого координирует работу всех служб, участвует в принятии управленческих решений.

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части (завхоз) руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.

Основной педагогический состав

Воспитатель (воспитательница) - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто "приглядывает" за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя.

Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.

Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром - в 7.00 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания.

Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Инструктор по плаванию проводит занятия в бассейне, также в соответствии с программой. Детей раннего и младшего дошкольного возраста учит не бояться большого количества воды (с помощью специальных игр-занятий), а со среднего дошкольного возраста начинает обучение разным стилям плавания (кроль, брасс, "дельфин"). Полностью отвечает за безопасность детей на воде. Совместно с медсестрой контролирует гигиеническое состояние бассейна.

Инструктор помогает детям при раздевании и принятии душа, приучает их к строгому соблюдению требований гигиены.

Вопросы коррекции

Педагог-психолог - его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача - помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.

Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.

Дополнительное образование

Последнее время в некоторых детских садах появилась такая должность, как педагог дополнительного образования по различным направлениям (экологии, изобразительной деятельности, театрально-игровой деятельности, ритмике, обучению иностранному языку и др.).

Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности организует работу с детьми по одному или всем видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Выявляет и развивает творческие способности детей, совместно с воспитателями изучает индивидуальные особенности воспитанников, планирует в ходе занятия задания разных уровней сложности соответственно подготовке и развитию каждого ребенка, а также ведет индивидуальную работу. Кроме стандартных занятий проводит занятия в форме беседы, наблюдения, экскурсии, вовлекает детей в поисковую и экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности.

Педагог дополнительного образования по экологии отвечает за экологическое воспитание дошкольников на основе систематических наблюдений за объектами и явлениями природы. Эколог формирует у детей экологические знания и навыки с помощью игры, изобразительной деятельности и т.д. Прививает своим воспитанникам уважительное отношение к миру природы.

Педагог дополнительного образования по театрально-игровой деятельности использует в своей работе различные виды и формы театральной деятельности. Цель его работы - развитие творческих способностей, эстетического вкуса детей. Этот педагог, знакомя детей с артистическими приемами, стимулирует выразительность речи каждого ребенка, формирует его интонацию, жест, позу, походку. Учит произвольно управлять своими движениями, и движениями изображаемых персонажей. Под руководством "театрального" педагога дети готовятся к выступлениям на утренниках, к участию в досугах, викторинах, спектаклях, а другие педагоги и родители участвуют в организации театрально-игровой деятельности (оформление помещений, обеспечение театральными костюмами, атрибутами и аксессуарами).

Педагог дополнительного образования по обучению детей иностранному языку проводит занятия иностранным языком. Его задача - расширение словарного запаса детей с постепенным переходом к грамматическим конструкциям, формирование правильного произношения звуков. Этот педагог консультирует педагогов и родителей по вопросам развития языковых навыков детей, проводит отчетные мероприятия, готовит с детьми мини-спектакли.

Педагог дополнительного образования по ритмике обучает детей музыкально-ритмическим движениям и танцам с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Формирует и развивает у детей музыкальные, двигательные навыки, координацию движений и пластичность. Готовит детей к фестивалям.

Кто есть кто в детском саду?

Медицинские работники

Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская сестра, медсестра по бассейну, диетсестра, медсестра по массажу. Реже, в специализированных детских садах, можно встретить медсестру по физиотерапии и медсестру по лечебной физкультуре.

Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.

Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.

Медсестра по бассейну - эта должность имеется в садах с плавательным бассейном и иногда совмещается с должностью старшей медсестры. Медсестра по бассейну проводит осмотр детей перед каждым занятием по плаванию, освобождает их от занятий при недомоганиях и жалобах на плохое самочувствие, наблюдает за состоянием детей во время занятий. Контролирует санитарное состояние всех помещений бассейна и оборудования.

Диетсестра составляет и раскладывает ежедневное меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с требованиями СЭС. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах.

Младший обслуживающий персонал

К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.

Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении - просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.

Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.

К кому обратиться?

Все педагоги детского сада должны иметь высшее профессиональное или среднее специальное образование. У заведующей и старшего воспитателя образование должно быть высшим. Каждый из педагогов (логопед, психолог, педагоги дополнительного образования, воспитатель по физкультуре) работает в паре с воспитателем в группе, и те знания, которые ребенок получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности.

К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу.

С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др.

Инструктор по плаванию расскажет, как сделать, чтобы ребенок с удовольствием шел в бассейн или как научить ребенка не бояться воды. Педагог-психолог проконсультирует по поводу страхов, капризов, упрямства у детей. Логопед подскажет эффективные приемы коррекции речи. Педагог по театрально-игровой деятельности расскажет, как лучше заучивать стихотворения с ребенком.

Помощник воспитателя (младший воспитатель) ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится проветривание в группе.

Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка.

Режим работы

У каждого специалиста в детском саду имеется свой график работы.

Заведующая работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который обычно составлен так, чтобы можно было контролировать работу всех структурных подразделений. Таким образом, рабочий день руководителя детского сада может начинаться и в 7, и в 8, и в 9 часов утра, а заканчиваться соответственно и в 5, и 7 часов вечера.

У воспитателя семичасовой рабочий день. Первая смена длится с 7.00 до 14.00 , вторая начинается в 12.00 , а заканчивается в 19.00 . Период с 12.00 до 14.00 - часы, когда оба воспитателя группы работают вместе.

Музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре и инструктор по плаванию работают по графику, который зависит от количества групп, которые они ведут.

Педагог-психолог, как и воспитатель, работает 7 часов в день. График его работы может охватывать как на первую, так и вторую половину дня, чтобы была возможность заниматься не только с детьми и педагогами, но и общаться с родителями воспитанников.

У педагога дополнительного образования рабочий график составляется, исходя из 18-часовой рабочей недели, т.е. он может приходить на работу как каждый день, так и несколько раз в неделю - от этого зависит продолжительность его рабочего дня.

Старшая медсестра начинает работу в 7.15. В это время она проводит утренний прием, оценивает состояние детей, особенно тех, что пришли после болезни и были в контакте с инфекционными больными.

В летний период, который не совпадает с вашим ежегодным отпуском, заведующий не всегда может обеспечить вас работой, обусловленной трудовым договором. В этой связи он может изменять и уточнять перечень выполняемых вами обязанностей. Что допустимо по закону – читайте в статье.

Решение

Прежде всего следует знать, что по статье 128 ТК отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен работнику только по его письменному заявлению.

Работник не может быть отправлен в отпуск без сохранения заработной платы по инициативе работодателя, тем более что отпуска без сохранения содержания могут впоследствии повлиять на трудовые права работников. Так, например, все дни отпусков без сохранения заработной платы свыше 14 календарных дней в течение рабочего года должны исключаться при подсчёте стажа для определения права на основной и дополнительный отпуска, а также при определении количества месяцев, за которые работник может получить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении.

Направление в отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью от 1 до 3 месяцев приведёт к тому, что у работника через несколько лет может быть утрачено право на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск и будет предоставляться уже авансом. Временная приостановка на летний период деятельности в отдельных детских садах не может рассматриваться в качестве простоя для работников, не находящихся в ежегодных оплачиваемых отпусках. В этот период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах их рабочего времени, определённого им до начала такого периода, и с сохранением заработной платы.

Вправе ли заведующий летом временно перевести музыкального руководителя на должность воспитателя по «производственной необходимости»


Ситуация В летний период в детском саду может сложиться такая ситуация, что сократится количество групп детей в связи с отпуском родителей, а у музыкальных руководителей, не находящихся в отпуске, из-за сокращения количества групп уменьшится или полностью будет отсутствовать объём педагогической работы, предусмотренный трудовым договором. Может ли заведующий заставить работать музыкального руководителя в должности воспитателя, мотивируя эту ситуацию «производственной необходимостью»?

Решение

Для того чтобы музыкальный руководитель не потерял в заработной плате, работодатель вправе привлекать его к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, на которое его объём работы был уменьшен, но не переводить на должность воспитателя.

В деятельности образовательных учреждений бывают такие периоды, когда без изменения уровня оплаты труда работника, его рабочего времени может уточняться перечень работ, который соответствует его должности. В соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утверждённых приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н, к таким периодам относится каникулярный период.




Регулирование работы в каникулярные периоды осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

В соответствии со статьёй 72.1 ТК временное изменение трудовой функции работника при продолжении работы у того же работодателя является переводом на другую работу и допускается только с письменного согласия работника.

Временный перевод работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя без его согласия в соответствии с так называемой производственной необходимостью допускается лишь для предотвращения катастрофы природного или техногенного характера, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Поскольку наступление летнего периода и массовых летних отпусков работников к таким случаям не относится, то работников без их согласия в эти периоды не могут переводить на другие должности.

Читайте также: