Может ли председатель некоммерческой организации получать зарплату

Опубликовано: 03.10.2024


В мире есть вечные споры. К ним относится и разговор о том, как должна оплачиваться работа в благотворительности и должна ли вообще.

Дискуссии эти возникают постоянно, и не только у нас в стране, а страсти накаляются, прежде всего, из-за столкновения базовых ценностных установок и отсутствия внятной единой позиции об этом внутри самого сектора.

Одни исходят из того, что добро нельзя делать за деньги. Это, по их мнению, две несовместимых вещи: доброе – чистое, деньги – грязные, идут от разных начал в любой религии. Сюда же добавляется представление о скромности (добрые дела требуют тишины), а в «скромность» входит еще и требование «умеренности».

Деятельность некоммерческих организаций регламентируются статьями трудового законодательства РФ аналогично другим юридическим лицам, равно коммерческим. Это значит, что зарплата в НКО должна выплачиваться работникам в установленные сроки не реже чем два раза в месяц (ст. 136 ТК РФ). Размер общего фонда заработной платы устанавливается исходя из финансового планирования и выполнения смет по отдельно взятым программам или проектам. Однако организация оплаты труда в НКО имеет свои нюансы, касающиеся размера и порядка начисления зарплаты сотрудникам.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 16, п. 3) накладывает определенные ограничения на оплату труда административно-управленческого персонала некоммерческих организаций. НКО должна выделять на выплату зарплаты не более 20% от общего объема финансовых средств, расходуемых за год. Следует отметить, что данное ограничение не касается оплаты труда работников, которые непосредственно заняты в реализации благотворительных программ. В некоммерческих организациях применяется повременная схема оплаты труда работников. То есть сотрудники получают твердый оклад безо всяких надбавок и премий. В тех НКО, которые имеют дело с грантами в иностранной валюте (долларах или евро), используется привязка размера окладов к курсу соответствующей валюты.

Если сотрудник НКО отработал месяц не полностью, то он получает лишь часть оклада, пропорциональную отработанным дням или часам. Заработная плата в НКО целиком и полностью зависит от штатного расписания. Качество работы сотрудника напрямую не влияет на ее размер. Лица, которые осуществляют фандрайзинг (сбор средств на благотворительные программы), как правило, получают сдельную оплату за свой труд. Например, процент от общей суммы привлеченных средств.

Руководитель НКО обладает полным спектром полномочий, позволяющих ему самостоятельно определять систему оплаты труда, размер тарифных ставок и окладов, а также соотношение размеров выплат между сотрудниками, занимающими различные должности. Надзор за деятельностью некоммерческой организации ведется членами попечительского совета, согласно п. 3 ст. 7 ФЗ № 135.

По мнению Дмитрия Поликанова, президента фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», кандидата политических наук, некоммерческая деятельность – это такой же вид экономической деятельности, как и все остальные. Просто во главу угла ставится не извлечение прибыли, а достижение общественного блага. Ключевое слово — «прибыль», не надо путать и не смешивать со словом «доход» или «заработок». В благотворительном секторе люди работают – так же, как они это делают в офисе, учреждении или на заводе. Для них важна нематериальная мотивация, они получают душевную отдачу и иногда даже благодарность за свои дела, но кормить семьи им тоже надо. Этот труд должен быть оплачен соразмерно результату, как и любой другой. Есть некое лукавство в сравнении административных и программных расходов. Конечно, любому добросовестному человеку — и в бизнесе тоже — хочется оптимизации издержек, то есть уменьшения затрат на содержание организации. Но это не конечное мерило всего.В бизнесе всё меряют по прибыли, а не по издержкам. Среди НКО таким ориентиром должен быть социальный эффект от деятельности, те изменения в стране или какой-то конкретной сфере, которые произошли благодаря той или иной структуре. Оценивать эти изменения, как и в бизнесе, должен совет директоров плюс попечительский совет как надзорный орган в благотворительных фондах. Если управляющие советы и доноров всё устраивает, то, по большому счету, это внутреннее дело организации, сколько и кто у нее получает – никто же из нас не пытается указывать бизнесу, что такое много, а что такое мало в отношении начальника отдела и старшего менеджера.

Второй важный фактор в этом плане – масштаб работы. Если социальный эффект распространяется на одно село, это одна история. Если фонд собирает десятки или сотни миллионов рублей – другая. Большие деньги – это еще и большая ответственность, а также повышенные требования к профессионализму. Никому же не приходит в голову, что зарплата директора шиномонтажа и крупного завода, пусть и в одном регионе, должна быть одинаковой. В отношении благотворительности почему-то считается нормальным, что все должны работать в равных условиях, независимо от объема деятельности.

Третий момент – соотношение системной и адресной помощи. Очевидно, что при доминировании последней очень сложно убедить донора в необходимости оплаты административных структур. Хотя нормальный благотворительный фонд делает за жертвователя большую часть работы: выявляет нуждающихся в помощи, проверяет их медицинские и прочие документы, ищет наиболее эффективный способ содействия, тратится на поиск и убеждение тех же самых доноров. А это всё — время и деньги. Еще больших затрат это требует в случае системной благотворительности – когда организация пытается решить проблему в целом, не допустить ее повторения. Ведь помочь Ване или Пете важно, но еще важнее, например, поддержать исследования или открыть центры, которые позволят в будущем сделать эти адресные сборы ненужными. Тут для многих жертвователей, живущих в стереотипе «благотворительность = адресная», наступает ступор: какие еще зарплаты, зачем, ведь надо «людям помогать»! И тут очень важно объяснять, что помощь бывает разной.

Когда финансы поют романсы

Иногда в работе НКО случаются непредвиденные ситуации, связанные с нехваткой денег на выплату заработной платы сотрудникам. В таком случае, чтобы не идти в разрез с законом, у некоммерческой организации есть несколько путей решения данной проблемы:

1. Начисление работникам «минималки», размер которой строго регламентирован текущим законодательством. С 1 мая 2018 года размер минимальной заработной платы труда увеличен до 11 163 рублей. От нового МРОТ зависит расчет множества выплат, и перед руководителями НКО стоит не простая задача обеспечить своим сотрудникам выплату пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также многочисленные социальные выплаты, величина которых привязана к минимальному размеру оплаты труда. При принятии решения о начислении «минималки» необходимо грамотно объяснить сотрудникам причины такого решения, чтобы свести к нулю конфликтные ситуации.

2. Перевод сотрудников на неполный рабочий день. Этот шаг существенно сократит расходы на заработную плату и позволит относительно безболезненно преодолеть финансовый кризис.

3. Отправление части работников в неоплачиваемый отпуск. Их решение должно быть добровольным, так что руководителю придется постараться и подобрать нужные слова, чтобы обиженные работники не сделали свой отпуск бессрочным.

В заключение важный нюанс: в НКО, финансируемых средствами грантов, не предусмотрена выплата отпускных пособий. Это является прямым нарушением трудового законодательства. В связи с этим некоммерческая организация обязана найти дополнительные источники дохода для выплаты работникам отпускных.

Возможно, сейчас все острее ставится вопрос о финансовой обеспеченности НКО, о расширении числа источников дохода НКО, об расширении спектра оказания социальных услуг, привлечения различных форм фандрайзинга для решения социальных вопросов, пришла пора информационной открытости не только о доходах организаций, но и размерах зарплаты в НКО. Всему этому должны способствовать стандарты этой самой открытости и прозрачности. Дилемма между моральностью и аморальностью заработка в НКО – ложная. Если человек не ворует, а честно работает, общество от его работы получает эффективный результат, то он должен получать за это достойные деньги. По крайней мере до тех пор, пока деньги являются универсальным средством обмена в обществе. И в этом плане нужна консолидированная объективная позиция самого сектора, как субъекта экономики страны.

Трудовой договор с председателем правления НКО

В основе своей деятельности некоммерческая организация (НКО) имеет социальную направленность, ориентированную на достижение целей, далеких от получения прибыли. Наряду с непосредственным руководителем в учреждении функционирует коллегиальное правление во главе с председателем. Федеральное законодательство не запрещает руководителю заключать трудовой договор с председателем правления НКО, чтобы конкретизировать функции и полномочия лица, а также соблюсти режим труда и отдыха. Но как это сделать правильно, бывает не всегда понятно.

Трудовые отношения в НКО: что говорит об этом закон?

Структура, штат, полномочия руководителей и работников организации утверждается уставом, данное правило закреплено ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Высший орган управления НКО реализует свои полномочия в коллегиальной форме либо в виде собрания членов общества. Устав НКО устанавливает единоличное или коллегиальное управление организацией.

Председатель и члены правления заключают трудовой договор с директором организации для урегулирования рабочих взаимоотношений и распределения порядка труда и отдыха для членов НКО. Закон закрепил эту обязанность в ст. 281 ТК РФ, но дополнительно установил, что трудовые отношения могут быть урегулированы иными федеральными законами при необходимости.

Допустима ситуация, когда председатель правления в своем лице является руководителем НКО. В данном случае должностное лицо осуществляет единоличное управление организацией с опорой на коллегиальный орган (правление).

Некоммерческая организация должна быть зарегистрирована в ЕГРЮЛ через представление документации в Министерство Юстиции. Обязательное условие – наличие у НКО руководителя в лице директора или председателя. Глава некоммерческой организации осуществляет представительские функции, подписывает документы, участвует в сделках без оформления доверенности.

Трудоустройство председателя НКО: кто и как утверждает его полномочия?

Трудоустройство председателя НКО: кто и как утверждает его полномочия

В соответствии со ст. 59 ТК РФ с председателем правления заключается трудовой договор после его избрания:

  • из числа учредителей;
  • после голосования членов НКО;
  • в результате обсуждения кандидатуры советом директоров.

Председатель правления осуществляет свои полномочия в течение срока, установленного уставом организации. Избираться на должность можно неограниченное количество раз.

Нередко в НКО исполнительные функции осуществляют несколько руководителей: директор, президент, председатель. Чтобы разграничить функции, в уставе прописываются полномочия каждого должностного лица, что находит свое отражение в трудовом договоре.

Особое внимание нужно уделить вопросу о том, кто осуществляет документальное оформление договоренностей с избранным председателем правления. В зависимости от организационной формы НКО подписывать трудовой договор и включать нового работника в штатное расписание вправе:

Если первый вариант – наличие кадрового органа или уполномоченного специалиста по кадрам – более привычен для государственных учреждений или коммерческих организаций, то во втором случае происходит подписание документа от лица членов НКО, сделавших свой выбор в пользу кандидатуры председателя правления.

В соответствии с уставом НКО председатель наделяется следующими полномочиями:

  1. осуществляет исполнение решений, принятых собранием членов организации;
  2. представляет интересы НКО во взаимоотношениях с иными компаниями или государственными органами;
  3. передает доверительное право на действия от лица НКО иным должностным лицам организации;
  4. осуществляет финансовые расходы в соответствии с целями НКО по уставу;
  5. распоряжается имуществом;
  6. проводит назначение на должности и освобождает сотрудников от исполнения трудовых обязанностей;
  7. определяет порядок и размер оплаты труда для членов НКО;
  8. передает полномочия на реализацию проектов и текущей работы членам правления по своему усмотрению;
  9. осуществляет иные обязанности, предусмотренные уставом НКО и трудовым договором.

Структура трудового договора

Структура трудового договора НКО

Если между работником и работодателем достигнуто соглашение о назначении на должность (в том числе после проведенного голосования среди членов правления или совета директоров НКО), необходимо заключать трудовой договор. В соответствии со ст. 56 ТК РФ документ защищает права и обязанности сторон: руководитель обязует обеспечить благоприятные условия для осуществления трудовой деятельности, сотрудник соглашается выполнять возложенные на него функций.

Трудовой договор с председателем правления НКО заполняется по классическому образцу:

  • название формы документа с указанием на заполняемую должность;
  • дата подписания;
  • информация о сторонах договора (работнике и работодателе);
  • основные положения, опирающиеся на трудовое законодательство;
  • срок исполнения обязанностей, дата вступления в должность;
  • права и обязанности сторон; ;
  • характеристика рабочего места;
  • режим трудовой деятельности;
  • социальные и страховые гарантии;
  • ответственность сторон за нарушение договора;
  • дополнительные положения.
  • реквизиты организации-работодателя и данные о сотруднике.

Вам также будет интересно:

Документ заверяется подписями сторон, закрепляется печатью организации.

При заполнении договорной формы на председателя правления НКО можно включить дополнительные положения, конкретизировать функции и особенности условий труда. В частности, в трудовом договоре указываются факультативные дополнения:

  • основания для досрочного освобождения от занимаемой должности;
  • порядок оплаты труда, связанный с нерегулярным финансированием НКО или непостоянным получением дохода от второстепенных видов деятельности учреждения;
  • обязанность хранить конфиденциальную информацию относительно деятельности учреждения, полученную при исполнении обязанностей председателя.

Изменения и дополнения трудового договора, заключенного с председателем правления НКО, производится в форме дополнительных соглашений, которые становятся приложением к основному документу.

Какие нюансы стоит учесть?

При заключении трудового договора с председателем правления НКО нужно обратить внимание на особенности, которые должны быть включены в текст документа:

  • срок исполнения полномочий руководителя организации ограничивается 5 годами (при заключении срочного трудового договора), что отражено в ст. 58 ТК РФ и ст. 59 ТК РФ ; до полугода вправе применяться к председателю, который был назначен на свой пост, а не избран высшим органом НКО (ст. 70 ТК РФ);
  • порядок расторжения трудового контракта и основания для досрочного прекращения обязанностей.

При подписании трудового договора председатель правления НКО соглашается на нерегулярную выплату зарплаты, исходя из прибылей, которые организация вправе получать от своей деятельности. В большинстве случаев допускается, что руководящий состав НКО работает на безвозмездной основе. Исключение составляют некоммерческие структуры, которые создаются по инициативе муниципальных органов власти, которые финансируют деятельность созданного НКО из бюджетных ресурсов. Информация об оплате труда председателя правления отображается в уставе организации.

До исполнения обязанностей выбранному председателю правления желательно заключить трудовой договор, который позволит защитить свои права в соответствии с законодательством в досудебном порядке и в ходе искового производства.

В 2016—2019 годах я был начальником муниципального отдела по работе с общественностью в одном из регионов. В числе прочего занимался сотрудничеством с некоммерческими организациями — НКО.

Я ушел из чиновников, а сейчас состою сразу в двух местных экологических НКО. Я помогаю им взаимодействовать с властью, вести отчетность и получать гранты. В этой статье я расскажу, как устроены такие организации, где и для чего они могут взять деньги.

Что такое НКО и чем они занимаются

Если несколько человек хотят заниматься каким-то общественно полезным делом, они могут объединиться и создать некоммерческую организацию. С точки зрения закона, НКО — это юридическое лицо, которое должно иметь свой устав и отчетность. Отмечу, что юрлица тоже могут создать НКО: например, некоммерческое партнерство или ассоциацию.

Главное отличие такой организации от коммерческой фирмы в том, что НКО создают не для заработка, а чтобы делать добрые дела: помогать бездомным, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия и даже продвигать какую-то религию. Юридически Русская православная церковь — это тоже некоммерческая организация.

Составить полный перечень всех направлений работы некоммерческих организаций невозможно: общественная жизнь и потребности людей могут быть самыми разными. Например, НКО «Друзья океана» занимается защитой морских животных, а объединение «Космопоиск» ищет инопланетные цивилизации.

Не все юридические организации, которые создали не ради заработка, относят к НКО. Садоводческие и огородоводческие товарищества, товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы и политические партии — это тоже общественные организации, которые работают не для прибыли. Но по закону они не попадают под определение НКО.

Как зарегистрировать НКО

Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции. Если вы живете не в Москве, то в само министерство в столице ехать необязательно: в каждом регионе есть отделения Минюста.

Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.

Сформулировать цель организации лучше максимально широко. Если потом захотите получить грант, может оказаться, что цель в уставе слишком узкая, и в конкурсе ваша организация участвовать не сможет. Поэтому лучше писать не конкретно «поддержка матерей», «защита женщин от домашнего насилия» или «обучение женщин вождению автомобиля», а указать более абстрактную формулировку «поддержка женщин».

Целей может быть несколько, но лучше, если они будут каким-то образом связаны между собой. Заявку на регистрацию НКО, которая хочет сохранять памятники архитектуры и развивать городские пространства, Минюст, скорее всего, одобрит. Если же организация планирует сохранять памятники и одновременно учить детей играть на виолончели, то документы вернут и скажут создать две разные НКО. Еще я советую не употреблять размытые формулировки вроде «иные цели» или «иные виды деятельности»: как показывает мой опыт, такое в Минюсте не любят.

Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать какие-то услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.

Определиться с географией вашей организации. Если зарегистрировать Общество любителей вязания крючком Краснодарского края, то в последующем получить субсидию из бюджета другого региона не получится. Организация может быть и всероссийской, и региональной, и местной. Я советую исходить из того, где вы действительно планируете работать.

Придумать название, которое будет отражать организационно-правовую форму, уставные цели и географию деятельности. Если хотите защищать редких животных в рязанских заповедниках, то название может звучать так: «Рязанская региональная экологическая общественная организация защиты животных “Цапля”».

Определиться, где возьмете деньги, помещение и другое имущество. Организация может собирать членские взносы или пожертвования, получать субсидии из бюджета, участвовать в конкурсах на гранты, оказывать услуги и даже зарабатывать на своем имуществе: например, владеть акциями и получать с них дивиденды. Организация «Ночлежка», которая помогает бездомным в Москве и Санкт-Петербурге, живет главным образом на пожертвования, а многие спортивные секции — за счет оказания услуг: так зарабатывает школа айкидо в Омске.

Провести учредительное собрание, если организацию создают несколько человек или юрлиц. Факт того, что собрание действительно было, нужно подтвердить протоколом. Если НКО создает один участник, то он должен написать решение единственного учредителя. Четких требований к этим документам закон не предъявляет.

В итоге в Минюсте потребуют четыре документа:

  1. Заявление о государственной регистрации юридического лица. Форма есть на сайте Минюста.
  2. Устав в трех экземплярах. Примеров в интернете много, хороший образец есть на сайте «Регфорум-ру».
  3. Протокол учредительного собрания или решение единственного учредителя в двух экземплярах. Его можно написать в свободной форме.
  4. Квитанцию об оплате госпошлины в 4000 Р за регистрацию юрлица. Реквизиты можно узнать в местном отделении Минюста.

Все документы нужно отнести в местный Минюст. Можно зарегистрировать НКО и по почте, но тогда заявление придется заверять у нотариуса.

По закону документы на регистрацию общественных организаций и движений обязаны рассмотреть за 28 календарных дней, религиозных организаций — за 6 месяцев, так как может понадобиться религиоведческая экспертиза. Для других форм НКО срок составляет 12 рабочих дней.

Во многих регионах существуют специальные организации для помощи НКО: ресурсные центры. Здесь посоветуют, что надо написать в уставе, помогут подобрать название и собрать документы для регистрации. Есть ли ресурсный центр в вашем городе, подскажут в муниципалитете.

Как только НКО зарегистрируют, у учредителей сразу появится обязанность вести бухгалтерию организации и отчитываться Минюсту каждый год до 15 апреля. Отчетность ничего сложного из себя не представляет, важно только помнить, что она отличается для разных организационно-правовых форм НКО.

Отчеты в Минюст

Общественные организации сдают два отчета. Первый — уведомление о продолжении деятельности, в котором необходимо указать название руководящего органа организации, место его нахождения и сведения о руководителях. Второй — отчет о финансировании из иностранных источников по утвержденной министерством форме.

Сам я с работой организаций, которые получают финансирование из-за рубежа , не сталкивался, но слышал от коллег, что сдать отчет для такой НКО — большая проблема. Государство проверяет все очень дотошно. Если поступлений из-за границы нет, то везде надо просто поставить нули.

Религиозные организации должны сдавать специальный отчет в Минюст, где надо указать виды деятельности и способы формирования имущества.

Прочие НКО без иностранного участия с годовым доходом меньше 3 млн рублей должны также предоставить два документа: уведомление о продолжении деятельности и уведомление об отсутствии иностранного финансирования. Строгих форм нет, все можно сдать в произвольном виде.

Прочие НКО с годовым доходом более 3 млн рублей или с иностранным участием сдают два отчета:

  1. Отчет о деятельности и составе руководящих органов. Сюда можно просто переписать из устава виды деятельности, которыми занималась НКО в отчетном году, и простым языком рассказать о реализованных проектах. Форма есть на сайте Минюста.
  2. Отчет о расходах. В нем придется указать, откуда организация брала деньги в течение года: оказывала услуги, что-то продавала или сдавала в аренду, получала пожертвования. Здесь же надо детально расписать все расходы. Форма отчета также размещена на сайте Минюста.

Если в отчетах обнаружат ошибку или вы их не предоставите, могут оштрафовать: физлицо — на 100—300 Р , должностное лицо — на 300—500 Р , юрлицо — на 3000—5000 Р .

Несмотря на то что для небольших НКО отчеты не вызывают особых трудностей, иногда они все же бывают. Если возникнут сложности, советую обратиться в ресурсный центр в вашем городе или к юристам. Например, ассоциация «Юристы за гражданское общество» может бесплатно помочь консультацией.

Отчеты в налоговую

НКО облагаются налогами. По умолчанию все организации попадают под основную систему налогообложения — в этом случае придется платить по общей ставке НДС, налог на доходы и на имущество. Поэтому я советую во время регистрации в Минюсте вместе с пакетом документов подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения существенно облегчает жизнь НКО: если выбрать объект налогообложения «Доходы», то платить придется всего 6%. Если выбрать систему «Доходы минус расходы», ставка составит 15% от прибыли.

Чтобы перейти на УСН, в организации должно работать меньше 100 сотрудников, а годовой доход не должен превышать 150 млн рублей. Кроме того, нельзя пользоваться упрощенной системой, если больше 25% учредителей организации — другие юридические лица.

При расчете налоговой базы НКО могут не учитывать некоторые виды доходов. Например, членские взносы, пожертвования, гранты. Полный список перечислен в статье 251 налогового кодекса.

Если в отчетности обнаружат ошибку или вы ее не предоставите, это грозит штрафом: для граждан — от 100 до 300 Р , для должностных лиц — от 300 до 500 Р .

Где НКО может найти деньги

Совсем без денег некоммерческая организация работать не может: ей нужно оплачивать аренду, где-то брать транспорт, печатать листовки или брошюры. Поэтому заниматься деятельностью, которая приносит доход, НКО не запрещено. Главное, чтобы заработанные деньги тратили на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяли между членами организации.

Деньги и другое имущество, например недвижимость, мебель или ценные бумаги, НКО могут получать от членских взносов, продажи товаров или услуг, пожертвований, грантов, а также из местных бюджетов.

Если с пожертвованиями, предпринимательством и членскими взносами все понятно, то с грантами, в том числе государственными, немного сложнее.

Кто может получить помощь от государства

Для того чтобы претендовать на бюджетные деньги, организация должна соответствовать нескольким требованиям. Главное — быть социально ориентированной организацией. В эту категорию попадают только те НКО, у которых в уставе прописаны определенные виды деятельности.

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита. К этому типу относят общества инвалидов, хосписы или организации, которые помогают незащищенным категориям граждан: например, центр помощи жертвам домашнего насилия «Насилию-нет».

Центр «Насилию-нет» внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать

Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и других катастроф. Такие организации могут обучать правильно себя вести во время землетрясения или при пожаре.

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. Самая известная подобная НКО — Красный Крест.

Охрана окружающей среды и защита животных. Это не только крупные НКО вроде Всемирного фонда дикой природы, но и мелкие экологические организации и приюты для животных. Например, сочинская НКО «Дельфа» занимается спасением черноморских дельфинов.

Охрана объектов исторического, культурного или природоохранного значения. К примеру, в Татарстане работает Объединенная природоохранная дружина имени Фаи Мухамадеевой.

Оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, деятельность по защите прав и свобод человека. В Воронеже работает Центр защиты прав СМИ, который консультирует журналистов и представляет их интересы в судах.

Благотворительность и волонтерство. Как правило, подобной работой занимаются различные фонды, которые собирают деньги на лечение или организовывают добровольцев для социальных проектов. Например, фонд «Вера», который помогает хосписам.

Образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, спорт. В эту категорию попадают всевозможные кружки, спортивные секции и даже театры. Московский театр мюзикла — тоже НКО.

Борьба с коррупцией. Самая известная такая организация — Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. В России она признана иностранным агентом.

Развитие межнационального сотрудничества, а также сохранение и защита культуры, языков и традиций народов России. Сюда относят все национальные организации, общины и диаспоры.

Патриотическое воспитание — это различные союзы ветеранов, военные клубы и даже просто краеведческие кружки.

Поиск воинских захоронений и установление имен погибших и пропавших без вести — такие поисковые отряды, которые ищут и перезахоранивают солдат времен Великой Отечественной войны, есть практически в каждом регионе.

Профилактика и тушение пожаров — это, например, добровольческие дружины. Самая известная организация — Всероссийское добровольческое пожарное общество.

Адаптация и интеграция мигрантов — эти организации помогают приезжим с жильем и работой, обучают языку, оказывают правовую помощь. В Москве такой деятельностью занимается комитет «Гражданское содействие».

Увековечение памяти жертв политических репрессий. Такие организации изучают архивные документы, собирают информацию о репрессированных, публикуют ее, устанавливают мемориальные таблички и памятники. Самая известная подобная НКО в России — «Мемориал». Она относится к иностранным агентам.

Международный Мемориал внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать

Как государство помогает НКО

Финансовую помощь от власти НКО обычно получают в виде субсидий из бюджета на реализацию социально значимых проектов. Это значит, что деньги дают не просто на то, чтобы организация продолжала работу, а под конкретное мероприятие, которое решает какую-то социальную проблему. От НКО требуют обосновать существование этой проблемы, описать, как проект поможет в ее решении и какие результаты будут достигнуты, и составить смету расходов. В нее можно включить и зарплату сотрудников, которые задействованы в проекте.

Например, в Перми НКО могут получить субсидии от местной администрации на военно-патриотическую подготовку, проведение семинаров и фестивалей и даже на празднование Первомая.

Иногда можно получить субсидию на покупку имущества, необходимого НКО. Я помогал обществу слепых получить деньги на мебель. Субсидию провели как социально значимый проект: за новым столом члены устроили серию чаепитий. Один шахматный клуб закупил наборы шахмат для проведения турниров. Соревнования прошли, а шахматы остались у клуба.

Кроме субсидий, из муниципальных и региональных бюджетов можно получать и федеральные гранты. Самый крупный грантодатель в России — Фонд президентских грантов. Требования к участникам суровые: заявку оценивают независимо друг от друга сразу несколько экспертов, форма сметы для конкурсных проектов очень сложная, а в случае победы фонд получает право контролировать расчетный счет НКО и все имущество, приобретенное за счет гранта.

Зато объем возможных субсидий в разы больше, чем можно получить от муниципалитета. Формально размер гранта не ограничен, но для новичков и небольших организаций, планирующих реализовать проект в пределах одного поселка или города, лучше просить не больше 500 тысяч рублей. Критерии оценки проектов от НКО на такие суммы менее жесткие, чем для тех, кто хочет миллионы.

Кроме Фонда президентских грантов, деньги на конкурсной основе выделяют и другие организации. Православные НКО могут подать заявку на грант в фонд «Соработничество», популяризаторы русского языка — в «Русский мир», экологи — в российское отделение Всемирного фонда дикой природы. Недавно Фонд Владимира Потанина объявил конкурс на поддержку НКО, работающих с социально незащищенными и уязвимыми группами людей в условиях распространения коронавируса.

По своему опыту знаю, что обычно чиновники заинтересованы в том, чтобы НКО участвовали в грантовых конкурсах. Количество заявок от каждого муниципалитета в Фонд президентских грантов — один из критериев оценки работы администрации с гражданами. На языке чиновников это называется конструктивной общественной повесткой. Если из города не было ни одной заявки, значит, мэрия не работает с общественностью. Поэтому муниципалитеты и региональные администрации периодически устраивают семинары для НКО, где рассказывают, как правильно оформить заявку на грант, на что обращают внимание эксперты Фонда, как отчитываться за полученные деньги.

О чем нужно помнить, если НКО выдали бюджетные деньги

Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.

Вовремя платить налоги. Отсутствие долгов перед налоговой — обязательное условие для НКО, которые подают заявки на гранты или бюджетные субсидии. Я знаю случаи, когда организация вовремя вносила все платежи в бюджет, но из-за ошибки налоговой у нее появлялись долги. Чтобы избежать таких ситуаций, советую перед подачей заявки на грант поинтересоваться в налоговой, все ли в порядке.

Внимательно читать договор на предоставление субсидий. Иногда в этих документах пишут странные вещи. Например, в договоре может быть указано, что НКО не имеет права покупать товары и заказывать услуги для проекта за пределами конкретного региона.

Сначала читать, потом подписывать

Соблюдать сроки отчетности по грантам и субсидиям: из-за просрочки в один день могут потребовать вернуть все деньги, хотя они уже потрачены.

Сохранять все чеки и договоры. Неиспользованные средства придется вернуть в бюджет, а если на какую-то вещь нет чека, то государство сочтет, что вы ничего не покупали.

Трижды подумать, прежде чем получать гранты или пожертвования из-за границы. Это не запрещено, но такая НКО автоматически получает статус иностранного агента. Это влечет за собой массу неприятных последствий: например, организации придется везде указывать, что она иностранный агент. А еще к таким НКО предъявляют жесткие требования по ежегодной отчетности, которую надо сдавать в Минюст.

Ассоциация «Юристы за гражданское общество» провела исследование и выяснила, что содержание такой НКО обходится дороже в среднем на 273 тысячи рублей в год. Это деньги, которые организация тратит на подготовку всех требуемых Минюстом документов. Кроме того, если обычную НКО могут в течение года не проверять вообще, то иностранного агента ждут постоянные визиты контролеров.

ТОС — территориальное общественное самоуправление. В СССР функцию ТОСов выполняли собрания жителей села. Вне сел действовали собрания жителей кварталов или общие собрания жильцов дома. В общем — форм было много, суть у них была одна: люди собирались и вместе решали свои злободневные проблемы. После распада СССР официальное существование ТОСов не прекратилось, но они перестали быть массовым явлением. Тем не менее, в отличие от многих других пережитков советского прошлого, они не исчезли, а последнее время и вовсе переживают второе рождение.

Оно живое! ЖИВОЕ.

Сейчас власти активно ищут некий связующий мостик между чиновником и простым человеком. Этим мостиком и призваны стать ТОСы.

На днях председатель Облдумы Игорь Мартынов встретился со своими коллегами (тоже председателями) ТОСов Ахтубинского сельсовета Красноярского района (нет, к Ахтубинскому району этот сельсовет не имеет никакого отношения, просто земля астраханская богата на одинаковые топонимы).

Красноярский район можно считать первопроходцем региона по внедрению ТОСов. Сами они перенимают опыт пионеров движения — волгоградцев, а уже их опыт транслируется по всей Астраханской области.

Кому это выгодно?



Властям: во-первых, как показала практика, растет собираемость налогов. В маленьких селах ТОСы объединяют наиболее уважаемых жителей села. Те — опора и ориентир для остальных, их слово — закон. Поэтому, если старейшина прилюдно отчитал тебя за неуплату налога, — ты идешь и платишь. (Нам, городским жителям, такого никогда не понять).

Жителям: во-вторых, ТОСы — это не просто санкционированный митинг, у них есть официальный статус и может быть официальный бюджет, власти могут выделять им деньги на решение тех или иных задач. Те же, в свою очередь, не связаны по рукам и ногам ни законом о госзакупках, ни дорогостоящими и длительными процедурами согласования каждого телодвижения.

Например, если жители хотят установить во дворе новую спортивную площадку, то быстрее и дешевле всего это сделать именно через ТОС. Однако быть председателем такого общественного объединения — ответственная и серьезная работа, отнимающая у активных граждан много времени и сил.

Игорь Мартынов рассказал, что в прошлом году парламентарии разработали закон (а в этом году он уже вступил в силу), позволяющий брать председателей ТОСов «в штат»:

- В тех селах, где нет администрации или сельсовета (после оптимизации и реорганизации таких довольно много — прим. ред.) администрация района может включить в реестр муниципальных должностей своего представителя и назначить им председателя ТОСа, таким образом установив для него материальное вознаграждение за работу.

Список обязанностей, конечно, в таком случае тоже дополнительно будет прописан. Но против этой схемы восстали сотрудники районной администрации:

- Мы изучали опыт Волгограда в этой области и обсуждали, нужно ли председателей ТОСов делать сотрудниками. Но у этого есть оборотная сторона: как только они становятся сотрудниками, они тут же начинают смотреть не туда. Становятся чиновниками немного. А смысл в том, чтобы держать связь с людьми. И председателям ТОСов люди часто больше доверяют, ведь они живут рядом, самоотверженно защищают интересы людей.



Тем не менее, грань между председателем ТОСа и чиновником совсем тонкая: некоторые главы сельсоветов всерьез опасаются конкуренции, и часто — небезосновательно.

«Если боится конкуренции — значит, плохой глава» , - считает сенатор от Астраханской области Александр Башкин.



Таким образом ТОСы могут выступать и некой кузницей кадров, как для думы, так и для сельсоветов, хотя пока массово такой тенденции замечено не было.

Александр Башкин объяснил главную политическую задачу ТОСов: участие жителей в непосредственном принятии решений:

В целом — очень правильная мысль. Правда по сути депутаты и чиновники признают, что раньше главы сельсоветов не считались с мнением жителей и были далеки от их проблем, вот то ли дело сейчас, когда появились ТОСы. К тому же, жителям, как подарок, преподносят возможность скинуться деньгами и решить свои проблемы самостоятельно. А если не скинуться, то взять бюджетные деньги и выполнить роль менеджера-администратора, взяв на себя всю организационную составляющую по планированию-закупке-строительству-контролю. Удобно? Удобно.

Сейчас на территории одного только Красноярского района Астраханской области работают 17 ТОСов: 5 в МО «Ахтубинский сельсовет» – п. Бахаревский, Вишневый, Досанг, Топал, Комсомольский; 4 в МО «Бузанский сельсовет» – п. Аллайский, Тальниковый, Шмагино, с. Новоурусовка; 2 в МО «Сеитовский сельсовет» – с. Сеитовка, п. Белячий; 1 в МО «Байбекский сельсовет» – п. Алча; 2 в МО «Ватаженский сельсовет» – с. Кошелёвка, Бакланье; 3 в «МО «Красноярский сельсовет» – с. Черемуха, Забузан, Красный Яр.

What’s trust got to do with it? | David Horsager | TEDxUMN (Май 2021).

Могут ли некоммерческие организации оплачивать персонал и сколько? 2021

Два вопроса касаются оплаты людям, которые работают в некоммерческих организациях.

Первый, как правило, от некоммерческих организаций, которые могут быть полностью волонтерскими. Они задаются вопросом, может ли некоммерческая организация даже оплатить персонал.

Второй вопрос исходит от организаций, обеспокоенных тем, сколько денег слишком много.

Итак, может ли некоммерческая организация оплачивать свой персонал?

Да. Государственное право (которое регулирует ваше некоммерческое учреждение), а IRS (который регулирует ваш освобожденный от налогов статус) позволяет некоммерческой организации выплачивать разумные зарплаты должностным лицам, сотрудникам или агентам за услуги, оказываемые для целей освобождения от налогообложения некоммерческой корпорации.

Действительно, большинство некоммерческих организаций имеют штат. У некоторых есть тысячи сотрудников, в то время как другие используют несколько ключевых людей, а затем полагаются на добровольцев для большей части основной работы.

Одна некоммерческая конная лошадь в моем районе оплачивает исполнительный директор, бухгалтера, сборщика денег, координатора-добровольца и терапевта. Добровольцы заботятся о местах и ​​посещают лошадей на растянувшемся ранчо. Они даже предоставляют некоторую терапию детям с физическими недостатками, которые приходят на лошади. Эта небольшая организация служит хорошим примером совместного персонала и усилий добровольцев.

Вам нужно будет решить, когда настанет время нанять сотрудников, сколько и на какие рабочие места.

Неважно, сколько вы платите своим сотрудникам?

Обычно некоммерческая выплата далека от чрезмерной, особенно по сравнению с зарплатами в коммерческом мире.

Но иногда организации попадают в беду, потому что сотрудник, обычно генеральный директор или исполнительный директор, получает слишком много денег.

Большие зарплаты в миллионах часто происходят в крупных учреждениях, таких как медицинские центры или университеты.

В некоммерческой организации нет жестких правил компенсации, но IRS может наказать как организацию, так и отдельного человека за чрезмерную оплату. По словам Стэна Хаттона и Фрэнсис Филлипс, авторов Некоммерческого комплекта для чайников (Buy from Amazon) , это все дело пропорционально.

«Независимо от того, считает ли IRS выгоды« чрезмерными », ситуация зависит от ситуации. Например, сотрудник, зарабатывающий 100 000 долларов ежегодно от организации с бюджетом в 125 000 долларов, вероятно, должен беспокоиться, но кто-то, кто зарабатывает 100 000 долларов из некоммерческой организации с бюджетом в 5 миллионов долларов, вероятно, не делает этого. »

Если ваша некоммерческая организация слишком много оплачивает сотрудника, вам, возможно, придется уплатить акцизный налог, и вы можете потерять свой статус, освобожденный от налогов.

Чрезмерная оговорка о зарплате покрывается за счет частного предложения в отношении благотворительных некоммерческих организаций. что никакой доход от некоммерческой организации не может принести пользу частному лицу.Это включает чрезмерную заработную плату.

Избегайте высокого оборота, оплачивая хорошо

Больше проблем для некоммерческих организаций может быть их слишком низкая зарплата. Недавние обсуждения в некоммерческом секторе подчеркнули неспособность некоторых благотворительных организаций выплачивать «живую заработную плату» своим сотрудникам. Фактически, в некоторых исследованиях было установлено, что годовой оборот для некоммерческих организаций колеблется в 20-процентном диапазоне, в значительной степени из-за низкой заработной платы.

Удостоверьтесь, что сотрудники вашей некоммерческой организации получают компенсацию, которая соответствует опросам окладов аналогичных групп. Обязательно учитывайте стоимость проживания в вашей области, размер вашего бюджета и тип обслуживания, предоставляемого вашей организацией.

Обязательно соблюдайте правила минимальной заработной платы вашего штата и не соглашайтесь с федеральным законодательством, таким как новые правила, регулирующие оплату сверхурочных.

Избегайте переплаты или недоплаты своих сотрудников. Первое может привести к неприятностям, а второе затруднит вашу способность набирать лучших сотрудников.

Зарплата. com - отличный ресурс для сравнения оплаты за различные типы рабочих мест. Вы можете бесплатно посмотреть там должности и зарплаты в любой географической области. Вы также можете просматривать категорию некоммерческих работ на GlassDoor, онлайн-задании и сайте по найму.

Кроме того, Хроника Филантропии ежегодно проводит исследование некоммерческой исполнительной компенсации. По цене вы можете получить отчет о доходах и доходах NonProfit Times.

Дополнительную информацию о компенсации см. В разделе «Могут ли члены некоммерческих организаций получать компенсацию?

Эта статья предназначена только для информационных целей. Он не предназначен для юридических консультаций. Проверьте другие источники, такие как IRS, и проконсультируйтесь с юрисконсультом или бухгалтером.

Читайте также: