Может ли работник прокуратуры вступить в региональную общественную организацию

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 2016 г. № 173 “Об утверждении Положения о порядке принятия федеральными государственными служащими, иными работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации почетных и специальных званий, наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций”

В целях реализации статьи 40.2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 10.10.2015 № 506 «Об утверждении Положения о порядке принятия лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной службы, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций», постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции», руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке принятия федеральными государственными служащими, иными работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации почетных и специальных званий, наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций.

2. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору регламентировать соответствующим организационно-распорядительным документом порядок принятия почетных и специальных званий, наград иностранных государств, международных организаций, политических партий военнослужащими, а также другими работниками, замещающими должности военных прокуроров в органах военной прокуратуры.

3. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность».

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего работу с кадрами.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Положение
о порядке принятия федеральными государственными служащими, иными работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации почетных и специальных званий, наград иностранных государств, международных организаций, политических партии, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций
(утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 2016 г. № 173)

1. Настоящее Положение* разработано в соответствии с Положением о порядке принятия лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной службы, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10.10.2015 № 506, и определяет порядок принятия с разрешения Генерального прокурора Российской Федерации почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций (далее - звание, награда) прокурорскими работниками органов и организаций прокуратуры, федеральными государственными гражданскими служащими органов прокуратуры (далее - федеральный государственный служащий), работниками Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, замещающими должности, предусмотренные пунктом 3.2 перечня, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.10.2015 № 603 «Об утверждении перечня должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные служащие и иные работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее - работник).

2. Федеральный государственный служащий, работник, получивший звание, награду либо уведомленный иностранным государством, международной организацией, политической партией, иным общественным объединением, в том числе религиозным, или другой организацией о предстоящем их получении, в течение трех рабочих дней представляет Генеральному прокурору Российской Федерации, прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему прокурору специализированной прокуратуры, прокурорам ЗАТО г. Межгорье, комплекса «Байконур», ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации ходатайство о разрешении принять звание, награду (далее - ходатайство), составленное по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему прокурор специализированной прокуратуры, прокуроры ЗАТО г. Межгорье, комплекса «Байконур», ректор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в течение семи дней со дня поступления ходатайства направляют его Генеральному прокурору Российской Федерации с приложением своего письменного мнения о целесообразности или нецелесообразности удовлетворения такового.

Мнение по существу ходатайства федерального государственного служащего Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему прокурора специализированной прокуратуры, прокуроров ЗАТО г. Межгорье, комплекса «Байконур», ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации представляют Генеральному прокурору Российской Федерации его заместители, курирующие деятельность соответствующих подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, органов прокуратуры в федеральных округах, специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации, Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Федеральный государственный служащий, работник, отказавшийся от звания, награды, в течение трех рабочих дней представляет Генеральному прокурору Российской Федерации, прокурору субъекта Российской Федерации приравненному к нему прокурору специализированной прокуратуры, прокурорам ЗАТО г. Межгорье, комплекса «Байконур», ректору Академии Генеральное прокуратуры Российской Федерации уведомление об отказе в получении звания награды (далее - уведомление), составленное по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

Прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему прокурор специализированной прокуратуры, прокуроры ЗАТО г. Межгорье, комплекса «Байконур», ректор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в течение семи дней со дня поступления уведомления направляют его Генеральному прокурору Российской Федерации.

4. Федеральный государственный служащий, работник, получивший звание награду до принятия Генеральным прокурором Российской Федерации решения по результатам рассмотрения ходатайства, передает оригиналы документов к званию награду и оригиналы документов к ней на ответственное хранение в кадровом подразделение (должностному лицу) органа, организации прокуратуры Российской Федерации (в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Главное управление кадров) в течение трех рабочих дней со дня их получения.

5. В случае если во время служебной командировки федеральный государственный служащий, работник получил звание, награду или отказался от них, срок представления ходатайства либо уведомления исчисляется со дня возвращения его из служебной командировки.

6. В случае если федеральный государственный служащий, работник по не зависящей от него причине не может представить ходатайство либо уведомление, передать оригиналы документов к званию, награду и оригиналы документов к ней в сроки, указанные в пунктах 2-5 настоящего Положения, он обязан представить ходатайство либо уведомление, передать оригиналы документов к званию, награду и оригиналы документов к ней не позднее следующего рабочего дня после устранения такой причины.

7. Ходатайство федерального государственного служащего, работника о принятии звания, награды рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Подготовка материалов по ходатайству для его дальнейшего рассмотрения возлагается на Главное управление кадров.

Информирование федерального государственного служащего, работника о результатах рассмотрения ходатайства, а также учет уведомлений осуществляется кадровым подразделением (должностным лицом) органа, организации прокуратуры (в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Главным управлением кадров).

8. В случае удовлетворения Генеральным прокурором Российской Федерации ходатайства федерального государственного служащего, работника, указанного в пункте 4 настоящего Положения, кадровое подразделение (должностное лицо) органа, организации прокуратуры в течение 10 рабочих дней со дня получения решения Генерального прокурора Российской Федерации передает федеральному государственному служащему, работнику оригиналы документов к званию, награду и оригиналы документов к ней.

В трудовую книжку федерального государственного служащего, работника в случаях, установленных законодательством, вносится соответствующая запись о награждении, а копии документов к званию, награде приобщаются к его личному делу.

9. В случае отказа Генерального прокурора Российской Федерации в удовлетворении ходатайства федерального государственного служащего, работника, указанного в пункте 4 настоящего Положения, кадровое подразделение (должностное лицо) органа, организации прокуратуры в течение 10 рабочих дней со дня получения решения Генерального прокурора Российской Федерации сообщает об этом федеральному государственному служащему, работнику и направляет оригиналы документов к званию, награду и оригиналы документов к ней в соответствующий орган иностранного государства, международную организацию, политическую партию, иное общественное объединение или другую организацию.

* Требования Положения не распространяются на принятие наград, почетных и специальных званий, если они являются научными или предлагаются политическими партиями, другими общественными объединениями, в том числе религиозными, и другими организациями, с которыми федеральные государственные служащие, работники органов и организаций прокуратуры Российской Федерации не взаимодействуют в процессе исполнения должностных обязанностей.

Генеральному прокурору Российской Федерации

(Ф.И.О., замещаемая должность)

о разрешении принять почетное или специальное звание, награду

иностранного государства, международной организации, политической

партии, иного общественного объединения, в том числе религиозного, или

Прошу разрешить мне принять ____________________________________________

(наименование почетного или специального звания,

награды или иного знака отличия)

(за какие заслуги присвоено и кем, за какие заслуги награжден (а) и кем)

(дата и место вручения документов к почетному или

специальному званию, награды или иного знака отличия)

Документы к почетному или специальному званию, награда и документы к ней

(нужное подчеркнуть) ___________________________________________________

(наименование почетного или специального звания, награды)

(наименование документов к почетному или специальному званию, награде)

сданы по акту приема-передачи N _____ от "__" __________ 20__ г.

(наименование кадрового подразделения)

"__" __________ 20__ г. ______________________ _________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Генеральному прокурору Российской Федерации

(Ф.И.О., замещаемая должность)

об отказе в получении почетного или специального звания, награды

иностранного государства, международной организации, политической

партии, иного общественного объединения, в том числе религиозного, или

Уведомляю о принятом мною решении отказаться от получения ______________

(наименование почетного или специального звания, награды)

(за какие заслуги присвоено и кем, за какие заслуги награжден (а) и кем)

"__" __________ 20__ г. ______________________ _________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Обзор документа

Определен порядок принятия госслужащими и работниками органов и организаций прокуратуры России почетных и специальных званий (кроме научных), наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных организаций.

Служащий, работник, получивший звание, награду либо уведомленный о предстоящем их получении, обращается к Генпрокурору (прокурору субъекта, приравненному к нему и другим прокурорам ) с ходатайством о разрешении принять награду (звание) или уведомление об отказе в ее получении. Срок - 3 рабочих дня. Прокурор субъекта (приравненный к нему и другие прокуроры) направляют ходатайство в течение 7 дней Генпрокурору России с приложением своего письменного мнения о целесообразности или нецелесообразности удовлетворения такового.

Если награда была получена до принятия решения, то оригиналы документов к ней должны быть переданы на ответственное хранение в кадровом подразделение (должностному лицу) органа, организации прокуратуры (в Генпрокуратуре - Главное управление кадров) в течение 3 рабочих дней со дня получения.

Ходатайство рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации в Генпрокуратуре России.

В случае удовлетворения ходатайства госслужащего кадровое подразделение в течение 10 рабочих дней передает ему оригиналы документов к званию, награду и оригиналы документов к ней. При отказе они направляются в соответствующий орган иностранного государства, международную организацию, политическую партию, иное общественное объединение или другую организацию.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным законом от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 129 Конституции РФ).

Деятельность любого должностного лица функционально связана с деятельностью прокурора. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых указанными органами правовых актов; а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" задачами (целями) прокуратуры являются:

- обеспечение верховенства закона;

- обеспечение единства и укрепления законности;

- защита (обеспечение защиты) прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Организация и деятельность прокуратуры базируется на четырех принципах:

- единства и централизации;

- независимости прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений и подчинения их только закону.

Прокуратурой осуществляется несколько видов деятельности, одни из которых относятся к прокурорскому надзору, другие - к иным направлениям деятельности прокуратуры. Основными отраслями прокурорского надзора признаются:

1) надзор за исполнением законов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо прокурорского надзора законом предусмотрены иные направления деятельности прокуратуры:

1) осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

3) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;

4) участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

5) внесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

6) участие в правотворческой деятельности.

Прокурор обладает следующими полномочиями:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, органов управления и коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

- возбуждать производство об административном правонарушении;

- требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

- предостерегать о недопустимости нарушения закона;

- освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

- опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

- вносить представление об устранении нарушений закона.

- рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

- принимать меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление, были подвергнуты уголовному преследованию;

- предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение;

- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства;

- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

- истребовать и проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела;

- отменять незаконные или необоснованные решения;

- рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

- разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также самоотводы последнего;

- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

- передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

- утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

- возвращать уголовное дело следователю (дознавателю и др.) со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения (обвинительного акта или обвинительного постановления) и устранения выявленных недостатков;

- признать доказательство недопустимым;

- отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора;

- посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу;

- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.;

- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Основными актами реагирования прокурора на нарушения закона являются:

Протест - это документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством в суд.

Представление об устранении нарушений закона готовится в случае выявления нарушений закона, причин и условий, способствующих таковым. Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона может быть объявлено должностным лицам и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением законов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий и изложенных в предостережении, представлении, постановлении и протесте, которые вытекают из его полномочий, влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 17.7 КоАП).

Прокурорами также координируется деятельность по борьбе с преступностью:

- органов внутренних дел;

- органов федеральной службы безопасности;

- органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- органов таможенной службы;

- иных правоохранительных органов.

Прокурор не осуществляет надзора за деятельностью судов, он лишь вправе в соответствии с процессуальным законодательством принимать участие в рассмотрении дел судами. Основные полномочия прокурора применительно к данной отрасли прокурорского надзора закреплены в УПК, ГПК и АПК.

Установив в ходе осуществления своих полномочий необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов, прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Система органов прокуратуры Российской Федерации состоит из Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных (транспортных и природоохранительных) прокуратур, научных и образовательных организаций, редакций печатных изданий, а также прокуратур городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур (транспортных, природоохранительных прокуратур, прокуратур по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, прокуратур по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах, прокуратуры Московского метрополитена).

На должность прокуроры городов и районов назначаются так же, как и освобождаются от должности - Генеральным прокурором РФ. Об их назначении и об их освобождении от должности публикуется в печати сообщения.

В соответствии со ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурором может быть:

- гражданин Российской Федерации;

- получивший высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;

- обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами;

- способный по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности.

Не может находиться на службе в органах и организациях прокуратуры гражданин:

- имеющий гражданство иностранного государства;

- признанный решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лишенный решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

- имевший или имеющий судимость;

- имеющий заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению им служебных обязанностей прокурорского работника;

- состоящий в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- отказывающийся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Прокурором города, района, приравненным к ним прокурором может быть лицо:

- не моложе 25 лет;

- имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.

Прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему прокурором назначается лицо:

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

О требованиях к кандидатам, претендующим на замещение должностей федеральной государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 19 октября 2018, 16:34

Генеральной прокуратурой Российской Федерации важное значение придается отбору, расстановке кадров и их закреплению.

В соответствии с требованиями, установленными статьей 40 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Статьями 15 1 и 16 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» для лиц, назначаемых на должности руководителей органов прокуратуры, установлены ограничения по возрасту и стажу службы.

Так, на должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и организациях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Гражданин, претендующий на замещение должности прокурора города, района или приравненного к нему прокурора должен быть не моложе 27 лет и иметь не менее пяти лет стажа службы (работы) в органах и организациях прокуратуры на соответствующих должностях.

При отборе на службу в органы прокуратуры учитываются интеллектуальный уровень кандидата (интеллект, эрудиция, творческое мышление), уровень правосознания, воспитания и культуры, аналитические способности и коммуникативные качества (умение вести деловую беседу, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения), другие моральные качества и психологические свойства личности, перечень которых определен приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 09.01.2013 № 5 «Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) заместителя прокурора города, района, приравненного к ним прокурора».

Каждый кандидат в обязательном порядке проходит психологический отбор, в процессе которого изучаются его личностные качества, способные повлиять на возможность коррупционного поведения в служебной деятельности.

Препятствием для поступления на службу в органы прокуратуры является:

наличие гражданства иностранного государства;

признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишение по решению суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, в случае, если их служба будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

наличие заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей прокурорского работника.

Полный перечень заболеваний, а также порядок проведения медицинского освидетельствования определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 733 «О медицинском освидетельствовании лиц на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника».

Гражданин не может быть принят на государственную службу и в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту). Вопросам прохождения военной службы по призыву уделяется особое внимание, что следует учитывать лицам, претендующим на замещение должностей в органах прокуратуры.

Согласно статье 40 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17,18, 20, 20 1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности для государственных служащих установлен запрет на:

занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

участие в управлении коммерческой организацией или некоммерческой организацией, за исключением предусмотренных законом случаев;

вхождение в составе органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;

приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход;

занятие оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Государственному служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Прокурорские работники не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также членами общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности, что предусмотрено статьей 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации.

Вышеуказанные требования законодательства учитываются при рассмотрении вопроса о приеме на службу в органы прокуратуры.

Кроме того, в целях предупреждения коррупционных проявлений кандидаты проверяются на возможное наличие личностных и имущественных факторов, способствующих возникновению конфликта интересов.

Также проводится углубленный анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе с истребованием необходимой информации из органов контроля.

Лицами, в том числе, ранее проходившими военную службу или иную службу в государственных органах, работавшими в других организациях, учреждениях и на предприятиях различных форм собственности, при поступлении на федеральную государственную службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации и назначении на должность прокурорского работника представляются документы, перечень которых предусмотрен в приложении № 1 к Инструкции по учету кадров прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13.03.2018 № 135.

Работники прокуратуры осуществляют надзор за выполнением законов Российской Федерации. Давайте рассмотрим, какие требования работники прокуратуры вправе предъявлять к гражданам Российской Федерации. Также рассмотрим их обязанности.

Кадровые работники прокуратуры

Функции сотрудников правоохранительного органа

  • исполнение законов страны;
  • надзор или контроль над работой государственных структур;
  • составление актов реагирования на ошибки предприятий;
  • рассмотрение писем, заявлений от граждан или предприятий о нарушениях работы;
  • контроль за выполнением законов, ведение следствия;
  • действия на стороне обвинителя или государства.

Правовой статус работников прокуратуры

Сотрудник такой организации обязательно должен быть гражданином страны, на которую работает. При этом иметь полное высшее образование, для некоторых профессий необходим опыт и стаж работы. У сотрудника обязательно должна быть соответствующая физическая подготовка. При вступлении в должность служащий проходит испытательный срок (до 6 месяцев). Если обязанности на занимаемой должности заключаются в дополнительной помощи служащему правоохранительных органов, то на такое место работы могут претендовать студенты, проходящие обучение на юридическом факультете.

Генеральная прокуратура РФ

Будущему прокурору обязательно должно быть больше 25 лет, стаж работы в такой организации должен быть не менее 3 лет. Сотрудники являются лицами, которые защищают государство. Сами они также попадают под его защиту. Работники прокуратуры в своей деятельности обязаны выполнять приказы прокурора. Они должны правильно организовать сбор статистических данных и справок. Документы и их копии должны обязательно предоставляться по требованию прокурора. Обязанностью прокурора является посещать местные совещания глав города, а также принимать непосредственное участие в жизни города либо района.

Особенности сотрудничества

При вступлении в должность будущему сотруднику обязательно шьется профессиональная форма или обмундирование. Готовая форма не продается, поэтому купить ее не получится. У сотрудника прокуратуры должен быть комплект синей формы. Она считается рабочей. Парадная форма имеет белый цвет. В набор одежды входят брюки для мужчин и юбка для женщин, форменные рубашки белого и синего цветов с короткими и длинными рукавами, форменный галстук, фуражка, китель с погонами. В подтверждение занимаемой должности работнику выдается удостоверение Следственного комитета. Документ имеет вид маленькой раскладной книжки красного цвета. Данный документ очень важен для сотрудника органов, так как он содержит всю информацию о человеке. Удостоверения нельзя давать третьим лицам. Перед выходом на работу его всегда нужно брать с собой. Без данного удостоверения сотруднику прокуратуры имеют право отказать в предоставлении информации.

Звания и льготы сотрудников

В нашей стране для прокуратур и юстицией действует ряд званий:

  • Действительный советник прокуратуры.
  • Государственный советник юстиции 1, 2, 3 класса.
  • Старший советник.
  • Советник прокуратуры.
  • Младший советник 1, 2, 3 класса.
  • Младший юрист.

Форма прокурора

Сотрудникам с правовым статусом работников прокуратуры присуждаются классные звания, они идут наряду с военной классификацией. Рассмотрим подробнее соответствие чина воинскому званию:

  1. Действительный советник равен генералу.
  2. Советник 1 класса равен генерал-полковнику.
  3. Советник 2 класса равен генерал-лейтенанту.
  4. Советник 3 класса равен генерал-майору.
  5. Старший советник равен полковнику.
  6. Советник юстиции равен подполковнику.
  7. Младший советник равен майору.
  8. Юрист 1 класса равен капитану.
  9. Юрист 2 класса равен старшему лейтенанту.
  10. Юрист 3 класса равен лейтенанту.
  11. Младший юрист равен младшему лейтенанту.

Прокурор в суде

Служащим правоохранительных органов обязательно положены льготы.

  • Служащие имеют право на предоставление судебного иммунитета.
  • Работники прокуратуры постоянно находятся под защитой страны, это распространяется и на их родственников (Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»).
  • Служащим разрешается ношение оружия и опасных средств.
  • Служащие застрахованы, имеют право проходить бесплатное лечение в медицинских учреждениях.
  • Работники имеют право на бесплатное пользование некоторыми видами транспорта.
  • Служащим положено бесплатное жилье.
  • Работникам прокуратуры положены ежегодные путевки (им самим, их детям и родственникам).

Сотрудники правоохранительных органов не имеют права вступать в политические партии.

Нельзя заниматься предпринимательской деятельностью и иметь дополнительные источники дохода.

Правила поведения

Помощник прокурора

Сотрудники судов должны соблюдать определенные правила поведения.

Правила поведения работников аппарата суда регламентируются законодательством России, а именно Конституцией РФ.

Правила общего характера:

  • При работе с коллегами и посетителями необходимо сохранять спокойствие, не повышать голос, избегать лишних жестов.
  • Сотрудник не должен отвечать, если его оскорбляют или обвиняют, нельзя проявлять агрессию.
  • При общении с судьей необходимо проявлять такт и уважение, нельзя обсуждать коллег правоохранительных органов или распускать слухи о них.
  • Внешний вид сотрудника прокуратуры должен быть аккуратным. Необходимо носить нагрудную визитную карточку с указанием полного имени, звания и должности. Необходимо носить служебную форму или деловую одежду, удостоверение всегда должно быть при себе.
  • Каждый сотрудник суда отвечает за свое рабочее место и обязан держать его в чистоте и порядке, отвечать за сохранность инвентаря и техники. Из здания выносить ничего нельзя без соответствующего разрешения.
  • Работник суда на рабочем месте должен придерживаться правил техники безопасности, соблюдать правила пожарной безопасности.
  • Служащему прокуратуры нельзя курить в общественных местах и находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

Правила профессиональной этики:

  • Сотрудник своей деятельностью не должен влиять на судебный процесс.
  • При ведении дела работнику не разрешается дискриминировать подследственного на основании национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации и т.д.
  • Личная критика или чье-то мнение не должно влиять на сторону обвинения.
  • Необходимо учитывать мнения всех людей, обратившихся в суд.
  • Сотрудник должен строго соблюдать правила неразглашения секретной информации.
  • Служащий суда должен корректно контролировать передачу данных на публичных выступлениях и при предоставлении информации для прессы.
  • Сотрудник не должен использовать свое положения для получения выгоды.

Работник прокуратуры должен осознавать свою ответственность перед государством и его гражданами. Проблемы личного характера не должны влиять на его профессиональную деятельность.


ГПК РФ допускает участие в деле прокурора, который может обращаться к суду с иском в защиту прав лиц или интересов государства, вступать в процесс в целях осуществления возложенных на него функций. Общие правила, регулирующие участие в делах прокурора, устанавливаются ст. 45 ГПК РФ. Рассмотрим их подробнее, чтобы вы взяли на заметку.

Сущность привлечения прокуроров к гражданским делам

Заинтересованность прокурора должна отличаться от заинтересованности участников дела или третьих лиц, которая у них носит субъективный характер. Формально прокурор должен иметь государственно-правовые интересы, основанные на принципах самостоятельности и соблюдения законности.

Прокурор призван обеспечивать правильность действий участников судопроизводства и помогает суду осуществить правосудие. Общей основной причиной участия прокурора в делах, связанных с принятием решений на основе ГК РФ, считается осуществление функции охраны закона.

Другими словами, гражданин может обратиться к прокурору с заявлением о нарушении закона, а может просто рассказать о фактах этого нарушения закона с вольными формулировками. Если у прокурора сложится мнение о том, что на основании того или другого ему необходимо принять участие в гражданском судопроизводстве, то он может это сделать для защиты законных интересов гражданина или общественно-правовых.

Здесь мнение прокурора — это своеобразное юридическое понятие, правовой термин, а не просто слово, которое с лёгкостью можно заменить на синоним.

При этом основополагающим для прокурора является ФЗ «О прокуратуре РФ», который предусматривает, что прокурор участвуют в рассмотрении дел судами и руководствуется при этом ГПК РФ. В плане конкретизации в законе сказано, что в соответствии с ГПК РФ прокуроры могут обращаться в судебные инстанции с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту чьих-либо прав, свобод и законных интересов. Если встал вопрос о защите прав неопределенного круга лиц, государства и муниципальных образований, то закон не устанавливает никаких ограничений для деятельности прокурора в области судебной защиты.

В этом аспекте ГПК РФ никак не поясняет, что такое уважительные причины. Поэтому прокурору достаточно в своём заявлении упомянуть причины невозможности гражданином принять участие в защите своих прав. Тогда к заявлению прикладываются документы, подтверждающие изложенные обстоятельства. Суд может оценивать причины, указанные прокурором, но обычно, если тот ссылается на состояние здоровья гражданина, это оспаривается судом крайне редко.

Но это не должно распространяться на случаи, если изначальной мотивацией стало обращение к прокурору граждан с целью защиты нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений, защиты семьи и подобных, указанных в действующем законодательстве, прав.

К примеру, существуют дела, в которых прокуроры пытаются отстаивать интересы граждан в сфере начисления им пенсии, когда ПФР не признаёт определённые периоды страхового стажа, обеспечение прав по охране здоровья и других. В таких ситуациях прокурор полностью уполномочен обратиться в суд с исковым заявлением, не исследуя дополнительных юридических фактов.

При этом прокуроры обязаны принимать во внимание, что бремя доказывания тех или иных обстоятельств, на которые ссылается сторона, на неё же и ложится. В силу этого ему придётся проделать работу не только по составлению искового, но и по сбору документов и других доказательств.

При рассмотрении дела прокурор выступает первым при необходимости дать суду те или иные объяснения и первым участвует в исследовании обстоятельств. Подавший заявление прокурор получает все процессуальные права и обязанности истца. Не может он только заключать мировые соглашения и не несёт обязанности по уплате судебных расходов по делу.

Ограничен прокурор и в возможности остановить рассмотрение иска. Он может лишь отказаться от своего заявления, но рассмотрение дела продолжается до тех пор, пока истец не заявит о своём отказе от иска.

Самым существенным процессуальным моментом остаётся то, что обращение прокурора с заявлением в суд не трактуется как предъявлениеиска, а прокурор не становится истцом даже только в процессуальном смысле. Закон отводит ему особую функцию, при осуществлении которой он действует как истец или представитель того, но не становится ни тем, ни другим.

Суд по заявлению прокурора возбуждает производство по гражданскому делу. Иногда можно встретить мнение о том, что дело возбудил сам прокурор, что в корне не верно, просто по той причине, что выходит за рамки компетенции прокурора.

ГПК РФ относит прокурора к числу лиц, участвующих в деле. Гражданское дело — это спор участников гражданского правового оборота и предмет судебного разбирательства. Прокурор не является стороной спора о праве. В силу этого отсутствуют основания для того, чтобы относить его к числу участников дела. Он является участником процесса.

Позиции высших судов о процессуальной стороне участия прокуроров в гражданских делах

Правовая позиция КС РФ, выраженная в Определении от 20.06.2006 № 176-О, сводится к тому, что предусмотренное рассматриваемой статьёй обращение прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц и его вступление в уже идущий процесс рассматривает в качестве автономных процессуальных видов участия прокурора в деле, а их смешение признано недопустимым.

Имеется у прокурора и право принять участие в уже начавшемся рассмотрении гражданского дела с целью представления заключения. О том, что это право, а не обязанность, а отсутствие в деле заключений прокурора не делает решение принятым с нарушением норм права, говорится в определении ВС РФ от 13.10.2009 № КАС09-448.

На основании положений ст. 189 ГПК РФ, после завершения этапа исследования доказательств, судья предоставляет слово для заключения прокурору, который излагает официальную точку зрения по поводу исследования фактов и доказательств. Затем начинаются прения. ГПК РФ не отвёл прокурору места в прениях, а его заключение не имеет обязательного характера, но принимается во внимание при вынесении судебного решения.

Читайте также: