Может ли работник водитель грузового автомобиля быть привлечен к полной материальной ответственности

Опубликовано: 15.05.2024

Водители, работающие на организацию-перевозчика, несут материальную ответственность за груз при перевозке. Каков объем этой ответственности, может ли перевозчик взыскать ущерб с водителя полностью?

Договор и мера ответственности

Очевидно, что перевозчик заинтересован в возмещении нанесенного ему вреда полностью. Заключая трудовой договор и договор о материальной ответственности с водителем, работодатель, как правило, стремится сформулировать его положения соответствующим образом. Однако вопрос этот в правовом поле до конца не отрегулирован.

Вначале определим, что сама по себе должность водителя не подразумевает полной материальной ответственности. Правительственным постановлением № 823 от 14/11/02, постановлением Минтруда № 85 от 31/12/02 установлен перечень должностей и работ, при которых законно заключение договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, установлены их типовые формы. В перечне водители не упомянуты. Следовательно, речь по общему правилу идет о возмещении ущерба в ограниченном размере.

В то же время перечень позволяет заключать такие договоры с экспедиторами (инкассаторами), лицами, занимающимися перевозкой ценностей, груза. Этим часто пользуются наниматели, заключая договор с одним и тем же работником, как с экспедитором, так и с водителем.

Может иметь место договор «перевозчик-водитель», с учетом положений ст. 241 ТК РФ, где средний заработок водителя за месяц указывается как граница материальной ответственности работника по умолчанию.

Находят применение и договоры о коллективной ответственности водителей. Они действуют, если ущерб нанимателю налицо, а определить вину одного из работников достоверно нельзя. Такой документ имеет смысл, например, если два водителя трудятся на одном автомобиле в одну смену. Здесь возникает уже общая ответственность, вступают в действие положения ТК РФ о коллективной ответственности, что учитывается судом. В ст. 245 ТК РФ говорится о группе лиц, на которую ложится материальная ответственность в полном объеме за недостачу ценностей, принадлежавших нанимателю.

Содержание договора

В договор материальной ответственности с водителем включается обычно не только обязанность доставить груз от точки до точки, но и ремонт при необходимости, заправка, контроль загрузки и выгрузки ценностей, товара.

Кроме того, могут включаться такие условия:

  • обязанность следить за распределением груза при погрузке (но это условие не снимает полностью ответственность с грузоотправителя, производящего погрузку, согласно ст. 37 Устава автомобильного транспорта ФЗ № 259 от 08/11/07);
  • обязанность следить за грузом в кузове с точки зрения соблюдения ПДД;
  • обязанность принимать груз по накладной, пересчитывать его, проверять качество и целостность тары, упаковки;
  • обязанность оформления недостачи и порчи при их обнаружении;
  • наличие униформы (халата) и медицинской книжки.

Здесь речь идет об элементах договора транспортной экспедиции перевозчика, а водитель принимает на себя обязанности экспедитора, так как является представителем перевозчика. Именно такие контракты чаще всего имеют место.

Важно! Указание в договоре о материальной ответственности с работником конкретной должности обязательно, иначе привлечь его к ответственности проблематично.

Особенно сомнительным, с точки зрения сложившейся судебной практики, выглядит пункт договора с водителем о его полной материальной ответственности за груз. Однако взыскать с работника штрафы, убытки, понесенные в результате нарушения корректно составленного договора, перевозчик может. Ограничение суммой среднемесячного заработка при этом сохраняется.

Правовая практика

Основной вопрос при утрате или порче груза и для перевозчика, и для водителя состоит в объеме материальной ответственности. Ее наличие определяется договором, но величину, как правило, определяет суд. Поскольку профессия в соответствующих документах Правительства и Минтруда отсутствует, полностью отвечать водитель за груз не может. Многие суды придерживаются такой точки зрения.

К примеру, Омский областной суд (аппеляционное определение судебной коллегии по гражданским делам, д. № 33-897/2019 от 28/02/019 г.) при рассмотрении вопроса о привлечении водителя, допустившего аварию служебного автомобиля, к материальной ответственности в полном объеме такую возможность исключил.

При этом отмечено, что:

Суд установил, что водитель обязан компенсировать ущерб только в размере среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Такое положение дел сохраняется, даже если работник ранее взял на себя обязательства полностью возместить ущерб (ст. 248 ТК РФ), а затем изменил свое решение. Подобный подход определяется тем, что работник считается более слабой стороной в трудовых отношениях, по сравнению с работодателем.

Кроме того, водитель может отвечать лишь за реальный ущерб, а не за упущенную выгоду работодателя.

Существенный вопрос – время, за которое определяется средний заработок водителя (момент причинения ущерба, обнаружения или взыскания). Поскольку в законодательстве и разъяснительных документах четких указаний нет, суды принимают различные точки зрения, например:

  • на день судебного решения (Суд. уч. № 1 г. Северодвинск, д. № 2-1512);
  • на день причинения ущерба (Архангельский облсуд, суд. уч. № 2 Холмогорского района д. № 2-450).

В некоторых случаях материальный ущерб может взыскиваться по суду с водителей полностью:

  1. Водитель не находился на работе, но причинил ущерб нанимателю, например, похитив автомобиль (ст. 243 ТК РФ, ч. 1-8).
  2. Водитель совершил административный проступок и причинил ущерб (ст. 243 ТК РФ ч. 1-6).
  3. Водителем причинен ущерб как результат преступных действий. Данное обстоятельство установлено судебным приговором (ст. 243 ТК РФ ч. 1-5).
  4. Водитель был пьян, когда причинил ущерб. Речь идет об алкогольном и любом ином виде опьянения (ст. 243 ТК РФ ч. 1-4).
  5. Вред имуществу со стороны водителя умышленный, и работодатель доказал этот факт. Если доказательств умысла нет, полностью взыскивать ущерб нельзя (ст. 243 ТК РФ ч. 1-3).
  6. Ценности были переданы водителю по разовому документу, который он подписал. Установлен факт недостачи таких ценностей. Подобные случаи бывают, если водителю, а не другому работнику, сопровождающему груз, по доверенности передается имущество. Существенный нюанс: передача должна быть разовой и срочной (ст. 243 ТК РФ ч. 1-2).

По каждому приведенному случаю в РФ существует обширная судебная практика. В одних случаях судьи принимают сторону водителя, а в других – нанимателя.

Материальная ответственность сотрудника определяет механизм возмещения вреда, нанесенного имуществу предприятия. По действующему трудовому законодательству работник считается материально ответственным лицом и обязуется компенсировать ущерб, нанесенный по его вине. Это касается и тех, кто занимает должность водителя.

Понятие материальной ответственности водителя

материальная ответственность водителя

Согласно ст. 243 ТК, соглашение о полной ответственности заключается с лицами, занимающими определенные должности. В эту категорию не входят водители, кроме инкассаторов, экспедиторов и занимающиеся перевозкой материальных ценностей. Перечень должностей утвержден постановлением Минтруда РФ № 85, и в случае несоответствия с ним оформленный контракт о матответственности не будет юридически действительным.

Для таких ситуаций существует понятие ограниченной ответственности сотрудников, оговоренное статьей 241 ТК. При ее наступлении возмещение потерянных активов возможно в размерах, не превышающих среднемесячный заработок гражданина. Такой вариант наиболее распространен при составлении договора материальной ответственности за грузовой автомобиль. Он возлагает на водителя обязанности по сохранности служебного автомобиля.

Права и обязанности водителя

Перечень обязанностей шоферов, помимо управления транспортом, может содержать и другие функции. Для их упорядочивания между работником и руководителем заключается договор, в котором описываются детали сотрудничества, права и обязанности сторон, должностные функции.

Договор на матответственность в этом случае включает:

  • доставку груза от пункта приема до конечной точки;
  • ремонт ТС в дороге (при возникновении необходимости);
  • заправку машины;
  • контроль погрузки и выгрузки товара.

Должность экспедитора подразумевает дополнительные обязанности. Он контролирует:

  • качество перевозимого товара;
  • целостность упаковки;
  • особый режим транспортировки для конкретных грузов (опасные вещества);
  • документальное оформление при обнаружении недостачи, порчи товара и иного вреда.

ВАЖНО! Перечисленные обязанности должностных лиц будут актуальными только при наличии договора об ответственности конкретного работника. Если перевозка груза осуществлялась без документа, то в случае нанесения урона водитель не обязан его возмещать. Трудовой контракт не является основанием для привлечения к ответственности.

Какой ущерб возмещает водитель

Водитель несет ответственность в обозначенных договором случаях. К ним относятся:

  • умышленная порча имущества;
  • причинение вреда в состоянии алкогольнольного или наркотического опьянения;
  • признание его виновным при дорожно-транспортном происшествии;
  • преступные действия сотрудника, которые привели к убыткам (по решению суда);
  • административный проступок (при установлении вины государственным органом).

Взыскание компенсации с провинившегося лица производится в полном объеме в течение 30 дней после расчета суммы понесенного ущерба.

ВАЖНО! При истечении срока возмещения вреда или отказе работника выплачивать установленную сумму (если размер выплаты превышает среднюю заработную плату виновника) взыскание возможно исключительно через суд.

Договор о материальной ответственности водителя-экспедитора подразумевает не только возмещение урона ТС, но и ответственность за материальные блага, перевозимые в машине. При этом гражданин будет отвечать только за те ценности, которые прописаны в сопроводительном документе и договоре.

Договор о полной материальной ответственности водителя

При составлении документа, который определяет ответственность водителя при возникновении форс-мажорных ситуаций, необходимо опираться на статью № 232 ТК РФ. Договор о матответственности состоит из следующих частей:

  1. Преамбула содержит информацию о сторонах, месте и дате подписания.
  2. Основная часть (определение обязанностей сторон).
  3. Метод определения суммы нанесённого вреда и порядок взыскания.
  4. Исключающие обстоятельства (отсутствие доказанности вины, условия, при которых сохранность груза не зависит от шофёра).
  5. Подписи сторон и печать организации.

ВАЖНО!Рекомендуется серьезно подходить к составлению соглашения во избежание возникновения споров между сторонами. Чем подробнее будут продуманы и описаны его положения, тем меньше будет трудностей при решении конфликтов и взыскании средств.

Требования к оформлению

Законодательством не установлена форма договора между работодателем и подчиненным. Можно использовать собственно разработанный бланк, но при условии закрепления его формы в локальных актах предприятия.

Договор об ответственности работника разрешается заполнять в письменном или печатном виде, но подписи сторон всегда ставятся вручную.

Образец договора


Действующий юрист по Трудовому праву, руководитель отдела кадров. Стаж работы более 10 лет.

материальная ответственность водителя

Согласно ст. 243 ТК, соглашение о полной ответственности заключается с лицами, занимающими определенные должности. В эту категорию не входят водители, кроме инкассаторов, экспедиторов и занимающиеся перевозкой материальных ценностей. Перечень должностей утвержден постановлением Минтруда РФ № 85, и в случае несоответствия с ним оформленный контракт о матответственности не будет юридически действительным.

Для таких ситуаций существует понятие ограниченной ответственности сотрудников, оговоренное статьей 241 ТК. При ее наступлении возмещение потерянных активов возможно в размерах, не превышающих среднемесячный заработок гражданина. Такой вариант наиболее распространен при составлении договора материальной ответственности за грузовой автомобиль. Он возлагает на водителя обязанности по сохранности служебного автомобиля.

Права и обязанности водителя

Перечень обязанностей шоферов, помимо управления транспортом, может содержать и другие функции. Для их упорядочивания между работником и руководителем заключается договор, в котором описываются детали сотрудничества, права и обязанности сторон, должностные функции.

Договор на матответственность в этом случае включает:

  • доставку груза от пункта приема до конечной точки;
  • ремонт ТС в дороге (при возникновении необходимости);
  • заправку машины;
  • контроль погрузки и выгрузки товара.

Должность экспедитора подразумевает дополнительные обязанности. Он контролирует:

  • качество перевозимого товара;
  • целостность упаковки;
  • особый режим транспортировки для конкретных грузов (опасные вещества);
  • документальное оформление при обнаружении недостачи, порчи товара и иного вреда.

ВАЖНО! Перечисленные обязанности должностных лиц будут актуальными только при наличии договора об ответственности конкретного работника. Если перевозка груза осуществлялась без документа, то в случае нанесения урона водитель не обязан его возмещать. Трудовой контракт не является основанием для привлечения к ответственности.

Какой ущерб возмещает водитель

Водитель несет ответственность в обозначенных договором случаях. К ним относятся:

  • умышленная порча имущества;
  • причинение вреда в состоянии алкогольнольного или наркотического опьянения;
  • признание его виновным при дорожно-транспортном происшествии;
  • преступные действия сотрудника, которые привели к убыткам (по решению суда);
  • административный проступок (при установлении вины государственным органом).

Взыскание компенсации с провинившегося лица производится в полном объеме в течение 30 дней после расчета суммы понесенного ущерба.

ВАЖНО! При истечении срока возмещения вреда или отказе работника выплачивать установленную сумму (если размер выплаты превышает среднюю заработную плату виновника) взыскание возможно исключительно через суд.

Договор о материальной ответственности водителя-экспедитора подразумевает не только возмещение урона ТС, но и ответственность за материальные блага, перевозимые в машине. При этом гражданин будет отвечать только за те ценности, которые прописаны в сопроводительном документе и договоре.

Вам может быть интересно: Как составить приказ о назначении МОЛ







II. Общие положения о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю

Четыре кита всякой ответственности — вина, противоправность, причинно-следственная связь, наличие вреда — лежат и в основе материальной ответственности работников. В пункте 4 Постановления Пленума № 52 Верховный Суд РФ разъясняет, что «к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности».
Поскольку работник презюмируется более слабой стороной трудового правоотношения, законодатель установил ряд ограничений в части размера и условий привлечения его к ответственности. Прежде всего, работник отвечает только за реальный — прямой действительный — ущерб; упущенная выгода взысканию с работника не подлежит. Кроме того, ТК РФ установлено два вида ответственности работников — ограниченная и полная. Общим правилом является ограничение ответственности работника размером его среднего заработка (ст. 241 ТК РФ). К полной ответственности работник может быть привлечен только в случаях, исчерпывающим образом определенных ТК РФ или иными федеральными законами.

Договор о полной материальной ответственности водителя

При составлении документа, который определяет ответственность водителя при возникновении форс-мажорных ситуаций, необходимо опираться на статью № 232 ТК РФ. Договор о матответственности состоит из следующих частей:

  1. Преамбула содержит информацию о сторонах, месте и дате подписания.
  2. Основная часть (определение обязанностей сторон).
  3. Метод определения суммы нанесённого вреда и порядок взыскания.
  4. Исключающие обстоятельства (отсутствие доказанности вины, условия, при которых сохранность груза не зависит от шофёра).
  5. Подписи сторон и печать организации.

ВАЖНО!Рекомендуется серьезно подходить к составлению соглашения во избежание возникновения споров между сторонами. Чем подробнее будут продуманы и описаны его положения, тем меньше будет трудностей при решении конфликтов и взыскании средств.

Требования к оформлению

Законодательством не установлена форма договора между работодателем и подчиненным. Можно использовать собственно разработанный бланк, но при условии закрепления его формы в локальных актах предприятия.

Договор об ответственности работника разрешается заполнять в письменном или печатном виде, но подписи сторон всегда ставятся вручную.

Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб

Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.

Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации. Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф. Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.

Однако отнюдь не все организации и предприниматели могут себе позволить траты на контролирующие устройства. В этом случае основной инструмент контроля — это нормативы расхода топлива. Их утверждают на основании данных, указанных в документации на машину, либо устанавливают опытным путем (подробнее об этом читайте в статье «Практические советы по учету и списанию ГСМ»).

Однако если лимит оказался превышен либо показания специальных устройств подтвердили предположение о нечестности водителя, удержать ущерб из зарплаты весьма непросто. Для этого нужно доказать, что виноват именно шофер, а не сам работодатель или внешние факторы.

Нужна внутренняя проверка

В статье 247 Трудового кодекса говорится: прежде, чем принимать решение о взыскании ущерба с работника, работодатель обязан провести проверку. Для этого он может создать комиссию и привлечь соответствующих специалистов. Подозреваемого работника необходимо ознакомить со всеми материалами проверки и дать возможность их обжаловать.

Ограничения

Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации ( ст. 243 ТК РФ ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:

  • сотруднику есть 18 лет;
  • трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
  • должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» ( Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85 ).

Как взыскать ущерб

Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.

Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. У держать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.

В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:

  • выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
  • отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.

Механизм взыскания

До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:

  • установить причину, величину убытка от действий виновного ( ст. 246 , 247 ТК РФ ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;
  • запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.

Если водитель передумал исполнять условия договора о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков.

В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе ( ст. 233 ТК РФ ).

Если автомобилю нанесены повреждения

Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.

Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ . Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.

Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.

Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.

Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

За причиненные организации материальные потери, которые могут быть обусловлены трудовой дезорганизацией, повреждением транспортного средства работником в ходе его неправильной эксплуатации или иных событий, руководство компании может взыскать с такого служащего сумму ущерба.

Эти финансовые обязательства закреплены трудовыми правоотношениями, где их основой является договор с водителем о материальной ответственности за автомобиль.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Материальная ответственность – что это?

Для сохранности имущества фирмы заключают договор

Каждый сотрудник компании, так или иначе, отвечает за свой рабочий участок и то оборудование, которое необходимо ему для исполнения своих обязанностей и регламентируется это как должностными инструкциями, так и трудовым договором, раскрывающим степень имущественных обязательств.

Итак, материальная ответственность подразумевает правовые отношения, где сотрудник вследствие определенных нарушений должен покрыть своему работодателю полную или частичную величину потерь.

В соответствии со статьей 241 Трудового Кодекса РФ, размер убытка определен суммой среднемесячной зарплаты нарушителя, однако если говорить о полной ответственности, которая регулируется статьей 242 трудового законодательства, то сотрудник должен вернуть полную стоимость от причиненного ущерба.

Кто может отвечать?

Среди принятого перечня документации, который необходим для принятия на должность нового водителя, также стоит задача оформить имущественные отношения сотрудника за транспортное средство.

На основании трудового законодательства, а именно статьи 244, подобный документ может быть создан:

  1. если кандидат является совершеннолетним;
  2. если сотрудник непосредственно в свое работе эксплуатирует транспортное средство;
  3. если занимаемая должность числится в списке материально-ответственных лиц в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 №85.

Именно это Постановление и объясняет, может ли водитель в принципе быть материально ответственным лицом или нет.

При организации деловых отношений с водителем, руководство организации может использовать одну из двух форм договорных отношений – постоянную или повременную:

  1. При постоянной регламентируемые имущественные отношения имеют бессрочный характер, расторжение договора и, соответственно, снятие всей ответственности с работника возможно только лишь при увольнении или его переводе.
  2. Повременная форма предполагает фиксированный временной промежуток такого договора, а уже по истечению указанного срока принимается решение либо о расторжении, либо о его продлении.

Одним из нюансов является еще и факт совмещения функций водителя с функциями экспедитора, что играет решающую роль в ответе на вопрос: «Несет ли водитель общую или полную ответственность?».

Так, основываясь на Трудовом Кодексе и 85 Постановлении Министерства Труда, выделяют два особых случая, при которых водитель может нести полную ответственность, а именно:

Работник в ответе и за груз

  1. Если водитель перевозит ценный груз, который закреплен за ним как и доверенностью, так и актом приема-передачи под его подпись, то он полностью отвечает за его целостность и транспортировку. Однако же должность такого водителя не изъявлена как «водитель-экспедитор», то наниматель не может уполномочить такого служащего являться ответственным за такую грузоперевозку.
  2. Если водитель значится на должности экспедитора, что предполагает факт материальной ответственности за транспортируемый груз, его правильном содержании и калькуляции количества, однако помимо трудового договора с таким служащим также должны быть и зарегистрированы имущественные отношения касаемо эксплуатируемого транспорта.

В остальных же случаях водители несут общие материальные обязательства, которые ограничиваются среднемесячной заработной платой.

Стоит упомянуть и о возможности заключения коллективных регламентируемых имущественных отношений, что наиболее актуально при наличии двух и более водителей на одно транспортное средство.

Обязательства при заключении таких договоров могут быть полными или частичными. В первом случае, вся ответственность ложится на работника, по вине которого произошла порча имущества, когда как во втором – каждый из водителей выплачивает только свою индивидуальную часть.

Посмотрите видео о порядке заключения подобного договора:

Обязанности водителя

Трудовой договор является главным регламентирующим документом

Весь перечень обязанностей водителя должен быть регламентирован трудовым договором.

Если говорить о водителе служебного транспортного средства, то его функции включают не только перевозку пассажиров, но и поддержание чистоты самого автомобиля, его техническую исправность, уровень топлива и небольшой ремонт. Как правило, капитальный ремонт, ТО в спектр его функций не включен, так как должен производиться специалистами.

Служащие грузовых транспортных средств являются ответственными за перевозку, сохранность и своевременную доставку имущества, правильностью погрузки и выгрузки, мелким ремонтом транспорта и своевременной заправкой.

Водитель-экспедитор помимо вышеперечисленных дел также должен следить за количественно-качественными характеристиками товара, которые должно полностью соответствовать сопутствующей документации, а также такой работник несет ответственность за целостность упаковки перевозимого имущества, заполнение актов о недостаче или порче груза.

Образец договора с водителем-экспедитором можно скачать по этой ссылке.

Зона ответственности

  • Состояние и исправность автомобиля;
  • Целостность и уровень качества транспортируемого имущества (груза).

Однако не всегда работодатель имеет право требовать ремонт транспортного средства за счет работника. Это возможно в тех случаях, когда поломка произошла по ряду случаев, четко описанных в трудовом законодательстве.

Например, водитель находился в нетрезвом состоянии и повредил автомобиль или же осознанно способствовал поломке транспорта, использовал автомобиль в личных целях или в нерабочий промежуток времени. Если же повреждение произошло не по его вине или случайно, то обычной такой убыток ограничивается одним среднемесячным окладом водителя.

Если речь идет об ответственности водителя-экспедитора, то за все повреждения имущества в ходе его транспортировки, включая целостность упаковки, задержки доставки, неправильного режима самой перевозки груза, такой работник отвечает в полном объеме.

Договор и приказ

Любой договор о материальной ответственности не должен идти в разрез с трудовым законодательством. Посему все подобные имущественные отношения основаны на статье 232 Трудового Кодекса РФ.

Документ должен четко описывать все случаи, в ходе которых работник должен выплачивать ущерб в полном объеме. Договор такого плана может быть заключен как в организации, так и между водителем и владельцем автомобиля, к примеру, грузового.

Образец договора полной мат. ответственности можно скачать здесь.

Типовая форма подобного документа содержит:

  • данные о заключении договора и наименовании трудовых сторон;
  • предмет договора;
  • права и обязанности работника и работодателя, предопределяющие все должностные обязанности и основные функции;
  • способы определения суммы ущерба и его взыскания, включая исключительные случаи (например, когда вина работника так и не была доказана);
  • различные способы урегулирования споров (судебных и досудебных).

В конце такой документ закрепляют печатями и подписями каждой из сторон.

Что же касается приказа о материальной ответственности, то здесь нет четко регламентированной формы, скорее, это локальный акт в рамках любой организации, однако и он должен содержать определенные данные, регламентируемые статьями 242-245 Трудового Кодекса РФ:

Прописывают все основания для вычета ущерба с работника

  • Основания и причины для введения для должности материальной ответственности, подкрепленные нормативно-правовой базой. Подобные данные необходимы для дальнейшего доказательства факта нарушения и уже последующего взыскания выплат за ущерб.
  • В документе необходимо четко прописать ответственных сотрудников, все объекты, которые задействованы в работе такими сотрудниками их должности и трудовые функции.
  • С документом должны быть ознакомлены все ответственные сотрудники, речь о которых шла непосредственно в приказе, должны стоять все необходимые подписи сотрудников и печати, что делает приказ официально узаконенным.

Данные, прописанные в приказе схожи с данными договора о материальной ответственности, однако приказ раскрывает основания для возмущения ущерба и полную его сумму.

В документе необходимо указать:

  1. название самого предприятия и дату составления приказа;
  2. основание для привлечения;
  3. полную сумму ущерба и виновника;
  4. данные и подпись руководителя организации, ответственного работника и иных уполномоченных лиц, которые осуществляют удержание финансовых средств.

Для введения в работу подобного документа необходимо согласие всех сторон, в особенности лиц, которые будут нести ответственность.

Образец приказа о возложении материальной ответственности на сотрудника:

Форма приказа

На подписание работником приказа официально отводится три рабочих дня, после чего его регистрируют в журнале приказов, где он хранится в течение последующих пяти лет.

Роль работодателя

Работодатель тоже обеспечивает сохранность имущества

Руководство организации при приеме на работу нового работника в обязательном порядке должно убедиться в профпригодности последнего.

Необходимо убедиться, что водитель имеет определенные профессиональные навыки, позволяющие ему занимать подобную должность, а также подтвердить его состояние здоровья, отсутствие противопоказаний, которые могли бы препятствовать его работе с транспортным средством.

Важным будет и проверка наличия водительских прав, их срока годности и своевременного обновления удостоверения. Часто кандидаты должны пройти и стажировку на новом месте.

Также перед получением должности водителя, сотрудник должен пройти медицинский осмотр, который позволит получить ему заключение о том, что его физическое состояние позволяет ему занимать подобную должность.

В случае, если работник отказывается от посещения медицинского учреждения, то работодатель имеет все основания для отказа такому кандидату в приеме на должность водителя.

Здесь можно подробнее узнать о профстандарте водителей.

Важным условием качественной работы является и обеспечение нанимателем исправного транспортного средства, необходимых комфортных условий для транспортировки и целостности груза (правильная упаковка, подходящий транспорт для определенных видов перевозимого имущества, грамотно отлаженный график перевозок и так далее).

Формирование правильной системы дифференциации имущественных обязательств во многом зависит от правовой грамотности руководства организации. Немаловажную роль играет уровень сознательности и ответственности работника, что в дальнейшем обеспечит прочные деловые отношения и минимизирует риск возникновения форс-мажорных ситуаций.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Общие правила относительно материальной ответственности работников установлены главой 39 ТК РФ. Некоторые правила устанавливают иные нормативно-правовые акты, в частности:

• постановление Правительства РФ от 14.11.02 № 823 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»;

• постановление Минтруда России от 31.12.02 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

Нормы и правила относительно материальной ответственности может конкретизировать трудовой договор (ст. 232 ТК РФ), причём договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем — выше, чем это предусмотрено ТК РФ или иными нормативно-правовыми актами.

Правила дорожного движения определяют водителя как лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщика, ведущего по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также лицо, обучающее вождению (п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 № 1090).

Мы под водителем будем понимать лицо, с которым заключён трудовой договор, предполагающий в качестве основной трудовой обязанности управление транспортным средством.

Общие правила

Основные обстоятельства, наличие которых необходимо для того, чтобы можно было потребовать от работника возмещения ущерба:

• отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;

• противоправность поведения причинителя вреда — неважно, действия или бездействия;

• вина работника в причинении ущерба;

• причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом;

• наличие прямого действительного ущерба;

• размер причинённого ущерба;

• соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Работник отвечает лишь за реальный ущерб, упущенную выгоду с работника взыскать не получится. Ответственность работника по умолчанию ограничена размером его среднего заработка (ст. 241 ТК РФ).

К полной ответственности работник может быть привлечён только в случаях, исчерпывающим образом определённых ТК РФ или иными федеральными законами.

Ограниченная материальная ответственность

К водителям применимо общее правило об ограничении размера материальной ответственности (ст. 241 ТК РФ).

По распоряжению работодателя взыскание ущерба может быть осуществлено в пределах месяца со дня окончательного установления работодателем размера ущерба, причинённого работником.

По решению суда взыскание применяется, если месячный срок истёк или работник не согласен добровольно возместить причинённый работодателю ущерб, а сумма причинённого ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок.

Размер ущерба, причинённого работником-водителем работодателю, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества, по данным бухгалтерского учёта, с учётом степени износа этого имущества.

Если невозможно установить день причинения ущерба, то работодатель вправе исчислить размер ущерба на день его обнаружения.

При взыскании с водителя ущерба, причинённого им третьим лицам, учитывается также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на возмещение ущерба, причинённого работником третьим лицам.

Работодатель вправе предъявить иск к работнику о взыскании сумм, выплаченных в счёт возмещения ущерба третьим лицам, в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм (ч. 2 ст. 392 ТК РФ).

На какой день определяется средний заработок — на дату причинения ущерба, на дату его обнаружения либо на дату его взыскания? Прямо ответить на этот вопрос пока невозможно: закон прямо не устанавливает, а судебная практика противоречива.

Что указано в договоре?

Полная материальная ответственность работников наступает в случае (ч. 1 ст. 243 ТК РФ):

• когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причинённый работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

• недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

• умышленного причинения ущерба;

• причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

• причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

• причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

• разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

• причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

При этом к полной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества могут быть привлечены работники, достигшие возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающие или использующие денежные, товарные ценности или иное имущество. С такими работниками работодатель обязан заключить письменный договор о полной материальной ответственности.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждены упомянутыми постановлениями Правительства РФ № 823 и Минтруда России № 85.

Водители в указанных перечнях отсутствуют. Поэтому если в трудовом договоре указано, что работник только управляет транспортным средством, то с такими работниками не может быть заключён письменный договор о полной материальной ответственности.

Если же с водителем заключить договор о полной материальной ответственности, то, скорее всего, такой работник будет освобождён от обязанности возместить причинённый по его вине ущерб имуществу работодателя в размере, превышающем его средний месячный заработок.

В то же время если в трудовом договоре сказано, что водитель осуществляет функции экспедитора, то с таким работником может быть заключён письменный договор о полной материальной ответственности как с экспедитором.

Если речь идёт о разовом документе

Возможно ли привлечение водителя к полной материальной ответственности при недостаче ценностей, вверенных им по разовому документу?

Да, это возможно по прямому указанию пункта 2 части 1 статьи 243 ТК РФ, однако в суде работодатель должен будет представить этот документ, подтверждающий передачу водителю ценного имущества работодателя, — как правило, доверенность на получение ценностей.

• поручение было срочным и разовым;

• в круг трудовых обязанностей водителя не входила работа, связанная с непосредственным обслуживанием денежных или иных материальных ценностей;

• согласие на получение ценностей было добровольным.

Если же водитель был вынужден дать согласие на получение материальных ценностей и это выяснится в суде, то этот факт может быть основанием для признания незаконным привлечения к полной материальной ответственности в судебном порядке.

Причинение вреда

— умышленное

Водитель может быть привлечён к полной материальной ответственности при умышленном причинении вреда имуществу работодателя.

В ТК РФ не раскрыто понятие умысла. Очевидно, что наиболее полно понятие умысла раскрывается в «профильном» Уголовном кодексе РФ. Согласно УК РФ, умысел бывает прямой и косвенный (ст. 25 УК РФ).

Прямой умысел имеет место, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Косвенный умысел имеет место, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Важно понимать, что наличие умысла и его характер вынужден будет доказывать работодатель.

Если недостача вверенного работнику имущества (его порча или уничтожение) произошли по неосторожности, то водитель будет привлечён к ограниченной материальной ответственности, в пределах среднего месячного заработка.

— в состоянии опьянения

Водитель может быть привлечён к полной материальной ответственности при причинении ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Доказательством того, что имело место опьянение, является соответствующий акт освидетельствования, составленный на момент причинения ущерба.

Явилось ли состояние опьянения следствием умысла или неосторожности — в данном случае значения не имеет.

Полная материальная ответственность при причинении ущерба в состоянии опьянения наступает независимо от того, был ли умысел работника в причинении ущерба или ущерб причинён им по неосторожности.

Сам факт появления на работе в состоянии опьянения является грубейшим нарушением трудовой дисциплины.

— в результате преступления

Автотранспортное средство — это источник повышенной опасности, и элементарная неосторожность, нарушение ПДД и т. д. может привести к преступлению, такому как причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) или причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ).

Для привлечения водителя к полной материальной ответственности по этому основанию необходим приговор суда, вступивший в законную силу.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причинённый ущерб, то суд может с учётом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности.

Например, суд обязательно учтёт, что совершённое преступление относится к категории неумышленных, а также примет во внимание имущественное положение работника.

Кроме того, работодателю придётся доказать причинно-следственную связь между преступлением, совершённым водителем, и ущербом, причинённым работодателю.

Это иллюстрирует определение, вынесенное Верховным судом Татарстана от 17.09.12 по делу № 33-9580/2012.

При исполнении служебных обязанностей водитель причинил тяжкий вред здоровью пешехода. Пешеход впоследствии скончался. Работодатель-ПБОЮЛ в ходе рассмотрения гражданского дела по иску в пользу несовершеннолетнего ребёнка пострадавшего заключил мировое соглашение о выплате ребёнку возмещения вреда по случаю смерти кормильца и компенсации морального вреда, после чего обратился в суд с регрессными требованиями к водителю.

Первая инстанция иск работодателя удовлетворила. Однако апелляционная инстанция (суд республики) решение отменила, указав, что отсутствует причинно-следственная связь между совершением водителем вышеуказанного преступления и смертью пешехода. На день вынесения приговора пострадавший был ещё жив, он скончался позже. Судебно-медицинская экспертиза на предмет установления причинно-следственной связи между причинением от-ветчиком телесных повреждений потерпевшему и его смертью не назначалась.

Приговор суда не установил вины водителя в смерти пешехода — приговор доказал лишь причинение тяжкого вреда здоровью.

Потому приговор не может являться основанием для возложения на ответчика обязанности по возмещению вреда работодателю.

Заключённое мировое соглашение также не доказывает вины водителя в причинении ущерба работодателю, поскольку вопрос о размере выплат был разрешён сторонами без исследования его судом, а размер ущерба был установлен ими по договорённости.

— в результате административного правонарушения

Водитель может быть привлечён к полной материальной ответственности при причинении ущерба в результате административного проступка.

Работник может быть привлечён к полной материальной ответственности, если по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении соответствующим органом вынесено:

• постановление о назначении административного наказания или

• постановление об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, —

поскольку оба документа подтверждают факт совершения административного правонарушения.

Если истёк срок давности привлечения к административной ответственности либо издан акт амнистии, устраняющий применение административного наказания, то это исключает возможность привлечения водителя к полной материальной ответственности.

Однако если есть вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, то суд взыскивает причинённый работодателю реальный ущерб в полном объёме.

— не при исполнении трудовых обязанностей

Основанием для взыскания с работника ущерба в полном объёме является повреждение водителем имущества работодателя за пределами рабочего времени либо при использовании имущества в рабочее время в личных целях.

Неважно, умышленно причинён ущерб или по неосторожности: предполагается, что само по себе использование имущества работодателя не при исполнении трудовых обязанностей — это злоупотребление правом.

Если доказан факт причинения вреда имуществу работодателя не при исполнении трудовых обязанностей, то суд привлечёт водителя к полной материальной ответственности.

Например, если водитель был обязан по окончании смены поставить автомобиль на стоянку (что было установлено должностными инструкциями, с которыми водитель был ознакомлен — разумеется, под роспись), но не сделал этого, что вылилось в угон автомобиля, то водитель будет обязан возместить причинённый ущерб в полном объёме.

И напоследок

Работодатель в любом случае обязан устанавливать и доказывать размер ущерба, а также причины его возникновения, т. е. создавать специальную комиссию, истребовать письменные объяснения, составлять акты об отказе или уклонении от дачи объяснений и т. д.

По общему правилу водитель отвечает за причинённый им ущерб либо в пределах среднего заработка, либо в пределах реального ущерба.

Между тем автомобиль является источником повышенной опасности, и управление создаёт риск не только повреждения его самого, но и причинения ущерба третьим лицам.

Поэтому если есть возможность выбора, заключать с водителем трудовой договор или привлекать его для выполнения работ по гражданско-правовому договору, то для минимизации риска и для того, чтобы обеспечить взыскание ущерба в полном объёме, разумнее будет предпочесть гражданско-правовой договор.

ВАЖНО:

Нормы и правила относительно материальной ответственности может конкретизировать трудовой договор (ст. 232 ТК РФ), причём договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем — выше, чем это предусмотрено ТК РФ или иными нормативно-правовыми актами.

На какой день определяется средний заработок — на дату причинения ущерба, на дату его обнаружения либо на дату его взыскания? Прямо ответить на этот вопрос пока невозможно: закон прямо не устанавливает, а судебная практика противоречива.

Если в трудовом договоре сказано, что водитель осуществляет функции экспедитора, то с таким работником может быть заключён письменный договор о полной материальной ответственности как с экспедитором.

Сам факт появления на работе в состоянии опьянения является грубейшим нарушением трудовой дисциплины.

Если истёк срок давности привлечения к административной ответственности либо издан акт амнистии, устраняющий применение административного наказания, то это исключает возможность привлечения водителя к полной материальной ответственности.

Читайте также: