Может ли социальный работник работать психологом

Опубликовано: 24.04.2024

Право на помощь соцработника теперь имеют те, у кого есть обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни. Это люди, полностью или частично потерявшие возможность сами себя обслуживать, передвигаться. И не важно, почему это произошло - в силу травм, заболеваний или возраста.

Фото: depositphotos.com

Семьи, где есть инвалиды любого возраста, нуждающиеся в постоянном уходе, в том числе дети-инвалиды или дети, испытывающие трудности в социальной адаптации. А также семьи, где есть конфликты, насилие, зависимые члены семьи - наркоманы, алкоголики, игроманы. Попадут под социальную опеку и семьи, где есть психически больные.

Право на помощь соцработника получили и люди без определенного места жительства. В том числе это касается ребят до 23 лет, вышедших в большую жизнь из детских домов и интернатов, не имеющих работы и средств к существованию. Могут быть и другие обстоятельства, ухудшающие жизнь россиян. Какие именно, установят регионы. Попадаете ли вы в число тех, кому положен соцработник, можно уточнить в органах соцзащиты в родном городе.

Свободный выбор

Фото: depositphotos.com

Социальные службы будут приходить на помощь только к тем, кто сам их об этом попросит, напишет соответствующее заявление в органы соцзащиты. Социальные услуги будут оказываться на основании договора, который будет заключаться между человеком и организацией, которая будет их оказывать. И еще крайне важный момент - никто больше не будет навязывать человеку то или иное учреждение. Он сам сможет выбрать организацию, которая будет его обслуживать.

И юрист, и повар, и агент

Впервые социальные работники будут не просто приходить к нуждающимся, чтобы подмести им пол или купить продукты. Теперь социальный работник будет буквально сопровождать своего клиента. Для каждого составят индивидуальную программу, в которой будет четко расписано, какие услуги нужны человеку, их объем, периодичность, условия, сроки. И помощь будет оказываться по составленному плану.

Если в семье плохая обстановка, есть зависимые люди и родителям или детям нужна помощь психолога, нарколога или другого специалиста, соцработник окажет содействие с организацией подобной услуги.

Кроме того, соцработник теперь будет помогать в вопросах занятости, трудоустройства, переобучения, в решении юридических вопросов, медицинских, с оформлением любых документов, в том числе пособий, с приобретением технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок. И даже с установкой в квартире поручней, если они необходимы жильцу. Естественно, один человек не способен быть специалистом столь широкого профиля. Поэтому роль социального работника - быть связующим звеном между подопечным и организацией, в помощи которой он нуждается.

Негосударственная помощь

Фото: Игорь Филонов/РГ

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Фото: depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

Впервые законодательно предусмотрена возможность оказания соцуслуг негосударственными организациями - общественными структурами, индивидуальными предпринимателями, представителями малого и среднего бизнеса. Сейчас в регионах формируются реестры поставщиков и регистры получателей социальных услуг. Это значит, в Интернете на сайте органов власти, отвечающих за соцработу на территории, появятся списки организаций, к которым можно обратиться за предоставлением соцуслуг.

Стоит отметить, что это очень распространенная мировая практика. В Европе очень многие соцуслуги оказывают частные компании. А оплачивает их работу государство. И это считается правильным. Ведь для того, чтобы получить транш из бюджета, организация должна делом доказать, что она лучше других способна заботиться о социально незащищенных людях. В итоге - все довольны. И те, кому эти услуги оказываются, и люди, которые это делают. В России теперь будет внедряться аналогичная практика - впервые в этом году из федерального бюджета будет выделено 160 млн рублей на субсидирование бизнес-проектов по строительству домов престарелых. Также для организаций, работающих в сфере соцобслуживания, установлена нулевая ставка налога на прибыль.

Предусматривает закон о соцобслуживании и развитие практики благотворительной деятельности, распространение волонтерства. Волонтеры - люди, помогающие другим бескорыстно.

За что платим

Совсем беcплатно будут помогать несовершеннолетним детям, тем, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных конфликтов. А также всем остальным нуждающимся, если их доходы ниже 1,5 прожиточного минимума в регионе. То есть если прожиточный минимум в субъекте установлен на уровне 8 тысяч рублей в месяц, а доход подопечного социальных служб, скажем, 11,5 тысячи - он имеет право получать соцуслуги бесплатно. А вот если он получает на тысячу больше, например 12,5 тысячи рублей, то за некоторые услуги ему придется доплачивать.

Впрочем, регионы могут установить и свою планку и сделать соцобслуживание бесплатным и для тех, кто имеет более высокий доход. Это могут быть ветераны войны, заслуженные деятели или почетные граждане. Если они раньше получали услуги бесплатно, то новый закон не ухудшит их положение: все прежние льготы останутся.

Цены на социальные услуги регионы будут устанавливать сами. Но высокими они быть не должны уже хотя бы потому, что у них невысокая себестоимость. Кроме того, некоторые категории будут платить меньше в зависимости от своих доходов. Например, одинокая мама заплатит не больше 50% разницы между ее доходом и 1,5-кратным размером прожиточного минимума. Если доход превышает минимум в десятки раз, то для этого человека может быть и полная оплата услуги. Если он чуть-чуть превышает прожиточный минимум, то оплата будет небольшой.

Светлана Петрова, директор департамента демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России

- Все люди, которые обращаются за социальной помощью, разные, и помощь им нужна разная. Одному требуется надомное обслуживание, другому нужно помочь оформить документы и т.д. Поэтому в новом законе во главе угла - ориентация на индивидуальную нуждаемость человека, на то, что ему действительно необходимо. Также закон вводит новый принцип - сохранение пребывания человека в привычной, благоприятной социальной среде. Это значит, что направление нуждающегося в помощи человека в стационар должно быть самой крайней мерой. Важно сохранить для него привычное окружение близких, друзей, соратников, соседей. Этот момент будет обязательно учитываться органами соцзащиты при составлении индивидуальной программы.

Будни соцработника: и помощник, и психолог, и друг

Находить общий язык с людьми, помогать им, а зачастую быть единственной опорой и поддержкой — это все о женщинах, которые около 20 лет назад пришли в один из центров социального обслуживания Москвы и до сих пор остаются преданными своей профессии. Они помогают ветеранам, инвалидам, пенсионерам и многодетным семьям, занимаются культурно-досуговой и реабилитационной деятельностью с детьми, в том числе имеющими ограничения по здоровью.

В январе Сергей Собянин наградил 54 работника учреждений социальной защиты населения столицы. Среди них специалисты по социальной работе, медсестры, старшие воспитатели и заведующие отделениями соцобслуживания.

Mos.ru поговорил с некоторыми из них и узнал, кого социальные работники называют своими подопечными, как обрести способность смотреть позитивно на любую ситуацию и почему так важно просто разговаривать с людьми.

Татьяна Телегина: Благодарность людей — высшая оценка нашей работы

Специалист по социальной работе территориального центра социального обслуживания «Ломоносовский»

— В социальной сфере я работаю с 1997 года. Называю эту дату счастливой семеркой: пришла на работу 17.07.1997. А до этого была инженером-проектировщиком, занималась чертежами. В перестройку при реорганизации нашего учреждения я оказалась перед выбором, в итоге пришла в социальную сферу и поняла, что это мое призвание — работать с людьми.

Уже более 20 лет тружусь в сфере социальной защиты, сейчас — в должности специалиста по социальной работе.

Получатели социальных услуг — а это более 20 тысяч человек — жители района Коньково. Среди них пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и труда, семьи льготных категорий — многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, малообеспеченные и неблагополучные. Они обращаются за помощью по мере необходимости. Чаще всего это связано с социально-экономическими вопросами: получением товаров длительного пользования, электронного социального сертификата на продукты питания, вещевой помощи и так далее.

Традиционно проходят общегородские благотворительные мероприятия «Семья помогает семье». В августе мы участвуем в проведении акции «Соберем ребенка в школу»[вот тут эти два мероприятия идут как одна акция. Неравнодушные горожане приносят портфели, канцелярские принадлежности и другие необходимые для учебы вещи, которые перед 1 сентября мы дарим тем, кому это особенно необходимо.

Благодаря акции «Подготовимся к школьному балу!» помогаем выпускникам из малообеспеченных семей найти костюм или платье для торжественного вечера, чтобы сделать этот день незабываемым. Счастливые улыбки, довольные лица школьников. Благодарность людей — высшая оценка нашей работы.

Социальный работник — и помощник, и психолог, и друг. Людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, особенно нужна поддержка. Приходится общаться с разными людьми. Многие находятся в тревоге, стрессе от потери близкого человека. А мы в любой ситуации должны быть спокойны и позитивно смотреть на мир, делиться добротой с другими. Есть хорошая история на эту тему.

Мы ездили на экскурсию в Подмосковье с нашими пенсионерами. Их было более 40 человек. Поездка прошла хорошо, но время в пути значительно затянулось. Казалось бы, пожилые люди должны были проявить недовольство, но… Они пели песни, читали стихи, делились друг с другом бутербродами. Вот в такой нестандартной ситуации проявилось чувство коллективизма. Я была очень удивлена, что никто не ворчал, а, наоборот, всех это объединило и сплотило. Те, кто участвовал в этой поездке, до сих пор приходят в гости и вспоминают путешествие с теплотой. Мы остались друзьями.


Наталия Никифорова: Даже спустя 20 лет хожу на работу с удовольствием

Социальный работник территориального центра социального обслуживания «Зюзино»

— Можно сказать, что профессию я выбрала случайно или, возможно, она выбрала меня. В центре работаю практически с открытия — в январе исполнилось 20 лет, как я устроилась. До прихода сюда я мало что знала про эту работу, на тот момент еще и находилась в декретном отпуске. Случайно увидела объявление в газете, где было написано, что открылся центр социального обслуживания и требуются сотрудники. Так я нашла работу и даже спустя много лет хожу сюда с удовольствием.

Я помогаю тем людям старшего поколения и инвалидам, которые находятся на надомном обслуживании. Решаю их бытовые проблемы, помогаю в уборке, разогреваю еду, кормлю и делаю многое другое. Еще нужно обязательно уметь слушать человека, где-то подбодрить или рассмешить, в какой-то ситуации успокоить или, наоборот, уговорить, например, сходить к врачу. Как правило, это одинокие или одиноко проживающие люди. Зачастую их родственники живут далеко и у них нет возможности часто навещать близкого человека.

Есть люди очень позитивные и открытые, несмотря на заболевания и какие-то жизненные проблемы. С такими легко общаться. Есть люди посложнее, но и к ним удается ключик подобрать. Все разные, как, собственно, и мы.

Есть у меня семейная пара на обслуживании, супруги вместе прожили уже больше 65 лет. Это тот самый случай, когда приходишь к ним с хорошим настроением и уходишь со спокойной и легкой душой. Они никогда не жалуются, не перекладывают свою боль на другого человека, наоборот, стараются поделиться своим душевным теплом. Старшее поколение, наши ветераны — это вообще золотой фонд, у которого есть чему поучиться.


Наталья Дубовенко: Людям не хватает общения

Социальный работник отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов № 5 территориального центра социального обслуживания «Марьино»

— Я уже более 22 лет занимаюсь социальной работой: приношу подопечным продукты, хожу с ними в поликлинику, покупаю лекарства, оплачиваю счета и помогаю в оформлении документов, и многое другое.

В профессии оказалась по особому стечению обстоятельств. Я потеряла мать, и мне было настолько тяжело, что четыре года не могла прийти в себя. И знакомая, которая сама работала в этой сфере, предложила мне устроиться в центр социального обслуживания. Я решилась и не пожалела о своем выборе. Причем не только сама помогала людям, но и у них находила поддержку. Так сложилась судьба, что у меня нет родственников, а бабушки и дедушки стали в определенной степени моей семьей, о которой нужно заботиться и всячески помогать.

Социальная помощь особенно нужна тем людям, которые совсем не выходят из дома. Многие из них одиноки и по-детски относятся к миру, несмотря на возраст.

А еще, кроме решения насущных проблем, им не хватает общения. Мои подопечные — инвалиды и пенсионеры от 67 до 95 лет. Они очень разные, но все нуждаются в том, чтобы их слушали, хотят делиться своим опытом и впечатлениями, хотят быть нужными. И это нормально.

У меня была одна подопечная, вот она мне говорила: «Наташенька, ты для меня как свет. Я тебя всегда очень жду». А другие часто спрашивают: «Ой, ты что, уже убегаешь?»

Бывает, придешь и рассмеешься вместе с ними — тебе и частушку споют, и веселую историю какую-нибудь расскажут. А бывает, и плачем с ними, это тоже иногда полезно, но чаще смеемся, конечно. Все очень интересные люди с колоссальным жизненным опытом.


Елена Курышина: Нам важно, чтобы дети были готовы к взрослой жизни

Старший воспитатель центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

— Я выросла в семье педагогов, но сначала нарушила традицию и получила медицинское образование. Чуть позже окончила педагогический университет и оказалась здесь. Видимо, зов крови. А иначе как еще это назвать?

Старший воспитатель следит за порядком и процессом обучения. В нашем учреждении восемь детских групп с ребятами от нуля до 18 лет. Многие находятся на постоянном проживании (это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), некоторые — на пятидневном.

Нам важно, чтобы дети развивались, чтобы им было интересно и они смогли уверенно войти во взрослую жизнь. Все наши подопечные — с ограниченными возможностями здоровья, поэтому с этого года реализуем проект по формированию социально-бытовых навыков у детей «Мир вокруг меня». Во второй половине дня дети занимаются лепкой, аппликацией, конструированием. Есть и часы творчества, когда дети сами выбирают, чем заняться. Таким образом они реализуют свой потенциал и развивают таланты.

В конце первого полугодия проводили отчетное мероприятие, где ребята в возрасте от семи до 18 лет участвовали в различных конкурсах. Например, сервировали стол к обеду, одевались на зимнюю прогулку, готовили выставку работ, которые сделали сами.

Есть и проект для родителей — «Особый ребенок», это специальный клуб. Мы стараемся больше и чаще привлекать родителей для участия в его жизни. Они помогают в организации праздников, проведении образовательных мероприятий, участвуют в украшении центра к Новому году. Тем самым мы все вместе помогаем детям развиваться и взрослеть.

Еще работает проект «Монтессори», в нем две группы детей от двух до семи лет. С ребятами работает терапевт по методике Монтессори, который проходил обучение в Германии. К нам регулярно приезжает член экзаменационного комитета Международной ассоциации Монтессори (AMI) руководитель отдела Монтессори-терапии Мюнхенского центра детства и автор метода Лоре Андерлик. Они нас курируют и помогают в развитии детей.

Вся работа направлена на проработку комплекса упражнений, которые помогут детям в повседневной жизни: мы учим их накрывать на стол, убирать, стирать одежду, правильно мыть руки, чистить зубы, одеваться и многому другому, что сделает их самостоятельными и независимыми. Нашим воспитанникам в первую очередь важны бытовые навыки, но также они изучают цифры и буквы, готовят руку к письму. Интересные занятия проводят воспитатели по развитию сенсорики и мелкой моторики. Проект работает с августа 2017 года, и уже сейчас виден результат — дети стали более самостоятельными и собранными.

У нас очень много детей взяты на воспитание в семьи. Я считаю, что это большая заслуга всех нас, всего нашего коллектива. Проделывается большая работа, и в итоге дети обретают семью. Это самое главное.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МИНИМИЗАЦИИ ИХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Любой работник, выполняя свою работу согласно должностной инструкции, может подвергнуться риску. Не исключением является и социальный работник, который, в частности, оказывает социальные услуги на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с подопечными, и желание вникнуть в суть их социальных проблем, а также личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором.

С целью нейтрализации негативного воздействия различных факторов на работников в нашем учреждении регулярно проводятся мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний работников, предоставляются консультации относительно профессиональных рисков в социальной работе.

Также проводятся мероприятия, направленные на повышение психологической культуры социальных работников, психологом каждую среду проводятся психологические тренинги на тему:

- "Навыки общения с подопечным";

- "Кто, если не я" и многие другие.

Работники, с удовольствием, участвуют в совместных спортивных мероприятиях учреждения, чем повышается уровень удовлетворенности рабочим процессом в целом и улучшается физическое состояние.




На социального работника при работе могут воздействовать следующие опасные и (или) вредные производственные факторы:

- движущиеся транспортные и другие средства, производственные машины и механизмы;

- неудовлетворительное состояние дорог, тротуаров, проходов, мостов (мостков) и других дорожных сооружений;

- незаметные перепады уровней дорог, лестничных площадок и других сооружений;

- неблагоприятные климатические условия (пониженная (повышенная) температура воздуха на улице, повышенная подвижность воздуха);

- возможность падения на скользких участках дорог и тротуаров;

- недостаточная освещенность улиц, внутриквартальных территорий, подъездов домов, лестничных клеток, рабочего места (зоны);

- преступные нападения с целью завладения материальными ценностями;

- нападение животных (в т.ч. больных);

- острые кромки, заусенцы, выступы поверхностей бытового оборудования;

С целью предупреждения возможных профессиональных заболеваний и получения травмы в период трудового процесса в нашем учреждении проводятся:

- своевременные инструктажи по охране труда (целевые, внеплановые и повторные);

- периодические медицинские осмотры (ежегодно в целях своевременного выявления заболеваний работников);

- своевременное оповещение работников об изменении прогноза погоды (для внесения изменения в график работы и возможности одеться по погодным условиям);

- грамотное распределение поставленных задач относительно каждого работника.

Поскольку работа социального работника носит разъездной характер, существует вероятность получения травмы.

Для снижения количества несчастных случаев лицом, ответственным по охране труда в учреждении:

- организован контроль за соблюдением норм и правил охраны труда, применением специальной одежды и обуви, а также средств индивидуальной защиты.

За период существования учреждения (с 2005 года) не зарегистрировано ни одного несчастного случая.

В учреждении разработана программа "нулевого травматизма", ежегодно руководителем учреждения утверждается перечень мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников учреждения.

В конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности" по номинации "За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях непроизводственной сферы», учреждение занимает призовые места.

Хочется выделить основные требования безопасности во время работы:

- социальный работник должен исключить возможность заражения при контакте с больными, пользуясь маской из стерильной марли, которую нужно менять через 4 ч или обеззараживать кипячением в течение 15 мин.

- начинать уборку с вытирания пыли;

- быть осторожными при передвижении по мокрому полу;

запрещается:
— выдергивать из розетки электроприбор за шнур;
— работать с неисправным инвентарем и инструментом;
— держать вблизи электронагревательных приборов легковоспламеняющиеся вещества;
— пробовать на вкус и запах медицинские препараты;
— работать без установленной специальной одежды и обуви, а также средств индивидуальной защиты;

- содержать пищевые продукты вместе с лекарственными препаратами.

5. Не допускать попадания на открытые поверхности кожи лекарственных и дезинфицирующих средств.



В работе социального работника существуют также факторы, связанные с причинением морального ущерба:

- необоснованные обвинения социального работника в воровстве и стяжательстве;

- безосновательные жалобы на халатность, невнимательное отношение и некачественное исполнение служебных обязанностей работником.

Рекомендации, направленные на минимизацию рисков, связанных с причинением морального ущерба:

- провести ряд бесед с подопечным для выявления жалоб на родных и знакомых, обвинений их в мошенничестве и воровстве, в результате которых социальный работник поймет, что работа с таким подопечным требует повышенной аккуратности и бдительности;

- избегать любых действий, связанных с материальными ценностями (пересчет денег, рассматривание ценностей и др.), или предпринять превентивные меры (доложить руководству о возможных обвинениях в свой адрес) в случае невозможности избежать их;

- быть доброжелательным, аккуратным, педантичным в исполнении обязанностей;

- строго следовать должностным инструкциям, исключить из практики оказание дополнительных услуг по просьбе подопечного на начальном этапе работы (со временем аппетит растет и доказать, что это не входит в служебные обязанности, будет труднее);

- четко разделить профессиональную деятельность и личную сферу (официально обращаться к подопечному в ходе общения с ними, не допускать передачи ему домашних номеров телефонов, разговоров о подробностях личной жизни)

Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принять (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни). Социальный работник должен прислушаться к совету предков — сосчитать до 10.

Кроме того, работнику нужно заняться своим дыханием. Медленно вдохнуть воздух носом и на некоторое время задержать дыхание. Выдох сделать постепенно через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с дыханием. Если стрессовая ситуация застигнет социального работника в помещении, он должен выйти в какое-нибудь другое место, где сможет побыть один, или на воздух.

Существуют и факторы, снижающие психологическую устойчивость социального работника:

- несоответствие эмоциональных затрат и вознаграждения за труд, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания;

- разрушение интимно-личностной сферы, вызванное нарушением границ в профессиональной работе;

- развитие профессиональных стрессов, связанных с неадекватным и некорректным поведением подопечных.

Психологом разработаны рекомендации, повышающие психологическую устойчивость социального работника:

- понимание социальным работником целей, задач и особенностей работы с категорией пожилых лиц и инвалидов и готовность встретиться с трудностями (такие качества работника выявляются в ходе диагностики на профпригодность);

- наличие профессиональной мотивации;

- готовность к появлению неоднозначных ситуаций и умение адекватно реагировать на них;

- умение снижать тревожность и стрессовые реакции методами психологической самопомощи, самоподдержки;

- доброжелательность, отзывчивость, непредвзятое отношение к подопечному, несмотря на негативное мнение о нем тех, кто работал с ним раньше.

На работу социальных работников могут негативно влиять и погодные условия, рассмотрим поведение социальных работников в зимний период и при жаре.

При морозной и ветреной погоде социальный работник должен тепло одеваться. Для этой цели в качестве верхней одежды рационально носить пуховик (теплую дубленку, шубу). Вся одежда, в т. ч. и верхняя, должна быть свободной, не стягивающей тело, так как воздушная прослойка осложняет путь движения холодного воздуха. На руки необходимо надеть варежки, шею обвязать теплым шарфом.

Социальные работники нашего учреждения, по мере необходимости, обеспечиваются специальной одеждой, прошедшей обязательную сертификацию. В учреждении ведутся карточки учета специальной одежды и осуществляется строгий контроль за своевременным обеспечением социальных работников.

Социальным работникам при выполнении служебных задач не рекомендуется ходить вблизи домов с нависшими на крышах массами снега, оставлять под крышами свои автомобили. Они должны обходить участки местности, обозначенные предупредительными табличками «Опасная зона», «Возможен сход снежной массы» и «Проход запрещен».
Если в прогнозе погоды содержится предупреждение о появлении наледи, рекомендуется принять меры для снижения вероятности получения травмы. Для этого следует подготовить малоскользящую обувь с глубоким протекторным рисунком на подошве либо прикрепить на каблуки металлические набойки (поролон) или наклеить на сухую подошву лейкопластырь (изоляционную ленту). Также можно натереть подошвы песком или наждачной бумагой.


Если социальный работник упал и спустя некоторое время почувствовал боль в голове и суставах, тошноту, а также обнаружил припухлость, он должен срочно обратиться к врачу в травмпункт. В случае открытия у работника сильного кровотечения в результате травмы, он должен наложить импровизированный жгут (завязать шарф, платок, ремень) на 10-15 см выше места повреждения, и сильно его закрутить палочкой.
Особое внимание социальный работник должен обратить на состояние линий электропередач и сообщить в соответствующую службу о месте обрыва проводов.

Поведение социальных работников в жару. В летнее время года особенно жарко бывает с 12.00 до 16.00, когда солнечные лучи припекают сильнее обычного. Поэтому в это время социальный работник должен стараться находиться в прохладном помещении. Рекомендуется выходить на улицу в ранние утренние часы и вечером. Если необходимо выйти на улицу в пик солнечной активности, нужно надеть головной убор и избегать попадания солнечных лучей. Одежда социального работника должна быть светлых тонов и пропускать воздух. Темный цвет обычно впитывает в себя тепло, а светлый его отражает. Кроме того, социальный работник всегда должен брать с собой воду, которая является лучшим средством для утоления жажды.

Летом в жару социальный работник обязан быть предусмотрительным, чтобы не получить солнечный удар, и знать средства и методы оказания первой медицинской помощи.

Все социальные работники нашего учреждения в течение первого месяца работы проходят обучение по теме "Оказание первой медицинской помощи", контроль за своевременность прохождения обучения осуществляет как специалист по кадрам, так и директор.


Факторы, связанные с причинением вреда физическому здоровью:

- риск подвергнуться насилию;

- возможность заражения социально опасными болезнями.

Рекомендации, направленные на минимизацию рисков, связанных с нанесением вреда физическому здоровью:

- исключить чаепития, прием пищи в квартире подопечного, минимизировать посещения санузла;

- получить как можно более полную информацию об обслуживаемых лицах;

- информировать руководство о своем местонахождении (особенно в тех случаях, когда предыдущее поведение подопечного вызывало сомнения).

- соблюдать элементарные правила безопасности (при работе с отдельными категориями подопечных во время беседы находиться на расстоянии вытянутой руки и т.п.).

И в заключение хочется употребить фразеологизм "Бережёного Бог бережёт" - это значит, что осторожному и осмотрительному в своих поступках и решениях человеку, гораздо проще избежать неоправданных рисков и всяческих опасностей.

Профессия социального работника включает в себя оказание помощи людям, которые по каким-либо причинам попали в трудную жизненную ситуацию и потеряли способность самостоятельно справляться с возникшими проблемами. В такой помощи нуждаются пожилые люди и инвалиды. Помощь людям начинается с повседневных забот (оказание гарантированных социальных услуг): социально — бытовые (поддержание жизнедеятельности граждан в быту); социально — медицинские (поддержание и улучшение здоровья граждан); социально — психологические (психологическое состояние граждан для их социальной адаптации); социально — правовые (поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Рекомендации социальным работникам:

Социальному работнику очень важно с самого начала выстроить хорошие взаимоотношения между ним и его подопечным, а это не простая задача. Необходимо учитывать, что с возрастом происходят изменения в характере человека. У пожилых людей появляются трудности в приобретении новых представлений и приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. В эмоциональной сфере подопечные могут проявлять сильное эмоциональное возбуждение, они могут переживать самые разные чувства: быть печальными, испытывать беспокойство и ощущение, что их все покинули; быть сердитыми и обиженными потерей собственной независимости, т.к. вынуждены прибегать к посторонней помощи. Социальный работник должен обладать навыками построения и поддержания взаимоотношений, чтобы найти эффективное решение в таких тонких ситуациях.

Уважаемый социальный работник! Даже выполняя практические задачи по обслуживанию, такие как доставка продуктов, пожилому человеку на дом, постарайтесь быть чутким к эмоциональным потребностям подопечного, предоставляя ему возможность высказаться о своих переживаниях, если он пожелает это сделать, и внимательно его выслушайте. Когда человек чувствует, что его слушают, что его мысли и чувства были поняты и приняты, возрастает доверие между оказывающим и принимающим помощь. Когда вы внимательно слушаете и показываете это говорящему человеку, создается атмосфера доверия. Уточняя у говорящего, правильно ли его поняли, не критикуя его слова, вы перестаете быть судьей в его глазах. Беседуя с пожилыми людьми, следите за своей речью. Не говорите слишком быстро и слишком тихо. Подбирайте нужные слова, чтобы не обидеть вашего собеседника. Следите за выражением своего лица, жестами и всем своим видом показывайте свое доброжелательное к нему отношение. Думайте, прежде чем спросить о чем-либо вашего собеседника. Вопросы — очень полезный инструмент, когда ими пользуются правильно. Они могут поощрить человека глубже разобраться в своих проблемах. Но если вопросы задаются неуместно, они могут отвратить человека от разговора или оставить его в ощущении, что он был неправильно понят. Умение задавать полезные вопросы — очень важный практический навык. Также важно понимать, какие вопросы не очень полезны, а какие не следует задавать вообще. Такие вопросы как: «Какой. », «Каким образом. », Как. », «Не могли бы вы рассказать побольше. », «Как вы отреагировали на данную ситуацию. », стимулируют вашего подопечного к продолжению беседы. Например, если Вы зададите ему вопрос: «Вы себя чувствуете хорошо?», то получите, скорее всего, однозначный ответ. А если Вы спросите: «Как Вы себя чувствуете?», то у вашего собеседника будет возможность рассказать о своем состоянии более подробно.

Одним из важных аспектов в общении является способность видеть мир с точки зрения подопечного. Это придает человеку уверенность, что заботы о нем — не покровительство и не унижают его. Очень важно также научиться правильно, реагировать на проявляемые эмоции ваших подопечных. Если эмоции слишком бурные или необоснованные, постарайтесь успокоить собеседника. Они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.

Опасности, с которыми могут столкнуться социальные работники при работе с подопечными.

Социальные работники забегают к своему подопечному в удобную минутку, а те, в свою очередь, звонят им и в любое время обращаются со своими проблемами. Но вот наступает минута, когда социальный работник начинает тяготиться такими отношениями. Он понимает, что не рассчитал свои силы. Оказывается, что подопечный теперь требует слишком много его времени, внимания, любви и даже финансов. Начинает выказывать недовольство и семья социального работника. Назревает конфликт. Что делать? Всегда надо помнить о том, что вы – социальный работник от учреждения и поэтому действуете и поступаете в соответствии с правилами этого учреждения. Ваши отношения с подопечным должны быть максимально дружелюбными, но все, же оставаться официальными. Иными словами – держите дистанцию! Это позволит сохранить нервы и здоровье и вам, и подопечным, и сотрудникам учреждения

Люди


Профессии социальной сферы – понятие достаточно размытое. В разных источниках вы найдете свой список специальностей, и каждый из его составителей будет по большому счету прав. Все дело в используемом подходе.

Одни аналитики в этот перечень включают исключительно сотрудников, целенаправленно в рамках своей профессиональной деятельности оказывающих помощь отдельным социально незащищенным категориям граждан. К этой группе можно отнести представителей таких специальностей:

  • социальный работник;
  • социальный педагог;
  • специалист органа опеки и попечительства относительно несовершеннолетних;
  • медиатор;
  • специалист по работе с молодежью;
  • представитель службы занятости.

Другие дополняют список социальных профессий всеми специальностями, представители которых в ходе своей деятельности так или иначе пересекается с людьми, требующими психологической поддержки или определенного рода помощи. В этом расширенном перечне есть место представителям таких разных профессий, как:

  • психолог;
  • полицейский;
  • юрисконсульт;
  • педагог (учитель, воспитатель, преподаватель);
  • медик (врач, медсестра, санитар);
  • социолог;
  • журналист.

Эти люди могут состоять на государственной службе, трудиться в муниципальных или частных организациях, заниматься общественной или благотворительной деятельностью.




Права сотрудников

Социальные работники — это люди, которые в любой ситуации должны руководствоваться общепринятой инструкцией. Согласно этому документу, у них есть не только обязанности, но и права.

Соцработник имеет право на следующее:

Обязанности соцработников

  • получать у руководства информацию, касающуюся трудовой деятельности в организации;
  • проходить переподготовку и повышать квалификацию;
  • предлагать директору способы совершенствования работы;
  • обращаться с суд и органы местного самоуправления для разрешения споров, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;
  • запрашивать материалы, необходимые для выполнения той или иной работы;
  • привлекать других сотрудников Центра соцобслуживания населения для выполнения определённой работы (с разрешения руководства).

Самые распространенные

По мнению экспертов по трудоустройству, наиболее распространенными и актуальными являются такие специальности:

  • Социальный работник. Так называют сотрудников, в обязанности которых входит оказание помощи пенсионерам, детям, инвалидам, кризисным семьям с целью улучшения условий их быта и правовой защиты. Услуги клиенты могут получать как в учреждении, так и непосредственно на дому. Соцработники могут консультировать граждан по разным вопросам, помогать по хозяйству, покупать медикаменты и продукты.
  • Социальный педагог. Деятельность этого работника заключается в оказании помощи, направленной на социализацию ребенка в обществе, его адаптацию к жизненным условиям. Специалист может выявить проблемы в развитии подростка и своевременно принять меры по их устранению, он также работает с семьями (биологическими или приемными), консультируя их по вопросам воспитания детей. Трудится в школах или в других государственных и коммунальных учреждениях.
  • Специалист органа опеки и попечительства. Он занимается защитой интересов и прав детей, а также людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, недееспособных и инвалидов. В его функции также входит контроль над попечителями и опекунами, профилактическая работа с несовершеннолетними во избежание совершения ними правонарушений.
  • Социолог. Эта профессия не связана непосредственно с оказанием помощи гражданам, но ее представители во многом формируют государственную политику в социальной сфере. Ученые и специалисты изучают процессы, происходящие в обществе, актуальную проблематику, волнующую людей в целом и отдельные категории граждан в частности. Исследования могут проводиться по заказу государства или других структур, результаты принимаются во внимание при принятии управленческих решений.

Сейчас появляются новые направления, связанные с работой с людьми. На рынок труда выходят специальности, которые совсем недавно называли профессиями будущего.

  • Геронтолог. Специальность ориентирована на решение проблем пожилых граждан, которых с каждым годом становится все больше. Представители этого профиля помогают людям лучше понять и безболезненно принять возрастные изменения, приспособить к ним свою жизнь. Геронтологи проводят консультирование по наиболее важным вопросам: состояния здоровья, сохранение двигательной и мозговой активности, правильное питание, личная гигиена.
  • Специалист по адаптации мигрантов. Активное перемещение населения – один из признаков современного мира. Люди, прибывающие в Россию из-за рубежа на постоянное место жительства или на работу, часто не готовы к местным реалиям, укладу жизни и традициям. Государству нужны рабочие руки, поэтому разрабатываются программы поддержки мигрантов во время их пребывания в нашей стране.
  • Медиатор социальных конфликтов. В условиях многонациональности и многоконфессионности регулярно возникают проблемы в отношениях между отдельными личностями или группами людей. Имущественное расслоение общества и исчерпаемость природных ресурсов только усугубят конфликты, для разрешения которых будут необходимы посредники.
  • Специалист по адаптации инвалидов посредством Internet. В некоторых вузах уже опробовали программы по этому профилю. Подготовленные сотрудники через различные каналы интернет-связи будут помогать людям с ограниченными физическими возможностями найти себя в этом мире. Психологическая поддержка, советы по организации полноценной жизни, поиск удаленной работы – лишь малая часть вопросов, которыми они будут заниматься.

Перечисленные профессии сейчас находятся в процессе своего становления, однако их необходимость с каждым годом становится все более очевидной.

Кто такие банковские работники, их функции

Банковским работником является любой сотрудник банка, однако сам термин достаточно обширный. Если начать конкретизировать, чем занимается каждый из сотрудников, выяснится, что среди сотрудников банка экономисты различной квалификации. Начиная с обычных кассиров и заканчивая непосредственным руководством банка.

Экономист, что имеет высшее образование, трудится в банке и непосредственно работает с людьми — банковский работник.

Банковские работники


Функции одного конкретно взятого работника зависят от его должности. Начнем с основных функций, которые присущи всем сотрудникам:

  • обслуживание и консультация клиента
  • анализ данных и планирование распределения ресурсов и деятельности

Если углубиться в деятельность подробнее, то основным фактором является классификация — деление по должностям и отделам (таблица 1).

Подразделение банкаОписание
КредитованияОсновная деятельность связана с выдачей кредитов, а также приемом средств и проведением анализа материального состояния клиента
ИнвестированияРегулярная проверка проектов, что нуждаются в деньгах и могут принести в долгосрочной перспективе прибыль
Фондовое отделениеОсновная работа подразумевает размещение на бирже акций и ценных бумаг банка
ЮридическоеПроверяет законность деятельности, что производится на счетах и занимается их дальнейшим закрытием в случае обнаружения нарушений. Помимо этого, открывает клиентские счета и регулирует все арбитражные судебные процессы
Ценных бумагРабота отдела сводится к двум пунктам: оформление векселей и реализация на бирже ценных бумаг либо вместе, либо вместо фондового отдела
КазначействаБазовый инструмент банка по всем операциями с финансами, что нацелены на прибыль
Отдел кредитных и дебетовых картВыдача, прием и обеспечение всех пластиковых карт, что реализует банк
МаркетингаРеклама и привлечение клиентов

Таким образом, работа и функции каждого из банкиров — разнообразны. Как следует из указанного перечня, большую часть времени занимает анализ и работа с клиентами или партнерами банка.

На каких специальностях учиться

Учеба


Перечень специальностей в вузах в основном совпадает с названиями профессий, указанных выше. Для освоения большинства из них необходимо получить высшее образование, хотя стать социальным работником можно и с дипломом среднего профессионального учебного заведения. Нередко к помощи нуждающимся подключаются работники других сфер деятельности, чаще всего, педагоги и медики, которые также умеют ладить с самыми разными людьми.

Поступить в училище или колледж можно по конкурсу аттестатов после 9 или 11 класса школы.

Для учебы в вузе необходимо сдавать ЕГЭ по гуманитарным предметам: обществознание, химия, биология, история.

Список должностей в банке

Какие должности в банке существуют

ДолжностьХарактеристика
Финансовый аналитикГлавная его задача — анализ всей финансовой информации, что связана с деятельностью банка. Результатом должны стать рациональные вклады и повышение экономической эффективности банка.
Финансовый консультантРаботает в основном с клиентами, чтобы проконсультировать их и предоставить возможные прогнозы. Как следствие, клиент должен получить инвестиционные планы и действовать в их соответствии, используя банк как посредник.
БухгалтерАнализ и планирование расходов организаций. Помимо этого, в область основной деятельности входит рациональное использование средств для снижения убытков.
АудиторКонтроль работы банковской системы для оценки его финансовой стабильности.
Эксперт по кредитамПредоставляет и принимает решения о выдаче займа в соответствии с политикой банка и его условиями.
ОперационистРабочее лицо банка, в чьи обязанности входит общение и предоставление клиентам всей информации о предоставляемых услугах.

В перечне не были указаны должности, что являются второстепенными (помощники, клиентская служба и т.д.).

Видео о начале карьеры в банке:

Лучшие вузы для обучения

Получать образование социального направления можно во множестве вузов по всей стране. В первую очередь нужно обращать внимание на гуманитарные, педагогические или классические университеты.

  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Это один из ведущих вузов страны, имеющий в своей структуре институты психологии, педагогики и детства. Здесь можно получить профессии семейного психолога, способного оказать поддержку кризисной семье, социального педагога для разных учреждений, высококвалифицированного соцработника. При формировании программ применяются лучшие отечественные и зарубежные достижения.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. В этом вузе кроме стандартных специальностей есть ряд интересных программ, в частности «Педагогика и психология девиантного поведения» (работа с трудными детьми и подростками), «Социальная демография», «Конфликтология» (в корпоративном управлении, а также в этно-культурной среде). Все институты вуза сотрудничают с крупными университетами Европы, Азии и Северной Америки.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет. На факультете социальных коммуникаций можно получить знания по социальной работе, организации работы с молодежью. Выпускники смогут поддерживать молодежные проекты, направленные на позитивные изменения в обществе, в качестве инициаторов, менеджеров и наставников. Они получают навыки использования ресурсов государства, бизнеса и других структур для решения важных проблем.
  • Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) в своей деятельности ориентируется на медико-социальную работу с населением. Выпускники могут трудиться в медицинских, реабилитационных, спортивно-оздоровительных учреждениях, оказывать помощь на дому. Также готовятся специалисты по адаптивной физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры предлагает выучиться по специализации «социально-культурная деятельность». Кроме того, здесь есть профиль, готовящий квалифицированных сотрудников по психологии межнациональных отношений и поликультурному образованию молодежи, что особенно актуально в крупных городах страны.

Учеба в вузе дает не только познания в избранной специальности, но и широту мышления, понимание человеческой психологии, без которого невозможно качественно выполнять свою работу.

Обязанности на работе

Основной функцией представителей социальных профессий является оказание услуг своим клиентам. Обязанности заметно отличаются в зависимости от рода деятельности, поэтому назовем лишь самые важные из них:

  • определение категорий лиц, нуждающихся в поддержке;
  • консультирование их по различным вопросам;
  • защита их прав и интересов;
  • помощь на дому;
  • реабилитационные услуги;
  • общение с целью психологической поддержки;
  • содействие в оформлении официальных документов;
  • посредничество в решении конфликтов;
  • адаптация в социуме инвалидов, подростков с девиантным поведением, выпускников интернатов, жертв насилия, лиц, вышедших из мест лишения свободы, мигрантов и др.

Существуют профессии, представители которых оказывают широкий спектр услуг, и узкоспециализированные специалисты, концентрирующие свое внимание на отдельных направлениях.

Краткая характеристика

Специалист в области экономики приглашается на предприятие с целью выбора и построения стратегии развития бизнеса. Экономист определяет соотношение вероятных доходов и затрат, прогнозирует окупаемость нового проекта и перспективы увеличения прибыли. От его прозорливости и способности к анализу зависит успех предприятия.

На средних и крупных предприятиях должность экономиста может быть предусмотрена как отдельная штатная единица. Для микропредприятий и предпринимателей большим плюсом будут собственные познания в экономике.

Не исключено, что вчерашний студент, получивший отличную практику в процессе учебы, сможет полноценно трудиться сразу после окончания института.

Профессия предусматривает как трудоустройство у единственного работодателя, так и оказание услуг анализа хозяйственной деятельности по временному приглашению. Для успешной частной карьеры нужно высшее образование в лучших гуманитарных вузах страны и безупречные рекомендации.

Кому подходят

Социальные профессии больше всего подходят тем, кто имеет склонность к работе с другими людьми, способен сострадать и готов посвятить свое время решению чужих проблем. Уровень владения школьными предметами зачастую отходит на второй план.

Связывая свою жизнь со служением людям, представитель любой социальной профессии должен обладать такими качествами:

  • гуманность и уважение к другим гражданам;
  • готовность выслушать и помочь;
  • честность и искренность;
  • способность мобилизовать все ресурсы для поддержки клиента;
  • справедливость;
  • умение работать в команде;
  • готовность следовать социальной этике.

Несовместимы с такими профессиями равнодушие, черствость, меркантильность, формальный подход к делу. Чаще всего в эту сферу ведет не жажда заработать, а внутренний позыв.

Перспективы профессий

Перспективность профессий социального направления на сегодняшнем этапе не подвергается сомнению. Множество глобальных процессов происходит на наших глазах: открытие границ с расширением межнационального общения, трудовая миграция, увеличение продолжительности жизни населения. Для приспособления человека к меняющимся условиям ему все чаще нужна помощь извне. К тому же в последние годы наблюдается большая ориентация на отдельную личность, а не на общество в целом.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия социальные профессии подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Читайте также: