Может ли сотрудник обратиться по служебным вопросам к прямому руководителю начальнику

Опубликовано: 15.05.2024

Уважаемые жители!
Для получения юридической консультации, связанной с деятельностью правоохранительных органов, вы можете направлять свои вопросы на электронную почту: pouvdcvao@yandex.ru. Ответы будут размещаться на этой странице. С уважением, УВД по СВАО ГУ МВД по г. Москве.

Права сотрудника органов внутренних дел

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел имеет право:

1) на условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития;

2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в органах внутренних дел;

3) на отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям , составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в связи с выполнением служебных обязанностей в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в органах внутренних дел с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и профессионального образования;

11) на прохождение в установленном порядке профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы или в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом ;

18) на медицинское обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

19) на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;

20) на надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы с учетом особенностей службы в органах внутренних дел;

21) на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О полиции";

22) на создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов;

23) участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, в порядке , установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. Сотрудник органов внутренних дел имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств в порядке , устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Права сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом "О полиции".

4. Права сотрудника органов внутренних дел по замещаемой должности в органах внутренних дел определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

5. Иные права могут быть предоставлены сотруднику органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере;

2) знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации;

3) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника);

4) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

5) соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения , ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

9) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

10) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации в день подачи заявления;

11) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника;

13) сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;

15) соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел;

15.1) проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

16) проходить ежегодно в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, профилактические медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также по направлению уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование (обследование), в том числе на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения);

17) рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций;

18) по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя временно исполнять обязанности, не предусмотренные должностным регламентом (должностной инструкцией) по замещаемой должности в органах внутренних дел, без освобождения от замещаемой должности;

19) выполнять по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя и в соответствии с настоящим Федеральным законом обязанности, аналогичные обязанностям по замещаемой должности в органах внутренних дел, при перемещении сотрудника в том же подразделении и в той же местности;

20) пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с федеральным законом ;

21) знать и соблюдать требования охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда).

2. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом "О полиции".

3. Иные основные обязанности могут возлагаться на сотрудника органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1. Сотрудники органов внутренних дел, замещающие отдельные должности в органах внутренних дел, обязаны владеть навыками русского жестового языка в объеме , определенном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок определения должностей в органах внутренних дел, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками навыками русского жестового языка, устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

4. Служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел по замещаемой должности в органах внутренних дел определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

Кроме того, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:

1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности;

2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;

3) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод;

4) соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам;

5) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;

6) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие;

7) выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

8) выполнять служебные обязанности в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленной законодательством Российской Федерации.

2. Сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), обязан не допускать случаи принуждения сотрудников к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций.

3. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом "О полиции".

4. Иные требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работник не выполнил распоряжение непосредственного руководителя. Обязанность по выполнению распоряжений работодателя прописана в трудовом договоре, обязанность по выполнению распоряжений руководителей прописана в правилах внутреннего распорядка, с данными документами работник ознакомлен под роспись. К работнику меры дисциплинарной ответственности не применялись. Работник лишен премии в полном объеме за невыполнение распоряжения непосредственного руководителя. Работник при приеме на работу не был ознакомлен с действовавшим в организации на момент приема положением о премировании.

Правомерны ли действия работодателя в данной ситуации? Можно ли было лишать работника премии, учитывая, что работник не был под роспись ознакомлен с положением о премировании?

Обязанности работника

Работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей (часть первая ст. 22 ТК РФ).

В свою очередь, работник, в соответствии с частью второй ст. 21 ТК РФ, обязан:

- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдать трудовую дисциплину.

Распоряжения непосредственного руководителя

Трудовой договор и правила внутреннего трудового распорядка могут содержать, в том числе, и обязанность работника выполнять распоряжения непосредственного руководителя.

Однако необходимо иметь в виду, что распоряжения непосредственного руководителя должны соответствовать характеру работы, поручаемой работнику в соответствии с трудовым договором, поскольку законом прямо запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ). При несоблюдении данного условия соответствующий приказ работодателя будет являться неправомерным, а отказ работника от его выполнения нельзя будет рассматривать в качестве нарушения трудовой дисциплины (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 14 июня 2012 г. по делу N 33-2195/2012)

Если же указанное распоряжение соответствует характеру выполняемой работником работы, в таком случае невыполнение работником указанного распоряжения без уважительных на то причин является нарушением трудовой дисциплины (апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 11 июля 2012 г. по делу N 33-1536).

Порядок премирования

Как следует из ст. 191 ТК РФ, выдача премий является правом работодателя и одним из видов поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Премия, как стимулирующая и поощрительная выплата, в силу части первой ст. 129 ТК РФ, является составной частью заработной платы. Заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В свою очередь, системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть первая ст. 135 ТК РФ).

Таким образом, работодатель вправе самостоятельно определять порядок премирования работников и в том числе - критерии для начисления премии. Следовательно, локальным нормативным актом (положением о премировании и т.п.) может быть предусмотрено, что основанием для невыплаты премии является нарушение трудовой дисциплины. При этом полное лишение премии за конкретный период за нарушение трудовой дисциплины не может расцениваться как дискриминация при оплате труда, а является лишь следствием ненадлежащего выполнения работником своих трудовых (служебных) обязанностей (определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29.03.2005 N КАС05-148).

Таким образом, если трудовые достижения работника за определенный период не соответствовали критериям премирования, у работодателя не возникнет обязанности по начислению и выплате премии за это время. В такой ситуации неначисление премии является правомерным.

Вместе с тем неначисление работнику премии должно быть обоснованным. В случае возникновения трудового спора работодателю придется доказывать в суде наличие тех обстоятельств, на основании которых он принял решение о неначислении премии конкретному работнику. Таким образом, работодателю необходимо располагать подтверждениями невыполнения работником показателей премирования. Ввиду этого отсутствие фиксации факта нарушения трудовой дисциплины и неналожение на работника дисциплинарного взыскания могут привести к тому, что работодатель не сможет доказать правомерность неначисления работнику премии (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 11.12.2012 по делу N 33-3396/2012).

В то же время если работодатель сможет доказать факт нарушения работником трудовой дисциплины без фиксации самого нарушения со стороны работника и наложения на него дисциплинарного взыскания, то неначисление работнику премии в рассматриваемом случае будет правомерным (кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.03.2012 N 33-3885/2012).

Локальные нормативные акты

Как следует из части первой ст. 8 ТК РФ, работодатель вправе самостоятельно принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. При этом нормы части второй ст. 22 ТК РФ, а также части третьей ст. 68 ТК РФ устанавливают обязанность работодателя знакомить работников организации с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, под роспись. Таким образом, работодатель был обязан ознакомить работника с положением о премировании при приеме на работу. Тем не менее, на наш взгляд, неознакомление работника с данным локальным нормативным актом не лишает работодателя возможности не начислить данному работнику премию при наличии для этого оснований.

В первую очередь необходимо заключить, что право на получение премии, зафиксированное данным нормативным актом, распространяется на всех работников вне зависимости от факта их с ним ознакомления. Данный вывод мы делаем исходя из следующего.

Во-первых, часть вторая ст. 22 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя не только знакомить работников с положениями локальных нормативных актов, но и самому соблюдать данные положения. Тот факт, что работодатель нарушил одну из своих обязанностей, не может освобождать его от выполнения другой обязанности. Поскольку работодатель принятием данного локального нормативного акта взял на себя обязательства по выплате работникам премии, он не может их не выполнять в отношении каких-либо работников.

Во-вторых, сама по себе обязанность работодателя знакомить работника с локальными нормативными актами является механизмом реализации права работника на полную достоверную информацию об условиях труда, закрепленную в части первой ст. 21 ТК РФ. Однако та же статья устанавливает и право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. При этом премии, как следует из части первой ст. 129 ТК РФ, являются составной частью заработной платы. И тот факт, что работодатель не реализовал одно из прав работника по предоставлению ему информации об условиях труда, не может повлечь за собой лишение работника и еще одного права: на получение заработной платы в полном объеме.

В-третьих, условие о выплате работникам премии является одним из условий трудового договора (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Таким образом, данное условие должно было быть согласовано при подписании трудового договора. Однако если мы признаем, что на не ознакомленного с положением о премировании работника не могут распространяться его нормы, то в таком случае мы придем к выводу, что условие о выплате премий работнику не было согласовано сторонами, а значит, трудовой договор должен рассматриваться как заключенный без такого условия. Но, как следует из части пятой ст. 135 ТК РФ, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными локальными нормативными актами организации. Таким образом, право работника на получение дополнительных стимулирующих выплат, если оно зафиксировано в локальном нормативном акте организации, должно быть реализовано вне зависимости от того, было ли оно закреплено в трудовом договоре и был ли подтвержден подписью работника факт его ознакомления с данным правом при подписании договора.

В то же время мы не можем распространить на работника действие положения о премировании избирательно, лишь в части начисления премии. Ведь в таком случае не будет определен порядок, согласно которому работнику начислялась бы данная премия. Не будет ясности и с размером премии. Такой подход также нарушал бы основополагающий принцип равенства прав работников, закрепленный в ст. 2 ТК РФ и основывающийся на ст. 19 Конституции РФ. Ведь если к одним работникам применяются критерии, при выполнении которых они получают право на выплату премии, то другим работникам такая премия не может выплачиваться безусловно.

Таким образом, необходимо заключить, что в рассматриваемом случае положение о премировании распространяется на указанного работника организации в полном объеме, в том числе - в части оснований для неначисления работнику премии, вне зависимости от того, был ли он ознакомлен с данным положением.

Обращаем, однако, Ваше внимание на то, что, не ознакомив работника под роспись с положением о премировании, работодатель допустил нарушение законодательства о труде, что может повлечь за собой привлечение юридического лица и виновных должностных лиц к административной ответственности на основании ст. 5.27 КоАП РФ.

3. Сотрудник органов внутренних дел обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

4. Сотрудник органов внутренних дел обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно.

5. Прямой руководитель (начальник) или непосредственный руководитель (начальник), которым стало известно о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, обязан принять меры по его предотвращению или урегулированию.

6. Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов могут включать в себя изменение служебного положения сотрудника органов внутренних дел, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от выполнения служебных обязанностей в установленном порядке и (или) отказ сотрудника от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а в отношении сотрудника, осуществляющего в соответствии со своими служебными обязанностями процессуальные полномочия, также его отвод или самоотвод в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В случае, если сотрудник органов внутренних дел владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

8. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов устанавливается Президентом Российской Федерации.

2. Коллективные служебные споры в органах внутренних дел не допускаются.

3. Сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

4. Сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

5. В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.

6. Рапорт сотрудника органов внутренних дел или письменное заявление гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшего на службе в органах внутренних дел, о разрешении служебного спора подлежит обязательной регистрации в день его подачи.

7. Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником органов внутренних дел или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. Решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику органов внутренних дел или гражданину, поступающему на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшему на службе в органах внутренних дел, обратившимся для разрешения служебного спора.

1. Сотрудник органов внутренних дел временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей в случае:

2. Сотрудник органов внутренних дел может быть временно отстранён от выполнения служебных обязанностей в случае:

3. Решение о временном отстранении сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей принимается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. О временном отстранении от выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.

4. Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Сотрудник органов внутренних дел, временно отстранённый от выполнения служебных обязанностей по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 настоящей статьи, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть привлечён к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, не требующих допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

6. Сотрудник органов внутренних дел, временно отстранённый от выполнения служебных обязанностей по одному из оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть привлечён к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, если это не помешает проведению полной и объективной служебной проверки или урегулированию конфликта интересов.

7. Непосредственный руководитель (начальник) обязан временно отстранить от выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, и немедленно уведомить об этом прямого руководителя (начальника).

8. Денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел, временно отстранённому от выполнения служебных обязанностей, выплачивается на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

1. Сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, освобождённым, отстранённым от должности или переведённым на другую должность в органах внутренних дел либо незаконно лишённым специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.

2. Сотрудник органов внутренних дел, находившийся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, подлежит восстановлению на службе и зачислению в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или о её прекращении по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

3. Основанием для восстановления сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел является решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо вступившее в законную силу решение суда.

4. Сотрудник органов внутренних дел, подлежащий восстановлению на службе в органах внутренних дел, с его согласия может быть назначен на равнозначную должность в органах внутренних дел.

5. Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, время вынужденного прогула засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за стаж службы (выслугу лет), пенсию за выслугу лет и на иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания.

6. Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.

7. Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель, принявшие с нарушением закона решение об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел, о его освобождении, отстранении от должности или переводе на другую должность в органах внутренних дел либо задержавшие исполнение решения о восстановлении сотрудника в прежней должности и (или) специальном звании, несут дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

8. Правом на восстановление на службе в органах внутренних дел обладает гражданин, объявившийся после прекращения службы в органах внутренних дел в связи с признанием его в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявлением его умершим (в случае, если он безвестно отсутствовал в связи со служебными обстоятельствами по не зависящим от него причинам). Такой гражданин восстанавливается, как правило, в равнозначной должности после отмены судом решения о признании его безвестно отсутствующим и (или) об объявлении его умершим.

Правовое положение сотрудника полиции закреплено в законе «О полиции» и предусматривает основные права и обязанности, а также гарантии правовой защиты сотрудника полиции и его ответственность.

Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Сотрудник полиции имеет право:

- на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

- на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

- на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

- на защиту своих персональных данных;

- на продвижение по службе в полиции;

- на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;

- на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

- на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

- применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, предусмотренном законом «О полиции», а также ряд других прав, закрепленных в ст. 28 закона.

Сотрудник полиции обязан:

- знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

- выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом; выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

- обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

- соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

- соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

- поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

- не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

- беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

- представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

- соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

- сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

- уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Кроме этого, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

- оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

- в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Сотруднику полиции законом предоставлены следующие гарантии:

- Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

- Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

- Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

- Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

- Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

- Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законом «О полиции».

- Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:

· Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) — центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе — Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности — генерал-полковник — генерал армии.

· Департамент, Главное управление, Управление — подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел.

· Главное управление МВД России (ГУ МВД России) — осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями — подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД по г. Москве, ГУ МВД по Московской области и т. п.). Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУ МВД. Руководитель ГУ МВД, как правило, имеет специальное звание генерал-лейтенант — генерал-полковник.

· Управление МВД России (УМВД России) — орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУ МВД, но выше отделов МВД России. Бывают территориальные (субъектов федерации, например: УМВД по Тульской области, или территориальных единиц субъектов федерации, в этом случае подчиняются вышестоящему ГУ МВД: например УМВД по Новомосковскому району Тульской области, УМВД ЮЗАО г. Москвы), функциональные в составе Министерства или ГУ МВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко — генерал-лейтенант). Если УМВД входит в состав вышестоящего ГУ МВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД — полковник.

· Министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации — осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУ МВД или УМВД субъектов федерации.

· Отдел МВД России (ОМВД). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется вышестоящему территориальному УМВД, или напрямую УМВД (ГУ МВД) субъекта федерации как правило являются территориальными (ОМВД района, города областного подчинения), осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории;

· Отдел полиции (ОП) — территориальное подразделение внутри отдела или управления МВД России.

В состав полиции входят также:

· ДОБДД (ГАИ, ГИБДД)

· СОБР (Специальные Отряды Быстрого Реагирования)

· ОМОН (Отряды Мобильные Особого Назначения)

· Беркут (Крым и Севастополь)

· Участковый уполномоченный полиции

· Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства



Работа участкового направлена на разрешение конфликтных ситуаций, возникающих между соседями, разрешать или противодействовать преступлениям. Многие считают участковых низшим звеном в правоохранительных органах, но в большинстве случаев именно с ними приходиться контактировать гражданам.

В связи с тем, что должность участкового является отправной точкой во время работы в полиции, то мало кто соглашается осуществлять возлагаемые на участкового обязанности. Это приводит к тому, что большое количество сотрудников, работающих участковыми, недобросовестно исполняют свои обязанности и не реагируют на просьбы граждан, проживающих на закрепленном за ними участком. В этом случае возникает вопрос: «Куда жаловаться на участкового полиции» и «Как правильно составить жалобу». Именно на эти вопросы мы и постараемся ответить

Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Москва и область: +7 (495) 662-44-36

Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Что входит в обязанности участкового полиции

Перед тем как рассмотреть обязанности участкового необходимо разобраться в том, какие служебные обязанности за ним закреплены. Согласно терминологии участковым является должностное лицо, в обязанности которого входит защита прав граждан, проживающих на закрепленном за ним участке. Также стоит понимать, что его возможности не безграничны и если вы стали свидетелем серьезного преступления, то лучше обратиться в отделение полиции с письменным заявлением.

Теперь, когда мы выяснили, кто такой участковый, следует рассмотреть его основные служебные обязанности. В них входит:

  • Обеспечение безопасности граждан на проживающей территории;
  • Контроль за соблюдение общественного порядка;
  • Противодействие совершению административных нарушений;
  • Расследование совершенных преступлений и поиск преступников;
  • Предоставление необходимой помощи гражданам, согласно имеющимся полномочиям.

Что касается рассмотрения обращения, направленного участковому, то оно обязательно должно быть принято к рассмотрению и на него должен быть дан ответ. В том случае, если полномочия не позволяют дать ответ на обращение, то оно перенаправляется должностному лицу, имеющему соответствующие полномочия. О перенаправлении обращения обязательно должен быть проинформирован заявитель.

Также стоит осознавать тот факт, что полномочия участкового строго ограничены, и он не может привлечь нарушителя к ответственности самостоятельно. Для этого необходимо собрать все необходимые материалы, составить протокол об административном правонарушении и передать бумаги ответственному лицу.

В том случае, если гражданин обратился к участковому по поводу серьезного преступления, за совершение которого грозит уголовная ответственность, то в его обязанности входит возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления.

Как мы уже говорили, участковый не всегда может применить санкции нарушителю, но в некоторых случаях это всё-таки возможно. В Кодексе об административных правонарушениях приведен список нарушений, за совершение которых участковый может привлечь в ответственности. Такими нарушениями является курение в общественном месте, распитие алкогольных напитков в общественных местах, вождение без прав или регистрационных знаков.

Не стоит забывать и о том, что существуют строго установленные сроки, в течение которых обращение обязательно должно быть рассмотрено и на него должен быть дан ответ. Узнать о сроках можно в статье №12 Федерального закона №59. Согласно данной статье участковый обязан рассмотреть обращение гражданина в течение 30 дней. В некоторых случаях допускается увеличение данного периода, но для этого должны иметься веские основания.

Куда жаловаться на участкового полицейского?
Куда жаловаться на участкового полицейского?
Куда жаловаться на участкового полицейского?
Порядок написания жалобы на участкового: в какие органы обратиться (фото)

Что делать, если участковый не реагирует на жалобы?

Если ваш участковый не предпринимает никаких действий для того, чтобы утихомирить разбушевавшихся соседей, пресечь незаконную торговлю алкоголя на придомовой территории и т. д., тогда каждый гражданин РФ имеет право позвонить по телефону горячей линии – 8-800-222-74-47. Это телефон доверия МВД России.

Сюда целесообразно звонить в том случае, если на ваших глазах совершается преступление или любое правонарушение, а участковый никак не реагирует на ваши звонки или его вообще нет на месте.

Куда можно обращаться при бездействии участкового

Столкнуться с бездействием или превышением полномочий сотрудников полиции можно достаточно часто, но в таком случае можно отстоять свои права и подать соответствующую жалобу. Перед тем как составлять жалобу на участкового полиции необходимо выяснить, кто имеет право рассматривать подобные обращения.

Существуют несколько способов воздействия на недобросовестного участкового, не исполняющего свои служебные обязанности:

  • Обращение к непосредственному начальнику;
  • Подача жалобы в прокуратуру;
  • Обращение в суд;
  • Посетить уполномоченного по правам человека.

Теперь рассмотрим каждый из приведенных выше способов подробнее.

Обращение к непосредственному начальнику участкового

У каждого сотрудника полиции есть начальник, который следит за исполнением служебных обязанностей своими сотрудниками. Если же у Вас есть претензии, то следует посетить районное отделение полиции и определить, кто является начальником участкового. Эту информацию можно узнать у дежурного по отделению. После этого следует обратиться к начальнику и потребовать разобраться в сложившейся ситуации. Если со стороны участкового не было совершено серьезных нарушений, то не обязательно идти в отделение полиции, а будет достаточно совершить звонок в дежурную часть.

На каких основаниях можно подавать жалобу?

Любое безответственное поведение, противоправные действия со стороны сотрудников могут рассматриваться как повод для написания жалобы, ведь участковый должен решать проблемы, а не закрывать на них глаза.

Согласно ФЗ №59, любое поданное от гражданина заявление должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 30 суток. Продление срока на рассмотрение принесенных бумаг возможно лишь при наличии веских причин.

В любом случае перед тем, как писать жалобы, необходимо провести консультацию с юристом. Квалифицированный сотрудник подскажет, как и куда лучше обратиться, имело ли место быть противозаконное действие со стороны полиции.

Письменное обращение

Образец жалобы на бездействия участкового полиции выдают при непосредственном обращении в те или иные органы. Приходите в выбранную организацию и составляете жалобу на участкового-полицейского, который отказал в помощи.

Каким образом пишется жалоба? Мы уже сказали, что ее образец выдадут. Но нужно знать о том, что жалоба должна быть написана грамотно. В ней недопустимо употребление бранных и жаргонных слов, слишком эмоциональное описание бездействия уполномоченного.

В жалобе обязательно должны содержаться следующие данные:

  • фамилия, имя и отчество заявителя;
  • адрес его проживания;
  • фамилия, имя и отчество участкового уполномоченного;
  • суть жалобы (описывается сухо, без лишних эмоций);
  • полное наименование органа, в который подается жалоба;
  • материалы, подтверждающие бездействие сотрудника полиции (участкового, в нашем случае).

Управление МВД

Обращение онлайн

Куда жаловаться на участкового полиции, мы выяснили. А как это сделать, если совершенно нет времени идти в суд, к руководителю УВД или в прокуратуру с заявлением?

Для этого и придумали онлайн-приемные. Заходим на официальный сайт МВД, выбираем вкладку “Онлайн-сервис”, подраздел “Прием обращений”, а дальше находим отдел, в который хотим обратиться, и строчим жалобу на участкового.

Такое обращение можно отслеживать онлайн. А его результаты придут на электронную почту, или с вами свяжутся по указанному номера телефона (если напишете его).

На сайте Прокуратуры ищем вкладку “Интернет-приемная”. Выбираем необходимый нам документ, излагаем свой вопрос и отправляем на рассмотрение.

Золотые буквы

Образец

Образец жалобы на участкового.doc

Подача жалобы в прокуратуру

Далеко не всегда обращение к вышестоящему начальству дает желаемый результат. Иногда бездействие можно встретить не только со стороны участкового, но и от его непосредственного начальника. В этом случае нужно обращаться в другие органы, в обязанности которых входит контроль над исполнением должностных обязанностей сотрудниками определенных ведомств. Таким органом является прокуратура, которая проводит необходимые проверки по факту обращения граждан. Обращаться нужно в прокуратуру того же района, где расположен полицейский участок.

Теперь поговорим о сроках рассмотрения обращений. Если заявление было подано по факту недобросовестного исполнения обязанностей во время расследования уголовного дела, то ответ на обращение должен быть дан не позднее чем через 3 дня после его подачи. Допускается увеличение сроков рассмотрения жалобы в прокуратуру. Это возможно при возникновении необходимости в запросе определенных документов. В этом случае срок рассмотрения и отправки ответа заявителю должен составлять не более 10 дней.

Все остальные жалобы рассматриваются по определенному алгоритму, который прописан в Федеральном законе №59 от 2013 года. Основополагающим фактором, который способствует решению вопроса в пользу обращающегося является составление и подача заявления.

К заявлению на участкового предъявляются определенные требования, но универсальной формы для заполнения не существует. Для того чтобы по факту заявления была проведена проверка достаточно указать всю необходимую информацию, соблюдать деловой стиль письма и не использовать фразы, оскорбляющие лиц, о которых идет речь в заявлении.

Само заявление можно разделить на три части:

  • Шапка;
  • Основная часть;
  • Заключение.

В шапке указывается полное наименование отделения прокуратуры, личные и контактные данные, а также ФИО сотрудника прокуратуры, которому вы поручаете проведение проверки. В основной части должно содержаться полное описание причин обращения в полицию, что было предпринято участковым по факту обращения и почему Вы не согласны с тем, какие меры были предприняты сотрудниками полиции. Заключительная часть содержит в себе дату составления жалобы и подпись заявителя. Также не стоит забывать, что в заявлении должен быть приведен список прилагаемых документов. В качестве документов к основному заявлению прилагают официальный ответ участкового или других сотрудников полиции, справки и доказательства, подтверждающие факт совершения преступления.

Рассмотрение жалобы в прокуратуру производится в течение 30 дневного периода. Данный срок является верным в случаях, когда у прокурора есть необходимость в привлечении сторонних организаций и запросе дополнительных документов. Во всех остальных случаях заявитель должен быть проинформирован о результатах проведенной проверки не позднее чем через 15 дней с момента обращения.

Ответ, поступивший от прокуратуры, должен быть обоснован с точки зрения законодательства и иметь ссылки на официальные документы. Если же требования, излагаемые заявителем, не были удовлетворены, то этому также должно быть законное обоснование, а в ответе должен присутствовать порядок обжалования полученного решения.

Обращение в судебные органы

В том случае, если обращения к начальнику и в прокуратуру не дали желаемого результата, то можно попробовать восстановить справедливость в судебном порядке. Данная возможность закреплена на законодательном уровне. Согласно статье №22 Кодекса административного судопроизводства имеется возможность привлечь сотрудников полиции, недобросовестно исполняющих свои обязанности.

Также не стоит забывать, что согласно статьям 52 и 53 Конституции РФ за гражданами закреплено право на получение компенсации, если человек столкнулся с произволом власти и потерпел определенные убытки или ему был нанесен вред здоровью. Эту возможность также подтверждает гражданский кодекс, согласно 1069 статье которого при нанесении ущерба гражданину РФ должностным лицом потерпевшей стороне должна быть выплачена компенсация из бюджетных средств, а виновник обязан возместить весь ущерб и вернуть денежные средства, выплаченные потерпевшему из государственной казны.

Отдельно стоит затронуть вопрос, касающийся порядка рассмотрения дела. Оно производится в порядке гражданского судопроизводства. Обращаться необходимо в суд, расположенный на территории полицейского участка, за которым закреплен участковый. Если решение будет вынесено в пользу заявителя, то ему будет положена выплата, которая производится согласно порядку, утвержденному в части 1 статьи №24 Бюджетного кодекса РФ.

Порядок проведения судебного процесса достаточно прост. В течение 5 дней с момента обращения судья обязан рассмотреть заявление, подготавливает все необходимые документы и проводит судебное заседание, на котором происходит рассмотрение жалобы. После рассмотрения всех прилагаемых документов выносится соответствующее решение. Если оно не удовлетворяет истца и нарушает его права, то можно составить жалобу на судью.

Обращение к уполномоченному по правам человека

Обращаться к омбудсмену следует, если ни один из описанных выше способов не дал желаемого результата. В обязанности уполномоченного по правам человека входит повторное рассмотрение жалобы, которое производится в присутствии соответствующих структур. Обратиться к уполномоченному можно в течение года с момента, когда права заявителя были нарушены.

Чем сотруднику полиции грозит неисполнение обязанностей

Согласно законодательству РФ за недобросовестное исполнение своих обязанностей или бездействие сотрудник полиции может быть привлечен к ответственности. Наказание зависит от того, какое нарушение было совершено участковым уполномоченным. Нерадивый работник правоохранительных органов может быть привлечен к:

  • Уголовной ответственности;
  • Административной ответственности;
  • Дисциплинарной ответственности;
  • Гражданско-правовой ответственности.

Уголовное преследование грозит сотрудникам полиции, которые совершили серьезные преступления. Административная ответственность грозит за несоблюдение дисциплинарного устава. Примером такого нарушение может являться недобросовестное исполнение прямых обязанностей. Обычно административная ответственность выражается в качестве выговора, предупреждения, а в крайних случаях в виде увольнения с должности.

Дисциплинарная ответственность наступает в случаях, когда сотрудники правоохранительных органов не соблюдают внутренние документы, регламентирующие поведение сотрудников. Гражданско-правовая ответственность грозит участковому, если суд встанет на сторону заявителя и вынесет соответствующее решение.

Читайте также: