Можно ли глухим работать водителем

Опубликовано: 16.09.2024


После новогодних каникул главной темой глухих водителей, счастливых обладателей автотранспортных средств, стало обсуждение не сумасшедшего курса евро с долларом и стремительной девальвации рубля, не рост цен, а Постановление Правительства РФ N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», подписанное Дмитрием Медведевым 29 декабря 2014 года. В первоначальном варианте Постановление, о котором было написано на сайте ВОГинфо.ру, предлагало глухим водителям носить слуховые аппараты.

Документ, кроме глухих водителей, затрагивал интересы почти всех автомобилистов страны, и его скоротечное принятие, без обсуждения в средствах массовой информации и консультаций с общественными организациями инвалидов, вызвало кучу вопросов, и открытое возмущение среди владельцев автотранспортных средств.

Список противопоказаний к вождению был значительно изменен, туда вошли новые категории заболеваний и, оказалось, что многие люди, до сих пор успешно водившие машину, теперь лишились права ее водить.

Нас, глухих и слабослышащих, конечно, больше всего интересует пятый раздел этого Постановления «Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха», в котором в пункте 17 идет речь о водителях, имеющих потерю слуха: «Болезни уха и сосцевидного отростка, снижающие слух ниже разрешенного уровня, при условии улучшения слуха с использованием технических средств реабилитации (слуховой аппарат, речевой процессор) до разрешенного уровня».

Здесь, соответственно, возникло множество вопросов в отношении глухих и слабослышащих автомобилистов:
- можно ли глухим, которые не носят слуховой аппарат в виду своей глухоты, водить автомобиль?
- можно ли водить автомобиль слабослышащему, если он не носит слуховой аппарат или забыл его надеть?
- что включает в себя понятие «разрешенный уровень»?

Минздрав на основании постановления Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 начал готовить ряд нормативно-правовых документов, предусматривающих порядок и условия оформления допуска граждан к вождению автотранспортных средств.

Слабослышащие водители, которые в основном и носят слуховые аппараты (СА), могут подтвердить, что наличие или отсутствие слухового аппарата не имеет никакого влияния на сам процесс вождения, по причине сплошной герметизации транспортного средства. Проще говоря, в салоне современных авто глухо как в танке.

И вот недавно на сайте ВОГинфо.ру вышла вторая статья на эту тему «Глухие могут водить машину без слуховых аппаратов». Из названия статьи можно понять, что проблема решена.

Содержание новой статьи в том, что с января этого года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Постановление было подготовлено во исполнение пункта 4 статьи 1 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 437-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности движения» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».

Сейчас при прохождении медкомиссии человек должен получить заключения семи специалистов. По новой процедуре из списка необходимых обследований будет исключен осмотр хирурга. Кроме того, граждане, получающие права категорий А и В, будут освобождены от посещения невролога и лор-врача. Также предложено отменить электроэнцефалографию и электрокардиографию.

В перечне заболеваний, которые являются противопоказанием к управлению транспортным средством, оказались восемь заболеваний нервной системы, а также ахроматопсия (недостаток зрения, вследствие которого различение цветов делается невозможным) и слепота обоих глаз. Ограничения по слуху для вождения в категории А и В теперь отсутствуют.

Проблема получения водительских прав инвалидами по слуху постоянно находится в поле зрения Всероссийского общества глухих. Зная, с какими трудностями сталкиваются водители из числа глухих при получении водительских прав и медицинских справок на допуск к вождению транспортными средствами, руководство ВОГ поручило Отделу реабилитации Управления социальной политики и реабилитации взять эту проблему на особый контроль.

По новым правилам за глухими сохранено право на вождение.

Другими словами:
1. Полностью глухие могут управлять транспортными средствами категорий «A», «M», «B», «BE», подкатегории «A1», «B1». То есть для управления легковым автомобилем или мотоциклом ношение слухового аппарата не требуется.
2. При снижении слуха ниже разрешенного уровня, можно управлять транспортными средствами категорий «C», «CE», «D», «DE», «Tm» или «Tb», подкатегории «C1», «D1», «C1E» или «DIE», при условии компенсации слуха до разрешенного уровня с помощью индивидуальных средств реабилитации. То есть люди с нарушениями слуха могут водить грузовик, автобус, троллейбус и трамвай – при условии ношения слухового аппарата или КИ.

Редакция сайта СПбВОГ.ру, руководствуясь принципом «доверяй, но проверяй», решила проверить на практике как действует новое Постановление Правительства РФ N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».

Учитывая, что трактовка новых Правил полностью вверена в руки медкомиссий (где до сих пор сохранился ужасающий штамп «глухонемой», так что не всегда приходится надеяться на компетентность), нужно было найти в Санкт-Петербурге кандидата на получение водительских прав, из числа инвалидов по слуху. Долго искать нам не пришлось – подходящая кандидатуру оказалась почти под рукой. В ближайших выпусках новостей мы расскажем, как «наш» человек проходил «круги ада» в виде медкомиссии и обмена водительских удостоверений.

В автомобильном праве есть Федеральный Закон «О безопасности транспортных средств» (конкретно статья 23), регулирующий возможность вождения, имея те или иные болезни. Он ссылается на Перечень противопоказаний, при наличии которых нельзя не только управлять машиной, но и вовсе получать права. Среди них преимущественно заболевания, связанные с головным мозгом, зрением и двигательной активностью. Если водитель сможет обойти Закон и несмотря на запрет, сядет за руль, он не просто рискует получить штраф, но и ставит под угрозу свою жизнь и безопасность других участников дорожного движения.

Особенности запрета на вождение авто при болезнях


Человек, который собирается водить машину, должен иметь личное чувство ответственности за жизнь окружающих его людей. Кроме него самого, никто не может узнать о наличии опасной болезни без соответствующей медицинской справки. Что еще немаловажно: при обнаружении того или иного заболевания, врач не передает информацию в ГИБДД. По правилам мед. обследование необходимо проходить каждые 10 лет. И если, например, у водителя появятся приступы эпилепсии через 2 года после получения прав, следующие 8 он может управлять автомобилем с «чистой» справкой.

При остановке автомобиля инспектором он может выявить признаки болезни без изучения медицинского заключения. Однако, даже в этом случае лишить прав может только суд. Исключение составляют только те, у кого вовсе не было водительского удостоверения и те, кто уже лишен прав. В противном случае нарушитель просто понесет наказание в виде штрафа от 5 до 15 тысяч рублей, при условии, что его действия не повлекли за собой серьезные последствия.

С какими болезнями можно и нельзя управлять авто

Среди самых распространенных заболеваний, которые полностью ограничивают право управлять автомобилем или являются особым указанием к вождению, стоит выделить:

  • Постинсультное состояние с такими осложнениями, как деменция, амнезия, слепота на оба глаза. В Законе об инсульте речи нет вовсе, так как опасность представляют его последствия.
  • Эпилептические расстройства всех форм и видов. Запрет касается всех типов автомобилей, любой конструкции.
  • Болезнь Паркинсона. Сама по себе не является противопоказанием, даже на последних стадиях. Но при ее активном развитии вероятно появление деменции, которая ограничивает возможность управлять любыми ТС.
  • Большинство видов психических расстройств — тяжелая депрессия, шизофрения, амнезия, делирий, галлюцинации, расстройства личности, а также неуточненные формы, связанные с травмами и отклонениями головного мозга.
  • Умственная отсталость, в том числе аутизм и синдром Дауна. Хотя в Законе об этих болезнях ничего не сказано, препятствием к вождению служит снижение интеллекта и слабоумие.
  • Слепота. Запретить водить машину врачи могут только при полном отсутствии зрения. Если не видит только один глаз, или функция обоих снижена, могут быть предъявлены дополнительные меры. В водительском удостоверении в 12 графе ставят отметку "GCL" или «Очки/линзы обязательны».

При диабете, астме, энцефалопатии, сердечных и сосудистых заболеваниях никаких ограничений нет. Водитель должен своевременно принимать препараты, поддерживающие здоровье, и это зона его личной ответственности, за пренебрежение которой в случае чего он понесет наказание. То же касается головной боли или температуры. Правила дорожного движения запрещают садиться за руль в болезненном и утомленном состоянии. Но сотрудник ГИБДД вряд ли сможет определить таковое «на глаз», поэтому человек самостоятельно принимает решение — можно ехать или нельзя.

Что касается черепно-мозговых травм, все зависит от того, приводят ли они к неврологическим проблемам. Если да, то водитель не сможет получить права категорий C, CE, D, DE, Tm/Tb. Легковых автомобилей этот запрет не касается. В случае же с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, практически всегда приходится менять конструкцию машины. Если одна нога короче другой, конечность полностью отсутствует, произошел паралич или существенно нарушена двигательная активность, одна из педалей переносится выше для возможности ручного управления.

Как инспектор узнает, какие болезни есть у водителя


Обнаружить болезнь официально могут в 2 случаях:

  1. Во время прохождения медицинской комиссии, необходимого для замены водительских прав по прошествии 10-летнего срока действия.
  2. При мед. обследовании, проводимом вследствие получения новых прав после их лишения по статьям 12.26, 12.27 и 12.8.

Если врачи выявят противопоказания, они не выдадут справку, которая позволит управлять автомобилем. Если же будут выявлены болезни с «особым» статусом, то в ГИБДД будущий водитель сможет получить права только определенной категории (при наличии ограничений для иных). При имеющихся проблемах со зрением в удостоверении просто ставится отметка о необходимости ношения очков или линз. Их отсутствие при проверке сотрудником ГИБДД будет причиной для выписки штрафа.

Какой штраф предусматривается за вождение при наличии опасных заболеваний?

По части 1 статьи 12.7 КоАП предусмотрено наказание в размере от 5 до 15 тысяч рублей за управление автомобилем при наличии противопоказаний, ограничений и особых указаний. Инспектор определяет тяжесть нарушения, учитывает смягчающие обстоятельства, исходя из чего выносит вердикт, касательно размера материального наказания. Штраф неминуемо будет выписан, если:

  • есть зафиксированные медицинские противопоказания и соответственно нет прав;
  • есть ограничения для конкретной категории, и водитель находится за рулем авто, подпадающего под эту категорию;
  • есть отметка о необходимости ношения линз или очков, а водитель ею пренебрег.

ГИБДД не могут предъявлять претензии к медицинским работникам, потому что в их полномочия не входит проверка достоверности справок. Поэтому отвечать за то, что информация в документе не соответствует действительности, будет только сам водитель. Не стоит надеяться на везение и полагаться на случай. При наличии противопоказаний, разумнее отказаться от вождения вовсе и не подвергать опасности окружающих.

После того как за него вступились более 58 тысяч жителей страны, мужчине вернули возможность работать

Салават Салихов с трудом, но добился справедливости 

Салават Салихов с трудом, но добился справедливости

Фото: Кира Нугаева

Сервис «Яндекс.Такси» восстановил на работе слабослышащего водителя из Уфы

Глухому водителю из Уфы отказали в возможности пользоваться сервисом «Яндекс.Такси» для выполнения заказов. Как уверяет Салават, система его заблокировала из-за пропущенного звонка от диспетчера. Всё произошло еще . В силу своей глухоты он не смог связаться с работодателем и поехал добиться справедливости в головной офис в Москву. Ему это удалось благодаря помощи юриста и петиции в его поддержку, которую подписали со всей страны. В «Яндексе» утверждают, что Салавату отказали в доступе к системе по другим причинам. О том, почему таксист, отец троих детей, остался без работы, сколько времени он провел без средств к существованию, как к его особенности относятся пассажиры и кто же все-таки виноват в казусе, читайте в материале журналиста UFA1.RU.

Не смог ответить на звонок

Журналисту UFA1.RU удалось связаться с героем несправедливой истории сегодня, . Пообщаться мы смогли лишь благодаря сурдопереводчику Кире Нугаевой.

Салават Салихов проработал в службе «Яндекс.Такси» с , до этого работал на УМПО. А как ушел с завода, оформил ИП, взял в кредит машину, обклеил ее брендированными наклейками таксопарка и стал возить пассажиров. Весь доход уходил на содержание супруги и троих малолетних детей. Кроме заработка работа приносила еще и удовольствие и, самое главное, понимание со стороны пассажиров: Салават абсолютно не слышит с самого детства, но сложностей на работе недуг не доставлял.

Всё шло хорошо, пока, по словам Салавата, он не смог ответить на звонок от диспетчера.

— Я не смог снять трубку, они знали, что я не слышу: у меня стоял специальный значок. После этого система меня заблокировала. За всё время у меня никогда не было проблем и конфликтов с руководством, они понимали состояние моего здоровья. Даже когда я работал на заводе. В такси, конечно, было сложно объясняться с людьми, но они тоже нормально относились. Про глухого таксиста они знали заранее, — говорит Салават Салихов.

Вот такой ответ прислали Салавату из службы такси еще в октябре

Фото: Нина Романович

Письмо несчастья

После блокировки в системе 9 октября Салавату закрыли доступ к приложению «Яндекс.Такси» для водителей. Объяснили просто и без капли сожаления.

— К сожалению, вы не прошли проверку алгоритмами службы безопасности, поэтому больше не сможете выполнять заказы в сервисе, — коротко ответила Салавату сотрудник компании Анна Третьякова.

Однако, что за проверка такая и по какой причине он ее не прошел, объяснять не стали. Вместе с юристом без малого полтора месяца Салават боролся за справедливость. Ее добиться удалось, но с большим трудом.

Справедливость восторжествовала благодаря резонансу

После случившегося Салават направился в головной офис компании в Москву. Поскольку он инвалид III степени по слуху, связаться другим способом с руководством он не смог. По итогу в тот же день, 9 октября, найти компромисс и решить проблему в «Яндекс.Такси» ему не удалось. Тогда он понял, что ему нужны сурдопереводчик и юрист, желательно в одном лице. В столице он нашел адвоката по гражданским делам Нину Романович, которая согласилась ему помочь за определенную плату. По словам адвоката, с такой ситуацией она сталкивается впервые за всю свою практику. Она утверждает, что если бы не петиция, которую она лично создала в поддержку Салавата Салихова, то таксопарк бы никогда не вернул ему работу. Но за мужчину вступились более россиян.

— Нет ни одного закона, чтобы мы могли воздействовать на «Яндекс.Такси», всё благодаря общественному резонансу. Мы долго добивались от них объяснения причины отказа в доступе и его возвращения. Они проводили проверку по данному случаю с по и даже не извинились перед ним. Просто разблокировали, и всё. Они не признали, что имеют черный список водителей, хотя он есть. Я сказала Салавату: «Иди пока в другое место, тебе нужно содержать семью». Он пытался устроиться, но они все говорили: «Вы в черном списке у «Яндекс.Такси»», — говорит Романович, которая работает с инвалидами по слуху уже .

Где деньги?

«Яндекс.Такси» всё же отправил письменный ответ Салавату Салихову на претензию, но спустя полтора месяца: только вчера, . Подписала ее не Анна Третьякова, а совсем другой сотрудник — Софья Ковалевская. Она отметила, что после блокировки профиля компания провела тщательный разбор причин. Оказалось, что доступ к заказам был закрыт из-за автоматической проверки партнеров. Этому могут поспособствовать жалобы пользователей, данные телеметрии и контроля качества, а также информация, полученная из открытых источников.

— Спешу сообщить, что вам открыт доступ к заказам. Наши прошлые ответы могли быть непонятными, — говорит представитель таксопарка. — Сумма, которая сейчас отображается в диспетчерской, — ошибочная. Все деньги были переведены на ваш счет вовремя, но по технической ошибке не были списаны с баланса.

Речь идет о сумме . Деньги якобы уже выплатили Салихову. Однако, по словам его адвоката Нины Романович, деньги еще не поступали.

— Они сказали, что выплатят однозначно эти деньги, еще и по поводу возмещения ущерба тоже говорили, — добавила юрист глухого таксиста. — Пока не видим.

Вот такую сумму глухой таксист заработал за предыдущий период, но еще не получил

По оценкам Всероссийского общества глухих (ВОГ), в России живут порядка 300 тысяч людей, потерявших слух полностью или частично в раннем возрасте или с врожденными дефектами слуха. Такие люди обычно или не слышат с рождения, или потеряли слух в детстве, но большинство из них владеют языком жестов.

Далеко не все организации могут предоставить работу слабослышащим людям. Чаще всего им предлагают вакансии уборщиков, грузчиков, подсобных рабочих и инженеров. Но в последние несколько лет пассажиры такси все чаще сталкиваются со слабослышащими водителями. “Такие дела” решили разобраться, как работают таксисты с глухотой.

Запреты и ограничения

На сегодняшний день в РФ полностью глухие водители могут управлять легковыми автомобилями с прицепом и без, мотоциклами и мопедами. Замначальника управления по социальной политике ВОГ Максим Ларионов считает, что в России очень много запретов для людей с инвалидностью по слуху.

Противники водителей с глухотой часто говорят о сиренах, которые неслышащий, по их мнению, может не заметить. Но эксперты возражают, что не существует доказательной базы, которая бы подтвердила, что слабослышащие водители часто устраивают аварии на дорогах. Кроме того, в иностранных соцсетях неслышащие люди делятся своим опытом вождения. По их словам, они гораздо внимательней ведут себя на дорогах, чем другие водители. Даже не услышав сирену, они замечают машины полиции или скорой помощи издалека по мигалкам или реагируют на то, что остальные автомобили в ряду начинают перестраиваться.

Трудоустройство в такси

Неловкие ситуации

Модель опубликовала фотографию записки на своем аккаунте в Twitter, подписав: “Это так трогательно. Мы любим тебя, Онур”. Репост этой записи сделали более 134 000 человек.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • Instagram
  • Youtube
  • Flipboard
  • Дзен

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  1. Значение настоящей публичной оферты
    1. Настоящая публичная оферта («Оферта») является предложением Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд»), реквизиты которого указаны в разделе 5 Оферты, заключить с любым лицом, кто отзовется на Оферту («Донором»), договор пожертвования («Договор») на реализацию уставных целей Фонда, на условиях, предусмотренных ниже.
    2. Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем размещения ее на Сайте в сети Интернет: takiedela.ru, sluchaem.ru, 365.nuzhnapomosh.ru, beznadege.net, nuzhnapomosh.ru, https://nuzhnapomosh.ru/donate/.
    4. Оферта действует бессрочно. Фонд вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
    5. В Оферту могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте Фонда.
    6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительности всех остальных условий Оферты.
    7. Местом размещения Оферты считается город Москва, Российская Федерация.
    1. Сумма пожертвования: сумма пожертвования определяется Донором.
    2. Назначение пожертвования: реализация уставных целей Фонда.
    1. Договор заключается путем акцепта Оферты Донором.
    2. Оферта может быть акцептована Донором любым из следующих способов:
      1. путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием назначения пожертвования "пожертвование на Благотворительную программу “Нужна помощь.ру", а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
        При получении безадресного пожертвования на расчетный счет по реквизитам, Фонд самостоятельно конкретизирует его использование, исходя из статей бюджета, утвержденных Советом фонда, являющихся неотъемлемой частью деятельности Фонда либо направляет их на расходы на административные нужды Фонда в соответствии с Федеральным законом №135 от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
      2. путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или третьими лицами от имени и в интересах Фонда в общественных и иных местах.
      1. Совершая действия, предусмотренные данной Офертой, Донор подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящей Оферты, уставными целями деятельности Фонда, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящей Оферты.
      2. Донор имеет право на получение информации об использовании пожертвования. Для реализации указанного права Фонд размещает на сайте:
        1. информацию о суммах пожертвований, полученных Фондом, в том числе о суммах пожертвований, полученных для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
        2. отчет о целевом использовании полученных пожертвований, в том числе для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
        3. отчет об использовании пожертвований в случае перемены целей, на которые направляется пожертвование. Донор, не согласившийся с переменой цели финансирования, вправе в течение 14 календарных дней после публикации указанной информации потребовать в письменной форме возврата денег.

        Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

        Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
        ИНН: 9710001171
        КПП: 770401001
        ОГРН: 1157700014053
        р/с 40703810701270000111
        в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
        к/с 30101810845250000999
        БИК 044525999

        Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

        Дорога для всех: как работают глухие таксисты в Томске

        «Водитель, я же просила на остановке остановить! Не слышите, что ли?». У водителей маршруток, конечно, нет проблем со слухом, иначе они бы не водили автобус. Порой они с пассажирами просто не хотят слышать друг друга, но это вопрос, скорее, культуры и взаимоуважения, а не ограниченного слуха. А есть водители, которые на самом деле не слышат, но это не мешает им быть полноправными участниками дорожного движения. Или мешает?

        — Мне поставили диагноз, когда я еще ходить не умел. В такси пойти мне посоветовали глухие. А проблем с трудоустройством у меня не было, так как я могу говорить, — рассказывает Дмитрий, бригадир «нулевой» бригады «Ё-такси» (так здесь называют бригаду с глухими водителями).

        Мы беседуем без помощника, поскольку у Дмитрия неполная потеря слуха, и он владеет речью: в детстве у него было ухудшение слуха, затем частичное восстановление. А жестовый язык он выучил в школе.


        По его словам, с клиентами ни разу не было непонимания — здесь у каждого такого автомобилиста в машине табличка «Вас обслуживает глухой водитель». Если пассажиру есть что сказать, он показывает на нее, водитель достает блокнот, и пассажир пишет, допустим, что надо заехать в магазин по такому-то адресу. Пишут понятно.

        — Для меня основные трудности на дороге — это пробки, много лихачей и нарушителей, — говорит Дмитрий. — А знак «Глухой водитель» показывает людям лишь одно: не надо сигналить — водитель не услышит, моргните ему светом. Иногда сигналят, а толку-то? У меня знак есть, и я еду по правилам.

        Для глухого человека, который не говорит, с работой сложнее — предлагают идти дворником, грузчиком, то есть работу, связанную с тяжелыми физическими нагрузками, хотя это не всем подходит.

        Олег, один из глухих водителей «Ё-такси», сменил неквалифицированный труд на вождение такси. Он с детства не слышит и не говорит, а машину водит уже несколько лет. С ним мы общаемся с помощью Виктора Андреева, руководителя отдела корпоративного обслуживания «Ё-такси», который знает язык жестов.


        — Пассажиры иногда, прежде чем выйти, звонят на телефон, а я не могу взять трубку и поговорить, поэтому СМС пишут, — делится со мной Олег. — А вот на дорогах — неуважение. Но, скорее, к водителю такси, а не к глухому водителю, так как с точки зрения остальных водителей профессия таксиста неуважаема: они наглые, не соблюдают правила дорожного движения и так далее. Ведь задача водителя такси — доставить пассажира из точки А в точку В за кратчайшее время по кратчайшему пути.

        По словам Виктора Андреева — автора идеи принять в таксопарк глухих водителей, сегодня в «Ё-такси» их пять человек с непрерывным стажем вождения не менее трех лет.

        — С помощью СМИ мы тогда в короткое время оповестили томичей о такой бригаде. Первое время это было в диковинку, а сейчас томичи привыкли к тому, что есть глухие водители, — говорит Виктор. — Поначалу были единичные случаи негатива — это, в основном, нетрезвые девушки, которые не сразу понимали, что водитель глухой, говорили, что нужно ехать туда-то. А глухой водитель едет по навигатору. Сейчас глухие водители просто работают, а люди ездят с ними и знают, что это нормально.

        На вопрос об аварийных ситуациях Виктор откровенно отвечает: да, бывают — они (глухие водители) такие же люди:

        — У глухих таких ситуаций меньше, чем в среднем по городу или по нашему парку. Но бывают. Летом была одна серьезная авария, не связанная с глухотой, — сыграл роль человеческий фактор: водитель вышел на работу, не отдохнув и не захотев подводить бригаду. И не смог быстро отреагировать на сложившуюся дорожную ситуацию. Сообщество глухих — оно небольшое, и если происходит что-то серьезное, об этом узнают сразу все. После этой аварии поток глухих водителей к нам практически свелся к нулю. А желающие были. Сейчас «костяк» бригады — это те, кто работает с июня и планируют работать дальше. Остальные, кто искал здесь работу, выжидали, чем закончится, как будут развиваться события, какие результаты будут показывать глухие водители, какие у них будут заработки.

        Как рассказывает Виктор, переводчика у них нет — он сам изучил язык жестов и первое время ежедневно налаживал общение глухих водителей со структурами таксопарка. Помогает им общаться и Дмитрий, который бригадир, поскольку он немного слышит и тоже знает язык жестов. К «нулевой» бригаде в таксопарке относятся с уважением, некоторые уже начинают изучать жестовый язык. Правда, водители, которые никогда не общались с глухими, контактируют с ними настороженно.


        — Проект я начал потому, что у меня родственник глухой, то есть у меня к этому есть личное отношение. Не формальное — пополнить таксопарк еще одной бригадой (хотя для таксопарка это важно), а помочь глухим почувствовать себя в социуме, — отмечает Виктор. — Обычные люди их не замечают — просто знают, что они есть. И сами они к этому привыкли. А люди с ограниченными возможностями — это люди, ограниченные нами. Мы можем выучить их язык, они наш — не могут. А у нас причин выучить их язык очень немного: первое — если у тебя родственник глухой, второе — если ты учишься на сурдопереводчика, либо по иной причине, но их немного.

        Кроме водителей такси, есть и другие люди с ограниченным слухом, которые водят машину. И у них иногда особый взгляд на свою ситуацию.

        — Я не то чтобы считаю, что глухим людям не нужно водить, — просто нужно учитывать много моментов, — говорит Сергей, администратор томского отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ). — К примеру, если сзади сигналят для предотвращения ДТП, глухой водитель может не услышать. Или может отвлечься и не увидеть, скажем, «скорую» с проблесковым маячком и не услышать сирену. Глухих при общении трудно понять, а если написать — им не всегда может быть понятно содержание текста.

        Сергей за рулем три года. В детстве он переболел отитами, возникли осложнения, и теперь без слухового аппарата он почти ничего не слышит.


        — Автомобиль — это повышенная опасность, сел за руль — должен быть внимательным. Молодежь нынешняя иногда невнимательная, но есть, конечно, люди и более ответственные, — продолжает Сергей. — А в законе у нас небольшой пробел: водители с нарушениями слуха могут освоить категорию В, хотя некоторые, которые как я — слышат с аппаратом, хотят работать, к примеру, в деревне на самосвале, но не могут — закон не дает им такого права.

        С Ксенией и Людмилой мы общаемся с помощью сурдопереводчика томского отделения ВОГ Нины Михайловны Кожевниковой — молодые женщины с детства почти не слышат, но при этом являются опытными водителями: у Людмилы стаж вождения пять лет, у Ксении — одиннадцать.

        — Я долго мечтала водить, ездила неофициально — меня муж учил и отец поддерживал, — рассказывает Ксения. — Экзамены сдала без единой ошибки, получила права, и с того момента у меня ни дня без машины. Но знак «Глухой водитель» не ставлю, потому что не хочу привлекать внимание окружающих, что я такая молодая и глухая за рулем.

        Как говорит Ксюша, без знака ей спокойнее оставлять свой автомобиль возле дома, иначе его нарочно пинают, чтобы он сигналил.

        — Моей дочери сейчас двенадцать, она тоже не слышит, но уже хочет водить. Мы часто ездим вместе — она знает все дорожные знаки, и я учу ее правильно понимать дорожную ситуацию, разбираться в ней.

        В отличие от Ксении, Людмилу никто заранее не учил и не поддерживал: она отучилась в автошколе, получила права и села за руль. Ездила сначала ночью по пустым дорогам, чтобы быть уверенней.

        — Я в городе все знаки знаю: где можно, где нельзя, где направо, где объезд. Постоянно слежу в Интернете за изменениями на дорогах, — делится со мной Люда. — На дороге приходится много смотреть по зеркалам и вертеть головой. Люди удивляются и иногда возмущаются: «Как так — глухие за рулем!». Но у нас же есть глаза — нагрузка на зрение больше, так как оно заменяет слух. Иногда слышащие не очень внимательны за рулем: болтают по телефону и надеются на свой слух.

        По словам девушек, инспекторы ГИБДД на дороге лояльны к ним, спокойно реагируют на их особенности, объясняют и пишут — с этим проблем нет. А вот окружающие (в том числе, не на дороге), бывает, их принижают, не приносят извинений:

        — Если видят, что не понимаешь, они не стараются даже объяснить — просто отворачиваются. Молодежь лет тридцати-сорока знают, что есть такая категория людей — инвалиды, и они более внимательны к нам. Но люди более старшего возраста очень капризные, относятся как-то предвзято. А мы хотим быть наравне со слышащими, стараемся не отличаться, жить так же, как все, и ценить эту жизнь.

        Как говорит Нина Михайловна, сурдопереводчик томского отделения ВОГ, раньше, когда не было Интернета, о глухих очень мало говорили. Сейчас о них говорят больше. В Томске сегодня несколько тысяч глухих и слабослышащих людей, включая детей. В томском отделении ВОГ только взрослые, и они почти все друг друга знают.

        — Слуховыми аппаратами обеспечивают бесплатно, через Фонд социального страхования, — рассказывает Нина Михайловна. — Но они всем по-разному помогают: Сергей — слабослышащий, и с аппаратом он может свободно общаться и разговаривать. У Ксюши и Люды есть остаточный слух, и аппарат помогает им услышать какие-то звуки — не 100 %, конечно. Бывает и полная глухота — здесь слуховой аппарат не поможет. В любом случае, вся нагрузка идет на зрение, поэтому, учитывая свой «недостаток», они более внимательны на дорогах. Вообще, люди с ограниченным слухом иногда в чем-то опережают слышащих. А кому-то все дано, а он не всегда ценит это.

        Нина Михайловна не раз была переводчиком в группах по обучению глухих вождению и уточняет, что переводчик присутствует только на теории и в ГИБДД, когда перед началом экзамена объясняют условия его сдачи, количество допустимых ошибок и т.п.

        — В ГИБДД все серьезно, там везде камеры. Ребятам один раз объяснили, как и что делать, я все перевела и вышла. Никаких «скидок» глухим там нет. А при обучении в автошколе многое зависит от преподавателя и от переводчика: как переводчик поймет этого преподавателя, как он донесет. В ДОСААФе, где училась Люда, у нас был изумительный преподаватель — группа сдала экзамены сразу. Его легко было переводить, и он требовал, чтобы мы точно переводили его слова и мысли, потому что сам лично хотел, чтобы люди его поняли. Но бывает, что приходится преподавателя дополнять, чтобы разъяснить ребятам какие-то вещи.


        В некоторых автошколах Томска глухих людей обучают в отдельных группах. Программа как для всех — 56 часов, и скидок по оплате обучения, каких-то льгот или особых условий (кроме сурдопереводчика на теории) у них нет.

        — Водительское удостоверение не каждому выдается — сдал все контрольные точки, сдал все в ГИБДД, получил удостоверение, значит, можешь ездить. И медицинское заключение все получают на общих основаниях, — говорит Елена Дудко, заместитель директора автошколы «Томич». — То, что глухие более внимательные, — это однозначно. Они всматриваются, понимаете?

        По словам директора автошколы «Томич» Михаила Конкина, на тренажере все хорошо отрабатывается, чтобы человек усвоил работу с коробкой передач, педалями и т.д. А так им побольше внимания надо, и инструкторам терпение нужно вырабатывать.

        — Некоторые из них маленько слышат или по губам определяют, — рассказывает Владимир Адамчик, инструктор по вождению. — На дороге они внимательно смотрят, чувствуют вибрацию машины, когда трогаются, и реже «глохнут», чем те, кто слышит, — в плане обучения глухие люди не хуже остальных. Если он показывает, что ничего не понимает, пишу. А оснований опасаться их на дороге нет.

        — Как показала практика, многие водители не знают, что означает знак «Глухой водитель», судя по негативу в соцсетях, — говорит Виктор Андреев. — Сейчас негатива меньше — люди часто встают на сторону глухого водителя. Хотя кто-то их побаивается, а кто-то относится к ним как к людям «второго сорта» — к сожалению, таких достаточно. А наша задача — не только предоставить глухим водителям возможность работать, но и дать им возможность показать, что они состоятельны также и в этой профессии.

        Читайте также: