Можно ли менять работу в пост

Опубликовано: 17.05.2024

Подскажите, как мне быть? Я работаю в одном из Синодальных учреждений нашей Церкви. Мой начальник — монашествующий священник. При этом это один из самых злых людей, которых я когда-либо встречал. Он ругается матом, пошлит, обзывает людей, с подчиненными обращается как с рабами. При этом у него есть любимый сотрудник, и он постоянно демонстрирует, как его любит, а над всеми остальными издевается. Он не может грамотно выстроить рабочий процесс и постоянно срывает злобу из-за этого на других.

Я очень хотел бы поменять работу, но пока не нашел никакой другой, а здесь у меня трудовая книжка и платят зарплату. Среди верующих людей, которые меня окружают, ходит такое мнение, что менять работу — сойти с креста, а с креста не сходят, т.е. нужно терпеть. Другие говорят, чтобы я особо не переживал, т.к. в современной Церкви везде так. Но я верю и знаю, что не везде, что есть места работы с нормальным отношением со стороны руководства, а также где не сквернословят, не ненавидят людей, не подставляют, не подсиживают и не издеваются.

Если надо смиряться и терпеть, то как это лучше делать? Как молиться или что вообще делать?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Грех ли менять работу?
Добрый день! Да, такое мнение о смене работы есть, насколько оно применимо именно к Вашей ситуации, по интернету сказать трудно. Ваша ситуация требует личного разговора, и лучше со священником, который Вас хорошо знает, в духовном плане он даст лучший совет, что именно для Вас будет наиболее приемлемо в данной ситуации. Если же смотреть на это чисто житейски, то располагайте сами, что для Вас лучше - оставаться или подыскивать что-то новое. Посмотрите, подумайте, помолитесь, не покажется ли на горизонте какой-то другой вариант работы? Нормальные места есть, и даже очень! И Вы же знаете церковный способ противодействия злу - молитва, в том числе за тех, кто обижает. Попробуйте поминать их в своих молитвах, вписывать имена, когда заказываете церковное поминовение, и делать это искренне, желая людям образумиться, смягчиться, понять и осознать свои ошибки. Сами при этом этому злу ни в коем случае не поддавайтесь, работайте нормально, общайтесь уважительно, по-христиански. И смотрите, как будет складываться ситуация дальше. А более конкретно - повторюсь - это нужно разговаривать со священником, который Вас знает, и только лично. Храни Господь!

Про смирение предложу прочесть следующие тексты:

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Владимиру Горболикову.
Вы совершенно правы, более того, сейчас УЖЕ это происходит и Православие вызывает идиосинкразию у некоторой молодежи, которая стрижет всех "под одну гребенку". Нечестивцы и правоверные идут в один ряд и такой "максимализм" приводит к тому, что вместе с мыльной водой выплескивают из корыта и ребенка.Есть полутона, которые не менее важны, чем основная колоратура. А для того чтобы видеть их, необходимо иметь полноценное духовное зрение. Но, "много званных да мало избранных". Очень много пастырей, которые горят в своем служении Богу и им порой достается незавидная доля получить часть вины напрасно за тех, кто отступил от Бога. Мы православные и должны, как Вы верно и очень верно сказали, иметь сердце голубиное и змеиный ум. И ни в коем случае не отступать от Матери-Церкви и не предавать Господа подобно Иуде. Поэтому, научение детей Православию, которое весьма плохо решается сейчас, должно быть и прежде всего, задача эта лежит на родителях, крестных и верующих близких.Я далек от того, чтобы кого-то осуждать.Но обличение это необходимая часть христианской соборности. Именно поэтому, Вы правы, "Оставаться бы нам, по слову Христову и мудрыми змеями (но — мудрыми), и кроткими голубями…" Спасибо за ценные и вполне справедливые, добавления. Спаси Господи! Аминь!

. Мы живем в непростое время.Время, в которое большинство людей слишком меркантильно подходят к своей материальной выгоде и лишены способности рассмотрения бревен в своих глазах. И теперь мало значения имеет то, что происходит по факту - гораздо важнее суждения власть имущих и тех, кому по непонятной причине, доверено исполнять хоть какие руководящие функции. Наилучшим прикрытием является расхожий принцип "Вся Власть от Бога", который позволяет нечестивцам и супостатам удерживаться на плаву, избегая ропота со стороны окружающих, которые должны безропотно подчиняться ему и любая альтернативная точка зрения считается "богохульством".Обрастают домыслами и измышлениями, все основания, которые подталкивают человека к активным действиям против несправедливостей и безобразий и одновременно с этим, находят свои основания все бесчиния и нестроения, которые поливают на мельницу апостасии и обеззаконивания. Будто забыли люди то, ради чего Христос Отдал свою Жизнь, изобличая и разоблачая касту первосвященства, посмевшую восстать против Бога и стать "сынами дьявола". Забыли, почему существовавший Завет с Богом стал "Ветхим" и нуждался в расторжении. Несправедливости этого мира, против которых мы не раскрываем рта, расцветающие пышным цветом, стали "Крестом Господним", а воля супостата в лице дьявола, "Божьей Волей". Смешалось все. Стало невозможно говорить правду, не опасаясь мести и реакции со стороны власть имущих, зато ложь стала единственным способом добиться своей выгоды. Вчерашний блюдолиз, подвизающийся на ниве служения в церкви, по отстранению становится беспощадным критиканом тех принципов церковного устроения, за которые вчера рвал глотку. Что это? Почему так? Наравне с Новым Заветом, рекламируются принципы Ветхого, который к русскому народу никогда не устанавливался и потому не имеет никакого отношения, разве только в историческом и познавательном плане. Часто священство уклоняется от конкретных суждений и советов, говоря общими фразами - "Молитесь и Господь откроет" или "Больше читайте Евангелие". В церкви сложилась странная ситуация - противостояние твердых в вере и хорошо зарекомендовавших себя священником и монахов, и сомнительных выскочек, которые делают головокружительную карьеру не обладая надлежащими качествами, но твердо отстаивающими все попытки заглушить всякое разумное слово. Идет время отделения "овец от козлищ". И обстоятельства складываются так, что человек часто должен РЕШАТЬ САМ, как он поведет себя в той или иной ситуации. Грядет час прихода в мир антихриста и тогда, по пророчествам и предсказаниям, многие из духовенства, предадут Христа и станут глашатаями его режима. У кого тогда немощный умственно и духовно, рассудок постхристианского сознания, будет просить благословения на смену работы? С кем советоваться по житейским вопросам? Господь предвосхищает это время и выстраивает жизнь людей так, что они должны САМИ принимать решения и вспомнить то, что "царство Божие - внутри нас". Естественно, помолясь и подумав. А вот такие "злые монахи" о которых идет речь в обращении написавшего в "Фому", есть предвестники царства антихристова, которые попущены для того, чтобы люди научились отвечать за свои поступки САМИ и не прикрывались сомнительными формами обмана, но твердо стояли в Истине и Ею руководствовались бы ВОПРЕКИ мнениям, насаждаемым теплохладными прислужниками агентов Нового Мирового Порядка. Благослови Вас Господи, Аминь.

Только бы с таким настроем на скорое отпадение всех духовных лиц не нарушить бы Заповедь о неосуждении, какую нам Христос дал. Не осудить напрасно. Не отвергнуть, в ложной порыве, данных нам Богом истинных пастырей. Не погнушаться Таинствами Церкви. Оставаться бы нам, по слову Христову и мудрыми змеями (но - мудрыми), и кроткими голубями. А то сейчас много становится то ли ястребов, то ли как назвать их. Которые посчитали, что цель и смысл христианской жизни не в исправлении себя, а в "поедании" потенциальных "предателей Церкви".

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

О посте для работающих людей рассказывают клирик храма Казанской иконы Божией Матери священник Игорь Фомин, клирик Иерусалимского подворья в Москве, настоятель храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» при управлении МЧС, протоиерей Михаил Крутинь, клирик храма святителя Николая в Кузнецах священник Андрей Близнюк и клирик Хабаровской епархии иеромонах Никанор (Лепешев).


Священник Игорь Фомин: У каждого своя мера


Пост для работающего человека — время особое, как и для любого другого. Неработающих людей нет — кто-то работает на государственной службе, кто-то в частных компаниях, кто-то на дому. И мера поста у каждого своя. Так, как воздерживались древние отцы в египетских пустынях, наверное, сейчас поститься невозможно. Никто и не говеет, вкушая три боба в день, подобно тому, как, согласно житию преподобной Марии Египетской , питался Великим постом преподобный Зосима. Но отчуждать себя от тела всей Церкви в этот период ни в коем случае нельзя.

Пост важен не только в гастрономии. Важно и внутреннее состояние.

Что касается посещения богослужений, то я вспоминаю советское время, когда работу и церковные службы, было действительно тяжело совмещать по тем причинам, что работодатель (то есть государство) «гонял» и всячески следил за верующими, чтобы их как-то ущемить в их церковной жизни. Но люди верующие иногда даже брали отпуска, чтобы присутствовать на службах.

Здесь все зависит от того, что ты ищешь: ты ищешь средство посещения богослужения или причины их не посетить? Каждый сам определит.

Но если даже ты в силу каких-либо причин, имея желание посетить храм, в него не попадаешь — сейчас есть множество литературы, с помощью которой можно восполнить пропуск богослужения. Это ведь тоже очень важно: ты вдумчиво, не спеша, сам встанешь на молитву, ущемишь себя где-либо — и прочитаешь.

Так что мой совет: искать средства богообщения трезвомысленно. Пусть это будет богослужение или пост, и во всем надо соблюдать свою меру. Чтобы мы воспитывали в себе воздержание, отказываясь от малого, а Господь мог бы нам доверить большее.

Протоиерей Михаил Крутинь: Духовный пост сложнее телесного


Нужно приложить усилия, соотнеся их со своими возможностями, чтобы совместить посещение богослужений со своими рабочими послушаниями. То же самое касается и пищи — нужно себя ограничить по возможности. Каждый из нас должен почувствовать, что сейчас особый период духовного обновления, и у каждого будет своя мера. Нужно вспомнить, что говорит Предание нашей Святой Церкви: постится не только наш желудок, но и все пять чувств.

Священник Андрей Близнюк: Традиция послабления поста — древняя


Вообще Устав, говоря о посте, не различает, работающий человек или не работающий. Поэтому такие вопросы обычно решают с духовником, священником, который хорошо знает свое духовное чадо и может посоветовать что-то индивидуально. Очень много людей работают и строго постятся: не употребляют ни рыбы, ни мяса, ни молока. Но есть те, кому это соблюдать тяжело, особенно это относится к страдающим заболеваниями желудка или другими недугами. Тогда нужно брать благословление духовника на послабление поста.

Вообще традиция послабления поста – древняя. Еще в Соловецком монастыре, где в целом придерживаются очень строгих правил, трудникам (молодым ребятам, которые работали при монастыре, но еще не были монахами) разрешалось в пост вкушение рыбы. Потому что они выполняли тяжелую работу, и им давалось такое благословление.


Нам ведь заранее известно, что, к примеру, на первой неделе Поста будет читаться канон Андрея Критского. Обычно он начинается в храме часов в 6 вечера. Поэтому православные люди со своим начальством стараются заранее договориться, предлагают отработку в другие дни, или просто отпрашиваются. Каждый пытается сделать все, чтобы его отпустили, потому что этот Канон дает удивительную помощь и сам по себе очень красив. А вообще здесь тоже все очень индивидуально. К примеру, в нашей православной гимназии мы отменяем занятия, чтобы дети в эти дни смогли пойти в храм. А у кого-то, может, и нет такой возможности. Прогуливать и лукавить – тоже плохо.

Иеромонах Никанор (Лепешев): Не унывать и не впадать в отчаяние


Соблюдать пост нужно таким образом, чтобы пощение не влияло на работоспособность. Общий принцип, который можно прочесть у многих святых отцов: пост и любые другие телесные подвиги должны оставлять место для молитвы и рукоделия. В данном случае таким рукоделием является работа.

Поэтому к посту, например, следует приступать, все взвесив, рассудив, посоветовавшись со священником, с кем-то из церковных людей, которые уже давно постятся и не понаслышке знают о том, что такое пост — и найти для себя меру, которая позволит, с одной стороны, и соблюсти пост, и, с другой стороны, не надорвать силы, избежать крайностей. То же касается и других постов.

Если проблема работающего человека состоит в том, что на работе негде отыскать постную пищу, то можно что-то готовить дома и брать с собой. Если и такой возможности нет — значит, из того, что предлагается в точках общепита, выбирать наименее скоромное.

Конечно же, надо в первую очередь помнить, что главное — это пост внутренний, состоящий в воздержании от греха, страстей, похотей, от дурных поступков, слов, мыслей, чувств, а пост внешний — это средство вспомогательное. Невозможность в полной мере соблюсти этот последний можно компенсировать тем, что обратить большее внимание на пост внутренний, на духовное трезвение.

Что касается богослужения, то нужно стараться его посещать, как только предоставляется такая возможность. Если же ее нет, то можно восполнить пробел тем, что дома вычитывать полностью или частично, в зависимости от времени и сил, какие-то службы в течение других постов. Сейчас довольно легко приобрести в книжных или интернет-магазинах последование служб поста.

А чтобы сосредоточиться на молитве, нужно постоянно понуждать себя к вниманию: рассеялись — снова собрались.

Вообще хорошо бы прежде, чем начать молиться, поупражняться в том, что называется «богомыслие»: тут хорошо помогают размышления на темы вечности, нашей греховности перед Богом, смерти, последующего Суда, домостроительства Божьего, творения мира, искупительной жертвы Спасителя; помогает чтение Писания и Святых Отцов. Благодаря таким размышлениям молитва будет более внимательной.

Но все равно рассеяние неизбежно — нет такого человека, который бы не испытывал этого состояния. Его нужно принять как данность, не унывать, не опускать руки, не впадать в отчаяние от невозможности идеально настроиться на пост и молитву. Нужно понимать, что рассеяние — общее состояние нашей падшей природы, нашего ума, поврежденного грехом. Нужно просто постоянно возвращать, погружать свой ум в слова молитвы, в память о Боге.

Поститься по строгому уставу, не шутить, не смеяться, внимательно читать состав продуктов и готовиться к самому худшему – все же знают, что в пост дела идут хуже некуда. «Правмир» представляет 10 популярных суеверий и заблуждений относительно Великого поста. Знаете еще? Добавляйте в комментариях на форуме.

1ya

Конечно, вы можете так поступить, ведь пост, во-первых – дело личное, во-вторых – творческое. Постарайтесь, чтобы ваше творчество не привело к Торжеству Православия на больничном одре.

Придется вкушать неуставную еду, а то и бульон мясной заботливые родственники притащат. Весь пост насмарку.

Правильно будет соизмерять силы и здоровье со своим стремлением поститься по всем правилам. Жесткий устав придуман был для монашествующих. А постная практика Восточного Средиземноморья в холодной части России – это, как минимум, не для всех.

Если же вы крепки телом и духом – пробуйте постепенно, и не надо никому ничего навязывать.

2-kopiya

Пожалейте батюшку! У него большие нагрузки, особенно в первую седмицу, когда вы еще не определились с тем, что вам можно и нельзя.

О мере поста хорошо было бы советоваться заранее. Во всяком случае, не тащите священнику упаковку и не заставляйте его с лупой разбирать, какой в этих печеньках меланж – это просто глупо и невежливо.

Меру поста стоит определить для себя глобально. Но если уж вам так нравится выискивать следы молочного в капустных котлетах, эти поиски поддерживают в вас бодрый постный настрой, делайте это самостоятельно.

3

Вспоминается товарищ Огурцов: «Я и сам шутить не люблю, и людям не дам». Он тогда пытался отравить всем Новый год, но из этого ничего не вышло. Зато какой образ!

Так что если цель – показать родным и коллегам, что православный пост – это не шутки, а весьма унылое и беспросветное существование, милости просим. Веселье испортить не выйдет, однако вряд ли ваши друзья через это приблизятся к христианству.

Если же в вашем коллективе принято травить скабрезные анекдотики, отпускать пошлые шуточки и сомнительные комплименты дамам, самое время свести на нет эти дурные привычки. И после поста уже к ним не возвращаться.

4

Если вы настолько погрузились в великопостное бдение, что грядущий день рождения не кажется поводом нарушить настрой – не отмечайте.

Если же мысль о празднике, попавшем на пост, тревожит, мучает и огорчает – конечно, стоит отметить на радость себе и родным. Мнения о том, как следует это делать, разнятся, поэтому решение за вами. Вкусный постный стол сегодня не проблема. А еще можно сделать из дня рождения благотворительную акцию, конечно, если это близко вам и вашим гостям.

5

Да можно, вопрос только – зачем?

Если никто вокруг не постится, а то и негативно относится к вере – не стоит рассказывать и раздражать людей лишний раз. Скорее всего, вы вступите в бесплодную дискуссию, от которой расстроятся все участники.

Если же вопрос задают прямо – нужно отвечать правду. И, конечно, удовлетворить искренний интерес к посту, ответить на вопросы. Часто люди сокрушаются о том, что даже не попробовали хоть минимально соблюсти пост – может, ваш рассказ придаст им решимости.

6

Еще один верный способ обрести вместе с постом кучу проблем, а то и помереть ненароком.

А если дело поручили на работе, можно ли его начинать, или подождать, пока уволят?

А если серьезно заболел ребенок, можно ли его лечить, или подождем, пока погибнет?

А если профессия предполагает экстремальные операции каждый день – пожарный, врач, полицейский? Им тоже следует подождать до Пасхи с вашим спасением?

Ответ напрашивается сам собой: не нужно придумывать причин не делать дело, хотя, возможно, в этом случае не так уж оно и важно. Если же исход дела сильно тревожит, может, лучше помолиться, а не откладывать его на послезавтра?

7

Суеверие, связанное с совершенно немилосердной, крайне неприличной, а откровенно говоря, просто гадкой привычкой совать свой нос куда не следует. А именно – в супружеские отношения.

Если же подобные мысли относительно чужих нездоровых детей иногда посещают, надо научиться хотя бы их не озвучивать, так как это принесет родителям дополнительную боль и отчаяние.

По поводу отношений в пост, как и в любое другое время, стоит лишь отметить, что это дело супругов, и больше ничье. А по поводу дат зачатия сомнения помогут развеять самые разные даты рождения святых подвижников Церкви, родители которых, возможно, не всегда соблюдали посты, но это не мешает нам сегодня молиться им и чтить даты их рождения и упокоения.

8

Это заблуждение. Таинство крещения, безусловно, совершается в пост, и нет дат, в которые оно не могло бы совершаться.

Вероятно, кто-то сталкивался с рекомендацией во время поста подготовиться к принятию крещения, а креститься после подготовки. Это могло быть воспринято как запрет, связанный именно с периодом поста.

Также путаница может быть связана с таинством венчания, которое действительно не совершается в пост. Все остальные таинства в пост совершают, а к некоторым из них рекомендуется особенно усердно прибегать именно в этот период: к исповеди, причащению и соборованию.

9

Речь идет не об индивидуальном подходе к причастникам, и даже не о реальной практике конца XIX – начала XX века, а об очередном распространенном суеверии, которое вселяет в человека реальный страх: если причащаться чаще, случится что-то плохое.

Подкрепляется оно образными рассуждениями о том, что частое причастие, «как солнце, когда его слишком много, сжигает человека». Из этого, видимо, следует сделать вывод, что и солнца нам должно быть мало, чтобы жизнь малиной не казалась.

По вопросу о частоте причащения существует множество различных мнений, и здесь также есть место творчеству и личностному подходу. Не следует только превращать великое таинство в повод для страхов и суеверий.

10

Жить вообще тяжело, но у кого-то различные трудности почему-то связаны именно с постом.

Любопытно, что подмечают это именно верующие, те, кто постится.

От старшего поколения можно услышать ахи-вздохи: «Ох, искушения в пост». Молодежь как-то стесняется, вроде суеверие получается – разве не в пост не бывает тяжко?

Вероятно, в постное время обостряется чувствительность, ведь мы сосредоточены на борьбе с недостатками. Например, пытаемся сдерживаться, не ругаться – а сорвались, обиделись, рассорились, и от этого тяжелее, чем если бы это произошло в обычное время.

Бывает, что на это состояние накладываются и более тяжелые испытания, болезни, страдания. И не всегда советы «принимать это благодушно», размышления о том, что «искушения – это нормально и полезно» оказываются в тему. Пожалуй, самим таких советов в адрес других уж точно стоит избегать. Лучше оказать нашим близким реальную помощь и поддержку.

Здрав­ствуй­те! Мой вопрос — крик души. Вот уже 6 лет, как я поня­ла, что ошиб­лась с про­фес­си­ей. Каж­дый день застав­ляю себя идти на нелю­би­мую, нуд­ную рабо­ту, в кото­рой нет ника­ко­го смыс­ла, пустое пере­кла­ды­ва­ние бума­жек. Менять про­фес­сию позд­но, мне через 4 года уже выхо­дить на пен­сию. С удо­воль­стви­ем пере­шла бы на какую-нибудь дру­гую рабо­ту, не по спе­ци­аль­но­сти, с физи­че­ски­ми нагруз­ка­ми, но на этих долж­но­стях зар­пла­та немно­го помень­ше моей и финан­со­вое поло­же­ние моей семьи ухуд­шит­ся. Настра­и­ваю себя сми­рить­ся и потер­петь еще 4 года до пен­сии, но боюсь, что мое­го тер­пе­ния не хва­тит. Что мне делать, учить­ся сми­ре­нию или все-таки попы­тать­ся сме­нить работу?

Похожие вопросы

5 Ответов

Мое мне­ние — если в Вашей про­фес­сии нет ниче­го гре­хов­но­го, то луч­ше оста­вить все, как есть. От добра добра не ищут, а у Вас не тот воз­раст, что­бы экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать и рис­ко­вать. Може­те счи­тать, что Вы жерт­ву­е­те сво­и­ми инте­ре­са­ми ради семьи — это нор­ма для хри­сти­а­ни­на. Вот вый­де­те на пен­сию, и тогда зай­ме­тесь тем, что по душе.

Ксе­ния, если рабо­та не в грех, то сми­ряй­тесь, это хоро­шая школа.

Рабо­та — Ваш выбор, дер­жи­тесь выбо­ра, тем более от неё зави­сит бла­го­по­лу­чие род­ных людей.

Вы може­те не толь­ко род­ным помо­гать 4 года сво­им тер­пе­ни­ем, но и дать радость тем, кто неволь­но зави­сит от пере­кла­ды­ва­ния бумаг, и собрать себе уро­жай пло­дов Небесных.

Вы слы­ша­ли прит­чу о нера­ди­вом домо­пра­ви­те­ле, когда Гос­подь похва­лил того, кто разо­ре­ни­ем зем­но­го при­об­рел Небесное:

Лк. 16:1–9 И Я гово­рю вам: при­об­ре­тай­те себе дру­зей богат­ством непра­вед­ным, что­бы они, когда обни­ща­е­те, при­ня­ли вас в веч­ные обители

Это о том, как на нелю­би­мой рабо­те мож­но в уго­ду нуж­да­ю­щих­ся делать им послаб­ле­ние, при­об­ре­тая Хри­ста и вели­кую радость о Нём и сво­ём служении.

Ксе­ния, попро­буй­те най­ти какую-нибудь хри­сти­ан­скую цель в нынеш­ней работе.

Если она свя­за­на с кли­ен­та­ми, то ста­рай­тесь помо­гать им, теп­ло отно­си­тесь. В спор­тив­ном ком­плек­се, куда я хожу, тру­дит­ся гар­де­роб­щи­ца. Зар­пла­та у неё нищен­ская. Но она так душев­но встре­ча­ет и про­во­жа­ет посе­ти­те­лей, что кажет­ся, что каж­дый — её люби­мый сын или дочь. Встре­ча с ней заря­жа­ет радо­стью на дол­гое время.

Если рабо­та­е­те исклю­чи­тель­но с бума­га­ми, то нач­ни­те молить­ся или слу­шать душе­по­лез­ные кни­ги в наушнике.

Ксе­ния, здрав­ствуй­те! Конеч­но, менять рабо­ту или нет — Ваше дело.
Но все же при­ве­ду Вам одно из мис­си­о­нер­ских писем св. Нико­лая Серб­ско­го, где он отве­ча­ет на подоб­ный вопрос машиниста:

Пись­мо 45. Маши­ни­сту Ста­ме­ну И., кото­рый жалу­ет­ся на скуч­ную работу.

“Жалу­ешь­ся на свою скуч­ную рабо­ту: она надо­е­ла тебе. Все дру­гие про­фес­сии кажут­ся тебе луч­ше. Ты сму­ща­ешь­ся и гру­стишь, что не можешь най­ти луч­шую рабо­ту. Я дол­го раз­мыш­лял, преж­де чем взять­ся за перо и отве­тить тебе. Мыс­лен­но я вжи­вал­ся в твое поло­же­ние и в твою рабо­ту. Я пред­став­лял себя на тво­ем месте, в машин­ном отде­ле­нии, в гро­хо­те и шуме. Весь в поту и копо­ти, я вгля­ды­вал­ся в доро­гу. За моей спи­ной целое малень­кое госу­дар­ство – ста­ри­ки, дети, роди­те­ли, кня­зья, дипло­ма­ты, чинов­ни­ки, кре­стьяне, рабо­чие, слу­жа­щие. Все они, в силу обсто­я­тельств, в неволь­ном «род­стве», и все зави­сят от меня, раз­го­ва­ри­ва­ют меж­ду собой или сидят мол­ча, в раз­ду­мье. Каж­дый мыс­лен­но стре­мит­ся к стан­ции назна­че­ния, к тем, к кому едет. Но добе­рет­ся ли он туда, зави­сит от меня, а я – толь­ко от Бога. Они и не пред­по­ла­га­ют, сколь­ко от меня зави­сит, они и не заду­мы­ва­ют­ся обо мне, не зна­ют меня. И это раду­ет меня. Когда поезд тро­нул­ся в путь, никто не при­шел посмот­реть на меня и позна­ко­мить­ся со мной. Ни у кого не воз­ник­ло вопро­са: не безу­мен ли этот чело­век? Не слеп ли или пьян? Ведь мы все дове­ри­ли ему свои жиз­ни! Он глав­ный чело­век в этом гро­хо­чу­щем «горо­де», жите­ля­ми кото­ро­го мы на вре­мя ста­но­вим­ся. Нико­му не при­шла в голо­ву эта мысль, и это меня бес­ко­неч­но раду­ет. Раду­ет то, что столь­ко людей без раз­мыш­ле­ний дове­ри­ли мне свои жиз­ни, мне, неви­ди­мо­му, незна­ко­мо­му, скры­то­му сре­ди гро­хо­чу­щих машин. И в радост­ном тре­пе­те я про­слав­ляю Бога: «О Гос­по­ди, вели­кий и чуд­ный! Сла­ва Тебе, и бла­го­да­рю, что дал Ты мне жизнь и разум и такую важ­ную рабо­ту! Дал Ты мне рабо­ту, подоб­ную Тво­ей, Боже. Ибо и Ты, Гос­по­ди мой, неве­до­мый, сокры­тый и неви­ди­мый, управ­ля­ешь соста­вом жиз­ни нашей Свя­тым Сво­им Духом. Ты маши­нист все­лен­ной, мно­гие и мно­гие пут­ни­ки и не заду­мы­ва­ют­ся о Тебе, не иссле­ду­ют тай­ны Тво­е­го бытия, но с дове­ри­ем вхо­дят в Твой состав и едут, едут… И это, долж­но быть, раду­ет Тебя, бес­ко­неч­но раду­ет. Ты зна­ешь место, где дашь отдых Сво­им уста­лым пут­ни­кам, где накор­мишь их, где кому над­ле­жит сой­ти. Они неяс­но пред­став­ля­ют себе конеч­ную стан­цию Тво­е­го чудес­но­го поез­да, но с дове­ри­ем рас­са­жи­ва­ют­ся, с дове­ри­ем едут, с дове­ри­ем выхо­дят – с дове­ри­ем к Тебе, неве­до­мо­му, сокры­то­му, неви­ди­мо­му. Тыся­чи и тыся­чи раз вос­хва­ляю Тебя, и слав­лю, и кла­ня­юсь Тебе, все­ви­дя­щий и все­мо­гу­щий Тво­рец мой и Води­тель мой. На Тебя одно­го упо­ваю во всех испы­та­ни­ях моих».

Друг мой моло­дой, какую же луч­шую рабо­ту хочешь? Раз­ве может быть рабо­та луч­ше тво­ей? Апо­стол Петр ловил рыбу, Павел делал палат­ки. Заду­май­ся, насколь­ко твоя рабо­та важ­нее и выше, чем их заня­тия. И покло­нись Про­мыс­лу, вве­рив­ше­му тебе имен­но такую работу”.

Увы, неред­ко встре­ча­ют­ся такие рабо­ты, кото­рые хоть и не в грех, но и не на поль­зу. «Пере­кла­ды­ва­ние бума­жек» не все­гда мож­но напол­нить смыс­лом. Напро­тив, неред­ко оно про­ти­во­ре­чит здра­во­му смыс­лу в целом. Выше при­ве­ли сло­ва свт. Нико­лая Серб­ско­го. Про­чти­те их вни­ма­тель­но, они помо­гут разо­брать­ся – ваша рабо­та дей­стви­тель­но бес­смыс­лен­на сама по себе, или она про­сто скуч­на и надо­е­ла лич­но Вам.

Тут недо­ста­точ­но инфор­ма­ции, что­бы понять – каков Ваш вклад в поло­же­ние семьи.

Само­ис­тя­за­ние не все­гда разум­но и нуж­но. И оно не все­гда ведет к сми­ре­нию. Ино­гда оно может завлечь в ловуш­ку лож­но­го сми­ре­ния, гор­ды­ни из пози­ции «я жерт­вую собой ради семьи», осо­бен­но если жерт­ва «не по разуму».

Одно дело, если у Вас на ижди­ве­нии боль­ные или малые род­ствен­ни­ки. Тогда даже неболь­шая поте­ря в зар­пла­те может ухуд­шить ситуацию.

И совсем дру­гое дело, если речь о рав­ных по воз­мож­но­стям чле­нах семьи. Увы, неред­ко люди пред­пен­си­он­но­го и пен­си­он­но­го воз­рас­та вка­лы­ва­ют до поте­ри сил, что­бы содер­жать род­ствен­ни­ков — тунеядцев.

Или же Вы може­те про­сто счи­тать себя обя­зан­ной боль­ше дру­гих, хотя семье это и не нужно.

Если в Вашей семье доста­точ­но зре­лых рабо­то­спо­соб­ных людей, то

может стать пово­дом для них ком­пен­си­ро­вать эти поте­ри. Или про­сто при­нять неболь­шое ухуд­ше­ние бла­го­со­сто­я­ния из люб­ви к Вам. Ведь у Вас зву­чит «немно­го». Вам нуж­но обсу­дить все с семьей и услы­шать их. Воз­мож­но, они вполне гото­вы к этой жерт­ве, и про­бле­ма не сто­ит вообще.

Ваше состо­я­ние отно­сит­ся к кате­го­рии «про­фес­си­о­наль­ное выго­ра­ние», при­чем, в доволь­но запу­щен­ной фор­ме. Оно уже при­ве­ло к нега­тив­ным послед­стви­ям. А может вызвать и серьез­ные заболевания.

Поэто­му у Вас два пути – самый вер­ный – поло­жить­ся на Бога. В том чис­ле и в том, что­бы чер­пать силы из Бого­об­ще­ния. Тогда любая, даже самая ник­чем­ная рабо­та — в радость. Но по нашей духов­ной незре­ло­сти это не все­гда получается.

Да и не факт, что столь силь­ное оттор­же­ние рабо­ты не гово­рит под­спуд­но о том, что в дру­гом месте Вы были бы полезнее.

Поэто­му – обсу­ди­те про­бле­му с семьей, чест­но рас­ска­зав о сво­их чув­ствах. Пого­во­ри­те со свя­щен­ни­ком. Испо­ве­дай­тесь, при­ча­сти­тесь. И при­ни­май­те реше­ние, взве­сив все «за» и «про­тив».

Пра­во­сла­вие не ука­зы­ва­ет, какую имен­но рабо­ту Вы долж­ны выпол­нять, не запре­ща­ет менять рабо­ту, неваж­но, сколь­ко Вам лет. Един­ствен­ное тре­бо­ва­ние – доб­ро­де­тель­ность. Без­услов­но, прыж­ки от дела к делу, яко­бы, в поис­ках себя – это нера­зум­но. Но Ваша ситу­а­ция совсем иная. У Вас речь идет уже, похо­же, о само­со­хра­не­нии. А здесь важен здра­вый смысл. Жерт­во­вать собой ради семьи нуж­но тогда, когда эта жерт­ва нуж­на. Глу­пость под видом жерт­вы вряд ли мож­но назвать добродетелью.

Зна­е­те, как гово­рят в само­ле­тах, – сна­ча­ла надень­те дыха­тель­ную мас­ку на себя. Тогда Вы смо­же­те спа­сти и ближних.

Пост сложен для современного человека, живущего не в монашеском общежитии, а посреди мира. Окружающим пост представляется иногда странным анахронизмом, а иногда — попросту мракобесием. Как избежать «подводные камни» поста.

Безусловно, поститься посреди мира труднее, чем в монашеской обители. Порой и в семье кто-то пришел к Богу, а кто-то церковной жизни и ее правил не понимает и не принимает, и постная кухня как таковая отсутствует. Трудно и когда человек большую часть дня проводит на работе, где нет возможности приобрести качественную постную пищу. Но трудно — не значит невозможно. Опыт неопровержимо свидетельствует: когда христианин решается поститься, то ему это удается, все препятствия преодолеваются.

Есть и еще один очень существенный аспект поста для человека, живущего посреди мира. В этом мире, расцерковленном, не знающем Бога, в его событиях и делах мы очень часто "растворяемся", "теряемся", он заставляет нас забывать, кто мы. И в этом смысле пост — очень действенное средство для того, чтобы помнить о том, что ты верующий, православный человек. И в то же время это проповедь без слов, потому что люди, видя того, кто от чего-то отказывается ради Бога, поневоле начинают относиться к его вере с уважением. Часто это становится для них поводом задуматься, а потом и спросить о чем-то важном для себя.



Но, все же. каждый год перед обычным городским жителем неизбежно встают два практических вопроса:

- Как посещать богослужения, если рабочее время во время поста не сокращается?

- Как поститься, если, проводя целый день на работе, ешь то, что предлагает общепит?

Пост для работающего человека — время особое, как и для любого другого. Неработающих людей нет — кто-то работает на государственной службе, кто-то в частных компаниях, кто-то на дому. И мера поста у каждого своя. Так, как воздерживались древние отцы в египетских пустынях, наверное, сейчас поститься невозможно. Никто и не говеет, вкушая три боба в день, подобно тому, как, согласно житию преподобной Марии Египетской, питался Великим постом преподобный Зосима. Но отчуждать себя от тела всей Церкви в этот период ни в коем случае нельзя.

Вообще Устав, говоря о посте, не различает, работающий человек или не работающий. Поэтому такие вопросы обычно решают с духовником , священником, который хорошо знает свое духовное чадо и может посоветовать что-то индивидуально. Очень много людей работают и строго постятся: не употребляют ни рыбы, ни мяса, ни молока. Но есть те, кому это соблюдать тяжело, особенно это относится к страдающим заболеваниями желудка или другими недугами. Тогда нужно брать благословление духовника на послабление поста.

Каждый должен воздерживаться в ту меру, чтобы не просто волочить ноги, но и что-либо делать . Один духовник говорил, что если человек умирает от поста, то это грех самоубийства.

Если проблема работающего человека состоит в том, что на работе негде отыскать постную пищу , то можно что-то готовить дома и брать с собой. Если и такой возможности нет — значит, из того, что предлагается в точках общепита, выбирать наименее скоромное.

Соблюдать пост нужно таким образом, чтобы пощение не влияло на работоспособность . Общий принцип, который можно прочесть у многих святых отцов: пост и любые другие телесные подвиги должны оставлять место для молитвы и рукоделия. В данном случае таким рукоделием является работа.

В прежние времена строго постились, этому мы находим множество примеров. Но тогда была другая экология и другая пища. известен случай, когда иностранцу советовали приезжать в Россию Великим постом, когда стол самый изысканный. Ведь постная пища может быть и вкусной и питательной и полезной.

А мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый.

Вообще традиция послабления поста – древняя. Еще в Соловецком монастыре, где в целом придерживаются очень строгих правил, трудникам (молодым ребятам, которые работали при монастыре, но еще не были монахами) разрешалось в пост вкушение рыбы. Потому что они выполняли тяжелую работу, и им давалось такое благословление.

Дают послабление и беремеенным, и немощным от болезни. Но хоть в какой-то мере даже самому немощному и предельно загруженному в трудах человеку пост нужно соблюдать. Ведь пост заключается не только в гастрономических ограничениях, но и в определенном поведении, отказе от развлечений.

Что касается посещения кафе и ресторанов, то во всем должно быть разумение. Если человек зашел туда просто поесть, то в этом ничего предосудительного нет. Да и два православных друга, давно не видевшиеся, вполне могут зайти в подобное заведение и выпить разрешенные Уставом 1-2 красовули вина (или, с поправкой на северный климат 1-2 кружки пива). Да и если Ваш день рождения выпадает на Рождественский пост, дома готовить трудно, а средства позволяют — не грех будет пригласить гостей и в ресторан. Однако пьянство (это, правда, и вне поста недопустимо), а также гурманство ради гурманства в пост должны быть исключены (это касается и домашнего времяпрепровождения).

Поэтому можно выделить для себя: да, я не смогу обходиться этим постом без подсолнечного масла, но я зато смогу обходиться без лишней болтовни на работе, без телевизора, без осуждения или участия в каких-то других недостойных мероприятиях. Я отключу себя от развлекательной части интернета. Может быть, дам себе задание прочитать какие-то определенные книги… (Корпоратив и Новогодние вечеринки читайте здесь - внизу страницы)

Пост важен не только в гастрономии. Важно и внутреннее состояние. Зачастую бывает так, что в первый пост позволяешь себе послабления. Но со временем эта необходимость сама собой отпадает и ты даже не замечаешь того, что тебе легко уже соблюдать пост, а сам пост окрывается для тебя удивительной наполненностью и смыслом.

Что касается посещения богослужений, то я вспоминаю советское время, когда работу и церковные службы, было действительно тяжело совмещать по тем причинам, что работодатель (то есть государство) «гонял» и всячески следил за верующими, чтобы их как-то ущемить в их церковной жизни. Но люди верующие иногда даже брали отпуска, чтобы присутствовать на службах.

Пост без богослужений может незаметно превратиться в диету. Вы сами, получается, обкрадываете себя. В конце концов, совсем не надо бегать в храм каждый день, хотя и бывают иногда такие богослужение (во время Великого поста).

Здесь все зависит от того, что ты ищешь : ты ищешь средство посещения богослужения или причины их не посетить? Каждый сам определит. Практически все могут прийти в храм на воскресную Божественную литургию.

Но если даже ты в силу каких-либо причин, имея желание посетить храм, в него не попадаешь — сейчас есть множество литературы, с помощью которой можно восполнить пропуск богослужения. Это ведь тоже очень важно: ты вдумчиво, не спеша, сам встанешь на молитву, ущемишь себя где-либо — и прочитаешь.

Богослужение — это важнейшее средство богообщения, но оно не единственное. При очень занятом графике (если вдруг даже нельзя в воскресный день прийти в храм) можно почитать молитвы дома (или на той же работе). Опять таки, какие молитвы и как их читать, прежде необходимо посоветоваться у духовника (священника) и испросить у него благословение.

Так что необходимо прежде искать средства богообщения трезвомысленно . Пусть это будет богослужение или пост, и во всем надо соблюдать свою меру. Чтобы мы воспитывали в себе воздержание, отказываясь от малого, а Господь мог бы нам доверить большее.

Нам ведь заранее известно, что, к примеру, на первой неделе Поста будет читаться канон Андрея Критского. Поэтому православные люди со своим начальством стараются заранее договориться, предлагают отработку в другие дни, или просто отпрашиваются. Каждый пытается сделать все, чтобы его отпустили, потому что этот Канон дает удивительную помощь и сам по себе очень красив. А вообще здесь тоже все очень индивидуально. А у кого-то, может, и нет такой возможности.

В крайнем случае, если и дома, и на работе обстоятельства для молитвы затруднительные — тот же канон Андрея Критского (его можно легко найти в инете) можно почитать в дороге, сидя в вагоне метро или электрички . Это все равно будет лучше, чем ничего — разумеется, если нам не приходится стоять, толкаться, перепрыгивать из автобуса в автобус, а мы можем в транспорте сосредоточиться, погрузиться в себя.

А чтобы сосредоточиться на молитве, нужно постоянно понуждать себя к вниманию : рассеялись — снова собрались. Поверьте, всем, даже "опытным" христанам, и священникам, и "самым молитвенникам" всегда приходиться понуждать себя к молитве. Если чуть расслабился, то все: пошло-поехало.

Да и есть прекрасный совет владыки Илариона (Алфеева) – не хватает времени на вдумчивую молитву, заполните ей пустое время дня. Набираете чей-то номер телефона и пока слушаете гудки в трубке про себя «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Длинная очередь на переходе в метро, идут люди, покачиваясь из стороны в сторону: «Господи, помилуй!». Сидите в ожидании начальника в очереди: «Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя!».

Вообще хорошо бы прежде, чем начать молиться, поупражняться в том, что называется «богомыслие»: тут хорошо помогают размышления на темы вечности, нашей греховности перед Богом, смерти, последующего Суда, домостроительства Божьего, творения мира, искупительной жертвы Спасителя; помогает чтение Писания и Святых Отцов. Многие занятые люди не могут позволить себе такого чтения, но нашли такой выход: перед сном полчаса чтения творений Святых Отцов . Благодаря таким размышлениям молитва будет более внимательной. Да и вообще духовная жизнь как-то укрепляется. А без этих чтений все легко растерять. Попробуйте – и жизнь ваша станет намного интереснее и ярче. И, кто еще не читал "Несвятые свяые" - очень советуем! пусть не творени Святых отцв, но все же, насстраивает на определённый лад.

Но все равно рассеяние, особенно от усталости, неизбежно — нет такого человека, который бы не испытывал этого состояния. Его нужно принять как данность, не унывать, не опускать руки, не впадать в отчаяние от невозможности идеально настроиться на пост и молитву. Нужно понимать, что рассеяние — общее состояние нашей падшей природы, нашего ума, поврежденного грехом. Нужно просто постоянно возвращать, погружать свой ум в слова молитвы, в память о Боге.

Дай Бог нам всем всегда стараться выдерживать пост и, чтобы Господь укреплял нас, давал силы и складывал обстоятельства наши к угодному Ему нашему служению.

Читайте также: