Можно ли менять тему дипломной работы

Опубликовано: 17.09.2024

Изменение темы дипломной работы — как это сделать?

В данной статье мы покажем, как измененить тему бакалаврской работы, поэтому ее стоит прочесть каждому ученику любого из университетов, независимости от получаемого квалификационного уровня и формы собственности ВУЗа.

Любое завершение обучения для достижения образовательной квалификации предусматривает написание дипломного проекта, и в университетах Республики Польша, которую так часто выбирают украинцы и другие иностранцы, это тоже предусмотрено. Выбор темы дипломной работы — одно из самых сложных решений студента в период получения высшего образования. Иногда бывает, что степень бакалавра или магистра не связана с интересами ученика ВУЗа вообще, поэтому хочется преобразовать ее после утверждения университетскими властями. Изменение предмета дипломной диссертации — непростое задание, но возможное. В данной статье мы покажем, как это сделать, поэтому ее стоит прочесть каждому ученику любого из польских университетов, независимости от получаемого квалификационного уровня и формы собственности ВУЗа.

Выбор предмета дипломной работы

Как упоминалось выше, правильный выбор темы дипломной диссертации сделать не просто. При принятии решений в этом случае необходимо учитывать интересующую область, а также наличие источников — в конце концов, благодаря им получится создать научный текст. Если правильно настроить критерии, получится избежать необходимости менять тему. Специалисты центра польского образования UP-STUDY особенно подчеркивают, что к выбору темы, как и к ее замене, нужно относиться со всей серьезностью дела, поскольку идти на поводу прихотей студента никто не будет.

Тема дипломной работы: как их выбирают, утверждают и можно ли заменить?

Академический персонал, который курирует бакалавриат или магистратуру вверенной группы, обычно предоставляет целый семестр для того, чтобы каждый студент имел возможность подобрать тему дипломной диссертации. После этих нескольких месяцев, требуется представление подписанной декларации, в которой уже есть личные данные и первоначальное название научного текста. После этого, документы направляются к университетскому руководству, где этот предмет утверждается. Часто случается так, что ученики все еще не уверены в области, в которой они хотели бы проводить исследования, поэтому пишут что-либо, чтобы выполнить служебные обязанности. Это заканчивается тем, что позже возникает необходимость замены темы, которая уже была рассмотрена. К счастью, в польских университетах есть возможность сделать это с помощью приложения.


Заявка на изменение темы дипломной работы

Чтобы изменить тему дипломной работы, студенту потребуется специальное приложение, которое должно быть передано вице-декану. Как правило, эти типы документов можно загрузить с веб-сайта университета, в котором происходит обучение. После печати приложения, его нужно заполнить индивидуальными данными, такими как имя, фамилия, номер группы, название курса, год обучения. Затем вносится образовательно-академическая степень, а также имя и фамилия заместителя декана, и информация о предыдущей и новой теме дипломной работы. Это все, что необходимо сделать, но стоит вспомнить про личную подпись и подпись промоутера в нижней части приложения. Поскольку написанное приложение поступает на имя декана, придется ждать положительного рассмотрения со стороны университетских властей.

Подводя итоги, стоит обязательно подчеркнуть, что написание бакалаврской и магистерской работы — трудоемкий и ответственный процесс, и если Вы понимаете, что не осилите выбранную тему исследований, или она будет обременительной, поскольку не вызывает интерес, лучше ее сменить, пока это еще возможно. При написании дипломной работы может случиться так, что у студента возникнет необходимость или желание пойти на попечение другого семинариста (научного руководителя). В этой ситуации стоит знать о существовании возможности для смены промоутера, с которой Вы можете ознакомиться в нашей недавней статье: «Приложение, которое поможет студентам польских ВУЗов, желающим сменить научного руководителя».

Чтобы результат был успешным необходимо соблюдение пяти правил:

1.Обдуманно и взвешенно выбрать тему (Что это значит? См. ответ на вопрос 21).

2.Правильно выбрать базу (организацию, учреждение) для сбора практического материала.

3.Придерживаться намеченного плана-графика.

4.Выполнять все рекомендации научного руководителя.

5.Соблюдать все требования к содержанию и оформлению диплома, установленные для студентов/

Какую ответственность несет студент при выполнении ВКР?

- за достоверность представленного материала;

- за качество представленного текста диплома, соответствие его требованиям к выпускной квалификационной работе студентов ВВАГС;

- за недостатки, сохраняющиеся в работе после указания на них научного руководителя;

- за получение и оформление внешней рецензии;

- за использование материалов чужих исследований без ссылок на них (проще говоря, за плагиат).

Какова роль руководителя по отношению к дипломнику на каждом этапе выполнения диплома и при подготовке его к защите?

На всех этапах работы над дипломом студент должен находиться в тесном контакте:

•с кафедрой, к которой он прикреплен;

•с научным руководителем;

•с деканатом (в лице методиста, а при необходимости в лице зам. декана или декана).

Посмотрим, как должны осуществляться эти контакты.

Деятельность научного руководителя диплома включает в себя целый комплекс направлений:

помощь студенту в выборе темы диплома;

определение задания на диплом – цели, задачи, ожидаемые результаты;

помощь в разработке плана работы над дипломом;

рекомендации по определению места преддипломной практики;

оказание помощи в выборе методов проведения исследования;

консультации по подбору литературы и фактического материала;

систематический контроль процесса выполнения диплома в соответствии с разработанным планом;

оценка качества выполнения диплома в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями (написание отзыва научного руководителя);

организация предзащиты диплома на кафедре с целью выявления готовности студента к его защите.

Какова роль кафедры при организации процесса подготовки диплома?

Кафедра, как ключевое звено академии, играет важную роль в процессе подготовки студентом диплома. В ее функции входит:

предложение примерной тематики дипломов;

назначение научного руководителя;

обеспечение устойчивой связи научного руководителя и студента-дипломника (через методиста кафедры);

консультирование по вопросам поиска и отбора источников в ходе работы над дипломом;

Выпускающие кафедры по соответствующим специальностям должны:

утвердить конкретную тему диплома;

организовать предзащиту диплома на кафедре и по ее итогам представить заключения и рекомендации автору диплома;

представить допуска диплома к защите.

Роль учебно-методического отдела при организации защиты диплома

При организации процесса подготовки диплома обязанности деканата заключаются в следующем:

проведение организационного собрания со студентами по вопросам выбора темы диплома, прохождения преддипломной практики и организации защиты;

подготовка бланков заявлений на утверждение темы диплома и выдача их студентам;

подготовка бланков заданий на диплом, бланков план-графика его выполнения;

оформление направлений на преддипломную практику и выдача их студентам за неделю до начала практики (для студентов ФУЭП и ФЗО);

подготовка проекта приказа об утверждении тем дипломов за 1 месяц до защиты;

допуск студентов к защите диплома на основании выполнения учебных планов, прохождения преддипломной практики и сдачи государственного экзамена;

прием и регистрация готовых дипломов от студентов-дипломников;

подготовка документации к заседанию ГЭК: учебные карточки, зачетные книжки, ведомости, книги протоколов заседаний ГЭК;

обеспечение явки студентов на защиту.

Как выбрать тему диплома?

Студентам предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему диплома. Выпускающие кафедры разрабатывают примерную тематику дипломов.

Если одна и та же тема выбрана несколькими студентами, то кафедра оставляет ее только за теми из них, кто наиболее аргументировано обосновал свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать другую тему.

При выборе темы важно учитывать:

свои индивидуальные склонности и интересы;

текущее место работы или возможность трудоустройства: знание того, какие существуют проблемы в организации по месту работы, каковы потребности развития и совершенствования организации;

практическую значимость работы для конкретного предприятия, организации, учреждения, что может подтверждаться заказом организации на разработку диплома на определенную тему;

место прохождения производственной и преддипломной практик;

возможность получения конкретных материалов по выбранной теме;

наличие и доступность специальной литературы по проблеме исследования;

изученные Вами ранее проблемы при написании других письменных работ: курсовых, рефератов, отчетов о прохождении практики.

В сроки, определенные соответствующим деканатом, Вы согласовываете с заведующим выпускающей кафедрой уточненную тему диплома. Заведующий кафедрой назначает научного руководителя, а в некоторых случаях – и научного консультанта.

Можно ли изменить или скорректировать тему выбранного диплома?

В исключительных случаях можно изменить или скорректировать ранее выбранную тему диплома, но не позднее, чем за 2 месяца до защиты. Для этого необходимо:

- представить убедительные аргументы необходимости изменения или корректировки темы (вновь возникшие потребности профессиональной деятельности, или заказ будущего работодателя, учитывая специфику специальности);

- согласовать изменения с научным руководителем;

- довести новое название темы до деканата.

Студент, желающий выполнить диплом на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен обосновать свой выбор: доказать ее актуальность, наличие практического материала, соответствие темы специальности и специализации. Тема должна быть утверждена заведующим выпускающей кафедрой.

Процесс выполнения дипломов студентами ВВАГС может быть использован при решении задач развития вуза. Конкретизировать проблему исследования можно через заведующих кафедрами, проректоров или ректора академии.

Вопрос о назначении научного руководителя решает кафедра, на которую направлено заявление студента о выборе темы.

Научный руководитель назначается, как правило, из числа преподавателей данной кафедры по согласованию с ним, исходя из его научных интересов и специализации на кафедре.

Научным руководителем диплома по решению заведующего кафедрой могут быть назначены не только преподаватель данной кафедры, но и преподаватели кафедр академии и других вузов. Также научными руководителями могут быть практические работники (например, из государственных, муниципальных и предпринимательских структур), являющиеся специалистами в области государственного и муниципального управления, экономики, менеджмента, права и т.д.

Студент может высказать пожелания о закреплении за ним конкретного научного руководителя по согласованию с последним. Если данные пожелания соответствуют возможностям кафедры и требованиям к научному руководителю, заведующий кафедрой может учесть эти пожелания студента.

После утверждения научных руководителей на каждой кафедре составляется план-график выполнения дипломной работы. Данный график вывешивается на кафедре или на информационном стенде около кафедры.

Кроме этого, деканаты ежегодно проводят организационные собрания со студентами-дипломниками, на которых организуются их встречи с руководителями.

Дальнейшее взаимодействие дипломника и научного руководителя определяется при личной встрече.

С какой информацией должен приходить дипломник на первую встречу с руководителем?

Первая встреча с научным руководителем будет более конструктивной, если студент придет:

с вопросами после изучения методических рекомендаций (например, данного пособия);

с предложениями по уточнению темы;

с предложениями по месту преддипломной практики или базовой организации или учреждения, с обоснованием причин выбора данной базы.

При первой встрече руководитель должен:

1. Помочь студенту.

уточнить формулировку темы диплома;

определить объект и предмет исследования;

сформулировать первоначальные цели и задачи (задание на дипломную работу).

2. Указать основную литературу и источники получения практической информации;

3. Определить основные требования к составлению плана-графика выполнения диплома;

4. Помочь определить тип организации или учреждения для прохождения преддипломной практики или базу, на материалах которой будет написана практическая часть диплома;

5. Назначить время следующей встречи и дать задание, которое студент должен выполнить к этому времени (например, составить план-график, найти конкретную литературу и практический материал).

Можно ли поменять научного руководителя? Если да, то как?

Как и тему диплома, научного руководителя можно сменить только в исключительных случаях:

•при смене темы диплома, если она находится вне сферы интересов ранее утвержденного научного руководителя;

•при невозможности утвержденного руководителя осуществлять свои функции.

Нового руководителя по предложению студента или ранее утвержденного научного руководителя назначает только кафедра. Соответствующие изменения доводятся методистом кафедры до деканата и вносятся в заявление студента на тему диплома.

Какую информацию для написания диплома может получить студент в стенах родного вуза?

Для работы над ВКР студент может получить в стенах университета следующую информацию:

- в библиотеке: учебную, научную и справочную литературу, найти которую можно, обратившись в картотеки справочно-библиографического отдела; материалы электронного каталога информации, о содержании и механизме работа с которым, Вы можете узнать, обратившись к специалистам справочно-библиографического отдела.

- в сети Интернет, где размещены большие банки правовой и практической информации.

Познакомиться с данной информацией Вы сможете с помощью научного руководителя.

Что может дать преддипломная практика для написания диплома?

В ходе преддипломной практики студент собирает материал для практической части диплома, исходя из основных положений теоретической части работы, которая к периоду выбора места преддипломной практики должна быть в основном уже написана.

На преддипломной практике студент в соответствии с поставленными задачами знакомится со структурой данной организации или учреждения, с правовой базой и основными направлениями деятельности и ее результатами.

На основе анализа собранного материала выявляются достижения и проблемы в деятельности данной организации или учреждения и разрабатываются предложения (проект) по их решению.

На месте практики дипломник согласовывает с руководителем практики от организации график прохождения практики, условия получения необходимого практического материала для написания диплома, а также возможность получения внешней рецензии к выпускной работе.

В ходе преддипломной практики студент может изменить тему диплома по рекомендации работодателя и по согласованию с научным руководителем.

Руководитель практики от базовой организации может представить внешнюю рецензию на выполненный диплом.

Как выбрать место преддипломной практики?

На основании выбранной темы диплома студент направляется на преддипломную практику в организацию, на основе материалов которой будет выполняться практическая часть диплома. Данная организация определяется или по индивидуальной заявке студента, или деканатом на основе специальности и выбранной темы диплома. Студенты, обучающиеся по целевой контрактной подготовке, или заключившие контракт с будущими работодателями, или уже работающие, проходят преддипломную практику, как правило, в соответствующих организациях.

Когда и куда сдавать готовый диплом?

Ваш полностью законченный диплом должен проделать следующий путь:

1. Вы предоставляете текст диплома своему научному руководителю на проверку не позднее, чем за 1 месяц до защиты, для первоначальной оценки, исправлений и представления его для предзащиты на кафедре.

3. После доработки диплом подписывается студентом на последней странице Заключения и представляется руководителю для написания отзыва.

5. Вместе с отзывом руководителя, рецензией и заданием на дипломный проект (работу) переплетенный текст диплома передается на кафедру, где он выполнялся для получения рекомендаций от заведующего кафедрой, а затем на выпускающую кафедру, где заведующий кафедрой подписывает допуск диплома к защите. В приложении 6 приведен порядок раскладки документов в дипломной работе.

6.После допуска к защите методист кафедры передает диплом с указанными документами в деканат (не позднее, чем за три дня до защиты).

Что такое «предзащита» диплома и как ее пройти?

В целях контроля качества подготовленного диплома кафедра, где он выполнялся, организовывает его предзащиту, т.е. обсуждение содержания работы и заслушивание выступления студента-дипломника.

Решение о проведении предзащиты выносит кафедра по представлению научного руководителя.

Так же на предзащите студент может представить, какие вопросы могут быть заданы ему на процедуре защиты диплома, и подготовиться к ответу на них. Результаты предзащиты заносятся в протокол заседания кафедры.

По итогам предзащиты студент получает рекомендацию для вынесения диплома на защиту.

В случае, если кафедра сочтет невозможным рекомендовать диплом к защите и соответствующую выписку из решения кафедры представит в деканат, студент не допускается до защиты диплома перед государственной аттестационной комиссией.

Как найти внешнего рецензента и какой документ он напишет?

Внешним рецензентом, как правило, должен быть представитель организации, на базе которой проходила преддипломная практика студента и на материалах которой была выполнена практическая часть диплома. Рецензентом может быть и представитель организации, деятельность которой связана с темой диплома, или преподаватель (доцент, профессор) профильной кафедры другого вуза, специализирующийся на изучении проблем, рассматриваемых в дипломе.

Во внешней рецензии должна быть обоснована практическая значимость представленных в дипломе рекомендаций и выводов для деятельности организаций и учреждений соответствующей сферы, достоверность информации и реалистичность разработанных предложений. Также рецензент определяет, какой оценки достоин автор диплома, за проделанную работу.

Взаимосвязь дипломника с потенциальным работодателем может осуществляться через преддипломную практику. В ходе практики студенты-практиканты, зарекомендовавшие себя с положительной стороны, могут получить предложение о трудоустройстве по месту ее прохождения.

Как самостоятельно выбрать тему для ВКР?

Студенты на последнем курсе обучения должны уже знать, как написать дипломную работу, из чего она состоит, и каким образом в ней отразить все элементы. Структурировать материал по теме можно только после ее выбора утверждения. Нередко студенты совместно с научным руководителем корректируют название. Выбор в пользу темы можно сделать на основании личных предпочтений. Обычно учащиеся выбирают тему по предмету, который ближе всего им по духу, в котором разбираются и знают больше, чем дано ВУЗом.

От чего отталкиваться при выборе темы?

Выпускная работа пишется по выбранной теме, которую утверждает кафедра. При этом тема может включать косвенные вопросы из других дисциплин. Например, экономист, который выбирает тему по кадрам или кадровой политике, может включить в вопрос дополнительную формулировку о каком-то процессе. Допустим, работа с кадрами и мотивация персонала путем нематериального воздействия. В данной теме речь идёт о психологическом воздействии на сотрудников. Подобные факультативы на экономическом факультете студенты изучают 1-2 года.

Корректировка темы возможна в нескольких случаях:

  • Если тема выбрана относительно любимого предмета, можно ее переформулировать относительно деятельности предприятия. То есть, в названии должны быть уточняющие фразы, которые не отменяют суть и логичность основанного задания.
  • Тема выбирается по фундаментальной науке или тематике основного предмета. Экономисты относятся к разным кафедрам, и главный предмет для студентов менеджмента – управление в какой-либо отрасли или процессом. Таким образом, бухгалтеры могут выбрать смежные темы, а менеджеры – из того, что касается бухгалтерии и маркетинга.
  • На выбор каждой кафедре даются основные и смежные темы. Их можно изменять относительно компетентности научного руководителя. Если в менеджменте он не силен, то будущий менеджер может пойти навстречу руководителю, и выбрать тему из области, смежной с той, в которой хорошо разбирается старший преподаватель.

ВКР отражает суть возможностей и способностей студента в самостоятельной работе. Если он может сам написать ВКР, то лучше это сделать без помощи руководителя. Последний, в свою очередь, просто проверит содержание и сделает замечания относительно того, как написать лучше и корректнее тот или иной вопрос.

Можно ли изменить тему?

Такое право предоставляется студентам, которые уже начали писать диплом. Если в процессе составления практической части, вычислении и прочих расчетах результаты никак не удовлетворяют задачи и цели ВКР, и являются, по сути, лишь значением, применение которого неуместно, разрешено поменять формулировку или тему целиком:

  • Зная, какие именно моменты могут не сходиться с нужным результатом, допустимо вводить корректирующие фразы.
  • Если расчёты не дали точного определения, можно поменять название темы полностью, введя новый пункт в список тем на выбор. Также научный руководитель может изменить лишь часть темы, чтобы как-то скорректировать сюжет научной разработки.
  • Выбрать наиболее подходящие темы могут студенты экономического или гуманитарного профиля. Студенты технического факультета или кафедры должны выбрать только ту тему, которая уже сформулирована с учётом требований относительно методов, процессов и технических моментов.
  • Практическая часть даёт возможность отойти от темы, обозначив ряд проблем, с которым нужно работать относительно конкретного предприятия.

Совет: самым практичным и лёгким методом выбора темы считается базирование тематики на основании ранее написанной курсовой работы. Поскольку тема уже была изучена, выпускная работа может быть составлена на базе разработанных вопросов. Этот момент нужно обговорить с научным руководителем, так как в списке тем может не быть той, которая принадлежала ранее студенту, либо её уже кто-то присвоил себе.

Наработки из сданной курсовой работы можно применить для написания более расширенного отчёта по практической части. Конечно, многое придётся поменять, но суть написанного будет более понятной и ясной.

Что можно использовать из курсовой?

Гораздо легче составить материал и собрать для анализа значения, которые ранее уже исследовались. Поэтому выпускная работа может быть продублирована некоторыми значениями, если тема исследования является близком по смыслу с курсовым проектом. Как правило, в качестве основных данных берутся следующие показатели:

  • Статистические данные, которые использовались для постановления целей и задач.
  • Результаты трудов учёных и экспериментов, которые проводились ранее.
  • Психологические тесты и результаты, если они не старше 3 лет.
  • Социологические опросы и их ответы, если они всё ещё отражают объективность исследования.
  • Фрагменты или части текстов, которые выделены, как цитаты учёных.

Важно! Чтобы заимствованные ранее фрагменты прошло систему антиплагиата, нужно указывать ссылки на источник или авторство. Тогда можно говорить о базисе, на который ложится весь эксперимент.

Выбор темы относительно будущего

Конечно, каждый студент мечтает работать по специальности. Поэтому неоднозначно многие выбирают темы, которые относятся к будущим сферам деятельности или профессиям:

  • Тема подбирается относительно вероятности будущей работы студента.
  • Сформулировать её можно так, чтобы отразить влияние предмета исследования сейчас на процесс в будущем.
  • Студент может опираться на свои профессиональные навыки, чтобы соотнести тему диплома с практическими возможностями.

Иногда студенты, которые уже работают в «своей» сфере вынуждены получать степень магистра для «галочки». В таких ситуациях можно исходить из практического опыта. Тема может звучать тождественно специальности, хотя сам сотрудник знает, что продолжит деятельность в иной сфере. Поэтому иметь возможность скомпоновать эти модели знаний в области теории и практики не так уж и плохо, не говоря уже о скором наличии диплома по выбранной теме и направлению.

Казалось бы, достаточно взять, что полегче, и можно не бояться защиты, а бесконечные правки останутся только призрачным страхом. Но не всегда путь наименьшего сопротивления – полезный. Выбирая тему дипломной работы, можно не только оставить след в науке, но и существенно повысить шансы успешной карьеры. Можно решить реальную проблему и максимально выгодно подать свои знания и профессиональные качества не только комиссии на защите. Итак, как выбрать тему дипломной работы, чтобы это было полезно для карьеры и не только?

Зачем это делается?

Диплом – это итоговая черта подготовки специалиста. Это реальное решение существующей практической проблемы. Написание дипломной работы на заданную тематику предполагает проверку всех важных умений студента:

  • Проводить анализ проблемного вопроса и исследование отрасли;
  • Находить проблемы, которые требуют решения;
  • Анализировать существующие методы, теоретические исследования по теме, опыт других разработчиков;
  • Искать жизнеспособные решения, которые отличаются новизной и рациональностью;
  • Подготавливать новые методы или технологии, полученные в ходе дипломной работы к внедрению на конкретном предприятии с учетом его особенностей.

Обычно написанию этой работы предшествует практика, тема и подразделения прохождения которой перекликается с дипломом. За это время студент собирает аналитические данные, изучает предприятие, чтобы подготовить в дипломной работе готовое к внедрению на данном объекте решение.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Кто занимается выбором?

Оптимально, когда тему дипломной работы выбирает студент, а преподаватель помогает в выборе. При этом важно учесть сразу несколько принципиальных моментов:

  • Она должна находиться в области интересов преподавателя. Нередко наиболее удачные дипломные работы перекликались с научными трудами научного руководителя;
  • В этой теме должен хорошо ориентироваться студент. Это не значит, что другие не важны. Это близко к выбору узкой специализации внутри специальности;
  • В решении проблемы, которая поднимается в теме диплома, должно быть заинтересовано предприятие, на базе которого эта работа пишется.

Если учитывать все эти моменты, вы напишете отличный труд, решите практическую проблему, получите дополнительный бонус при устройстве на работу.

Типичные ошибки, которые допускают при выборе темы

Иногда студенты легкомысленно относятся к этому вопросу. Выбирая формулировку, направление, они допускают одни и те же ошибки:

  • Отсутствие перспективы у проблемы. То есть ее уже решили оптимальным способом, у которого нет существенных недостатков. В такой теме не будет новизны, а у работы – научной и исследовательской ценности;
  • Не учитываются все аспекты проблемы. Студент рассматривает тему только с одной стороны, не учитывая другие ее стороны. Когда же доходит до практической реализации предложенного решения, могут начаться серьезные трудности, связанные с плохой изученностью вопроса;
  • Нет основания актуальности. Дипломная работу на такую тему в принципе не будет иметь практической ценности, что может сказаться и на итоговых оценках;
  • Использование слишком размытой формулировки темы. Это может показаться удобной лазейкой, но это позволяет комиссии задавать очень много дополнительных вопросов на защите дипломной работы.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Поэтому очень важно посоветоваться с преподавателем. Он не только может подсказать, как выбрать тему дипломной работы, но и поможет правильно ее сформулировать. А что делать, если вам навязывают неактуальную проблему или вы поняли, что выбрали не то направление?

Возможно ли изменить тему дипломной работы?

Практически все вузы страны предусматривают такую возможность. Важно только успеть это сделать до последнего приказа об изменении и утверждении тем. Это целесообразно делать, если нужно иначе сформулировать ее или изменить направление исследования.

Итак, если тема диплома выбрана корректно, с учетом особенностей объекта, потребностей отрасли, студент не только напишет что-то полезное. Он сможет рассчитывать на отличные рекомендации от преподавательского состава при трудоустройстве, а также получит конкурентное преимущество при трудоустройстве, особенно на объект, описанный в работе.

Чтобы результат был успешным необходимо соблюдение пяти правил:

1.Обдуманно и взвешенно выбрать тему (Что это значит? См. ответ на вопрос 21).

2.Правильно выбрать базу (организацию, учреждение) для сбора практического материала.

3.Придерживаться намеченного плана-графика.

4.Выполнять все рекомендации научного руководителя.

5.Соблюдать все требования к содержанию и оформлению диплома, установленные для студентов/

Какую ответственность несет студент при выполнении ВКР?

- за достоверность представленного материала;

- за качество представленного текста диплома, соответствие его требованиям к выпускной квалификационной работе студентов ВВАГС;

- за недостатки, сохраняющиеся в работе после указания на них научного руководителя;

- за получение и оформление внешней рецензии;

- за использование материалов чужих исследований без ссылок на них (проще говоря, за плагиат).

Какова роль руководителя по отношению к дипломнику на каждом этапе выполнения диплома и при подготовке его к защите?

На всех этапах работы над дипломом студент должен находиться в тесном контакте:

•с кафедрой, к которой он прикреплен;

•с научным руководителем;

•с деканатом (в лице методиста, а при необходимости в лице зам. декана или декана).

Посмотрим, как должны осуществляться эти контакты.

Деятельность научного руководителя диплома включает в себя целый комплекс направлений:

помощь студенту в выборе темы диплома;

определение задания на диплом – цели, задачи, ожидаемые результаты;

помощь в разработке плана работы над дипломом;

рекомендации по определению места преддипломной практики;

оказание помощи в выборе методов проведения исследования;

консультации по подбору литературы и фактического материала;

систематический контроль процесса выполнения диплома в соответствии с разработанным планом;

оценка качества выполнения диплома в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями (написание отзыва научного руководителя);

организация предзащиты диплома на кафедре с целью выявления готовности студента к его защите.

Какова роль кафедры при организации процесса подготовки диплома?

Кафедра, как ключевое звено академии, играет важную роль в процессе подготовки студентом диплома. В ее функции входит:

предложение примерной тематики дипломов;

назначение научного руководителя;

обеспечение устойчивой связи научного руководителя и студента-дипломника (через методиста кафедры);

консультирование по вопросам поиска и отбора источников в ходе работы над дипломом;

Выпускающие кафедры по соответствующим специальностям должны:

утвердить конкретную тему диплома;

организовать предзащиту диплома на кафедре и по ее итогам представить заключения и рекомендации автору диплома;

представить допуска диплома к защите.

Роль учебно-методического отдела при организации защиты диплома

При организации процесса подготовки диплома обязанности деканата заключаются в следующем:

проведение организационного собрания со студентами по вопросам выбора темы диплома, прохождения преддипломной практики и организации защиты;

подготовка бланков заявлений на утверждение темы диплома и выдача их студентам;

подготовка бланков заданий на диплом, бланков план-графика его выполнения;

оформление направлений на преддипломную практику и выдача их студентам за неделю до начала практики (для студентов ФУЭП и ФЗО);

подготовка проекта приказа об утверждении тем дипломов за 1 месяц до защиты;

допуск студентов к защите диплома на основании выполнения учебных планов, прохождения преддипломной практики и сдачи государственного экзамена;

прием и регистрация готовых дипломов от студентов-дипломников;

подготовка документации к заседанию ГЭК: учебные карточки, зачетные книжки, ведомости, книги протоколов заседаний ГЭК;

обеспечение явки студентов на защиту.

Как выбрать тему диплома?

Студентам предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему диплома. Выпускающие кафедры разрабатывают примерную тематику дипломов.

Если одна и та же тема выбрана несколькими студентами, то кафедра оставляет ее только за теми из них, кто наиболее аргументировано обосновал свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать другую тему.

При выборе темы важно учитывать:

свои индивидуальные склонности и интересы;

текущее место работы или возможность трудоустройства: знание того, какие существуют проблемы в организации по месту работы, каковы потребности развития и совершенствования организации;

практическую значимость работы для конкретного предприятия, организации, учреждения, что может подтверждаться заказом организации на разработку диплома на определенную тему;

место прохождения производственной и преддипломной практик;

возможность получения конкретных материалов по выбранной теме;

наличие и доступность специальной литературы по проблеме исследования;

изученные Вами ранее проблемы при написании других письменных работ: курсовых, рефератов, отчетов о прохождении практики.

В сроки, определенные соответствующим деканатом, Вы согласовываете с заведующим выпускающей кафедрой уточненную тему диплома. Заведующий кафедрой назначает научного руководителя, а в некоторых случаях – и научного консультанта.

Можно ли изменить или скорректировать тему выбранного диплома?

В исключительных случаях можно изменить или скорректировать ранее выбранную тему диплома, но не позднее, чем за 2 месяца до защиты. Для этого необходимо:

- представить убедительные аргументы необходимости изменения или корректировки темы (вновь возникшие потребности профессиональной деятельности, или заказ будущего работодателя, учитывая специфику специальности);

- согласовать изменения с научным руководителем;

- довести новое название темы до деканата.

Студент, желающий выполнить диплом на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен обосновать свой выбор: доказать ее актуальность, наличие практического материала, соответствие темы специальности и специализации. Тема должна быть утверждена заведующим выпускающей кафедрой.

Процесс выполнения дипломов студентами ВВАГС может быть использован при решении задач развития вуза. Конкретизировать проблему исследования можно через заведующих кафедрами, проректоров или ректора академии.

Вопрос о назначении научного руководителя решает кафедра, на которую направлено заявление студента о выборе темы.

Научный руководитель назначается, как правило, из числа преподавателей данной кафедры по согласованию с ним, исходя из его научных интересов и специализации на кафедре.

Научным руководителем диплома по решению заведующего кафедрой могут быть назначены не только преподаватель данной кафедры, но и преподаватели кафедр академии и других вузов. Также научными руководителями могут быть практические работники (например, из государственных, муниципальных и предпринимательских структур), являющиеся специалистами в области государственного и муниципального управления, экономики, менеджмента, права и т.д.

Студент может высказать пожелания о закреплении за ним конкретного научного руководителя по согласованию с последним. Если данные пожелания соответствуют возможностям кафедры и требованиям к научному руководителю, заведующий кафедрой может учесть эти пожелания студента.

После утверждения научных руководителей на каждой кафедре составляется план-график выполнения дипломной работы. Данный график вывешивается на кафедре или на информационном стенде около кафедры.

Кроме этого, деканаты ежегодно проводят организационные собрания со студентами-дипломниками, на которых организуются их встречи с руководителями.

Дальнейшее взаимодействие дипломника и научного руководителя определяется при личной встрече.

С какой информацией должен приходить дипломник на первую встречу с руководителем?

Первая встреча с научным руководителем будет более конструктивной, если студент придет:

с вопросами после изучения методических рекомендаций (например, данного пособия);

с предложениями по уточнению темы;

с предложениями по месту преддипломной практики или базовой организации или учреждения, с обоснованием причин выбора данной базы.

При первой встрече руководитель должен:

1. Помочь студенту.

уточнить формулировку темы диплома;

определить объект и предмет исследования;

сформулировать первоначальные цели и задачи (задание на дипломную работу).

2. Указать основную литературу и источники получения практической информации;

3. Определить основные требования к составлению плана-графика выполнения диплома;

4. Помочь определить тип организации или учреждения для прохождения преддипломной практики или базу, на материалах которой будет написана практическая часть диплома;

5. Назначить время следующей встречи и дать задание, которое студент должен выполнить к этому времени (например, составить план-график, найти конкретную литературу и практический материал).

Можно ли поменять научного руководителя? Если да, то как?

Как и тему диплома, научного руководителя можно сменить только в исключительных случаях:

•при смене темы диплома, если она находится вне сферы интересов ранее утвержденного научного руководителя;

•при невозможности утвержденного руководителя осуществлять свои функции.

Нового руководителя по предложению студента или ранее утвержденного научного руководителя назначает только кафедра. Соответствующие изменения доводятся методистом кафедры до деканата и вносятся в заявление студента на тему диплома.

Какую информацию для написания диплома может получить студент в стенах родного вуза?

Для работы над ВКР студент может получить в стенах университета следующую информацию:

- в библиотеке: учебную, научную и справочную литературу, найти которую можно, обратившись в картотеки справочно-библиографического отдела; материалы электронного каталога информации, о содержании и механизме работа с которым, Вы можете узнать, обратившись к специалистам справочно-библиографического отдела.

- в сети Интернет, где размещены большие банки правовой и практической информации.

Познакомиться с данной информацией Вы сможете с помощью научного руководителя.

Что может дать преддипломная практика для написания диплома?

В ходе преддипломной практики студент собирает материал для практической части диплома, исходя из основных положений теоретической части работы, которая к периоду выбора места преддипломной практики должна быть в основном уже написана.

На преддипломной практике студент в соответствии с поставленными задачами знакомится со структурой данной организации или учреждения, с правовой базой и основными направлениями деятельности и ее результатами.

На основе анализа собранного материала выявляются достижения и проблемы в деятельности данной организации или учреждения и разрабатываются предложения (проект) по их решению.

На месте практики дипломник согласовывает с руководителем практики от организации график прохождения практики, условия получения необходимого практического материала для написания диплома, а также возможность получения внешней рецензии к выпускной работе.

В ходе преддипломной практики студент может изменить тему диплома по рекомендации работодателя и по согласованию с научным руководителем.

Руководитель практики от базовой организации может представить внешнюю рецензию на выполненный диплом.

Как выбрать место преддипломной практики?

На основании выбранной темы диплома студент направляется на преддипломную практику в организацию, на основе материалов которой будет выполняться практическая часть диплома. Данная организация определяется или по индивидуальной заявке студента, или деканатом на основе специальности и выбранной темы диплома. Студенты, обучающиеся по целевой контрактной подготовке, или заключившие контракт с будущими работодателями, или уже работающие, проходят преддипломную практику, как правило, в соответствующих организациях.

Когда и куда сдавать готовый диплом?

Ваш полностью законченный диплом должен проделать следующий путь:

1. Вы предоставляете текст диплома своему научному руководителю на проверку не позднее, чем за 1 месяц до защиты, для первоначальной оценки, исправлений и представления его для предзащиты на кафедре.

3. После доработки диплом подписывается студентом на последней странице Заключения и представляется руководителю для написания отзыва.

5. Вместе с отзывом руководителя, рецензией и заданием на дипломный проект (работу) переплетенный текст диплома передается на кафедру, где он выполнялся для получения рекомендаций от заведующего кафедрой, а затем на выпускающую кафедру, где заведующий кафедрой подписывает допуск диплома к защите. В приложении 6 приведен порядок раскладки документов в дипломной работе.

6.После допуска к защите методист кафедры передает диплом с указанными документами в деканат (не позднее, чем за три дня до защиты).

Что такое «предзащита» диплома и как ее пройти?

В целях контроля качества подготовленного диплома кафедра, где он выполнялся, организовывает его предзащиту, т.е. обсуждение содержания работы и заслушивание выступления студента-дипломника.

Решение о проведении предзащиты выносит кафедра по представлению научного руководителя.

Так же на предзащите студент может представить, какие вопросы могут быть заданы ему на процедуре защиты диплома, и подготовиться к ответу на них. Результаты предзащиты заносятся в протокол заседания кафедры.

По итогам предзащиты студент получает рекомендацию для вынесения диплома на защиту.

В случае, если кафедра сочтет невозможным рекомендовать диплом к защите и соответствующую выписку из решения кафедры представит в деканат, студент не допускается до защиты диплома перед государственной аттестационной комиссией.

Как найти внешнего рецензента и какой документ он напишет?

Внешним рецензентом, как правило, должен быть представитель организации, на базе которой проходила преддипломная практика студента и на материалах которой была выполнена практическая часть диплома. Рецензентом может быть и представитель организации, деятельность которой связана с темой диплома, или преподаватель (доцент, профессор) профильной кафедры другого вуза, специализирующийся на изучении проблем, рассматриваемых в дипломе.

Во внешней рецензии должна быть обоснована практическая значимость представленных в дипломе рекомендаций и выводов для деятельности организаций и учреждений соответствующей сферы, достоверность информации и реалистичность разработанных предложений. Также рецензент определяет, какой оценки достоин автор диплома, за проделанную работу.

Взаимосвязь дипломника с потенциальным работодателем может осуществляться через преддипломную практику. В ходе практики студенты-практиканты, зарекомендовавшие себя с положительной стороны, могут получить предложение о трудоустройстве по месту ее прохождения.

Читайте также: