Можно ли пенсионеру назначить исправительные работы

Опубликовано: 17.09.2024

Принудительные работы появились в российской системе исполнения наказаний относительно недавно. Однако в связи с гуманизацией общества и дефицитом дешевой рабочей силы они все чаще назначаются судами там, где ранее применялось лишение свободы.

По существу, эта мера наказания считается менее жесткой, нежели лишение свободы. Тем не менее, принудительные работы (не путать с исправительными и обязательными) – это далеко не полная свобода, а лишь приблизительное ее подобие. Словом, не сахар, но лучше, чем колония или тем более тюрьма, где условия не в пример хуже.

Что такое принудительные работы?

Обратимся к УК РФ. Статья 53.1 целиком посвящена принудработам. Мы видим: суть наказания заключается в привлечении осужденного к труду по указанию органов уголовно-исполнительного наказания (УИН).

Иными словами, осужденный обязан выполнять работу, которую ему назначают – возможность выбора отсутствует.

Это вступает в некоторое противоречие с конституционными правами российского гражданина, но международные конвенции допускают такую меру в качестве наказания по приговору суда. Номинально ни о каком рабстве речи не идет.

Принудительные работы сопоставляются с лишением свободы в соотношении 1:1, то есть по срокам это абсолютно равнозначные наказания.

Принудработы следует отличать от исправительных и обязательных, которые тоже назначаются судом. Первые – самые жесткие!

По статье 50 УК РФ, исправработы позволяют осужденному жить дома и трудиться на основном месте работы, но из его зарплаты в течение 2-24 месяцев отчисляется 5-20% в государственную казну. При отсутствии постоянного места работы его определяет местный орган власти по согласованию с органами УИН, но обязательно в районе места жительства осужденного.

Статья 49 УК РФ регламентирует, что срок обязательных работ исчисляется в часах (от 60 до 480) и отбывается в свободное от основной трудовой деятельности или учебы время, на общественно-полезных работах без оплаты. В день может быть назначено не более 4 часов обязательных работ.

Кто может быть привлечен к принудительным работам

Принудработы могут быть назначены:

  • По приговору.

В соответствии со статьей 53.1 УК РФ принудработы назначаются за преступления небольшой/средней степени тяжести либо тяжкие преступления, совершенные впервые. По приговору суда может быть назначено не более 5 лет принудительных работ.

  • В качестве смягчения наказания.

В 2019 году статья 80 УК РФ претерпела значительные изменения. Именно тогда там было прописано отдельное смягчение наказания в виде замены не отсиженной в МЛС части срока на принудительные работы. Причем заменить отсидку на принудработы можно значительно раньше, чем применить другие смягчения либо выйти по УДО. В таких случаях срок принудительных работ может превышать обозначенные выше 5 лет.

  • В качестве ужесточения наказания.

Обычно это наказание применяется к нарушителям условий исправительных и обязательных работ, но теоретически принудработы могут быть назначены даже за злостное уклонение от уплаты штрафа.

Категории осужденных, к которым принудительные работы не применяются, достаточно многочисленны:

  • инвалиды I-II групп;
  • несовершеннолетние;
  • беременные и матери детей до 3-х лет;
  • пенсионеры (пока что женщины с 55 и мужчины с 60 лет);
  • военнослужащие всех категорий.

Исправительные центры - что это?

В 2020 году в России насчитывается около шестидесяти исправительных центров (ИЦ), но это число неуклонно растет. Условия содержания в них сильно различаются – единых норм пока что не разработано.

Некоторые ИЦ организованы на базе колоний. Их территория отделена от основной зоны, но тщательно охраняется. В таких ИЦ режим обычно очень жесткий, почти как в колониях. Их охраняют те же сотрудники ИК, которые не видят особой разницы между колонией и ИЦ. Выхода за территорию в нерабочее время практически нет, условия в общежитиях-бараках – крайне спартанские.

В исправительных центрах, созданных на базе не ИК, а аналогичных учреждений времен СССР, режим обычно куда мягче. Осужденные живут в комнатах по 5-6 (иногда больше) человек, есть телевизоры, холодильники, оборудованные кухни. Можно пользоваться современными гаджетами и мобильной связью.

В нерабочее время по разрешению администрации разрешен выход за территорию ИЦ. Осужденных отпускают в магазины, поликлиники, на длительные встречи с родственниками. Особо примерным дают оплачиваемые отпуска и разрешают провести их дома.

Администрация ИЦ периодически проводит обыски и досмотры осужденных. Найденная запрещенка (спиртное, наркотики, карты, порнография и т. д.) изымается, на нарушителя налагается взыскание.

Осужденные направляются, как правило, на самые низкооплачиваемые и грязные работы: уборка помещений и территорий, озеленение и пр. Редко кто получает значительно больше, чем минимальная зарплата. К тому же из нее высчитываются не только положенные по закону проценты, но и расходы на еду (осужденных кормят в местных пунктах питания), а также отчисления по искам, если таковые имеются.

Да, на принудительных работах точно не разбогатеешь, да и режим далек от санаторно-курортного, особенно если в ИЦ жесткий начальник. Но это в любом случае лучше, чем лишение свободы и социальная изоляция от нормального (не криминального) общества.


Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Исправительные работы назначаются от 2 месяцев до 2 лет, установлены ст. 50 УК РФ, выполняются гражданином по месту его работы. Из его дохода в казну удерживается %. Его размер колеблется в пределах от 5 до 20%. Если осужденный уклоняется от работ, суд может заменить на арест, лишение свободы. Таким образом, настоящим законом внесены новые определения в понятие обязательных работ без лишения свободы по сравнению с ранее действующим уголовным законом. В нынешнем законе уточнена юридическая природа этого наказания, обусловленного местом трудовой деятельности осужденного.

Назначение наказания в виде принудительных работ

Суть исправительных работ заключается в том, что они назначаются в конкретных обстоятельствах по санкциям правовых норм особенной части УК РФ. Исправительные работы назначаются по ст. 64, 80 УК РФ. По мнению законодателя, исправительные работы:

  • психологически воздействуют на человека;
  • ограничивают его права, связанные с переменой места работы;
  • косвенным образом ограничивают возможность профессионального роста гражданина;
  • создают последствия имущественного характера, так как с дохода осужденного в казну взыскивается %.

Местом обязательной работы осужденного являются юридические лица (организации), частные или государственные. На каждый субъект экономической деятельности обязательно распространяются положения законодательства, включая гарантии основного закона и положения ТК РФ. Что считать местом работы осужденного? Это предприятие, организация, где работник оформил трудовой контракт. Если гражданин отбывает этот вид наказания в организации, он ограничен в своих действиях на весь период принудительных работ, в частности, запрещено увольнение с работы без разрешения сотрудника уголовно-исправительной инспекции.

Прошение об увольнении должно быть подано в письменном виде. Отказ со стороны уполномоченных органов должен быть разъяснен гражданину. Отказ осужденные могут обжаловать. Осужденный, который не имеет места постоянной трудовой деятельности, должен встать на учет на Биржу труда. Гражданин не имеет права отказываться от предложенной ее сотрудниками вакансии или переквалификации. Отказ повлечет за собой назначение более жесткого наказания, например, лишения свободы. Поэтому отказа быть не должно.


Срок и порядок исполнения исправительных работ

Срок отбывания исправительных работ составляет от 2 месяцев до 2 лет. Срок исчисляется временными интервалами: месяц, год. Срок принудительных работ – это период времени, в течение которого отбывал наказание осужденный, из его дохода были произведены удержания. Исчисление срока имеет правовые последствия при замене наказания, которое не было отбыто, либо при назначении наказания по совокупности приговоров. Осужденный должен отработать полный срок.

Удержания с дохода работающего гражданина составляют от 5 до 20%. Удержания производятся от всей суммы заработной платы, без исключения из этой суммы иных платежей. Это происходит вне зависимости от наличия финансовых претензий гражданину по документам исполнительного назначения. Запрещено производить удержания из пособий, пенсий гражданина, а также иных выплат социального характера, которые не предусмотрены системой заработной платы. Если в отношении осужденного произошла отмена приговора, все взысканные ранее суммы возвращаются в полном объеме.

Замена исправительных работ штрафом

Исполнение наказания в виде исправительных работ не может быть заменено на штраф в качестве более мягкой меры наказания. Таким образом, законодатель не дает возможности заменить исправительные работы на штраф. Возможно, это обусловлено следующими обстоятельствами:

  • Штраф как наказание является не многоразовым взысканием. Исправительные работы растянуты во времени.
  • Исправительные работы накладывают запрет на переход на другую работу, штраф – нет.
  • Если лицо уклоняется от принудительных работ, на него могут быть наложены жесткие меры, например, арест. В случае со штрафом, такой возможности не существует.

Ответственность за уклонение от исправительных работ

Статья 50, в ч. 3 УК РФ устанавливает ответственность, связанную со злонамеренным уклонением лица от отбывания наказания в виде принудительных работ. Злонамеренное уклонение – это рецидивирующее нарушение порядка отбывания наказания. Если осужденный нарушает правила, он оповещается об этом в письменной форме и предупреждается об этом. Также злостно уклоняющимся считается гражданин, который скрылся с места жительства и его местонахождение неизвестно.

Основания, которые рассматриваются в качестве уклонения от наказания, определены в ст. 46, п. 1 УК РФ:

  • отсутствие на месте трудовой деятельности в течение пятнадцати дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от учета на Бирже Труда;
  • неявка в уголовно-исправительную инспекцию;
  • нарушение обязанностей УК РФ;
  • работа в состоянии алкогольного опьянения, неявка на работу в течение 4 часов.

Осужденные, которые злонамеренным образом уклоняются от отбывания наказания в виде принудительных работ, привлекаются к лишению, ограничению свободы, аресту. Закон определяет, что один день рассматриваемых работ замещается аналогичным сроком ограничения свободы; пару дней исправительные работы замещаются одним днем ареста. Если исправительные работы замещаются лишением свободы, то один день этого наказания заменяется 3 днями исправительных работ.


В отношении каких лиц нельзя назначить исправительные работы?

Не назначаются виды исправительных работ, действует освобождение в отношении категорий:

  • лицам, имеющим инвалидность 1 группы;
  • беременным;
  • лицам женского пола с детьми до 3 лет;
  • гражданам, проходящим ВС по призыву;
  • гражданам, проходящим ВС по контракту (рядовой и сержантский состав), в случае, если эти граждане на момент приговора не отслужили срок службы по призыву.

Так как по исправительным работам человек привлекается к физическому труду, судья при назначении этого наказания обязан учитывать состояние его здоровья. Кроме того, иные обстоятельства, которые открывают для осужденного возможность отбыть назначенное наказание. Если отбывающий наказание заболел тяжелым недугом, и это создает помехи в отбывании исправительных работ, он может быть освобожден от наказания. Это право дает ст. 81, п.22 УКРФ. Если в процессе прохождения исправительных работ человек был признан инвалидом, относящемся к 1 группе, он не может более выполнять исправительные работы, соответственно, подлежит освобождению от них. Осужденная к исправительным работам женщина, которая забеременела во время исполнения наказания, может обратиться в суд с прошением об освобождении от работ. В содержание ее просьбы входит возможность предоставления отсрочки от наказания с момента предоставления ей отпуска по беременности и родам.

Наказание для несовершеннолетних

Несовершеннолетние лица – это граждане РФ, не достигшие 18 лет. Можно ли наказывать несовершеннолетних исправительными работами? На этот вопрос дает ответ ст. 88 УК РФ, которая устанавливает, что несовершеннолетние наказываются исправительными работами.

Что такое исправительные работы

Исправительные работы выступают одним из видов наказания, предусмотренных санкциями Уголовного кодекса России. Практикуются они в системе российского судопроизводства уже более пятнадцати лет. Это не самое суровое наказание, в отличие от ареста или лишения работы. Исправительные работы назначаются при совершении преступлений легкой или средней тяжести. При этом их исполнение обычно контролируется представителями уголовно-исполнительной инспекции.

Общие понятие исправительных работ.

Как поступает суд, если до постановления законного приговора преступник уже трудоустроен? Если у человека есть работа, то он будет трудится там же, просто придется отчислять частью своей заработной платы. Для безработных преступников подыскивается чаще всего малооплачиваемый труд. Это могут быть услуги грузчиков, дворников, озеленение территорий. Сроки исправительных работ варьируются от двух месяцев до двух лет.

Кому обычно не назначаются исправительные работы ?!

Уголовный кодекс России устанавливает перечень лиц, которым в соответствии с нормами законодательства не положено заниматься исправительными работы. К ним относятся женщины, которые воспитывают ребенка возрастом до трех лет, женщины в беременном положение, инвалиды первой группы, несовершеннолетние граждане. Несовершеннолетним исправительные работы могут назначаться в том случае, если они достигли четырнадцатилетнего возраста. Во время проведения исполнительных работ можно взять отпуск или больничный, это не противоречит нормам уголовного законодательства Российской Федерации.

Инспекторы во время такого наказания имеют определенные должностные обязанности. В частности, они обязаны вести контроль и учет за осужденными, проверять их явку на работу еженедельно. Помимо инспекции к контролю за осужденными добавляется и прокуратура, представители которой в обязательном порядке проверяют все личные дела осужденных лиц. При появлении нарушений со стороны осужденного могут быть назначены более серьезные карающие санкции по отношению к нему.

Кому не могут быть назначены исправительные работы и как они отбываются ?!

В соответствии с законодательством Российской Федерации существует ряд случаев, когда исправительные работы не могут быть назначены всем гражданам без исключения. В частности, исправительные работы не назначаются:

  • Инвалидам первой группы;
  • Женщинам, имеющих малолетних детей в возрасте до трех лет;
  • Беременным женщинам;
  • Военнослужащим по контракту и призывникам в армию.

Могут ли лица, не достигшие возраста совершеннолетия отбывать исправительные работы? Уголовное законодательство допускает отбывание исправительных работ гражданами младше 18 лет, при этом срок отбывания исправительных работ не может превышать более одного календарного года.

Уголовная ответственность по ряду преступлений может наступить и с 14 лет, при этом наказание несовершеннолетнему назначается только с учетом специальных правил трудового законодательства Российской Федерации.

Как организовывается отбывание наказания ?!

После вступления приговора в законную силу он направляется в органы исполнения наказания. Осужденный ставится в УИИ на учет и на него заводится дело. Инспектор должен посетить осужденного и вручить ему постановление с указанием даты и времени, когда он должен проходить исправительные работы.

Как заменить исправительные работы таким видом наказания, как штраф ?!

По закону срок отбывания исправительных работ может варьироваться от двух календарных месяцев до двух лет. Вообще срок – это особый временной отрезок в течение которого осужденное лицо должен проводить определенные работы. Из его оплаты в казну государства идут отчисления. Отработать осужденное лицо должно весь срок исправительных работ, назначенных ему судебным органом в рамках уголовного либо административного судебного производства. С дохода осужденного лица удерживается от пяти до двадцати процентов. Можно ли заменить исправительные работы штрафом, ведь мало кто хочет работать тем же дворником или же разнорабочим ?! Тут надо сказать о том, что не может быть заменено исполнение наказания в виде исправительных работ на штрафные санкции в качестве меры более мягкого наказания.

Обуславливается это следующими факторами, такими как:

  • Штраф по своей сути – это не многоразовое взыскание. Он платится одновременно и в отличие от тех же исправительных работ не может быть растянут во временном периоде;
  • Исправительные работы, назначенные гражданину по закону накладывают запрет на то, чтобы перейти на иную работу. Штраф этого сделать не может;
  • Если осужденное лицо имеет тенденцию к уклонению от назначенных ему судебным органом исправительных работ, то тогда к нему применяются дополнительные меры наказания. Например, это может быть арест осужденного. В случае со штрафом дополнительного наказания не предусмотрено.

Важно сказать то, что за уклонение от исправительных работ предусмотрена определенная ответственность. Она регламентируется положениями статьи 50 части 3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Применяется она если гражданин отсутствует на месте работы более 15 календарных дней с момента постановки на трудовой бирже, при неявки в уголовно-исполнительную инспекцию, в ходе нарушения обязанностей, прописанных в УК или если работа выполнялась в состоянии алкогольного опьянения. Наказать могут даже за неявку на исправительные работы в течение четырех часов. Осужденные граждане, которые злонамеренным образом специально уклоняются от отбывания наказания в виде принудительных работ, привлекаются к лишению, ограничению свободы, аресту на основании решения судебного органа.

В настоящее время участились случаи, когда органы прокуратуры обращаются в суд с исковыми заявлениями, в которых просят признать незаконным бездействие администраций сельских поселений и обязать их принять меры по трудоустройству граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде обязательных или исправительных работ. Является ли обязанностью органов местного самоуправления трудоустройство граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ?

Ответ

В соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ, ч. 1 ст. 25 УИК РФ вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ, ч. 1 ст. 39 УИК РФ осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

При этом не установлен не только порядок определения таких мест, но и вид муниципального образования, органы местного самоуправления которого выполняют данные функции – муниципальный район или поселение.

Указанное полномочие выходит за рамки вопросов местного значения, предусмотренных ст. 14, 15, 16, 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 19 данного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. В соответствии с ч. 3 той же статьи отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом. Тот факт, что данное полномочие не передано в установленном порядке, в частности, не предусмотрено предоставление субвенций из федерального бюджета на его исполнение, не меняет природы данного полномочия.

На основании вышеизложенного полагаем, что полномочия по определению мест отбывания обязательных и исправительных работ следует рассматривать как отдельные государственные полномочия, которые подлежат исполнению органами местного самоуправления муниципального района.

С нашей точки зрения, органы местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности за неисполнение данных полномочий только в случае не предоставления ими перечня мест, в которых могут отбываться осужденными исправительные работы, для согласования в уголовно-исполнительную инспекцию, поскольку иных обязанностей в отношении органов местного самоуправления по исполнению наказаний осужденных к исправительным работам законодательными актами не установлено.

При исполнении данных полномочий нужно иметь в виду следующее. В редакции ч. 1 ст. 25 УИК РФ, действовавшей до 21 января 2007 года, было предусмотрено, что осужденные отбывают наказание в виде обязательных работ только на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления. В действующей редакции такого ограничения не предусмотрено, что позволяет данной категории осужденных отбывать наказание любых организациях (юридических лицах) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. В правовых нормах, посвященных исправительным работам, изначально подобных ограничений не содержалось.

Однако право органов местного самоуправления на установление квот и возложение на работодателей обязанности по созданию и предоставлению рабочих мест для трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных или исправительных работ, действующим законодательством не предусмотрено (см. также Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2017 г. № 72-КГ17-2). Соответственно, определение в качестве мест отбывания обязательных и исправительных работ организаций, не подведомственных органам местного самоуправления, возможно только по согласованию с такими организациями. В то же время имеются судебные решения, которые признают законным включение частных хозяйствующих субъектов в перечень мест отбывания наказания в виде обязательных или исправительных работ в связи с наличием в них вакантных рабочих мест, и понуждение их к трудоустройству осужденных (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 4 марта 2015 г. по делу № 33-6938/2015).

Кроме того, регламентируя вопрос о месте отбывания наказания в виде исправительных работ, законодатель поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного. При этом, что следует понимать под «районом места жительства осужденного» не конкретизируется. В Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 года это означало «в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства». Применение рассматриваемой нормы в настоящее время выявило серьезные трудности трудоустройства осужденных к исправительным работам, особенно в сельской местности и в небольших городах с ограниченными возможностями трудоустройства, а также в связи с широким распространением случаев несовпадения места регистрации гражданина и места фактического проживания. Очевидно, это понятие следует рассматривать как оценочное, подлежащее гибкой оценке в каждом конкретном случае, в пределах разумного – с учетом географических расстояний, развития улично-дорожной сети, транспортной доступности и других обстоятельств, включая сезонные факторы.


Нередко о времени, проведенном в тюрьме или колонии, говорят – «ошибки молодости». Однако, в исправительных учреждениях содержатся люди всех возрастов. Несмотря на то, что государство обеспечивает осужденных спальным местом и принадлежностями, одеждой и питанием, деньги все равно нужны.

Многие осужденные завидуют пенсионерам, которые могут себе позволить регулярно посещать «ларек» (магазин в исправительном учреждении) и приобретать продукты на суммы, намного превышающие средний заработок работающего зека.

Однако, в тюрьме сказок не бывает. И кажущееся богатство пенсионера на поверку оказывается не столь обильным.

УИК РФ в ст. 98 и 107 определяет, что из пенсии осужденных осуществляются удержания, и на лицевой счет попадет не менее 25% от начисленной пенсии. Если осужденный пенсионер является инвалидом 1 или 2 группы, то удержать больше, чем половину, нельзя. Так что богатство сомнительное. Если взять средний размер пенсии по стране (а это примерно 15 000 рублей), то пенсионер получит менее 4 000 рублей.

А вот 75% (а это уже 11 с лишним средних пенсионных тысяч рублей) получит на возмещение расходов по содержанию осужденного исправительное учреждение. Именно эта деталь делает процесс получение пенсии осужденными простым и быстрым.

Если в учреждение попадает осужденный, которому уже назначена и выплачивается пенсия, то следуя положениям ч. 3 ст. 98 УИК РФ, выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

Говоря простым языком, у Пенсионного фонда есть законное основание для того, чтобы без заявления или согласия осужденного перевести его пенсию в исправительное учреждение. Никакие обращения и суды не помогут, процесс перевода пенсии отлажен и законен. Все обращения родственников, имевших доступ к сберкнижкам осужденных, и в одночасье потерявших дополнительный доход, будут разбиты камнем закона.

Прежде всего, нормы УИК РФ, и Правила выплаты пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.02.2004г. № 15п/18.

Есть нюансы с выплатами участникам боевых действий, получающими ежемесячные выплаты. Еще в 2008 году Конституционный Суд РФ установил, что на эту часть социального обеспечения тюремная система претендовать не может (см. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июня 2008 г. N 552-О-П).

А вот федеральная социальная доплата вполне себе является тем самым «иным» доходом, из которого, согласно ч.1 ст.107 УИК РФ («из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию»), исправительное учреждение вполне обоснованно удержит от 75% до 50%.

Каждый попавший в исправительное учреждение пенсионер немедленно рассматривается администрацией в качестве источника денежных средств. Это влияет на скорость оформления пенсионных выплат осужденным, которые достигли пенсионного возраста, уже находясь в исправительном учреждении.

Сотрудник администрации, занимающийся соцзащитой, которого обычно не найти, если надо решить какой-то вопрос с документами, внезапно материализуется и требует от пенсионера заполнения документов о назначении пенсии. К слову, осужденный имеет полное право отказаться от заполнения подобных заявлений. Ключевая проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии – проживание осужденного в регионе, где пенсионные выплаты выше.

Некоторые москвичи отказывались от оформления пенсии в местах лишения свободы, потому что пенсия назначалась по правилам региона отбывания наказания, а суммы выплат в Москве и, например, в Мордовии, отличаются не в пользу Мордовии. А вот те, кто поставил подпись под заявлением, получали пенсию удивительно быстро. Связь между местным отделением ПФР и администрацией местного управления ФСИН работает отменно.

Понятно, что пенсия осужденного – лакомый кусочек, который ничего не стоит взять администрации исправительного учреждения. И, конечно, иногда случаются ошибки и перегибы. Например, из пенсии инвалида 2 группы удержат 75%, а не 50%.

Не все очевидно с доплатами ликвидаторам аварии на ЧАЭС, судебная практика разнонаправлена. В любой спорной ситуации, если осужденный считает, что нарушены его материальные права, необходимо обратиться с заявлением к начальнику ИУ, надзирающему прокурору (понятно, что это конфликт с администрацией, но если позиция обоснована, то вряд ли кто-то посмеет применить к осужденному какие-либо санкции), и в суд.

Необходимо помнить, что тяжбы о нарушении материальных прав граждан рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, а участвовать в гражданском процессе из исправительного учреждения без привлечения представителя (юриста) практически невозможно.

Читайте также: