Можно ли получить зарплату по военному билету

Опубликовано: 17.09.2024

В соответствии с указанием заместителя Министра обороны Российской Федерации №180/7/211 от 3 апреля 2012 года Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации производит начисление и выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, начиная с 1 января 2012 года.

В связи с вышеизложенным для получения справки по форме 2-НДФЛ:

  • за 2011 год Вам необходимо обратиться в управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в котором Вы состояли на финансовом обеспечении до 1 января 2012 года или его правопреемнику;
  • за 2010 (2009 и ранее) год Вам необходимо обратиться в финансовый орган, в котором Вы состояли на финансовом обеспечении в указанный период, а в случае его ликвидации - в инспекцию Федеральной налоговой службы по месту дислокации воинской части.

На сегодняшний день территориальными финансовыми органами (наряду с Единым расчетным центром Министерства обороны Российской Федерации) выдаются следующие справки о доходах и справки иного характера:

  • справка о доходах за 3 месяца, 6 месяцев и 12 месяцев;
  • справка о размере оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки за выслугу лет для возмещения материального ущерба;
  • справка о размере ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
  • справка о размере ежемесячной компенсационной выплаты за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;
  • справка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
  • справка о получении единовременного пособия при рождении ребенка;
  • справка о непредоставлении стандартного налогового вычета;
  • справка о банковских реквизитах, на которые перечислялось денежное довольствие;
  • справка для установления размера пособия по безработице.

При обращении военнослужащего (гражданского персонала) для предоставления справки о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет необходимо приложить копию свидетельства о рождении ребенка.

Для получения справок нарочно Вам необходимо прибыть по адресу нахождения территориального финансового органа. Выдача справок осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо в случае получения справки третьим лицом – при предъявлении доверенности, заверенной командиром воинской части или нотариально.

Ознакомиться с контактными данными территориальных финансовых органов, на которые возложена функция выдачи справок о доходах и справок иного характера, можно в разделе «Личный кабинет военнослужащего» официального сайта Министерства обороны Российской Федерации. ПЕРЕЙТИ В РАЗДЕЛ

Справки о доходах за 3 месяца, 6 месяцев и 12 месяцев и о доходах и суммах налога физического лица оформляются в течение трех рабочих дней, остальные справки в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления и направляются Почтой России, по указанному в обращении адресу.

Ознакомиться с контактными данными управлений финансового обеспечения, на которые возложена функция выдачи справок по форме 2‑НДФЛ за 2012-2017 гг. и справок о доходах и суммах налога физического лица за 2018-2020, и образцами соответствующих заявлений можно в разделе «Личный кабинет военнослужащего» официального сайта Министерства обороны Российской Федерации. ПЕРЕЙТИ В РАЗДЕЛ

Для получения справок нарочно Вам необходимо прибыть по адресу: г.Москва, ул.Спартаковская, д.2Б, Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации, 1-й этаж, кабинет «Делопроизводство». Выдача справок осуществляется с 14:00 по 16:00 по будням при предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо в случае получения справки третьим лицом – при предъявлении доверенности, заверенной командиром воинской части или нотариально.

Справки оформляются в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления и направляются Почтой России по указанному в заявлении адресу.

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Война стала огромной нагрузкой на финансы страны. Затраты на военную продукцию увеличились в разы по сравнению с мирным временем, численность военнослужащих также многократно возросла. Только за первую неделю войны в Советском Союзе на фронт было мобилизовано 5 миллионов человек, а численность армии превысила 10 миллионов. Кроме регулярного снабжения армии оружием, боеприпасами, продовольствием, амуницией, горюче-смазочными материалами, воинские части необходимо было снабжать и наличными деньгами. С первых же дней войны была приведена в действие разработанная специалистами Финансового управления и Госбанка система финансовых расчётов в армии. А вскоре развернута сеть полевых отделений и полевых касс Госбанка. А к концу года таких учреждений было уже 598.


Государственный банк СССР, как в прошлом назывался Банк России, в годы войны выполнял малоизвестную сегодня, но очень важную задачу. Через созданную сеть полевых учреждений он обеспечивал бесперебойное снабжение финансовых служб наличными деньгами.

Воинским частям, идущим на фронт, выдавались так называемые "мобпакеты" - денежные суммы, необходимые для их жизнеобеспечения по прибытии в действующую армию.

Каждый советский военнослужащий находился на полном государственном обеспечении - вещевом, продовольственном и денежном довольствии. Размер месячного оклада военнослужащих зависел от должности, рода войск, срока службы.

Денежное довольствие рядового красноармейца носило скорее символический характер: оклад 8 рублей 50 копеек, а с "полевой" надбавкой в 100 процентов - 17 рублей. Проявляя себя на службе, рядовой за три года мог "дорасти" до старшего сержанта - старшины с окладом 150 рублей в месяц и 50-процентной надбавкой.

Особо отличившихся военнослужащих представляли к награждению орденами и медалями СССР. Орденоносцы получали ежемесячные денежные выплаты. Например, Герою Советского Союза - 50 рублей, кавалеру ордена Ленина - 25 рублей, Красного Знамени - 20 рублей и Красной Звезды - 15 рублей.


Оклады командного состава были выше. Так, в августе 1941 года оклад начальника штаба полка составлял 900 рублей, к концу 1942 года - 1300 рублей. Оклад начальника штаба дивизии был 1400 рублей, к концу 1942 года стал 1900 рублей. Оклад начальника штаба корпуса вырос с 1700 до 2200 рублей.

О среднем уровне окладов военнослужащих можно судить по окладам военных техников и медиков. Оклад радиотехника составлял 675 рублей, техника оружейного - 700 рублей, фельдшера - 650 рублей, врача - 800 рублей.

Для сравнения: летом 1943 года в тылу среднемесячная зарплата рабочих составляла 403 рублей, у работников здравоохранения - 342 рубля, у работников совхозов - 203 рубля.

Кроме того, всем военнослужащим действующей армии выплачивались ежемесячные надбавки (так называемые полевые деньги) к окладу. Рядовому составу - 100 процентов, сержантскому составу - 50 процентов, командно-начальствующему составу - 25 процентов. Оклады неоднократно повышались во время войны.

За боевые успехи

Уже в первые месяцы войны была введена выплата денежных вознаграждений за боевые успехи. Летчикам-истребителям за каждый сбитый самолет противника платили 1 тысячу рублей. В 1942 году премии за сбитый самолёт стали зависеть от его типа: за каждый сбитый бомбардировщик противника в размере 2 тысяч рублей, за транспортный самолет - 1 500 рублей, за истребитель - 1 тысяча рублей.


За уничтоженный танк противника артиллеристам - командиру и наводчику орудия - платили по 500 рублей, остальному составу расчета по 200 рублей, а членам экипажа танков - командиру, механику-водителю и командиру башни - по 500 рублей, остальным по 200 рублей. Боец, подбивший танк гранатой, получал 1 тысячу рублей.

Самые высокие денежные вознаграждения были введены в 1943 году в Военно-Морском флоте за потопление кораблей противника. Они зависели от должности и звания участника успешной операции. Так, например, размеры денежных наград для экипажа, потопившего линейный корабль противника, были такими: командиру корабля - 25 тысяч рублей, старшим и средним офицерам - по 5 тысяч рублей, младшим офицерам - по 1 тысяче рублей, матросам - по 500 рублей. каждому.

Экипажу самолета, потопившему миноносец или подводную лодку противника, выдавалось: командиру и штурману - по 10 тысяч рублей, стрелкам-радистам - по 2500 рублей каждому. Если в потоплении корабля принимало участие несколько экипажей, денежная награда распределялась между ними решением Военного совета флота.

Как солдат мог потратить деньги?

Несмотря на то, что денежное довольствие выплачивалось регулярно, потратить его военнослужащие в полном объеме не могли, так как необходимым обмундированием и продовольствием их обеспечивали, а торговли в той форме, в какой она существовала в мирной жизни, во фронтовых условиях не существовало.

И тогда военнослужащим была предоставлена возможность помогать своим родным и близким в тылу. Деньги с фронта зачастую были единственным источником дохода в семьях, особенно в деревнях, именно они помогали многим семьям выжить в нелегких военных условиях.


Для перевода денег нужно было обратиться в финансовую часть, где солдату выдавали расчетный лист к денежному аттестату. В нем была указана фамилия, имя и отчество солдата или офицера, воинское звание, размер должностного оклада и надбавки за выслугу.

Он мог перечислить деньги любому человеку по своему выбору, вне зависимости от степени родства. Для перевода денег нужно было указать фамилию, имя, отчество получателя, его домашний адрес и название военного комиссариата, где будут выдаваться наличные. Никаких иных документов не требовалось.

У офицеров с мая 1942 года появились расчетные книжки - документ, при предъявлении которого выплачивали денежное содержание. В ней делали соответствующие отметки. Фактически это была личная бухгалтерская книга офицера. Она упрощала получение денег при переводе в другую воинскую часть или попадании в госпиталь.

Как пример - данные копии одного из аттестатов. Принят к оплате Ленинским РВК Карагандинской обл. Казахской ССР 27 мая 1944 г. за № 248/22. Ст. лейтенант Иван Алексеевич Б. с окладом 800 руб. и надбавкой за выслугу лет в 40 руб. в месяц поручает выплачивать Лидии Фёдоровне Ш. 500 руб. ежемесячно в срок с 1 мая 1944 г. по 1 мая 1945 г. (адрес места пребывания). Нетрудно подсчитать, что у военнослужащего оставалось на личные нужды 340 руб. в месяц.

Кроме того, полевые учреждения Госбанка СССР на фронте привлекали сбережения военнослужащих во вклады. Документом, подтверждающим факт открытия военнослужащим счёта в полевой кассе или отделении Госбанка СССР, являлась вкладная книжка.


В случае смерти военнослужащего командование части передавало вкладную книжку в ближайшее полевое учреждение Госбанка для исполнения завещательного распоряжения вкладчика - розыска лица, которому завещан вклад.

Эта работа занимала особое место в работе полевых учреждений Госбанка. Они учитывали поступившие к ним вкладные книжки погибших, умерших, пропавших без вести, а также убывших по неизвестному адресу военнослужащих и устанавливали строгий контроль за их сохранностью. Затем деньги погибших, оставивших завещательные распоряжения, перечислялись конторам Госбанка на местах для выплаты наследникам, а вклады без завещательных распоряжений и вклады военнослужащих, пропавших без вести, переводили в Управление полевыми учреждениями Госбанка. В его составе был создан специальный отдел для хранения вкладов и розыска их владельцев или наследников.

Многие военнослужащие также направляли свои денежные средства в Фонд обороны или Фонд Красной Армии.

Партизанская кубышка

Денежное довольствие получали и партизаны. Порядок их денежного обеспечения был определен Постановлением Государственного комитета обороны СССР ( № 1567 от 9 апреля 1942 года) за подписью Сталина.

Пособие партизанам назначалось фронтовыми штабами партизанского движения. Его размер соответствовал размеру получаемой человеком до вступления в партизанский отряд средней зарплаты или стипендии. По понятным причинам, не у всех были с собой справка о среднемесячном доходе. В таком случае было достаточно удостоверения с работы или студенческого билета. Размер пособия при этом был минимальным и составлял 300 рублей в месяц для рабочих и служащих. И 100 рублей в месяц для учащихся, получавших стипендию.


Верхняя граница минимального партизанского пособия составляла 750 рублей. Такое пособие получали командир партизанского отряда и военный комиссар. Примечательно, что военнослужащие и сотрудники НКВД, направленные или вступившие в партизанские отряды, продолжали получать денежное довольствие и пособия как военнослужащие. Если они занимали должности командиров партизанских отрядов, а предыдущий военный оклад был ниже установленного для их новой должности, то оклад им выплачивался в размере, установленном для партизан.

Как же происходила выплата пособия партизанам? Пособие получали члены семьи партизана или любые другие лица, которых он указал в финансовом документе как получателя. Партизан сам определял объём передаваемой суммы пособия - всей суммы или части, оставляя за собой право получения другой его части лично по возвращении из партизанского отряда.

В случае гибели партизана неполученная им часть пособия выплачивалась тому человеку, которому производилась выплата первой части.

Выплачивались пособия лично получателю наличными деньгами из кассы райвоенкомата, либо переводом денег в адрес получателя через органы Наркомсвязи или по именным чекам через местное отделение Государственного банка СССР.


Текст подготовлен по материалам, предоставленным Главным управлением Банка России по Центральному федеральному округу.

В октябре начнется осенний призыв — в армию уйдет около 130 тысяч человек.

Служить по призыву идут те, кому исполнилось 18 лет и у кого нет права на отсрочку или освобождение от службы. А еще до 1 ноября призывники, у которых такое право есть, могут от него отказаться и тоже пойти служить. Права на службе у них будут одинаковые.

По призыву служат один год. Все это время государство будет бесплатно кормить, одевать, лечить и каждый месяц платить зарплату — денежное довольствие. Закон гарантирует военнослужащим по призыву право отдыхать один раз в неделю, спать по 8 часов и иногда бесплатно ездить домой.

Служба по призыву еще называется срочной службой, а солдаты — срочниками. Это неофициальные термины, но все их используют. Так проще отличать тех, кто проходит службу по призыву, от тех, кто служит по контракту. У контрактников права отличаются, потому что военная служба — их профессиональный выбор и служат они дольше.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Если вам или вашим близким пришла повестка, сохраните таблицу со ссылками на нормативные акты, чтобы знать о правах в армии. Но учтите, что доступ к ним с телефона во время службы будет проблематичен: пользоваться смартфонами в армии нельзя.

Если в армию пока не собираетесь, почитайте, как законно избежать призыва:

Служить поближе к дому, если есть дети или пожилые родители

  1. у него есть ребенок;
  2. его родители пожилые — мать старше 55 лет, отец старше 60 лет;
  3. его родители чем-то болеют.

Если у призывника двое детей или родители болеют так, что за ними нужно постоянно ухаживать, а кроме призывника делать это некому, его вообще не должны забирать служить. Это основания для отсрочки, от которой нельзя отказаться.

Чтобы служить направили рядом с местом жительства, нужно заранее сообщить военкомату о том, что есть такие обстоятельства. Для этого понадобятся документы, подтверждающие родство, — обычно это свидетельство о рождении или об установлении отцовства. Возраст родителей подтвердят копии их паспортов, а болезнь — справки от врача. Могут попросить и другие документы. В законе эти правила четко не прописаны, уточняйте в своем военкомате.

Все это не гарантирует, что призывника отправят служить именно в ближайшую воинскую часть. В законе есть оговорки: направлять туда призывников с детьми или пожилыми родителями нужно «по возможности» и «в пределах установленных норм призыва». Но все-таки это дополнительная законная возможность как-то повлиять на свое место службы.

Выбрать альтернативную гражданскую службу

Как это работает. Тем, кто не может служить в армии по морально-этическим соображениям, государство разрешает туда не ходить. Но вместо этого нужно будет пройти альтернативную гражданскую службу — поработать на благо государства 21 месяц, это в 1,75 раза дольше, чем обычная служба по призыву. За альтернативную гражданскую службу платят зарплату, при необходимости обеспечивают жильем. И обычно ее проходят в том же регионе, в котором живут.

Есть список профессий, которые государство считает подходящими для альтернативной гражданской службы: санитары, дворники, грузчики, лифтеры, оленеводы, врачи и инженеры.

На альтернативную гражданскую службу может перейти:

  1. любой человек, убеждения или вероисповедание которого противоречат несению военной службы, например убежденный пацифист;
  2. представители коренных малочисленных народов, которые ведут традиционный образ жизни, например разводят оленей.

Чтобы уйти служить санитаром, а не солдатом, нужно подать в призывную комиссию своего военкомата заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую. К нему прикладывают автобиографию и характеристику с учебы. На практике согласовать такой перевод бывает сложно: призывнику могут отказать, если комиссия посчитает, что его мотивы недостаточно убедительны и он вовсе не против военной службы, а просто не хочет идти в армию. Такой отказ можно обжаловать в районном суде — на это дают 3 месяца. Все это время на военную службу призвать не могут.

Заявление важно подать в правильное время:

  • до 1 апреля — чтобы не уйти в осенний призыв;
  • до 1 октября — чтобы не уйти в весенний призыв.

Те, кто идет служить этой осенью, уже не смогут перевестись на альтернативную гражданскую службу, если еще не подавали заявлений. Но могут рассказать об этом друзьям и младшим братьям.

Прием на работу без военного билета — это нарушение закона. Трудовым кодексом предусмотрено обязательное предоставление документов о воинском учете при устройстве на работу. Если вы хотите проверить, примут ли на работу без военного билета, и откажетесь предоставить такой документ, то ваш работодатель будет обязан сообщить об этом в комиссариат. Более того, с февраля 2019 года у работодателей появились новые обязанности — они будут обязаны вручать работникам, не состоящим на воинском учете, направления в военкоматы, а также уведомлять соответствующие органы о лицах, не вставших на учет. Тем ИП и юрлицам, кто откажется работать по новым правилам, уже грозят штрафы.

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2019 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что говорит закон: обязателен ли военный билет при приеме на работу

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
  4. Приказ министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663».
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 5.27, 21.4).
  1. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу, так называемое приписное свидетельство, или, кратко, приписной, выдается гражданам РФ, первоначально поставленным на воинский учет, под личную подпись.
  2. Военный билет выдается всем мужчинам, а также другим военнообязанным лицам: пребывающим в запасе, прошедшим альтернативную гражданскую службу, женщинам, имеющим военно-учетные специальности (связь, медицина и т. п.).

В паспортах граждан РФ производятся отметки об их отношении к воинской обязанности по образцам, установленным МО РФ.

Если у работника нет военного билета, что делать? Правовой анализ указанных источников права и существующей практики показывает, что в настоящее время существуют противоположные по своей сути позиции о том, нужен ли военный билет для устройства на работу.

Работодателю придется докладывать обо всех гражданах, принятых на работу и подлежащих учету в военкомате, и принимать необходимые меры к постановке их на учет. В случае трудоустройства без военного билета, если сотрудник не хочет самостоятельно становиться на учет, работодатель также обязан сообщить об этом факте в военкомат. Помимо этого, в обязанности работодателя входят ответы на соответствующие запросы военкоматов, которые нужно давать в течение двух недель.

Подробнее о том, как организовать на предприятии систему воинского учета

Кроме того, поправки предусматривают новые обязанности для работодателей. В частности, если кадровик обнаружит отсутствие военного билета при приеме на работу, то он должен:


Оборотная сторона


Напомним, что ответственное лицо работодателя, не предоставившего в военкомат сведения о приеме на работу военнообязанных граждан, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Штраф по ней составляет от 300 до 1000 рублей.

Отказ в заключении контракта

Поскольку военный билет обязателен при приеме на работу, то если соискатель не хочет предоставлять этот документ, наниматель имеет право отказаться от заключения трудового договора. Судебная практика подтверждает право такой позиции на существование. Оснований для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву, при трудоустройстве обязаны предъявить документы воинского учета. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, наниматель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Отсутствие у работодателя соответствующих документов о сотрудниках потенциально может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому если у сотрудника нет военного билета, что делать — руководитель организации должен решить самостоятельно: отказаться от специалиста или принять его.

Читайте также: