Можно ли стать адвокатом с дипломом о профессиональной переподготовке

Опубликовано: 17.09.2024

В системе непрерывного образования важная роль отводится переподготовке кадров. Потребность в переподготовке кадров для всех сфер профессиональной деятельности обусловлена динамикой развития современного общества, ростом конкуренции на рынке труда, необходимостью в условиях кризиса экономики и повсеместного сокращения рабочих мест, приобретения населением дополнительных навыков, умений, специальных познаний. Значимость совершенствования переподготовки кадров подчеркивается и в программных документах, определяющих приоритетные направления государственной политики в области образования.

Законодатель, определяя место профессиональной переподготовки в системе образования как разновидности дополнительного образования, не устанавливает перечня специальностей и направлений подготовки, по которым она может осуществляться, не очерчивает возможные сферы деятельности лиц, получивших диплом о профессиональной подготовке, оставляя этот вопрос на усмотрение потребителей, исходя из потребностей обучающихся и производства. Учебные заведения все шире используют свое право предоставления образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки, привлекая студентов объявлениями о возможности получить «удобным, недорогим, а главное, быстрым способом дополнительное образование и освоить новую сферу деятельности, в том числе и в области юриспруденции».

Наметившаяся в государственной образовательной политике тенденция ужесточения требований к качеству подготовки юридических кадров, условиям образовательной деятельности в сфере юриспруденции, значительное сокращение количества учебных заведений, осуществляющих их подготовку в связи с не аккредитацией образовательных программ, вызывает обоснованные дискуссии относительно возможности осуществления трудовой деятельности в области юриспруденции на основании полученного по результатам переподготовки документа, круга лиц, нуждающихся в такой переподготовке, содержания и объема предоставляемых знаний. Широкий интерес, проявляемый к переподготовке в области юриспруденции, обуславливает актуальность научного осмысления отдельных теоретических и практических аспектов проблемы.

Прежде всего, кому и зачем нужна такая переподготовка?

Определимся с законодательной трактовкой дефиниции «профессиональная переподготовка». Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ под переподготовкой понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности [4]. При этом под профессией понимается род деятельности человека, обладающего комплексом теоретических знаний и практических уме­ний, приобретенных в результате специальной подготов­ки. В рамках одной профессии выделяют специальность, определяемую как род деятельности человека, относящейся к определенной области [10]. В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию - специальность это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач [6]. Под видом профессиональной деятельности понимается совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

Виды профессиональной деятельности в области юриспруденции (нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская) определены федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция ((квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»). Здесь же обозначена и область профессиональной деятельности, включающая: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; проведение научных исследований, правовое обучение и воспитание. Служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности определяется как должность. Квалификационные требования к должностям в зависимости от сферы юридической деятельности установлены нормативными актами, специальными законами и, как правило, предполагают наличие высшего или среднего профессионального (юридического) образования [2; 9].

Тем не менее юридические знания востребованы в профессиональной деятельности, охватывающей огромный спектр должностей, где наличие фундаментального юридического образования не является обязательным требованием. Например, в Типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы (утв. ст. 8 Закона Республики Марий Эл «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» от 31 мая 2007 г. N 25-З) указывается, что для кандидатов на должность главы администрации муниципального района, городского округа, могут быть дополнительно установлены такие квалификационные требования, как наличие высшего образования по одной из специальностей или направлению подготовки, входящих в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные науки», «Экономика и управление», либо получение дополнительного профессионального образования, соответствующего указанным выше направлениям подготовки [8].

При этом практически к любой должности служащего предъявляется квалификационное требование - обладание профессиональными знаниями, знанием Конституции, нормативных правовых и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей. Например, такие требования, наряду с наличием высшего профессионального образования (без конкретизации направления подготовки), установлены для замещения должности помощника руководителя Федеральной налоговой службы [7], в квалификационных требованиях агента по недвижимости наряду с наличием высшего профессионального (юридическое, инженерно-экономическое, экономическое) образования и т.д.

Юридические знания востребованы лицами, занимающимися бизнесом, страховой, охранной деятельностью, защитой интеллектуальной собственности, секретов производства. Законодатель оставил возможность лицам, не имеющим юридического образования выступать в качестве представителей, защитников в отдельных видах судопроизводства.

Таким образом, лица, прошедшие профессиональную переподготовку, могут осуществлять любую профессиональную деятельность, предполагающую владение правовыми знаниями, исключая сферы профессиональной юридической деятельности, где наличие высшего юридического образования и специального статуса выступает в качестве обязательного квалификационного требования.

Документом, открывающим право заниматься такой деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, выступает диплом о профессиональной переподготовке, с указанием соответствующей квалификации. Для определения квалификации, Минобрнауки России в письме от 22.04.2015 N ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций», рекомендует использовать профессиональные стандарты.

Круг лиц, для которых доступен такой вид образования, как переподготовка, обозначен законодателем. Это лица, уже имеющие профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ч.3 ст.73, ч.3 ст.76 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Как видим, законодатель основной упор делает здесь не на наличие образования, а на наличие у лица профессии или должности, при этом не ограничивает возможность получения дополнительного образования рамками имеющейся уже профессии или занимаемой должности.

Определяя цели переподготовки в сфере юриспруденции, следует указать в качестве основной - формирование, расширение конкретных компетенций для эффективного осуществления профессиональной деятельности в определенной области, требующей дополнительных познаний, связанных с правопониманием и реализацией правовых норм. Такой вывод отчасти напрашивается из обозначенной в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» направленности профессиональной переподготовки - получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации» (ч. 5 ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Переподготовка должна носить предельно практическую, целевую направленность. Программы должны быть ориентированы не на общетеоретическую подготовку, а носить конкретизированный характер, с учетом специфики будущей профессиональной деятельности, содержать специально отобранный объем знаний, умений и навыков, актуальных для определенного рода занятий, должности, достаточно узкой сферы деятельности.

На наш взгляд, совершенно неприемлемым является включение в программы профессиональной подготовки дисциплин, не ориентированных на строго определенную сферу деятельности или постановка широких целей обучения в такой, например, формулировке, как «формирование у слушателей комплексного представления о развитии и современном состоянии отечественного и зарубежного права, приобретение знаний и умений, необходимых для реализации правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. » или «изучение основ юриспруденции и российского законодательства, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для практической деятельности слушателей в сфере юриспруденции». Как отмечает А.Е. Бахмутский, «цели образования определяются как внешними по отношению к образовательной системе факторами, так и свойствами ее элементов. Они должны быть достаточно конкретны и допускать проверку степени их достижения» [1]. Образовательные программы профессиональной переподготовки, содержащие цели, не позволяющие обозначить конкретные трудовые функции, к выполнению которых будет способен обучающийся, не отвечают задачам дополнительного профессионального образования и затрудняют выбор присваиваемой квалификации.

Что касается объема и содержания образовательной программы, то здесь следует учитывать законодательно закрепленное правило: «программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ» (ч.10 ст.76 ФЗ N 273-ФЗ). Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено и Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утв. постановлением Правительства РФ от 22 01. 2013 г. N 23).

В требованиях к результатам освоения образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") перечислено 14 общекультурных и 19 профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник. Означает ли это, что у лица, прошедшего переподготовку в области юриспруденции, должны быть сформированы все перечисленные в стандарте компетенции? Думается, что нет.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Продолжительность освоения программ профессиональной переподготовки не ограничена верхним пределом. Нижний предел (не менее 250 часов) определен приказом Министерства образова­ния от 01.07.2013 г. № 499 [5]. На практике реализуемые курсы переподготовки не превышают 600 академических часов. Сформировать за такой период все перечисленные в стандарте компетенции, на наш взгляд, не представляется возможным.

Прежде всего, надо исходить из уровня профессиональной подготовленности (образование и вид выполняемой деятельности), продолжительности курсов переподготовки, компетенций, на формирование которых направлено обучение, целей, адекватно отвечающих спросу потребителя услуги. Переподготовка предполагает наличие определенных теоретических знаний и умений, приобретенных обучающимися в процессе осуществления деятельности по ранее приобретенной специальности, занимаемой должности, выполняемой работе, образования. Соответственно, переподготовка должна быть нацелена на обогащение этих знаний и получение новых, применительно к приобретаемым видам деятельности. В этом плане значение приобретает формирование целевой аудитории, однородной по своему качественному составу. Такой аудиторией, например, может выступать группа, сформированная из менеджеров высшего и среднего звена, сотрудников налоговых органов, имеющих экономическое образование, профессиональная деятельность которых требует наличия конкретных юридических компетенций, соответствующего объема правовых знаний. Обучение группы слушателей, сформированной из лиц, имеющих разноплановую подготовку (имеющих среднее специальное образование по любой специальности, либо различные уровни образования по родственным направлениям подготовки), потребует расширения содержательного объема программы профессиональной подготовки и увеличения срока курсов переподготовки. Обучение неоднородной по своему составу группы требует наличия гибкой программы, применения технологий, личностно-ориентированного подхода, дающих возможность освоить учебный материал в рамках отведенного времени каждым слушателем.

Набор дисциплин должен быть сформирован таким образом, чтобы слушатель по окончании соответствующих курсов переподготовки получил не систему знаний общеразвивающего характера, а объем знаний, умений и способностей их применения, в объеме, необходимом и достаточном для осуществления профессиональной деятельности по конкретной новой должности, конкретному виду профессиональной деятельности.

Таким образом, перечень изучаемых дисциплин должен быть обусловлен сферой будущей профессиональной деятельности, что предполагает освоение отдельных дисциплин, разделов науки, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Специфика переподготовки кадров, не имеющих юридического образования для осуществления юридической деятельности, не позволяет унифицировать содержание и структуру курсов в силу многопрофильности указанной деятельности. Тем не менее, на наш взгляд, необходимо учитывать то, что правовые знания должны базироваться на общих понятиях и категориях теории государства и права, знаниях Конституции РФ, а соответственно указанные дисциплины должны быть в обязательном порядке включены в программы профессиональной переподготовки, связанные правовым обучением.

Обязательным элементом программы профессиональной переподготовки должна стать и производственная практика, позволяющая обучающемуся связать теоретические знания с практикой их применения, научиться реализовывать приобретенную компетенцию (компетенции) применительно к новой профессиональной деятельности, либо стажировка. Практику или стажировку предпочтительнее организовывать по месту будущей деятельности обучающегося. Такая постановка вопроса будет способствовать не только приобретению обучающимися необходимых практических навыков, но и позволит работодателю оценить уровень сформированности необходимых знаний и умений, профессиональную пригодность лица к выполнению конкретных трудовых функций.

Как совершенно справедливо отмечают В. Г. Ланкин, Е. Е. Ланкина: «Главный - суммарный и, по сути, изначально мотивирующий вектор всего рассматриваемого нами тренда подвижек в современном образовании, осуществляемых под флагом компетентностного подхода, - профессионализация. При этом предикат компетенции мыслим только в приложении к характеристике поля профессиональной деятельности. Именно этот вектор профессионализации в самой значительной степени и востребован обществом на современном этапе его развития» [3].

Вывод: Таким образом, в рамках программы профессиональной переподготовки в области юриспруденции у обучающегося должна быть сформирована одна или несколько компетенций, соответствующих конкретному виду занятий, трудовой функции (совокупности однородных функций). При выборе компетенций следует исходить из тех, которые указаны в государственном образовательном стандарте, при этом сужать их круг исходя из квалификационных требований, предъявляемых к должности, по которой планирует осуществлять свою деятельность обучающийся, и отраслевых профессиональных стандартов. Сфера практического применения полученных знаний в процессе переподготовки не ограничивается сугубо юридической деятельностью. Ее границы расширяют должности, предполагающие готовность и способность лица понимать, анализировать, толковать и реализовать правовые нормы.

Рецензенты:

Муравьева Г.Е., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и специального образования Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», г. Шуя;

Шептуховский М.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры экологии и географии Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», г. Шуя.


Маникюрные курсы – наверное, самый массовый пример организации успешного краткосрочного обучения в сфере бьюти-индустрии. Школы маникюра плодятся как грибы после дождя, что подогревается спросом на такое образование. Еще бы: 5-6 часов лекций, небольшой мастер-класс, 2-3 часа практики, и ты – мастер маникюра. При всем этом, ключевой вопрос – нужна ли лицензия для проведения курсов? Отвечаем – нужна. Но не обязательно. И вот почему.

Лицензия на проведение курсов по маникюру

С 2015 года в России действует профессиональный стандарт 33.003 «Специалист по предоставлению маникюрных и педикюрных услуг» (Приказ Минтруда № 1126н от 25.12.2014). Он определяет требования к профессиональной квалификации, навыкам, а также требования к образованию – определяет, какой должен быть сертификат у мастера маникюра. Так, любой «мастер маникюра» или «специалист по ногтевому сервису» должны пройти программу профессиональной подготовки по должностям служащих или программу профессиональной переподготовки.

Что это значит? Преподавание таких программ является образовательной услугой (Постановление Правительства № 966 от 28.10.2013). Деятельность по оказанию таких услуг подлежит лицензированию (п. 3 Положения, утв. Постановлением № 966). Завершив такое обучение, выпускники получают совсем не сертификат, а (ст. ст. 60, 76 ФЗ № 273 «Об образовании»):

  • диплом о профессиональном обучении или
  • диплом о профессиональной переподготовке.

То есть, перед тем, как начать преподавать курсы по маникюру, нужно получить лицензию? Да! Но только, если эти курсы будут являться профессиональной подготовкой или переподготовкой в контексте ФЗ «Об образовании», они будут организованы образовательной организацией, а само преподавание будет иметь признаки образовательной деятельности. Сегодня для подготовки «мастеров маникюра» это совсем не обязательно.

Дело в том, что применение профстандарта 33.003 не предусмотрено трудовым законодательством как обязательное. А значит, «мастера» не должны обязательно соответствовать всем указанным в профстандарте требованиям, готовить их можно и без лицензии.

Как обучать на курсах маникюра без лицензии?

Обучать мастеров маникюра без лицензии можно при соблюдении ряда условий:

  • «школа маникюра» не будет являться юр. лицом;
  • подготовку будет проводить ИП. Так как обучение «мастеров» – это деятельность, направленная на получение прибыли, нужно иметь регистрацию в налоговых органах;
  • «студентам» не будут преподаваться программы профессиональной подготовки/переподготовки;
  • слушателям не будут выдаваться дипломы или свидетельства государственного образца, можно выдавать лишь сертификаты;
  • документы об образовании будут подтверждать лишь факт прослушивания курса, какая-либо квалификация (например, «мастера маникюра» или «специалиста по маникюру, педикюру») присваиваться не будет.

При этом нужно понимать, что «школу маникюра» без лицензии нельзя считать образовательным учреждением, преподавание в ней – образовательной деятельностью, а сами курсы – профессиональным образованием.

Курсы маникюра по ГОСТу

Обращаем внимание, что с 2018 года в РФ введен ГОСТ Р 58091-2018 Услуги бытовые. Ногтевой сервис. Многие школы преподносят программы, составленные на его основе, как преимущество. Но как и профстандарт, ГОСТ является лишь рекомендацией и на практике каких-либо преимуществ «мастеру» не дает.

Кто может выдавать сертификаты о прохождении курсов мастера маникюра?

Кто угодно!

Сертификат не является документом о профессиональном образовании. Он не признается Минобрнауки и государственными органами, выдача таких сертификатов не регулируется законодательством. Такой сертификат подтверждает лишь факт прохождения курсов и не говорит о наличии какого-либо образования. Для профильных органов, это не более чем «кружок по интересам», поэтому деятельность таких «школ» в нормативные рамки не упаковывается. Так что и сертификаты может выдавать кто угодно.

Что нужно для того чтобы выдавать сертификат об обучении? Цветной принтер, чтобы изготовить бланки сертификатов и печать ИП! Получать где-либо разрешения, согласовывать раздачу сертификатов не нужно, для этого даже не обязательно проходить обучение! Форма документов не регулируется законом и разрабатывается теми, кто их изготавливает и выдает.

Обращаем внимание, что все это вполне законно! Отсутствие образовательной лицензии не означает, что «школа маникюра» – мошенники. Просто их курсы не являются образованием, что с позиции практики – чистая формальность.

Можно ли выдавать сертификаты с правом преподавания?

Конечно!

Мастерам, окончившим курсы маникюра с правом преподавания можно выдавать соответствующие сертификаты! Но от этого выпускники «школ маникюра» не станут преподавателями и не смогут законно работать в сфере образования – для работы в образовательных учреждениях нужны документы государственного образца. Ну а для работы в «школе маникюра» какой-либо сертификат вообще не требуется.

Применительно к монополии на представительство в СОЮ, АС и уголовным делам, возникает вопрос эффективности воспитания новых адвокатов (до "Юстиции" - юристов-консультантов, судебных юристов). Необходимым условием получения статуса является два года стажа по юр специальности или стажировки у адвоката от года до двух лет. В любом случае, течение указанных сроков исчисляется не ранее, чем с момента получения высшего образования (кстати, не обязательно юр.).

После введения адвокатской монополии на судебное представительство, необхоимый стаж можно будет получить, работаяя инхаусом, чиновником или помошником/стажером адвоката. Только будучи чиновником или инхаусом (если повезет с отделом и долж. обяз-ми) получение необходимого стажа будет сопровождаться получением опыта непосредственно в судебных баталиях. Но, сомневаюсь, что работодатель отправит в суд по спору, не связанному с взысканием сторублевого долга, по каки то причинам, не рассматриваемому в порядке упрощ. производства, "птенца" с дипломом, который не в курсе с какой стороны вход в здание суда, а при "представьтесь, ваши полнмочия?" - падает в обморок.

Адвокат вправе иметь помощников. Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование. Помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью.

В судах помошник адвоката вправе только знакомиться с материалами дел, а также на предварительном следствии, в других государственных и иных органах и организациях, делать выписки и снимать копии, и только совместно с адвокатом-куратором принимать участие в судебных заседаниях, следственных действиях, готовить проекты правовых документов, совершать иные действия, не запрещенные действующим законодательством.

Помощник не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью и не допускается к самостоятельному ведению дел при производстве дознания, на предварительном следствии, в общих и арбитражных судах (П.10 "Примерное положение о помощнике адвоката" (рекомендовано Федеральной палатой адвокатов 17.09.2003).

Но, касательно СОЮ, исключая уг дела, и АС, такой запрет фактически не работает, поскольку для представительства в настоящий момент необходима только доверенность и не имеет значение наличие у представителя Высшего юр образования (исключая КАС). Компетенция помощника адвоката или младшего юриста фирмы на совести работодателя. И это оправданно, поскольку работодатель (адвокат, партнеры) в случае промахов новичка отвечают самым главным - клиентом. Отправляя помощника в суд, работодатель десять раз перепроверит его готовность к процессу.

Т.о в настоящий момент, претендеты на статус подходят к квалфикационному экзамену, имея за плечами не просто минимальный опыт двухлетнего сканирования документов и загрузки их на кадарбитр, а десятки дел и сотни судебных заседаний. Где, как ни в суде, должен состояться профессиональный и квалифицированный представитель? Более того, предприимчивые и старательные новички уже со студенческой скамьи прыгают в бой! Потребительские споры, трудовые, взыскание долгов и все остальное, малозначительное. Получают опыт ведения дел от начала до конца, с первоначальных переговоров с клиентом (одногруппником, соседом по лестнечной клетке и т.д.) до исполнения судебного решения, формируя практические представления об этике работы с клиентом, требуемой исполнительности и ответственности. Такие процессы ведутся не ради денег, а для опыта и искренней помощи. Взыскивая зарпплату одногруппника на третьем курсе, кажется я больше него переживал о решении в нашу пользу.

"Юстиция" в предлагаемом чиновниками и адвокатами виде, не подразумевая существования трудовых отношений адвоката, предполагает, что после получения статуса претендентом, не имеющим опыта участия в судебных заседаниях, опыта самостоятельной помощи клиенту, тот прямиком отправляется в свободное плавание! Не важна форма адвокатского образования, кабинет или бюро, в любом случае в суд пойдет адвокат без опыта, с клиентом будет вести диалог адвокат без опыта. Максимум - подсказки партнеров. Получать опыт самостоятельного участия в делах, будучи адвокатом (квалификация и профессионализм, которые подразумеваются)? Извольте. На фоне роста цен на адвокатскую помощь, это невозможно. Гонорары надо отрабатывать. Через несколько лет, все клиенты останутся у адвокатов-практиков с опытом, получивши статус еще до "Юстиции" или сразу после. К новичкам без опыта никто не пойдет, только если дверью в здании колегии ошибутся.

Запрещая представительство, в том числе по несложным делам, получаем неквалифицированных адвокатов в будущем. Юриспруденция - наука прикладная (если наука вообще), как ни крути. Одной теории и экзаменов не хватит. Требование о стаже - не формально, а как раз это и подразумевает. В таком случае, требование о стаже противоречит монополии на представительство. Более того, "Юстиция" в таком виде не просто не решает проблемы с некомпетентными представителями, а создает новые, выпуская на рынок адвокатов без опыта участия в делах.


Диплом о профессиональной переподготовке – это официальный документ, выдающийся специалистам, которые прошли соответствующее обучение с целью изучения новой профессии или повышения квалификации. Он приравнивается к диплому о втором высшем образовании.

Дипломные программы переподготовки разрабатываются ведущими преподавателями и предоставляются как в государственных, так и коммерческих учебных заведениях. Освоение этих программ может быть очным или дистанционным. Данное обучение доступно:

  • людям, имеющим законченное высшее или среднее профессиональное образование;
  • студентам, параллельно обучающимся в ВУЗе по основной образовательной программе.

Документ с присвоением новой квалификации выдается учащимся, которые занимались установленное количество учебных часов, досконально изучили программу дополнительного профессионального обучения и успешно сдали итоговую аттестацию.

Диплом о профпереподготовке позволяет в сравнительно короткие сроки:

  • повысить квалификацию;
  • освоить новую специальность;
  • приобрести базовые знания и умения;
  • развить соответствующие навыки, необходимые для работы в той или иной сфере.

Срок обучения строго не регламентирован, однако, как правило, общая продолжительность программы составляет минимум 250 академических часов.

Срок действия такого документа не ограничен, при этом некоторые специальности имеют собственные периоды, по истечению которых специалисту необходимо подтвердить свою квалификацию. К примеру, согласно российскому законодательству, судьи обязаны проходить переподготовку каждые три года.

Внешний вид диплома

Диплом о профессиональной переподготовке государственного образца 2020 года мало чем отличается от документа бакалавра, магистра и специалиста, свидетельствующего о получении высшего образования.

На обложке фигурирует название документа, а внутри излагаются следующие сведения:

  • Фамилия, имя и отчество дипломанта.
  • Название учебного заведения, его печать.
  • Индивидуальные серия и номер документа.
  • Присвоенная выпускнику квалификация.
  • Дата выдачи диплома.
  • Символика МОН РФ.

Образец диплома о профессиональной переподготовке

Образец диплома о профессиональной переподготовке:

Диплом о профпереподготовке имеет красную обложку, независимо от успеваемости дипломанта. В приложении к нему перечисляются предметы, прослушанные выпускником в ходе обучения.

Виды дополнительного образования

Существует два способа получения дополнительного образования:

  • Повышение квалификации. В данном случае цель учащегося – вырасти в профессиональном плане. Согласно российскому законодательству, некоторые профессии предусматривают обязательное периодическое прохождение программ, связанных с повышением квалификации.
  • Профессиональная переподготовка. Эта разновидность дополнительного образования подразумевает приобретение новых знаний, умений и навыков, позволяющих после обучения приступить к выполнению должностных обязанностей в рамках новой профессии.

Профессиональная переподготовка и второе высшее образование

Отличия

Профессиональная переподготовка и второе высшее образование – это две разные программы обучения, которые отличаются по ряду признаков. Рассмотрим их различия более детально.

  • Сроки обучения. На получение еще одного высшего образования понадобится от 2 до 6 лет, а на переквалификацию – от 250 академических часов, в зависимости от специализации.
  • Условия зачисления. Для получения второго высшего образования необходимо успешно пройти вступительные экзамены, а для профпереподготовки достаточно составить заявление о зачислении в учебное заведение.
  • Направление. Второе высшее образование больше нацелено на освоение теоретических знаний, а профессиональная переподготовка ориентирована на практику. Кроме того, в первом случае подразумевается изучение смежных предметов, а во втором – исключительно освоение узкоспециализированного материала в рамках выбранного направления.
  • Стоимость. Как правило, приобретение второго высшего образования обходится значительно дороже переквалификации.

Невзирая на существенные различия между образовательным процессом, оба диплома равноценны.

Сходства

Теперь рассмотрим более детально, в чем схожесть этих образовательных программ.

  • После прохождения переподготовки и получения второго высшего образования можно устраиваться на работу по новой специальности сразу после выдачи диплома.
  • В обоих случаях выдается диплом государственного образца.
  • Каждый человек имеет право проходить профпереподготовку и получать последующее высшее образование неограниченное количество раз.
  • Оба вида диплома можно получить без отрыва от производства, от работы.

Диплом о профпереподготовке заведомо проще получить, чем еще одно высшее образование. Тем более, что в современных реалиях можно обучаться дистанционно, без личного присутствия на лекциях. Этот документ обеспечит весомое преимущество при трудоустройстве, поскольку подтверждает не только профессионализм, но и стремление развиваться, желание учиться новому, готовность расширять свои возможности.

Что такое профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка позволяет получить дополнительное профессиональное образование, другими словами, новую профессию или специальность на базе уже имеющегося профобразования.

Условия переподготовки?

Закон об образовании (ст. 26) гласит, что реализовывать программы переподготовки могут образовательные учреждения дополнительного профессионального образования. Приказ Министерства образования РФ от 06.09.2000 N 2571 "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов указывает, что образовательные учреждения получают право осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным образовательным программам с момента получения лицензии.

Переподготовку могут пройти только лица с профессиональным образованием?

Профессиональную переподготовку могут пройти не все, а только те, у кого уже есть базовое профессиональное образование: среднее или высшее.

Когда нужно пройти переподготовку?

Предлагаемые в АНО ДПО «СНТА» программы профессиональной переподготовки помогут тем людям, которые уже получили высшее или среднее профессиональное образование, но по каким-либо причинам не могут работать по полученной специальности. Для такой категории специалистов есть возможность получить другую профессию.

Обучение по программам профессиональной переподготовки обеспечивает получение всех теоретических и практических знаний, необходимых для квалифицированного осуществления профессиональной деятельности за минимальный срок.

Второй случай, когда нужна переподготовка, касается отсутствия профильного образования для занятия той или иной должности. Например, для прохождения повышения квалификации по темам, связанным со строительством, высшего образования по прикладной математике и ядерной физике недостаточно, следовательно, этим специалистам для получения статуса ИТР (инженерно-технического работника) требуется прохождение переподготовки по теме «Промышленное и гражданское строительство»

дистанционные курсы профессиональной переподготовки через интернет

Другой случай, для примера. Сотрудник имеет высшее образование по «Экономике», но работает в строительной фирме проектировщиком. Для прохождения повышения квалификации по программам для проектировщиков, ему необходимо пройти профессиональную переподготовку по программе к примеру «Проектирование и конструирование зданий и сооружений», в противном случае данный сотрудник не может повысить свою квалификацию по программе не профильной его первоначальному образованию

По каким стандартам проходит переподготовка?

Чтобы получить дополнительную профессию или квалификации, нужно освоить программы обучения с нагрузкой от 250 академических часов. А если необходимо присвоение квалификации, то тут нужна программа объемом свыше 1000 ак. часов.

Помимо этого, программа должна соответствовать государственным требованиями к минимуму содержания (ФГОС). Также для разных отраслей и направлений подготовки (профессий) существуют отдельные требования к уровню подготовленности специалистов. Например, для медработников есть 707 Приказ Минздрава и т.д.

Сроки прохождения курса профессиональной переподготовки

Приказ Министерства образования от 01.07.2013 № 499 определяет, что срок освоения программ профессиональной переподготовки – не менее 250 часов. В календарных днях это равняется от 1 месяца и более.

профессиональная переподготовка дистанционно.jpg

Существует два типа дополнительных профессиональных образовательных программ:

Курсы от 250 часов и до 999 часов

Курсы от 1000 ак. часов с присвоением квалификации.

Особенности диплома о профессиональной переподготовке

Тем, кто прошёл переподготовку, выдаётся диплом о профессиональной переподготовке. Этот документ об дополнительном профессиональном образовании дает право на ведение нового вида профессиональной деятельности.

Диплом о профессиональной переподготовке указывает, что указанная в документе дополнительная специальность становится равноправной со специальностью по базовому образованию (определено законодательно), что, в свою очередь, и даёт право заниматься соответствующим видом деятельности.

как пройти курс переподготовки дистанционно

Диплом о переподготовке установленного образца

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ» в статье 60 изменил требования к выдаваемым дипломам. С 1 сентября 2013г. по завершении курсов профпереподготовки выдаются документы об образовании, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2013 г. N АК-1879/06 «О документах о квалификации» указывает, что даже государственные ВУЗы и иные учебные учреждения профессионального образования с 1 сентября 2013 г. выдают удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке только установленного образца. Другими словами, не существует в природе дипломов о переподготовке государственного образца.

Как выглядит бланк диплома о профессиональной переподготовке?

Дипломы о профессиональной переподготовке выдаются установленного образца на бланке. В Академии СНТА бланки имеют 12 степеней защиты, уровень «Б», водяные знаки, теснение. Наличие печати Академии и подпись ректора.

Как проходит обучение на курсах профессиональной переподготовки в СНТА?

Обучение проходит в дистанционной форме. При этом дистанционное обучение может быть, как очным, так и заочным. При использовании двух этих форматов, данная форма обучения носит название очно-заочное с применением дистанционных образовательных технологий.

Учебные материалы расположены на образовательном портале Академии. Круглосуточный доступ к ним имеют все обучающиеся.

Как пройти профессиональную переподготовку в СНТА?

После того, как вы отправили запрос на консультацию, с Вами свяжется куратор. С ним нужно определить курс, название программы, количество часов. Также, в зависимости от этих особенностей будет определена цена обучения.

После этого куратор вышлет на адрес электронной почты слушателя реквизиты для оформления Договора. После подписания Договора выставляется счёт для оплаты за обучение на курсе профпереподготовки.

Как только поступят денежные средства на банковский счет Академии, для слушателя открывается доступ к учебным материалам. Логин и пароль слушателю высылается куратором на адрес электронной почты слушателя.

После сдачи теста, документы (диплом) отправляется на адрес, который указал слушатель. Доставка бесплатная.

Преимущества диплома о профессиональной переподготовке перед дипломом о втором высшем образовании?

Срок обучения для получения диплома - вот главное отличие диплома о профессиональной переподготовке и диплома о втором высшем образовании. Получив переподготовку или второе высшее образование Вы можете работать на одинаковых должностях. Подробнее о различиях второго высшего от курсов переподготовки можно узнать в статье "Чем отличается второе высшее от профпереподготовки"?

Если специалист прошёл переподготовку и получил диплом о переподготовке (ПП), например, по программе «Промышленное и гражданское строительство», то это даст ли ему допуск СРО сразу же. Прохождение переподготовки даёт статус ИТР (инженерно-технического работника) в конкретной области, следовательно, следующие 5 лет повышение квалификации не требуется.

Опыт никуда не исчезает, но после прохождения профессиональной переподготовки у сотрудника "стартует" опыт в качестве инженера.

 Преимущества диплома о профессиональной переподготовке перед дипломом о втором высшем образовании? изображение

Преимущества АНО ДПО «СНТА»:

Лицензия Департамента образования г. Москвы № 34268 от 25 октября 2013 года;

Форма обучения: без отрыва от производства с использованием дистанционных образовательных технологий.

Возможна адаптация учебного плана под конкретные интересы заказчика;

Строжайший учет выданных документов (нумерованные бланки при изготовлении, дополнительная нумерация Академии; строгий учет в журналах)

Принимается в работу запросы по индивидуальным темам в случае "группового заказа" со стороны предприятия, а также подбор преподавателей;

Возможно замена Итоговой квалификационной работы на углублённое тестирование по запросу заказчика.

Специалисты, успешно освоившие программу обучения, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца

У нас все программы имеют практическую направленность, таким образом Вы получите практические навыки;

У нас самый большой выбор программ обучения для работников различных областей профессиональной деятельности в дистанционной форме, а это значит, что Вы всегда сможете выбрать то, что вам наиболее интересно;

Вам не нужно будет никуда ходить и ездить, достаточно иметь свой домашний компьютер

Почему стоит выбрать дистанционную переподготовку в СНТА ?

Мы подбираем для Вас оптимальный вариант по программам обучения;

Мы предоставляем Вам доступ в Систему дистанционного обучения, где представлены уникальные материалы по программе;

Осуществляем круглосуточное взаимодействие и консультирование в процессе всего периода обучения;

Контролируем процесс обучения на всех стадиях– от момента зачисления до получения оригинала документа на руки!

Документы Вы можете забрать в удобное для Вас время в нашем офисе или получить экспресс-почтой бесплатно.

Читайте также: