На сколько оклады замов и главбуха должны быть ниже оклада руководителя

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

О расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников (направлено письмом Министерства образования и науки РФ от 31 октября 2017 г. № 12-1066)

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитывается за календарный год (поквартально, с нарастающим итогом для расчета выплат стимулирующего характера руководителю учреждения).

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера федерального учреждения и среднемесячной заработной платы работников федерального учреждения определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого учреждения.

Определение среднемесячной заработной платы в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, по решению Минобрнауки России, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений, включенных в перечень федеральных учреждений, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2627-р, федеральных университетов, федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего образования «Российский университет дружбы народов», «Московский физико-технический институт (государственный университет)», «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

Расчет среднемесячной заработной платы работников учреждения осуществляется без учета заработной платы руководителя (заместителей руководителя, проректоров, главного бухгалтера, президента вуза).

Среднесписочная численность работников учреждения для целей определения среднемесячной заработной платы работников принимается без руководителя, его заместителей (проректоров) и главного бухгалтера.

Внутренние совместители учитываются полностью. Соответственно, если руководитель работает по совместительству научно-педагогическим работником, при расчете средней зарплаты сотрудников учреждения его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения.

В случае, если научно-педагогический работник по совместительству работает в должности заместителя руководителя, фонд его заработной платы по руководящей должности изымается из фонда для расчета среднемесячной заработной платы работников учреждения.

Порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя (проректоров, президента вуза), главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя [проректоров, президента вуза], главного бухгалтера) установлен пунктами 9, 10.1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583, пунктом 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.

Определение среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера)

Среднемесячная заработная плата работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) = Начисленная зарплата работников учреждения за определяемый период (квартал, полугодие, год) (без руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, президента вуза, и.о. руководителя, заместителей руководителей [и.о. заместителей руководителя из числа НПР, ППС и др.])
Среднесписочная численность работников в определяемый период (без руководящих работников)

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода (пункт 79 указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения [форма П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»], утвержденных приказом Росстата от 26 октября 2015 г. № 498 [введен в действие приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 октября 2016 г. № 686, вступил в силу с 1 января 2017 г.]).

Определение среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера

Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера = Начисленная зарплата руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) за определяемый период (квартал, полугодие, год)
3, 6, 9, 12 месяцев

Расчет ведется отдельно по каждой должности руководителя, его заместителей, главного бухгалтера.

Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) работает неполный календарный год (неполный период), его среднемесячная заработная плата определяется с учетом количества полных отработанных месяцев.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее — Положение) для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения).

Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя (проректоров, президента вуза), главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы заместителей руководителя [проректоров, президента вуза], главного бухгалтера)

Уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера
= Среднемесячная заработная плата работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера)

Внимание! В случае, если по результатам расчетов уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) окажется выше предельного, установленного по учреждениям, находящимся в ведении Минобрнауки России, необходимо принять меры по приведению заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера (проректоров, президента вуза, исполняющих обязанности руководителя, заместителей руководителя из числа научно-педагогических работников, профессорско-преподавательского состава, иных работников) в соответствие с уровнем, в кратности установленной по учреждениям.

Несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного учреждения и среднемесячной заработной платы работников данного учреждения помимо иных оснований, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, также может служить основанием для прекращения трудового договора с руководителем учреждения (часть вторая статьи 278 Трудового Кодекса Российской Федерации, введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ).

Обзор документа

Сообщается, что в системе Минобрнауки России соотношение среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главбухов федеральных учреждений и среднемесячной зарплаты работников этих учреждений рассчитывается за календарный год (поквартально, с нарастающим итогом для расчета выплат стимулирующего характера руководителю).

Это делается путем деления среднемесячной зарплаты соответствующего руководителя, заместителя, главбуха на среднемесячную зарплату работников.

В некоторых случаях условия оплаты труда руководителей, заместителей, главбухов могут быть по решению Министерства установлены без учета предельного уровня соотношения. Это касается федеральных учреждений, определенных Правительством РФ, федеральных университетов, РУДН, МФТИ, Белгородского ГНИИ.

Среднемесячная зарплата работников рассчитывается без учета зарплаты руководителя (его заместителей, проректоров, главбуха, президента вуза).

Среднесписочная численность работников принимается без руководителя, его заместителей (проректоров) и главбуха. Она рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату (например, на последнее число отчетного периода).

Внутренние совместители учитываются полностью.

Если по результатам расчетов уровень соотношения окажется выше предельного, то необходимо принять меры по приведению зарплаты руководителя, его заместителей, главбуха (проректоров, президента вуза, и. о. руководителя, заместителей руководителя из числа научно-педагогических работников, профессорско-преподавательского состава, иных работников) в соответствие с уровнем в кратности, установленной по учреждениям.

Несоблюдение установленного предельного уровня соотношения может служить основанием для прекращения трудового договора с руководителем учреждения.

Размер заработной платы руководящего состава определяется в соответствии с численностью сотрудников на 1-е число месяца.

Оплата труда руководящего состава организации, заместителей, членов коллегиальных исполнительных отделов предприятия и главных бухгалтеров регулируется трудовым контрактом, нормативными актами и/или учредительными документами.

Размер оплаты труда руководящего состава и заместителей руководства, главных бухгалтеров и членов коллегиальных исполнительных отделов является фиксированным, прописан в нормативных актах, трудовом контракте и не противоречит статье 144 ТК РФ. Существуют требования к порядкам начисления и размерам заработной платы для бюджетных и внебюджетных организаций:

  • внебюджетные организации прописывают размеры оплаты труда руководящего состава в трудовых контрактах;
  • порядок и размер оплаты труда государственной унитарной организации прописаны в приказе.

Круг работников, условия оплаты труда которых зависят от соответствующего правового регулирования

В круг работников, заработная плата которых регулируется соответствующими органами власти, входят следующие:

  • руководители государственных внебюджетных предприятий;
  • заместители руководящего состава государственных внебюджетных предприятий;
  • главные бухгалтеры государственных внебюджетных предприятий;
  • руководители территориальных подразделений фондов обязательного медицинского страхования;
  • заместители руководящего состава территориальных подразделений;
  • главнее бухгалтеры территориальных подразделений;
  • руководители государственных предприятий федерального уровня;
  • заместители руководства государственных предприятий федерального уровня;
  • главные бухгалтеры государственных предприятий федерального уровня;
  • руководство муниципальных предприятий;
  • руководство унитарных предприятий;
  • главные бухгалтеры муниципальных и унитарных предприятий;
  • заместители руководящего состава муниципальных и унитарных предприятий.

Данный перечень утвержден Правительством Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами государственной власти регионов.

Перечень организаций, которые при определении оплаты труда руководителей связаны специальными требованиями

Размер оплаты труда руководителей муниципальных и государственных предприятий не может быть меньше базовых окладов и ставок, установленных правительством РФ.

Специальные требования к оплате труда:

  • оплата труда руководящего состава федеральных гос. предприятий устанавливается нормативными актами в соответствии с законами РФ, коллективными договорами и соглашениями;
  • оплата труда руководящего состава гос. предприятий субъектов РФ устанавливается законами РФ, нормативными актами субъектов РФ, нормативными актами в соответствии с федеральными законами, локальными нормативными актами и/или коллективными договорами;
  • оплата руководящего состава муниципальных предприятий устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления, нормативными актами субъектов РФ, локальными нормативными актами, не противоречащими федеральным законам РФ, коллективными договорами.

Определение размеров оплаты труда руководителей, заместителей, главбухов

Часть 2 статьи 145 ТК РФ гласит, что размер заработной платы руководителей, заместителей руководства и главных бухгалтеров устанавливается трудовыми контрактами, но регулируется законами РФ, т.е. не может быть меньше размера, прописанного в Постановлении Правительства РФ №210 от 21 марта 1994 г.

В Постановлении №210 указано, что руководители гос. предприятий получают заработную плату, равную тарифной ставке сотрудника основной специальности предприятия 1-го разряда, умноженной на коэффициент, соответствующий численности предприятия.

Коэффициент численности предприятия рассчитывается исходя из числа сотрудников основной специальности предприятия:

  • количество сотрудников меньше 200 человек – коэффициент 10;
  • 200-1500 – коэффициент 12;
  • 1500 – 10 000 – коэффициент 14;
  • от 10 000 – коэффициент 16.

Таким образом, если на предприятии работает 5 000 сотрудников основной специальности, то руководитель предприятия получает заработную плату, равную 14-ти ставкам оплаты труда сотрудника основной специальности. Размер заработной платы руководителя является фиксированным и меняется параллельно с изменением ставки сотрудника основной специальности. Изменения размера заработной платы фиксируются в трудовом контракте.

Размер заработной платы руководящего состава определяется в соответствии с численностью сотрудников на 1-е число месяца, в который заключается контракт. При изменении численности размер заработной платы может оставаться неизменным или меняться в соответствии с изменением численности.

На предприятиях, в которых заработная плата начисляется в соответствии с месячным окладом, а тарифные разряды не учитываются, заработная плата руководящего состава рассчитывается исходя из минимальной ставки сотрудников основной специальности.

На таких предприятиях минимальная ставка рассчитывается по фактическим показателям за последний квартал сотрудников низшей квалификации. В расчетах учитывается время, отработанное по табелю. Полученная цифра считается единицей, т.е. ставкой.

Размер заработной платы руководящего состава гос. предприятия устанавливается органами исполнительной власти, отвечающими за координацию и регулирование деятельности в определенных отраслях, и выполнение обязательств собственника имущества.

Также размер заработной платы может устанавливаться уполномоченным органом, который имеет право на заключение трудовых контрактов с руководством гос. предприятия.

Вознаграждения

Дополнительные вознаграждения и премии рассчитываются индивидуально. Размер премиальной части устанавливается исходя из результатов хозяйственно-финансовой деятельности, прибыль от которой остается в свободном распоряжении предприятия.

Вознаграждения за перевыполнение планов финансово-хозяйственной деятельности введено вместо условий премирования, установленных ранее. Выплачивается вознаграждение за год или квартал года, или другой расчетный период.

Возможна также ежемесячная выплата вознаграждения, но только в качестве аванса, который не может превышать половины суммы вознаграждения. Размер вознаграждения руководящего состава рассчитывается, исходя из размера его средней заработной платы.

Все перечисленные условия начисления заработной платы руководителей их заместителей и главных бухгалтеров обязательны на государственных производственных и непроизводственных предприятиях и в акционерных обществах, 50% и более акций которых принадлежат государству.

Круг работников, условия оплаты труда которых зависят от соответствующего правового регулирования

В круг работников, заработная плата которых регулируется соответствующими органами власти, входят следующие:

  • руководители государственных внебюджетных предприятий;
  • заместители руководящего состава государственных внебюджетных предприятий;
  • главные бухгалтеры государственных внебюджетных предприятий;
  • руководители территориальных подразделений фондов обязательного медицинского страхования;
  • заместители руководящего состава территориальных подразделений;
  • главнее бухгалтеры территориальных подразделений;
  • руководители государственных предприятий федерального уровня;
  • заместители руководства государственных предприятий федерального уровня;
  • главные бухгалтеры государственных предприятий федерального уровня;
  • руководство муниципальных предприятий;
  • руководство унитарных предприятий;
  • главные бухгалтеры муниципальных и унитарных предприятий;
  • заместители руководящего состава муниципальных и унитарных предприятий.

Данный перечень утвержден Правительством Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами государственной власти регионов.

Показатели предельного соотношения

Предельное соотношение зарплаты руководителей и главного бухгалтера с зарплатой других работников для учреждений федерального уровня сегодня определяется как кратное в пределах от 1 до 8 (согласно п. 9 Положения №583 от 2008 года).

Для внебюджетных фондов в отношении председателей может быть установлено соотношение, кратное от 1 до 10, в отношении их замов и главных бухгалтеров – кратное от 1 до 8. Указанные показатели приведены в Постановлении Правительства РФ от 2021 года №1259.

Министерства и ведомства федерального уровня устанавливают свои показатели соотношения для подведомственных им учреждений. Например, в Приказе Минздрава №40н от 2021 года показатель кратности для медицинских учреждений составляет 8.

Помимо этого, правила о предельном соотношении могут содержаться в заключаемом трудовом договоре с руководством.

Определение размеров оплаты труда руководителей, заместителей, главбухов

Часть 2 статьи 145 ТК РФ гласит, что размер заработной платы руководителей, заместителей руководства и главных бухгалтеров устанавливается трудовыми контрактами, но регулируется законами РФ, т.е. не может быть меньше размера, прописанного в Постановлении Правительства РФ №210 от 21 марта 1994 г.

В Постановлении №210 указано, что руководители гос. предприятий получают заработную плату, равную тарифной ставке сотрудника основной специальности предприятия 1-го разряда, умноженной на коэффициент, соответствующий численности предприятия.

Коэффициент численности предприятия рассчитывается исходя из числа сотрудников основной специальности предприятия:

  • количество сотрудников меньше 200 человек – коэффициент 10;
  • 200-1500 – коэффициент 12;
  • 1500 – 10 000 – коэффициент 14;
  • от 10 000 – коэффициент 16.

Таким образом, если на предприятии работает 5 000 сотрудников основной специальности, то руководитель предприятия получает заработную плату, равную 14-ти ставкам оплаты труда сотрудника основной специальности. Размер заработной платы руководителя является фиксированным и меняется параллельно с изменением ставки сотрудника основной специальности. Изменения размера заработной платы фиксируются в трудовом контракте.

Размер заработной платы руководящего состава определяется в соответствии с численностью сотрудников на 1-е число месяца, в который заключается контракт. При изменении численности размер заработной платы может оставаться неизменным или меняться в соответствии с изменением численности.

На предприятиях, в которых заработная плата начисляется в соответствии с месячным окладом, а тарифные разряды не учитываются, заработная плата руководящего состава рассчитывается исходя из минимальной ставки сотрудников основной специальности.

На таких предприятиях минимальная ставка рассчитывается по фактическим показателям за последний квартал сотрудников низшей квалификации. В расчетах учитывается время, отработанное по табелю. Полученная цифра считается единицей, т.е. ставкой.

Размер заработной платы руководящего состава гос. предприятия устанавливается органами исполнительной власти, отвечающими за координацию и регулирование деятельности в определенных отраслях, и выполнение обязательств собственника имущества.

Также размер заработной платы может устанавливаться уполномоченным органом, который имеет право на заключение трудовых контрактов с руководством гос. предприятия.

Расчет соотношения зарплат

Чтобы определить соотношение зарплат, нужно:

ССЗР = СЗР / СЗС, где:

  • ССЗР — Соотношение среднемесячной зарплаты руководящего сотрудника.
  • СЗР — Среднемесячная зарплата соответствующего руководителя, зама, главбуха.
  • СЗС — Среднемесячная зарплата сотрудников.

Если руководитель учреждения установит зарплату своему заместителю или главбуху без учета предельного уровня соотношения зарплаты, его могут уволить на основании пункта 1части 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ.

Вся информация о среднемесячной заработной плате руководящего состава должна размещаться на сайте учреждений или учредителей.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Отпускные в расчет включают, а больничное пособие нет.

Чтобы правильно определить соотношение зарплат в расчет нужно обязательно включать фактическую заработную плату и надбавки и доплата за стаж, ежемесячная премия, за вредность, за дополнительную нагрузку, за совмещение должностей, за замещение, за работу ночью, за работу в праздничные дни, премии, компенсационные выплаты, для педагогического состава – оплата за классное руководство, оплата за проверку тетрадей, оплата за предподготовку, за внеклассную работу, за интенсивность труда, за достижения в работе, за качество выполняемой работы и так далее.

Чтобы правильно рассчитать должностной оклад руководителя нужно проанализировать его управленческую нагрузку.

Вознаграждения

Дополнительные вознаграждения и премии рассчитываются индивидуально. Размер премиальной части устанавливается исходя из результатов хозяйственно-финансовой деятельности, прибыль от которой остается в свободном распоряжении предприятия.

Вознаграждения за перевыполнение планов финансово-хозяйственной деятельности введено вместо условий премирования, установленных ранее. Выплачивается вознаграждение за год или квартал года, или другой расчетный период.

Возможна также ежемесячная выплата вознаграждения, но только в качестве аванса, который не может превышать половины суммы вознаграждения. Размер вознаграждения руководящего состава рассчитывается, исходя из размера его средней заработной платы.

Все перечисленные условия начисления заработной платы руководителей их заместителей и главных бухгалтеров обязательны на государственных производственных и непроизводственных предприятиях и в акционерных обществах, 50% и более акций которых принадлежат государству.

Автор статьи

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и работников

Федеральным законом от 03.07.2016 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»[1] изложена в новой редакции ст. 145 ТК РФ. В нее введены нормы, регулирующие вопросы установления предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и работников организаций государственного сектора.

В КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ И РАБОТНИКОВ

По общему правилу максимальный размер заработной платы работника законодательством не ограничен. Исключение — случаи, установленные Трудовым кодексом РФ (ч. 1 ст. 132 ТК РФ).

К числу таких исключений относится, в частности, заработная плата руководителей организаций государственного сектора. В государственных и муниципальных организациях установлена обязанность работодателя определять предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников (ч. 2 ст. 145 ТК РФ). Эта обязанность касается:

  • государственных внебюджетных фондов РФ;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — ГУП, МУП).

Конкретные соотношения среднемесячной заработной платы руководящих и остальных работников данных организаций должны установить учредители. Однако предельные нормы этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов РФ, государственных унитарных предприятий субъектов РФ — нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При определении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководящих работников, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной зарплаты работников таких фондов, учреждений, предприятий не учитывается заработная плата соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера.

К СВЕДЕНИЮ

В настоящее время предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и среднемесячной заработной платы работников в кратности от 1 до 8 установлен для:

• руководителей и работников федеральных государственных учреждений (п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (в ред. от 10.12.2016));

• руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников федеральных государственных унитарных предприятий (п. 6 Положения об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (в ред. от 10.12.2016)).

В ч. 3 ст. 145 ТК РФ предусмотрены исключения в отношении отдельных категорий руководителей.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (далее — ФГУП), государственных учреждений субъектов РФ, ГУП субъектов РФ, муниципальных учреждений, МУП, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Так, без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы по решению учредителя могут быть установлены условия оплаты труда:

  • руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений, включенных в перечень федеральных учреждений, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р (в ред. от 10.12.2016), за исключением ФГУП, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ[2];
  • руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров ФГУП, включенных в перечень ФГУП, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.12.2015 № 2555-р (в ред. от 10.12.2016), за исключением ФГУП, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ[3].

ПОРЯДОК РАСЧЕТА СООТНОШЕНИЯ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остальных работников организаций государственного сектора должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с рассмотренными выше изменениями в законодательстве Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» также внесены изменения в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

В указанном Положении теперь содержатся нормы, регламентирующие порядок исчисления среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров, а также работников государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, ГУП и МУП.

РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ИНТЕРНЕТЕ

Согласно требованиям новой ст. 349.5 ТК РФ информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, ГУП и МУП размещается в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, которые являются учредителями соответствующих фондов, учреждений, предприятий, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Указанная информация также может размещаться на официальных сайтах указанных фондов, учреждений, предприятий, если такое решение приняли их учредители.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПРЕДЕЛЬНОГО УРОВНЯ СООТНОШЕНИЯ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

В отношении этого вида нарушения применяются общие нормы об ответственности за нарушение требований трудового законодательства.

Так, организация (фонд, учреждение, предприятие) может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде, которая предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа:

  • для должностных лиц (например, руководитель организации) — штраф в размере от 1000 до 5000 руб.;
  • для юридических лиц — штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Кроме того, за несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячных заработных плат руководства и остальных работников организаций государственного сектора законодательством предусмотрены иные меры ответственности.

В ст. 278 ТК РФ теперь содержится новое дополнительное основание для прекращения трудового договора с руководителем организации.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем организации может быть несоблюдение установленного в соответствии со ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда РФ, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо ГУП или МУП и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия.

Таким образом, работодатель в лице федерального органа государственной власти, органа власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления может уволить руководителя организации, если имеет место несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячных заработных плат руководства и остальных работников.

[1] Вступил в силу 01.01.2017. Далее по тексту — Федеральный закон № 347-ФЗ.

[2] Абзац 8 п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (в ред. от 10.12.2016).

[3] Абзац 3 п. 6 Положения об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (в ред. от 10.12.2016).


Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования. В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Существующие и новые правила

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.

Изменения для федеральных учреждений

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень[2]. С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя – о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.
  1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).
  2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.
  3. Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ[3] размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Заключение

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  1. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  2. правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  3. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.

[1] «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

[2] В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

[3] «О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».

Екатерина Соловьева

Среднемесячная зарплата выплачивается руководителю по тем же основаниям, что и обычным работникам. Разбираем, как правильно ее рассчитать и какие нюансы необходимо принять во внимание.

Зачем необходимо рассчитывать среднемесячную заработную плату

Есть несколько ситуаций, когда необходимо рассчитать среднемесячную зарплату:

  • работник собрался в отпуск, необходимо сделать соответствующие выплаты;
  • компания намерена компенсировать работнику неиспользованные дни отпуска;
  • бухгалтер рассчитывает выходное пособие;
  • компания оплачивает обучение с отрывом от производства и пр.

Полный список причин, когда бухгалтер считает среднюю з/пл, содержится в ТК РФ.

Еще одна причина, по которой рассчитывается средняя з/пл — определение предельного соотношения выплат директору и рядовому персоналу. Расскажем об этом в следующем разделе.

Что такое предельное соотношение и зачем оно нужно

Размер финансового вознаграждения рядового сотрудника может значительно отличаться от выплат директорам учреждений. Это закономерно: руководитель и главбух имеют солидный опыт, несут серьезную нагрузку, да и уровень их ответственности несопоставим с ответственностью обычных работников.

Вполне логично, что и доходы будут различаться. Но есть такие ситуации, когда законодательство устанавливает лимит соотношения доходов. Другими словами, з/пл директора учреждения может превышать з/пл обычного сотрудника до установленного законом предела.

Закон № 347-ФЗ от 03.07.2016 определил перечень организаций, которые обязаны соблюдать этот самый лимит соотношений.

Важно!

Требование касается государственных учреждений, которые финансируются из бюджетов разного уровня.

Так, для директоров ФГУП и их замов лимит варьирует в пределах от 1 до 8, для руководителей гос. внебюджетных фондов требования иные — от 1 до 10.

Чтобы найти предельную величину, необходимо предварительно рассчитать показатели среднемесячного заработка работников, осуществляющих деятельность на управленческих постах, и остальных работников, на основании чего определяется соотношение зарплат.

Обратите внимание!

Расчет предельного уровня соотношения средней заработной платы необходимо производить по итогам календарного года.

Формула расчета среднего месячного заработка

Существует общепринятый порядок расчета средней з/пл. Подробнее о нем можно узнать, ознакомившись со статьей 139 Трудового кодекса.

Важно!

В любых ситуациях среднюю з/пл определяют, исходя из фактически начисленного сотруднику заработка и времени, которое он фактически отработал за двенадцать календарных месяцев, истекших до периода, в котором бухгалтер рассчитывает среднемесячную зарплату.

Расчет среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей вычисляем по формуле:

Формула расчета среднемесячной заработной платы руководителей

Важно!

Бухгалтер должен понимать, что указанный выше расчет осуществляется в отношении каждой единицы управленческого персонала. Если же сотрудник совмещает должности, то в расчет включаются как выплаты по основному месту деятельности, так и доплата за совмещение. В случае же совместительства к расчету принимается только оплата основной деятельности.

При определении размера среднемесячного заработка во внимание принимаются следующие выплаты

Выплаты при определении размера среднемесячного заработка

Как обеспечить конфиденциальность доходов руководителей

В большинстве компаний стараются сохранить в тайне сведения о заработке сотрудников, сумме премиальных администрации и основного персонала, о размере окладов, расчете отпускных или компенсаций.

Разглашение данной информации внутри предприятия ведет к созданию недовольства, конфликтам сотрудников. Так, некоторые организации при трудоустройстве просят подписать документ о неразглашении информации о зарплате коллегам.

Но наиболее остро стоит проблема с сохранением конфиденциальности размера выплат ТОП-менеджменту. Когда расчет зарплаты ведет штатная бухгалтерия, «засекретить» данную информацию не получится, потому что бухгалтер-расчетчик точно будет в курсе. А уже от него информация, чисто по-дружески, может стать доступной кому-то еще. И так далее.

В 1С-WiseAdvice обеспечивается полная сохранность конфиденциальных файлов. Никто из сотрудников компании-клиента не будет знать, сколько зарабатывают руководители.

Подведем итог

Расчет среднемесячной зарплаты руководителя осуществляется по тем же принципам, что и рядовым сотрудникам компании.

В госучреждениях необходимо соблюсти баланс между соотношениями зарплат руководителя и линейного персонала. Контрольные показатели установлены законодательством.

Читайте также: