Нужен ли посадочный талон при отчете за командировку 2020

Опубликовано: 17.09.2024

Директор летал на самолете в командировку. Командировка была на территории России. У директора имеются маршрут-квитанция электронного авиабилета и электронный посадочный талон (в телефоне). Какими документами можно подтвердить стоимость перелета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При отсутствии посадочного талона в бумажном виде рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

На основании п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

С 25 февраля 2019 года в указанные правила были внесены изменения, предусматривающие возможность оформления электронных посадочных талонов. Авиакомпании будут оформлять их в виде штрихкода, а пассажир может по своему выбору:

1) распечатать такой талон самостоятельно и предъявить при досмотре;

2) получить его на бумажном носителе в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта;

3) использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде, предъявив для сканирования при досмотре штрихкод на экране своего смартфона или планшета.

Если посадочный талон оформлен в электронном виде, информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра (п. 77 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104).

По мнению финансовых органов, может быть предусмотрен вариант, при котором посадочные талоны на бумажном носителе могут и не предоставляться. Но в таком случае следует установить, какими документами будет подтверждаться факт перелета подотчетным лицом (письма Минфина России от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 18.12.2017 N 03-03-РЗ/84409, от 18.06.2018 N 03-03-07/41457).

Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом (письмо Минфина России от 06.06.2017 N 03-03-06/1/35214).

Если получить штамп о досмотре нельзя, то, по мнению финансового ведомства, организация может предоставить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию. В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть предоставлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов (письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32039, от 09.10.2017 N 03-03-06/1/65743). Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@.

Судебная практика ранее подтверждала необходимость посадочного талона или справки, выданной авиаперевозчиком.

В случае, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт перелета подотчетного лица по указанному в электронном билете маршруту. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. С учетом того, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком, в случае его утери в качестве документа, подтверждающего расходы по совершению авиаперелета, может быть принята справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем. Следовательно, посадочный талон является документом, который подтверждает фактическое оказание услуги авиаперевозчиком. Заменить талон в случае его потери может справка, выданная авиаперевозчиком. При этом сама по себе маршрут-квитанция электронного билета при отсутствии посадочного талона не может являться надлежащим доказательством подтверждения авиаперелета и фактического оказания услуг (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2018 N Ф02-4936/18 по делу N А78-10808/2016, Восьмого ААС от 21.08.2019 N 08АП-8995/19).

Учитывая, что информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра, рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.

Вместе с тем конкретный порядок предоставления документов, подтверждающих факт приобретения авиабилетов и факт перелета, следует закрепить в учетной политике организации.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также знакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Подтверждение расходов подотчетных лиц при приобретении электронных билетов (для госсектора);

- Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;

- Вопрос: Правда ли, что сейчас посадка на самолет по электронному посадочному талону может контролироваться через электронную базу досмотра? Если да, то как командированному работнику подтвердить прохождение досмотра, ведь штамп о досмотре на посадочном талоне является обязательным условием для признания в целях налогообложения прибыли расходов на перелет? (журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 7, июль 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

18 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Вопрос: Вопрос про бухгалтерский и налоговый учет командировочных расходов на личном транспорте. Как учитываются, какие документы для подтверждения расходов нужны.

Ответ: Можно взять в аренду машину при регулярных поездках или делать компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях, если сотрудник редко ездит. Во втором случае издается приказ, где указывается размер компенсации, которая ограничена порогом. Если сумма компенсации выше, то она в затраты не попадет, но вся сумма компенсации не будет облагаться страховыми взносами и НДФЛ.

Если аренда, то нужен договор, акт приемки-передачи, путевой лист, все расходы компания берет на себя.

Вопрос: Сайт «Купибилет» не выдаёт кассовые чеки при продаже авиабилета, т. к. является иностранной компанией. Каким документом подтвердить и принять к учёту расходы в этом случае?

Ответ: Можно подтвердить выпиской по расчетному или карточному счету.

Вопрос: Вопрос по командировкам адвокатов (адвокатское бюро). Можно ли выплачивать суточные адвокатам и налогообложение?

Ответ: Если адвокаты являются наемными работниками, то да, можно выплачивать.

Вопрос: Командировочные расходы при УСН (доходы минус расходы), что можно учитывать в расходы?

Ответ: Можно учитывать проезд к месту служебной командировки, суточные, проживание.

Вопрос: В локальном акте организации установлен лимит за проживание. Как отразить в учете расходы по превышению лимита за проживание? Можно ли принять в расходы по налогу на прибыль в полном объеме сумму, подтвержденную документально сверх лимита за проживание?

Ответ: В Налоговом кодексе ограничений нет, в затратах по налогу на прибыль вы можете учесть все расходы.

Вопрос: Авиа, ж/д билеты обязательно должны быть с чеком?

Ответ: Лучше, чтобы они были с чеком или распечаткой с карточного счета. Но для налоговой службы электронный билет без чека также подойдет.

Вопрос: Какие документы предоставляются для подтверждения расходов по проезду на автобусе?

Ответ: Если междугородний автобус, то подтверждением является билет. А городской транспорт у вас в командировках не учитывается, для этого предназначены суточные.

Вопрос: Можно ли удержать с заработной платы сотрудника неизрасходованные командировочные расходы без заявления работника?

Ответ: Нет, удержать нельзя.

Вопрос: Анализ на Ковид-19 перед командировкой по требованию контрагента является ли расходом на командировку?

Ответ: Если расходы на анализ несет контора, то у вас должно быть документальное подтверждение, что человека не примут без этой справки. Тогда это расходы производственного характера. Но нужно понимать, чем объясняется такое ограничение заказчика.

Вопрос: Командировку в пределах города, т. е. вне места постоянной трудовой деятельности, необходимо ли оформить приказом на командировку?

Ответ: Нет, не оформляется.

Вопрос: Если билеты куплены безналом у агента, есть договор, нужны ли посадочные талоны?

Ответ: Посадочные талоны нужны, неважно у кого вы купили билет.

Вопрос: Сейчас требуется командировочное удостоверение? И печать, и подпись организации, куда ездил командированный?

Ответ: Формально этот документ не требуется. Но в пункте 7 Постановления Правительства РФ №749 сказано, что если отсутствуют документы на проезд и проживание, тогда должен быть какой-то документ с отметкой принимающей стороны, а это командировочное удостоверение.

Вопрос: Чеки Аэроэкспресса и БСО такси можно учитывать в расходах по налогу на прибыль?

Ответ: Можно учитывать.

Вопрос: Сотрудникам были выданы под отчет денежные средства на приобретение авиабилетов. Командировка отменилась из-за коронавируса. Авиакомпания пока никак не возместила отмену рейса. Мы списываем как внереализационные расходы или ждем сертификатов или денежные средства?

Ответ: Необходимо ждать сертификатов или денежные средства.

Вопрос: Каким образом закрепить максимальную стоимость проживания в командировке?

Ответ: Можно закрепить приказом.

Вопрос: Документы на проживание(акты, чеки) должны быть выписаны на сотрудника или на компанию?

Ответ: Лучше на компанию, но если на сотрудника выписали, не страшно, мы ведь сможем подтвердить, что он там делал. Но счет-фактуры обязательно должны быть выписаны на налогоплательщика.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, если сотрудник уезжает в командировку 05.11 и возвращается 06.11, я выплачиваю ему командировочные за 2 дня?

Ответ: Да, все верно, за 2 дня.

Вопрос: Необходимые документы по гостинице только чек ККМ или БСО электронные. А если ИП без наемного персонала, достаточно ли типографского БСО?

Ответ: Типографского БСО будет достаточно для списания дебиторской задолженности, но учесть в затратах вряд ли получится.

Вопрос: Можно ли возмещать страховку при полёте подотчетника на самолёте?

Ответ: В стоимость каждого билета обязательная страховка включена, дополнительная страховка – личное дело сотрудника, и вы не сможете учесть это в расходах. Если вы оплатите дополнительную страховку, надо будет учесть НДФЛ.

Вопрос: Мы в локальном акте, положение о командировках, прописали выплату сотрудникам суточных в размере установленного размера за один день. Будут у нас проблемы с ФНС?

Ответ: Проблем не будет, если в пределах 700 руб. Более 700 руб. - не забывайте брать страховые взносы и НФДЛ.

Вопрос: Если сотрудник летел в Стамбул (загран. командировка), все равно нужна справка, что не примут? Это же международные отношения и все знают.

Ответ: Все равно нужен подтверждающий документ.

Вопрос: Дополнительные сборы к авиабилету (например, смс-оповещение, тариф билета невозвратный, выбор места в самолете и т.д.) можно ли учесть по налогу на прибыль?

Ответ: Учесть это будет сложно, так как это дополнительные сервисы. Выбор места в самолете можно будет объяснить состоянием здоровья (у человека протез, к примеру, или особенная ручная кладь).

Вопрос: Электронный посадочный талон подтверждает факт перелета?

Ответ: Да, подтверждается, но нужно, чтобы при прохождении паспортного контроля поставили штамп.

Вопрос: Директор едет в командировку в соседний регион на своём автотранспорте, смогу ли я компенсировать бензин?

Ответ: Можно компенсировать, но только через аренду или компенсацию за использование транспорта.

Вопрос: Командировка отменилась из-за пандемии. Билеты покупает своим сотрудникам организация. Авиакомпания возвращает ваучеры сотруднику. Сотрудник увольняется. Что делать с задолженностью?

Ответ: Лучше этот долг взыскать. Если вы на ОСНО, то спустя 3 года можно списать и учесть в базе по налогу на прибыль.

Если списываете сейчас, то в затратах учесть не сможете, но у человека будет доход в натуральной форме, нужно будет подать сведения по форме 6-НДФЛ.

Вопрос: Если сотрудник езди постоянно в командировки на личном транспорте можно ли составить один приказ на компенсацию, например, сроком на год? Или можно составить доп. соглашение к трудовому договору о том, что сотрудник ездит в командировку на личном транспорте?

Ответ: Можно составить один приказ на компенсацию на конкретный срок.

Вопрос: Если сотрудник перепутал корпоративную карту с личной и оплатил личной картой Аэроэкспресс. Каким образом возместить такой расход по окончании командировки: наличные из кассы или перечисление на личную карту?

Ответ: Можно просто перечислением на карту.

Вопрос: В локальном акте установлен размер суточных 1000 ,00 по России, может ли организация заплатить суточные в размере 1500,00 и указать эту сумму в приказе о командировке?

Ответ: Можете, но экономическое обоснование расходов должно быть.

Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях к данной статье, будем рады на них ответить.

Работник компании, отправляясь в командировку, получает компенсацию командировочных расходов — проживания и стоимости поездки, связи, оформления виз и других расходов. При этом во время командировки он продолжает получать зарплату: она рассчитывается, исходя из среднего заработка. Также сотрудник еще до поездки получает суточные (ч. 1 ст. 168 ТК РФ) на каждый день командировки.

Определение суточных

Официальная трактовка понятия “суточные” есть в определении Верховного суда РФ от 26.04.2005 № КАС 05-151. Суточные — денежные средства, необходимые для выполнения работы и проживания сотрудника в месте выполнения служебного поручения.

Согласно определению Верховного суда, работнику положены суточные при выполнении задания не на постоянном месте работы и когда он вынужден при этом жить вне постоянного места жительства.

На практике сотрудник часто получает суточные только в случае, если командировка продлилась больше дня, и он переночевал вне дома. Однако, в постановлении Верховного Суда от 11.09.2012 № 4357/12 сказано, что количество времени в командировке не связано с начислением суточных. Суд разрешил предприятиям выплачивать средства сотруднику, если он уезжал в командировку менее, чем на сутки, так как это является возмещением его расходов, а не получением выгоды. Кроме того, согласно положению № 749, суточные не зависят от расходов командированного сотрудника на жилье и проезд.

Для подтверждения расходов на суточные оформляйте расчет суточных бухгалтерской справкой.

Суточные по-новому

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты, командировочных, пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС.

Лимита по суточным не существует, компании могут устанавливать любой размер, оговорив ее во внутренних документах. Малые предприятия часто ограничивают суточные 700 рублями, потому что эта сумма не облагается НДФЛ (п.3 ст. 217 НК РФ). Если суточные больше, то с суммы превышения придется удержать НДФЛ. Для загранкомандировок не облагаемый лимит суточных — 2 500 рублей.

С 2017 года суточные сверх лимитов облагаются страховыми взносами. Но взносы «на травматизм» с суточных платить не нужно.

Пример. Сотрудник был в командировке 3 дня и получал суточные в размере 1000 рублей. За дни командировки он получил 3 000 рублей. Не облагаются взносами и НДФЛ только 3 * 700 = 2 100 рублей, а с разницы 3 000 — 2 100 = 900 рублей нужно удержать НДФЛ и заплатить страховые взносы.

Удержание НДФЛ и уплата взносов с суточных


Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ, исчислять и удерживать НДФЛ нужно на ближайшую дату выплаты работнику денежного дохода. Перед этим руководство должно утвердить авансовый отчет (согласно письму Минфина России от 14.01.2013 № 03-04-06/4-5). Это связано с тем, что сотрудник еще до авансового отчета может недоиспользовать в деловой поездке выделенные ему средства: излишек сотрудник обязан вернуть. Обратная ситуация: работник превысил выделенную сумму (например, из-за задержки по рабочим моментам или просто перерасходовал).

Деньги, которые выделяются командированному сотруднику под отчет, не считаются экономической выгодой до возвращения сотрудника из деловой поездки и последующего утверждения авансового отчета. Сотрудник должен до расчета предоставить документы о времени командировки и прикрепить чеки, объясняющие траты.

Взносы с превышающих сумм уплатить необходимо до 15 числа следующего месяца (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ) .

Доказательство деловой цели поездки

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты, командировочных, пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС.

В 2015 году изменился перечень документов подтверждающих деловой характер командировки. Теперь не нужны:

  • Командировочное удостоверение;
  • Служебное задание;
  • Отчет о выполнении служебного задания;

Компания в праве самостоятельно определить документ, в котором описывается деловая часть поездки. Главную цель сотрудника на командировку можно прописать в приказе о командировке, который составляется по форме №T-9, также не запрещается формировать собственные бланки согласно внутренним нормам компании.

Вы можете потребовать письменный отчет от сотрудника по результатам поездки, если такое право прописано во внутренней документации фирмы. В этом случае ознакомьте сотрудников с этим с локальным актом.

Чтобы подтвердить срок нахождения в деловой поездке, сотрудник обязан предоставить документы с датами проезда (билет на поезд, посадочные талоны в самолет и т п.). В случае, если сотрудник ездил в командировку на своем или служебном транспорте, ему необходима служебная записка (п. 7 постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749).

Как подтвердить расходы в командировке

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты, командировочных, пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС.

Согласно постановлению правительства РФ от 29 июля 2015 года № 771, фактическое время, которое сотрудник был в командировке, определяется исходя из предоставленных сотрудником проездных документов.

В случае, если проездной документ был утерян, бухгалтерия в праве отказать в компенсации его стоимости.

Сотрудникам, которые отправляются в командировку на транспорте (личном, рабочем или взятым в аренду), также полагаются компенсации. Для них командировочными документами будут являться путевые листы, квитанции об оплате, счета, чеки и т п.

Возврат компенсации при отмене командировки и форс-мажоре

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты, командировочных, пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС.

В случае, если запланированная командировка отменилась, сотрудник может получить деньги за неиспользованные билеты. Также можно получить возврат сумму, потраченную на получение визы кроме уплаченной пошлины.

Стоит учитывать, что при возврате билетов авиакомпания в большинстве случаев возвращает лишь часть их стоимости (особенно на дешевых тарифах). При этом разницу в уплаченной и возвращенной суммой обычно обосновывают как штраф за нарушение прав перевозки.

Если в самой командировке случался форс-мажор (непогода, наводнение, поломка самолета и т п.) и сотрудник не может вернуться вовремя домой, то компания должна обеспечить его суточными и оплатить необходимое проживание. При этом сотруднику необходимо в командировочном документе (удостоверении) поставить штамп/отметку с реальной датой отъезда. Если командировочный документ не предусмотрен учетной политикой организации, то документом, подтверждающим факт задержки сотрудника не по его вине может служить справка из аэропорта об отмене или задержке рейса.

Документы не по форме: что делать?

В отличие от официальных и стандартных авиа- и железнодорожных билетов, гостиницы не всегда предоставляют постояльцам требуемые документы о проживании, ограничиваясь приходными кассовыми ордерами или рукописными квитанциями.

Согласно законодательству, гостиницы не обязаны выдавать постояльцу бланк строгой отчетности. Установлена специальная гостиничная форма № 3-Г: если гостиница ее использует, то ККМ ей не нужна. И то и другой документ ваша бухгалтерия формально должна принять как доказательство проживания.

Чтобы предотвратить возможные разногласия со стойкими работниками бухгалтерии, лучше перед бронированием позвонить в гостиницу и уточнить, какие документы, подтверждающие проживание, они смогут предоставить.

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Особый документ - посадочный талон и регистрация на рейс на самолет в аэропортах России снова претерпевают изменения: с 24 февраля начали применять новые правила, согласно которым пассажиры могут использовать не бумажный, а электронный посадочный талон, если они вылетают из российского аэропорта.

Что такое электронный посадочный талон и как его использовать, разъяснил приказ Министерства транспорта России (рег. №53767 от 13.02. 2019), который был опубликован на днях.

Обязанность сообщить пассажирам информацию об использовании электронного посадочного талона возложена на авиакомпанию, информация должна содержаться в аэропорту вылета и/ или на сайте авиаперевозчика.

Процедура оформления и получения начинается, как только пассажир начнет бронировать авиабилет.

По новым правилам авиаперевозчик вместе с бронированием билета для пассажира оформляет ему электронный посадочный талон в виде обычного( привычного для всех, кто хоть-когда-нибудь заглядывал за покупками в супермаркет), штрих-кода и отправляет на любой электронный носитель (мобильный телефон, планшет), который укажет пассажир при бронировании билета.

Согласно п. 1.3 Приказа Минтранса:

  • распечатать посадочный талон самостоятельно
  • получить посадочный талон, оформленный на бумажном носителе, в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта
  • использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде

При прохождении предполетного досмотра служба авиационной безопасности осуществляет проверку посадочных талонов. Такая проверка:

Очевидно, что теперь пассажир может использовать на посадке не только: электронный посадочный талон, но и обычный бумажный посадочный талон, и распечатанный электронный посадочный талон в виде штрих-кода - это право пассажира по его выбору.

Так называемый "мобильный посадочный", или электронный посадочный талон может применяться лишь в случае, если аэропорт имеет техническую возможность обрабатывать такой вид документа, а авиакомпания, которая реализует билеты на тот или иной рейс, поддерживает электронную технологию посадочного талона.

Что такое техническая возможность обработки электронного посадочного талона? Это наличие двух функций:

  1. В аэропорту работает информационная система, которая включает электронную базу данных досмотра.
  2. Есть устройство, сканирующее штрих-код, который содержится в посадочном талоне.

Как известно, процедура использования посадочных талонов прописана в правилах проведения предполетного досмотра. До принятия новых правил, разрешающих использование электронного образца талона при прохождении предполетного досмотра пассажиру ставили штамп в бумажный посадочный талон. Теперь, если у пассажира нет бумажной версии этого документа, а есть лишь электронный посадочный талон на любом электронном носителе ( на смартфоне, планшете ), служба авиационной безопасности (САБ) должна сделать отметку в электронной базе данных, которая фактически заменяет штамп на бумажном документе.

В случае, если пассажир по какой-то причине после регистрации и прохождения предполетного досмотра покидает стерильную(чистую) зону аэропорта, отметку в электронной базе сотрудники САБ должны снять.

Электронный посадочный талон: преимущества

1. Упрощение процедуры регистрации на рейс - теперь не надо беспокоиться о наличии или отсутствии бумажного посадочного талона ( некоторые лоукостеры за его распечатку требуют приличную доплату, например, авиакомпания "Победа" - 25 евро, Ryanair - 45 евро). Кстати о "Победе": с 18 февраля текущего года авиакомпания ввела новые правила провоза багажа и ручной клади. Лоукостер Ryanaair тоже не заставил долго ждать: увеличил тарифы за перевозку ручной клади и багажа.

2. Упрощение предполетных формальностей - быстро проходит сама процедура регистрации и посадка на самолет.

3. Экономия денежных средств пассажира - не надо доплачивать при утере бумажного варианта посадочного талона.

4. Экономия нервов пассажира - не надо лихорадочно искать, где распечатать посадочный талон, если он вдруг где-нибудь потерялся или пассажир его просто-напросто забыл взять с собой в аэропорт.

Недостатки

1. Необходимость постоянного слежения за зарядом батареи мобильного телефона - аппарат должен иметь достаточно энергии до самого момента вылета самолета ( возможность проверки осадочного талона сохраняется до этого времени). Если ваш телефон не совсем надежен ( "зависает", самопроизвольно перезагружается), лучше подстрахуйтесь, распечатав посадочный талон заблаговременно.

2. Для пассажиров, которые летят в командировку, бумажный посадочный талон все равно нужен - по окончанию командировки они должны отчитаться о потраченных средствах и сдать подтверждающие документы( в том числе и посадочный талон).

Где распечатать посадочный талон, если это очень нужно

Бумажные посадочные талоны можно распечатать как самому( дома, в отеле, офисе и пр.), так и в киосках саморегистрации, а в некоторых аэропортах РФ - в специальных автоматах распечатки бумажных посадочных талонов. Если же вы не использовали один из перечисленных сервисов, можете получить бумажный посадочный талон на стойке регистрации ( но будьте внимательны - в некоторых случаях эта услуга платная и к тому же - дорогостоящая).

Как обещает приказ Минтранса, опция самостоятельной печати бумажного посадочного талона или получения его в аэропорту будет сохранена.

Какие аэропорты готовы регистрировать пассажиров с электронным посадочным талоном

Нововведение, которое вступит с силу с 24 февраля текущего года, наверняка не сразу начнет применяться в аэропортах России по одной простой причине: многие аэропорты попросту не готовы к такой процедуре - нет необходимого оборудования, не обучен персонал, не отлажена процедура взаимодействия с пограничной службой, если речь идет применение электронных посадочных талонов на международных авиарейсах.

По состоянию на сегодня пограничная служба, как правило, так же использует во время проверки бумажный посадочный, фиксируя окончание процедуры досмотра штампом на этом документе пассажира.

1. Шереметьево

Этот аэропорт 27 марта сообщил, что будет готов работать по электронным посадочным талонам, начиная с 4 апреля - уже оборудованы все терминалы, но пассажиры смогут использовать и обычные бумажные виды этого документа. Из Шереметьево, как известно, летает авиакомпания "Аэрофлот".

Подробно об электронном посадочном талоне в " Шереметьево".

2. Домодедово

Как сообщили представители аэропорта "Домодедово", этот авиахаб Москвы уже готов принимать пассажиров с новым электронным посадочным талоном. Все выходы на посадку имеют автоматизированные турникеты (eGate), стерильная зона аэропорта открыта для тех, кто имеет электронный посадочный талон. Однако на посадке в самолет все равно придется предъявить бумажный посадочный талон. При этом самому распечатывать бумажный вариант не нужно - его выдадут пассажиру, если он предъявит QR-код( штрих код посадочного талона), который предоставила авиакомпания при бронировании билета.

Из Домодедово стартуют многие авиарейсы, в том числе и авиакомпании "Уральские авиалинии", которая недавно ввела в действие новые тарифы на новых направлениях в Европу: в Прагу, Рим, Бордо, Монпелье, Ниццу (Лазурный берег Франции).

3. Внуково

Сотрудники аэропорта "Внуково" сообщили о том, что с введением в действие приказа Минтранса №53767 от 14 января 2019 года соответствующие службы аэропорта уже начали работу над введением такой системы пропуска, однако она пока еще не работает, поэтому пассажирам надо иметь при себе обычный бумажный посадочный.

Из Внуково стартуют прямые и стыковочные рейсы бюджетной "Победы" - в списке авиакомпании уже более 140 направлений, в том числе новые, по летнему расписанию - практически все крупные города России, очень много курортов - Варна (Болгария), Алания и Анталья (Турция), Баден Баден (Германия), Ларнака (Кипр), городов, куда туристы любят летать на экскурсии - Брюгге, Берлин, Вена, Лондон, Рим, Стамбул, Мюнхен, Лейпциг, Зальцбург, Милан, Флоренция и др.

Кроме новых правил, касающихся использования электронного посадочного талона, пассажиров в скором времени ожидает еще одна приятная новость: планируется отмена процедуры повторного контроля безопасности, если пассажир осуществляет пересадку на другой рейс. Соответствующий законопроект уже разрабатывается.


И. В. Заровнятных
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

Наш сотрудник вернулся из командировки. Регистрацию на авиарейс проходил онлайн. Предоставил в бухгалтерию распечатанный посадочный талон без отметок службы аэропорта. Сказал, что проходил на рейс при помощи штрих-кода на мобильном телефоне.

Компания на ОСНО. Можем ли мы принять к расходам этот посадочный талон?

Ответ

Принимать расходы на перелет посадочным талоном без штампа о досмотре нельзя.

Посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Например, данным реквизитом может являться штамп о досмотре.

При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом.

В случае невозможности получения штампа о досмотре на посадочном талоне организация может представить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию.

В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть представлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.

Обоснование

Организация вправе обосновать потребление услуги перевозки любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных билетов (Письмо Минфина России от 26.07.2018 N 03-03-06/1/52555).

Разъяснения по вопросу подтверждения для целей налогообложения прибыли организаций расходов на приобретение проездных документов в электронном виде при направлении работника в командировку содержатся в Письмах Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32040, N 03-03-06/1/32043, N 03-03-06/1/32045, N 03-03-06/1/32039, N 03-03-06/1/32044, N 03-03-06/1/32150, от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 17.12.2018 N 03-03-07/91528, от 06.10.2017 N 03-03-06/1/65429 и заключаются в следующем.

Согласно п. 2 Приказа Минтранса России N 134 маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.

На основании п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 при регистрации пассажира в аэропорту или в пункте регистрации, расположенном за пределами аэропорта, пассажиру выдается посадочный талон. При регистрации пассажира в электронной форме пассажиру по его выбору перевозчиком предоставляется право:

  • распечатать посадочный талон самостоятельно;
  • получить посадочный талон, оформленный на бумажном носителе, в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта;
  • использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде, в случае, предусмотренном абз. 8 настоящего пункта.

Посадочный талон содержит инициалы и фамилию пассажира, номер рейса, дату отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Например, данным реквизитом может являться штамп о досмотре.

В Письме ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@ разъясняется, что при отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом.

В случае невозможности получения штампа о досмотре на посадочном талоне организация может представить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию.

В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть представлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.


И. В. Заровнятных
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Читайте также: