Нужен ли соут для временных рабочих мест

Опубликовано: 15.05.2024

В настоящее время по данному вопросу существуют две противоположные точки зрения. В одном случае представители Минтруда России и Роструда указывают, что специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена , так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются и возможность проведения внеплановой СОУТ может быть реализована только после принятия на него работника (письмо Минтруда России от 14.03.2016 N 15-1/ООГ-1041; разъяснения Роструда на информационном портале "Онлайнинспекция.рф").

В других случаях Роструд указывает, что специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места и закон не содержит исключений относительно необходимости проведения СОУТ в зависимости от времени нахождения работника на данном рабочем месте, перечень таких исключений прямо предусмотрен законом, и к нему вакантные рабочие места не относятся (разъяснения Роструда на информационном портале "Онлайнинспекция.рф").

Однако работодателю следует помнить, что работники, вновь принимаемые на работу, должны быть ознакомлены под роспись в карте СОУТ с результатами ранее проведенной СОУТ на их рабочем месте и установленными компенсациями за работу во вредных (опасных) условиях (письмо Минтруда России от 3.11.2016 N 15-1/ООГ-3919). Если СОУТ на данном рабочем месте не проведена, в трудовом договоре необходимо указать условия труда на рабочем месте в соответствии с абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ

В случае перемещения рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место. В этом случае необходимо проводить внеплановую СОУТ.

Как разъяснил Минтруд России, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся (письмо Минтруда России от 23.01.2017 N 15-1/ООГ-169).

При вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение двенадцати месяцев со дня наступления указанных случаев (ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Проведение СОУТ на рабочих местах, где с работниками заключен срочный трудовой договор

Если между работодателем и работником заключен срочный трудовой договор (например, на время выполнения временных, сезонных работ и т.д.) на срок менее 12 месяцев и рабочее место вновь создано, то у работодателя возникает обязанность по проведению внеплановой СОУТ, к которой он может приступить немедленно (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

При исполнении данного требования закона у работодателя могут возникнуть определенные сложности, поскольку под "вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест" следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся (письмо Роструда от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242).

Например, для рабочих мест, созданных на один месяц, работодатель может просто не успеть провести СОУТ в месячный срок с момента начала осуществления трудовой деятельности работником. Полагаем, что в этом случае организация и (или) ее должностные лица не могут быть привлечены к ответственности за непроведение СОУТ. В отношении уже не существующего рабочего места СОУТ проводиться не может. Данной позиции придерживаются суды общей юрисдикции (см., например, решение Ростовского областного суда от 21.10.2015 по делу N 11-945/2015).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры

При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.


В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если не завершить СОУТ до 31 декабря 2018, будет штраф:

  • на должностных лиц — от 2000 до 5000руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2000 до 5000руб.;
  • на юридических лиц — от 50000 до 80000руб.

Максимальный размер штрафа не зависит от того, сколько рабочих мест не прошли СОУТ.

Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.

Что делать, если работодатель переезжает из одного офиса в другой? Вопросу проведения внеплановой СОУТ при перемещении рабочего места посвящено Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 151/ООГ-169.

Специалисты ведомства указали, что в данной ситуации работодатель заново организует рабочее место и вводит его в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место. Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 426ФЗ внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Надо ли проводить внеплановую СОУТ при перемещении рабочих мест? В Письме от 02.11.2017 № 151/ООГ-2982 Минтруд разъяснил, что в случае перемещения рабочих мест из одного помещения в другое работодатель заново их организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новые рабочие места. При этом под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Надо ли проводить спецоценку условий труда в отношении временных рабочих мест (созданных на срок менее 12 месяцев)? Минтруд в Письме от 28.08.2017 № 151/ООГ-2410 обратил внимание на следующее. В соответствии со ст. 212 ТК РФ проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

На рабочих местах работников, отличных от указанных в ст. 3 Федерального закона № 426ФЗ (надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП), СОУТ проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона № 426ФЗ и Методики. Учитывая нормы действующего законодательства, Минтруд пришел к выводу, что СОУТ на временных или сезонных рабочих местах может быть проведена в период осуществления на них производственной деятельности.

Ранее в Письме Минтруда РФ от 07.06.2017 № 151/ООГ-1568 было обращено внимание на норму п. 15 Методики, согласно которой вести все исследования и измерения в рамках СОУТ следует в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов.

Надо ли проводить СОУТ в случае, когда после введения нового штатного расписания произошли переименование должностей, структурных подразделений, перевод должностей из одного подразделения в другое, образование новых структурных подразделений, должностей? В статье 17 Федерального закона № 426ФЗ определены случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда, к которым, в частности, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Случаи переименования должностей, структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое в данном перечне не поименованы. Не надо проводить СОУТ и при переводе должностей из одного подразделения в другое, если при этом не происходит перемещение рабочего места. Однако при организации и вводе в эксплуатацию новых рабочих мест провести спецоценку условий труда на них необходимо.

Как учесть параметры световой среды в целях определения классов (подклассов) условий труда рабочих профессий при проведении СОУТ? Разъяснения по данному вопросу представлены в Письме Минтруда РФ от 08.10.2018 № 151/ООГ-2459. Специалисты ведомства указали, что в качестве основного параметра световой среды выбрана освещенность рабочей поверхности, величина которой формируется как совокупность воздействия всех источников освещения, в том числе естественного. В этом случае отдельное нормирование показателя естественной освещенности при проведении СОУТ является избыточным и Методикой не исследуется. Отсутствие освещения или недостаточная освещенность рабочих мест работников рабочих профессий в производственном помещении является нарушением требований санитарных правил к эксплуатации производственных помещений и в этой связи не может рассматриваться при проведении СОУТ как источник вредных производственных факторов, непосредственно связанных с производственным (технологическим) процессом, как того требует Методика.

Нормы экономически развитых стран по освещенности устанавливают запрет на пульсацию освещенности, наличие которой свидетельствует либо о неисправности источника света, либо о применении люминесцентных ламп, которые могут быть заменены, например, на лампы накаливания или светодиодные лампы, не обладающие эффектом пульсации. Ввиду отсутствия данных о профессиональных заболеваниях, обусловленных пульсацией освещенности, указанный параметр световой среды Методикой не исследуется.

Работодатель обязан оценить условия труда на всех рабочих местах. Однако, в компании могут трудиться сотрудники без постоянного рабочего места: курьеры, строители, торговые представители. Что делать в этом случае? Спецоценку провести придется, но с учетом особенностей. Какие рабочие места считаются нестационарными? Как организовать спецоценку? Как правильно действовать работодателю по результатам спецоценки?


Как оценивают условия труда на нестационарных рабочих местах?

Главная цель спецоценки на нестационарных рабочих местах – выявить вредные или опасные факторы, оценить уровень их воздействия на работника. Спецоценку проводят в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, и в зависимости от отраслевой принадлежности объекта.

Создайте комиссию, чтобы провести спецоценку на нестационарных

местах. Ее возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будут проводить оценку (ч. 1–5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Можно увеличить сокращенную продолжительность рабочего времени у работников с вредными условиями труда.

Продолжительность рабочего времени сотрудников, условия труда которых по результатам спецоценки отнесены к вредным 3-й или 4-й степени либо опасным, по общему правилу, не должна превышать 36 часов в неделю (абз. 5 ч. первой ст. 92 ТК РФ). Однако ее можно увеличить, соблюдая правило «трех ключей»:

  • компания участвует в отраслевом или межотраслевом соглашении, которое допускает увеличение сокращенного рабочего времени;
  • в организации заключен коллективный договор, предполагающий увеличение продолжительности рабочего времени;
  • получено письменное согласие сотрудника на увеличение продолжительности рабочего времени, на основании которого оформлено дополнительное соглашение к трудовому договору.

Увеличенная продолжительность рабочего времени сотрудников с вредными или опасными условиями труда не должна превышать 40 часов в неделю (ч. третья ст. 92 ТК РФ). Кроме того, нужно предусмотреть выплату работникам денежной компенсации. Ее устанавливают в соответствии с условиями отраслевого или межотраслевого соглашения и коллективного договора.

Руководитель направления «Охрана труда и Экология» Группы компаний SRG (Москва)

Границы нестационарного рабочего места. Это территория, на которой расположен объект, или санитарно-бытовые и производственные помещения, складские площадки. Если работы выполняют на объекте заказчика, то обычно каждая бригада имеет свой участок работы. В пределах рабочего места у каждого члена бригады есть определенная зона работы. В то же время для отдельных работников, например сторожей, дежурных электрослесарей и др., вся территория объекта является зоной обслуживания и может рассматриваться как рабочее место.

Допуск экспертов на рабочие места. Работодатель должен предоставить экспертам необходимую информацию для проведения исследований и допустить их на объекты, где трудятся сотрудники. Но для допуска на некоторые рабочие места, например, отдельных категорий медработников, сотрудников, занятых на подземных работах, и т. д., необходимо соблюдать ряд требований (приказы Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н, от 9 декабря 2014 г. № 996н и др.). Перемещаться по территории объекта, а также идентифицировать потенциально вредные или опасные производственные факторы в этих случаях эксперты должны под контролем уполномоченного лица работодателя.

Основные технологические операции определяют, анализируя характер выполняемой работы за последние два-три года. При этом эксперт устанавливает повторяющиеся параметры рабочего места применительно к типу объекта, средствам механизации, машинам и средствам индивидуальной и коллективной защиты. Работодатель должен быть готов предоставить подобные сведения. Они содержатся в проектах производства работ и проектах организации работ.

Аналогичные рабочие места. Спецоценку проводят в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа аналогичных (но не менее двух). Ее результаты применяют ко всем аналогичным рабочим местам. Если будет выявлено хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует рабочим местам, ранее признанным аналогичными, специальную оценку условий труда проводят на всех местах (ч. 1, 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — процедура, пришедшая на смену аттестации рабочих мест (АРМ). По сравнению с АРМ, порядок проведения СОУТ (в том числе на рабочих местах офисных работников) претерпел значительные изменения.

Обязательна ли СОУТ на офисных рабочих местах?

Проведение специальной оценки условий труда, в том числе и на рабочих местах офиса, является обязательным. В соответствии с указаниями Федерального закона &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», не подлежат этой процедуре только рабочие места:

  • на которых трудятся работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (работники, занятые в качестве личной обслуги — сиделки, горничные, уборщицы)
  • на которых заняты «надомные» или «дистанционные» работники (то есть сотрудники, в трудовых договорах которых есть запись о таком характере работы).

Места остальных работников, в том числе и тех, чье рабочее место — офис, подлежат обязательной специальной оценке.

Отличия АРМ и СОУТ в отношении рабочих мест работников офиса

При проведении АРМ обязательным измерениям и оценке подлежали все производственные факторы, которые нормировались действующими санитарными правилами. В отношении офисных работников такими факторами являлись, например:

  • аэроионный состав воздуха
  • электромагнитные поля, создаваемые ПЭВМ
  • микроклимат
  • шум
  • факторы световой среды

Дополнительно оценивались тяжесть и напряжённость трудового процесса, а также травмоопасность рабочих мест.

В отличие от АРМ, для определения факторов, которые должны быть исследованы при проведении оценки условий труда, в СОУТ предусмотрен этап их идентификации. Выполняя его, эксперт по СОУТ, на основании собственного опыта и по итогам изучения информации о рабочих местах, полученной от работодателя, составляет некий «рабочий» перечень факторов, наличие которых предполагается на рабочем месте.

Далее эксперт проводит сравнение наименований факторов, содержащихся в «рабочем» перечне, с номенклатурой, приведённой в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение &8470; 2 к Приказу Минтруда России &8470; 33н), учитывая при этом соответствующие примечания к позициям Классификатора. Эти примечания известны в экспертной среде как «отсекающие сноски». Они содержат условия, при которых фактор не может быть признан потенциально вредным и (или) опасным. Так, в "отсекающей сноске" к фактору «неионизирующие излучения», говорится, что он не может быть идентифицирован в качестве потенциально вредного и (или) опасного на рабочих местах, на которых работники заняты на ПЭВМ, а также на которых используется иная офисная техника.

При сравнении «рабочего» перечня с Классификатором все «рабочие» факторы, не совпадающие с ним либо попадающие под условия «отсекающих сносок», считаются неидентифицированными. Эти факторы в рамках СОУТ далее не оцениваются. Так, все электромагнитные поля и излучения («неионизирующие излучения»), создаваемые ПЭВМ, специальной оценкой не учитываются, то есть считаются «невредными».

На практике, учитывая ограничения Классификатора, на рабочих местах офиса могут быть определены как вредные и (или) опасные только три фактора: освещённость, тяжесть и напряжённость. При этом, однако, формулировки «отсекающих сносок» таковы, что с равным успехом они могут быть и не идентифицированы.

Таким образом, по итогам процедуры идентификации можно предположить следующие варианты:

  • Ни один фактор не определён в качестве потенциально вредного и (или) опасного;
  • Указанные выше факторы поодиночке либо в любой совокупности идентифицированы в качестве потенциально вредных и (или) опасных.

На рабочих местах, где факторы не идентифицированы, устанавливаются допустимые условия труда (класс 2). Эти места подлежат декларированию соответствия условий труда нормативным требованиям. Процедурами АРМ декларирование не предусматривалось. При декларировании работодатель составляет и направляет в инспекцию труда декларацию соответствия по установленной форме (Приказ Минтруда России &8470; 80н), срок действия которой составляет пять лет (с возможностью автоматической пролонгации).

Декларируются и рабочие места, на которых:

  • факторы идентифицированы;
  • их уровень измерен;
  • условия труда классифицированы по итогам СОУТ как оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2).

Для некоторых рабочих мест используется не Классификатор, а перечень факторов, приведённый в статье 13 Федерального закона &8470; 426-ФЗ. Это рабочие места, подпадающие под ограничения части 6 статьи 10 закона. Однако в «офисных» организациях такие места почти не встречаются.

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена специальной оценкой условий труда. В связи с этим вопросов у бухгалтеров много. Все ли должны проводить спецоценку? Как быть, если уже проводили аттестацию? Изменились ли доп. тарифы?

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»


Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)


Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?


Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.


Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено Приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н, который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте здесь.


Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: