Нужна ли армия для работы в суде

Опубликовано: 03.10.2024

(Член квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия) –

Судья Якутского гарнизонного военного суда Кукушкин Михаил Валерьевич, 7 квалификационный класс, майор юстиции запаса)

Защита Отечества, в виде службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или альтернативной гражданской службы - это почетный долг и священная обязанность каждого гражданина Российской Федерации (статья 59 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, а также правовое регулирование поступления на военную службу, в том числе, призыва, освобождения от призыва и отсрочка от призыва граждан на военную службу осуществляется Федеральным законом от 28 марта1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Статьями 22, 23 и 24 названного Федерального закона определено кто из граждан подлежит призыву на военную службу, кто подлежит освобождению от призыва на военную службу, кто не подлежит призыву на военную службу, а кто имеет право на отсрочку от призыва на военную службу.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Согласно статье 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями, вступающими в силу с 1 января2014 г.) от призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями):

военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

В силу пункта 1 статьи 24 данного Федерального закона отсрочка от призыва на военную службу предоставляется, в том числе, гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях.

Вместе с тем, проведённый анализ нормативных правовых актов Российской Федерации в области воинской обязанности и военной службы показал, что наделение гражданина полномочиями судьи, который не достиг 27-летнего возраста, ранее не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не является основанием для освобождения его от прохождения военной службы, а как следствие данный гражданин – судья подлежит обязательному воинскому учёту и призыву на военную службу, если у него нет законных оснований для освобождения от неё. То же самое касается государственных гражданских служащих судов, работников прокуратуры, следственных органов и т.д.

В июле 2013 года Президентом России был подписан Федеральный закон от 2 июля2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». Исходя из смысла, которого, граждане, не прошедшие военную службу по призыву без законных на то оснований, признаются «уклонистами». Соответствующее заключение выносит призывная комиссия. Она же проставляет необходимую отметку в документах воинского учёта. В данном Федеральном законе, также приведён порядок зачисления граждан, уклонившихся от военной службы, в запас Вооружённых Сил Российской Федерации по достижении ими 27 лет.

При этом к «уклонистам» не относятся граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва; те, кто признан не годным по состоянию здоровья или освобождён от военной службы по основаниям, предусмотренным законом. Это также лица, не призванные на военную службу, в связи с отменой региональной призывной комиссией решения нижестоящей комиссии.

Главное, на что хотелось бы обратить внимание - это то, что теперь с 1 января 2014 г. указанным гражданам «уклонистам» запрещено занимать должности государственной или муниципальной службы. Вместе с тем, указанный Федеральный закон ничего не говорит в отношении кандидатов на должности судей и действующих судей.

Так с 1 января 2014 г. в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе , в том числе случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Однако, в соответствии с положениями статьи 6 Закона от 26 июня1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изменениями) и Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждённым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерацией 22 марта2007 г. (с изменениями) квалификационная коллегия судей проводит проверку документов и сведений, предоставленных кандидатом на должность судьи, в том числе указанных им в анкете, по форме рекомендованной Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации, об отношении его к воинской обязанности, а также о наличии отсрочки от призыва на военную службу, и её основании.

При этом, согласно пункту 8 статьи 5 Закона «О статусе судей» если в результате проверки указанных в пункте 6 документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Таким образом, у квалификационной коллегии судей есть механизм, который позволяет не рекомендовать кандидатов мужского пола на должности судей, непроходивших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Проведённый автором статьи анализ, в период работы в квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия), по вопросу прохождения военной службы кандидатов мужского пола на должности судей, наличия у них законных оснований для освобождения от призыва и (или) отсрочки от призыва показал следующее.

Так, например, в2012 г. при рассмотрении квалификационной коллегией судей Республики Саха (Якутия) заявлений 4 кандидатов о даче заключения о рекомендации на вакантную должность судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия), а также заявлений 5 кандидатов о даче заключения о рекомендации на вакантную должность судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия), из которых 2 и 3 кандидата соответственно были мужского пола, было установлено, что в первом случае оба, а во втором двое не проходили военную службу.

В2013 г. при рассмотрении квалификационной коллегией судей Республики Саха (Якутия) заявлений 3 кандидатов о даче заключения о рекомендации на вакантную должность судьи Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия), из которых 2 кандидата мужского пола, также было установлено, что оба не проходили военную службу.

При этом во всех приведённых примерах на заседании квалификационной коллегии данные кандидаты не смогли дать убедительных пояснений о законных основаниях не прохождения таковой.

И таких примеров можно привести практически с каждого заседания квалификационной коллегией судей Республики Саха (Якутия).

Как следствие в2011 г. и2012 г. квалификационная коллегия Республики Саха (Якутия) большинством голосов дала заключения о рекомендации на должности судей: Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия); Якутского городского суда Республики Саха (Якутия); Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) 5 кандидатам мужского пола, не проходившим военную службу. Более того, данные кандидаты были в последующем назначены судьями указанных судов.

А сколько ещё таких кандидатов мужского пола большинством голосов квалификационной коллегией судей Республики Саха (Якутия) было рекомендовано на должности судей? Как минимум около 10, это в период с2011 г. по2013 г.

Отдельно хотелось бы остановиться ещё на одном примере, который требует особого внимания. При проведении конкурса на 2 вакантные должности судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия), при дополнительной проверке сведений указанных в анкете кандидата, являющегося судьёй Республики Саха (Якутия) было установлено, что этот действующий судья не проходил военную службу. При этом согласно предоставленных по запросу сведений данный судья, до наделения его полномочиями судьи, был привлечён уполномоченным должностным лицом к административной ответственности по статье 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту. Вместе с тем, в своём объяснении он указал, что в период с1996 г. по2004 г. «получить военный билет у него не было времени».

Нормами Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что уголовные дела за совершение преступления, предусмотренного статьёй 328 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы) рассматривают районные (городские) суды.

В связи с чем, возникает вопрос, как будет рассматривать уголовное дело в отношении гражданина, совершившего преступление по статье 328 УК РФ судья, если у него самого «не было времени получить военный билет» или, как сказал один из рекомендованных кандидатов «забыли призвать»?

Как и прежде в обществе бытует мнение, что судьёй должен быть исключительно гражданин, обладающий помимо необходимых знаний, принципами высоконравственно-этического поведения, не совершивший за свою жизнь проступков, которые могли бы поставить под сомнение его беспристрастность и справедливость при отправлении правосудия.

Требования к судье, направленные на обеспечение его статуса закреплены в статье 6 Кодекса судейской этики, утверждённого VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря2012 г., согласно которых судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи.

Таким образом, подводя итог изложенному, исходя из последовательных действий государства по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву (контракту) в обществе, следует придти к логическому выводу, что не должны подлежать рекомендации квалификационной коллегией судей на должность судьи граждане мужского пола признанные не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Что же касается действующих судей, которые не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, то в случае участия таких судей в конкурсах на замещение вакантных должностей, квалификационной коллегии судей необходимо соответствующим образом оценивать такие данные (например «получить военный билет у него не было времени» или «забыли призвать») с учётом положений Кодекса судейской этики и нормы статьи 59 Конституции Российской Федерации.

В заключении хотелось бы добавить, что по указанным вопросам следует также обратить внимание кадровых органов судов, Управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) при поступлении граждан на государственную гражданскую службу в суды, судебный департамент, а также действующих гражданских служащих судов, судебного департамента мужского пола, поскольку в соответствии с Положением о воинском учёте, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября2006 г. № 719 (с изменениями) воинский учёт граждан по месту их работы осуществляется организациями, а за состояние воинского учёта, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций, то есть председатели судов, начальник территориального подразделения судебного департамента.

Не служил в армии? Не годен к госслужбе

В мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить изменения в законодательство, направленные на повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву 1 . Так, отслужившим в армии должны были быть предоставлены дополнительные льготы при поступлении в вузы, гранты на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах, а также преференции при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – госслужба). В целях реализации данного поручения был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву"(далее – Закон), вступивший в силу с 1 января 2014 года. В нем определено, в частности, что граждане, прошедшие военную службу по призыву, имеют преимущественное право зачисления в вузы для получения второго высшего образования в области экономики и управления. Преференции же при поступлении на госслужбу, предусмотренные Законом, оказались выражены не в том, что при прочих равных условиях преимущественное право отдается отслужившим по призыву, а в том, что факт прохождения военной службы стал обязательным условием для занятия должности госслужащего (ст. 3 Закона). Более того, граждане, которые уже состоят на госслужбе, должны освободить занимаемые должности, в том случае если не служили в армии без законных на то оснований.

НАША СПРАВКА

Требования заявителя (Парламент Чеченской Республики): Признать запрет на допуск к госслужбе граждан, не прошедших военную службу без законных на то оснований, противоречащим Конституции РФ, так как он нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе.

Суд решил: Сам по себе данный запрет не противоречит Конституции РФ. Однако его бессрочный характер не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ. В связи с этим федеральному законодателю надлежит установить сроки действия этого запрета.

КС РФ по запросу заявителя проверил конституционность п. 1 ст. 3 Закона (далее – оспариваемое положение), расширяющего перечень связанных с госслужбой ограничений (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", далее – закон о госслужбе). Согласно внесенному им изменению гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на госслужбе, в случае если призывная комиссия признала его не прошедшим военную службу без законных на то оснований.

Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает конституционные принципы равенства граждан (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ), соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод (ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), ограничивает право на равный доступ к госслужбе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое положение необоснованно ухудшает положение лиц, поступивших на госслужбу до его вступления в законную силу.

Заявитель также подчеркнул, что в ряде случаев пройти службу по призыву невозможно в силу объективных причин. Он напомнил, что с начала 90-х годов и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а в настоящее время от этого региона призывается лишь небольшое количество молодых людей (в этом году планируется призвать около 500 человек). Получается, что многие граждане не проходят армейскую подготовку в силу не зависящих от них обстоятельств, а не потому что уклоняются от службы по призыву. Однако госслужащими они стать не могут.

Еще один спорный момент, на который указали члены Парламента Чеченской Республики в своем заявлении, – бессрочность запрета на допуск уклонистов к госслужбе. Они подчеркнули, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (ст. 328 УК РФ), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного (ст. 47 УК РФ). Таким образом, даже в УК РФ, устанавливающем наказания за наиболее серьезные общественно опасные деяния, определены конкретные сроки действия такого запрета. Получается, что оспариваемая норма противоречит УК РФ и поэтому подлежит пересмотру.

КС РФ уже неоднократно отмечал, что деятельность госслужащих осуществляется в публичных интересах, поэтому они наделены особым правовым статусом. Федеральный законодатель может устанавливать специальные правила поступления на госслужбу и ее прохождения, а также предъявлять к госслужащим и поступающим на службу лицам специальные требования, причем речь идет не только о деловых, но и о морально-нравственных качествах (Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2013 г. № 6-П, Определение КС РФ от 1 июля 1998 г. № 84-О, Определение КС РФ от 1 декабря 1999 г. № 219-О, Определение КС РФ от 3 октября 2002 г. № 233-О, Определение КС РФ от 20 октября 2005 г. № 378-О, Определение КС РФ от 22 октября 2008 г. № 538-О-О). Такие ограничения не ущемляют права граждан, в случае если являются формально определенными, четкими и не допускают расширительного толкования. Кроме того, они не должны иметь обратной силы (Постановление КС РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П, Постановление КС РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П, Постановление КС РФ от 30 июня 2011 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 18 июля 2013 г. № 19-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2014 г. № 7-П).

Защита Отечества – конституционно закрепленная обязанность каждого гражданина России (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), которая может быть реализована посредством несения военной службы, напомнил КС РФ. Основной формой последней является военная служба по призыву (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; далее – закон о военной службе). Призыву, напомним, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности или призыва на военную службу. В некоторых случаях мужчинам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а кто-то призыву и вовсе не подлежит (п. 2 ст. 22 закона о военной службе).

КС РФ подчеркнул, что отношение гражданина к обязанности пройти военную службу характеризует его как способную или, напротив, неспособную к ответственному осуществлению публичной деятельности личность и поэтому может рассматриваться как особое репутационное требование, предъявляемое к лицам, которые претендуют на занятие должности госслужащего (абз. 1 п. 3.2 Постановления). Доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии без законных на то оснований, снижает не только престиж военной службы, но и авторитет самой госслужбы. Запрет такого доступа не противоречит Конституции РФ, поскольку преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, отметил Суд.

Заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносит призывная комиссия при зачислении его в запас (п. 1.1. ст. 28 закона о военной службе). Стоит отметить, что данное положение вступило в силу только с 1 января текущего года. Поэтому в отношении тех, кто не служил без законных на то оснований, но был зачислен в запас до 1 января 2014 года, такое заключение выноситься не может. Соответственно, не может распространяться на них и ограничение, установленное оспариваемым положением. В то же время уклонисты, которые поступили на госслужбу до указанной даты, но еще не достигли возраста 27 лет, должны будут оставить занимаемые ими должности. В противном случае они получали бы необоснованные преимущества при реализации права на равный доступ к госслужбе по сравнению с теми, кто только претендует на замещение должностей госслужбы, считает КС РФ (абз. 3 п. 4 Постановления).

Важно отметить, что призывная комиссия может вынести заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований вне зависимости от того, привлекался ли он к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП РФ) или уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ). Более того, в законодательстве не закреплена обязанность призывной комиссии ни по установлению факта привлечения гражданина к такой ответственности, ни по оценке фактических обстоятельств, вследствие которых он не прошел военную службу.

Тем не менее, заключение призывной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ. Суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к ограничению права граждан на судебную защиту (см., например, Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 28 октября 1999 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 14 июля 2003 г. № 12-П, Постановление КС РФ от 12 июля 2007 г. № 10-П). Таким образом, причины, в силу которых гражданин не прошел военную службу, все же подлежат исследованию, следовательно установленный оспариваемым положением запрет сам по себе не противоречит Конституции РФ, считает КС РФ.

Сергей Маврин, судья КС РФ:

"Мы истолковали Закон таким образом, что призывная комиссия, принимая соответствующее решение о том, имел человек законные основания, для того чтобы не служить, или не имел, не должна, по сути дела, ограничиваться тем перечнем оснований, которые на сегодняшний день существуют в законе [о военной службе. – Ред.]. Если, скажем, на конкретной территории не проводился по каким-либо причинам призыв, как это было в Чеченской Республике, то значит было законное основание для того, чтобы человек не служил. И это обстоятельство, разумеется, не может быть ограничением ни для поступления на гражданскую службу, ни для освобождения от должности государственного служащего. В том случае, когда призывная комиссия не воспримет наши аргументы, у гражданина есть возможность обжаловать ее решение в суд. В силу самостоятельности судебной власти суд вправе откорректировать решение комиссии, не будучи связанным теми обстоятельствами, которые на сегодняшний день установлены как основания для освобождения от обязанности несения службы".

В то же время бессрочный характер запрета на допуск к госслужбе тех, кто не служил в армии, ставит их в худшее положение по сравнению с гражданами, для которых запрет на замещение определенных должностей является наказанием за совершение административного правонарушения или преступления, заключил Суд (абз. 3 п. 6 Постановления). Он согласился с доводами заявителя о том, что бессрочность запрета на прохождение госслужбы уклонистами противоречит установленным в уголовном законодательстве срокам лишения права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности. Более того, лица, осужденные за уклонение от призыва, после снятия судимости снова могут претендовать на занятие должностей госслужбы в отличие от граждан, признанных не прошедшими службу без законных на то оснований. Таким образом, в этой части оспариваемое положение не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ, постановил КС РФ.

В связи с этим Суд поручил федеральному законодателю устранить существующее в настоящее время противоречие в нормативных положениях, касающихся ограничения доступа к госслужбе не отслуживших в армии граждан.

После провозглашения Постановления член Парламента Чеченской Республики Хамзат Дадаев сообщил, что полностью удовлетворен решением Суда по данному делу.

***
В заключение отметим, что в ходе рассмотрения дела в Суде представители Президента РФ и Генерального прокурора РФ подняли вопрос о закреплении в законодательстве возможности проверки каким-либо властным органом или должностным лицом решений о признании гражданина не служившим в армии без законных на то оснований. Можно предположить, что такая процедура будет более быстрой по сравнению с обжалованием такого решения в суде. Возможно, положения о такой досудебной проверке решений призывных комиссий будут обсуждаться при разработке рекомендованных КС РФ поправок. ГАРАНТ.РУ продолжит следить за развитием темы.

За уклонение от призыва на военную службу предусмотрены крупные штрафы, принудительные работы и даже лишение свободы на срок до 2 лет. Тем, кто не готов взять в руки оружие, Конституция дает право на альтернативную службу – по сути, это обычная оплачиваемая работа

На работу вместо военной службы

Защита Отечества – долг и обязанность гражданина РФ (ст. 59 Конституции). Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом 1 , который предусматривает смешанную систему комплектования Вооруженных Сил РФ – граждане могут пройти службу как по призыву, так и по контракту, т.е. стать профессиональными военнослужащими.

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее ст. 328 Уголовного кодекса предусматривает наказание: штраф в размере до 200 тыс. руб. или дохода гражданина за период до 18 месяцев, принудительные работы на срок до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Но что делать молодым людям, которые по соображениям совести не готовы брать в руки оружие и носить военную форму? Ответ на этот вопрос кроется в Основном Законе: если убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции).

Что такое альтернативная гражданская служба?

В законе дано такое определение: альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву 2 . На практике АГС представляет собой обычную оплачиваемую работу, которую граждане выполняют вместо службы в армии.

Срок альтернативной гражданской службы сейчас составляет 1 год и 9 месяцев. Если молодой человек будет направлен для ее прохождения в организацию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, то срок службы составит на 3 месяца меньше.

Кто может пройти альтернативную службу?

Пройти АГС может любой молодой человек, чьи убеждения противоречат несению военной службы, независимо от того, являются они светскими или религиозными.

Еще в 1996 г. Конституционный Суд РФ признал, что именно убеждения и вероисповедание являются основанием для возникновения права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской 3 .

В 2011 г. Европейский Суд по правам человека признал, что, если неприятие военной службы мотивировано непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и совестью человека либо его глубокими религиозными или иными убеждениями, оно представляет собой неопровержимые и важные взгляды, которых достаточно для того, чтобы пользоваться гарантиями защиты, предоставляемыми ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Свобода мысли, совести и религии») 4 .

Дополнительно закон закрепляет право на прохождение АГС за гражданами, которые относятся к коренному малочисленному народу РФ, ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и занимаются традиционными промыслами.

Как реализовать право на АГС?

Очень просто – путем подачи заявления в военный комиссариат о замене военной службы альтернативной гражданской. В заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. То есть нужно изложить, в чем заключается суть убеждений, противоречащих несению военной службы. Проще всего это сделать, ответив на вопрос: какие взгляды не позволяют мне брать в руки оружие? Молодой человек должен быть способен сформулировать этическую основу своих убеждений.

Кроме того, полезно указать в заявлении тех, кто согласен подтвердить достоверность доводов призывника о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Нужно будет сообщить их контактную информацию и попросить вызвать их в день рассмотрения заявления.

Наконец, необходимо приложить к заявлению автобиографию и характеристику с места учебы или работы. Нелишним будет предоставить и иные документы, которые будут подтверждать изложенные доводы. К примеру, если гражданин обосновывает отказ от службы в армии пацифистскими взглядами, он может приложить сочинения на эту тему; если он ведет активную общественную жизнь, которая демонстрирует его пацифизм, – полезными окажутся фотографии или публикации об этом. Перечень дополнительных документов не ограничен – чем больше релевантных данных представит призывник, тем лучше.

В какие сроки подается заявление на прохождение АГС?

Призывник должен подать в военный комиссариат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской в следующие сроки 5 :

  • до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года;
  • до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года.

То есть заявление нужно подать за 6 месяцев до начала призывной кампании, во время которой гражданин должен быть призван в армию. Например, молодой человек обучается в вузе по программе бакалавриата и имеет право на отсрочку от призыва до 30 июня 2021 г. Подать заявление на прохождение АГС он должен до 30 сентября 2020 г., поскольку он будет подлежать призыву во время весенней призывной кампании, которая пройдет с 1 апреля по 15 июля 2021 г.

Но есть и исключения: если отсрочка от призыва на военную службу будет прекращена преждевременно, то заявление о замене этой службы альтернативной гражданской необходимо подать в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Например, если студент отчислится из вуза, то заявление он должен будет подать не позднее чем через 10 дней после подписания приказа об отчислении.

Молодой человек вправе подать заявление на прохождение АГС, даже если сроки были пропущены. Но в такой ситуации в заявлении он должен указать причины, объясняющие его несвоевременную подачу. Так, в 2006 г. Конституционный Суд указал, что при наличии уважительных причин срок подачи заявления может быть восстановлен призывной комиссией или судом 6 .

Заявление на прохождение АГС с прилагаемыми документами следует лично отнести в военный комиссариат и подать в двух экземплярах. На одном из них в канцелярии должны поставить отметку о принятии – этот экземпляр останется у призывника в качестве подтверждения факта подачи заявления. Возможен иной вариант: военный комиссариат выдаст призывнику документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Как рассматривают заявление?

Рассматривать заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую будет призывная комиссия – коллегиальный орган, состоящий из представителей разных органов власти. На заседание комиссии призывника вызывают повесткой.

Молодому человеку нужно будет устно объяснить, в чем заключается суть его убеждений, противоречащих службе в армии. Поэтому стоит заранее подготовить план выступления, чтобы донести до членов комиссии свою мысль. Перед призывником не стоит задача убедить комиссию в правильности своих убеждений – нужно лишь стройно продемонстрировать собственные взгляды и быть готовым ответить на вопросы. Он может пригласить на заседание знакомых или родственников, которые будут готовы подтвердить достоверность его доводов, и попросить их заслушать.

По результатам заседания призывная комиссия вынесет решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Если молодому человеку отказали в удовлетворении его просьбы, он вправе оспорить это решение в судебном порядке. Пока решение суда не вступит в законную силу, его не смогут призвать в армию.

Военную службу заменили на альтернативную гражданскую. Что дальше?

Остается ждать следующего призыва. За это время военный комиссариат направит информацию в Федеральную службу по труду и занятости, которая подготовит призывнику место для прохождения службы. После призыва молодой человек пройдет медицинское освидетельствование и в случае годности приступит к прохождению АГС. Если же призывник будет признан негодным или ограниченно годным к службе, то его освободят от этой обязанности и выдадут военный билет.

Как проходят альтернативную гражданскую службу?

Во время прохождения АГС молодой человек живет дома, ходит на работу, за которую получает заработную плату в том же размере, что и его коллеги на аналогичной должности, а в свободное время может заниматься своими делами.

Трудовая деятельность альтернативнослужащего регламентируется российским законодательством, в том числе Трудовым кодексом. Как и другие работники, он может получать образование в свободное от работы время и пользоваться правом на отпуск. Если его направляют служить в другой регион, то ему бесплатно предоставляется жилье и оплачивается проезд. Время прохождения АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Отличий от обычной трудовой деятельности не так много: граждане, проходящие АГС, не вправе отказываться от заключения срочного трудового договора, от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них договором, и расторгать его по своей инициативе; занимать руководящие должности; участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; совмещать АГС с работой в иных организациях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями; покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят АГС, без согласования с представителем работодателя; оставлять рабочее место в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности 7 .

Какое наказание предусмотрено за уклонение от прохождения АГС?

Если молодой человек был освобожден от военной службы и уклоняется от прохождения АГС, он может быть наказан штрафом в размере до 80 тыс. руб. или его дохода за период до 6 месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев (ч. 2 ст. 328 УК РФ).

1 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

2 Статья 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

3 Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 93-О.

4 Постановление Большой Палаты от 7 июля 2011 г. по делу «Баятян (Bayatyan) против Армении».

5 Статья 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

6 Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. № 447-О.

7 Статья 21 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Как стать судебным секретарём?

У меня высшее юридическое образование. Чтобы стать секретарём судебного заседания, нужно для начала найти вакансию, не в каждом городе это удаётся сделать сразу. Если повезло и место работы есть, нужно подать заявку на участие в конкурсе.

Кого берут на работу?

Есть требования федерального закона к государственной гражданской службе. Необходимы отсутствие судимости у кандидата и его родственников, высшее юридическое образование, отсутствие заболеваний, препятствующих работе (в том числе психических). Нужно пройти медицинскую комиссию. Не должно быть открытых административных нарушений. Служба в армии не обязательна.

Рабочий кабинет

Как проходит конкурс?

В конкурс входит тест по отдельным сферам права и основам судопроизводства. Обычно на вакансию претендует 2 человека. На принятие решения по кандидату влияют и результаты теста, и наличие опыта.

Как прошло первое заседание?

Моё первое заседание я помню плохо. В первый день было три заседания, все перенесли. Я толком не разобрался по какой причине. Мой рабочий день начался в 8 утра, я не выспался, так что плохо понимал происходящее. Мне быстро всё объясняли, так что я работал в ускоренном режиме. Первые 2 недели работы я вообще плохо помню. Приходил до начала рабочего дня, уходил поздно вечером. Я ничего не успевал, много нервничал, поэтому и отдельные моменты плохо запомнились. Я не ожидал, что буду так плотно работать с самого начала.

Новых сотрудников обучают?

Обучение проходит на практике. Приходишь, тебе говорят: «Иди работай». Если кто-то согласится всё объяснить, то будет хоть какое-то обучение. Если методом тыка получается работать, то тебя оставляют. Если не справляешься, то говорят «Пиши заявление».

Я попал к судье, которой не плевать на сотрудников, поэтому мне с самого начала объясняли все тонкости работы. Но по общению с людьми из сферы знаю, что далеко не везде так.

Про обязанности, протоколы и коллег

Как выглядит рабочий день?

Примерно в 8 утра я прихожу на работу, стараюсь что-то успеть подготовить под заседания. Составляю основу протоколов. С 9 часов начинаются процессы. Бывает, что за день проходит один процесс, иногда их 8. Оставшееся свободное время я занимаюсь извещениями.

Рабочее место на заседании

Чем ты занимаешься в суде?

В мои обязанности входит написание протоколов судебного заседания. Протокол ведётся в аудиоформате, параллельно пишу на компьютере. Когда заканчивается суд, я оформляю и подписываю протокол.

Вторая обязанность — извещение участников процесса. Делаю заявки, отправляю постановления о назначении судебного заседания. Вызываю свидетелей, потерпевших.

Если приходит какая-то корреспонденция или новые судебные дела, то я их получаю и отношу судье.

Оформляю расписание на неделю, вывешиваю для всех работников суда. Если есть ходатайство, на основе которого ведётся заседание, то отправляю всем участникам процесса.

Как пишется протокол?

Во время судебного заседания я пытаюсь писать протокол. Зачастую невозможно успеть записать всё, что говорят. Когда кто-то произносит речь, записать сразу тяжело, приходится восстанавливать по аудиозаписи. Схожая ситуация во время допроса. Обычно и вопросы, и ответы очень длинные.

При оглашении документов я записываю номер этого документа. Во время заседания я говорю «Всем встать, суд идёт».

Место для подсудимого

Как уведомляют о суде?

Уведомить людей можно тремя способами:
— извещение по почте;
— телефонный звонок (с составлением телефонограммы);
— расписка.

Расписку используют в двух случаях: когда человек находится в суде и ему сообщают о дате проведения следующего заседания, либо если лицо находится под стражей.

Как люди реагируют на приглашение в суд?

Реагируют на уведомление люди одинаково, спокойно. К моменту уведомления обычно люди уже знают, почему их вызывают. В единичных случаях особо одарённые пытаются что-то доказать человеку, который сообщает информацию о предстоящем судебном заседании.

Работники суда обсуждают дела?

Вне суда работники ведут себя как остальные люди и ничем не отличаются. Вне заседаний дела никто не обсуждает. Всем это надоедает, цеховые дела очень утомляют.

Какой сленг у служащих?

Когда нужно вызвать всех лиц, это называется «сделать назначку». Сопроводительное письмо называют «сопровод». Постановление о принудительном доставлении лица в судебное заседание называют «привод».

У работников суда есть что-то вроде сленга, но обычно это юридические термины. Для некоторых людей это само по себе выглядит как отдельный язык.

Как определить качество работы судьи?

Специальный вход для конвоя

Про суды, подсудимых и адвокатов

Как выглядит судебное заседание?

Судебное заседание всегда проходит по-разному для непосвящённого человека. Уже через неделю работы они практически перестают отличаться.

Виды судебных заседаний

Их можно поделить на несколько типов. Первый — когда заседание откладывается. Например, не явился потерпевший, а уведомление о проведении заседания без него не пришло. Это самый хороший вариант судебного заседания.

Второй тип — будничное заседание, когда зачитываются документы. «Государственный обвинитель предъявляет обвинение», «Изучаются письменные доказательства» и прочие одинаковые фразы. Всё проходит обыденно, даже скучно, работать просто.

Но самые сложные заседания связаны с допросами. Допрос одного человека длится в среднем час.

Если человек был свидетелем уголовного преступления, то обычно допрос длится намного больше часа. Если свидетелей несколько, то заседание становится очень длинным.

Суд проходит в спокойной обстановке?

На заседании есть установленный порядок, все его придерживаются. На моей практике не было ситуации, когда кто-то начинал кричать или перебивать других людей. Всё проходит строго. Участники процесса понимают, что эмоции могут лишь усугубить ситуацию. За нарушение порядка есть штрафы, также судья может удалить участника заседания за неподобающее поведение.

Помещения для заседаний в жизни и кино отличаются

Все понимают правила суда?

У меня была забавная ситуация: потерпевшая заявляла всякую хрень, даже не слушала, что у неё спрашивают. Просто говорила то, что ей хотелось. Когда в заседании появляется новый участник, то оглашают список всех участников процесса. Разъясняется право сделать отвод (отстранение человека от участия в заседании). На вопрос о том, всем ли участникам процесса она доверяет и не хочет ли она сделать отвод, она долго объясняла важность свободы выбора и право человека делать и говорить то, что он хочет.

Как себя ведут подсудимые?

Бывают комичные ситуации с маргинальными элементами общества, которые бухают не просыхая или плотно сидят на наркотиках.

На заседаниях маргиналы ведут себя очень странно и неестественно, пытаются вызвать жалость. При этом преступления совершают очень серьёзные.

У нас сейчас есть дело по тяжким телесным, повлекшим смерть, было дело по организации наркопритона. Такие моменты по-доброму наставляют.

Представление людей о суде похоже на реальность?

В фильмах и телепередачах показывают разные ситуации и дела. В реальности судебные заседания почти не отличаются даже в непохожих делах. Одни и те же доводы, одни и те же заявления, меняются только отдельные фразы.

Если бы реальное заседание было хоть немного похоже на киношное, работать было бы интереснее.

Из того, что я видел, первые серии первого сезона сериала «Лучше звоните Солу» напоминали реальную работу суда. Там было довольно много рутины. Но чаще режиссёры и сценаристы приукрашивают реальность.

В случае ЧП двери блокируются

За что часто судят?

В основном по уголовному праву рассматриваются дела по 228 статье, сбыт или хранение наркотиков. На втором месте 158 статья (кража). Часто проходят дела по 268 (ненадлежащее использование транспортного средства), 159 во всех её вариациях (мошенничество). Это 4 самых популярных статьи, с ними я сталкиваюсь чаще всего.

Как принимается решение?

Секретарь не участвует в принятии решения и вынесении вердикта, это исключительная привилегия судьи. На основе доказательств судья принимает решение в совещательной комнате.

Вердикт может отражать личную точку зрения человека. Что происходит в совещательной комнате — тайна, охраняемая законом.

Странные случаи на суде

Бывают странные и комичные процессы. Недавно был случай: мужчина проходит по трём статьям, однако следственные органы никак не могли собрать доказательную базу. В итоге по двум эпизодам преступлений по двум разным статьям подсудимый не может быть привлечён к ответственности из-за истечения срока давности. Есть определённый срок, в течение которого человека можно наказать за преступление. На заседании подсудимый подал ходатайство о прекращении судопроизводства по одному эпизоду (с истёкшим сроком давности). Как я понял, адвокат не знал об этом решении. Стороны выслушали друг друга, судья удалилась в совещательное комнату. Прокурор спросил у подсудимого «А почему вы подали ходатайство по одной статье, если истёк срок давности по двум?».

Оказалось, что и адвокат, и подсудимый даже не знали об этом.

В итоге судья в совещательной комнате составляла постановление по одной статье, а подсудимый и адвокат в это время буквально на коленке писали ходатайство по второй.

Что удивило больше всего?

Комичность большинства судебных заседаний в том, что многие адвокаты не умеют говорить. Они часто выражаются косноязычно, говорят абсурдные вещи.

На заседаниях они любят использовать очень длинные предложения, которые можно поделить на 3 разных и несвязанных между собой. В итоге слушаешь и понимаешь, что адвокат несёт какую-то херню. Наверное, это работает на подсудимых, потративших деньги на представителя. Такой «сложной» речью адвокат показывает свою важность. Либо это проблема образования.

Несмотря на статус суда, с ремонтом есть проблемы

Веришь ли ты в суды?

То, что я сам видел на судах, заставляет меня верить в объективность и беспристрастность судей. Судья, с которой я работаю, очень редко «сажает» людей. Когда слышу решение суда, то понимаю его логику.

Про зарплаты, взятки и льготы

Много ли зарабатывают участники процесса?

Зарплаты в суде мизерные у всех и охуеть какие большие у судьи.

Если не брать во внимание судей, то по зарплатам все сотрудники суда находятся примерно на одном уровне. Секретарь получает около 35 тысяч.

О зарплате прокурора ничего не могу сказать, многое зависит от конкретной прокуратуры. На суд может прийти прокурор или его заместитель, а это другая зарплата.

Районная, краевая, городская, транспортная, прокуратура по соблюдению прав в исправительных учреждениях. Во всех инстанциях зарплата разная.

Защитник по назначению получает 1800 рублей за один судодень. Если подсудимый сам нанял адвоката, то сумма может быть какой угодно. Тут уже многое зависит от города. Во Владивостоке я встречался с информацией о гонораре в 160 тысяч рублей за полное сопровождение независимо от результата процесса. В суде может участвовать переводчик, а их доходах я ничего не знаю.

На время карантин основной вход закрыли. Теперь все перемещаются по лестнице для конвоя

Какие льготы доступны работникам?

Если бы у меня не было жилья и прописки, то как государственный служащий я мог бы получить недвижимость в течение 3 лет. Не знаю, действительно ли это работает.

По какой-то причине банки более лояльно относятся к госслужащим, проще получить кредит или ипотеку. На условия кредита это никак не распространяется.

Сколько ты зарабатываешь?

Как любой государственный служащий, я получаю прожиточный минимум и кучу разных надбавок. В месяц выходит примерно 35 тысяч. Надеюсь, что в ближайшее время сумма увеличится.

Подсудимого сопровождает полиция

От чего зависит зарплата?

Заработок в первую очередь зависит от выслуги лет. Доплаты начинаются уже в первый год работы, затем зарплата постепенно растёт.

Основные добавки появляются в первый год, дальше зарплата увеличивается медленно, но стабильно.

Премии выплачивают на праздники. Обычно это незначительная сумма. У меня нет никаких премий за выполнение плана или тому подобного, просто самого плана тоже нет.

Можно ли дать взятку судье?

За моё время работы о взятках говорили всего пару раз и в виде шуток. В принципе, об этом стараются даже не шутить.

Дать судье взятку невозможно. Просто прийти с пачкой денег и прямо дать взятку за то или иное решение — не понимаю, как это может выглядеть.

Какие-то кулуарные игры могут существовать, но я об этом ничего не знаю и не берусь утверждать их наличие.

Кто из судей справедливее: мужчины или женщины?

В нашем суде 98% судей — женщины. Понятно, что по такой выборке невозможно решить, кто судит лучше. На этой должности женщины попадаются намного чаще мужчин.

В целом по России только 20-30% судей это мужчины. В принципе, в большинстве западных странах ситуация такая же.

Почему женщин намного больше?

Есть мнение, что они лучше переносят стресс. Работа судьи связана с постоянным стрессом и принятием сложных решений. По крайней мере в университете мне говорили, что женщины в таких условиях работают лучше и дольше. То есть некоторые мужчины с амбициями «выгорают» до того, как доходят до должности судьи.

Про рутину, сложности и перспективы

Зачем идти на эту работу?

Работа судебного секретаря подходит выпускникам юридического факультета без опыта. Вряд ли можно найти более удачное место для получения трудового стажа и реального опыта, который поможет при последующем трудоустройстве.

Вторая причина, по которой стоит идти секретарём — желание стать судьёй. Постепенно сдаёшь квалификационные экзамены, продвигаешься по службе, получаешь опыт.

Нравится ли тебе твоя работа?

Тяжело сказать, нравится мне работа или нет. За минимальные усилия получаешь настоящий профессиональный опыт, это мне нравится. При этом работа отнимает много энергии и времени. Хотя иногда работы совсем нет и я некоторое время ничего не делаю.

Больше всего раздражает то, что я не могу планировать время самостоятельно. Я бы намного меньше уставал при нормальном распорядке дня.

Сложно ли работать в суде?

Эта работа сложна для тех, кто хочет работать 8 часов в день и не больше. Здесь так не получится. Для высокой эффективности нужно выстраивать рабочий график, а секретарь этим не занимается, от него ничего не зависит. По этой причине иногда становишься заложником ситуации и вынужден оставаться на работе допоздна или приходить пораньше. Отсутствие работы днём может привести к необходимости работы вечером.

Работа сложная, зарплата маленькая

Не возникают мысли об увольнении?

Если говорить честно, то обычно судебное заседание похоже на бессмысленную трату времени.

В некотором смысле это театр, где люди разыгрывают диалоги. Все заранее знают и свои, и чужие реплики.

Это скучная и рутинная работа. Как у любого гражданского служителя низшего эшелона, мысли об увольнении появляются каждый день.

Об этом перестают думать так часто только после получения льгот и повышения зарплаты.

Образование окупается?

Затраты на образование и результат от работы сопоставимы в перспективе. Если сможешь продвинуться по карьерной лестнице, то затраты отобьются. Но высшее юридическое образование стоит дорого. Если не преуспеть в карьере, то получается невыгодный вариант. Однако многие обладатели дипломов в принципе его никак не используют.

Есть карьерный рост?

Мой карьерный рост ничем не ограничен. Если отработаю несколько лет секретарём, то на любой работе это будет плюсом. В теории мой карьерный рост может закончиться председателем конституционного суда. Карьерная лестница в судебной системе действительно работает.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Особые требования предъявляются статьёй 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» к лицам, назначаемым на должности гражданской службы судебных приставов, которые в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Согласно указанной норме, судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Приказом ФССП России от 07.03.2018 № 80 установлены требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава.

В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к гражданской службе поступление гражданина на гражданскую службу в Федеральную службу судебных приставов для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Порядок проведения конкурсов определяется Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы установлены статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Отнесение должностей гражданской службы к определенным категориям и группам должностей гражданской службы закреплено Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Данное требование не применяется:

- к гражданам, претендующим на замещение данной должности гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим данную должность, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года;

- к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на данную должность до 01.07.2016.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы необходимо наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 12.10.2017 № 478, и составляют для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направления подготовки»

Статьей 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены ограничения, связанные с гражданской службой, вследствие которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу. К ним относятся:

1) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказ гражданина от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

7) наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

11) признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

12) непредставление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Дополнительные требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава (судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава-исполнителя), установлены статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Согласно этим требованиям на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Также при назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

Читайте также: