Нужна ли армия для работы

Опубликовано: 17.09.2024

как в резюме указать службу в армии

Секреты резюме

img

Ежегодно службу в рядах российской армии проходят более 600 тыс. человек. Однако многие мужчины сомневаются, стоит ли потом рассказывать о своем военном опыте рекрутеру и будущему руководителю. И как в резюме указать службу в армии, чтобы данная информация не осложнила поиск работы.

Нужна ли информация об армии в резюме

Через пару недель после демобилизации молодые люди начинают активно искать работу. В этот момент и возникает дилемма: нужно ли в резюме указывать службу в армии или нет?

Ни в коем случае не сокращайте термины. В обязанности рекрутера не входит расшифровка аббревиатур. Поэтому и тратить на это время специалист по подбору персонала не будет.

Может быть, вам повезет и резюме попадет человеку, который не понаслышке знаком с армейской терминологией. Но вероятность этого 2 к 10. В лучшем случае потенциального работодателя и военную тематику будет связывать игра Call of Duty, где он засиживается вечерами

Информация о службе в армии в резюме необходима работодателю. Прием на работу отслужившего кандидата – гарантия для руководителя, что о новом сотруднике внезапно не вспомнит военкомат.

Вот пример, как можно указать службу в армии понятным для рекрутера языком:


как правильно отразить в резюме про службу в армии

В каком разделе резюме указывать информацию об армии

Если до того, как поступить на службу, вы не работали, то об армии стоит написать не только в анкете, но и в сопроводительном письме. Как правило, рекрутеры читают его первым.

Сосредоточьтесь на том, как служба подготовила вас к карьере на гражданке. Какие ключевые умения и навыки вы получили за это время.

Где в резюме писать про службу в армии:

  • Блок «Опыт работы».
  • Блок «Дополнительная информация».
  • Блок «Навыки».
  • Блок «Качества».

Блок «Опыт работы»

Службу в вооруженных силах (ВС) можно отнести к трудовой деятельности в случаях, если:

  • человек никогда нигде не работал;
  • с момента демобилизации прошло не более 3 лет.

Укажите даты ее прохождения, номер военной части, воинское звание, должность. В виде списка обозначьте основные обязанности.

Не стесняйтесь описывать специфику работы, но помните, что резюме попадет к рекрутеру, как правило, далекому от военной тематики.

Если за время службы вы были удостоены наград, это будет плюсом. Перечислите их в виде маркированного списка с подзаголовком «Достижения» в блоке «Опыт работы» после периодов трудовой деятельности. В этот же раздел включите и другие достижения, но обязательно в количественном выражении.

Блок «Дополнительная информация»

Говорить об армии – право, а не обязанность человека. Указывать прохождение службы в ВС в разделе «Дополнительная информация» следует в двух случаях:

  1. Если с момента демобилизации прошло более 3 лет, но соискатель изъявляет желание рассказать об этом периоде жизни.
  2. Если вакантная должность предполагает обязательную военную подготовку, но кандидат ее прошел более 3 лет назад.

Блок «Навыки»

Армия – это не только физический, но и интеллектуальный труд. Возможно, там вы приобрели новые навыки или «прокачали» имеющиеся. Например, работая в штабе, изучили вдоль и поперек возможности Microsoft Excel. Напишите об этом в анкете. Здесь же можно указать навыки владения оружием или приемами самообороны.

Блок «Качества»

Служба в ВС до сих пор воспринимается как «школа жизни», откуда приходят «настоящие мужчины».

По мнению работодателей, армия воспитывает в человеке следующие качества:

  • умение работать в команде;
  • дисциплинированность;
  • наблюдательность;
  • пунктуальность;
  • готовность решать сложные задачи;
  • ответственность;
  • аналитический склад ума;
  • стрессоустойчивость;
  • выносливость.

Выберете 3-4 личных качества, которые максимально хорошо вас характеризуют. Укажите их в соответствующем разделе резюме.

Когда служба в армии – требование работодателя

В некоторых организациях служба в ВС – условно обязательное требование для трудоустройства. В случае отсутствия военного билета или приписного свидетельства, попасть на такую работу будет сложно.

При отборе кандидатов-мужчин в государственные органы (например, в ФСБ, СК, органы системы МВД, МЧС) приоритет отдается тем, кто отслужил и не имеет ограничений по здоровью. В этом случае не только можно, но и нужно указывать в резюме свой армейский опыт.

Приведем пример вакансии на должность полицейского ППС:

нужно ли в резюме указывать службу в армии

Как видите, кадровика интересует не только сам факт прохождения службы, но и категория годности.

Работодатели уверены: информация о службе в армии должна быть включена в резюме. Ведь это показатель того, что человек получил необходимую «закалку», не боится трудностей, умеет быстро анализировать ситуацию и принимать верное решение.

Для других специальностей служба в ВС не панацея. Так для охранника вполне достаточно написать в разделе «Навыки» владение приемами рукопашного боя и самообороны или рассказать о своих увлечениях в блоке «Хобби». Но отслужившему мужчине опять же будет приоритет во время отбора.

Доля отслуживших мужчин в разных сферах (исследование hh.ru):

  • Рабочий персонал – 72%;
  • Транспорт, логистика – 68%;
  • Госслужба, НКО – 68%;
  • Безопасность – 67%;
  • Административный персонал – 64%;
  • Закупки – 58%;
  • Автомобильный бизнес – 57%;
  • Производство, сельское хозяйство – 55%;
  • Высший менеджмент – 54%;
  • Банки, инвестиции, лизинг – 53%;
  • Строительство, недвижимость – 52%.

Как написать о службе в армии в резюме

Цель вашего резюме – ответить на вопрос работодателя: «Что этот человек может сделать для меня?» Изучите вакансию, определите ключевые моменты: какими навыками, качествами, умениями должен обладать потенциальный сотрудник. Транслируйте это в своем отклике.

Не забывайте основные правила написания резюме:

  • Преподносите информацию в структурированном виде;
  • Пропишите желаемую должность и уровень заработной платы;
  • Указывайте место учебы и работы в хронологическом порядке, начиная с последнего; должен составлять 1-2 страницы.

Резюме – это презентация опыта. По нему встречают, судят и провожают. Сделайте текст максимально понятным.

Верно Неверно
Избегайте сокращений, армейского жаргона, военной терминологии. Говорите об армии с профессиональной точки зрения. Пишите, используя военные аббревиатуры и терминологию из армейской жизни. В подробностях расскажите в резюме, чем занимались во время службы.

Информация, которая никак не соотносится будущей работой, должна быть исключена.

Образцы резюме по профессиям смотрите на сайте Myresume.ru в соответствующем разделе. Перед отправкой работодателю покажите заполненный документ кому-нибудь из знакомых. Желательно, далекому от военной тематики. Так вы будете уверены на 100%, что рекрутер поймет суть написанного.

Часто задаваемые вопросы

По закону работодатели не могут отказать соискателю в приеме из-за того, что тот не «отдал долг Родине». Даже в органах МВД на это иногда закрывают глаза. Главное – чтобы был годен по состоянию здоровья. Ведь отсрочку мужчина мог получить не из-за болезни, а, например, если рано стал отцом двоих детей.

Есть негласное правило: указывать в резюме последние 3 – 5 лет работы. Если вы были в армии давно, то лучше упустить этот момент.

Указывать данную информацию в анкете надо в трех случаях:

  1. Если у вас нет опыта работы.
  2. Если вы устраиваетесь в органы системы МВД, МЧС и другие, где армия в приоритете.
  3. Если проходили службу не позднее 3-5 лет.

Вас могут не принять на работу. Причина проста: длительные перерывы в трудовой деятельности смущают работодателя. Даже год – это много. Конечно, рекрутер может соотнести ваш возраст, период «пробела» и догадаться, где вы находились и чем занимались в этот период. Но если специалист по подбору персонала будет загружен, то строить догадки он не станет. На собеседование вас, скорее всего, не пригласят.

Рекомендации для отслуживших по контракту и по призыву идентичны.

Вывод

Давайте подведем итоги и выделим главные правила, как написать в резюме что служил в армии:

Какая армия лучше – призывная или профессиональная? Должен ли призыв быть принудительным для всех? Эти вопросы «Амурская правда» задала двум молодым людям в рамках рубрики «За и против». Один амурчанин уверен, что отслужить обязан каждый — страна огромная и кто будет ее защищать, если не мы. Другой настаивает на том, что армия должна быть профессиональной – только это сделает ее по-настоящему эффективной, а принудительному призыву давно пора кануть в Лету. АП представляет оба мнения, подкрепленные весомыми аргументами.

За и против: служба в армии / Какая армия лучше – призывная или профессиональная? Должен ли призыв быть принудительным для всех? Эти вопросы «Амурская правда» задала двум молодым людям в рамках рубрики «За и против». Один амурчанин уверен, что отслужить обязан каждый — страна огромная и кто будет ее защищать, если не мы. Другой настаивает на том, что армия должна быть профессиональной – только это сделает ее по-настоящему эффективной, а принудительному призыву давно пора кануть в Лету. АП представляет оба мнения, подкрепленные весомыми аргументами.

ЗА:

Станислав Чемордаков, инженер-проектировщик:

Когда закончилась учеба в университете, вопрос служить или не служить даже не вставал. После сдачи диплома я спокойно пошел сдаваться в военкомат, потому что считаю, что служить в армии должен каждый молодой человек. В принципе уровень образования и физической подготовки значения не имеет — служить должен каждый. Россия — самая большая страна в мире и охранять ее кроме нас некому. Карман налогоплательщика не сможет обеспечить полностью контрактную армию, а срочники, отслужившие свой законный год, проходят достаточную программу для понимания основ, на которых армия строится. Конечно, далеко не каждый сможет полноценно научиться пользоваться военной техникой и оружием, но помимо стрельбы есть ведь и не менее важные специальности в войсках.

Что может дать армия за год? В основном, конечно, подтягивает здоровье. Как бы не возмущались противники службы, но в нормальных частях, вроде той, где я служил, начальники заинтересованы в том, чтобы бойцам на стол попадали свежие продукты, а меню не состояло только из шмата мяса и недоваренной гречки. Помимо правильного и сбалансированного питания, естественно, были физические упражнения. Как итог: сам грешил до армии перевесом, но за 3 месяца заметно постройнел и стал легче переносить общую физическую подготовку. Служба, как бы там ни было, — это не только зубрежка уставов и подметание от забора до обеда. Армия позволяет поддерживать себя в форме, совершенствовать свои навыки, развивать ловкость, выносливость и силу.

В каком-то смысле это и школа жизни: там научился воспринимать начальника начальником, а подчиненного подчиненным. Очень помогло, когда вернулся на гражданку и устроился на работу. На контракт не захотел оставаться, потому что проходить всю жизнь в низших воинских званиях — никак не мечта всей жизни, а пройти переобучение на офицера — еще год-полтора из жизни вон. Пожалуй, единственный недостаток армии: там не нужны умные, там нужны преданные. А людям с высшим образованием это дается с трудом, после того как в университете пять лет учат думать своей головой.

Против:

Виталий Смирнов, педагог:

Я против службы в армии на принудительной основе. Издревле военное дело считалось отдельным ремеслом. Военный – это такая же профессия, как учитель, сантехник, строитель. Никто не заставляет быть учителем, сантехником или строителем. Выбор профессии всегда происходит добровольно. Следовательно, армия должна существовать на контрактной основе по профессиональному типу. Служба в армии должна быть личным выбором. При правильной организации контрактной армии можно даже продлить призывной возраст до 30 лет. В период от 18 до 27 лет человек может сам определиться, нужна ему армия или нет. Если нужна — пойти отслужить.

Плюс контрактной армии в том, что она будет более профессионально подготовлена. Ни для кого не секрет, что в 80 процентах воинских частей вместо того, чтобы заниматься какой-либо военной подготовкой, красят снег, бордюры и траву. При переходе на профессиональную армию появится возможность многократно увеличить ее эффективность. Государство находит деньги на субсидии Крыму, на Олимпиаду, сможет и должно найти и на профессиональную армию. Нечего прибедняться. Даже в Украине нашли на это средства до всех последних событий.

На мой взгляд, служба в сегодняшней призывной армии в большинстве случаев бесполезна. По сути армия — это потеря времени, если ты не планируешь служить дальше на контрактной основе. Допустим, получил человек конкретное профильное образование, для работы по которому ему не нужна армия, но у него забирают год трудового стажа. В лучшем случае в армии ты получишь какую-нибудь военную профессию. Но вряд ли ее можно будет применить на гражданке. Люди год занимаются делами, которые не пригодятся им в реальной жизни.

Вырабатывать характер и проходить школу жизни, по-моему, гораздо важнее в реальной жизни, занимаясь конкретным делом, а не тратя время впустую. По поводу мнения, что в армию не сходил — не мужик, могу сказать одно: мужика мужиком делает не армия, а поступки. Точно также можно заявлять: не строил египетские пирамиды – не мужик. А здоровье и без армии будет в порядке, если заниматься спортом, а не ждать, пока тебя призовут и сделают из тебя «мужика».

Прием на работу без военного билета — это нарушение закона. Трудовым кодексом предусмотрено обязательное предоставление документов о воинском учете при устройстве на работу. Если вы хотите проверить, примут ли на работу без военного билета, и откажетесь предоставить такой документ, то ваш работодатель будет обязан сообщить об этом в комиссариат. Более того, с февраля 2019 года у работодателей появились новые обязанности — они будут обязаны вручать работникам, не состоящим на воинском учете, направления в военкоматы, а также уведомлять соответствующие органы о лицах, не вставших на учет. Тем ИП и юрлицам, кто откажется работать по новым правилам, уже грозят штрафы.

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2019 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что говорит закон: обязателен ли военный билет при приеме на работу

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
  4. Приказ министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663».
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 5.27, 21.4).
  1. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу, так называемое приписное свидетельство, или, кратко, приписной, выдается гражданам РФ, первоначально поставленным на воинский учет, под личную подпись.
  2. Военный билет выдается всем мужчинам, а также другим военнообязанным лицам: пребывающим в запасе, прошедшим альтернативную гражданскую службу, женщинам, имеющим военно-учетные специальности (связь, медицина и т. п.).

В паспортах граждан РФ производятся отметки об их отношении к воинской обязанности по образцам, установленным МО РФ.

Если у работника нет военного билета, что делать? Правовой анализ указанных источников права и существующей практики показывает, что в настоящее время существуют противоположные по своей сути позиции о том, нужен ли военный билет для устройства на работу.

Работодателю придется докладывать обо всех гражданах, принятых на работу и подлежащих учету в военкомате, и принимать необходимые меры к постановке их на учет. В случае трудоустройства без военного билета, если сотрудник не хочет самостоятельно становиться на учет, работодатель также обязан сообщить об этом факте в военкомат. Помимо этого, в обязанности работодателя входят ответы на соответствующие запросы военкоматов, которые нужно давать в течение двух недель.

Подробнее о том, как организовать на предприятии систему воинского учета

Кроме того, поправки предусматривают новые обязанности для работодателей. В частности, если кадровик обнаружит отсутствие военного билета при приеме на работу, то он должен:


Оборотная сторона


Напомним, что ответственное лицо работодателя, не предоставившего в военкомат сведения о приеме на работу военнообязанных граждан, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Штраф по ней составляет от 300 до 1000 рублей.

Отказ в заключении контракта

Поскольку военный билет обязателен при приеме на работу, то если соискатель не хочет предоставлять этот документ, наниматель имеет право отказаться от заключения трудового договора. Судебная практика подтверждает право такой позиции на существование. Оснований для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву, при трудоустройстве обязаны предъявить документы воинского учета. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, наниматель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Отсутствие у работодателя соответствующих документов о сотрудниках потенциально может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому если у сотрудника нет военного билета, что делать — руководитель организации должен решить самостоятельно: отказаться от специалиста или принять его.

Не служил в армии? Не годен к госслужбе

В мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить изменения в законодательство, направленные на повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву 1 . Так, отслужившим в армии должны были быть предоставлены дополнительные льготы при поступлении в вузы, гранты на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах, а также преференции при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – госслужба). В целях реализации данного поручения был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву"(далее – Закон), вступивший в силу с 1 января 2014 года. В нем определено, в частности, что граждане, прошедшие военную службу по призыву, имеют преимущественное право зачисления в вузы для получения второго высшего образования в области экономики и управления. Преференции же при поступлении на госслужбу, предусмотренные Законом, оказались выражены не в том, что при прочих равных условиях преимущественное право отдается отслужившим по призыву, а в том, что факт прохождения военной службы стал обязательным условием для занятия должности госслужащего (ст. 3 Закона). Более того, граждане, которые уже состоят на госслужбе, должны освободить занимаемые должности, в том случае если не служили в армии без законных на то оснований.

НАША СПРАВКА

Требования заявителя (Парламент Чеченской Республики): Признать запрет на допуск к госслужбе граждан, не прошедших военную службу без законных на то оснований, противоречащим Конституции РФ, так как он нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе.

Суд решил: Сам по себе данный запрет не противоречит Конституции РФ. Однако его бессрочный характер не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ. В связи с этим федеральному законодателю надлежит установить сроки действия этого запрета.

КС РФ по запросу заявителя проверил конституционность п. 1 ст. 3 Закона (далее – оспариваемое положение), расширяющего перечень связанных с госслужбой ограничений (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", далее – закон о госслужбе). Согласно внесенному им изменению гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на госслужбе, в случае если призывная комиссия признала его не прошедшим военную службу без законных на то оснований.

Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает конституционные принципы равенства граждан (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ), соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод (ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), ограничивает право на равный доступ к госслужбе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое положение необоснованно ухудшает положение лиц, поступивших на госслужбу до его вступления в законную силу.

Заявитель также подчеркнул, что в ряде случаев пройти службу по призыву невозможно в силу объективных причин. Он напомнил, что с начала 90-х годов и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а в настоящее время от этого региона призывается лишь небольшое количество молодых людей (в этом году планируется призвать около 500 человек). Получается, что многие граждане не проходят армейскую подготовку в силу не зависящих от них обстоятельств, а не потому что уклоняются от службы по призыву. Однако госслужащими они стать не могут.

Еще один спорный момент, на который указали члены Парламента Чеченской Республики в своем заявлении, – бессрочность запрета на допуск уклонистов к госслужбе. Они подчеркнули, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (ст. 328 УК РФ), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного (ст. 47 УК РФ). Таким образом, даже в УК РФ, устанавливающем наказания за наиболее серьезные общественно опасные деяния, определены конкретные сроки действия такого запрета. Получается, что оспариваемая норма противоречит УК РФ и поэтому подлежит пересмотру.

КС РФ уже неоднократно отмечал, что деятельность госслужащих осуществляется в публичных интересах, поэтому они наделены особым правовым статусом. Федеральный законодатель может устанавливать специальные правила поступления на госслужбу и ее прохождения, а также предъявлять к госслужащим и поступающим на службу лицам специальные требования, причем речь идет не только о деловых, но и о морально-нравственных качествах (Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2013 г. № 6-П, Определение КС РФ от 1 июля 1998 г. № 84-О, Определение КС РФ от 1 декабря 1999 г. № 219-О, Определение КС РФ от 3 октября 2002 г. № 233-О, Определение КС РФ от 20 октября 2005 г. № 378-О, Определение КС РФ от 22 октября 2008 г. № 538-О-О). Такие ограничения не ущемляют права граждан, в случае если являются формально определенными, четкими и не допускают расширительного толкования. Кроме того, они не должны иметь обратной силы (Постановление КС РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П, Постановление КС РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П, Постановление КС РФ от 30 июня 2011 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 18 июля 2013 г. № 19-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2014 г. № 7-П).

Защита Отечества – конституционно закрепленная обязанность каждого гражданина России (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), которая может быть реализована посредством несения военной службы, напомнил КС РФ. Основной формой последней является военная служба по призыву (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; далее – закон о военной службе). Призыву, напомним, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности или призыва на военную службу. В некоторых случаях мужчинам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а кто-то призыву и вовсе не подлежит (п. 2 ст. 22 закона о военной службе).

КС РФ подчеркнул, что отношение гражданина к обязанности пройти военную службу характеризует его как способную или, напротив, неспособную к ответственному осуществлению публичной деятельности личность и поэтому может рассматриваться как особое репутационное требование, предъявляемое к лицам, которые претендуют на занятие должности госслужащего (абз. 1 п. 3.2 Постановления). Доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии без законных на то оснований, снижает не только престиж военной службы, но и авторитет самой госслужбы. Запрет такого доступа не противоречит Конституции РФ, поскольку преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, отметил Суд.

Заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносит призывная комиссия при зачислении его в запас (п. 1.1. ст. 28 закона о военной службе). Стоит отметить, что данное положение вступило в силу только с 1 января текущего года. Поэтому в отношении тех, кто не служил без законных на то оснований, но был зачислен в запас до 1 января 2014 года, такое заключение выноситься не может. Соответственно, не может распространяться на них и ограничение, установленное оспариваемым положением. В то же время уклонисты, которые поступили на госслужбу до указанной даты, но еще не достигли возраста 27 лет, должны будут оставить занимаемые ими должности. В противном случае они получали бы необоснованные преимущества при реализации права на равный доступ к госслужбе по сравнению с теми, кто только претендует на замещение должностей госслужбы, считает КС РФ (абз. 3 п. 4 Постановления).

Важно отметить, что призывная комиссия может вынести заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований вне зависимости от того, привлекался ли он к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП РФ) или уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ). Более того, в законодательстве не закреплена обязанность призывной комиссии ни по установлению факта привлечения гражданина к такой ответственности, ни по оценке фактических обстоятельств, вследствие которых он не прошел военную службу.

Тем не менее, заключение призывной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ. Суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к ограничению права граждан на судебную защиту (см., например, Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 28 октября 1999 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 14 июля 2003 г. № 12-П, Постановление КС РФ от 12 июля 2007 г. № 10-П). Таким образом, причины, в силу которых гражданин не прошел военную службу, все же подлежат исследованию, следовательно установленный оспариваемым положением запрет сам по себе не противоречит Конституции РФ, считает КС РФ.

Сергей Маврин, судья КС РФ:

"Мы истолковали Закон таким образом, что призывная комиссия, принимая соответствующее решение о том, имел человек законные основания, для того чтобы не служить, или не имел, не должна, по сути дела, ограничиваться тем перечнем оснований, которые на сегодняшний день существуют в законе [о военной службе. – Ред.]. Если, скажем, на конкретной территории не проводился по каким-либо причинам призыв, как это было в Чеченской Республике, то значит было законное основание для того, чтобы человек не служил. И это обстоятельство, разумеется, не может быть ограничением ни для поступления на гражданскую службу, ни для освобождения от должности государственного служащего. В том случае, когда призывная комиссия не воспримет наши аргументы, у гражданина есть возможность обжаловать ее решение в суд. В силу самостоятельности судебной власти суд вправе откорректировать решение комиссии, не будучи связанным теми обстоятельствами, которые на сегодняшний день установлены как основания для освобождения от обязанности несения службы".

В то же время бессрочный характер запрета на допуск к госслужбе тех, кто не служил в армии, ставит их в худшее положение по сравнению с гражданами, для которых запрет на замещение определенных должностей является наказанием за совершение административного правонарушения или преступления, заключил Суд (абз. 3 п. 6 Постановления). Он согласился с доводами заявителя о том, что бессрочность запрета на прохождение госслужбы уклонистами противоречит установленным в уголовном законодательстве срокам лишения права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности. Более того, лица, осужденные за уклонение от призыва, после снятия судимости снова могут претендовать на занятие должностей госслужбы в отличие от граждан, признанных не прошедшими службу без законных на то оснований. Таким образом, в этой части оспариваемое положение не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ, постановил КС РФ.

В связи с этим Суд поручил федеральному законодателю устранить существующее в настоящее время противоречие в нормативных положениях, касающихся ограничения доступа к госслужбе не отслуживших в армии граждан.

После провозглашения Постановления член Парламента Чеченской Республики Хамзат Дадаев сообщил, что полностью удовлетворен решением Суда по данному делу.

***
В заключение отметим, что в ходе рассмотрения дела в Суде представители Президента РФ и Генерального прокурора РФ подняли вопрос о закреплении в законодательстве возможности проверки каким-либо властным органом или должностным лицом решений о признании гражданина не служившим в армии без законных на то оснований. Можно предположить, что такая процедура будет более быстрой по сравнению с обжалованием такого решения в суде. Возможно, положения о такой досудебной проверке решений призывных комиссий будут обсуждаться при разработке рекомендованных КС РФ поправок. ГАРАНТ.РУ продолжит следить за развитием темы.

За уклонение от призыва на военную службу предусмотрены крупные штрафы, принудительные работы и даже лишение свободы на срок до 2 лет. Тем, кто не готов взять в руки оружие, Конституция дает право на альтернативную службу – по сути, это обычная оплачиваемая работа

На работу вместо военной службы

Защита Отечества – долг и обязанность гражданина РФ (ст. 59 Конституции). Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом 1 , который предусматривает смешанную систему комплектования Вооруженных Сил РФ – граждане могут пройти службу как по призыву, так и по контракту, т.е. стать профессиональными военнослужащими.

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее ст. 328 Уголовного кодекса предусматривает наказание: штраф в размере до 200 тыс. руб. или дохода гражданина за период до 18 месяцев, принудительные работы на срок до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Но что делать молодым людям, которые по соображениям совести не готовы брать в руки оружие и носить военную форму? Ответ на этот вопрос кроется в Основном Законе: если убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции).

Что такое альтернативная гражданская служба?

В законе дано такое определение: альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву 2 . На практике АГС представляет собой обычную оплачиваемую работу, которую граждане выполняют вместо службы в армии.

Срок альтернативной гражданской службы сейчас составляет 1 год и 9 месяцев. Если молодой человек будет направлен для ее прохождения в организацию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, то срок службы составит на 3 месяца меньше.

Кто может пройти альтернативную службу?

Пройти АГС может любой молодой человек, чьи убеждения противоречат несению военной службы, независимо от того, являются они светскими или религиозными.

Еще в 1996 г. Конституционный Суд РФ признал, что именно убеждения и вероисповедание являются основанием для возникновения права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской 3 .

В 2011 г. Европейский Суд по правам человека признал, что, если неприятие военной службы мотивировано непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и совестью человека либо его глубокими религиозными или иными убеждениями, оно представляет собой неопровержимые и важные взгляды, которых достаточно для того, чтобы пользоваться гарантиями защиты, предоставляемыми ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Свобода мысли, совести и религии») 4 .

Дополнительно закон закрепляет право на прохождение АГС за гражданами, которые относятся к коренному малочисленному народу РФ, ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и занимаются традиционными промыслами.

Как реализовать право на АГС?

Очень просто – путем подачи заявления в военный комиссариат о замене военной службы альтернативной гражданской. В заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. То есть нужно изложить, в чем заключается суть убеждений, противоречащих несению военной службы. Проще всего это сделать, ответив на вопрос: какие взгляды не позволяют мне брать в руки оружие? Молодой человек должен быть способен сформулировать этическую основу своих убеждений.

Кроме того, полезно указать в заявлении тех, кто согласен подтвердить достоверность доводов призывника о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Нужно будет сообщить их контактную информацию и попросить вызвать их в день рассмотрения заявления.

Наконец, необходимо приложить к заявлению автобиографию и характеристику с места учебы или работы. Нелишним будет предоставить и иные документы, которые будут подтверждать изложенные доводы. К примеру, если гражданин обосновывает отказ от службы в армии пацифистскими взглядами, он может приложить сочинения на эту тему; если он ведет активную общественную жизнь, которая демонстрирует его пацифизм, – полезными окажутся фотографии или публикации об этом. Перечень дополнительных документов не ограничен – чем больше релевантных данных представит призывник, тем лучше.

В какие сроки подается заявление на прохождение АГС?

Призывник должен подать в военный комиссариат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской в следующие сроки 5 :

  • до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года;
  • до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года.

То есть заявление нужно подать за 6 месяцев до начала призывной кампании, во время которой гражданин должен быть призван в армию. Например, молодой человек обучается в вузе по программе бакалавриата и имеет право на отсрочку от призыва до 30 июня 2021 г. Подать заявление на прохождение АГС он должен до 30 сентября 2020 г., поскольку он будет подлежать призыву во время весенней призывной кампании, которая пройдет с 1 апреля по 15 июля 2021 г.

Но есть и исключения: если отсрочка от призыва на военную службу будет прекращена преждевременно, то заявление о замене этой службы альтернативной гражданской необходимо подать в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Например, если студент отчислится из вуза, то заявление он должен будет подать не позднее чем через 10 дней после подписания приказа об отчислении.

Молодой человек вправе подать заявление на прохождение АГС, даже если сроки были пропущены. Но в такой ситуации в заявлении он должен указать причины, объясняющие его несвоевременную подачу. Так, в 2006 г. Конституционный Суд указал, что при наличии уважительных причин срок подачи заявления может быть восстановлен призывной комиссией или судом 6 .

Заявление на прохождение АГС с прилагаемыми документами следует лично отнести в военный комиссариат и подать в двух экземплярах. На одном из них в канцелярии должны поставить отметку о принятии – этот экземпляр останется у призывника в качестве подтверждения факта подачи заявления. Возможен иной вариант: военный комиссариат выдаст призывнику документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Как рассматривают заявление?

Рассматривать заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую будет призывная комиссия – коллегиальный орган, состоящий из представителей разных органов власти. На заседание комиссии призывника вызывают повесткой.

Молодому человеку нужно будет устно объяснить, в чем заключается суть его убеждений, противоречащих службе в армии. Поэтому стоит заранее подготовить план выступления, чтобы донести до членов комиссии свою мысль. Перед призывником не стоит задача убедить комиссию в правильности своих убеждений – нужно лишь стройно продемонстрировать собственные взгляды и быть готовым ответить на вопросы. Он может пригласить на заседание знакомых или родственников, которые будут готовы подтвердить достоверность его доводов, и попросить их заслушать.

По результатам заседания призывная комиссия вынесет решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Если молодому человеку отказали в удовлетворении его просьбы, он вправе оспорить это решение в судебном порядке. Пока решение суда не вступит в законную силу, его не смогут призвать в армию.

Военную службу заменили на альтернативную гражданскую. Что дальше?

Остается ждать следующего призыва. За это время военный комиссариат направит информацию в Федеральную службу по труду и занятости, которая подготовит призывнику место для прохождения службы. После призыва молодой человек пройдет медицинское освидетельствование и в случае годности приступит к прохождению АГС. Если же призывник будет признан негодным или ограниченно годным к службе, то его освободят от этой обязанности и выдадут военный билет.

Как проходят альтернативную гражданскую службу?

Во время прохождения АГС молодой человек живет дома, ходит на работу, за которую получает заработную плату в том же размере, что и его коллеги на аналогичной должности, а в свободное время может заниматься своими делами.

Трудовая деятельность альтернативнослужащего регламентируется российским законодательством, в том числе Трудовым кодексом. Как и другие работники, он может получать образование в свободное от работы время и пользоваться правом на отпуск. Если его направляют служить в другой регион, то ему бесплатно предоставляется жилье и оплачивается проезд. Время прохождения АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Отличий от обычной трудовой деятельности не так много: граждане, проходящие АГС, не вправе отказываться от заключения срочного трудового договора, от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них договором, и расторгать его по своей инициативе; занимать руководящие должности; участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; совмещать АГС с работой в иных организациях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями; покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят АГС, без согласования с представителем работодателя; оставлять рабочее место в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности 7 .

Какое наказание предусмотрено за уклонение от прохождения АГС?

Если молодой человек был освобожден от военной службы и уклоняется от прохождения АГС, он может быть наказан штрафом в размере до 80 тыс. руб. или его дохода за период до 6 месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев (ч. 2 ст. 328 УК РФ).

1 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

2 Статья 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

3 Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 93-О.

4 Постановление Большой Палаты от 7 июля 2011 г. по делу «Баятян (Bayatyan) против Армении».

5 Статья 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

6 Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. № 447-О.

7 Статья 21 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Читайте также: