Нужна ли медсправка для работы в такси

Опубликовано: 02.10.2024

Как правило, осмотр не проходят не только таксисты, но и автомобили, на которых они возят пассажиров. Фото: Андрей Махонин / ТАСС

. Юсуф С. работает в Москве на такси уже больше десяти лет. И каждый день, выходя на линию, первым делом проверяет, при себе ли путевой лист. Это главный документ, который у него спросят на дороге при любой проверке. Заверен он печатями и подписями врача и механика - людей, которые тем самым гарантируют, что водитель сел за руль здоровый и трезвый, а автомобиль у него полностью исправен. "На самом деле все эти десять лет никто ничего не проверяет, - рассказывает Юсуф. - Если бы я делал все по правилам, то в год платил бы за это 40 тысяч рублей. С моими доходами не могу позволить себе такие расходы. Таксопарки тоже тратиться не хотят. Поэтому нам просто выдают путевые листы заранее заполненными".

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Врач и механик могут быть как штатными работниками таксопарка, так и работать на выезде - например, приезжать на осмотры на несколько часов, а потом работать в другом месте. Но лицензия на этот вид деятельности у них обязана быть. Если компания маленькая, водители могут проверяться в таксопарке покрупнее, заранее заключив договор. Еще один вариант - обратиться в специальную контору, где ИП и небольшие фирмы могут получить те же услуги. В Москве таких фирм несколько десятков, все они пользуются бешеной популярностью. Пробую позвонить в одну из них, узнать, можно ли получить путевой лист. "Заключаете договор, приобретаете путевые листы, медик и механик ставят печати и подписи на месяц вперед, все журналы учета тоже будут заполнены. Будет видимость, что вы регулярно каждое утро приезжаете на осмотр. Реально ехать никуда не нужно", - без стеснения детально отвечает на вопрос оператор сайта razreshenie-na-taksi.ru. Цена, что называется, вполне доступная - за годовой договор 10 тысяч рублей. Это оптом. Напомню, реальная услуга стоила бы раза в четыре дороже. Звоню еще в одну контору, представляюсь индивидуальным предпринимателем. Тут продажа в розницу - 50 рублей за один путевой лист. Спрашиваю: можно не ехать лично, а получать документы по почте? "Приезжайте, поговорим", - осторожно отвечают на сайте putevye-listy.ru, намекая, что не проблема. Итог и других звонков оказался примерно одинаковым: прямо или косвенно на другом конце провода говорили, что листы можно получить, даже не засветившись на приеме у врача.

Эксперты оказались в курсе этой ситуации. Они уверены, что давно устарел сам принцип выдачи этих документов и отрасль нуждается в серьезных переменах. "У нас совершенно архаичный порядок получения путевых листов, унаследованный от СССР. Пора признать, что этот рынок никак не контролируется. Все эти листы со штампами - филькины грамоты в наш век цифровых технологий", - считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. "Выдача путевых листов превратилась в прибыльный криминальный бизнес - не только в Москве, но и по всей стране. Тех, кто реально проходит все проверочные процедуры, единицы", - рассказал "РГ" глава транспортного комитета Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко.

Отчаявшись найти хоть кого-нибудь, кто действительно проводит осмотры, как того требует закон, решаю позвонить агрегаторам. Путевые листы совсем не их забота- но должны же они думать о безопасности пассажиров! "Нам остается только надеяться, что перевозчики ответственно относятся к своей работе и регулярно проходят все проверки", - ответили "РГ" в пресс-службе агрегатора "Везет". Еще десяток звонков - и, кажется, успех! В одной из фирм сообщили, что проводят осмотры строго по закону, и пригласили на экскурсию в одно из отделений в подмосковной Балашихе. Что ж, едем смотреть. Услуги предоставляет компания "Добрый путь", используя в качестве посредника сервис Med point 24. В кабинете осмотра небольшая очередь из таксистов, врача нет. А где же медик? "Личное присутствие врача не обязательно, он осматривает водителя дистанционно, с помощью камеры", - говорит гендиректор фирмы Светлана Розова. За компьютер, подключенный к системе, садится таксист Олег Леонов. После ввода личных данных ему измеряют давление. Потом программа просит подышать в алкотестер. Последний этап - комплекс вопросов с выбором ответа. Если у водителя болит голова, сердце или даже зуб, то можно нажать на соответствующую клавишу. Вердикт: к рейсу не допущен, слишком высокое давление. "Действительно, плоховато себя чувствую, пожалуй, на линию не выйду, отдохну денек", - принимает решение Леонов. У других водителей, прошедших следом за ним осмотр, оказалось все в порядке. Аппарат выдал им небольшой талон, напоминающий старый автобусный билет. На нем - время прохождения осмотра и имя выдавшего его врача. Вот его и вклеивают таксисты в свой путевой лист. Такой осмотр в Москве и области можно пройти в 24 пунктах.

Преимущества дистанционного метода очевидны - можно выбрать ближайший пункт и сэкономить время. Но насколько законен такой осмотр? В "Яндекс.Такси", где недавно его тоже начали применять, это пилотный проект, работающий в тестовом режиме. Участие в нем для водителей - дело сугубо добровольное. "Законом такая форма получения путевого листа не предусмотрена, наши водители за участие в проекте получают бонусы. В сентябре подобный осмотр в столице прошли уже более 3,5 тысячи таксистов", - говорят в пресс-службе компании. Чтобы технология заработала в полной мере, нужно как можно скорее ввести электронные путевые листы, уверены в "Яндексе". После оформления такой документ отправляется в облачное хранилище, и сотрудники ГИБДД легко могут проверить его по электронной базе. Для водителей это серьезная экономия времени, а для АЗС, где дислоцируются пункты, - дополнительное привлечение клиентуры.

Богдан Коношенко тоже поддерживает дистанционные осмотры: "В стране принят закон о телемедицине - дистанционно можно руководить даже операциями. Почему же тогда нельзя пройти на расстоянии медицинский медосмотр? Получается, что все, кто использует его сейчас в такой форме, нарушают закон". А технический контроль, по словам эксперта, стоит вообще отменить. Ведь норма принималась тогда, когда на дорогах были только "волги" и "жигули" с их частыми поломками. Современные же машины не такие капризные, им столько внимания им и не требуется.

Найти же таксопарк, где до сих пор держат в штате медика, реально каждый день проверяющего водителей, оказалось крайне непросто. Я, в частности, обнаружил лишь один - "Таксовичкоф". По словам операционного директора Ильи Байко, у них таксисты каждый день за 15-20 минут до рейса проходят в кабинет медика, и он лично проводит все проверки. Далее машину осматривает механик. После окончания смены следует еще один круг проверок, и лишь после этого водитель сдает машину и ключи. Правда, убедиться самим, так ли это, корреспондентам "РГ" не удалось - поприсутствовать на самой проверке нам не разрешили.


За первые 10 месяцев 2019 года в Москве произошло 968 ДТП с участием такси, или на 43% больше, чем за тот же период прошлого года. В них погибли 20 человек. Причем практически в каждом седьмом случае водитель такси был в состоянии алкогольного опьянения. Так, в начале этого месяца в столице нетрезвый таксист не справился с управлением и снес припаркованные у дороги автомобили. Он пытался скрыться, но был задержан проезжавшими мимо росгвардейцами. А всего неделю назад в районе Орехового бульвара у таксиста прямо за рулем случился приступ эпилепсии. Потеряв контроль над машиной, он врезался сразу в пять авто. Пассажир, к счастью, отделался легкими царапинами, а самому водителю еще до приезда "скорой" первую помощь оказали очевидцы. При нормальной организации предрейсовых медосмотров этих случаев могло бы и не произойти.

Вопрос о прохождении мед комиссии встает перед каждым водителем. Правила получения и формат документа регулярно претерпевает изменения. В ноябре 2019 в СМИ показывали очереди желающих пройти процедуру по старым правилам, за день до вступления новшеств в силу их отложили до лета.

В этой статье расскажем, как проходить мед комиссию на права в 2020 году и когда это лучше всего сделать, чтобы не отдать за документ 5 000 – 10 000 рублей.

Когда может потребоваться справка?

Если вы водите машину вопрос прохождения врачебной комиссии встает перед вами регулярно, вот перечень ситуаций, в которых придется пройти через врачебный прием.

  1. Перед сдачей экзамена в ГИБДД. Желающий получить право на управление транспортным средством должен пройти медицинскую комиссию на водительские права, чтобы быть допущенным к сдаче экзамена.
  2. При замене удостоверения. Водитель должен обновлять документ каждые 10 лет, для замены нужно пройти медкомиссию.
  3. Для получения новой категории. Если человек получает допуск к управлению нового вида транспортного средства, он должен заново пройти врачебную комиссию вне зависимости от того, сколько времени прошло со времени прохождения предыдущей.
  4. Для восстановления прав после лишения. Чтобы получить возможность управления транспортным средством, придется заново получать документ.
  5. Если в удостоверении стоит особая метка: «медицинская справка обязательна». Это значит, что у человека имеются заболевания, из-за которых он должен постоянно проходить врачей и возить с собой действующее разрешение от врачей. В данном случае, если разрешения нет, то действия нарушителя приравниваются к управлению транспортным средством без прав штраф 5 000 – 15 000 рублей.
  6. Если гражданин по собственной инициативе хочет заменить права на полный срок – 10 лет.

При прохождении техосмотра и получении международного удостоверения прохождение медкомиссии не потребуется.

Где получить медицинскую справку для прав?

Для прохождения медкомиссии потребуется паспорт. Военный билет или приписное свидетельство попросят у мужчин. Действующий бланк не предполагает наличие фотографии.

Новые правила получения медицинской водительской справки

Новые правила сделали обязательными 2 исследования, которые раньше производились только по направлению врача и за счет бюджетных средств:

  1. Анализ мочи на содержание наркотических средств.
  2. Анализ крови на склонность к хроническому алкоголизму.

Изначально вступление их в силу было запланировано Минздравом на 22.11.2019, но в связи с очередями в учреждениях и ажиотажем среди населения, срок начала действия был перенесен на 1 июля 2020 года.

Ажиотаж был связан с подорожанием водительской мед справки, поскольку прохождение обязательных исследований будет производиться за счет самих водителей. Если до новых правил процедура обходилась в 500 – 3 000 руб., теперь цена вырастет до 5 000 – 10 000 рублей в зависимости от региона и категории.

Что выявляют новые обязательные анализы?

Раньше на дополнительные обследования отправляли врачи психиатры-наркологи и психиатры, если в ходе прохождения комиссии врач заметил симптомы заболевания. С 2020 года исследования на содержание психотропных веществ в моче и содержание CDT в крови (этот показатель указывает на наличие хронического алкоголизма) является обязательным для всех.

По старым правилам, если в анализах обнаруживают запрещенные вещества человеку не выдают удостоверение, по новым – отправляют на дополнительное инструментальное обследование и выявляется наличие заболеваний. Так, при выявлении запрещенных веществ в моче, человека направляют на повторное исследование другим способом. При обнаружении превышения показателя - маркера хронического алкоголизма, назначают дополнительное обследование. В результате выясняется появились ли заболевания, связанные с алкоголизмом. При возникновении конфликтной ситуации решение принимается врачебной комиссией.

Схема прохождения медкомиссии

Срок действия медсправки – 1 год, если в этот период вы планируете получение новой категории, лучше пройти комиссию сразу и на нее, чтобы не делать это потом повторно.

  1. Оформите медицинскую карту. За оформлением карты можно обратиться в любое учреждение здравоохранения, которое этим занимается. Перечень специалистов и обследований зависит от категории. Прямо в учреждении можно пройти сразу всех врачей, кроме психиатра и психиатра-нарколога.
  2. Посетите психиатрический и наркологический диспансеры по месту регистрации, они должны также поставить отметки в медицинской карте и сдайте необходимые анализы.
  3. Вернитесь к терапевту из мед центра, в котором оформлялась карта, он заполнит документ. Допускается отдельный сбор справок с каждого доктора.

Цена медицинской справки

Стоимость складывается из стоимости всех входящих в нее исследований. Наличие дополнительных анализов удорожает документ в несколько раз, а также увеличивает срок получения, поскольку результаты придется ждать несколько дней. В среднем за категории A и B придется заплатить 5 000 – 8 000 рублей, за C и D – 7 000 – 10 000.

Как заплатить меньше?

Мы настоятельно не рекомендуем искать возможность фальсифицировать врачебное разрешение на управление транспортным средством. Если ГИБДД выяснит, что документ выписан незаконно и медкомиссия не была пройдена, аннулируют и справку, и выданное на ее основании удостоверение.

Единственный вариант – оформить до повышения стоимости медкомиссии, то есть до 1 июля 2020 года по старым правилам. Вы не обязаны ждать истечения 10 летнего периода с получения прав, вы можете заменить их раньше. Если пройдете медкомиссию, то получите их на 10 лет, вне зависимости от того, какой срок действия у вашего нынешнего документа. Справка будет действовать год, так что вы можете немного отложить оформление удостоверения.

Главная проблема в том, что попытаетесь сэкономить не только вы, к лету ажиотаж приобретет еще большие масштабы, так что лучше позаботится о медсправке сейчас, чтобы потом не терять время и силы в очередях потом.

Все дорожает, но цена на качественные фары LOYO остается неизменной, а периодически попадает в дисконт. Следите за акциями и не забывайте, что от автосвета зависит ваша уверенность на дороге.

med_900

Данная статья интересна тем, что данный вопрос очень многие не понимают. Не понимают в том числе и сами надзорные органы.

Нужно ли контролировать наличие медицинских водительских справок?

Разберитесь в этом вместе со мной, иначе вы до сих пор не будете знать чем отличается медицинское освидетельствование от медицинского осмотра.

Я обращу ваше внимание на нормативные акты, которые следует детально изучить и пользоваться ими в своей работе, а именно тогда когда речь идет о медосвидетельствовании и медосмотре водителей.

  • Кстати

Медицинское Освидетельствование. Приказ Минздрава №344н.

Если у вас до сих пор надзорный орган (УГАДН) требует контролировать наличие справок медицинского освидетельствования водителей и требует обновлять их каждый год, то знайте что это требование не законно.

А также незаконно требовать от водителей каждый год проходить медицинское освидетельствование с целью получения новой справки.

Новый закон: Приказ Минздрава №344н ничего принципиально не изменил в этом вопросе.

Нельзя путать такие понятия как медосвидетельствование водителя и медицинский осмотр водителя.

Прежде чем мы разберемся в этом вопросе, я процитирую вопрос который однажды ко мне поступил.

Или вот такой вопрос:

Главный и короткий ответ: справки о медицинском освидетельствовании водителей контролировать не надо и требовать их обновления тоже не надо!

приказ минздрава 344н

А теперь цитируем и анализируем фразы которые неверно истолковываются как надзорными органами, так и самими специалистами.

Справка о Медосвидетельствовании водителя. Срок действия.

Цитирую текст Приказа Минздрава №344н, который неверно применяют:

Многие неверно думают, что справка о медицинском освидетельствовании действует 12 месяцев, а значит ее надо менять, и требуют от водителя проходить медосвидетельствование каждый год.

Этот срок установлен не для работодателя, а для физического лица, которму необходимо получить водительское удостоверение впервые или заменить старое водительское удостоверние.

То есть смысл здесь простой, физическое лицо прошло медицинское освидетельствование получило справку и у него есть 12 месяцев, чтобы предъявить их сотрудникам ГИБДД (работодатель тут вообще не причем) для получения водительского удостоверения.

Спустя 12 месяцев, если физическое лицо промурыжилось и забыло заняться вопросом получения водительского удостоверения, то получать справку надо заново.

Именно так работает срок в 12 месяцев в данном контексте закона.

Еще раз повторю, медосвидетельствование не отностится к обязательным медицинским осмотрам, потому что это два разных мероприятия.

Еще один вопрос:

  • Кстати

Медосвидетельствование кадитата в водители.

Логика надзорных органов проста и наивна. Они действуют следующим образом.

фз-196 О БДД

Именно эту фразу показывают надзорные органы когда требуют от юридического лица контролировать наличие справок о медицинском освидетельствовании.

Но помилуйте, а где слова в фабуле статьи 23 такого рода:

Если вы сравните с фабулой статьи 20, то вы сразу увидите разницу. Там требования, а здесь?

К кому обращена это фраза?

С таким же успехом можно сказать, что это должен делать сам УГАДН. Здесь написаны не требования, а всего лишь обозначено, что включает в себя медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.

Кто это? А вот это и есть главная деталь которую ленятся изучить.

пункт 4 приказа Минздрава 344н

На эту фразу надзорные органы также обращают внимание в Приказе Минздрава №344н, цитирую абзац:

Опять же очень часто надзорные органы, и сами специалисты при их подаче, неверно истолковывают эту фразу.

Надзорные органы утверждают, что речь идет о кандидате на должность водителя.

Это неверно! Должность тут вообще не причем.

То есть работодатель при приеме водителя (якобы) должен от него требовать справку о медицинском освидетельствовании.

А если еще и год прошел с момента ее получения, то водитель должен (якобы) пройти медосвидетельствование при приеме на работу.

Не идите на поводу некомпетентности!

Про срок действия в 12 месяцев и для кого этот срок я уже написал выше.

Теперь о кандидате в водители транспортных средств.

Вот кто такие кандидаты в водители!

Это лица желающие получить право на управление транспортными средствами впервые или те кто был лишен этого права.

Работодатель тут вообще не причем.

Этим постановлением Правительства утверждаются Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.

Поэтому, не дайте себя обмануть.

Теперь вы знаете основные моменты связанные с медицинским освидетельствованием.

Но у вас должно быть понимание, а как же тогда принимать сотрудника на работу связанную с управлением служебного автомобиля?

Что делать и что требовать?

Мы подошли к такому понятию как предварительный медицинский осмотр (при поступлении на работу).

Это один их 4-х обязательных медицинских осмотров.

Предварительный медицинский осмотр. Никакого медосвидетельствования.

Опять же без цитат из нормативных документов нам не обойтись.

Трудовой Кодекс по медицинскому освидетельствованию я не цитировал и не цитирую сейчас, поверьте мне на слово там соответствующие нормы имеются, но мне хотелось бы быть более «приземленным» и обозначить вам наиболее короткий путь для понимания сути.

К чему здесь обозначены вредные и (или) опасные производственные факторы и работы?

А к тому что, согласно законодательству, работа по управлению транспортным средством таковой и является.

Но об этом чуть ниже.

В Перечне работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, под пунктом 27 обозначено

В Приложении № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н обозначен Порядок проведения предварительных осмотров.

Я думаю это будет полезно как для работника, так и для работодателя:

Само Направление на предварительный медицинский осмотр и инструкция по его заполнению обозначена в этом же нормативном документе.

  • Кстати

ВАЖНЫЙ ИТОГ.

Давайте коротко подытожим и уточним некоторые моменты:

Комментарии можете оставлять внизу.

автор статьи, эксперт в области обеспечения БДД, идеолог и директор компании ООО «Транспортный консалтинг»

Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Вправе ли работодатель требовать от работающего у него в организации водителя действующую медицинскую справку о допуске к управлению транспортными средствами?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работодатель не вправе требовать от работника, замещающего должность водителя, предъявления указанной в вопросе справки.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ некоторые категории работников в обязательном порядке проходят предварительные и периодические медицинские осмотры. Следует отметить, что законодательство разграничивает такие виды процедур, как медицинский осмотр (обследование) и медицинское освидетельствование, они являются самостоятельными мероприятиями, имеющими разные цели, формы, средства и т.д. Порядок проведения медицинский осмотров (обследований) и порядок проведения медицинских освидетельствований урегулированы различными нормами права.

Так, согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Освидетельствование проводится в случаях, предусмотренных пп. 10, 16, 38 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 N 1396. По результатам освидетельствования гражданину выдается медицинская справка о допуске к управлению транспортными средствами. Форма справки установлена приложением N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.09.2010 N 831н "Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами". В настоящее время указанная справка выдается без указания срока ее действия.

Таким образом, обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств являются самостоятельной правовой процедурой, необходимой для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают ли они водителями или нет. Трудовое законодательство не содержит требований о периодическом подтверждении водителями права на управление транспортными средствами, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия.

Вместо этого предусмотрено прохождение сотрудниками, занятыми на работах, связанных с движением транспорта и управлением наземными транспортными средствами, обязательных периодических медицинских осмотров для определения пригодности этих сотрудников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (часть первая ст. 213 ТК РФ, п. 27 приложения N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н). Таким образом, указанная медицинская справка не является документом, подтверждающим прохождение работником периодического медицинского осмотра, поэтому у работодателя отсутствуют какие-либо правовые основания для истребования такой справки с работающего в организации водителя.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

14 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Разберёмся с понятиями. Медкомиссия для ГИБДД — это процедура, когда кандидата в водители или обладателя прав проверяют на отсутствие противопоказаний к управлению автомобилем.

Медицинская справка на права — официальный документ, который свидетельствует, что конкретное лицо может управлять автомобилем или иным транспортом. Это документ установленного образца Его выдают после прохождения медкомиссии и с ним человек идёт учиться в автошколу или получать новые права в ГИБДД. Срок действия — 1 год со дня выдачи.

Каких врачей предстоит посетить

Участие в дорожном движении — дело ответственное и потенциально опасное. Каждый водитель должен пройти медосмотр. В ходе процедуры необходимо выяснить, есть ли у человека заболевания, физические или психические отклонения, вредные привычки, которые влияют на внимательность и могут привести к ДТП.

Будущего автолюбителя осматривают окулист, психиатр, нарколог и врачи других направлений. До 1 января 2022 года порядок получения медицинской справки остаётся прежним. Минздрав РФ решил не вводить обязательные для всех тесты на хроническое злоупотребление алкоголем и наркотиками. Вместо этого рассматривают иные методы тестирования, которые не повлияют на стоимость медкомиссии.

Ранее планировалось проверять кровь на наличие маркера CDT, который есть у людей с алкогольной зависимостью, а также на опиаты, барбитураты и другие наркотические и психотропные вещества. Такие тесты занимают много времени и стоят немалых денег. К тому же ряд экспертов считает , что некоторые из них не могут напрямую доказать наличие хронической зависимости. Вопрос до сих пор прорабатывается на государственном уровне.

Кому нужно проходить водительскую медкомиссию

Не все водители должны идти на медкомиссию. Процедура обязательна перед получением прав в следующих случаях:

  • Первое оформление водительских прав. Медсправку на удостоверение водителя требуют уже в автошколе перед началом учебных занятий.
  • Получение прав на новую категорию транспорта. Даже если вы водитель со стажем и планируете обучиться на категорию А (мотоцикл), медкомиссию всё равно придётся пройти заново.
  • Наличие старых прав. Замена прав происходит по истечении 10 лет. Возможна для тех, кого не останавливали в состоянии алкогольного опьянения и кто не отказывался пройти медицинское освидетельствование.
  • Осложнения здоровья, которые могут повлиять на способность управлять транспортом. Проверить, находитесь ли вы в группе людей с противопоказаниями, можно здесь.
  • Лишение прав вождения в пьяном виде или отказа пройти проверку на алкогольное или наркотическое опьянение. Есть и другие действия, в результате которых могут забрать права. Во всех случаях при подаче на новое удостоверение нужно получить документ у докторов.
  • Трудоустройство водителем общественного или другого вида транспорта. Работающие шофёры должны проходить медкомиссию один раз в год.

Водительскую медкомиссию проходить не нужно, если вы:

  • Сменили фамилию или имя.
  • Потеряли удостоверение или его украли.
  • Испортили внешний вид своих прав.
  • Получаете международные права.

Куда обращаться за справкой для вождения

Показаться врачам при получении справки можно в любой медицинской организации, у которой есть лицензия на проведение водительской медкомиссии. Это может быть районная поликлиника или частный медицинский центр.

Необходимо помнить следующее. Чтобы получить права по категории А, А1, В, В1, M, BE, нужно оформить заключение у следующих специалистов:

  • психиатра;
  • нарколога;
  • терапевта;
  • офтальмолога.

Обычно медсправку от психиатра и нарколога оформляют только в районных психоневрологическом и наркологическом диспансерах строго по месту получения временной регистрации или постоянной прописки.

Сегодня многие частные медицинские центры официально предлагают пройти всю процедуру в одном месте. Но временная регистрация для иногородних и в этом случае нужна. Иначе придётся ехать по месту прописки за бумагой, что не состоишь на учёте в местных диспансерах.

Перед визитом в медучреждение поинтересуйтесь, входит ли в услугу осмотр нарколога и психиатра или необходимо прийти уже с готовыми справками из диспансеров для получения формы

Медкомиссию можно пройти и в поликлинике, к которой вы прикреплены. Вам понадобятся результаты флюорографии, данные о группе крови и резус-факторе. Справку оформляют в сроки от одного до семи дней.

Какие документы потребуются

Куда бы вы ни обратились, в любом медицинском учреждении у вас попросят:

  • паспорт гражданина РФ;
  • временную регистрацию, если вы из другого города или государства.

В поликлинике и диспансерах у мужчин также запрашивают военный билет или приписное свидетельство для военнообязанных с 18 до 27 лет. По закону этот документ не является обязательным. Он нужен врачам для того, чтобы проверить девятый пункт военного билета, а именно наличие травмы головы или контузии. Такие обстоятельства тоже могут повлиять на возможность управлять транспортом.

  • старые права или справку из автошколы с нужной категорией транспорта;
  • предыдущую медицинскую справку на водительское удостоверение (у профессиональных водителей).

Как проходит медкомиссия

Обычно процесс получения справки на водительское удостоверение происходит в таком порядке:

Сколько стоит пройти медкомиссию

Вся процедура прохождения комиссии не входит в полис ОМС, поэтому за неё придётся заплатить. Цена зависит от региона, категории прав и дополнительных требований к процедуре (например, пройти ЭЭГ). В платных медицинских центрах Москвы и Санкт-Петербурга стоимость медицинской справки составит 1 500–2 000 рублей. Если проходить там весь осмотр целиком, в том числе как замену диспансерам, цена возрастает.

В поликлинике за медкомиссию попросят около 1000 рублей.

Отдельно понадобится заплатить за справки из диспансеров. Заключение психиатра и нарколога стоит в среднем от 600 рублей каждое.

Прохождение медкомиссии: с какими препятствиями можно столкнуться

Ограничения по здоровью. Управлять автомобилем можно даже если отсутствует одна нога или не видит один глаз, но нельзя при эпилепсии, психических расстройствах или при приёме психотропных веществ. С допустимыми отклонениями по зрению не забудьте взять на медкомиссию очки или надеть линзы.

Нет временной регистрации. Если вы получаете медсправку не по месту прописки, чтобы не ехать в свой город за выписками из местных диспансеров, можно оформить доверенность у нотариуса, попросить родственников или знакомых получить выписки за вас и переслать по почте.

На руках нет военного билета. Этот документ не является обязательным. Но его может попросить врач-психиатр, чтобы проверить наличие травм или болезней во время службы. Если вы не готовы его предоставить, ссылайтесь на договор о платном оказании услуг, а также направляйте досудебную претензию руководству диспансера или клиники. Мотивируйте это тем, что вам отказывают в приёме, хотя вы за него заплатили.

При беременности. Перед процедурой медкомиссии пройдите осмотр у гинеколога и получите справку об отсутствии противопоказаний для вождения.

Упростит ли задачу электронная запись

Москвичи с постоянной регистрацией в столице могут записаться на водительскую медкомиссию онлайн на официальном сайте мэра Москвы . Пройти всю процедуру и получить справку можно в одном медучреждении. Необходимо быть старше 18 лет, иметь при себе паспорт и полис ОМС, не состоять на учёте у психиатра и невролога. Стоимость услуги — 3 300 рублей.

Заключение

Какой способ пройти водительскую медкомиссию вам подходит, тем и воспользуйтесь. Оптимальный вариант по срокам и стоимости — самостоятельно пройти осмотр в психоневрологическом и наркологическом диспансерах и получить справку в частном медицинском центре. Можно подобрать учреждение недалеко от дома и поинтересоваться насчёт дополнительных скидок.

Читайте также: