Нужна ли служба в армии для работы охранником

Опубликовано: 17.09.2024

alt="Частным охранникам теперь четко прописано, как нести службу. Фото: Photoxpress" />
Частным охранникам теперь четко прописано, как нести службу. Фото: Photoxpress

Это требования к должностной инструкции частного охранника, утвержденные ведомственным приказом. Самое главное здесь - четкое определение прав и обязанностей охранника, что он должен делать, как он вправе поступить и что делать ему запрещено. А также что ему грозит, если он нарушит эти правила.

На слуху громкие истории, когда частные охранники или просто работники коммерческих предприятий, выдающие себя за чоповцев, совершали не только правонарушения, но и преступления.

Так что необходимость такого документа давно назрела. А сколько было случаев с незаконными обысками покупателей магазинов, грубостью на фейсконтроле, драками на якобы охраняемых парковках.

Вообще же история частной охраны в России, мягко говоря, зигзагообразна. Сначала в эту охрану активно пошли откровенные бандиты - им надо было легализовать огнестрельное оружие и устраивать рейдерские захваты. После череды полицейских спецопераций им на смену пришли бывшие силовики - офицеры-отставники армии, милиции, спецслужб. Они добросовестно выполняли свои обязанности и погасили накал общественного возмущения против ЧОПов.

Но прошло больше десяти лет, военные пенсионеры тоже ушли со своих постов. И теперь в частной охране в основном молодые люди, зачастую не служившие в армии. Да и вообще нигде не служившие, не работавшие и даже не учившиеся. Ну, разве что в средней школе. Они не могут устроиться на какую-либо работу и по наивности полагают, что частный охранник - что-то типа сторожа. Мол, не надо ничего делать, просто приглядывай в целом за порядком. А это далеко не так. И происходят неприятные, а то и трагические истории.

Приказ Росгвардии развеивает эти опасные иллюзии. Ключевые слова в документе - "типовая инструкция".

По идее - все просто и, более того, обозначены во всех кодексах. Например, нельзя частному охраннику даже прикасаться к покупателю в супермаркете, если он явно что-то не громит или, тем более не стреляет или не взрывает.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

То есть отныне все инструкции для частной охраны любого объекта в любой точке страны должны быть оформлены по одному шаблону. Надо только правильно его заполнить.

Обязательное условие - в этот шаблон входят конкретные права, обязанности и ответственность охранника, адаптированные к конкретному объекту охраны. Раньше, бывало, обязанности были обозначены расплывчато, права трактовались очень вольно и, мягко говоря, обширно. А про ответственность нередко скромно умалчивалось.

Однако шаблон предполагает достаточную гибкость, что логично. Да, специфика охраны магазина, банка или, скажем, нефтеперерабатывающего завода различаются. Где-то можно только удерживать воришку до прибытия полиции, а где-то - стрелять на поражение.

Но фишка в том, что отдельно прописанные инструкции для конкретного объекта обязательно визируются - или не визируются - в территориальном подразделении Росгвардии. Тут важны и узаконенные взаимоотношения между заказчиком охраны и руководителем охранной организации. Они - равноправные партнеры по схеме "клиент - исполнитель". ЧОП уже не может входить в структуру организации, которую охраняет. Начальник охраны не является подчиненным директора и не выполняет, так сказать, неофициальные, порой - незаконные, а то и криминальные просьбы. Он делает только то, что прописано в договоре и в этой самой типовой инструкции, где все, опять же, - по шаблону.

Разумеется, эти договоры и инструкции в Росгвардии полностью сверяются с законодательством, в том числе с УК РФ. Это и есть гарантированная ответственность: превысил должностные полномочия или, наоборот, допустил преступную халатность - не обессудь. Вспомните трагедию в "Зимней вишне", где охранники ничего не превысили, но и не выполнили своих прямых обязанностей по обеспечению безопасности и спасению людей.

То есть для нанимателей охраны и для самих охранников теперь отсутствует опасная для всех нас лазейка. Мол, у них столь сложный, важный и особо опасный объект, что сотрудники могут где-то что-то и нарушить. Вот тут в Росгвардии и изучат специфику этого охраняемого объекта и ограничат рвение охраны рамками закона.

В свои 19 лет я был известен во всей округе – не пропускал ни одной вечеринки, был постоянным клиентом клубов и баров, не ходил на пары. Я даже не расстроился, когда меня отчислили из университета.

Спокойно отправился в военкомат, пошел в армию. Именно там впервые осознал, как некрасиво поступил с родителями – они ведь хотели дать мне высшее образование, чтобы я устроился на приличную работу.

Историю прислал мой читатель Сергей.

Особенности работы

Охранник отвечает за целостность имущества и безопасность на вверенной ему территории.


Стать охранником можно, если вы обладаете следующими качествами:

  • Наблюдательность;
  • Хорошая память;
  • Выносливость;
  • Низкая внушаемость;
  • Быстрота реакции;
  • Не конфликтность и эмоциональная устойчивость
  • Инициативность.

Ответственная профессия требует крепкой физической формы и отсутствия заболеваний органов зрения, нервной и опорно-двигательной систем.

Плюсом при трудоустройстве будет опыт работы в силовых структурах, т.к. специального образования не подразумевается.

Чаще всего, охранники – это отслужившие в армии парни, бывшие военные или полицейские на пенсии.

Где больше платят

Больше, чем в столице, могут платить на севере. Условия труда там суровые, но можно получить 85000-90000 рублей. Плюс – жилье и питание оплачиваются работодателем.


Чтобы получать еще больше денег, можно устроиться телохранителем. Отбор на такую должность жесткий.

Нужно быть физически слаженным, абсолютно здоровым, метко стрелять (естественно, иметь разрешение на ношение оружия). Владение единоборствами будет плюсом. Зарплата от 200000 руб. в месяц.


При трудоустройстве в ЧОП (Частное Охранное Предприятие) нужно понимать, что большие деньги там не водятся. Вы сможете получать среднюю зарплату по вашему региону.

Получить лицензию охранника может любой совершеннолетний гражданин РФ. Для этого достаточно обратиться в любую коммерческую организацию, занимающуюся обучением в вашем регионе.


Перед этим необходимо пройти медицинский осмотр. Всего существует 6 разрядов:

  • 1 разряд. Присваивается любому молодому человеку, имеющему среднее образование.
  • 2 разряд. Человек должен отработать 1 год в должности охранника.
  • 3 разряд. Стаж работы охранником второго разряда – более 1 года.
  • 4 разряд. Дает право охраннику пользоваться дубинками, бронежилетом и наручниками.
  • 5 разряд. При регистрации компания 1xbet возвращает новичкам сумму до 5000 рублей (100 евро, 100 долларов) после первого пополнения счета. Сумма эквивалента сумме и валюте внесения (не больше обозначенной). Для получения нужно: Зарегистрироваться на сайте 1xbet. Указать все требуемые персональные данные иметь промокоды 1xbet 2021 бесплатно его нужно ввести в специальную графу во время регистрации. xbet бонус на первый депозит начисляется ТОЛЬКО при внесении вами собственных средств на счет.1xbet бонусный счет как пользоваться. Стоит оговориться, что схему отыгрыша бонуса вы выбираете самостоятельно. Можно применять в случае необходимости перцовые баллончики, шокеры, пневматическое и газовое оружие.
  • 6 разряд. Охранник пользуется любым огнестрельным оружием, которое разрешается применять на законодательном уровне.

После прохождения обучения, следует обратиться в лицензионно-разрешительный отдел при УВД. При себе нужно иметь:

  • Паспорт РФ;
  • Документы о прохождении обучения;
  • Заключение медицинской комиссии;
  • 2 фотографии 4х6.

Кроме этого, заполняется заявление. Рассмотрение занимает несколько дней. Далее ЛРО выносит решение о выдаче или отказе в лицензии.

Как устроиться

Нужно решить, куда бы вам хотелось устроиться на работу. Если вы – студент, то подойдет любой магазин. Для оформления понадобится стандартный набор документов:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Документы об образовании (среднее или высшее);
  • Трудовая книжка;
  • ИНН;
  • СНИЛС.

ЧОП к своим сотрудникам предъявляет ряд требований:

  • Прохождение срочной службы в армии;
  • Отсутствие записи в трудовой об увольнении из органов из-за профнепригодности;
  • Наличие лицензии;
  • Отсутствие судимости;
  • Хорошая физическая подготовка;
  • Отличное здоровье.

Необходимый перечень документов для трудоустройства:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Военный билет;
  • Водительское удостоверение (не всегда);
  • Лицензия.

Перед трудоустройством начальство может попросить пройти несколько практических тестов. Например, надеть бронежилет за 25 секунд, нанести 6 ударов резиновой дубинкой в разрешенные места за 20 секунд и т.д.

Заработок в разных регионах России

Зарплата зависит от региона и населенного пункта. Например, в Москве без лицензии можно получать до 40000 рублей. С лицензией – до 70000.



В Санкт-Петербурге дела обстоят немного похуже. Без удостоверения вы можете получать примерно 25000 рублей, а с ним – 50000 руб.



В Ростове-на-Дону средняя зарплата охранника без УЧО составляет 12000-14000 рублей, а с ним – 21000 руб. Эта зарплата считается маленькой в Ростовской области.

Однако на собеседовании лучше уточнить, есть ли какие-нибудь премии или надбавки. Эта информация может не указываться в объявлении.



Прием на работу без военного билета — это нарушение закона. Трудовым кодексом предусмотрено обязательное предоставление документов о воинском учете при устройстве на работу. Если вы хотите проверить, примут ли на работу без военного билета, и откажетесь предоставить такой документ, то ваш работодатель будет обязан сообщить об этом в комиссариат. Более того, с февраля 2019 года у работодателей появились новые обязанности — они будут обязаны вручать работникам, не состоящим на воинском учете, направления в военкоматы, а также уведомлять соответствующие органы о лицах, не вставших на учет. Тем ИП и юрлицам, кто откажется работать по новым правилам, уже грозят штрафы.

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2019 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что говорит закон: обязателен ли военный билет при приеме на работу

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
  4. Приказ министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663».
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 5.27, 21.4).
  1. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу, так называемое приписное свидетельство, или, кратко, приписной, выдается гражданам РФ, первоначально поставленным на воинский учет, под личную подпись.
  2. Военный билет выдается всем мужчинам, а также другим военнообязанным лицам: пребывающим в запасе, прошедшим альтернативную гражданскую службу, женщинам, имеющим военно-учетные специальности (связь, медицина и т. п.).

В паспортах граждан РФ производятся отметки об их отношении к воинской обязанности по образцам, установленным МО РФ.

Если у работника нет военного билета, что делать? Правовой анализ указанных источников права и существующей практики показывает, что в настоящее время существуют противоположные по своей сути позиции о том, нужен ли военный билет для устройства на работу.

Работодателю придется докладывать обо всех гражданах, принятых на работу и подлежащих учету в военкомате, и принимать необходимые меры к постановке их на учет. В случае трудоустройства без военного билета, если сотрудник не хочет самостоятельно становиться на учет, работодатель также обязан сообщить об этом факте в военкомат. Помимо этого, в обязанности работодателя входят ответы на соответствующие запросы военкоматов, которые нужно давать в течение двух недель.

Подробнее о том, как организовать на предприятии систему воинского учета

Кроме того, поправки предусматривают новые обязанности для работодателей. В частности, если кадровик обнаружит отсутствие военного билета при приеме на работу, то он должен:


Оборотная сторона


Напомним, что ответственное лицо работодателя, не предоставившего в военкомат сведения о приеме на работу военнообязанных граждан, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Штраф по ней составляет от 300 до 1000 рублей.

Отказ в заключении контракта

Поскольку военный билет обязателен при приеме на работу, то если соискатель не хочет предоставлять этот документ, наниматель имеет право отказаться от заключения трудового договора. Судебная практика подтверждает право такой позиции на существование. Оснований для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву, при трудоустройстве обязаны предъявить документы воинского учета. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, наниматель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Отсутствие у работодателя соответствующих документов о сотрудниках потенциально может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому если у сотрудника нет военного билета, что делать — руководитель организации должен решить самостоятельно: отказаться от специалиста или принять его.

За уклонение от призыва на военную службу предусмотрены крупные штрафы, принудительные работы и даже лишение свободы на срок до 2 лет. Тем, кто не готов взять в руки оружие, Конституция дает право на альтернативную службу – по сути, это обычная оплачиваемая работа

На работу вместо военной службы

Защита Отечества – долг и обязанность гражданина РФ (ст. 59 Конституции). Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом 1 , который предусматривает смешанную систему комплектования Вооруженных Сил РФ – граждане могут пройти службу как по призыву, так и по контракту, т.е. стать профессиональными военнослужащими.

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее ст. 328 Уголовного кодекса предусматривает наказание: штраф в размере до 200 тыс. руб. или дохода гражданина за период до 18 месяцев, принудительные работы на срок до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Но что делать молодым людям, которые по соображениям совести не готовы брать в руки оружие и носить военную форму? Ответ на этот вопрос кроется в Основном Законе: если убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции).

Что такое альтернативная гражданская служба?

В законе дано такое определение: альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву 2 . На практике АГС представляет собой обычную оплачиваемую работу, которую граждане выполняют вместо службы в армии.

Срок альтернативной гражданской службы сейчас составляет 1 год и 9 месяцев. Если молодой человек будет направлен для ее прохождения в организацию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, то срок службы составит на 3 месяца меньше.

Кто может пройти альтернативную службу?

Пройти АГС может любой молодой человек, чьи убеждения противоречат несению военной службы, независимо от того, являются они светскими или религиозными.

Еще в 1996 г. Конституционный Суд РФ признал, что именно убеждения и вероисповедание являются основанием для возникновения права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской 3 .

В 2011 г. Европейский Суд по правам человека признал, что, если неприятие военной службы мотивировано непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и совестью человека либо его глубокими религиозными или иными убеждениями, оно представляет собой неопровержимые и важные взгляды, которых достаточно для того, чтобы пользоваться гарантиями защиты, предоставляемыми ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Свобода мысли, совести и религии») 4 .

Дополнительно закон закрепляет право на прохождение АГС за гражданами, которые относятся к коренному малочисленному народу РФ, ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и занимаются традиционными промыслами.

Как реализовать право на АГС?

Очень просто – путем подачи заявления в военный комиссариат о замене военной службы альтернативной гражданской. В заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. То есть нужно изложить, в чем заключается суть убеждений, противоречащих несению военной службы. Проще всего это сделать, ответив на вопрос: какие взгляды не позволяют мне брать в руки оружие? Молодой человек должен быть способен сформулировать этическую основу своих убеждений.

Кроме того, полезно указать в заявлении тех, кто согласен подтвердить достоверность доводов призывника о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Нужно будет сообщить их контактную информацию и попросить вызвать их в день рассмотрения заявления.

Наконец, необходимо приложить к заявлению автобиографию и характеристику с места учебы или работы. Нелишним будет предоставить и иные документы, которые будут подтверждать изложенные доводы. К примеру, если гражданин обосновывает отказ от службы в армии пацифистскими взглядами, он может приложить сочинения на эту тему; если он ведет активную общественную жизнь, которая демонстрирует его пацифизм, – полезными окажутся фотографии или публикации об этом. Перечень дополнительных документов не ограничен – чем больше релевантных данных представит призывник, тем лучше.

В какие сроки подается заявление на прохождение АГС?

Призывник должен подать в военный комиссариат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской в следующие сроки 5 :

  • до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года;
  • до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года.

То есть заявление нужно подать за 6 месяцев до начала призывной кампании, во время которой гражданин должен быть призван в армию. Например, молодой человек обучается в вузе по программе бакалавриата и имеет право на отсрочку от призыва до 30 июня 2021 г. Подать заявление на прохождение АГС он должен до 30 сентября 2020 г., поскольку он будет подлежать призыву во время весенней призывной кампании, которая пройдет с 1 апреля по 15 июля 2021 г.

Но есть и исключения: если отсрочка от призыва на военную службу будет прекращена преждевременно, то заявление о замене этой службы альтернативной гражданской необходимо подать в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Например, если студент отчислится из вуза, то заявление он должен будет подать не позднее чем через 10 дней после подписания приказа об отчислении.

Молодой человек вправе подать заявление на прохождение АГС, даже если сроки были пропущены. Но в такой ситуации в заявлении он должен указать причины, объясняющие его несвоевременную подачу. Так, в 2006 г. Конституционный Суд указал, что при наличии уважительных причин срок подачи заявления может быть восстановлен призывной комиссией или судом 6 .

Заявление на прохождение АГС с прилагаемыми документами следует лично отнести в военный комиссариат и подать в двух экземплярах. На одном из них в канцелярии должны поставить отметку о принятии – этот экземпляр останется у призывника в качестве подтверждения факта подачи заявления. Возможен иной вариант: военный комиссариат выдаст призывнику документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Как рассматривают заявление?

Рассматривать заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую будет призывная комиссия – коллегиальный орган, состоящий из представителей разных органов власти. На заседание комиссии призывника вызывают повесткой.

Молодому человеку нужно будет устно объяснить, в чем заключается суть его убеждений, противоречащих службе в армии. Поэтому стоит заранее подготовить план выступления, чтобы донести до членов комиссии свою мысль. Перед призывником не стоит задача убедить комиссию в правильности своих убеждений – нужно лишь стройно продемонстрировать собственные взгляды и быть готовым ответить на вопросы. Он может пригласить на заседание знакомых или родственников, которые будут готовы подтвердить достоверность его доводов, и попросить их заслушать.

По результатам заседания призывная комиссия вынесет решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Если молодому человеку отказали в удовлетворении его просьбы, он вправе оспорить это решение в судебном порядке. Пока решение суда не вступит в законную силу, его не смогут призвать в армию.

Военную службу заменили на альтернативную гражданскую. Что дальше?

Остается ждать следующего призыва. За это время военный комиссариат направит информацию в Федеральную службу по труду и занятости, которая подготовит призывнику место для прохождения службы. После призыва молодой человек пройдет медицинское освидетельствование и в случае годности приступит к прохождению АГС. Если же призывник будет признан негодным или ограниченно годным к службе, то его освободят от этой обязанности и выдадут военный билет.

Как проходят альтернативную гражданскую службу?

Во время прохождения АГС молодой человек живет дома, ходит на работу, за которую получает заработную плату в том же размере, что и его коллеги на аналогичной должности, а в свободное время может заниматься своими делами.

Трудовая деятельность альтернативнослужащего регламентируется российским законодательством, в том числе Трудовым кодексом. Как и другие работники, он может получать образование в свободное от работы время и пользоваться правом на отпуск. Если его направляют служить в другой регион, то ему бесплатно предоставляется жилье и оплачивается проезд. Время прохождения АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Отличий от обычной трудовой деятельности не так много: граждане, проходящие АГС, не вправе отказываться от заключения срочного трудового договора, от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них договором, и расторгать его по своей инициативе; занимать руководящие должности; участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; совмещать АГС с работой в иных организациях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями; покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят АГС, без согласования с представителем работодателя; оставлять рабочее место в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности 7 .

Какое наказание предусмотрено за уклонение от прохождения АГС?

Если молодой человек был освобожден от военной службы и уклоняется от прохождения АГС, он может быть наказан штрафом в размере до 80 тыс. руб. или его дохода за период до 6 месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев (ч. 2 ст. 328 УК РФ).

1 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

2 Статья 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

3 Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 93-О.

4 Постановление Большой Палаты от 7 июля 2011 г. по делу «Баятян (Bayatyan) против Армении».

5 Статья 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

6 Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. № 447-О.

7 Статья 21 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Не служил в армии? Не годен к госслужбе

В мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить изменения в законодательство, направленные на повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву 1 . Так, отслужившим в армии должны были быть предоставлены дополнительные льготы при поступлении в вузы, гранты на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах, а также преференции при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – госслужба). В целях реализации данного поручения был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву"(далее – Закон), вступивший в силу с 1 января 2014 года. В нем определено, в частности, что граждане, прошедшие военную службу по призыву, имеют преимущественное право зачисления в вузы для получения второго высшего образования в области экономики и управления. Преференции же при поступлении на госслужбу, предусмотренные Законом, оказались выражены не в том, что при прочих равных условиях преимущественное право отдается отслужившим по призыву, а в том, что факт прохождения военной службы стал обязательным условием для занятия должности госслужащего (ст. 3 Закона). Более того, граждане, которые уже состоят на госслужбе, должны освободить занимаемые должности, в том случае если не служили в армии без законных на то оснований.

НАША СПРАВКА

Требования заявителя (Парламент Чеченской Республики): Признать запрет на допуск к госслужбе граждан, не прошедших военную службу без законных на то оснований, противоречащим Конституции РФ, так как он нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе.

Суд решил: Сам по себе данный запрет не противоречит Конституции РФ. Однако его бессрочный характер не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ. В связи с этим федеральному законодателю надлежит установить сроки действия этого запрета.

КС РФ по запросу заявителя проверил конституционность п. 1 ст. 3 Закона (далее – оспариваемое положение), расширяющего перечень связанных с госслужбой ограничений (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", далее – закон о госслужбе). Согласно внесенному им изменению гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на госслужбе, в случае если призывная комиссия признала его не прошедшим военную службу без законных на то оснований.

Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает конституционные принципы равенства граждан (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ), соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод (ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), ограничивает право на равный доступ к госслужбе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое положение необоснованно ухудшает положение лиц, поступивших на госслужбу до его вступления в законную силу.

Заявитель также подчеркнул, что в ряде случаев пройти службу по призыву невозможно в силу объективных причин. Он напомнил, что с начала 90-х годов и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а в настоящее время от этого региона призывается лишь небольшое количество молодых людей (в этом году планируется призвать около 500 человек). Получается, что многие граждане не проходят армейскую подготовку в силу не зависящих от них обстоятельств, а не потому что уклоняются от службы по призыву. Однако госслужащими они стать не могут.

Еще один спорный момент, на который указали члены Парламента Чеченской Республики в своем заявлении, – бессрочность запрета на допуск уклонистов к госслужбе. Они подчеркнули, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (ст. 328 УК РФ), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного (ст. 47 УК РФ). Таким образом, даже в УК РФ, устанавливающем наказания за наиболее серьезные общественно опасные деяния, определены конкретные сроки действия такого запрета. Получается, что оспариваемая норма противоречит УК РФ и поэтому подлежит пересмотру.

КС РФ уже неоднократно отмечал, что деятельность госслужащих осуществляется в публичных интересах, поэтому они наделены особым правовым статусом. Федеральный законодатель может устанавливать специальные правила поступления на госслужбу и ее прохождения, а также предъявлять к госслужащим и поступающим на службу лицам специальные требования, причем речь идет не только о деловых, но и о морально-нравственных качествах (Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2013 г. № 6-П, Определение КС РФ от 1 июля 1998 г. № 84-О, Определение КС РФ от 1 декабря 1999 г. № 219-О, Определение КС РФ от 3 октября 2002 г. № 233-О, Определение КС РФ от 20 октября 2005 г. № 378-О, Определение КС РФ от 22 октября 2008 г. № 538-О-О). Такие ограничения не ущемляют права граждан, в случае если являются формально определенными, четкими и не допускают расширительного толкования. Кроме того, они не должны иметь обратной силы (Постановление КС РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П, Постановление КС РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П, Постановление КС РФ от 30 июня 2011 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 18 июля 2013 г. № 19-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2014 г. № 7-П).

Защита Отечества – конституционно закрепленная обязанность каждого гражданина России (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), которая может быть реализована посредством несения военной службы, напомнил КС РФ. Основной формой последней является военная служба по призыву (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; далее – закон о военной службе). Призыву, напомним, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности или призыва на военную службу. В некоторых случаях мужчинам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а кто-то призыву и вовсе не подлежит (п. 2 ст. 22 закона о военной службе).

КС РФ подчеркнул, что отношение гражданина к обязанности пройти военную службу характеризует его как способную или, напротив, неспособную к ответственному осуществлению публичной деятельности личность и поэтому может рассматриваться как особое репутационное требование, предъявляемое к лицам, которые претендуют на занятие должности госслужащего (абз. 1 п. 3.2 Постановления). Доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии без законных на то оснований, снижает не только престиж военной службы, но и авторитет самой госслужбы. Запрет такого доступа не противоречит Конституции РФ, поскольку преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, отметил Суд.

Заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносит призывная комиссия при зачислении его в запас (п. 1.1. ст. 28 закона о военной службе). Стоит отметить, что данное положение вступило в силу только с 1 января текущего года. Поэтому в отношении тех, кто не служил без законных на то оснований, но был зачислен в запас до 1 января 2014 года, такое заключение выноситься не может. Соответственно, не может распространяться на них и ограничение, установленное оспариваемым положением. В то же время уклонисты, которые поступили на госслужбу до указанной даты, но еще не достигли возраста 27 лет, должны будут оставить занимаемые ими должности. В противном случае они получали бы необоснованные преимущества при реализации права на равный доступ к госслужбе по сравнению с теми, кто только претендует на замещение должностей госслужбы, считает КС РФ (абз. 3 п. 4 Постановления).

Важно отметить, что призывная комиссия может вынести заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований вне зависимости от того, привлекался ли он к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП РФ) или уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ). Более того, в законодательстве не закреплена обязанность призывной комиссии ни по установлению факта привлечения гражданина к такой ответственности, ни по оценке фактических обстоятельств, вследствие которых он не прошел военную службу.

Тем не менее, заключение призывной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ. Суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к ограничению права граждан на судебную защиту (см., например, Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 28 октября 1999 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 14 июля 2003 г. № 12-П, Постановление КС РФ от 12 июля 2007 г. № 10-П). Таким образом, причины, в силу которых гражданин не прошел военную службу, все же подлежат исследованию, следовательно установленный оспариваемым положением запрет сам по себе не противоречит Конституции РФ, считает КС РФ.

Сергей Маврин, судья КС РФ:

"Мы истолковали Закон таким образом, что призывная комиссия, принимая соответствующее решение о том, имел человек законные основания, для того чтобы не служить, или не имел, не должна, по сути дела, ограничиваться тем перечнем оснований, которые на сегодняшний день существуют в законе [о военной службе. – Ред.]. Если, скажем, на конкретной территории не проводился по каким-либо причинам призыв, как это было в Чеченской Республике, то значит было законное основание для того, чтобы человек не служил. И это обстоятельство, разумеется, не может быть ограничением ни для поступления на гражданскую службу, ни для освобождения от должности государственного служащего. В том случае, когда призывная комиссия не воспримет наши аргументы, у гражданина есть возможность обжаловать ее решение в суд. В силу самостоятельности судебной власти суд вправе откорректировать решение комиссии, не будучи связанным теми обстоятельствами, которые на сегодняшний день установлены как основания для освобождения от обязанности несения службы".

В то же время бессрочный характер запрета на допуск к госслужбе тех, кто не служил в армии, ставит их в худшее положение по сравнению с гражданами, для которых запрет на замещение определенных должностей является наказанием за совершение административного правонарушения или преступления, заключил Суд (абз. 3 п. 6 Постановления). Он согласился с доводами заявителя о том, что бессрочность запрета на прохождение госслужбы уклонистами противоречит установленным в уголовном законодательстве срокам лишения права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности. Более того, лица, осужденные за уклонение от призыва, после снятия судимости снова могут претендовать на занятие должностей госслужбы в отличие от граждан, признанных не прошедшими службу без законных на то оснований. Таким образом, в этой части оспариваемое положение не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ, постановил КС РФ.

В связи с этим Суд поручил федеральному законодателю устранить существующее в настоящее время противоречие в нормативных положениях, касающихся ограничения доступа к госслужбе не отслуживших в армии граждан.

После провозглашения Постановления член Парламента Чеченской Республики Хамзат Дадаев сообщил, что полностью удовлетворен решением Суда по данному делу.

***
В заключение отметим, что в ходе рассмотрения дела в Суде представители Президента РФ и Генерального прокурора РФ подняли вопрос о закреплении в законодательстве возможности проверки каким-либо властным органом или должностным лицом решений о признании гражданина не служившим в армии без законных на то оснований. Можно предположить, что такая процедура будет более быстрой по сравнению с обжалованием такого решения в суде. Возможно, положения о такой досудебной проверке решений призывных комиссий будут обсуждаться при разработке рекомендованных КС РФ поправок. ГАРАНТ.РУ продолжит следить за развитием темы.

Читайте также: