Обязан ли диспетчер псч доводить до личного состава распоряжения начальника караула

Опубликовано: 17.09.2024

Обязанности диспетчера (радиотелефониста) ПСЧ подразделения пожарной охраны

  1. отвечать немедленно на все вызовы по телефону словами: "Пожарная охрана" или "Пожарно-спасательная служба";
    (в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
  2. вносить в журнал пункта связи подразделения (приложение №3 к настоящему Уставу) содержание сообщений и принимать по ним меры;
  3. знать оперативную обстановку в районе (подрайоне) выезда подразделения, перечень объектов, на которые составлены документы предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров и в случае пожара высылаются силы и средства подразделения по повышенному номеру (рангу) пожара, места расположения важных, взрывопожароопасных объектов, наружных источников противопожарного водоснабжения, безводные участки, проезды и подъезды техники к зданиям и сооружениям, тактико-технические характеристики техники и вооружения, имеющихся на вооружении подразделения;
  4. направлять к месту пожара (ЧС) силы и средства подразделения для тушения пожаров, проведения АСР;
  5. подавать сигнал тревоги;
  6. оформлять и подписывать путевку на выезд техники к месту вызова <1>;
  7. информировать в первоочередном порядке руководителя подразделения о выезде дежурного караула;
  8. принимать при заступлении на дежурство по описи документацию, имущество и технические средства, находящиеся на пункте связи подразделения;
  9. проверять работу технических средств связи на ПСЧ при заступлении и в процессе дежурства, а в случае обнаружения неисправностей вносить информацию в журнал учета неисправностей средств связи (приложение №4 к настоящему Уставу) и докладывать начальнику караула;
  10. поддерживать связь со службами жизнеобеспечения;
  11. докладывать начальнику караула о случаях закрытия (перекрытия) проездов техники, неисправности источников наружного противопожарного водоснабжения и других изменениях оперативной обстановки с внесением информации в журнал учета участков, перекрытия проездов и неисправности противопожарного водоснабжения в районе выезда подразделения пожарной охраны (приложение № 5 к настоящему Уставу);
  12. сообщать начальнику караула, а также диспетчеру гарнизона, диспетчеру ПСЧ подразделения, в районе (подрайоне) выезда которого произошел пожар, о поступлении информации о пожаре, происшедшем за пределами района (подрайона) выезда подразделения;
  13. доводить до личного состава дежурного караула распоряжения начальника караула;
  14. вести журнал учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях и на охраняемых объектах в ночное время (приложение №6 к настоящему Уставу);
  15. не допускать в помещение ПСЧ посторонних лиц;
  16. при посещении помещений пункта связи подразделения должностными лицами, имеющими право на проверку караульной службы, докладывать по установленной форме <2>;
  17. устанавливать и поддерживать радиосвязь с отделениями, выехавшими к месту пожара (вызова), на ПТУ, ПТЗ, незамедлительно вносить в журнал пункта связи подразделения информацию, поступающую с места их нахождения;
  18. обеспечивать установление и поддержание радиосвязи с отделениями подразделений, работающими на месте пожара (вызова) в районе (подрайоне) выезда подразделения, в том числе по повышенному номеру (рангу) пожара, вносить получаемую информацию в журнал пункта связи подразделения и передавать ее должностным лицам гарнизона;
  19. выяснять по распоряжению РТП (РЛЧС) оперативно-тактические особенности объекта, уровень загазованности, радиационную обстановку на месте пожара (вызова подразделения) через дежурные службы объекта, аварийно-восстановительные службы субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления);
  20. выполнять действия по сигналам гражданской обороны;
  21. осуществлять оповещение личного состава подразделения при объявлении сбора, в том числе с использованием схем оповещения по сигналам гражданской обороны и режимам функционирования;
  22. своевременно высылать отделения дежурного караула к месту вызова в случаях, определенных Боевым уставом пожарной охраны, определяющим порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
  23. соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности, эксплуатации средств связи и санитарно-гигиенические нормы;
  24. запрашивать информацию у РТП (РЛЧС) с места пожара (ЧС);
  25. вносить предложения начальнику караула по улучшению условий несения караульной службы на ПСЧ.

<1> Путевка оформляется на каждое выезжающее пожарное отделение дежурного караула, копия путевки остается у диспетчера ПСЧ.
<2> Например: "Товарищ майор (товарищ начальник (руководитель). Диспетчер Фомина. Связь исправна (неисправны следующие аппараты и приборы связи. )".

Приказ МЧС России от 20.10.2017 №452
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
«Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны»
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50452)

Диспетчер пожарно-спасательного гарнизона – это нештатное должностное лицо пожарно-спасательного гарнизона (далее – гарнизон).

Назначается в целях учета сил и средств гарнизона, приема и обработки сообщений о пожарах (чрезвычайных ситуациях), своевременной высылки подразделений гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (АСР), поддержания связи с подразделениями гарнизона в местах их постоянной дислокации и при их следовании к месту пожара (ЧС), со службами жизнеобеспечения и наиболее важными взрывопожароопасными организациями, приема и передачи информации с места пожара (ЧС).

В оперативном отношении диспетчер гарнизона подчиняется оперативному дежурному гарнизона.

Кто является

Диспетчером гарнизона назначается должностное лицо подразделения гарнизона, на которое возложены функции по приему и обработке сообщений о пожаре (ЧС).

Обязанности

Диспетчер гарнизона при осуществлении своей деятельности обязан:

  • знать оперативную обстановку в гарнизоне, места дислокации и районы (подрайоны) выезда подразделений гарнизона, в том числе входящих в состав аэромобильной группировки Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и опорных пунктов по тушению крупных пожаров и проведению АСР, перечень организаций, на которые по первому сообщению о пожаре (ЧС) подразделения гарнизона высылаются по повышенному номеру (рангу) пожара, список улиц, организаций, населенных пунктов и участков территории, не обеспеченных источниками наружного противопожарного водоснабжения (безводные участки);
  • осуществлять прием и обработку поступивших сообщений по телефонным линиям связи или другими способами;
  • направлять к месту вызова силы и средства подразделений гарнизона в соответствии с расписанием выезда подразделений местного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;


  • обеспечивать передислокацию сил и средств гарнизона в рамках своей компетенции по согласованию с оперативным дежурным и начальником гарнизона;
  • обобщать сведения о силах и средствах гарнизона и представлять на утверждение начальнику гарнизона строевую записку гарнизона;
  • осуществлять прием и передачу информации с места пожара (ЧС);
  • выяснять с помощью справочной документации, а также через службы жизнеобеспечения, оперативно-тактические особенности организаций, уровень загазованности, радиационную обстановку, предполагаемые изменения метеоусловий и при получении сведений немедленно докладывать их руководителю тушения пожара (руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации);
  • задействовать схему оповещения личного состава при объявлении начальником гарнизона сбора личного состава гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР;
  • поддерживать связь с подразделениями гарнизона в местах их дислокации, при следовании к месту пожара (ЧС), на месте пожара (ЧС), а также со службами жизнеобеспечения и наиболее важными пожаровзрывоопасными организациями;
  • проверять наличие связи с подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения не реже двух раз в сутки;
  • докладывать оперативному дежурному информацию об изменении оперативной обстановки на месте пожара (ЧС);
  • обеспечивать доведение до подразделений гарнизона информации, распоряжений начальника гарнизона, оперативного дежурного гарнизона и других должностных лиц гарнизона;
  • осуществлять ведение служебной документации диспетчера гарнизона;
  • осуществлять учет выездов подразделений гарнизона из мест постоянной дислокации;
  • осуществлять контроль за ведением радиообмена между подразделениями гарнизона;
  • соблюдать меры безопасности при работе с закрепленными средствами связи.

Диспетчер гарнизона

Диспетчер пожарно-спасательного гарнизона

Права

Диспетчер гарнизона вправе:

  • запрашивать у подразделений гарнизона информацию о силах и средствах, находящихся в боевом расчете и резерве подразделений гарнизона;
  • запрещать (после согласования с оперативным дежурным гарнизона или начальником гарнизона) выезд подразделений на пожарно-тактические учения (ПТУ), пожарно-тактические задачи (ПТЗ), командно-штабные учения (КШУ), при недостаточности в районе выезда подразделения сил и средств, в том числе в результате их нахождения на месте пожара (ЧС);
  • требовать от личного состава подразделений гарнизона устранения выявленных должностными лицами гарнизона нарушений, осложняющих оперативную обстановку в гарнизоне;


  • повышать номер (ранг) пожара до прибытия первых подразделений гарнизона к месту пожара (ЧС), при поступлении большого количества сообщений о пожаре (ЧС), а также с учетом складывающейся обстановки на месте пожара (ЧС);
  • уменьшать номер (ранг) пожара до № 1 и количество привлеченных сил и средств до одного отделения на основном ПА при наличии достоверной информации о пожарах (загораниях) небольших площадей и отсутствии распространения огня (по согласованию с оперативным дежурным гарнизона или начальником гарнизона);
  • вмешиваться в радиообмен между двумя радиостанциями для вызова дополнительных сил и объявления повышенного номера (ранга) пожара.

Дополнительно о других нештатных должностных лицах гарнизона читайте в материалах:

    ; ; ;
  • начальники нештатных служб гарнизона: оперативного реагирования, газодымозащитной, технической, связи, профилактики пожаров, радиационно-химической, охраны труда.

В продолжение темы, читайте статью:

Источник: приказ МЧС России № 467 от 25.10.2017 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».

МЧС РОССИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

от 29 января 2015 года N 33

Во исполнение приказа Главного управления от 22.01.2015 N 23 "О создании нештатных служб территориального гарнизона пожарной охраны Санкт-Петербурга", и также в целях оптимизации структуры территориального гарнизона пожарной охраны г.Санкт-Петербурга и повышения эффективности оповещения, оперативного реагирования на пожары, аварии, чрезвычайные ситуации ДТП, социально значимые происшествия и связанные с ними аварийно-спасательные работы,

1. Утвердить "Положение о диспетчерской службе территориального гарнизона пожарной охраны Санкт-Петербурга" (Приложение).

2. Начальникам структурных и подчиненных подразделений Главного управления:

2.1. Организовать изучение "Положения о диспетчерской службе территориального гарнизона пожарной охраны Санкт-Петербурга" в системе служебной подготовки среднего и старшего начальствующего состава и боевой подготовки личного состава дежурных караулов подчиненных подразделений;

2.3. В срок до 10.03.2015 представить в службу оперативного обеспечения ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу" рапорты о выполнении положений приказа и ведомости приема зачетов от радиотелефонистов (диспетчеров) и лиц их подменяющих по знанию Положения;

3. Признать утратившим силу приказ Главного управления от 19.07.2011 N 321 "Об утверждении Положения о диспетчерской службе гарнизона пожарной охраны Санкт-Петербурга".

4. Приказ объявить руководящему и начальствующему составу Главного управления МЧС России по г.Санкт-Петербургу в части касающейся.

5. Возложить ответственность за организацию выполнения требований приказа на заместителя начальника Главного управления МЧС России по г.Санкт-Петербургу полковника внутренней службы Плыгуна А.В.

Начальник Главного управления
генерал-лейтенант внутренней службы
Л.А.Беляев

Приложение
к приказу
Главного управления
от 29 января 2015 года N 33

Положение о диспетчерской службе территориального гарнизона пожарной охраны Санкт-Петербурга

I. Общие положения

1.1. Основные термины и определения, применяемые в диспетчерской службе

- период несения караульной службы личным составом караула (дежурной смены) включающий в себя их участие в тушении пожаров и проведении АСР, осуществление повседневной деятельности путем непрерывного дежурства в течение установленного рабочего дня (суток);

ВРЕМЯ ЛИКВИДАЦИИ ОТКРЫТОГО ГОРЕНИЯ (ЛО)

- промежуток времени от момента локализации пожара (загорания) до прекращения открытого горения (определяется руководителем тушения пожара), с обязательной передачей данной информации в СОО ЦУКС;

ВРЕМЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОЖАРА

- промежуток времени от момента прекращения открытого горения до полного прекращения горения (устранения условий для его самопроизвольного возникновения), завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ, связанных с ликвидацией пожара (загорания) (определяется руководителем тушения пожара), с обязательной передачей данной информации в СОО ЦУКС;

ВРЕМЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ

- промежуток времени от момента подачи первого ствола на тушение пожара (загорания) до ликвидации угрозы людям или животным, прекращения распространения пожара (загорания), создания условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами (определяется руководителем тушения пожара);

ВРЕМЯ ПОДАЧИ ПЕРВОГО СТВОЛА

- промежуток времени от момента прибытия первого пожарного подразделения, до подачи первого ствола на тушение пожара (загорания);

ВРЕМЯ ПРИБЫТИЯ

- промежуток времени от момента сообщения о пожаре (загорании), до прибытия первого пожарного подразделения;

ВРЕМЯ СООБЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ (ЧС)

- промежуток времени, начинающийся от момента обнаружения пожара до сообщения о нем в пожарную охрану;

ГАРНИЗОН ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

- совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ (дв)

- вызов РТП к месту пожара отделений на основных или специальных пожарных автомобилях, сверх номера вызова (ранга пожара);

- основное тактическое подразделение пожарной охраны в составе двух и более расчетов (отделений) - способное самостоятельно решать задачи по тушению пожара и проведению АСР;

КВИТАНЦИЯ (кв)

- подтверждение выполнения радиотелефонистом (диспетчером) приказа, распоряжения и др.

ЛИКВИДАЦИЯ ПОЖАРА
(Л-2)

- стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его повторного возникновения;

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОЖАРА
(Л-1)

- стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям или животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами;

МЕСТНЫЙ ГАРНИЗОН ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ (МГПО)

- гарнизон пожарной охраны, создаваемый на территории каждого муниципального района, городского округа (муниципального образования), с целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера;

НЕШТАТНЫЕ СЛУЖБЫ ГАРНИЗОНА

- нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, создаваемых для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизонах пожарной охраны;

НОМЕР (ранг) ПОЖАРА

- условный признак сложности пожара, определяющий количество расчетов (отделений) на основных пожарных автомобилях, привлекаемых для его тушения исходя из возможностей гарнизона пожарной охраны;

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ

- спасание людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств гарнизона пожарной охраны;

ПЛАН ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ

- оперативный документ, устанавливающий порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны к тушению пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения);

ПОДРАЙОН ВЫЕЗДА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

- Часть территории (вся территория), в границах которой подразделением пожарной охраны осуществляется выезд на тушение пожаров для оказания помощи соседним подразделениям;

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ

- промежуток времени от момента выезда первого до прибытия последних, вызванных (высланных) подразделений на пожар;

РАЙОН ВЫЕЗДА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

- территория, в границах которой Расписанием выезда предусмотрено первоочередное направление сил и средств подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования по первому сообщению о пожаре (АСР);

РАСПИСАНИЕ ВЫЕЗДА

- оперативный документ, устанавливающий порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров на территории города Федерального значения, каждого муниципального образования, охраняемого местным гарнизоном пожарной охраны;

СИЛЫ И СРЕДСТВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

- личный состав пожарной охраны, пожарная техника, средства связи и управления, огнетушащие вещества и другие средства, находящиеся на вооружении пожарной охраны;

СООБЩЕНИЕ (с)

- информация, передаваемая РТП (начальником оперативного штаба пожаротушения) с места пожара (АСР);

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ГАРНИЗОН ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ (ТГПО)

- гарнизон пожарной охраны, создаваемый на территории каждого субъекта Российской Федерации, с целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера;

ТУШЕНИЕ ПОЖАРА

- действия, направленные на спасание людей, имущества и ликвидацию пожара;

УВЕДОМЛЕНИЕ (ув)

- приказ на выполнение какого либо действия из СОО, или передача в СОО информации не связанной с пожарами (АСР) (выкл. или вкл. в б/р техники, выезд на ПТУ, ПТП, ПСП и др.);

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПУНКТ ПОЖАРНОЙ СВЯЗИ (ЦППС)

- основной орган связи и управления силами и средствами пожарной охраны, орган постоянного контроля оперативной обстановки, обеспечивающий комплексное использование сил и средств подразделений пожарной охраны.

1.2. Диспетчерская служба территориального гарнизона пожарной охраны Санкт-Петербурга (далее - диспетчерская служба) - это нештатное формирование, которое создано в целях учета сил и средств территориального гарнизона пожарной охраны, обеспечения приема и обработки сообщений и своевременного реагирования подразделений всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (далее - АСР), поддержания связи с подразделениями в местах постоянного расположения, приема и передачи информации с места работы подразделений, а также организации взаимодействия со службами жизнеобеспечения.

1.3. Диспетчерская служба территориального гарнизона пожарной охраны г.Санкт-Петербурга предназначена для обеспечения постоянной готовности службы оперативного обеспечения ЦУКС и пунктов связи подразделений ТГПО к выполнению возложенных на них функций и задач:

1.3.1. Круглосуточного приема сообщений о вызовах подразделений пожарной охраны по телефонным линиям связи (с номером "01") или иным техническим средствам;

1.3.2. Учета сил и средств гарнизона;

1.3.3. Поддержания связи извещения, обеспечивающей прием сообщений о пожарах;

1.3.4. Организации оперативно-диспетчерской связи, обеспечивающей передачу распоряжений подразделениям, своевременную высылку сил и средств на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, получение информации с мест пожаров и аварийно-спасательных работ, передачу информации о пожарах, авариях, определенным приказами и инструкциями лицам и организациям, получение информации о выездах подразделений и связь с пожарными и аварийно-спасательными автомобилями, находящимися в пути, передачу приказов на передислокацию техники;

1.3.5. Обеспечения административно-управленческой связи, включающей в себя все виды связи, не связанные с выполнением оперативно-тактических задач;

1.3.6. Осуществления постоянного радиоконтроля в радиосетях ТГПО г.Санкт-Петербурга;

1.3.7. Осуществления своевременного формирования оперативно-справочной информации.

1.4. Диспетчерская служба в повседневной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами г.Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства г.Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами МЧС России, приказами Главного управления МЧС России по г.Санкт-Петербургу (далее - Главное управление), а также настоящим Положением и заключенными совместными соглашениями.

II. Структура диспетчерской службы

2.1. Руководит нештатной диспетчерской службой - начальник службы оперативного обеспечения ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу".

2.2. На дежурных сутках оперативное руководство диспетчерской службой осуществляет руководитель смены СОО ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу", которому в оперативном отношении подчиняются радиотелефонисты (диспетчеры) подразделений ТГПО г.Санкт-Петербурга

2.3. В состав диспетчерской службы территориального гарнизона пожарной охраны г.Санкт-Петербурга входят:

2.4. Служба оперативного обеспечения Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по городу Санкт-Петербургу (далее - СОО ЦУКС);

2.5. Пункты связи (далее - ПСЧ) пожарных, пожарно-спасательных частей и отдельных постов (далее - пожарные части);

2.6. Пункты связи отрядов в т.ч. пожарно-спасательных отрядов (далее - ПСО);

Примечание: пункт связи отряда - ПСЧ, на который возлагаются дополнительные задачи. Назначается руководством отряда.

2.7. Персональная ответственность за организацию диспетчерской службы в подразделениях территориального гарнизона г.Санкт-Петербурга возлагается:

2.8. В службе оперативного обеспечения ЦУКС - на начальника службы;

2.9. В отряде - на заместителя руководителя отряда, курирующего вопросы организации службы;

2.10. В пожарной части (далее - ПЧ) и отдельном посту (далее - ОП) - на руководителя ПЧ (ОП).

2.11. Лица, ответственные за организацию диспетчерской службы, обязаны:

2.12. Разработать должностные инструкции и функциональные обязанности радиотелефонистов (диспетчеров);

2.13. Обеспечить эксплуатацию средств связи ПСЧ в соответствии с требованиями "Инструкции по эксплуатации средств связи ПСЧ и действиям дежурного радиотелефониста при их неисправности" (Приложение N 1);

2.14. Организовать подготовку радиотелефонистов (диспетчеров);

2.15. Разработать инструкции, обеспечить и контролировать выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности при работе со средствами связи радиотелефонистами (диспетчерами), и правил пожарной безопасности в помещениях ПСЧ (Приложение N 2);

2.16. Организовать разработку, корректировку, ведение и хранение регламентных документов ПСЧ (Приложение N 3);

2.17. Организовать информационное оповещение оперативно-дежурной смены ЦУКС (Приложение N 4);

2.18. Организовать изучение диспетчерами (радиотелефонистами) перечня наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций и социально значимых происшествий на территории города Санкт-Петербурга и алгоритмов действий диспетчеров при возникновении ЧС и СЗП (Приложение N 5);

2.19. Организовать взаимодействие с пунктами связи пожарных и аварийно-спасательных подразделений других министерств и ведомств (субъекта РФ, МО, частной и т.п.).

III. Основные задачи подразделений диспетчерской службы

3.1. Основные задачи диспетчерской службы:

3.1.1. Осуществление приема и обработки сообщений о пожаре (чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), аварии, дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП), социально значимом происшествии (далее - СЗП)) по телефону, при поступлении заявки в устной форме (через постового у фасада), а также при срабатывании системы автоматического вызова пожарных подразделений (автоматические установки пожарной сигнализации, тревожные кнопки), расположенные в помещении диспетчера (радиотелефониста) и соответствующие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

Оперативно-служебная документация пожарной части и гарнизона пожарной охраны

1.1. Документы службы дежурного караула

Журнал учета зачетов (инструктажей) по ТБ

Личные карточки газодымозащитников

Журнал учета участков, перекрытых проездов и неисправного противопожарного водоснабжения

Эксплутационные карточки пожарных автомобилей

Журнал испытания ПТВ и аварийно спасательного оборудования

Карточки боевых действий караулов на пожарах

Паспорта напорных и всасывающих рукавов

Ведомость состояния рукавного хозяйства части

Журналы учета ТО пожарных автомобилей

Техническая и специальная литература и ее опись

Журнал учета ГСМ по СИКАР

Журнал регистрации проверок №1, №2 дыхательных аппаратов

Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных машин

Сведения о работе пожарных подразделений

Журнал трехступенчатого контроля по ТБ (1 и 2 ступень)

Журнал трехступенчатого контроля по ТБ (3 ступень)

Журнал трехступенчатого контроля по ГДЗС

Папка начальника караула

Папка по усиленному варианту несения службы

График разработки, корректировки и отработки планов и карточек пожаротушения

Журнал учета пожарных гидрантов района охраны части

1.2 Оперативно- служебная документация ПЧ.

План- карта района выезда с наименованием водоисточников, пожароопасными предприятиями

Порядок ведения документов

Сведения, содержащиеся в документах, могут использоваться только в служебных целях и в соответствии с полномочиями работника, постоянно работающего с соответствующими материалами.

При обнаружении утраты служебных документов работник должен немедленно доложить об этом происшествии руководителю подразделения.

Передача документов, их копий из подразделений работникам других организаций допускается только с разрешения руководителя подразделения.

При оформлении журналов необходимо руководствоваться следующими основными требованиями:

Журналы, находящиеся на ПЧ должны быть пронумерованы и прошнурованы. Когда журнал закончиться его необходимо сдать в архив.

Должно быть аккуратное обращение с документами и их хранением.

Книга входящих телефонограмм предназначена для приема несложных текстов (до 50 слов): приглашения на совещания, заседания и т.д. датой телефонограммы является дата её приёма. Телефонограмма записывается в журнале по форме:

Следует проверять правильность записи повторным чтением телефонограммы в конце её передачи.

Путевки заполняется при получении сообщения о пожаре на охраняемом объекте и вручается начальнику караула. В путевке указывается: дата и время поступления вызова, адрес пожара, что горит, кто сообщил о пожаре.

В журнале приема технического состояния средств, связи фиксируется информация об исправности или неисправности средств, связи и сигнализации на ПСЧ.

В журнале пункта связи записывается информация по выездам дежурного караула на проверки объекта, пожарам и т.д.(время выезда, краткое информация о выезде, время прибытия).

1.3 Оперативные документы, планирующие деятельность гарнизона пожарной охраны

Оперативные документы составляют на основе уставов, наставлений и указаний пожарной охраны с учетом местных особенностей гарнизонов. В указаниях ГУПО даются в основном общие рекомендации по содержанию, структуре и форме документов, так как нельзя предусмотреть всего разнообразия местных условий и особенностей гарнизона. Поэтому большая роль в разработке документов службы принадлежит начальнику гарнизона и его должностным лицам.

1. Расписание выезда пожарных подразделений гарнизона — оперативный документ, определяющий количество сил и средств и порядок привлечения их для тушения пожаров.

Количество сил и средств зависит от обстановки на пожаре, оперативно-тактических особенностей объекта, а также от тактических возможностей подразделений. При составлении расписания выезда принимается номерная система вызова. Номер вызова на пожар — условное цифровое выражение количества сил и средств, привлекаемое на тушение пожара в соответствии с расписанием выезда или планом привлечения сил и средств.

Количество номеров вызова зависит в основном от количества пожарных подразделений в гарнизоне. Расписание должно предусматривать быстрое сосредоточение необходимого (расчетного) количества сил и средств на пожаре при минимальном количестве номеров вызова. По вызову № 1, как правило, выезжает дежурный караул в полном составе в район обслуживания пожарной части, а также на объекты, имеющие свои пожарные подразделения, во все места аварий и стихийных бедствий, где создалась опасность для жизни людей, угроза взрыва или пожара. Когда в боевом расчете дежурного караула кроме основных пожарных автомобилей имеются специальные или .вспомогательные, необходимость их выезда решает начальник дежурного караула или, действует в соответствии с расписанием выезда.

По вызову № 2 на тушение пожара дополнительно высылают три-четыре отделения (в зависимости от того, сколько выехало по вызову № 1) на автоцистернах и автонасосах, а также отделения спецслужб. Как правило, дежурные караулы в район выезда соседних пожарных частей выезжают на пожар в полном составе.

В гарнизонах, имеющих по 10— 12 пожарных частей, предусматривается не более трех номеров выездов, где наиболее целесообразным является такой порядок, при котором по каждому дополнительному номеру выезда, начиная со второго, на пожар выезжали четыре-пять отделений на основных пожарных автомобилях. При определении количества пожарных отделений, выезжающих на пожар по наибольшему номеру вызова, должен предусматриваться в гарнизоне некоторый резерв на случай возникновения второго пожара. В малочисленных гарнизонах этот резерв может создаваться за счет введения в боевой расчет резервной пожарной техники личным составом, свободным от несения службы, или членами ДПД. Большее число номеров (4—5) устанавливается в крупных гарнизонах.

При составлении расписания выезда частей по повышенным номерам вызова учитывают состояние дорог и проездов в отдельные районы обслуживания, например, при плохих дорогах количество сил, выезжающих по № 2 или 3, увеличивают и направляют с различных направлений. В районы с недостаточным водоснабжением направляют дополнительные автоцистерны и рукавные автомобили и т. п. Для отдельных, наиболее важных и пожароопасных объектов, на которых возможно быстрое развитие пожара и создание угрозы для жизни людей, предусматривается выезд сил и средств по повышенному номеру вызова при первом сообщении о пожаре. В перечень таких объектов включаются важные промышленные предприятия или отдельные корпуса, цехи с пожароопасными процессами производства, склады горючих жидкостей и газов, материальных ценностей, детские и лечебные учреждения, театры, клубы, кинотеатры, высотные здания и отдельные здания общественных организаций и т. п. по усмотрению начальника гарнизона пожарной охраны. Количество специальных автомобилей и их тип определяются в зависимости от особенностей объекта. Например, при пожаре на нефтебазе предусматривается выезд автомобилей пенного и порошкового тушения; в зданиях музеев, библиотек, книгохранилищ— выезд автомобилей углекислотного тушения и ГДЗС; в высотных зданиях — выезд автолестниц, автоподъемников и автомобиля ГДЗС и т. п.

Корректировка количества сил и средств, предусмотренных на тот или иной объект, расписанием выездов проводится при составлении планов пожаротушения, а также при решении пожарно-тактических задач.

На некоторые объекты повышенный номер может и не подаваться по первому сообщению о пожаре, а к вызову № 1 дополнительно могут быть высланы два-три отделения из пожарных частей на основных или специальных автомобилях. К расписанию выездов составляются приложения, в которых перечислены: объекты, на которые высылаются силы по повышенным номерам вызова; безводные участки города, на которые дополнительно высылаются автоцистерны и рукавные автомобили; многоэтажные здания, на которые при первом сообщении о пожаре дополнительно высылаются автолестницы, автоподъемники, автомобили ГДЗС, дымососные станции.

В приложении должен быть определен порядок и состав подразделений, выезжающих за пределы обслуживаемого района; порядок передислокации подразделений для охраны города, при возникновении нескольких пожаров в городе (районе, области).

При составлении расписания выездов необходимо принимать во внимание, что в практике работы пожарной охраны принято считать безводными районами и участками такие, где водоисточники удалены от зданий и сооружений более чем на 500 м, а с недостаточным водоснабжением (территорию города или объектов)— водопровод, способный обеспечить расход воды 10—15 л/с, или удаление водоисточников на 300—500 м.

Расписание выезда на пожары находится на ЦППС гарнизона, а в каждой пожарной части имеется выписка из расписания. Ответственность за своевременную высылку на пожар всех сил в соответствии с расписанием выезда возлагается на диспетчера ЦППС.

На объекты, где для успешного тушения крупных пожаров потребуется большое количество сил и средств или пожар может нанести большой материальный ущерб, составляются планы пожаротушения.

2. План пожаротушения — оперативный документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара.

Основное назначение плана — помочь руководителю тушения правильно определить решающее направление, использовать прибывающие силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и предупредить тяжелые последствия, возможные в результате пожара. Общий перечень объектов, на которые должны быть разработаны планы, определяет начальник гарнизона пожарной охраны.

Планы пожаротушения, как правило, составляются на нефтебазы, склады лесоматериалов и лесозаводы, театры, дворцы и дома культуры, кинотеатры, больницы, школы-интернаты, базы продовольственных и промышленных товаров, универмаги, предприятия с пожаровзрывоопасной технологией производства, мелькомбинаты и крупные элеваторы; производственные корпуса промышленных предприятий с большой площадью сгораемых покрытий, бесфонарные производственные здания, морские порты и аэропорты, электростанции, музеи, картинные галереи, уникальные высотные и важнейшие общественные здания. Разработке плана предшествует большая подготовительная работа. Тщательно изучаются оперативно-тактические особенности объекта, описания крупных пожаров на аналогичных объектах, оценка возможного времени сосредоточения сил и средств, необходимых для успешного тушения пожара. Затем устанавливают наиболее сложный по обстановке вариант возможного пожара и производят расчет сил и средств, необходимых для его тушения. При обосновании оптимального варианта устанавливаются: место возможного возникновения пожара; максимально возможная площадь с учетом наиболее сложного варианта обстановки; требуемая интенсивность подачи и удельный расход огнетушащих средств, способы и приемы тушения. Например, для нефтебазы расчет следует вести на такой случай пожара, для ликвидации которого потребуется наибольшее количество сил и средств (случаи разлива ЛВЖ и ГЖ в обваловании, охвата пламенем нескольких резервуаров или всей группы и т. п.). На многих объектах с учетом линейной скорости распространения огня могут быть определены скорость роста площади пожара; площадь пожара; зона задымления и концентрация продуктов сгорания; зона теплового излучения; пределы огнестойкости конструкций; возможная продолжительность свободного горения и т. д. При обосновании возможного места возникновения пожара на объектах с массовым пребыванием людей учитывается максимальная опасность для людей и сложность обеспечения их безопасности.

В графической части плана представляется план-схема объекта с указанием разрывов до соседних строений, нанесением дорог, водоисточников и других данных, характерных для развития пожара и организации его тушения. К плану прикладывают поэтажные планы, а в необходимых случаях разрезы зданий, сооружений объекта. Графическая часть плана должна быть возможно полнее и включать максимум необходимых сведений. В ней должны найти отражение основные конструктивные и планировочные решения, возможные пути распространения пожара через перекрытия, стены и противопожарные преграды, расположение пусковых устройств систем пожаротушения, дымовых люков, задвижек трубопроводов, по которым транспортируются огнеопасные продукты, аварийной вентиляции, взрывоопасные места.

На плане-схеме объекта наносятся водоисточники, которые можно использовать при тушении пожара, расстояние от этих водоисточников до основных зданий, рекомендуемое направление прокладки магистральных рукавных линий.

Графическая часть плана должна быть строго сориентирована на местности, оставаться наглядной и не перегружаться второстепенными данными.

Разработанный план утверждает начальник гарнизона пожарной охраны, после чего он должен быть согласован с дирекцией объекта и заинтересованными службами. В случае когда планом предусматривается привлечение к тушению сил и средств других объектов или служб города или района, не предусмотренных расписанием выезда, план представляется на согласование в горрайис-полком.

3. Карточка пожаротушения представляет собой оперативный документ, содержащий данные об объекте и путях эвакуации. Составляются карточки на детские учреждения (если нет необходимости в составлении планов пожаротушения), пришкольные интернаты и школы III—V степени огнестойкости зданий.

Для удобства пользования карточки пожаротушения должны быть одинакового формата (15х20 см). В текстовой части карточки указываются адрес объекта, маршрут следования, номер телефона, количество детей в дневное и ночное время, конструктивные особенности и планировочные решения, которые не удается отразить в графической части.

Графическая часть карточки состоит из схемы расположения учреждения на местности и поэтажных планов, показаны разрывы до ближайших домов и степень их огнестойкости, ближайшие улицы, водоисточники, расстояние от них до учреждений.

В поэтажных планах показывают все входы в здание и другие эвакуационные пути, стационарные лестницы, все помещения и их наименования, количество мест для размещения людей в каждом помещении, место нахождения обслуживающего персонала.

Ночные спальные помещения выделяют другим цветом.

Карточки рассматривает и утверждает начальник пожарной части. Хранят их на пункте связи части в специальной картотеке. Боевые действия личного состава дежурных караулов отрабатываются на каждое детское учреждение согласно разработанной карточке во время пожарно-тактических занятий с караулом

Приложение N 9. Книга службы пожарной части

Наряд на службу

162. Дежурный диспетчер ( радиотелефонист ) пункта связи подразделения подчиняется начальнику дежурного караула, а в оперативной деятельности - старшему диспетчеру ( радиотелефонистам ) оперативно-диспетчерской службы, начальник дежурной смены.

Он отвечает за четкое прием, передачу и регистрацию сообщений, поступающих на пункт связи, своевременное направление отделений на пожаре, места аварий, катастроф, стихийных бедствий, ведение журнала пункта связи подразделения (приложение 14).

163. Диспетчер ( радиотелефонист ) пункта связи подразделения обязан:

знать район выезда подразделения, оперативную обстановку в нем, перечень объектов, на которые составлены планы и карточки пожаротушения или высылаются при пожарах подразделения по повышенному номеру (ранга) вызова, безводные участки, место расположения потенциально опасных объектов и объектов повышенной опасности, проездов и источников противопожарного водоснабжения, а также основные тактико-технические данные автомобилей (кораблей, поездов), имеющихся в гарнизоне службы;

уметь быстро пользоваться служебной (справочной) документацией пункта связи, средствами связи, обеспечивать быстрый прием сообщений о пожарах, других чрезвычайных ситуациях;

проверять работу средств связи при вступлении на дежурство, а также периодически в ходе дежурства:

содержать в чистоте и исправности средства связи, имущество служебных помещений пункта связи, обо всех неисправностях докладывать начальнику караула;

поддерживать связь со службами взаимодействия и, при необходимости, направлять эти службы в район проведения работ в соответствии с установленным порядком:

при получении сообщений о закрытии проездов, выход из строя источников противопожарного водоснабжения, связи и других изменений оперативной обстановки, немедленно докладывать начальнику караула и в оперативно-диспетчерскую службу;

при вызове по телефону (кроме прямой телефонной связи) отвечать: "Пожарно-спасательная служба", а по специальным линиям, повторять ответ и представляться;

получив по телефону сообщение о пожаре, другой чрезвычайной ситуации, не прекращая разговора, включить сигнал тревоги, а в ночное время и дополнительное освещение помещений, заполнить путевые листы на выезд автомобилей строевой группы эксплуатации по сигналу "Тревога" (приложение 15), установить место, где возник пожар, чрезвычайная ситуация, фамилия лица, сообщившего и номер телефона, по которому осуществляется сообщение, а при возможности - дополнительные сведения (уточненное место возникновения пожара, характер чрезвычайной ситуации, особенности м ршруту следования, что именно горит, есть ли угроза людям, взрыва, отравления и т.д.). При наличии громкоговорящей связи объявить наименование отделений, которые должны выезжать и адрес пожара, чрезвычайной ситуации, как правило, перед включением сигнала "Тревога" и после его отключения, включать табло (если оно есть) с перечнем автомобилей, выезжающих;

передать путевые листы начальнику караула, сообщить ему имеющиеся дополнительные сведения о пожаре, чрезвычайной ситуации;

передавать начальнику караула план (карта) пожаротушения;

в ходе получения от заявителя дополнительных сведений о пожаре, чрезвычайной ситуации, передавать эти сведения по радиосвязи подразделениям, выехали к месту вызова

о выезде караула на пожар, в том числе и другие выезды, сообщать оперативно-диспетчерскую службу в установленном в гарнизоне порядке;

при получении сигнала "Тревога" по всем системам автоматической пожарной сигнализации действовать в соответствии с инструкциями о порядке эксплуатации данных установок сигнализации

при получении сообщения о пожаре на объекте, на котором предусмотрен автоматический вызов сил и средств по повышенному номеру (рангу) вызова, немедленно сообщать об этом оперативно-диспетчерскую службу;

устанавливать и поддерживать связь с караулом, который выехал на пожар (аварию, катастрофу, стихийное бедствие, на занятия и т.п.); с учетом особенностей объекта выяснять с помощью справочной литературы и документации, а также через соответствующие службы его оперативно-тактическую характеристику, уровень загазованности, радиационную обстановку, изменения метеоусловий , которые предусматриваются и т.д., и при получении дополнительных сведений немедленно докладывать в оперативно диспетчерскую службу и начальнику караула ( РТП )

о направлении дополнительных сил и средств, сведения, поступившие с места работы караула, о возвращении караула информировать оперативно-диспетчерскую службу и должностных лиц в установленном порядке;

принимать все необходимые меры для своевременного получения информации об обстановке с места работы караула и немедленно передавать полученные предписания и информацию в оперативно-диспетчерскую службу;

выполнять распоряжения, поступающие от начальника караула, который выехал ( КГП )

выполнять обязанности диспетчера оперативно-диспетчерской службы, если на пункт связи подразделения возложены функции этих служб Гарнизону;

осуществлять эксплуатацию средств связи и сигнализации в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и требований нормативных документов по этому вопросу;

аккуратно и в полном объеме вести служебную документацию пункта связи подразделения, бережно хранить документы;

допускать в помещение пункта связи только начальника караула, его прямых начальников, а также на время своего замены, лиц из состава дежурного караула, которые допущены к выполнению обязанностей диспетчера ( радиотелефониста ) пункта связи подразделения.

164. Дежурный диспетчеру ( радиотелефонистам ) пункта связи подразделения запрещается:

отвлекаться от несения службы (посторонние разговоры, прослушивания музыки, радио и т.д. на больших звуковых уровнях, просмотр телепередач во время выезда и боевой работы караула)

отлучаться из расположения подразделения;

отлучаться из пункта связи без разрешения начальника караула и без подмены лицом, подготовленной и допущенной к работе на пункте связи подразделения;

отдыхать при выезде караула по сигналу "Тревога";

разговаривать лично и допускать по телефону длительные разговоры (более одну минуту), не связанные с работой подразделения, нарушать установленный порядок радиообмена.

165. Диспетчер ( радиотелефонист ) пункта связи подразделения имеет право:

отлучаться из пункта связи (при условии замены подменным диспетчером ( радиотелефонистом )) для приема пищи в предусмотренное распорядком дня время;

отдыхать в ночное время не более половины времени с отбоя до подъема караула (на период отдыха диспетчера ( радиотелефониста ) он заменяется подменным диспетчером ( радиотелефонистом )).

Читайте также: