Обязан ли работодатель выполнять предписания государственного инспектора до решения суда

Опубликовано: 17.09.2024

Должен ли работодатель исполнять предписание, если обжалует его в суде? Если да, то в какой срок? В какой день он должен исполнить полученное предписание (получено 01.08.2014), если указан срок - незамедлительно после получения предписания, а об выполнении сообщить до 15.08.2014?

1. Да, должен, поскольку предписания инспекторов государственной инспекции труда обязательны для исполнения работодателем. Однако в случае обжалования работодателем постановления государственного инспектора труда в суде срок исполнения предписания может быть приостановлен судом (при условии, что работодатель обжалует в суде предписание в течение 10 дней с момента его получения, и суд приостановит действие оспариваемого предписания).

2. Работодатель обязан исполнить предписание инспектора государственной инспекции труда в срок, указанный в таком предписании. Если в предписании указано устранить нарушения незамедлительно после его получения, то работодатель обязан устранить нарушения непосредственно после получения такого предписания.

Если срок исполнения предписания будет приостановлен судом, то исполнить предписание необходимо будет после вступления в законную силу решения суда.

Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (п. 1 ст. 254 ГПК РФ).

Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда (п. 4 ст. 254 ТК РФ).

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Model.Article.Title

Государственная инспекция труда (ГИТ) всегда стоит на страже охраны норм трудового законодательства и строго следит за соблюдением положений трудового кодекса. Несмотря на то, что на сайте этого контролирующего органа выложен план проверок ГИТ, кадровиков беспокоят визиты ее представителей. Но даже если инспектор сделал выводы, с которыми вы не согласны, есть возможность оспорить постановление ГИТ в суде.

1. Инспектор ГИТ выдал предписание, в соответствии с которым работодателю необходимо устранить нарушение трудовых прав, допущенное в отношении работника. В частности:

  • отменить приказ о прекращении трудового договора об увольнении работника;
  • восстановить работника в прежней должности;
  • выплатить работнику средний заработок за все время вынужденного прогула.

Впоследствии в ходе проверки ГИТ было установлено, что данное предписание работодатель в установленный срок не выполнил. В связи с этим был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Мировой судья признал работодателя виновным в совершении этого правонарушения.

Однако Верховный суд РФ, как следует из постановления от 04.07.2014 № 34-АД14-3, пришел к другому выводу. Разногласия, возникшие между работодателем и работником в связи с увольнением, подлежат рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом. И хотя на ГИТ возложены функции государственного надзора по соблюдению трудового законодательства, однако полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров ГИТ не наделена.

Кроме того, индивидуальный трудовой спор ранее был рассмотрен судом, которым исковые требования работника о восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда были частично удовлетворены.

При таких обстоятельствах предписание ГИТ считается незаконным, так как вынесено по вопросам, не относящимся к ее компетенции.

Программа «Контур-Персонал» позволяет сформировать приказ об отмене ранее утвержденного приказа.

2. Отсутствие в трудовом договоре положений, указанных в ст. 57 ТК РФ, — основание для привлечения работодателя к административной ответственности.

ГИТ признала работодателя виновным в совершении административного правонарушения и подвергла его административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

Верховный суд РФ при проверке принятых по делу решений судов о признании вынесенного постановления ГИТ законным сделал вывод (постановление от 15.05.2014 № 3-АД14-1), что договор, заключенный между работодателем и работником, в нарушение ст. 57 ТК РФ не содержит идентификационного номера налогоплательщика работодателя. Кроме того, в договоре предусмотрено, что заработная плата выплачивается не позднее 15 числа каждого месяца, а это не соответствует требованиям ст. 136 ТК РФ. Таким образом, Верховный суд РФ оставил решение ГИТ без изменения.

Программа «Контур-Персонал» содержит различные формы приказов, трудового договора и дополнительных соглашений.

3. Поступление в Федеральную инспекцию труда обращения или заявления лица о нарушении работодателем его трудовых прав — одно из оснований для проведения внеплановой проверки работодателя.

В связи с поступившим в ГИТ обращением работника о нарушении его трудовых прав, в адрес работодателя заказным письмом с уведомлением был направлен мотивированный приказ о проведении документарной проверки с приведением перечня необходимых для этого документов.

Однако юридическое лицо не направило в десятидневный срок указанные в запросе ГИТ документы. По этой причине работодатель был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ на основании постановления ГИТ.

4. Выявленные в рамках одной проверки ГИТ сразу несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы правонарушения.

В ходе проверки ГИТ было выявлено несколько нарушений трудового законодательства:

  • несвоевременная выплата сумм, причитающихся работникам при увольнении;
  • нарушение процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности;
  • нарушение сроков ознакомления работников с приказами об отпуске.

Постановлением инспектора труда ГИТ работодатель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что все эти деяния образуют один состав административного правонарушения. Однако в ходе надзорного производства (постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 г. № 60-АД14-16) данные выводы были признаны ошибочными, основанными на неверном толковании положений КоАП РФ. Таким образом, каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде, в том числе нарушение ст. 193 ТК РФ при применении дисциплинарного взыскания к работнику, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Программа «Контур-Персонал» заранее предупреждает о наступлении отпуска в соответствии с графиком отпусков, что позволяет вовремя подготовить приказ об отпуске и ознакомить с ним работника.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Обжалование результатов проверки– это непростая процедура, но если вы приняли такое решение, стоит начать ее незамедлительно!

К кому и зачем приходит ГИТ?

Главная задача такого визита – контроль соблюдения трудового законодательства. С этой целью она может проводить проверки – плановые и срочные. При этом расписание такой работы составляется заранее и публикуется в общем доступе. А это значит, что работодатель заблаговременно может узнать, что к нему планируют визит представители инспекции по труду.

Исключение – мероприятие, инициированное в срочном порядке после жалобы работника. О нем руководителя компании могут предупредить буквально накануне или не предупредить вовсе.

Что можно обжаловать?

Два основных документа, на которые стоит обратить внимание руководителю, решившему оспаривать результаты работы инспекторов – это предписание об устранении нарушений и постановление о привлечении к административной ответственности.

Руководитель структуры обязан рассмотреть такое обращение, изучить предоставленные доказательства и вынести решение либо об отмене документа, либо о частичном изменении его содержания, либо об отказе в удовлетворении возражений. К сожалению, практика такова, что обращения работодателей по большей части остаются без удовлетворения. В этом случае есть еще один выход – обращение в суд.

Обжалование предписания инспекции по труду в судебном порядкерегламентируетсяглавой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ). С иском следует обращаться в суд, к которому территориально относится ваша компания.

Что и как можно обжаловать в суде?

В судебном порядке можно требовать отмены только предписания инспектора. При этом работодатель имеет полное право обратиться одновременно к вышестоящему должностному лицу инспекции. Таким образом, можно одновременно использовать оба механизма отмены документа, не теряя времени.

Важно! При обжаловании у вышестоящего должностного лица, действие документа не приостанавливается. Судья же вправе вынести такое решение до окончания рассмотрения дела.

В ходе судопроизводства будут подвергнуты тщательной проверке:

  1. Акт, составленный инспекторами.
  2. Сам текст документа, его суть.
  3. Возможные нарушения, допущенные со стороны инспектора.

Постановление об административной ответственности также может быть обжаловано руководителю инспекции, главному госинспектору РФ или через суд. Обращаться также стоит в районный орган по месту рассмотрения дела.

По результатам ее рассмотрения может быть принято решение:

Пример из судебной практики

  • В суд обратился работодатель, которому выписали штраф за нарушение трудового законодательства. Ему был выписан штраф 500 000 рублей. Судья вынес решение, что этот штраф слишком высок и не соответствует целям административного наказания. В итоге штраф составил всего 100 000 рублей.

При рассмотрении этого обращения суд опирался на положения КоАП РФ. Они поясняют, что при определенных обстоятельствах, а также в зависимости от типа правонарушения, финансового положения компании и иных факторов, судья может значительно снизить сумму штрафа. При этом окончательная сумма штрафа не может быть меньше половины минимальной суммы, предусмотренной законом (ст. 4.1 КоАП РФ).

Стоит отметить, что анализ судебной практики позволяет сделать неутешительный для работодателя вывод: процент отмены решений трудовой инспекции крайне мал. К сожалению, эта статистика становится для многих работодателей сигналом к бездействию.

Заполните форму, и наш эксперт свяжется с вами!

Порядок и сроки обжалования

При обращении в суд с такого рода жалобами, стоит руководствоваться положениями Кодекса административного судопроизводства РФ. Стоит отметить, что при определении сроков обращения в суд есть неоднозначность, пока не нашедшая разрешения.

При внесении очередных изменений в КАС, законодатель не исключил из него противоречащих другим действующим актам положений. Таким образом, в Кодексе сохранена норма с трехмесячным сроком обжалования решений (ст. 219 КАС РФ). Тем не менее, в Трудовом Кодексе указано, что если в трудовую инспекцию обращается профсоюз или сам работник, выданное работодателю предписание должно быть обжаловано в десятидневный срок (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Большинство юристов склонны трактовать эту норму буквально. А значит, успеть представить свои возражения за 10 дней нужно в том случае, речь идет о результатах проверок на основании жалоб сотрудников или иных лиц. Но есть и мнение, что любые документы такого рода можно обжаловать исключительно в десятидневный срок. Так как единой судебной позиции по этому поводу не выработано, чтобы минимизировать риски стоит брать за основу минимальный срок обращения – 10 дней со дня получения документа.

В заявлении нужно указать:

  • Наименование суда.
  • Наименование организации – истца.
  • Данные инспекции и конкретного должностного лица, проводившего проверку.
  • Реквизиты решения, которое подлежит оспариванию.
  • Сведения о том, какие права, свободы и законные интересы истца нарушены в этом документе.
  • Законы и нормативные акты, на соответствие которым нужно проверить решение инспектора.
  • Перечень подтверждающих документов приложением.

Что будет, если отказаться от обжалования или пропустить сроки?

Если компания не оспорила постановление в срок, оно вступает в силу через 10 дней после вручения. Заплатить штраф в этом случае однозначно придется. На это у руководителя по закону есть 60 дней (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

В случает отказа от уплаты штрафа, его сумма будет взыскана в принудительном порядке, с привлечением судебных приставов. К его сумме прибавится судебный сбор в размере 7%, а также наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неоплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Почему для сопровождения проверки трудовой инспекции и обжалования результатов стоит обратиться к профессиональному подрядчику?

Визит проверяющих на предприятие – это всегда стресс, даже если вы заранее знали о дате и тематике инспекции. Очень важно не относиться к такого рода событиям легкомысленно, а готовиться к ним. Правильно, качественно проведенные подготовительные мероприятия могут предопределить исход проверки, избавить бизнес от санкций, финансовых и репутационных потерь.

Однако практика показывает, что самостоятельная подготовка почти всегда недостаточно эффективна: нужно выделить ответственных из числа специалистов компании и полностью освободить их от выполнения прямых обязанностей. Кроме того, «своим» сотрудникам сложнее беспристрастно оценить работу предприятия и обнаружить все нарушения и недочеты. О множестве нарушений, которые выявляют инспекторы, сотрудники, не работавшие в трудовой инспекции, даже никогда и не слышали.

Поручить всю работу по подготовке к проверкам, а при необходимости – обжалованию их результатов команде экспертов, специализирующихся исключительно на трудовом праве! Именно такую возможность дает своим клиентам ООО «Проверка труда». Мы помогаем бизнесу с честью проходить такого рода испытания и использовать этот опыт для роста и стратегического планирования. За последние 2 года мы успешно реализовали больше 70 проектов в этой сфере и сэкономили для своих клиентов около 70 млн рублей!

В числе услуг, которые мы оказываем:

  1. Экспертная команда. Наши сотрудники имеют опыт работы в контролирующих структурах.
  2. Гарантированный результат. Мы избавляем вас от штрафов или максимально снижаем их размер. Если санкции неизбежны или сумма выше ожидаемой, мы снижаем ваши расходы за счет пропорционального уменьшения стоимости наших услуг.
  3. Профиль на трудовом праве. Мы хорошо разбираемся во всех тонкостях законодательства и следим за его обновлениями.
  4. Экономия. Размер нашего вознаграждения – не больше 30 % от возможных расходов на оплату штрафа.
  5. Конфиденциальность и безупречный сервис. Мы ценим вас и бережем ваше время и деньги!

Вам предстоит проверка и вы хотите подготовиться к ней максимально качественно? Нужна помощь в решении трудового спора? Хотите заказать аудит кадровой документации? Позвоните или напишите нам, чтобы получить консультацию и договориться о встрече с менеджером!

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 357 ТК РФ

1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Комментируемая статья закрепляет основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

Государственные инспекторы труда могут в любое время суток беспрепятственно посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. При этом на них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено. Чтобы пройти на территорию проверяемой организации, государственный инспектор труда предъявляет служебное удостоверение установленного образца.

Для получения необходимой информации государственный инспектор труда может на месте знакомиться с документами и материалами.

Работодатели и их представители не вправе уклониться от предоставления документов, в т.ч. под каким-либо предлогом, включая мотивы содержания в таких документах коммерческой или государственной тайны.

Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке.

Право относить те или иные сведения к информации, составляющей коммерческую тайну, и определять перечень и состав такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений Закона о коммерческой тайне.

Коммерческой тайной не считаются сведения:

- о численности и составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в т.ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест;

- задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;

- нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

- численности и об оплате труда работников некоммерческих организаций и использовании в деятельности таких организаций безвозмездного труда граждан.

Закон о коммерческой тайне предоставляет обладателю информации, составляющей такую тайну, право:

- устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны;

- разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;

- определять порядок и условия доступа к этой информации;

- требовать от государственных органов, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Государственные инспекторы труда не имеют право без согласия обладателя информации разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления коммерческую тайну, ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей, за исключением специально предусмотренных случаев, а также не вправе использовать такую информацию в корыстных или иных личных целях. За нарушение конфиденциальности информации они несут ответственность по законодательству РФ.

Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Законом о государственной тайне определяется порядок доступа к этим сведениям. В соответствии со ст. 25 Закона на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны возлагается организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну. Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций должны создавать для государственного инспектора труда условия, при которых он знакомится только со сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения должностных (функциональных) обязанностей.

Инспектор вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др.

При необходимости государственный инспектор труда может обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

2. Для обеспечения наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов. Отказ работодателей (их представителей) предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной, не допускается. Государственный инспектор труда должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия на лиц, которые нарушают правила комментируемой статьи о безвозмездности предоставления ему необходимой информации.

3. Статья 12 Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" предусматривает: государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта.

4. Реагируя на выявленные в ходе проверки нарушения, государственный инспектор труда предписывает устранить вскрытые правонарушения, их причины и способствующие им условия.

Это предписание прилагается к акту проверки, который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки с копией предписания вручается работодателю (или его представителю) под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.

Изложенные в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не могут касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Все предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны быть основаны на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 ТК). Статьей 212 ТК на работодателя возлагается обязанность выполнять предписания государственных инспекторов труда.

5. При проведении проверки может быть установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен.

В подобных случаях государственный инспектор труда обязан незамедлительно принять меры, с тем чтобы не допустить причинения вреда или прекратить его причинение вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч. 2 ст. 17 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

6. Работодатель обязан отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда (ст. 76 ТК). На всех работников организаций, включая руководителей, возложена обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труд в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 225 ТК).

7. В силу ст. 212 ТК обязанностью работодателя является применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты. Государственным инспекторам труда предоставлено право запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в т.ч. требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

8. Помимо прочего, государственные инспекторы труда вправе:

- составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении руководителями и другими должностными лицами трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП РФ;

- направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении работодателя и его представителей к уголовной ответственности, если их действия содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке;

- предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников;

- выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др.

Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который передан соответствующему органу по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит очевидное нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Работодатель или его представитель могут обжаловать это предписание в суд в течение 10 дней с момента его получения.

Невыплата заработной платы относится к грубейшим нарушениям законодательства и всегда приводит к негативным последствиям. Какие поправки ужесточили процедуру взыскания с работодателей долгов по зарплате и какие правила нужно соблюдать каждой компании, вы узнаете из статьи Михаила Махрова.

Право на своевременную оплату труда гарантировано каждому работнику нормами Конституции РФ и Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). Однако нередко работодатель уклоняется от надлежащего исполнения своей обязанности по выплате заработной платы в установленные сроки, что приводит к образованию задолженности. Благодаря внесённым в декабре 2019 года в законодательство поправкам у работников появилась возможность взыскать такую задолженность в упрощённом порядке. Поговорим об этом подробнее.

О сроках выплаты заработной платы

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Статья 21 ТК РФ закрепляет за каждым работником право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Этому праву соответствует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ).

Согласно статье 136 ТК РФ зарплата должна выплачиваться работникам два раза в месяц. Конкретные даты определяются работодателем и закрепляются в локальных нормативных актах или в трудовом договоре. Работодателю следует помнить, что выплата заработной платы должна осуществляться не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Роструд рекомендует выплачивать зарплату за первую половину месяца в установленный день с 16 по 30 (31) число текущего периода (так называемый аванс), а за вторую половину месяца – с 1 по 16 число следующего месяца[1]. При этом разрыв между выплатами не должен превышать 15 календарных дней[2]. Если дата выплаты зарплаты выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, причитающиеся суммы необходимо выплатить накануне (ст. 136 ТК РФ).

О поправках в ТК РФ и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Способы взыскания «честно заработанных» ранее ограничивались: 1) попыткой работников договориться с работодателем мирно; 2) обращением в государственную инспекцию труда, которая могла лишь выдать должнику предписание об устранении нарушения и привлечь его к административной ответственности, выписав относительно небольшой штраф по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ; 3) обращением работника в суд, что хоть и давало определённый результат, но требовало от работника не только дополнительных затрат, но и времени.

В декабре прошлого года были приняты два федеральных закона, которые упрощают процедуру взыскания долгов по заработной плате. Федеральный закон от 02.12.2019 № 393-ФЗ (далее – Закон № 393-ФЗ) внёс изменения в Трудовой кодекс РФ, а закон от 02.12.2019 № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ) – в закон «Об исполнительном производстве». Указанные законы вступили в силу 13.12.2019.

Закон № 393-ФЗ расширил полномочия государственных инспекторов труда, наделив их правом организовывать и проводить мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Такие мероприятия должны осуществляться в соответствии с ежегодно утверждаемой госинспекцией труда программой профилактики таких нарушений. Помимо этого, госинспекторы получили законное право принимать меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (ст. 356 ТК РФ). Принудительное исполнение осуществляется на основании решения инспектора, принимаемого им в соответствии со статьёй 360.1 ТК РФ (ст. 357 ТК РФ).

Согласно поправкам, внесённым Законом № 402-ФЗ, решение госинспектора труда, принимаемое им в соответствии со статьёй 360.1 ТК РФ, отнесено к исполнительным документам (п. 5.1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», далее – Закон № 229-ФЗ). В нём, помимо общей информации, указанной в части 1 статьи 13 Закона № 229-ФЗ, должны быть также указаны реквизиты банковского счёта взыскателя и иметься отметка о вручении решения работодателю (ч. 1.2 ст. 13 Закона № 229-ФЗ). Исполнение решения госинспектора труда осуществляется в соответствии со статьёй 72.2 Закона № 229-ФЗ.

Порядок вынесения решения ГИТ о взыскании долга по зарплате

Как упоминалось выше, порядок принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в срок зарплате и других выплат установлен в статье 360.1 ТК РФ. Он состоит из следующих стадий.

Порядок исполнения решения ГИТ судебным приставом-исполнителем

Исполнительное производство по решениям ГИТ о принудительном исполнении обязанности работодателя по погашению задолженности по зарплате возбуждается судебным приставом-исполнителем в общем порядке с учётом особенностей, установленных статьёй 72.2 Закона № 229-ФЗ.

Исполнение данных решений осуществляется в следующем порядке.

  1. Возбуждение исполнительного производства. Постановление о возбуждении выносится судебным приставом-исполнителем в трёхдневный срок со дня поступления к нему решения ГИТ (ч. 8 ст. 30 Закона № 229-ФЗ). В постановлении пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в решении, а также предупреждает должника о принудительном исполнении требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора (ч. 11 ст. 30 Закона № 229-ФЗ). Срок для добровольного исполнения составляет, как правило, пять дней и исчисляется со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи смс-сообщения, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ч. 12 ст. 30 Закона № 229-ФЗ).

Одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет в банки и иные кредитные организации запросы относительно сведений о видах и номерах банковских счетов должника, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте (ч. 2 ст. 72.2 Закона № 229-ФЗ).

  1. Принудительное взыскание денежных средств. Если работодатель-должник не исполнил требования, содержащиеся в решении ГИТ, в срок для добровольного исполнения, установленный в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании денежных средств с банковских счетов должника. Такое постановление выносится по истечении срока для добровольного исполнения и при условии, что у пристава-исполнителя имеется информация о нахождении в банках и иных кредитных организациях счетов должника. Не позднее дня, следующего за днём вынесения постановления, пристав-исполнитель направляет его в соответствующий банк или иную кредитную организацию, которые обязаны незамедлительно перечислить денежные средства со счетов должника на указанный в постановлении счёт взыскателя (ч. 3 ст. 72.2 Закона № 229-ФЗ).
  2. Окончание исполнительного производства. Согласно части 4 статьи 72.2 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство по исполнению решения о принудительном исполнении оканчивается в двух случаях:

1) по факту перечисления банком или иной кредитной организацией взыскателю денежных средств в полном объёме;

2) если в течение двух месяцев с момента возбуждения исполнительного производства на счетах должника отсутствуют денежные средства, достаточные для исполнения решения о принудительном исполнении, за счёт которых частично или в полном объёме могут быть удовлетворены требования взыскателя (ч. 4 ст. 72.2 Закона № 229-ФЗ).

Об окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит определение, которое в форме электронного документа направляется в Роструд (ч. 5 ст. 72.2 Закона № 229-ФЗ).

Подводя итог вышесказанному, мы видим, что в отличие от судебного порядка взыскание долгов по зарплате на основании решения государственного инспектора труда не требует какого-либо участия со стороны работников-кредиторов. Однако работодатель ограничил круг работников, которые вправе воспользоваться таким порядком взыскания зарплатных долгов, установив одно исключение: этим порядком не могут воспользоваться лица, указанные в части 4 статьи 349.4 ТК РФ, а именно ‒ занимающие должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, руководителя и главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, а также контролирующие банк лица, определяемые в соответствии с законодательством о банкротстве (ч. 7 ст. 360.1 ТК РФ).

Читайте также: