Обязательно ли начальник отдела должен быть руководителем проекта

Опубликовано: 17.09.2024

Любой проект представляет собой действие, направленное на достижение конкретных целей. Успешность проекта во многом зависит от деловых качеств руководителя, отвечающего за его реализацию. Работа обозначенного сотрудника строится в соответствии с определёнными правилами и нормами, которые прописываются в должностной инструкции руководителя проекта.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции руководителя проекта

1. Общие положения

В своей деятельности руководитель проекта опирается на:

  • действующие нормы трудового законодательства относительно управления сотрудниками;
  • распоряжения руководства;
  • правила организации;
  • положения данной должностной инструкции.

Руководитель проекта обязан обладать знаниями в следующих областях:

  • действующее законодательство Российской Федерации;
  • методические пособия, разработанные с учётом специфики деятельности конкретного предприятия;
  • материалы, необходимые для выполнения прямых должностных обязанностей;
  • правила и стандарты ведения документооборота;
  • экономическое обоснование проекта и основы его подготовки;
  • основы экономики и трудового законодательства;
  • рационализация организации труда подчинённых;
  • компьютерные программы, необходимые для реализации конкретного проекта;
  • правила пожарной безопасности;
  • действующие нормы охраны труда;
  • правила санитарии и охраны природы.

2. Обязанности руководителя проекта

Руководитель проекта обладает следующими должностным обязанностями:

  • прогнозирование результата и определение целей и задач, поставленных в результате создания проекта;
  • организация работ по созданию и реализации проекта;
  • составление списка работ, необходимых для реализации поставленных задач и определение круга сотрудников, которые будут заниматься их выполнением;
  • составление бизнес-плана, определение размера бюджета и подготовка документов, необходимых в ходе реализации проекта;
  • сбор, обработка и хранение информации, необходимой для реализации бизнес-проекта;
  • составление договоров с поставщиками и подрядчиками;
  • составление графиков проведения работ и контроль за сроками их реализации;
  • проведение деловых переговоров;
  • внесение коррективов в проект после предварительного их согласования с руководством;
  • внесение информации в базы данных;
  • организация финансового и аналитического учёта;
  • составление расчётов, методик и внесение предложений, необходимых для успешной реализации бизнес-проекта;
  • оповещение работников о нормах пожарной безопасности и охране труда. Проведение инструктажа в необходимые сроки.

3. Права руководителя проекта

Руководитель проекта помимо обязанностей обладает правами:

4. Взаимодействие с должностными лицами

Руководитель проекта взаимодействует с:

  • директором предприятия;
  • кругом подчинённых лиц;
  • в ходе исполнения своих обязанностей руководитель проекта обязан взаимодействовать с кадровой службой, сметным, правовым и другими производственными отделами;
  • в ходе осуществления своей деятельности он получает и передаёт информацию, необходимую для реализации служебных обязанностей.

5. Ответственность руководителя проекта

Ответственность возлагается на руководителя проекта за:

  • нарушение должностной инструкции наступает дисциплинарная ответственность. Этот регламент предусмотрен Трудовым Кодексом Российской Федерации;
  • нарушение внутренних правил организации, противопожарной безопасности, санитарных и охранных норм. За такие нарушения полагается привлечение руководителя проекта к различным видам ответственности вплоть до уголовной;
  • разглашение корпоративной тайны третьим лицам;
  • появление на рабочем месте в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • если сотрудник принёс предприятию материальный ущерб или совершил различные виды правонарушений, то он подлежит привлечению к различным видам ответственности вплоть до уголовной.

6. Оценка работы руководителя проекта

Работу руководителя проекта оценивает его непосредственный руководитель или генеральный директор компании. Именно эти должностные лица обязаны вносить коррективы в проект или указывать работнику на недочёты.

Корректировка и визирование инструкции

В любой момент в должностную инструкцию могут быть внесены изменения. Порядок их внесения согласовывается сторонами, если иное не предусмотрено уставом предприятия.

ДИ составляется в двух экземплярах и утверждается руководством компании. Один из экземпляров вручается руководителю проекта под роспись. Другой экземпляр необходимо хранить в архиве организации. Документ должен содержать подписи представителя высшего кадрового состава и ознакомившегося с инструкцией сотрудника. ДИ получает юридическую силу с момента её подписания сторонами.

Особенности составления ДИ

Приведенный выше образец инструкции подойдёт для руководителей проекта в любой сфере.

Должностная инструкция может корректироваться с учётом специфики сферы деятельности конкретной организации. По желанию работодателя в неё могут быть добавлены или исключены некоторые пункты.

В бланке должностной инструкции обязательно указываются:

  • персональные данные работника;
  • название организации;
  • образование и название ВУЗа;
  • опыт работы;
  • персональные данные и должность лиц, замещающих руководителя проекта на время его отсутствия;
  • название проекта, за который отвечает руководитель.

Необходимо определиться с целями и задачами проекта. От этого зависит специфика составления должностной инструкции.

Должностные обязанности

Права руководителя проекта

Ответственность сотрудника

Один из обязательных пунктов инструкции. Отражает степень ответственности работника перед организацией в случае возникновения внештатных ситуаций. Поможет работодателю указать на недочёты в работе руководителя проекта. Именно этот раздел позволит восстановить права работодателя в том случае, если руководитель проекта намеренно нанёс предприятию ущерб или совершил иные виды правонарушений.

Руководитель проекта не является материально ответственным лицом. В случае причинения им ущерба организации материальная компенсация взыскивается с него в порядке гражданского судопроизводства.

Взаимодействие с другими лицами

В этом разделе указывается перечень лиц, с которыми должен контактировать руководитель проекта. Обязательно указывается круг лиц, которые находятся в непосредственном подчинении у руководителя проекта.

Руководитель проекта — лицо, назначенное исполняющей организацией руководить командой и отвечающее за достижение целей проекта. Роль руководителя проекта отличается от роли функционального руководителя или руководителя операционной деятельности. Как правило, функциональный руководитель сосредоточен на обеспечении надзора за функциональным или бизнес-подразделением, а руководители операционной деятельности несут ответственность за обеспечение эффективности бизнес-операций.

В зависимости от организационной структуры руководитель проекта может быть подотчетен функциональному руководителю. В других случаях руководитель проекта может быть одним из нескольких руководителей проектов, подотчетных руководителю портфеля или программы, который несет ответственность за проекты в масштабах предприятия. В структуре такого типа руководитель проекта тесно сотрудничает с руководителем портфеля или программы для достижения целей проекта и обеспечения соответствия плана управления проектом общему плану программы. Руководитель проекта также тесно сотрудничает с другими ролями, такими как бизнес-аналитик, менеджер по обеспечению качества и эксперты по предметной области.

Сферы ответственности и компетенции руководителя проекта

В общем, руководители проектов отвечают за удовлетворение потребностей: потребностей задач, потребностей команды и индивидуальных потребностей. Так как управление проектом — важная стратегическая дисциплина, руководитель проекта становится связующим звеном между стратегией и командой. Проекты крайне необходимы для роста и выживания организаций. Проекты создают ценность в форме улучшенных бизнес-процессов, обязательны для разработки новых продуктов и услуг и облегчают реагирование компаний на изменения окружающей среды, конкуренцию и рыночные условия. Роль руководителя проекта, таким образом, становится все более и более стратегической. Тем не менее, понимание и применение знаний, инструментов и методов, признанных в качестве хорошей практики, недостаточно для результативного управления проектом. В дополнение к отраслевым навыкам и знанию общего менеджмента, необходимым для проекта, результативное управление проектом требует наличия у руководителя проекта следующих компетенций:

  • Компетенции в знаниях — то, что руководитель знает об управлении проектом.
  • Компетенции в исполнении — то, что руководитель проекта способен сделать или достичь, применяя свои знания об управлении проектом.
  • Личностные компетенции — то, как руководитель проекта ведет себя во время исполнения проекта или связанной с ним деятельности. Личная результативность охватывает установки, основные личностные характеристики и лидерские качества — способность руководить командой проекта при достижении целей проекта и уравновешивании ограничений проекта.

Навыки межличностного общения руководителя проекта

Руководители проектов выполняют работу с помощью команды проекта и других заинтересованных сторон. Результативные руководители проектов характеризуются сбалансированным соотношением этических принципов, навыков межличностного общения и концептуального мышления, которые помогают им анализировать ситуации и взаимодействовать подходящим образом.

Личность руководителя в значительной степени определяет успех проекта. В то же время его возможности сильно зависят от его позиции в организации и в команде проекта. Поэтому рекомендуется права и ответственность руководителя зафиксировать письменно, чтобы избежать споров по этому поводу.

Позиция менеджера проекта в разных организациях и разных проектах может варьировать в пределах от представителя проектной группы до полноправного руководителя проекта. В первом случае он представляет проект во внешней среде, а внутри команды остается исполнителем проекта, как и все другие. Во втором крайнем случае он имеет такие же полномочия по отношению к подчиненным ему работникам проекта, как и линейные руководители, и несет всю ответственность за работу и результаты проекта.

Очень важно для успеха проекта, чтобы цели руководителя проекта были идентичны целям проекта, что, к сожалению, не всегда имеет место. Если существуют большие ножницы между личными целями руководителя и целями проекта, то такой работник непригоден для этого поста.

Задачи руководителя проекта весьма обширны:

► уточнение заданных целей в отношении требований по качеству, срокам, издержкам, ресурсам и т.д.;

► фиксация согласованных целей в проектном задании и получение утверждения со стороны заказчика;

► проверка реализуемости целей проекта;

► согласование организационной структуры проекта и порядка его выполнения;

► организация системы планирования, управления и информации в соответствии с видом и масштабом проекта;

► контроль и управление проектом;

► принятие решения по альтернативам, касающимся как предмета, так и процесса выполнения проекта;

► подготовка и принятие принципиальных решений, например по приостановке работ;

► обеспечение требуемыми ресурсами;

► руководство работниками и их мотивация;

► делегирование задач и постановка задач контрагентам;

► координация всех участников проекта как внутри проекта, так и во внешней среде;

► периодическое информирование руководства предприятия и заказчика в соответствии с установленными сроками или в связи с потребностями проекта.

Все эти задачи руководитель проекта может успешно решать только в том случае, если он располагает полной поддержкой вышестоящего руководства.

Права руководителя проекта в отношении выбора работников и принятия решений, распорядительные права – как дисциплинарные, так и предметные – должны быть не только четко и недвусмысленно определены, но, как уже указывалось выше, лучше всего, чтобы они были письменно зафиксированы.

Риск и ответственность руководителя проекта порой могут быть гораздо выше, чем у линейного руководителя, поскольку ему приходится часто принимать решения в условиях неопределенности. Он отвечает за последствия своих решений, действий и бездействия. Основными областями ответственности руководителя проекта являются результаты, персонал, сроки, материальные ресурсы и бюджет проекта.

Помимо этого к руководителю проекта предъявляется ряд специальных требований. Он является посредником между исполнителями проекта и руководством организации или заказчиком, а также другими заинтересованными сторонами. Для этого ему требуется умение и способность вести за собой людей и обеспечивать кооперацию. Он должен иметь достаточную профессиональную квалификацию по предметной части проекта, чтобы хорошо понимать его содержание. Наконец, он должен владеть методологией управления проектами.

Как руководитель коллектива менеджер проекта должен располагать таким же набором качеств, которые требуются от любого руководителя высшего звена: способностью убеждать, способностью «пробивать вопросы», выносливостью, надежностью, чувством ответственности, контактностью, способностью работать в команде, творческими навыками и способностями, способностью принимать решения, инициативностью, умением вести переговоры. Этот список можно продолжать долго.

От руководителя проекта требуется также, чтобы он располагал качествами лидера, что предполагает, прежде всего, выраженный кооперативный стиль руководства. Чтобы каждый работник проекта работал с полной отдачей сил, оптимально использовал свой потенциал и способности, руководитель проекта должен уметь мотивировать работников и создавать условия, в которых работник будет чувствовать себя комфортно. Для этого надо предоставить ему возможность работать достаточно самостоятельно. При этом он должен чувствовать поддержку руководителя проекта и руководства организации, а задачи проекта должны быть для него интересны.

Профессиональная квалификация руководителя проекта охватывает все знания, опыт и способности, относящиеся к предмету проекта. Желательно, чтобы он был профессионалом в предметной части проекта, и уж в любом случае он не должен быть в ней дилетантом. Конечно, как правило, у него будут узкие специалисты по отдельным задачам проекта, но без глубокого понимания существа проекта успешно руководить проектом практически невозможно.

Наконец, руководитель проекта должен обладать необходимой квалификацией в области проектного менеджмента. Для этого он должен быть знаком с методологией и техникой управления проектами и иметь практический опыт проектной работы. Он, как главный ответственный за проект человек, должен чувствовать себя уверенно в этой области, чтобы работа над проектом шла организованно и могла быть успешно завершена.

Выбор руководителя проекта представляет собой сложную задачу, тем более что он основан больше на характеристиках личности, чем на содержании работ проекта.

Желательные характеристики личности

руководителя проекта:

  • гибкость и приспособляемость;
  • предпочтение инициативы и лидерства;
  • напористость, уверенность, способность убеждать, свободное владение речью;
  • честолюбие, активность, сильная воля;
  • эффективность в качестве коммуникатора и интегратора;
  • широкий спектр личных интересов;
  • стабильность, энтузиазм, воображение, естественность;
  • способность сбалансировать технические решения с факторами времени и стоимости, а также человеческим фактором;
  • высокая организованность и дисциплинированность;
  • в большей степени генералист, чем специалист;
  • способность и желание посвящать большую часть своего времени планированию и контроллингу;
  • способность выявлять проблемы;
  • готовность принимать решения;
  • способность поддерживать должный баланс в использовании времени.

Любое предприятие и каждый руководитель проекта были бы счастливы иметь хотя бы 70 – 80 % приведенных качеств.

Обычно руководители больших структурных единиц организации не принимают участия в рутинной работе своих сотрудников. Что касается руководителя проекта, то он, как правило, лично участвует в выработке проектных решений, что необходимо, поскольку он должен непосредственно влиять на результаты проекта. Эффективность его влияния обеспечивается только в случае непосредственного участия в работе над проектом, поскольку результаты проекта гораздо менее предсказуемы, чем результаты деятельности линейного руководителя. Это не означает, что менеджер проекта должен в большом объеме заниматься деталями, но в решении принципиальных вопросов ему следует участвовать.

Чтобы удовлетворять многочисленным требованиям, руководитель проекта должен как минимум иметь хорошее здоровье и должен суметь его сохранять. Это непросто, поскольку длительность рабочей недели у него зачастую может превышать 60 часов. Кроме того, его обязанности могут требовать длительного пребывания вдали от дома. Исследования показали, что в США в период выполнения больших проектов по созданию ракет и космических систем частота разводов среди руководителей проектов и ведущих специалистов проектных команд была вдвое выше, чем в среднем по стране. В качестве характерных признаков трудоголизма у них были отмечены следующие:

  • каждую пятницу они считали, что у них есть два дополнительных рабочих дня до понедельника;
  • 5 часов вечера они рассматривали как середину рабочего дня;
  • они не находили времени для отдыха;
  • уходя домой, они всегда брали с собой работу;
  • они всегда брали работу с собой, отправляясь в отпуск.

Одним из сложных вопросов является установление уровня зарплаты руководителя проекта. Представляется разумным подход, по которому зарплата руководителя должна примерно соответствовать зарплате тех людей, с которыми ему ежедневно нужно вести переговоры, обычно это руководители функциональных подразделений. Практика показала, что если зарплата руководителя проекта существенно больше или меньше, чем у линейных менеджеров, обычно возникают конфликты. Линейные руководители нередко заявляют, что они не могут выполнять свои обязанности и «еще контролировать этих примадонн, которые получают больше денег и имеют более высокий разряд, чем линейный руководитель». В то же время зарплата и разряд не должны стоять на пути создания эффективной команды проекта, и если необходимо, то работник с более высоким разрядом на время выполнения проекта может быть подчинен человеку с меньшим разрядом.

Выбор и назначение руководителя проекта является сложной и ответственной обязанностью высшего менеджмента организации. Если человек проявил качества потенциального руководителя проекта, то у руководства организации имеется ряд альтернатив:

  1. Повысить ему зарплату и разряд и поручить ему руководящую работу в сфере управления проектами.
  2. Перевести индивидуума на руководящую работу в сферу управления проектами без всяких изменений зарплаты и разряда. Если за три – шесть месяцев он продемонстрирует успешную деятельность, ему повышают зарплату и разряд.
  3. Производят небольшое повышение зарплаты при том же разряде или повышение разряда с сохранением прежней зарплаты с оговоркой, что при успешной работе он получит соответствующее повышение зарплаты и разряда.

Многие руководители организаций не без оснований считают, что если работник входит в сферу управления проектами, то у него только две дальнейших траектории – вверх или за дверь. Если ему повысили зарплату и разряд, а он провалил дело, то для него нет места в исходной линейной структуре. Поэтому большинство руководителей, да и работников тоже, предпочитают второй из вышеназванных вариантов, поскольку он обеспечивает большую безопасность для обоих. Конечно, работник может не захотеть вернуться обратно с клеймом провалившегося руководителя проекта. Многие компании не осознают, пока не оказывается слишком поздно, что выдвижение в руководители проекта основано на другом пакете критериев, чем выдвижение в линейные руководители. Первое основано прежде всего на коммуникативных способностях, в то время как второе – на технических знаниях и умениях. Впрочем, по мнению автора, это справедливо и для обычного выдвижения работника на должность руководителя.


Фото Ольги Панковой, Кублог

В работе руководителя любого уровня можно выделить такие функции, как:

  • управление подчиненными: все действия, которые руководитель должен предпринять для того, чтобы сотрудники правильно выполнили весь необходимый объем работ;
  • взаимодействие с компанией: встречи, собрания, совещания и переписка с коллегами и вышестоящими руководителями;
  • производство результата: все действия руководителя, которые не связаны ни с управлением подчиненными, ни с взаимодействием с компанией, когда он работает в качестве скорее менеджера-специалиста, пусть и высококвалифицированного;
  • осмысление: анализ и синтез информации, необходимой для выработки эффективных управленческих решений.
  • Специфика работы. Если работа носит узкоспециальный характер (например, вы являетесь руководителем научного направления и у вас два лаборанта-помощника), то вам придется более всего заниматься производством результата. Если работа требует тех уникальных знаний/умений, которых нет ни у кого другого, то и заниматься вам суждено более работой, чем управлением как таковым. При этом, поскольку именно вы отвечаете за квалификацию ваших подчиненных, есть смысл обучить их тому, что вам приходится делать.
  • Уровень корпоративной иерархии. Чем ниже ваш уровень, тем больше вам предстоит заниматься производством результата. Проблема же в том, что и по мере своего продвижения по служебной лестнице и укрупнения задач руководители сохраняют эту вредную привычку.
  • Сила власти. Чем слабее ваша власть, тем больше вам работать; ваш удел — производство результата.
  • Квалификация подчиненных. Чем ниже их профессиональный уровень, тем больше вам работать.
  • Мотивированность подчиненных. Чем менее подчиненные заинтересованы в результатах работы, тем больше работы придется делать самому руководителю.
  1. Постановка задачи и организация выполнения.
  2. Распределение обязанностей.
  3. Обеспечение взаимодействия.
  4. Выстраивание межличностных взаимоотношений.
  5. Анализ результатов.
  6. Аудит эффективности процессов.

1. Обязанность «Организация выполнения»

Мы должны провести декомпозицию нашей задачи до уровня простейших рабочих заданий, при этом учесть целый ряд условий — от уровня квалификации подчиненных до приоритетности конкретной задачи в рамках общего поля.

Нам также необходимо определиться с приоритетами, оптимальной последовательностью выполнения работ, выстроить график и отметить на нем как необходимые места контроля, так и точки для принятия решения об уточнении дальнейшего хода работ. Возможно, характер задачи предполагает уместность оценки внутренних/внешних рисков и разработку соответствующих профилактических либо реактивных мероприятий.

Все эти процедуры должны быть согласованы как с содержанием самой задачи, так и со сроками ее выполнения. В противном случае после быстрого старта участники начинают спотыкаться о неучтенные препятствия, что резко замедляет ход выполнения задачи. Недостаток планирования в этой области также может привести к тому, что часть важных составляющих не исполняется вовсе или о них вспоминают в последний момент. В итоге задачи решаются долго, дорого и некачественно.

Если же поступать не так, как принято, а так, как правильно, то время, затраченное на организацию выполнения, многократно окупается управляемостью процесса, оптимальностью использования ресурсов структуры и качеством самой работы.

Если у вас нет времени на качественную организацию работы, то вы находитесь в очередной «самозатягивающейся петле», пытаясь сделать за счет скорости то, что следует решать посредством изменения подхода. Конечно, для этого вначале потребуется инвестировать дополнительное время, которого и так не хватает. Но иначе этот замкнутый на первый взгляд круг никак не разорвать.

Хорошо организованная работа выполняется быстро, интенсивно и… незаметно. В свою очередь, крики и суета свидетельствуют скорее не об энтузиазме подчиненных, а о низком качестве управления.

2. Обязанность «Распределение обязанностей»

Кроме того, нельзя обязывать, не оговаривая права. Те или иные полномочия оговорены в должностных инструкциях, но полномочия конкретного сотрудника в рамках выполнения актуального задания в стандартном регламенте содержаться не могут. Не стоит также надеяться на то, что подчиненный, взяв за основу перечень своих служебных обязанностей, самостоятельно определит набор своих полномочий в рамках конкретной работы.

Вывод: если вы не уделили достаточного внимания постановке задачи и организации выполнения, то у вас практически нет шансов адекватно распределить работу между подчиненными. Попадая в эту ситуацию, руководитель интуитивно выбирает одну из двух моделей.

  • Модель 1. Основная часть работы выполняется самостоятельно, подчиненных работают исключительно в режиме «подай—принеси». Если не получается все выполнить самому, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор хороших подчиненных.
  • Модель 2. «Перебрасываем» подчиненным работу в том виде, как есть, при этом понимая, что в результате все окажется совсем не так, как надо. Когда предчувствия сбываются, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор «хороших» подчиненных.

3. Обязанность «Обеспечение взаимодействия»

Ранее распределенные полномочия не могут учитывать неизвестное, а право самостоятельно решать вновь возникающие вопросы может быть делегировано только проверенным и надежным. Поэтому сотрудникам необходим периодический контакт с руководителем.

Кроме того, вашим подчиненным необходимо взаимодействовать со своими коллегами на «горизонтальном» уровне как внутри своей структуры, так и с выходом на другие подразделения.

Если ваши подчиненные обладают высоким уровнем исполнительской дисциплины задача несколько упрощается. По завершении процесса распределения обязанностей достаточно договориться о том, что при столкновении с любым препятствием и/или неожиданным фактором они немедленно сигнализируют об этом вам. Но и об этом надо не забыть договориться.

Также необходимо помнить о том, что любую работу необходимо контролировать — даже ту, при выполнении которой изначально не возникает неожиданностей и не требуется совместных действий. Если же руководитель склонен этим пренебрегать, то конечный или промежуточный результат может попросту отсутствовать, даже по самым объективным причинам. Методы и интенсивность контроля зависят от квалификации и дисциплинированности подчиненных, а кроме того — от характеристик поставленной задачи.

4. Обязанность «Выстраивание межличностных взаимоотношений»

Почему же у нас зачастую возникает подобная иллюзия? Считается, что если сотрудники находятся между собой в хороших отношениях, то они легко будут общаться по рабочим вопросам, спокойно и конструктивно договариваться по спорным моментам, в коллективе не будет ссор и сплетен, всем будет приятно и радостно работать, люди будут меньше уставать, и никто не захочет увольняться. Однако в коллективах, где складывается подобный стиль отношений, неизбежно возникают дополнительные факторы:

  • снижается взаимная требовательность.
  • взаимные обязательства становятся более значимыми, чем перед компанией и непосредственным руководителем.
  • информация скрывается от руководителя, а если руководитель является частью «содружества», то — от вышестоящих инстанций (организаций).
  • процветает круговая порука.

5. Обязанность «Анализ результатов»

Человеческая психика устроена таким образом, что он всегда подсознательно стремится избежать нежелательного понижения самооценки и потому склонен приписывать огрехи различным внешним причинам. Любые же результаты представляются оптимальными и единственно возможными. В связи с этим рекомендуем вам заниматься анализом промежуточных и конечных результатов на регулярной основе, запланировав это как обязательную процедуру. Такая привычка хотя иногда и портит настроение, но существенно повышает эффективность управления.

6. Обязанность руководителя «Аудит эффективности процессов»

Так, если руководитель обнаруживает, что система мотивации не способствует качественному выполнению поставленных задач, то он должен либо организовать разработку конкретных предложений по изменению ситуации, либо привлечь необходимый для этого внешний ресурс.

Если руководитель сам не использует какой-либо управленческий инструмент, то его подчиненные с высокой вероятностью также этого делать не будут. Если вы сами не пользуетесь управленческой технологией, то контроль ее использования подчиненными будет требовать дополнительных усилий и, скорее всего, постепенно сойдет на нет. Без постоянного контроля технология, вероятнее всего, применяться не будет, а будет только создаваться видимость ее использования.

Выполнение аудита эффективности процессов — не хобби, а обязанность. Результатами его выполнения должны стать перечни объектов анализа, описания методик оценки и возможности ознакомиться с результатами.

Об особенностях практического применения

В единицу времени человек может эффективно заниматься только одной работой. Тот, кто старается одновременно выполнить несколько важных дел, ничего толком не сделает. Поэтому выполнение управленческих обязанностей должно включаться в рабочий график руководителя под соответствующим названием. В рабочий график управленческие обязанности следует включать не просто наравне с прочими делами, а с учетом того, что именно эта область ответственности должна быть приоритетной. Научитесь выделять время в соответствии с приоритетами, чтобы слова с делами не расходились.

Руководитель отвечает за то, чтобы эти действия выполнялись на регулярной основе, состав же участников и их роли — вопрос ситуационный.

Сами ли вы собираетесь детально проработать задачу, после чего сообщить о ней подчиненным, либо собираетесь привлечь их к активному участию в разработке? Может быть, участие будет ограничено сбором данных по сформулированным вами вопросам? Все это можете определить только вы сами. Вы отвечаете за то, чтобы обязанности полноценно исполнялись, каким же ресурсом — вопрос не принципиальный.

Кроме того, вам необходимо учитывать и то, что все обязанности в процессе их исполнения соединены незримой цепочкой обратной связи. В процессе организации выполнения может выясниться, что сама задача требует дополнительного осмысления, а может быть, и переформулирования. Такое часто бывает, например, из-за нехватки ресурсов, чего на стадии постановки задачи не всегда возможно предвидеть.

Какими навыками должен обладать руководитель проектов и как их приобрести. Должен ли PM хорошо разбираться в предметной области того проекта, которым он руководит. Об этом – в колонке нашего эксперта Максима Якубовича.

Фото с сайта thewisdompearls.com
Фото с сайта thewisdompearls.com
Фото с сайта thewisdompearls.com
Фото с сайта thewisdompearls.com

Начнем с того, зачем становиться руководителем проекта?

1. Спрос на профессионалов в этой сфере растет.

Согласно исследованиям PMI (Project Management Institute) к 2020 году количество вакансий в 10 странах с растущим спросом на проектных менеджеров возрастет с 13,4 миллионов до 41,5 миллионов рабочих мест.


Источник: PMI

2. Зарплата у руководителей проектов весьма приличная. Вот, например, данные в ИТ-сфере.


Источник: dev.by, данные за июнь-сентябрь 2014 года, в долларах США

3. Работа руководителя проекта – это постоянный вызов и драйв, предполагающий также и высокую ответственность.

Какими компетенциями должен обладать руководитель проекта?

На мой взгляд, они следующие:

1. Умение собирать правильных людей и создавать из них команду.

  • умение определять психологические особенности людей, понимать их сильные и слабые стороны как личности
  • умение мотивировать сотрудников команды
  • умение решать конфликты
  • умение выстроить процесс непрерывного улучшения производительности труда

2. Навыки ведения переговоров.

3. Умение повести за собой.

4. Умение выбрать более подходящую методологию (или их симбиоз) управления проектом для конкретного проекта и адаптировать ее под команду и окружение проекта.

5. Навыки использования и внедрения нескольких программных продуктов по управлению проектами.

Умение собирать правильных людей и создавать из них команду – группу людей, разделяющих общую цель и ответственность за ее достижение, – это самый сложный навык, который нужно приобрести руководителю проекта. И приобрести его можно только применяя на практике полученные знания.

К примеру, в свое время я ознакомился с методикой типирования MBTI и начал использовать ее в команде (это тема отдельной статьи). Сегодня я изучаю другие подходы к типированию людей, чтобы опробировать их на практике и улучшить свою компетенцию в создании и развитии команд.

Второй важный навык – это ведение переговоров, коих на проекте проходит огромное количество. Не владея этим навыком на высоком уровне, руководитель проекта будет получать массу проблем с принятием решений.

Для развития этой компетенции можно посещать различные тренинги по коммуникациям и постоянно тренировать полученные знания, превращая их в навыки.

Третий навык, который стоит развивать РМ, – это умение повести за собой (или лидерство). Этот навык, на мой взгляд, можно «прокачать». О том, как стать лидером, пишут книги, этому учат на семинарах и тренингах.

Четвертое, о чем стоит побеспокоиться, – это опыт использования нескольких методологий управления проектами, желательно как минимум одной тяжелой и одной гибкой. Речь идет о реальном использовании методологий на проектах, а не изучении их по книгам. Чем больше методологий знает РМ – тем лучше для его команды. Он сможет выбрать более подходящую методологию (или интегрировать несколько методологий) для проекта и адаптировать ее под команду и окружение проекта.

Пятое – это навыки использования и внедрения нескольких программных продуктов по управлению проектами. Программный продукт обычно автоматизирует какую-то методологию, значит, РМ должен уметь подбирать программный продукт под выбранную методологию управления проектом и внедрять его для своей команды. Для получения этого опыта, нужно иметь смелость взять на себя лидерство в вопросах автоматизации проектной деятельности и довести до ума пару проектов автоматизации.

Многих, как и меня в свое время, интересует вопрос: «А должен ли PM разбираться в предметной области того проекта, которым он руководит?». Большинство людей скажет «да». А я не соглашусь. Эти знания не помешают, но они не являются необходимыми. Если руководитель проекта никогда не программировал, это не значит, что он не сможет привести к успеху проект по разработке софта. Ему достаточно найти помощника (технического лидера), который разбирается в программировании, и выстроить с ним доверительные отношения так, чтобы он занимался технической частью проекта, а РМ – командой, план-графиком, бюджетом проекта и т.п.

Итак, как вы можете стать проектным менеджером?

Начинать надо с управления небольшим проектом (команда 2-5 человек, срок – от полугода до года). В этом проекте нужно отладить процессы управления, попробовать инструменты, которые будут уместны, поработать над командой, автоматизировать управление проектом.

По окончании проекта нужно обязательно провести обзорное совещание проекта и написать для себя документ «Усвоенные уроки» (чему вы научились, какие ошибки допустили и что бы вы сделали по-другому).

Следующий проект можно уже брать немного крупнее с точки зрения масштаба. Я считаю, что после 6-7 успешных (или «условно успешных») проектов PM уже созревает для проекта «миллионника» (с бюджетом трудозатрат в $1 млн) и ему можно сертифицироваться на уровень профессионала в управлении проектами по какой-нибудь из систем сертификации. По сути, имея такой багаж опыта, и получив выше описанные навыки, он становится зрелым руководителем проектов.

Замечу, что все, что написано выше, – всего лишь мой личный взгляд на роль руководителя проекта через призму двух десятков проектов, выполненных в этой роли. Если у вас другая точка зрения – я с удовольствием ознакомлюсь с вашими комментариями.

Эксперт по управлению проектами, консультант и бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и сейчас».

Опыт работы в сфере управления проектами – более 10 лет.

20 выполненных проектов в роли руководителя проекта и руководителя программы проектов.

Опыт преподавания – 8 лет. Около 2000 студентов, прошедших обучение на его семинарах.

Преподаватель модуля «Управление проектами» Русской школы управления.
Приглашенный преподаватель курса «Управление проектами» в Британской Высшей школе дизайна.
Ведущий блога по управлению проектами.

Рынок онлайн-образования большой и разнообразный. Онлайн-курсы запускают и крупные образовательные проекты, такие как Skillbox, и корпорации вроде Сбербанка, и финансовые консультанты, и даже домохозяйки, которые научились печь красивые торты. Поэтому разброс в доходах руководителей проектов — от 20 до 300 тысяч рублей в месяц. Давайте посмотрим на примерах.

Ассистент руководителя в школу дизайна интерьера. Старт с 20 тысяч рублей в месяц с перспективой в конце испытательного срока получать 60 тысяч. Можно без опыта в онлайн-образовании, но с навыками создания сайтов, разработки ТЗ, работы с презентациями и других.


Руководитель с опытом в «женской» нише. Имея опыт в онлайн-образовании, можно рассчитывать уже на 40 тысяч рублей в месяц. Такое предложение актуально для простых ниш с недорогими продуктами — правильное питание, рукоделие, маникюр. В более сложных сферах (финансы, бизнес, маркетинг), где обучение стоит дорого, руководитель с опытом может претендовать на зарплату в 1,5–2 раза больше.


Руководитель онлайн-школы в сфере интернет-маркетинга. С опытом управления образовательными онлайн-проектами можно рассчитывать на 100–300 тысяч рублей в месяц.


Как видите, зарплаты руководителей в онлайн-образовании могут сильно разниться. Можно начать с позиции ассистента и за пару лет прийти в большой, интересный и высокодоходный проект. Можно вообще не работать в найме, а создавать и продвигать собственные проекты. Тогда доход будет не ограничен, а рисков «прогореть» будет меньше, если иметь соответствующие знания, навыки, опыт.

Преимущество в том, что для запуска своего онлайн-курса необязательно быть экспертом по бизнесу, маркетингу или финансам. На рынке востребованы самые разные курсы: даже по тому, как делать красивые селфи для своего инстаграма, шить себе одежду, правильно питаться. Стоят такие продукты, конечно, дешевле, но и продать их проще, чем Mini MBA стоимостью 250 тысяч рублей.


Другой вариант развития для руководителя проектов в онлайн-образовании — предлагать свои услуги фотографам, диетологам, фитнес-тренерам, стилистам или экспертам в других областях. Тут доход тоже может быть разным — от пары десятков тысяч за запуск курса по маникюру до нескольких миллионов за создание полноценной онлайн-школы.



Димитриан Иваненко

Проверяющий преподаватель Skillbox

Если вы не эксперт, но хотите сделать востребованный продукт, основной страх — найти плохого эксперта, неправильно определить его уровень. Но к выбору можно подойти очень строго.

Так, на курсе «Продюсер онлайн-курсов» мы учимся анализировать экспертов с помощью алгоритма Герберта Саймона (получил Нобелевскую премию за работу в области принятия управленческих решений). Этот способ уже снижает риск того, что можно сделать неправильный выбор.

К тому же в работе с экспертом можно ориентироваться на «чистые» метрики: вовлечённость, досматриваемость видео, выполнение домашних заданий, отзывы студентов, NPS . Эти показатели дают «честные» данные и помогают не только руководителю, но и самому эксперту. Ведь самоуверенность и профессионализм часто мешают воспринимать обратную связь, развиваться дальше.

Как стать руководителем образовательных онлайн-проектов

Такой специальности в вузах пока нет. Знания и навыки, которым учат в педагогических университетах и колледжах, — явно не то, что нужно будущему руководителю коммерческих онлайн-проектов. Там учат делать образовательные программы с учётом целей, психологии студентов, особенностей познавательного процесса в разном возрасте. Но навыки финансового планирования, маркетинга и продаж, управления командой вы там вряд ли получите. Так что же делать? Вариантов несколько.

Долго, сложно и «по граблям». Если есть знания и материалы, из которых может получиться онлайн-курс, можно попробовать запустить свой проект и вывести его на окупаемость. То есть учиться на практике, решать проблемы по мере поступления. Нет навыков по составлению учебных программ — есть различные бесплатные материалы; не понятно, как делать сайт, — есть много статей и роликов на YouTube.

Помимо того, что такое обучение займёт много времени, есть ещё один существенный минус — не факт, что получится с ходу создать качественный и востребованный продукт; большой риск, что все вложения не окупятся.

Долго, невыгодно, но относительно безопасно. Если хотя бы частично есть необходимые знания и навыки, можно поискать вакансию ассистента вроде той, что в предыдущем разделе, — с маленькой зарплатой и такими же перспективами развития. На такой должности можно получить опыт, который поможет двигаться к проектам покрупнее.

Комплексно и наверняка. Хотя в вузах такой специальности нет, в онлайн-университетах стали появляться комплексные курсы для будущих руководителей, специализирующихся на образовательных онлайн-проектах. Эти программы охватывают и необходимые знания, и навыки проджект-менеджмента, и специфику онлайн-обучения. А домашние задания помогут разобраться со всем на практике, не рискуя реальными деньгами реальных проектов. По окончании обучения можно смело браться за запуск проекта с нуля и быть уверенным в каждом этапе. Один из таких курсов — «Профессия Руководитель проектов в онлайн-образовании» от Skillbox.

Читайте также: