Обязательны ли профстандарты для медицинских работников

Опубликовано: 17.09.2024

ООО имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. 1. Является ли обязательным применение ООО профстандартов для врачей и медицинских сестер? 2. В случае обязательного применения профстандартов для указанных работников, необходимо ли полное применение профстандарта или допускается применение в какой то части? 3. Какими локально-нормативными документами необходимо вводить профстандарты, достаточно ли прописать в должностной инструкции? 4. Срок введения профстандарта в ООО?

1. Применение профессиональных стандартов является в данном случае обязательным, поскольку требования к квалификации медицинских работников предусмотрены федеральным законом.

2. Профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в отношении медицинских работников в части требований к квалификации.

3. Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. Следовательно, работодатель должен внести изменения в должностные инструкции и локальные нормативные акты, которые затрагивают квалификацию работника, либо основываются на ней (например, системы оплаты труда) и привести ее в соответствие с профессиональными стандартами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации (т.е. уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника), необходимой ему для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1, 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также утверждения тождественности наименований, содержащихся в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления (пп. "а" п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23).

Согласно ст. 195.3 ТК РФ (в редакции, действующей с 01.07.2016 г.), если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2016 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Ранее, в статье «Правовой статус профессиональных стандартов» мы рассмотрели особенности такого нормативно-правового акта как профессиональный стандарт, его структуру, основные этапы разработки и утверждения. В частности, было отмечено, что в случае коллизий профессиональных стандартов и квалификационных справочников, приоритет должен отдаваться нормам профессиональных стандартов. Но насколько обязательны требования профессиональных стандартов? Что грозит работнику за несоответствие их требованиям? Существуют ли юридические санкции для работодателя, который принял на работу сотрудника, не соответствующего требованиям профессионального стандарта. Ответ на этот вопрос в большей степени зависит от сферы деятельности для которой разработан профстандарт. В данной статье мы рассмотрим ответы на заданные выше вопросы в отношении профессиональных стандартов в области здравоохранения (медицины и фармацевтики).

1. Обязательность применения профессионального стандарта

В силу ч.1 ст. 195.3 Трудового кодекса РФ, если Трудовым кодексом (далее — ТК РФ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

В письме Минтруда России от 22.04.2016 № 14-3/В-381 разъясняется, что под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, Минтруд России обращает внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений.

Учитывая, что для медицинских и фармацевтических работников установлены как трудовые гарантии (например, ст.350 ТК РФ), так и ограничения (ст.74 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), то квалификационные требования к ним должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

Прекрасно осознавая, что часть медицинских работников, занимающих должности в учреждениях здравоохранения, не в полной мере соответствуют квалификационным требованиям профессиональных стандартов, законодатель пошел по пути поэтапного внедрения в практику новых правил.

Так, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения применяют профессиональные стандарты с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584.

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения применяют профессиональные стандарты в части требований к квалификации поэтапно на основе утвержденных с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.

План должен включать:

  • список профессиональных стандартов;
  • сведения о потребности в образовании и обучении работников и о проведении соответствующих мероприятий;
  • этапы применения профессиональных стандартов;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Реализацию мероприятий планов учреждения должны были завершить не позднее 1 января 2020 года.

Стоит отметить, что для частных медицинских организаций аналогичных норм предусмотрено не было.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч.1 ст.195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

2. Последствия несоответствия работника профессиональному стандарту

В письме Минтруда России от 06.06.2017 № 14-2/10/В-4361 указывается, что согласно ч.4 ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.

Таким образом, правомерным с точки зрения законодательства поведением работодателя должно быть направление работника для прохождения обучения, получения образования за счет средств работодателя.

Минтруд России подчеркивает, что внедрение профессионального стандарта не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со статьей 74 ТК РФ. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора (ст.72 ТК РФ). При этом обращается внимание на недопустимость нарушений трудовых прав работников, включая необоснованное снижение заработной платы, определенной трудовым договором.

Так, мы помним, что несколько лет назад при внедрении в учреждениях здравоохранения профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» произошел массовый перевод санитарок на должность уборщика служебных помещений.

В письме Минздрава России от 07.02.2018 № 16-3/10/2-705 по этому случаю указывалось, что Трудовым кодексом РФ не предусмотрено расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя вследствие несоответствия квалификации работника требованиям профессионального стандарта. Согласно п.3 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

В этой связи, в случаях, когда трудовая функция лиц из числа младшего медицинского персонала включает только уборку помещений, могут вноситься изменения в штатные расписания медицинских организаций в части замены должностей «санитар» на рабочие профессии «уборщик служебных помещений». При этом при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 Трудового кодекса, в частности работникам из числа младшего медицинского персонала, должности которых подлежат сокращению, может быть предложен перевод в уборщики служебных помещений. При этом трудовая функция уборщика служебных помещений должна содержать исключительно обязанности по уборке вестибюлей, коридоров, лестничных проемов и другие, предусмотренные для данной профессии. Помимо этого лица, выполняющие трудовые функции младшего медицинского персонала, при их согласии могут пройти обучение в целях приведения уровня их подготовки в соответствие с требованиями профессионального стандарта.

Таким образом, в данном случае Минтруд подчеркнул, что простая механическая замена названия «санитар» на название «уборщик служебных помещений» невозможна. Вернее, возможна — но только в тех случаях, когда трудовые функции санитара ограничиваются исключительно уборкой помещений (что, согласитесь, бывает крайне редко). Просто же взять и «оптимизировать» штат зачеркнув в штатном расписании слово «санитар» и написав «уборщик помещений», переложив на такого «уборщика» трудовые функции санитара (как поступили многие руководители медицинских организаций), является незаконным.

Вместе с тем, в письме Минтруда России от 22.04.2016 № 14-3/В-381 дополнительно разъясняется, что допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Однако по результатам аттестации также может быть установлено несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, что является основанием для расторжения трудового договора согласно п.3 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ.

3. Ответственность медицинской организации за несоблюдение профессионального стандарта

Минтруд России указывает на то, что если работодатель не соблюдает требования профессиональных стандартов в той части, в которой их применение является обязательным, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Таким образом, в ряде случаев несоблюдение профессионального стандарта может повлечь юридическую ответственность для работодателя.

Аннотация: Профессиональное сообщество требует определения современных характеристик квалификации, которым должен соответствовать высококвалифицированный специалист. Идет процесс формирования профессиональных стандартов, которые содержат квалификационные требования к замещению должностей. Не обошел вниманием этот процесс и здравоохранение. Но правоприменительная практика показала актуальность разъяснений порядка применения профессиональных стандартов, определения спорных и проблемных мест. В статье проанализированы: главный побудительный мотив для разработки профессиональных стандартов; порядок их применения в здравоохранении; озвучены проблемные места; даны рекомендации по правоприменительной практике; обращено внимание на необходимость законодательного урегулирования некоторых неточностей.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, здравоохранение, квалификационные требования к должностям в здравоохранении.

С 1 июля 2016 года вступил силу ряд положений Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (4), связанных с внедрением профессиональных стандартов.

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" (9) определено следующее:

• обязательность применения для перечисленных в названии структур профессиональных стандартов;

• внедрение их в плановом порядке до 2020 года;

• определение обязанности или права работодателей проводить переобучение и переподготовку работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Главным побудительным мотивом для разработки и внедрения профессиональных стандартов в практику производства товаров и услуг в условиях развивающегося в России рыночного производства послужило несоответствие между потребностями рынка труда в кадрах и подготовкой специалистов образовательными организациями. На определенном этапе специалисты и ученые в области профессионального образования, представители бизнес-сообщества пришли к мысли о необходимости более тесного сотрудничества в области подготовки кадров с учетом обновленных потребностей и квалификационных компетенций.

Указами Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (1) и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (2) были поставлены задачи о разработке профессиональных стандартов и выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.

Понятие «профессиональный стандарт» введено в Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) в 2012 году. В соответствии со статьей 195.1 ТК РФ «Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

Указом Президента РФ от 16.04.2014 N 249 (3) создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее – НСПК), который объединяет усилия бизнеса, органов исполнительной власти и профессиональных союзов по формированию профессиональных стандартов, их последующую трансформацию в федеральные государственные образовательные стандарты, проведение независимой оценки квалификаций.

НСПК создает Советы по профессиональным квалификациям по разным отраслям экономики. В области здравоохранения такой совет создан на базе некоммерческого партнерства «Национальная Медицинская Палата», председателем которой является Рошаль Л.М. Советы по профессиональным квалификациям в рамках своих полномочий координируют деятельность по разработке профессиональных стандартов.

На сегодняшний день в разных отраслях экономики утверждено более 1000 различных профессиональных стандартов, в т.ч. в области здравоохранения (медицинской и фармацевтической деятельности) утверждено около двадцати. На февраль 2018 г. в плане Совета по профессиональным квалификациям стоит разработка более 40 профессиональных стандартов по узким врачам специалистам: врач-хирург, врач-дерматолог, врач-уролог и т.д. (10). Около половины из них планируется утвердить в первой половине 2018 года.

В государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения, кроме непосредственно медицинского персонала, работают и представители других профессий, профстандарты по которым следует также внедрять: специалист в области управления персоналом (5), бухгалтер (6), специалист в области охраны труда (7) и др.

В соответствии с ранее названным постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 в настоящий момент каждое медицинское учреждение должно иметь свой план внедрения профстандартов, утвержденный приказом главного врача или руководителя медучреждения.

План может предусматривать следующие разделы:

1. Организационно-правовое и информационное сопровождение.

2. Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям профессиональных стандартов.

3. Развитие профессиональной компетенции работников.

4. Разработка нормативно-правовых и локальных актов.

В рамках первого раздела может быть создана рабочая группа, состав которой утверждается приказом, осуществлено информирование через сайт или общее собрание работников о необходимости внедрения профстандартов, проведена разъяснительная работа по ним и т.д.

В рамках второго раздела должны быть проведены анализы утвержденных профстандартов с должностными инструкциями, имеющимися в медучреждении. В рамках анализа исследуются:

- название должности, закрепленной в профстандарте, и название должности в соответствии со штатным расписанием, их соотношение. В соответствии со статьей 57 ТК РФ название трудовой функции (должности), если с выполнением работ по ней связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, установленных федеральным законодательством, то ее название должно применятся в соответствии с квалификационными справочниками (далее - ЕКС) или профстандартами. Название возможной должности в профстандарте берется не из названия самого профстандарта, а из раздела "возможные наименования должностей". При этом, каждый профстандарт имеет привязку к конкретному названию из ЕКС. Здесь уместно сказать, что по тем, имеющимся профстанадратам, которые уже утверждены, название должностей практически не меняются, но имеются новые названия. Так, например, профстандарт "специалист в области медико-профилактического дела" предусматривает такие возможные должности: главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт, врач- бактериолог, врач-вирусолог, врач-дезинфектолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач- паразитолог, врач по гигиене детей и подростков, врач по гигиене питания, врач по гигиене труда, врач по гигиеническому воспитанию, врач по коммунальной гигиене, врач по общей гигиене, врач по радиационной гигиене, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, врач по социальной гигиене и организации госсанэпидслужбы, врач-эпидемиолог. ЕКС предусматривал только одно название: врач- специалист.

Наименования должностей в штатном расписании медицинской организации и, как следствие, в должностных инструкциях должны соответствовать Номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников, которая утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н. Если наименования должностей в профстандарте и действующей номенклатуре не совпадают, Минздрав России вносит коррективы в приказ № 1183н. В свою очередь, медицинская организация должна изменить штатное расписание и соответственно кадровые документы.

- уровень квалификации, требуемый в соответствии с профстандартами, и уровень квалификации по имеющимся должностям. Статья 195.3. ТК РФ предусматривает обязательное использование характеристик квалификации, которые содержатся в профстандартах, если действующим законодательством установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Для сферы государственного и муниципального здравоохранения обязательное применение соответствующего уровня квалификации для медицинских работников закреплено в Приказе Минздрава России от 23 июля 2010 года № 541н., а также вышеназванным постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. По мере внедрения новых профессиональных стандартов в здравоохранение Приказ № 541н будет терять силу в части тех специалистов, по которым приняты профессиональные стандарты. Для сферы частной медицины постановление Правительства РФ № 584 не действует, но все остальные нормативные акты являются обязательными. Таким образом, профстандарты медицинской сферы применимы в обязательном порядке для медицинских организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм. Все остальные профстандарты, используемые для немедицинских должностей, обязательны к применению только в сфере государственной и муниципальной медицины.

Пока на сегодняшний день только один профстандарт в области здравоохранения предусматривает по отношению к квалификации, ранее определенной в квалификационных справочниках, новое требование, а именно: обязательное повышение квалификации к замещению должности. Это профстандарт "младший медицинский персонал" - по первой обобщенной трудовой функции "Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека", по должности - "санитар". Профстандарт в отношении санитара предусматривает наличие среднего общего образования и профобучение по должности "Санитар".

Применение отдельных профессиональных стандартов в части требований к квалификации будет крайне затруднено. Так, например, профессиональный стандарт «врач-биофизик» (8) предусматривает обязательную квалификацию для занятия этим видом деятельности «Высшее образование - специалитет по специальности "Медицинская биофизика", полученное по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования после 1 января 2016 года». Возникает вопрос – а лица, которые получили образование ранее, совсем исключаются из этого вида деятельности? Таким образом, с учетом среднего срока обучения в медицинском вузе 6-7 лет, специалистов по данному направлению, которые обучаются по стандартам 2016 г., мы получим только к 2022-2023 году. Минздрав России в курсе этой проблемы и работает над ее урегулированием.

Третий раздел плана должен предусматривать анализ квалификации конкретного работника, ее соответствие профстандарту, решение вопроса о повышении квалификации или переподготовке работника в соответствии с требованиями профстандарта. Вышеназванное постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 определило, что повышение квалификации или профессиональная переподготовка осуществляется за счет средств бюджета, внебюджетных средств или за счет денежных средств самого работника. А конкретно этот вопрос отнесен к ведению работодателя или его учредителя. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 332 и ряда нормативно-правовых актов Минздрава России (Приказы № 599 от 27.08.2015 и № 575н от 04.08.2016) в здравоохранении появляется новый источник финансирования программ повышения квалификации, а именно: средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС) из нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС. Нужно отметить, что использование этих средств на указанные нужды возможно только при соблюдении в обязательном порядке определенных условий, таких как длительность учебных мероприятий, участие медицинской организации в системе ОМС и др. Для врачей важно знать, что повышение квалификации с использованием средств ОМС возможно только через личный кабинет врача на портале edu.rosminzdrav.ru (приказ Минздрава России от 04.08.2016 № 575н ).

В настоящий момент особо актуальным для медицинских организаций является вопрос, как будет осуществляться финансирование профессиональной подготовки санитаров. Этот же вопрос беспокоит и всех остальных работников здравоохранения. В рамках плана внедрения профстандартов работодатель может составить план повышения квалификации работников. Следует отметить, что работники, которые не будут соответствовать по своей квалификации требованиям профстандарта к 2020 году, могут быть признаны не соответствующими своим должностям по недостатку квалификации, а значит, уволены с занимаемых должностей.

Четвертый раздел плана должен, прежде всего, предусматривать вопросы актуализации должностных инструкций. Должностные инструкции актуализируются в следующем:

- в части названия должности в соответствии с требованиями профстандарта. Поскольку, как говорилось выше, статья 57 Трудового кодекса РФ предусматривает применение названия должности в соответствии как с квалификационным справочником, так и с профстандартом, то пока существуют на равных и тот и другой документы, использовать можно любое название. Постепенно, с приемом новых сотрудников, название должностей необходимо менять на те, которые указаны в профстандартах;

- в части квалификационных требований. Но с этим вопросом пока можно не спешить. Во-первых, не все работники, фактически замещающие эти должности, имеют указанный в профстандартах уровень квалификации. Изменив им должностную инструкцию, мы можем повергнуть сами себя в противоречия между должностной инструкцией и фактом. Во-вторых, внедрение профстандартов осуществляется до 2020 года. Поэтому есть время для переобучения работников, после чего станет возможным изменение этой части инструкции;

- содержание прав и обязанностей работника. В профстандарте каждая обобщенная трудовая функция делится на трудовые функции. Каждая трудовая функция делится на трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения. Необходимые знания и необходимые умения включаются как составляющее части характеристики квалификации. Необходимо не только иметь документы о соответствующем уровне образования, но и на практике показывать те знания и умения, которые закреплены в профстандарте. Трудовые действия - это то, что называется в должностной инструкции правами и обязанностями. Действующим законодательством не определена обязанность работодателей использовать в должностных инструкциях абсолютно все трудовые действия профстандарта. Так, например, профстандарт "младший медицинский персонал" содержит две обобщенные трудовые функции. Первая - "Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека", т.е. работа по должности санитара. Эта обобщенная трудовая функция предусматривает три трудовые функции: перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов; санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря; уход за телом умершего человека. Очевидно, что такая трудовая функция, как "уход за телом умершего человека", есть не во всех медучреждениях. А две другие трудовые функции могут входить в обязанности разных санитаров. Таким образом, трудовые функции могут быть распределены по разным должностным инструкциям. При этом, законодательно работодатель не ограничен в этом никакими нормативными актами. В то же время при составлении должностной инструкции врачей-специалистов, работающих в детских медицинских организациях, необходимо использовать сразу два профстандарта - "специалист по педиатрии» и профстандарт конкретного врача-специалиста (которые запланированы к разработке). Таким образом, содержание должностной инструкции в части прав и обязанностей может включать в себя полностью весь профстандарт, его часть, а может использоваться сразу несколько профстандартов.

Возможно, внедрение профстандартов затронет и содержание других локальных нормативных актов медучреждения: правил внутреннего трудового распорядка, положений об оплате труда и др. Сроки, ответственных лиц и порядок их актуализации также может быть отражено в общем плане внедрения профстандартов.

В заключении следует сделать выводы о том, что внедрение профстандартов в здравоохранении процесс, требующий много усилий и времени. В силу определенных обстоятельств государственные медицинские учреждения находятся в начале этого пути. Кроме того, далеко не все профстандарты еще разработаны, разработка части из них вообще только запланирована. Но действующее законодательство предоставляет возможность внедрения профстандартов до 01 января 2020 года, и время на это в медицинских организациях есть.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012, N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // СЗ РФ. 07.05.2012. N 19. Ст. 2336.

2. Указ Президента РФ от 07.05.2012, N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СЗ РФ. 07.05.2012. N 19. Ст. 2334

3. Указ Президента РФ от 16.04.2014, N 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (вместе с «Положением о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям») // СЗ РФ. 21.04.2014. N 16. Ст. 1882.

4. ФЗ от 02.05.2015, N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 04.05.2015. N 18. Ст. 2625.

Согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональным стандартом считается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В свою очередь, квалификацией работника является определенный уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

Профессиональный стандарт конкретизирует трудовые функции в зависимости от квалификации, требуемой для выполняемой работы. При этом в стандарте сначала обозначается вид профессиональной деятельности, затем описываются обобщенные трудовые функции, в каждую из которых включается совокупность связанных между собой отдельных трудовых функций.

Также в стандарте отражаются:

Для чего нужен профессиональный стандарт?

Согласно п. 25 Порядка разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, профессиональные стандарты используются работодателем:

Профстандарты разрабатываются, утверждаются и применяются с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации, приведенной в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции Приказа Минтруда РФ от 10.02.2016 N 46).

Итак, в настоящий момент действуют четыре профессиональных стандарта в области здравоохранения:

Обязательность применения профессиональных стандартов

В настоящее время обязательность применения профстандартов не установлена. Как следует из Порядка разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов и положений Трудового кодекса, можно пользоваться как профессиональными стандартами, так и квалификационными справочниками.

В соответствии с Информацией Минтруда РФ от 05.04.2016, размещенной на сайте данного ведомства (http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/128), Трудовой кодекс устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме лиц на работу, в следующих случаях (см. схему).

Профстандарты обязательно применять

  • Согласно ч. 2ст. 57 ТК РФ наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работпо этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • В силу ст. 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержавшихся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными актами РФ

В других случаях требования профстандартов носят рекомендательный характер.

Обратите внимание! Для государственных и муниципальных учреждений особенности применения профессиональных стандартов будет устанавливать Правительство РФ (ст. 4 Закона N 122-ФЗ).

В силу ч. 2 и 3 ст. 195.3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, используются работодателями в качестве основы при определении требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных принятыми технологиями и организацией производства и труда.

К сведению. Учитывая важность внедрения профстандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (оказываемых услуг), Минтруд рекомендовал государственным и муниципальным организациям провести анализ профессиональной компетенции работников на соответствие профессиональным стандартам и при необходимости составить план подготовки работников и получения ими дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

Один из вопросов, возникающих у кадровых работников, звучит так: необходимо ли проводить корректировку трудовых договоров с медицинским персоналом и должностных инструкций после 01.07.2016?

Если законами, нормативными актами и профессиональными стандартами установлены конкретные требования и они не отражены в трудовых договорах или должностных инструкциях, придется вносить изменения в должностные инструкции, трудовые договоры, положение о проведении аттестации и другие локальные документы.

Не стоит думать, что обязанности работников изменятся автоматически в связи с принятием профессионального стандарта. Объективной основой изменения обязанностей, касающихся выполнения (оказания) какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и др.), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Она может быть изменена в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Отметим, что совершенно необязательно переписывать все трудовые действия из профстандарта, ведь он может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

На практике возникает вопрос: если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, какими документами должен пользоваться работодатель?

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Как быть с медицинскими и фармацевтическими работниками?

Некоторые работодатели полагают, что в связи с введением в действие того или иного профессионального стандарта работников, занимающих соответствующие должности и не соответствующих требованиям, определенным в таких профессиональных стандартах, придется уволить. Это мнение ошибочно.

В пункте 10 Информации Минтруда РФ от 05.04.2016 уточнено, что вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции относится к полномочиям работодателя.

Отметим, что работодатель вправе провести аттестацию работников, по результатам которой в первую очередь все-таки нужно будет рекомендовать работнику получение дополнительного образования или перевод на другую должность. Если же работник откажется, то его, скорее всего, придется уволить по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ как не соответствующего занимаемой должности.

В связи с вышеизложенным возникают вопросы: должны ли работники привести свою квалификацию в соответствие с требованиями профессиональных стандартов и кто будет нести расходы на обучение?

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения работниками дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и получение ими дополнительного профессионального образования организуются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Какая ответственность предусмотрена за неприменение профессиональных стандартов?

Поскольку ТК РФ обязывает применять положения профстандартов в двух случаях (ст. 57, 195.3), использование наименования должности или профессии, отличающегося от предусмотренного профессиональным стандартом, если это связано с предоставлением гарантий или льгот, или применение других требований к квалификации, не содержащихся в профстандартах, когда они обязательны для работодателя в силу норм законодательства, может привести к следующему:

Напомним, что на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

Внедрение профессиональных стандартов в медицинской организации

Министерством труда и социальной защиты РФ принят перечень профессиональных стандартов в отношении медицинских работников. В связи с введением обязанности по их применению учреждениями здравоохранения в данной сфере возникает множество вопросов и разногласий. Так, в первую очередь руководителей и кадровых работников медицинских организаций интересуют вопросы порядка внедрения профессиональных стандартов для медработников (далее - профстандарты), соотношение положений стандартов с квалификационными характеристиками по должностям работников, разработки внутренних документов, изменения наименования должностей, ответственности за нарушение введенных норм и коллизии между положениями стандартов и профессиональными качествами отдельно взятых работников.

В настоящей статье рассмотрены основные положения по внедрению профстандартов медицинскими организациями различных организационно-правовых форм с учетом нововведений, практических вопросов, сравнительной характеристики действующих и утративших силу нормативных актов, регулирующих данную сферу, а также примеров по отдельным должностям медицинских работников.

Введение профстандартов, причем не только в сфере здравоохранения, намечалось в российской правовой системе давно. Изначально высказывались мнения о необходимости стандартизации в трудовой области для достижения сразу целого ряда политических, экономических и социальных целей:

- Приведение действующего законодательства Российской Федерации в соответствие с основополагающими моментами правового регулирования трудовых отношений за рубежом для возможности беспрепятственного обмена квалифицированными работниками, облегчения адаптации российских медиков в условиях ужесточенного контроля за требованиями к их квалификации за границей, повышения их востребованности.

Система профессиональных стандартов введена и функционирует в целом ряде европейских стран, а также в США и Канаде. Зачастую высказываются мнения о том, что система стандартов там построена иначе и российская модель не отвечает ее главному назначению, однако с ними можно поспорить. Вследствие совпадения названий отличающихся по смысловому значению и юридической силе документов разных стран возможно некоторое недопонимание. Так, в Великобритании принят документ под названием "Promoting excellence: standards for medical education and training sets", исходя из названия которого следует, что он содержит стандарты медицинского образования и практики. В то же время при ознакомлении с документом обнаруживается, что данные стандарты предусматривают только основополагающие принципы и правила, не вдаваясь в подробности в отношении каждой отдельной специализации. В свою очередь конкретные вопросы характеристики квалификации работников регулируются отдельными актами. Следовательно, сравнивать два отличных по целям и основному наполнению документа только по наличию схожего слова в наименовании некорректно.

- Интеграция зарубежных медицинских компаний в систему здравоохранения России на понятных обеим сторонам условиях, облегчения контроля за уровнем квалификации приезжающих иностранных специалистов.

- Приведение существующей системы в соответствие с современными реалиями с учетом новейших медицинских технологий, постоянного обновления медицинского оборудования и развития новых методов, требующих повышенного уровня знаний и навыков и пр.

Официально цели введения и сферы применения профстандартов изначально приводились в п.25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Данные правила утверждены постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. Действовавшая буквально до 01.07.2016 редакция п.25 говорила о том, что профстандарты работодателями применяются при формировании кадровой политики, при кадровом управлении, в ходе организации обучения и аттестации сотрудников, при разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов, установлении систем оплаты труда. Помимо того, профстандарты должны учитываться организациями профессионального образования при применении новых и ныне существующих программ образования, а также при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Таким образом, законодатель свел воедино несколько направлений применения профессиональных стандартов, чтобы не допустить расхождения образовательных программ с требованиями работодателей к новым специалистам. Сейчас п.25 утратил силу, однако основная цель внедрения профстандартов осталась неизменной.

Еще в 2007 году появился первый профессиональный стандарт, утвержденный распоряжением президента Российского союза промышленников и предпринимателей. "Первая ласточка" осталась не особо замеченной в иных сферах деятельности, тем не менее данный опыт внедрения стандартов показал их жизнеспособность и адаптивность к меняющимся критериям в трудовой сфере, конечно, не без недостатков и недоработок.

Термин "профессиональный стандарт" введен в 2012 году Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ. Данный нормативный акт внес изменения в Трудовой кодекс РФ, в частности, дополнил главу 31 статьей 195.1, которая дает легальное определение профессиональному стандарту и одновременно разграничивает квалификацию работника и профстандарт, рассматривая квалификацию как уровень:

В отношении же профстандарта ст.195.1 указывает, что профстандрат надлежит понимать как характеристику квалификации работника.

Исходя из данной нормы, можно сразу установить основное отличие профстандарта от квалификации работника - профстандарт представляет собой характеризующую составляющую в отношении квалификации, следующую ступень оценки квалификации работника, как бы надстоит над квалификационными характеристиками. С учетом изложенного в трудовой сфере складывается ситуация, когда работник может обладать должной квалификацией для занятия той или иной медицинской должности, но не отвечать требованиям профстандарта.

Примечательно, что если ранее концепция внедрения системы профстандартов в России подразумевала обязательность их применения только некоторыми категориями организаций, осуществляющими наиболее общественно значимые виды деятельности, и исключала организации с частной формой собственности, то окончательная редакция ст.195.3 ТК РФ предписывает обязательно ориентироваться на профстандарты и учитывать их при организации трудовой деятельности всем работодателям вне зависимости от организационно-правовой формы при условии, что к их работникам применяются установленные ТК РФ или иным нормативным актом требования к квалификации. Так, законодатель логически продолжил и закрепил статус профстандарта как характеристики квалификации работника и убрал разграничения по статусу работодателя. В период разработки проектов профстандартов в области медицины возникали справедливые замечания - почему к медицинским работникам государственной или муниципальной системы здравоохранения требования должны быть жестче, а их деятельность более урегулированной, чем у работников частного сектора экономики? Теперь данный момент урегулирован однозначно.

В настоящее время каждая медицинская организация обязана учитывать и применять профстандарты в отношении всех работников, требования к квалификации которых установлены законом.

Итак, какие же практические действия требуется произвести администрации медицинской организации при внедрении профессиональных стандартов?

При подготовке к внедрению профстандартов в своей организации в первую очередь нужно:

- определить перечень должностей работников, к квалификации которых предъявляются определенные требования;

- соотнести должности работников с соответствующими профстандартами.

На сайте Минтруда РФ размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий в себя утвержденные профстандарты, разграниченные по отраслям для удобства поиска. Данный реестр облегчает работу по поиску нужного профстандарта для его последующего внедрения. Однако многие работодатели сталкиваются с трудностями уже на данном этапе.

Частая и популярная ошибка, влекущая критические последствия, - это поиск в реестре профстандартов по названию должности работника.

Обратите внимание - в реестре профстандарты выстроены в зависимости от профессии.

Так, кадровый работник, открыв реестр, интуитивно ищет слова "врач-педиатр", не находит и полагает, что в отношении данного работника профстандарта нет. Однако нужный профстандарт скрывается под наименованием "Специалист в педиатрии" - название отражает профессию, но не наименование должности.

Еще сложнее дела обстоят с "узкими" специалистами. Кадровый работник или иное лицо, которому поручено соответствующее задание, ищет в реестре врача-невролога детской поликлиники, не находит, вспоминает о предыдущей ошибке и ищет "Специалиста в неврологии". Такого профстандарта также не находит и на этом заканчивает поиски. Но врач-невролог, оказывающий услуги детям, находится все в том же профстандарте "Специалист по педиатрии". Обнаружить это можно в перечне возможных наименований должностей. От должностных лиц, внедряющих профстандарты в медицинской организации, требуется глубокое знание и четкое понимание трудовых функций работников по каждой отдельной должности и аналитические способности для сопоставления должностных обязанностей, квалификации и наименования профессии, поскольку подобные промахи чреваты пропуском тех или иных профстандартов с последующим привлечением к ответственности.

После определения круга должностей, в отношении которых необходимо ввести профстандарты, проанализировать штатное расписание, трудовые договоры, должностные инструкции сотрудников.

Обычно по организации издается приказ, которым назначается лицо, ответственное за введение профстандартов. Одновременно начинается разработка внутренних документов организации по внедрению профстандартов. Для этого разрабатывается план-график внедрения профстандартов в конкретной организации.

Читайте также: