Оплачивается ли работа с неуспевающими

Опубликовано: 15.05.2024

Каждый учитель сталкивается с двоечниками по своему предмету. Иногда это происходит из-за сложности предмета, иногда из-за обыкновенной лени учеников. Разбираемся, кто отвечает за двойки, что по этому поводу говорит закон и как учитель может влиять на обучающихся.

Кто оценивает успеваемость школьников?

По закону «Об образовании» оценивать успеваемость обучающихся должна образовательная организация, то есть школа, колледж, вуз. Администрация школы “головой” отвечает перед Министерством образования и науки за успеваемость и освоение программы.

На уроках и контрольных срезах обучающихся оценивает учитель, на экзаменах — комиссия.

Для оценки успеваемости проводятся промежуточная и итоговая аттестация. Итоговая аттестация — это выпускные экзамены после окончания общего и среднего полного образования, то есть в 9-м и 11-м классах. Промежуточная аттестация — четвертные, семестровые и годовые контрольные, а также текущий контроль.

Кто отвечает за проведение аттестации и выбирает формы?

За промежуточную аттестацию отвечает заместитель директора по учебной работе — он обновляет положение о промежуточной аттестации и издает приказы об итоговых контрольных и экзаменах в конце каждого учебного года. Для текущего контроля нет отдельных приказов, он прописан в учебной программе по каждому предмету. Учитель-предметник сам определяет, как часто он будет оценивать школьников и в каких формах. Учитель должен прописать это в учебной программе — в идеале указать, на каких именно уроках он проводит опросы, тесты, контрольные. В законе ничего не сказано о формах контроля, но обычно это письменный, устный или комбинированный контроль.

Зачем нужен текущий контроль?

Текущий контроль — это опросы, самостоятельная работа на оценку, сочинения, диктанты. Он нужен, чтобы учитель понимал, как справляются школьники с учебной программой. И если что-то идет не так, вовремя скорректировать часы: например, увеличить время на освоение сложной темы. Главное отличие текущего контроля от других форм промежуточной аттестации — его цели и регулярность проведения. С помощью опросов и других форм контроля учитель понимает, насколько хорошо ученики усваивают образовательную программу. В идеале, ученики тоже понимают, какие темы им нужно повторить, за какой помощью обратиться к учителю.

Кто и как оценивает учеников?

Учитель оценивает всё, кроме экзаменов. Для проведения экзаменов директор школы создает комиссию, в которую входит несколько учителей-предметников. Оценивать результаты контрольных можно не только по пятибалльной системе, но и по двубалльной — «зачтено»/«не зачтено».

Как учитель может влиять на двоечников?

В законе «Об образовании» сказано, что обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу и выполнять учебный план, в том числе выполнять домашние задания и готовиться к контрольным срезам. Иногда достаточно сказать ученикам, что у них есть обязанности, прописанные в законе и это работает. Формулировка «ты нарушаешь закон» звучит весомо.

К тому же если ученику исполнилось 15 лет, его могут отчислить из школы. Не из-за пары двоек в четверти, но из-за пары двоек в году, то есть академических задолженностей. Школы не стремятся к этому, но несколько пересдач задолженностей в летние каникулы могут охладить пыл двоечника. Также неуспевающего ученика могут перевести в следующий класс, но составить индивидуальный учебный план и заставить сдавать задолженности.

Чем грозит школе и учителю двойки учеников?

Если школа из-за двоек отчислит много учеников, то лишится части бюджетных средств — ей сократят финансирование. Если же дети плохо напишут ЕГЭ , это плохо скажется на премиях администрации или приведет к штрафам организации.

Если у учителя ученики регулярно получают двойки, то тут может подключиться администрация школы. Во-первых, заместитель директора по учебной работе может проводить с учителем беседы, ответить на его вопросы, помочь с мотивацией учеников или «шлифовкой» учебной программы. Во-вторых, если в школе введена система дополнительной мотивации для учителей (раз в квартал они получают стимулирующие выплаты за результаты детей), то из-за двоечников премии могут быть меньше.

Также меньше стимулирующих выплат может получить классный руководитель, если в его классе много двоечников. Значит, классный руководитель должен работать в связке со всеми учителями-предметниками. Классный руководитель может помочь учителю с успеваемостью по предмету: придумать дополнительные мотивационные «фишки», например, книги для отличников; провести опрос среди учеников, чтобы узнать, что мешает лучше учиться по предмету; вместе с учителем найти новые педагогические техники и проверить их.

На каком этапе нужно подключать родителей?

Опять же по закону «Об образовании» родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. То есть как минимум следить, чтобы он закончил школу, хотя бы не был отчислен. Ребенок должен получить среднее образование: если его отчислили из одной школы, то родителям придется искать другую. Это хлопотно и проблематично, поэтому в вопросах успеваемости родители на вашей стороне.

Чтобы родители не приходили после каждого урока с вопросами об оценках (представляете, какое будет столпотворение), учителю выгоднее вести электронный журнал. А в случае необходимости выходить на родителей лично или онлайн. Важно не только озвучивать родителям оценки, но и комментировать их. Не нужно навязывать дополнительные занятия и тем более говорить, что ребенок необучаем. Следует рассказать, почему важна тема, по которой проводился опрос или контрольная работа, почему ее нужно повторять, дать дополнительные учебники или другие источники.

Отдавая ребенка в школу, многие родители строят безоблачные планы касательно дальнейшего будущего ученика. Однако зачастую жизнь вносит свои коррективы, и очень скоро становится понятно, что одни предметы даются лучше, а другие - со “скрипом”. Разумеется, каждый родитель в перспективе видит своего наследника успешным и преуспевающим, но неудовлетворительные отметки по одному или нескольким предметам ставят под сомнение реализацию серьезных планов касательно дальнейшего обучения ребенка.

Отставание в учебе и его причины

Причин неуспеваемости выделяют несколько. Мы рассмотрим наиболее частотные, минуя те, которые напрямую связаны с умственным развитием школьника.

Пропуски учебных занятий имеют свои истоки. Это могут быть продолжительные болезни ученика со слабым здоровьем. В то же время прогулы обычно являются следствием отсутствия контроля со стороны занятых родителей. Предоставленные сами себе, школьники не могут организовать свое время. В результате домашние задания делаются неохотно (если делаются вообще), а неусвоенный материал так и остается непонятным.

Одной из распространенных причин дополнительных пропусков являются так называемые “семейные обстоятельства”. Как правило, родители относят сюда абсолютно все причины отсутствия своего чада на уроках, кроме тех, что происходят по медицинским показаниям. Легкомысленное отношение к этому типу пропуска занятий впоследствии может сыграть с ребенком злую шутку.

Одним из немаловажных аспектов уровня обучаемости ребенка являются социальные условия и эмоциональная обстановка в семье. Если атмосфера в среде домочадцев нездоровая (частые ссоры старших, домашние неурядицы, тяжелые условия жизни), наивно ожидать, что ребенок сможет сосредоточиться на учебе.

Нежелание учиться - одна из субъективных причин неуспеваемости. Например, низкая способность к обучаемости отдельно взятого ребенка - когда он не испытывает тяги к знаниям и не понимает, зачем ему это нужно. Отсутствие мотивации также пагубно отражается на учебе и школьных отметках.

Опасные последствия неуспеваемости

Отставание в учебе, как таковое, сказывается на оценках учащихся. Однако это влечет за собой целый шлейф “школьных неурядиц”, таких, как неудовлетворительное, вызывающее поведение . Ребенок все чаще попадает в эпицентр неприятных школьных историй. Подсознательно желая внимания со стороны учителей, школьник находит только один способ его получить - через отрицательное поведение, которое является одним из последствий неуспеваемости.

Чтобы помочь детям из “группы риска” избежать более глобальных проблем с учебой (а в самых запущенных случаях хроническая неуспеваемость может привести к затяжным прогулам вплоть до полного оставления ребенком учебного заведения), взрослым необходимо не только взять под свой контроль образование отстающего, но и выявить причины неуспеваемости.

Борьба с неуспеваемостью

Для успеха в работе с отстающими учениками важен комплексный, а главное, согласованный подход к проблеме со стороны старших - родителей, учителей и, если это необходимо, репетиторов.

Родительский контроль

Увы, но очень часто родители просто перекладывают ответственность за образование своего ребенка на школу, мотивируя это собственной занятостью и обязанностями учебных заведений. Такое делегирование вины имеет свои опасные последствия - вместо того, чтобы совместно со школой помогать своему ребенку подтянуться по трудным предметам, родители начинают поиск крайнего, упуская драгоценное время.

Бросать дело на самотек, надеясь, что ребенок сам поправит свои отметки, нельзя. Отставая по одному или нескольким предметам, ученик постепенно теряет контроль над ситуацией. Повторять эту ошибку взрослому нельзя ни в коем случае.

Чтобы помочь отстающему школьнику, родитель обязан взять в свои руки весь процесс учебы, от распорядка дня до проверки усвоения программы по проблемным предметам:

  1. Строгий режим. Чтобы ученику было легче влиться в интенсивную и плодотворную работу, ему необходимо придерживаться определенного режима. Продумать нужно все: количество часов сна и дневного отдыха, временные рамки внешкольного изучения материала, время для прогулки и порядок смены деятельности.
  2. Взаимодействие с учителями. Чтобы выровнять ситуацию, родителям необходимо не просто сконцентрироваться на учебе своего сына или дочери. Здесь важно понять, что плоды принесет тесное взаимодействие с учителем и совместная разработка стратегии по борьбе с неуспеваемостью. В силу своего опыта и знания методик, учитель сможет предложить родителям отстающего наиболее продуктивный план помощи ученику.
  3. Подключение специалистов. В тяжелых ситуациях (резкое ухудшение положения дел, сложный предмет) важно не побрезговать помощью психологов и репетиторов. И если первые смогут выявить причины неуспеваемости, то задача вторых - приложить все усилия для того, чтобы помочь ребенку подтянуться.

Все родительские усилия могут оказаться неэффективными, поскольку неуспеваемость очень быстро может стать хронической, и без опыта школьного учителя обойтись, скорее всего, не получится. Только сообща можно помочь ребенку преодолеть кризис. А значит, избегать обсуждения данного вопроса с учителем не стоит.

Бдительность учителя

Статус учителя требует определенного рода ответственности за успеваемость каждого из учеников в классе.

Любую трудность легче предупредить, чем устранять ее последствия - этим должен руководствоваться каждый педагог. Именно поэтому важно контролировать успеваемость всех учеников и производить анализ результатов их учебы. А поскольку начинается все с малого, на учителе лежит обязанность контролировать усвоение нового материала сразу, “по горячим следам”.

Если в классе есть отстающие дети, педагогу важно вовремя принять меры по исправлению ситуации, пока она не вышла из-под контроля:

Выявление причин отставания. Успех в борьбе с неуспеваемостью полностью зависит от понимания учителем источника проблемы.

Общение с родителями. Не стоит пренебрегать взаимодействием с членами семьи отстающего - они хорошо знают ребенка и могут быстрее найти решение проблемы, руководствуясь заключением педагога.

Дополнительные занятия. При необходимости, по согласованию с родителями, можно предложить неуспевающему ученику делать индивидуальные задания или же заниматься дополнительно, чтобы догнать сверстников.

Воспитательный процесс. В самых запущенных случаях, когда отставание сопровождается неудовлетворительным поведением, а ребенок постепенно превращается в “злостного двоечника”, педагогу необходимо проводить воспитательную работу, обязательно согласовав этот процесс с родителями. Важно работать в одном направлении со всеми задействованными в ситуации взрослыми.

По возможности индивидуальный подход к отстающему школьнику. Борьба с неуспеваемостью требует персонального подхода, и основной сложностью становится совмещение привычного классу темпа работы и уделение внимания “трудному” ребенку.

Поощрение и создание мотивации. Чтобы повысить заинтересованность школьника в учебе, важно поддерживать его общий интерес к учебе - поощрять успехи, подталкивать к решению проблем. Ученик должен испытывать удовлетворение от результата своего труда. Кроме того, работа в этом направлении тесно связана с реализацией сильных сторон отстающего. Например, если у артистичного ребенка “хромает” математика, решением уравнений ограничиваться нельзя. Важно активно подключать ученика к творческим мероприятиям - школьным постановкам, КВНам и т.п., чтобы ребенок, чувствуя себя частью коллектива, сам желал не отставать и в учебе.

Работа над стабильностью. Достигнутый успех важно закрепить. После того, как удалось сократить отставание в учебе, учителю крайне необходимо сформировать у догнавшего ученика дальнейший интерес к успешной учебе. Профилактика отставания - одно из ключевых направлений работы педагога.

Задачи учителя в работе с неуспевающими детьми обширны и многогранны. Им необходимо разрешить ситуацию изнутри, сформировав у ребенка положительные эмоции от самого процесса учебы. И системный, комплексный подход вкупе с опытом педагога зачастую приносит хороший результат.

Обращение к репетиторам

К помощи дополнительных “предметников” родители, как правило, прибегают в двух ситуациях - когда необходимо подтянуть отстающего ребенка или же для подготовки к всевозможным видам аттестации, от контрольных работ до ЕГЭ. Очень часто имеют место обе причины.

Репетиторы, в свою очередь, понимают, что к неуспевающим детям нужен особый подход, отличный от методов преподавания будущим медалистам школы и олимпиадникам.

Хороший репетитор, как и школьный учитель, знают, что устранению отставания способствует комплексный подход к подаче своего предмета. Поэтому задачи, стоящие перед грамотным специалистом, весьма разнообразны:

Устранить неприязнь ребенка к нелюбимому предмету. С этим сталкивается практически каждый репетитор - редко какой школьник заинтересован в предмете, который ему не дается.

Избавить школьника от ощущения, что сам процесс учебы бессмыслен. Ребенок должен понимать, почему и ради чего он учится.

Заинтересовать . Интеллектуальный и креативный подход захватывает любого ученика. Теорию можно переплетать с подачей интересных фактов, краткими отступлениями, а наглядные пособия и творческие задания помогают захватить внимание ребенка и открыть новые грани казавшегося скучным предмета.

Мотивировать . Опираясь на интересы и предпочтения ученика, репетитор находит причины, почему его предмет может быть важен и интересен. Успех в работе с отстающими детьми во многом зависит от того, насколько ребенок осознает, что изучение сложного для него предмета необходимо для реализации его же, школьника, интересов.

Таким образом, работа с отстающими учениками - это не только борьба с тяжелыми формами неуспеваемости, но и ее профилактика. И конечный результат здесь зависит как от профессионализма учителей и репетиторов, так и от слаженной работы всех взрослых, задействованных в помощи отстающему ученику.

Участвуйте в олимпиадах и конкурсах Страны и получайте печатные дипломы, грамоты и ценные призы!

Главная > Консультации > Омбудсмен > Обязан ли педагог дополнительно заниматься с детьми, у которых возникают трудности в обучении?

Обращений по поводу дополнительных занятий с детьми, которые с трудом усваивают материал на уроке довольно много. Все понятно, если это дополнительные платные занятия с репетитором. А если родители поняли, что их ребенок не успевает за всем классом, не понимает задания, которые дает учитель на уроке, не может самостоятельно сделать работу и получает плохие оценки, то имеют ли родители право требовать от педагога, чтобы он восполнил пробелы в знаниях?
Обратимся к нормативной составляющей вопроса.

Закон обязывает педагога:

1. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин в соответствии с рабочей программой (ст.48 Закона).

2. Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (ст. 48 Закона).

3. Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями (ст. 48 Закона).

Таким образом, Закон не обязывает учителя восполнять пробелы в знаниях, если учащийся осваивает образовательную программу без академических задолженностей.

Не стоит забывать и о том, что школа обязана реализовывать федеральный государственный стандарт и объём часов, который предусмотрен по каждому предмету в полном объёме. Считается, что установленной нормы часов достаточно, чтобы успешно освоить учебный план по всем предметам.
Учителю устанавливается норма часов за ставку заработной платы. Это означает, что педагог обязан провести уроки, которые входят в его рабочее время. Если директор школы специально выделил дополнительные часы для того, чтобы учитель работал с учащимися, испытывающими проблемы в освоении программы, то педагог в дополнительные часы должен работать с такими детьми. Дополнительными часами могут быть часы внеурочной деятельности или часы факультативных занятий. Обучающийся имеет право выбирать факультативные (необязательные для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективные (избираемые в обязательном порядке) учебные предметы (ст. 34 ФЗ «Об Образовании в РФ»).
Если ребенок не смог освоить программу по какому-либо предмету, и у него появилась академическая задолженность, то для такого учащегося школа должна создать все условия для ликвидации задолженности. Под условиями для ликвидации задолженности могут подразумеваться и часы дополнительных занятий, и индивидуальные консультации для обучающегося, и дополнительное время для разъяснения материала, и индивидуальная работа с психологом или с социальным педагогом. Задолженности по предметам у обучающихся могут появиться вследствие того, что обучающийся систематически прогуливает школу и безответственно относится к обучению.

Необходимо особо отметить, что в соответствии с Законом обучающийся, имеющий проблемы в освоении учебной программы, который прошел ПМПК и получил рекомендации о создании особых условий обучения, имеет право на индивидуальный подход со стороны педагога, на обучение по адаптированной программе обучения или обучение по индивидуальному плану. Обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34 Закона).
Очень часто в школе учитель занимается с детьми дополнительно по своему собственному желанию. Старается помочь ребенку, чтобы он лучше подготовился к контрольной работе, диктанту, дает дополнительные задания на дом, если видит необходимость. Развитие информационных технологий позволяет учителям работать с детьми дистанционно. В интересах учителя иметь в классе детей не с многочисленными задолженностями, а детей, которые успешно справляются с образовательной программой.

1. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин в соответствии с рабочей программой (ст.48 Закона).

2. Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (ст. 48 Закона).

3. Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями (ст. 48 Закона).

Таким образом, Закон не обязывает учителя восполнять пробелы в знаниях, если учащийся осваивает образовательную программу без академических задолженностей

Здравствуйте! Нет не может, так как принудительные труд запрещен вы имеете право отказаться от проведения занятия или требовать оплаты в двойном размере, как сверхурочно работы в соответствии с нормами трудового кодекса россии. Поэтому вы имеете право подать жалобу в прокуратуру или трудовую инспекцию вашего региона на вашего работодателя. Прокурора просите вынести в адрес работодаиеля представление о недопустимости нарушения закона

Здравствуйте. Нет конечно бесплатно не могут. Должны доплачивать за любую дополнительную работу.

Вы имеете право жаловаться в ГИТ.

Светлана, чтобы вас обязать проводить дополнительные занятия, которые не входят в ваши трудовые обязанности, администрация школы обязана издать соответствующий нормативный акт (приказ), который бы закрепил за вами такую обязанность. Но любая дополнительная работа, которая не предусмотрена вашим трудовым договором, должна соответствующим образом оплачиваться. Поэтому если вас обязывают проводить дополнительные занятия, при издании соответствующего приказа, вы имеете право требовать оплату за них. Бесплатно работать вас обязать не могут.

Здравствуйте. Знакомьтесь внимательнее со своими должностными инструкциями - именно они определяют Ваши обязанности, которые входят в оплату Вашего труда (заработную плату), все остальное - подработка, которая должна оплачиваться дополнительно.

Если бесплатные дополнительные занятия не прописаны в Вашем трудовом договоре или локальных нормативных актах и Учебном плане образовательного учреждения,то это НЕЗАКОННО.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»: Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; 7) систематически повышать свой профессиональный уровень; 8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; 9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя; 10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; 11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

То есть, проводить бесплатные дополнительные занятия с учащимися учитель НЕ ОБЯЗАН.

Кроме того с соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:

п. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).

Примечание 4 к Приказу - За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником С ЕГО ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ СВЕРХ установленной НОРМЫ часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы.

Таким образом, дополнительную учебную нагрузку Вам могут предложить выполнять ТОЛЬКО с Вашего письменного СОГЛАСИЯ И ЗА ОПЛАТУ.

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Школы, локальными актами и регламентирует деятельность педагогического коллектива со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися и их родителями.

2. Цель

2.1. Обеспечить выполнение Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.2. Повысить уровень и качество обучения отдельных учеников и школы в целом.

3. Задачи

3.1. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.

3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Основные направления и виды деятельности

4.1. Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний учащихся.

4.2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества знаний учащихся.

5. Основное понятие настоящего положения

5.1. Неуспевающие учащиеся.

5.2. Слабоуспевающие учащиеся.

5.3. Учащиеся «группы риска» - выпускники 9-х и 11-х классов, которые могут быть не допущены к государственной итоговой аттестации из-за неуспеваемости.

6. Участники реализации работы с неуспевающими учащимися

6.1. Участниками реализации работы с учащимися являются:

Администрация школы (директор, заместители директора)

Руководители школьных методических объединений

Родители (законные представители) учащихся

7. Организация деятельности учителя-предметника

с неуспевающими учащимся и его родителями

7.1. Учитель должен провести педагогическую диагностику (входной контроль) в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

7.2. Учитель-предметник, работающий в 9 или 11 классе в течении 1 четверти выявляет учащихся «группы риска» и ставит в известность классного руководителя и администрацию школы.

7.3. Учитель должен использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

7.5. Учитель должен комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем) в корректной форме.

7.6. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

7.7.Учитель-предметник должен определить время, за которое неуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

7.8.Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок (3 и более “2”)

7.9. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке.

7.10. Учитель-предметник ведет следующую документацию:

- карта индивидуальной работы с неуспевающими на учебный год (приложение №1);

- отчёт администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе (приложение № 2);

7.11.Учитель-предметник сдает документацию о работе с неуспевающими учащимися заместителю директора по УВР 1 раз в четверть при сдаче отчета.

8.Организация деятельности классного руководителя

8.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к педагогу-психологу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести:

пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)

недостаточная домашняя подготовка

недостаточная работа на уроке

большой объем домашнего задания

высокий уровень сложности материала

8.2. В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)

Уважительными причинами считаются:

а) болезнь, подтвержденная справкой врача;

б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;

в) освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;

г) по семейным обстоятельствам (по заявлению родителей).

Неуважительными причинами считаются:

а) пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося;

б) классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические).

8.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к педагогу-психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.

8.4. В случае указания учащимися или родителями на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем-предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.

8.5. Классный руководитель может организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.

8.6. . Классный руководитель ведет следующую документацию:

- карту контроля классного руководителя за неуспевающими учащимися (приложение №4)

- персональную карточку слабоуспевающего, неуспевающего, учащегося «группы риска» (приложение №3)

8.7. В случае выполнения п. 7.1.-7.5., и отсутствии положительного результата, классный руководитель сообщает о данном обучающемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.

9. Организация деятельности ученика

9.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

9.2.Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

9.3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией.

10.Организация деятельности родителей

10.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

10.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.

10.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.

10.4. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, педагогу-психологу, администрации ОУ.

10.5. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер воздействия на родителей.

11. Организация деятельности педагога-психолога

11.1. Педагог-психолог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления социальных проблем.

11.2. При необходимости, совместно с классным руководителем посетить ученика на дому, составить акт обследования.

11.3. В случае обращения классного руководителя или родителей (законных представителей) по выявлению причин низкой успеваемости учащегося педагог-психолог разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика.

11.4. Педагог-психолог дает рекомендации по развитию данного ребенка.

11.5. О результатах диагностик педагог-психолог докладывает классному руководителю и заместителю директора по УВР в виде аналитической справки.

11.6. Педагог-психолог ведет следующую документацию:

- план работы с неуспевающими учащимися;

- журнал регистрации бесед с неуспевающими учащимися;

11.7. Отчет о работе с неуспевающими учащимися педагог-психолог предоставляет 1 раз в четверть заместителю директора по УВР.

12. Организация деятельности администрации школы

12.1. Администрация школы контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе с неуспевающими учащимися.

12.2 Администрация школы ведет следующую документацию:

- общешкольный план работы со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» (Приложение № 6);

- общий список неуспевающих учащихся и учащихся «группы риска»;

-разрабатывает систему мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по предупреждению неуспеваемости учащихся (приложение №5)

12.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска».

12.4. В случае неэффективности принятых мер, администрация школы организует работу малого педсовета, на который приглашается учащийся и его родители для решения дальнейшего вопроса об обучении.

12.5. Решение об оставлении неуспевающего учащегося на повторный курс обучения принимает педагогический совет по согласованию с родителями (законными представителями).

13. Контроль за соблюдением данного Положения.

13.1. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляют заместители директора школы по УВР.

Приложение 1

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С НЕУСПЕВАЮЩИМ УЧАЩИМСЯ

Ф.И.О. учащегося ___________________________________________ Класс_______

Ф.И.О. учителя ______________________________ Предмет_____________________

Читайте также: