Оплачивается ли страховка авиаперелета при командировке

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Должен ли работодатель компенсировать работнику стоимость страхового взноса на личное страхование при воздушной перевозке, когда он направляется в отпуск?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не должен компенсировать работнику стоимость страхового взноса на личное страхование при воздушной перевозке.

Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
В силу части восьмой ст. 325 ТК РФ правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета Камчатского края, установлены Положением о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, проживающим в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 21.06.2011 N 253-П (далее - Положение).
Постановлением Правительства Камчатского края от 11 января 2017 г. N 5-П из п. 1 ч. 6 Положения исключены слова "страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте". Это связано с тем, что Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ (далее - Закон N 78-ФЗ) в связи с принятием Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" из ст. 133 Воздушного кодекса РФ исключены положения об обязательном страховании пассажира при воздушной перевозке, поэтому личное страхование пассажиров при воздушной перевозке не является обязательным (ст. 3 Закона N 78-ФЗ).
Таким образом, пассажир мог отказаться от такого вида страхования при воздушной перевозке и при предоставлении работником отчета и проездных документов, подтверждающих расходы по проезду в отпуск, работодатель не должен компенсировать работнику стоимость страхового тарифа по данному виду страхования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Иногда у сотрудников финансовых служб учреждений возникают сложные ситуации с принятием к учету командировочных расходов, в отношении которых законодательные документы не содержат положений, как поступать в тех или иных случаях.

В этой статье предлагаем ознакомиться с нормативными документами, которыми следует руководствоваться при принятии к учету расходов на проезд сотрудников, направляемых в служебные командировки, и с разъяснениями финансового ведомства по отдельным нестандартным ситуациям. Кроме того, рассмотрим порядок бюджетного учета расчетов с командируемым сотрудником.

Служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

– в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем;

– поездка сотрудника, направляемого по распоряжению руководителя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующего учреждения (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также считается командировкой;

– местом постоянной работы является место расположения учреждения (его обособленного структурного подразделения), работа в котором обусловлена трудовым договором.

Сотруднику, направляемому в служебную командировку, выдаются:

Размеры возмещаемых расходов на проезд

– железнодорожным транспортом – в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

– водным транспортом – в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

– воздушным транспортом – в салоне экономического класса;

– автомобильным транспортом – в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

При отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, – в размере минимальной стоимости проезда:

– железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

– водным транспортом – в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;

– автомобильным транспортом – в автобусе общего типа.

Возмещение расходов в указанных размерах производится учреждениями в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета на служебные командировки, либо (в случае использования указанных ассигнований в полном объеме) за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание.

Обратите внимание

Гражданские служащие, замещающие высшие должности гражданской службы категории «руководители»

Не выше стоимости проезда в каюте «люкс» с комплексным обслуживанием пассажиров

По стоимости проезда в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам бизнес-класса, с двухместными купе категории «СВ» или в вагоне категории «С» с местами для сидения, соответствующими требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес-класса

Гражданские служащие, замещающие высшие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты»

Не выше стоимости проезда в двухместной каюте с комплексным обслуживанием пассажиров

По стоимости проезда в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам экономического класса, с четырехместными купе категории «К» или в вагоне категории «С» с местами для сидения

Гражданские служащие, замещающие главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы

Не выше стоимости проезда в четырехместной каюте с комплексным обслуживанием пассажиров

По стоимости проезда в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагону экономического класса, с четырехместными купе категории «К» или в вагоне категории «С» с местами для сидения

Обратите внимание

Документальное подтверждение расходов на проезд

В настоящее время проездные документы чаще всего приобретаются в электронной форме, то есть в виде электронного билета. Как же документально подтвердить расходы, связанные с приобретением такого билета?

Сначала отметим, что электронный билет используется для удостоверения договора перевозки пассажира в дальнем следовании, в котором информация о перевозке пассажира представлена в электронно-цифровой форме и содержится в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на транспорте.

– чек контрольно-кассовой техники;

– слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;

– подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт работнику банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;

– другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.

При этом факт произведенной перевозки удостоверяет распечатка электронного документа – электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Бюджетный учет расходов на проезд

Бухгалтерия производит списание подотчетных денежных сумм на основании данных утвержденного авансового отчета. При этом дата утверждения авансового отчета руководителем учреждения является датой признания расходов в бюджетном учете. Основные проводки, связанные с учетом расчетов с сотрудником, направленным в служебную командировку, по выданным за счет бюджетных средств в подотчет суммам на приобретение проездных билетов приведем в таблице.

Сотрудник казенного учреждения направлен в служебную командировку, в связи с чем ему был выдан аванс на проезд к месту командировки в сумме 2 400 руб. из кассы учреждения. По возвращении он представил в бухгалтерию утвержденный руководителем авансовый отчет, к которому были приложены проездные документы, подтверждающие фактические расходы на проезд в сумме 2 200 руб. Остаток неиспользованных сумм на основании заявления сотрудника был удержан из его заработной платы.

Эти операции в бюджетном учете казенного учреждения будут отражаться следующим образом:

Приведем разъяснения финансовых органов относительно признания расходов на проезд в нестандартных ситуациях при исчислении налога на прибыль и НДФЛ. Считаем, что эти разъяснения можно применить и в целях бюджетного учета.

В случае утери посадочного талона можно ли считать расходы на проезд документально подтвержденными на основании маршрут/квитанции и ваучера на проживание в отеле? Согласно п. 84 Федеральных авиационных правил при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

Следовательно, предъявляемые сотрудником маршрут/квитанция и ваучер на проживание в отеле не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих понесенные им расходы на проезд.

ющим понесенные на его приобретение расходы.

Как уже было указано выше, такими документами могут являться сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой приведена стоимость перелета, с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет сотрудника по указанному в электронном авиабилете маршруту.

В этом же письме разъясняется, что в случае, когда сотрудник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, расходы на проезд от места проведения свободного от работы времени до места работы будут ему возмещены.

Аналогичный подход используется в случае выезда работника к месту командировки до даты ее начала.

Если оплата услуг командированного работника производится с банковской карты иного лица и им подтверждается возврат средств, то оснований считать, что расходы понесены не командированным лицом, не имеется.

В этом случае наряду с документами, подтверждающими произведенные во время командировки расходы, сотрудник в качестве подтверждения понесенных им расходов дополнительно представляет расписку лица с подтверждением того, что ему возмещены соответствующие расходы, произведенные с использованием его банковской карты.

Страхование сотрудников в командировках помогает минимизировать последствия целого ряда проблем. Во-первых, сами работники получают определенные гарантии на случай болезни или других неприятностей.

Также компания может минимизировать свои финансовые потери в случае возникновения сложностей или причинения сотрудниками ущерба другим лицам.

Сегодня в России работает несколько видов страховок для командированных сотрудников, которые покрывают:

  • медицинскую помощь – при внезапных болезнях, травмах, возникновении острых болей и т.п.;
  • поиск и спасение, а также транспортировка в больницу в своем городе при возникновении аварий и других внештатных ситуаций;
  • ответственность перед третьими лицами при причинении ущерба здоровью или имуществу;
  • юридическую помощь при возникновении различных разбирательств.

Страховка авиаперелета при командировке

Оплачивается ли страховка авиаперелета при командировке? Это один из популярных вопросов на профильных форумах бухгалтеров и специалистов по кадровому администрированию. Организации важно понимать, можно ли учесть при расчете налога на прибыль страховой взнос при оплате билета.

Согласно комментариям Министерства финансов РФ, сделать это можно, если сумма страховки включается в стоимость билета. Сегодня обязательное страхование действительно включается в стоимость билетов. Если же еще какая-то страховка продается отдельно – это всегда добровольное страхование, которое нельзя учесть при расчете налога на прибыль.

Страхование сотрудников в командировках

Организовать страховку для командированных сотрудников сегодня совсем нетрудно. Обычно для этого нужно обратиться в страховую компанию, составить список сотрудников, на которых будет распространяться покрытие, а затем уже идет оплата страховки при командировке.

В зависимости от параметров полис может действовать в России или за границей. При наступлении страхового случая сотрудник просто должен обратиться в страховую, где ему объяснят порядок дальнейших действий.

Возмещение страховки при командировке

Часто бывает так, что по возвращению из поездки сотрудник предъявляет к возмещению в том числе и полис добровольного страхования (например, от несчастных случаев при перелете). Возмещается ли страховка при командировке в таком случае?

По правилам, работодатель обязан возмещать командированным сотрудникам определенные категории расходов, среди которых:

  • оплата проезда;
  • найм жилья;
  • суточные;
  • затраты, которые были совершены с ведома работодателя.

Такие траты можно учитывать при расчете налога на прибыль. Однако, как уже было сказано выше, обязательная страховка уже включена в билет – и значит проходит по категории оплаты проезда. Учесть же дополнительную добровольную страховку при расчете налога на прибыль по правилам нельзя.

Компания, конечно, может возместить сотруднику расходы на покупку такого полиса, но учитывать такую оплату нужно будет из прибыли.

Нужна ли страховка на время перелета по России?

Если вы покупаете билет на самолет онлайн, то обязательно после оформления билета, Вам предлагают приобрести страховку. Нужна страховка или нет? Вот об этом и поговорим.

Страхование при покупке авиабилета.

Важно! Страхование при покупке авиабилета всегда добровольное.

Обязательное страхование пассажиров во время полета существует, но платить за него не надо, оно уже включено в стоимость билета.

Страхование авиабилета начинает действовать с момента объявления посадки на самолет.

В обязательном порядке страхуется:

-Вред здоровью, причинённый авиаперевозчиком.

Нужна ли полетная страховка?

Каждая авиакомпания предлагает, разные виды добровольного страхования при покупке билетов.

Как правило, предлагают следующие виды:

Полетная страховка. В ее состав входят:

защита от несчастных случаев;

расширенная защита багажа,

выплата за задержку рейса свыше 3,5 часов и страховка от невыезда.

Медицинская страховка. Виды: классическая, спортивная, экстремальная.

Во время покупки авиабилетов, покупателю дополнительно предлагается оформить некоторые виды страховок, а именно:

-Страховка от невылета

-Страхование от задержки рейса

Данные страховки могут иметь несколько видов страхования, которые зачастую отличаются только размером покрытия.

Каждый вид дополнительного страхования имеет свои плюсы, главным из которых является защищенность.

К минусам можно отнести, накрученные цены на страховки, что факт наступления страхового случая придется доказывать.

Вас не могут заставить купить страховку. Любое страхование при покупке билета является добровольны.

Все обязательные пункты уже включены в стоимость перелета. Поэтому, Вы можете спокойно снять галочки на против страховки, если вы покупаете билеты онлайн.

Работники турфирм очень часто выезжают в командировки – как по России, так и за рубеж. При этом нередко помимо основных возникают и побочные расходы на оплату сопутствующих услуг. Возмещая такие расходы, надо учитывать требования Трудового кодекса РФ, а также вступившего в силу с 25 октября 2008 года Положения об особенностях направления работников в служебные командировки. Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.

Общие принципы возмещения расходов

Согласно статье 166 Трудового кодекса РФ, командировка – это поездка работника на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Исходя из приведенного определения, ясно, что направлять в такие поездки можно лишь работников, с которыми заключены трудовые договоры.

На основании пункта 4 Положения срок командировки работодатель определяет самостоятельно. При этом он должен учитывать объем, сложность и другие особенности служебного поручения. Получается, что срок командировки законодательно не ограничен. Поэтому при направлении специалиста турфирмы, например, на семинар срок командировки будет зависеть от его длительности.
День выезда в командировку – дата отправления транспортного средства от места постоянной работы. А день приезда из командировки – дата прибытия транспортного средства в место постоянной работы.

В случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта.

Аналогично определяется день приезда в место постоянной работы.

При этом вопрос о явке на работу в день выезда в командировку и в день приезда из нее решают по договоренности с работодателем.

Проезд с комфортом 📌 Реклама Отключить

Если работник едет в командировку на поезде, он совершенно не обязан ехать в плацкартном вагоне. Более того, если позволяют финансовые возможности фирмы и это предусмотрено коллективным договором или иными локальными нормативными актами организации, он может поехать даже не в купе, а в СВ.

В вагонах повышенной комфортности обычно предоставляется не только постельное белье, но и гигиенические принадлежности, печатная продукция, питание и прочие дополнительные услуги.

В этом случае бухгалтер турфирмы сможет учесть для целей налогообложения прибыли всю стоимость железнодорожного билета, включая стоимость дополнительных сервисных услуг. К такому выводу пришли финансисты в письме Минфина России от 24 июля 2008 г. № 03-03-06/2/93, аргументируя свою позицию тем, что дополнительные сервисные услуги формируют стоимость услуги по проезду на железной дороге.

Удерживать НДФЛ со стоимости этих дополнительных услуг, включенных в стоимость проезда, тоже не нужно. Это разъясняется в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-04-06-01/125.

Во многих аэропортах да и на железнодорожных вокзалах имеются VIP-залы. Расходы на оплату услуг зала повышенной комфортности (зала официальных делегаций), по мнению Минфина России, выраженному в письме от 7 июня 2007 г. № 03-03-06/1/365, могут учитываться для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, но только при условии, что:

– данные расходы документально подтверждены;
– турфирма может обосновать их экономическую целесообразность.

Однако есть и отрицательный пример: по мнению ФАС Поволжского округа (постановление от 5 июня 2007 г. № А12-18805/06), стоимость услуг VIP-зала аэропорта в расходах не учитывается.
Прелести проживания в гостинице

Очень часто в стоимость проживания в гостинице включается завтрак, или завтрак и ужин (полупансион), либо вообще полный пансион (трех- или четырехразовое питание). Кроме того, во многих гостиничных номерах имеется мини-бар. Некоторые гостиницы имеют бассейны, сауны, фитнес-клубы и т. д., пользоваться которыми постояльцы могут за отдельную плату либо бесплатно (то есть стоимость пользования данным объектами уже включена в стоимость номера).

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в составе расходов по найму жилого помещения работнику возмещаются и учитываются для целей налогообложения прибыли расходы на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах. Кроме расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами.

В соответствии с пунктом 23 Положения № 749 работнику, направленному в командировку на территорию иностранного государства, дополнительно возмещаются:

– расходы на оформление загранпаспорта, визы и других выездных документов;
– обязательные консульские и аэродромные сборы;
– сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;
– расходы на оформление обязательной медицинской страховки;
– иные обязательные платежи и сборы.

В налоговом учете на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в составе командировочных расходов без проблем можно учесть:

– расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
– консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

А вот, например, с медицинской страховкой командированного работника могут возникнуть проблемы. С одной стороны, наличие такой страховки является обязательным требованием большинства государств при оформлении виз (без страховки работник просто не получит визу и, следовательно, вообще не сможет выехать в командировку). Однако, с другой стороны, по действующему законодательству медицинское страхование при выезде за рубеж официально обязательным не считается. А согласно пункту 6 статьи 270 Налогового кодекса РФ, расходы в виде взносов на добровольное страхование (кроме взносов, указанных в статьях 255,263 и 291 Налогового кодекса РФ) для целей налогообложения прибыли не учитываются.

1) расходы на обязательное и добровольное страхование имущества (ст. 263 Налогового кодекса РФ);

2) взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ (подп. 45 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ);

3) платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности (подп. 48.2 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ);

4) расходы на добровольное медицинское страхование работников в случае, если договор, предусматривающий оплату медицинских расходов застрахованных работников, заключен на срок не менее одного года (п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

Ни один из перечисленных видов расходов к медстраховке для загранкомандировки не подходит. В частности, последнее основание к загранкомандировкам неприменимо не только потому, что они длятся не годами, а всего несколько дней или недель, но и прежде всего потому, что по своей природе расходы на медицинское страхование командированного работника не могут считаться расходами на оплату труда. Ведь они не являются зарплатой, премией или иной компенсационной или стимулирующей выплатой, связанной с исполнением трудовых обязанностей работника.

Впрочем, главный аргумент здесь в другом. Обойтись без оплаты медицинской страховки работника на время пребывания в иностранном государстве нельзя – без нее посольство просто не выдаст работнику визу. А потому эти расходы являются неизбежными, необходимыми для того, чтобы командировка состоялась. Что не оставляет никаких сомнений в производственной необходимости и экономической обоснованности данных расходов. Поэтому и судьи – например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2006 г. № Ф04-10064/2005(20874-А27-37) – занимают позицию налогоплательщика и приходят к выводу, что расходы на оплату медицинской страховки командированного за рубеж работника, необходимой для оформления ему визы, должны быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли.

Вопрос:
Сотрудник представил в бухгалтерию по возвращении из командировки авиабилет, в котором отдельной строкой указана сумма медицинской страховки и страховки на время перелета. Насколько я помню такие расходы не возмещаются или что-то изменилось?
Ответ:
при покупке железнодорожного или авиабилета дополнительно продают полис медицинского страхования. Страхование в этом случае является добровольным, и при покупке билета от страхового полиса можно отказаться. Рассмотрим, можно ли включить в расходы сумму медицинской страховки и не появится ли в данном случае обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с данной суммы.
Стоимость медицинского полиса нельзя отнести к расходам на проезд. Тем не менее добровольное страхование сотрудников можно учитывать при налогообложении прибыли, если речь идет о страховке "исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей" (п. 16 ст. 255 НК РФ). Полис, продаваемый вместе с билетом, предусматривает страхование как раз на такой случай, поэтому его можно включить в расходы.
Поскольку полис предусматривает страхование жизни и здоровья сотрудника, удерживать НДФЛ с его стоимости не нужно (п. 3 ст. 213 НК РФ). Начислять страховые взносы также нет необходимости (пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Сумма страхового взноса на обязательное государственное страхование пассажиров на транспорте относится к расходам на проезд сотрудника. Порядок отражения в бухучете командировочных расходов зависит от цели командировки, возможные варианты учета приведены ниже в рекомендации. Компенсация документально подтвержденных командировочных расходов, в том числе расходы на обязательную страховку связанных с проездом сотрудника до места командировки не облагаются НДФЛ и страховыми взносами. Сумму таких расходов включите в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Дополнительная информация:
В стоимость билетов могут входить дополнительные услуги авиакомпании. Например, провоз дополнительного багажа, страховка и пр. Чиновники требуют обосновывать дополнительные траты. Расходы подтвердят внутренние документы, в которых компания записала условие о компенсации расходов. Например, это приказы директора либо документы от перевозчика о том, что дополнительные услуги формируют единую стоимость билета (письмо Минфина России от 19.06.17 № 03-03-06/1/37945).
Обоснование:
Вопрос: Организация за свой счет оплачивает полисы добровольного личного страхования от несчастных случаев при приобретении авиа- и железнодорожных билетов командированным работникам. Страховые полисы являются приложениями к билетам.
Правомерно ли (если да, то на основании каких норм) учитывать для целей исчисления налога на прибыль расходы на добровольное личное страхование от несчастных случаев на воздушном и железнодорожном транспорте командированных работников?
По нашему мнению, организация, оплачивающая полисы добровольного личного страхования от несчастных случаев при приобретении авиа- и железнодорожных билетов, которые являются приложением к данным билетам командированным работникам, может учесть расходы на добровольное страхование от несчастных случаев на воздушном и железнодорожном транспорте командированных работников в качестве командировочных расходов для целей исчисления налога на прибыль. Вместе с тем по данному вопросу возможны споры с налоговыми органами.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены названным Федеральным законом.
Страхование, осуществляемое пассажирами, иными лицами, за исключением перевозчиков, по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью при несчастных случаях при перевозках, относится к добровольному страхованию.
Расходы работодателя по договорам личного страхования, страховым случаем по которому является причинение вреда жизни или здоровью названного в договоре работника (застрахованного лица), могут быть учтены по п. 16 ч. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включены расходы налогоплательщика на командировки. При этом перечень указанных расходов не носит исчерпывающего характера. К расходам на командировки могут быть отнесены и иные расходы, которые несет организация в связи с поездкой работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Установленный ст. 168 Трудового кодекса РФ перечень расходов, возмещаемых в связи со служебной командировкой, также не является исчерпывающим. Порядок и размеры возмещения работникам расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Расходы на добровольное страхование от несчастных случаев на воздушном и железнодорожном транспорте командированных работников также могут быть учтены в качестве командировочных расходов, если коллективным договором или локальным нормативным актом предусмотрено возмещение указанных расходов.
Способ оформления уплаты страховых взносов (на основании отдельного страхового полиса, являющегося приложением к билету; включением сумм взносов в стоимость проездного документа) принципиального значения не имеет.
Вместе с тем налоговые органы могут не согласиться с таким способом учета расходов на добровольное страхование от несчастных случаев на воздушном и железнодорожном транспорте при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Авиаперелёт — это не только возможность быстро попасть из точки А в точку Б, оценить самолётную еду, поспать или посмотреть фильм, но и риск получить травму или лишиться багажа. Обеспечить финансовую защиту в непредвиденных ситуациях позволяет полётный страховой полис. Стоит ли покупать страховку на время поездки в самолёте?

Обязательное страхование

Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г., предусмотрено обязательное страхование пассажиров. Согласно этому закону, практически все перевозки подлежат страхованию. Страховые взносы в случае с воздушным транспортом платит авиакомпания, а компенсацию от страховой компании получает пострадавший пассажир.

Размеры максимальных страховых выплат установлены государством:

  • 2,25 млн рублей — в случае причинения серьёзного вреда жизни, который мог привести или привёл к смерти пассажира;
  • 2 млн рублей — за причинение вреда здоровью пассажира;
  • 23 тыс. рублей — за причинение вреда его имуществу.

При наступлении страхового случая пострадавший получает процент от указанной выше страховой суммы — соразмерно степени ущерба. Реальные суммы выплат в большинстве случаев невелики.

Добровольное страхование: какие риски покрывает?

Добровольная полётная страховка покрывает значительно больше рисков по сравнению с обязательной и позволяет рассчитывать на компенсацию в следующих случаях:

  • Получение вреда жизни и здоровью. Здесь не задействовано государство, поэтому максимальную сумму компенсации выбирает будущий пассажир, а процент в зависимости от степени ущерба определяет страховая компания. Сумма компенсации по добровольной страховке может быть выше, чем при обязательном страховании. При этом пассажир имеет право получить компенсации по обеим страховкам. И это достойный ответ на вопрос, нужно ли страхование на время полёта.
  • Задержка рейса больше чем на 4 часа. В этом случае пассажиру возмещаются расходы на проживание, питание, приобретение нового билета и другие затраты, связанные с задержкой.
  • Потеря, повреждение или задержка багажа — дополнительно к обязательной компенсации от авиакомпании.
  • Отмена поездки. В этой ситуации пассажир может вернуть стоимость невозвратных билетов. Такие авиабилеты стоят значительно дешевле обычных, на них часто действуют скидки. Но если планы по непредвиденным причинам изменятся (например, из-за попадания в ДТП, госпитализации, пожара в квартире и т. д.), вернуть потраченные деньги или изменить даты путешествия на другие не получится — и билеты просто сгорят. Полётная страховка позволяет вернуть за них деньги. В сумме невозвратные билеты с дополнительной страховкой обойдутся дешевле, чем обычные. Стоит ли покупать страховку на самолёт в этом случае? Однозначно.

Получить компенсацию при отмене поездки не только за авиабилеты, но и за оплаченные отели и любые туруслуги поможет страховка от невыезда.

Добровольное страхование: в каких случаях пассажир не получит компенсацию?

Страховые выплаты не положены, если ситуация произошла из-за:

  • нарушения пассажиром законодательства, правил перевозок, неподчинения приказам командира воздушного судна, бортпроводников и других уполномоченных лиц;
  • нахождения пассажира в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • наличия у пострадавшего как ранее, так и впервые выявленных в период действия полиса хронических, онкологических, психических заболеваний – в случае страхования отмены поездки;
  • опоздания на рейс после регистрации;
  • стихийных бедствий и по ряду других случаев.

Как получить компенсацию при наступлении страхового случая?

Первый шаг — обратиться к представителям авиакомпании или аэропорта, чтобы составить акт о происшествии, и получить подтверждающий документ, на основе которого будет проводиться выплата компенсации.

Второй шаг — связаться со страховой компанией, представиться, назвать номер и срок действия полиса, своё местоположение, описать ситуацию и следовать указаниям диспетчера.

Где купить страховой полис на время полёта?

Приобрести страховку на время полёта от Совкомбанк Страхованиe можно онлайн. Достаточно рассчитать стоимость полиса — и после оплаты банковской картой вы получите e-mail с полным комплектом документов и SMS с номером страховки.

Читайте также: