Работа вожатой в школе с чего начать

Опубликовано: 17.09.2024

В этой статье мы подробно расскажем, кто такой вожатый, какие обязанности есть у вожатого и как стать вожатым в детском лагере.

КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ?

Впервые термин «вожатый», применительно к Пионерской организации СССР , появился в 1922 году. Так тогда называли руководителя пионерского отряда — пионер-вожатый, «вожатый пионеров».

В современном мире, вожатый - это человек, работающий с группой детей, отвечающий в первую очередь за жизнь и здоровье, вверенных ему детей, обеспечивающий культурную жизнь в детском коллективе.

Вожатый - это одновременно папа и мама, старший брат или сестра, просто верный друг и старший наставник.

ОБЯЗАННОСТИ ВОЖАТОГО

Обязанности вожатого делятся на несколько разделов. Поговорим о каждом более подробно.

Организационные:

  • Вожатый следит, чтобы дети выполняли санитарно-гигиенические нормы, имели опрятный внешний вид, носили чистую одежду. Следит за чистотой и порядком в комнатах детей.
  • Контролирует, чтобы дети соблюдали установленные лагерем режимы дисциплины, правила лагеря и распорядок дня.
  • Участвует в организации общелагерных культурных и спортивных мероприятий лагеря. Готовит свою группу/отряд к выступлениям.
  • Отчитывается руководству лагеря о выполнении плана проведенных мероприятий, состояния эмоционального фона в его группе/отряде

Педагогические:

  • Организовывает коллективно-творческую деятельность в отряде.
  • Следит и контролирует за атмосферой в отряде. Выявляет и устраняет конфликтные ситуации, несет общепринятые моральные ценности и принципы при работе с детьми.
  • Обеспечивает условия для расширения кругозора детей.
  • Формирует благоприятные условия в детском коллективе. Создает условия для проявления гражданской и нравственной позиции воспитанников, помогает реализовывать свои интересы и потребности. Направляет ребят, с пользой проводить свободное время.

Ответственность вожатого:

  • Несет персональную, круглосуточную и юридическую ответственность за жизнь и здоровье вверенной ему группы детей.
  • В случае непредвиденных обстоятельств немедленно ставит в известность начальника лагеря.
  • В своей работе, напрямую подчиняется начальнику лагеря и выполняет требования, предусмотренными детским лагерем и действующим законодательством.

КАК СТАТЬ ВОЖАТЫМ ?

  • Вожатым может стать студент или выпускник вуза, не моложе 18 лет, обратите внимание, что многие лагеря принимают на работу вожатых с разным возрастным диапазоном. Например, в некоторых программах вожатый может работать только с 20 лет.
  • Для того, чтобы стать вожатым, необходимо подать заявку на прохождение специализированных курсов "школы вожатых", для этого потребуется предварительно пройти личное собеседование и возможно, сдать персональный тест по профпригодности при работе с детьми.
  • Далее, Вам необходимо. успешно пройти обучение в выбранной "школе вожатых", узнать основы возрастной педагогики и психологии, овладеть инструментарием для игр с детьми. А далее, сдать экзамен и получить диплом о прохождении курсов педагогического мастерства по направлению "вожатый" в детском лагере.
  • С этим сертификатом, вы уже можете заявлять о себе в понравившиеся Вам лагеря и проходить собеседование в конкретный лагерь. Часто, бывает, что у лагеря, в который вы стремитесь попасть, есть собственная школа вожатых, требующая обязательного прохождения. Поэтому внимательно, сначала изучите те лагеря , куда бы Вы хотели устроиться и узнайте, условия для дальнейшего трудоустройства напрямую.
  • Если Вашу вакансию одобрили и Вы уже выбрали место, в которое поедете работать, то Вам необходимо собрать и подготовить необходимые документы для работы в детском лагере. Вам потребуется: копия паспорта, для заключения договора с организацией детского отдыха, студенческий билет (для студентов), ИНН, СНИЛС, справка об отсутствии судимости и медицинская книжка необходимого образца.
  • Хорошо, если у вас есть документы, подтверждающие ваши достижения или профессию (документы о присвоении квалификации, документы о дополнительном образовании, грамоты, награды, сертификаты ).
  • После обучения, предоставления необходимых документов и трудоустройства, Вы уже полностью готовы для работы в детском лагере.

Помните, что ВОЖАТЫЙ - это не профессия, это призвание и состояние души и конечно же, лучшая работа в мире =)

На Педагогическом совете Приказ № 27 от 05.09.2013 г.

Протокол № 1 от 04.09.2013 г. Директор________Н.А. Панина

ПРОГРАММА «ШКОЛА НАЧИНАЮЩИХ ВОЖАТЫХ»

Возраст детей: от 13 лет

Срок реализации программы – 2 года

Красильникова Екатерина Алексеевна,

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка


Вожатый – это профессия востребованная в условиях развития современного общества. Вожатый - это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.

Организовывать времяпровождения детей, учить их самоорганизовывать свое свободной время – это оно из самых важных задач современного вожатого. Для того, что обеспечить воспитание кадрового потенциала, для того, чтобы профессия жила, необходимо популяризировать ее значимость среди детей. С этой целью и создана данная программа: в рамках программы члены объединения знакомятся с основными аспектами деятельности современного вожатого, обучаются методам работы с младшими школьниками, учатся организовывать свою деятельности и деятельность разновозрастного коллектива.

Изучая интересы обучающихся МОУ КСОШ № 1, МБОУ КСОШ № 2 было выявлено то, что ребятам недостает объединения на базе МБОУ ДОД «ЦВР» объединения, позволяющего включать в себя реализацию социально-значимых проектов, организации и проведения социально значимых акций, узнавать информацию о профессии организатора детского общественного движения.

Работа с любым коллективом требует от вожатого самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития личности ребёнка и детского коллектива. Вожатый – проводник новых инициатив и идей, друг и наставник, организатор полезных дел, участник развлекательных мероприятий. Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нём может участвовать не каждый – нужна специальная подготовка, нужны опыт и искреннее желание изучать основы вожатского мастерства, тем более, если это касается обучению подрастающего поколения.

Именно поэтому и возникла необходимость в создании программы «Школа начинающего вожатого», которая предполагают круглогодичную подготовку детей. Данная программа поможет повысить качества знаний ребят о профессии вожатого, изучение принципов деятельности вожатого и профессионального мастерства.

В настоящее время актуальными проблемами обучения участников «Школы начинающего вожатого» является проблема интереса к занятиям.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет детям понять, какой огромный вклад в дело воспитания подрастающего поколения вносит вожатые, как важно развитие лидерских качеств, одновременно познавая духовные и нравственные человеческие ценности. Программа «Школа начинающих вожатых» носит практико-ориентированный характер.

Новизна программы в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребёнка, включённого в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и взрослых.

2. Актуальность программы

В современных условиях востребован молодой человек, обладающий интеллектом, способный активно участвовать в жизни своей страны, готовый взять на себя от­ветственность, умеющий работать в команде. Невозможно ожи­дать, а тем более требовать от человека серьёзной работы без со­ответствующей подготовки. Для того чтобы правильно действовать, нужно иметь зна­ния и представления о том, как это делать. Поэтому актуальна организация обучения, способствующего ста­новлению активной жизненной позиции ребят, развитию их творчес­ких коммуникативных навыков и дающего возможность попробо­вать себя в педагогической деятельности. Этому способствует проведение уроков мастерства, в основу которых положены как традиционные формы работы, так и инновационные технологии воспита­тельной работы, лидерские тренинги.

Главной задачей курса являются обобщение, систематизация знаний вожатого об организации педагогического процесса в смене и эффективное применение полученных знаний на практике.

Не так важно, будут ли ребята из объединения «Школа начинающих вожатых» работать вожатыми в дальнейшем, потому что вожатый – это профессия, навыки которой пригодятся в любом возрасте и при любом социальном статусе: общение со своими будущими детьми, работа в команде, публичные выступления и т.д. Эта профессия заставляет оставаться детьми, жить с широко открытыми глазами, распахнутым сердцем и мечтающей душой . Работа вожатого - это способ саморазвития и самопознания. Она помогает раскрыться и стать искренним с людьми, приобрести навыки, умения, которые станут незаменимы в дальнейшей жизни.

Принципы деятельности программы

использование системного подхода в предъявлении единых педагогических требований к члена ТО и в организации обучающего процесса;

преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими;

реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе профессиональной подготовки;

использование творческого подхода в организации образовательного процесса;

принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих слушателя к самостоятельному поиску наиболее эффективных путей для их решения;

принцип технологичности профессиональной подготовки (т.е. овладение конкретными алгоритмами деятельности);

принцип воспитывающего взаимодействия;

принцип единства воспитания и самовоспитания в подготовке слушателей школы.

3. Цель программы - знакомство подростков с профессией вожатого, через включение их в систему социальных отношений, активную деятельность, формирование социально-значимых качеств личности.

Обучать членов объединения навыкам взаимодействия со сверстниками, младшими школьниками, самоорганизации и проектирования собственной деятельности.

Выработать коммуникативные умения и навыки у обучающихся.

Развивать организаторские и творческие способности подростков.

Научить юных вожатых проводить различные творческие дела, воспитательные и познавательные игры, вооружить содержательным материалом для практической работы с детьми.

Обеспечить участие членов объединения в практической работе с детьми в различных формах организации летнего отдыха при школе.

4. Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на два года обучения. В зависимости от того, как возрастает уровень знаний членов объединения объем программы может изменяться.

Объем программы - 360 часа, который распределяются следующим образом:

первый год обучения – 216 часов;

второй год обучения – 144 часа.

Режим занятий:

Программой предусмотрено следующее количество часов на учебные программы всего образовательного цикла:

первый год обучения – 6 часов в неделю – 216 часов в год;

второй год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

- формирование у членов объединения представления о себе в профессиональной роли помощника вожатого;

- получение членами объединения первоначальных знаний правовой, психолого-педагогической грамотности;

- приобретение учащимися коммуникативного опыта, опыта самоорганизации, опыта позитивной социализации;

- получение эмоционально-нравственной поддержки в самоопределении;

- развитие творческого потенциала каждого члена объединения;

- формирование отряда юных вожатых, который сможет провести КТД, по-

знакомить и развлечь детей с помощью игры;

- взаимодействие со специалистами, сбор методического материала по итогам работы, обобщение и систематизация приобретенных знаний.

Реализация программы осуществляется через:

лекции, семинары, практикумы;

дискуссионные формы работы;

тренинги и деловые игры;

клубные формы работы;

работу по группам;

демонстрацию образцов педагогического взаимодействия, культурно-нравственного поведения и отношений в педагогической системе;

встречи и творческие гостиные с учеными, интересными людьми, мастерами – педагогами;

посещением выездных мероприятий.

5. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Результатом работы творческого объединения является участие детей в районных и областных мероприятиях, акциях, мастер-классах, обучающих играх, конкурсах районного и областного уровней, интерактивах, социальных проектах, флешмобах.

Возможности детей и уровень их подготовленности различен, поэтому наиболее продуктивным является дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку добиться положительного результата.

0001f291m.jpg


Для вожатого работа с детьми – это сложное ответственное дело, требующее серьезной подготовки. И, одновременно, великая радость. Наша работа состоит в том, чтобы создавать пространство, в котором интересно и важно думать, обсуждать, принимать решения, брать на себя ответственность, учиться и приобретать опыт, преодолевать испытания, исследовать и совершать собственные открытия.

Нам интересен окружающий мир. Интересно общество, в котором мы живем, интересны люди, которые нас окружают. Мы ходим в театры и в кино, на выставки и на каток, занимаемся спортом, интересуемся живописью и музыкой, физикой и социологией и еще очень многим. Нам важно передать этот интерес детям, открыть перед ними мир возможностей и свободного выбора.

Вам потребуется научиться чувствовать динамику развития группы, управлять мотивацией и эмоциональным состоянием группы, научиться проводить рефлексию и вместе с группой извлекать опыт из прошедших событий, научиться проводить содержательные обсуждения и развивать у детей способность к пониманию, освоить методы проблематизации и методы создания для группы пространства для совершения открытия.

Для среднестатистического здорового ребенка процесс воспитания в кругу сверстников эффективнее индивидуальной работы. Первая наша задача – сформировать детский коллектив (группу) таким образом, чтобы его внутреннее устройство, его структура, атмосфера давали каждому ребенку мощный стимул к развитию личности, открывали новые перспективы и новый взгляд на мир. Далее, через командное преодоление испытаний, согласование ценностей, совместное принятие решений, творчество, обсуждения и многое другое мы создаем предпосылки для формирования у детей мировоззрения и собственной позиции.

Поэтому программы должны быть направлены на формирование у детей способностей к пониманию и осмыслению мира, способности к поиску истины и прокладыванию своего собственного пути в жизни, формирование осознанной позиции и мировоззрения. Это – сложнейшая педагогическая задача, требующая от педагога не только навыков, но и собственной зрелости.

Необходимо еще уметь вместе с детьми строить их отношение к различным явлениям, фактам, событиям, поступкам и способам жизни, чтобы у детей складывалась собственная целостная картина мира. Необходимо создавать для ребенка пространство его собственного выбора и его ответственности.

Все это требует не только чувств, но и интеллекта, умения проектировать свою деятельность и предвидеть последствия.

  • Умение сотрудничать с другими людьми – важнейшее умение в современном мире. Сотрудничать – это значит уметь слышать и понимать другого человека, уметь формулировать свою позицию, уметь совместно принимать решения, уметь делать дело вместе с другими людьми.
  • Умение мыслить – шаг к самостоятельности и ответственности. Современный мир полон манипуляций. Самостоятельность мышления сейчас востребована как никогда. Она предполагает умение удерживать предмет размышления, умение вводить и различать понятия, умение понимать основания различных точек зрения, умение выявлять скрытые противоречия и проблемы. В наших программах культуре мышления должно быть уделено особое внимание.
  • Активная жизненная позиция – это стремление развиваться и развивать общество, делать мир вокруг себя добрее, справедливее, лучше. Наша задача – помочь ребенку усвоить ценность развития и положить ее в основание своей жизни.
  • Нравственность, ответственность, честность присущи развитому человеку. Нравственность - не ограничение свободы, а свободный выбор. Быть таким человеком невозможно «из под палки». Наша задача – помочь детям сделать свой собственный выбор в пользу нравственности.
  • Познавать устройство мира и истину – призвание каждого. Наша задача – пробудить в ребенке интерес к этому. В современном плюралистичном мире принято считать, что каждый человек имеет право верить во что хочет, жить как хочет, считать истиной что хочет. Таким образом, у каждого человека своя истина, на которую он имеет полное право. Мы не вправе покушаться на эту удобную концепцию. Однако, мы сами уверены в том, что истина объективна и она одна. И люди призваны открывать и познавать ее, и в соответствии с ней строить свою жизнь.
  • Человеческие ценности только тогда ценны, когда воплощаются в реальной жизни. Мы противники пустых деклараций и высоких слов. Наша задача – помочь детям, чтобы общечеловеческие ценности стали основанием для реальных поступков (но для этого нам самим приходится воплощать свои ценности в реальные поступки, как бы трудно это не казалось).
  • Мы работаем не индивидуально, а с группой. Эффективное воспитание - через нормы, принятые в коллективе. Занудные лекции о том, как нужно себя вести, – неэффективный способ воспитания. Воспитание бывает эффективным, когда ребенок попадает в коллектив сверстников, в котором принято уважать друг друга, быть внимательными, избегать оскорблений, доверять, не стесняясь проявлять свои лучшие качества. Задача взрослого – создать вместе с детьми такой коллектив. Все наши технологии – это технологии создания и ведения группы, в которой у каждого участника есть пространство для развития.


Основные принципы вожатого:

  • Здоровье и безопасность детей – важнее всего. Т.е., независимо от сложившихся обстоятельств, каждый ребенок в отряде должен быть одет по погоде, должен быть в сухой обуви, не должен замерзнуть. Каждый должен иметь возможность полноценно отдыхать с отбоя до подъема и в тихий час, должен быть вовремя накормлен. Каждый ребенок должен быть огражден от потенциально опасных ситуаций, угрожающих его жизни и здоровью.
  • Ребенок – это свободная личность. Т.е., его нельзя заставить делать то, чего он не хочет (за исключением случаев опасности для жизни и здоровья). Поэтому, задача вожатого, как воспитателя – заинтересовать каждого ребенка.
  • Дети всегда должны быть заняты чем-то важным и интересным.Чем меньше у детей свободного времени, тем меньше вероятность конфликтов и травм. Поэтому вожатый всегда находит, чем занять свой отряд так, чтобы дети были включены в конструктивную интересную деятельность: игры, творчество, обсуждение.
  • Вожатый всегда со своими детьми. Если оставить детский коллектив предоставленным самому себе, то, скорее всего, произойдет что-нибудь неприятное: либо кого-то из детей обидят, либо, заигравшись, кто-то получит травму. Поэтому задача вожатого - всегда быть со своим отрядом и ставить перед детьми новые интересные задачи, позволяющие им конструктивно тратить свою энергию.
  • Эффективное воспитание - через нормы, принятые в коллективе. Занудные лекции о том, как нужно себя вести, – неэффективный способ воспитания. Если в детском коллективе принято уважать друг друга, быть внимательными, избегать оскорблений, доверять, не стесняясь проявлять свои лучшие качества, - то это эффективный способ воспитания. Задача вожатого, как воспитателя – создать вместе с детьми такой коллектив.


Кто хоть раз в жизни был в детском оздоровительном лагере (ребенком или вожатым) или отправлял туда на лето собственное чадо, тот знает, насколько важно, чтобы на отряде работал хороший вожатый. Наверное, в работе каждого, даже самого замечательного вожатого, можно найти какие-то ошибки, минусы, недочеты или недоработки. Нельзя объять необъятное: что-то обязательно выпадет из поля зрения. Вот и сетуют иногда дети, родители и администрация лагеря: «Где бы нам взять идеального вожатого, чтобы все умел, все мог и все делал?»

Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он умеет, какими качествами характера обладает, какие специальные знания имеет. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым все дни смены…

Перво-наперво, идеальный вожатому интересны сами дети. Без этого в лагерь можно даже не соваться.

Идеальный вожатый, как правило, молод. Ведь, согласитесь, у молодой девушки или молодого парня гораздо больше энтузиазма, активности и энергии, чем у человека опытного, но постарше. А малышу, и даже подростку, неинтересно просто выполнять режим дня. Ему хочется играть, участвовать в лагерных концертах и конкурсах, постоянно быть чем-то занятым.

Идеальному вожатому необходимо разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он остается наставником, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.

Идеальный вожатый хорошо знает психологию и наблюдателен, чтобы не допустить конфликты между детьми и помочь каждому малышу почувствовать себя членом отряда. Он умеет поставить себя так, чтобы с любым вопросом и любой проблемой дети шли именно к нему за помощью и поддержкой.

Идеальный вожатый требователен (это говорят сами дети!), но обязательно справедлив. Когда дети четко знают, что он них хотят и что будет за нарушение правил, им легче эти правила и требования выполнять. У вожатого достаточно громкий голос, который он никогда не должен повышать на детей.

И, конечно же, у него нет вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много. Кроме того, идеальный вожатый любит сцену и умеет быть на сцене: петь, танцевать, участвовать в сценках или проводить игры с залом. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания.

Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.

Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым – запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!

Старший вожатый детского коллектива

Дистанционная* программа обучения старших вожатых подходит людям с высшим или средним профессиональным образованием. За 12 недель вы освоите специфику работы с детскими коллективами, а также разберетесь в законах и нормативах.

Давайте выясним, чему нужно учиться, в чем заключаются обязанности старшего вожатого и какие качества помогут ему в работе.

Что должен уметь старший вожатый

  • Обучать ребят работать в команде и действовать самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых.
  • Объяснять, как можно себя вести в обществе, как нельзя и почему. Помогать детям разобраться в вопросах морали и нравственности — конечно, с учетом их возраста.
  • Находить и развивать таланты детей. Помогать в организации творческих мероприятий.
  • Не допускать конфликтов между ребятами, а если такие ситуации все же возникли — быстро их решать.
  • Служить примером для детей.
  • Общаться не только с детьми разных возрастов, но и с их родителями, опекунами, учителями.
  • Помогать другим вожатым в их работе. Проверять планы мероприятий, графики и программы, которые они составляют, при необходимости вмешиваться в их действия.

340 часов (3 мес.)

Квалификация: Старший вожатый

Такой специалист должен знать законы и правовые нормы, которые имеют отношение к деятельности вожатого, и уметь оказывать экстренную медицинскую помощь.

Особенности профессии

Старшие вожатые часто служат примером для детей — на них равняются, им подражают. А значит, таким работникам нужно внимательно следить за собой. В большинстве случаев вожатые постоянно на виду: дети непременно заметят и нарушение внутреннего распорядка, и неопрятную одежду, и несдержанность в словах и поступках. Чтобы добиться твердой дисциплины, начать придется с себя.

Для старших вожатых разработан профессиональный стандарт. Изучите его, прежде чем устраиваться на работу — несоответствие профстандарту может стать серьезной проблемой при трудоустройстве.

Обязанности и зона ответственности

Должностные обязанности старшего вожатого:

  • организовывать деятельность детских общественных объединений;
  • выстраивать работу детского коллектива с учетом интересов, запросов и инициатив ребят;
  • проводить массовые мероприятия, организовывать творческую деятельность;
  • участвовать в методических, родительских собраниях и педсоветах;
  • создавать среду, в которой каждый ребенок сможет реализовать свои потребности;
  • заботиться о жизни, здоровье и безопасности подопечных;
  • изучать и применять передовой опыт работы с группами детей, подростков, повышать собственную квалификацию — самообразованию старшие вожатые должны уделять много времени;
  • налаживать контакты с педагогами школы, представителями общественных организаций;
  • вести документацию.

Должность старшего вожатого предполагает дисциплинарную ответственность за неисполнение служебных обязанностей и нарушение правил внутреннего распорядка организации, в которой он работает.

Куда пойти учиться

Сегодня научиться управлению детскими коллективами можно дистанционно*. Программа «Старший вожатый» построена таким образом, чтобы Слушатели могли планомерно изучить все аспекты деятельности вожатых. На курсах вы:

  • узнаете специфику взаимодействия с детским коллективом и освоите воспитательные методики;
  • научитесь координировать работу детских организаций;
  • разберетесь в нормативно-правовых аспектах деятельности и проясните зону ответственности старшего вожатого.

Процесс переподготовки в нашем институте построен так, чтобы всем Слушателям было удобно учиться в дистанционном* режиме. Рекомендуем заранее узнать расписание и внести в свой календарь дни проверочных работ. В процессе обучения вы можете возвращаться к материалам лекций, участвовать в вебинарах и задавать вопросы преподавателям, общаться с другими Слушателями.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура речи. Культура поведения. Нормативно-правовое регулирование летнего отдыха детей. Лагерь как образовательное учреждение: правовые аспекты. Закон об образовании. Конвенция о правах ребёнка. Ответственность вожатого (дисциплинарная, уголовная, административная, имущественная).

2. Логика развития лагерной системы

Периоды смены. Позиция вожатого в каждом из периодов. Организационный период: цели и задачи; учёт воспитанников смены; знакомство; целеполагание; планирование (план дня, план-сетка смены); основные дела; единые требования; законы и традиции лагеря. Основной период: цели и задачи; основные дела. Методика организации анализа жизни и деятельности в отряде.

3. Основы организаторской деятельности

Основы организаторской деятельности. План смены. План работы вожатого. Тематические дни и смены в лагере. Роль тематических дней в смене. Классификация тематических дней. Конструирование тематических дней. Тематические смены. Ролевые игры в лагере.

Раздел II
Развитие коллектива в условиях детского лагеря

1. Закономерности возрастного развития ребёнка

Особенности психического развития: младший школьник, подросток. Состояние ребёнка в различные периоды. Формы психолого-педагогической поддержки воспитанника.

2. Стадии развития коллектива

Стадии развития коллектива. Способы работы, способствующие развитию коллектива. Формы диагностики развития коллектива, критерии диагностики. Игры на формирование коллектива, позиция вожатого в игре.

3. Воспитательные возможности коллектива

Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Педагогическое управление развитием коллектива. Психолого-педагогические методы изучения межличностных отношений в отрядах.

4. Методика работы с отрядом

Стили и методы управления. Микрогруппы, инициативная группа, деловая игра, мозговой штурм. Собрание, заседание. Способы принятия решений. Основы проведения собрания, заседания. Роль участников собрания, заседания.

Раздел III
Копилка отрядного вожатого

1. Самоуправление в лагере

Управление в лагере. Самоуправление: понятие, цели, принципы самоуправления. Формы организации самоуправления в лагере. Роль вожатого в организации самоуправления.

2. Развитие лидерских позиций в условиях лагеря, школы

Тематические основы лидерства. Типология лидеров. Качества лидера, развития лидерских качеств. Лидер как член отряда, влияние лидеров на членов отряда, организация работы лидеров.

Раздел IV
Игровая деятельность в лагере

1. Игровая деятельность

Различные подходы к понятию игры. Классификация игр. Этапы организации игры. Подготовка, проведение, анализ. Позиция вожатого. Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный.

Игры на знакомство на дискотеке, в ненастную погоду, с залом, подвижные игры.

Раздел V
Организация досуговой деятельности КТД

Методика конструирования и организация КТД. Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение и анализ.

Разработка конкурсно-игровых программ

Необходимость самостоятельного творчества. Конкурсно-игровая программа: идея, содержание, создание, организация, проведение. Оформление. Призы. Анализ дела.

Раздел VI
Оформительские умения в работе вожатого

Стенная газета. Фон. Шрифты. Отрядный уголок. План работы: объявление, изготовление призов и т.д.

Сведения о программе

  • Закон об образовании РФ
  • Положение об учреждениях дополнительного образования

Данная программа создана на основе авторской программы Волобуевой И.И., Сборник № 6 Образовательные программы дополнительного образования детей. М. 2008 г.

Цель: повышение уровня профессионально-педагогической компетентности участников школьного актива.

  • обеспечение школ в г.п.Белый Яр вожатыми;
  • профессиональная подготовка вожатых для работы с воспитанниками;
  • целевая подготовка к включению в инновационную деятельность.

Программа «Школа вожатого» рассчитана на 36 часов учебного времени, включает теоретический материал и практические задания. Время действия программы – один год. Занятия проводятся 4 раза в месяц. Продолжительность одного занятия – 2 часа. Занятия в «Школе вожатого» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы и увлечения. Курс сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги, игры, часы общения по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, школе, методике организаций досуга детей.

  • повышение интереса к профессии педагога;
  • расширение кругозора;
  • развитие творческих способностей.

Методическое обеспечение программы

  • Наличие специального кабинета
  • Компьютер
  • ТСО
  • Методические пособия к отдельным темам
  • Аудиоматериал
  • Методические разработки

Форма организаций занятий: урок-семинар, урок-практикум, урок-путешествие, урок-диспут.

Методы и приёмы обучения: беседа, лекции, рассказ, эвристические, частично-поисковые.

Формы подведения итогов: отчётное выступление, участие в конкурсах различного уровня.

Читайте также: