От чего зависит зарплата учителя начальных классов

Опубликовано: 17.09.2024

Средняя зарплата учителя начальных классов, судя по имеющимся сегодня свободным вакансиям, составляет около 23 тысяч рублей. Сумма заработка этого важного для каждого школьника человека определяется различными составляющими. Однако примерно половина учителей России получает в месяц от 15 до 30 тысяч, а около 20% специалистов зарабатывают не больше 15000.

Сколько получает учитель начальных классов

Зарплата педагога начальных классов образуется путем сложения ее составляющих частей:

  1. Базовый оклад, который определяют количеством уроков, объемом работы, дополнительными занятиями.
  2. Стимулирующие доплаты, решения по которым принимают руководители образовательного учреждения. В данную группу включены оплаты за такие заслуги как победа детей на олимпиадах, отличную сдачу экзаменов, а также повышение квалификации самого учителя.
  3. На компенсационные выплаты рассчитывают сельские педагоги, те, кто работают с инвалидами и другими особенными детьми.
  4. Последняя группа включает в себя классное руководство, переработки, выполнение своих должностных обязанностей.

Однако практика показывает, что сумма таких надбавок не превышает 40% от тех, которые положены педагогу. То, сколько получает специалист, зависит также от учреждения, в котором он работает.

Оклад

Пример расчёта заработка московского преподавателя

В государственной школе

В государственных учреждениях учителя в обязательном порядке имеют дипломы с соответствующим образованием. Зарплата преподавателя определяется по классической для школ схеме, где педагоги имеют право на надбавки от проведения дополнительных занятий.

По данным HeadHunter и Trud.com, средняя оплата труда по федеральным округам распределяется следующим образом:

  • Центральный округ – 32 тысячи рублей в месяц;
  • Южный – 25000;
  • Северо-западный – 40000;
  • Сибирский – 30000;
  • Приволжский – 25000.

Репетиторская деятельность помогает увеличить оплату труда, причем если пройти курсы повышения квалификации или просто подтянуть знания, то заниматься можно с детьми средней и старшей школы.

За счет умения работать с детьми часто педагоги начального образования дополнительно работают в центрах дополнительного образования, различных развивающих классах.

Для сравнения – описание опята работы учителем в чешской школе и величина зарплаты:

В частном образовательном учреждении

Больше зарабатывает учитель в частной школе. Однако, как и уровень оплаты труда, требования к кандидатам намного выше. Оклад учителя данной специальности в частном учебном заведении складывается из расчета стоимости одного занятия для одного учащегося.

Отличия частной школы от государственной:

В зависимости от региона, один час занятий стоит от 300 до 1000 рублей. Кроме региона на стоимость влияет и престижность учреждения. Учитывая, что в группах может быть от 10 до 15 детей, за одно занятие школа зарабатывает от 3000 ₽. Преподавателю полагается половина полученной суммы. То есть получает частный преподаватель около 70 тысяч рублей.

Зарплаты учителей начальных классов в Москве и регионах

Средний уровень оплаты труда преподавателей начальной школы в Москве равен 50 тысячам рублей. Оплата труда определяется престижностью школы и количеством обучающихся. Данные показатели влияют на уровень финансирования учебного заведения.

Один преподаватель не может обучать больше 25 учеников за урок, а за неделю перерабатывать больше 24 часов. Для получения большей зарплаты педагоги добирают до 30-35 детей, ведь за каждого дополнительного ученика доплачивают по 800 рублей.

Учительница Светлана Решетняк рассказывает о доходах работников сферы образования на своём опыте:

В регионах же такие специалисты получают не больше 35000 ₽ . Согласно данным портала Trud.com, самые высокие заработки в следующих областях:

  • Курская (47000);
  • Ленинградская (около 30000);
  • Камчатка (50000 рублей).

Маленькие оклады специалистов в Екатеринбурге (9000 ₽) и Ижевске (17000 ₽). В сельской местности зарплаты иногда не больше 10000 ₽.

Росстат опубликовал данные, согласно которым средняя зарплата преподавателя начального образования составляет 42000 ₽, ближе к концу года – 44000 ₽. Увеличение минимального размера оплаты труда привело к увеличению зарплат на 10%. Молодые специалисты этой сферы поддерживаются путем льготного кредитования ипотеки. Также специалисты могут рассчитывать на ежегодные медосмотры и льготные путевки в санатории.

Руководство страны стремиться сделать профессию школьного учителя более престижной и хорошо оплачиваемой. Для этого происходит поиск новых форм расчёта выплат. Сейчас в нашей стране действуют пилотные проекты, предусматривающие различные схемы начисления. Чтобы понять, какие меры приняты, нужно разобраться, из чего состоит зарплата учителя.

В чем особенности работы учителя в части зарплаты

Статистика по всей стране показывает, что в среднем по России на конец 2019 года зарплата учителя составляет 45608 рублей. При этом минимальная равна 11000, а максимальная (например, на Чукотке) превышает 90000 рублей.

Оплата труда в этой сфере должна принимать во внимание следующее:

  1. Объём проделанной работы по обучению детей.
  2. Квалификацию преподавателя, достигнутую им благодаря образованию, многолетней работе и таланту.
  3. Успехи, достигнутые в образовании и воспитании детей. Здесь имеются в виду не только оценки в школе, но и отношение к ним родителей, успехи в различных конкурсах и олимпиадах, соблюдение дисциплины, проявление дополнительного интереса к предметам и другое.
  4. Особенности работы в более сложных условиях (преподавание в сельской школе, работа на Крайнем Севере, работа с трудными детьми).
  5. Учёт степени интенсивности учительской деятельности.
  6. Оплата дополнительных видов работы (классное руководство, проверка тетрадей, изготовление раздаточного материала и аналогичные виды деятельности).

Работа учителей со школьниками является сложной и многогранной, сопряжена с большой затратой душевных и физических сил и заслуживает достойной оплаты.

Школьные учителя не только обучают детей, но и принимают участие в их воспитании. Поэтому не только они сами, но всё общество заинтересовано в том, чтобы материальное стимулирование соответствовало качеству и количеству их труда.

Зарплата школьного учителя состоит из следующих частей. Каждая из них имеет важное значение для проведения работы с детьми. Выплачиваемая сумма зарплаты включает в себя все перечисленные элементы.

Базовая часть

В ней непосредственно учитывается деятельность по обучению детей. Её оценивают в количестве часов, потраченных на проведение уроков. Важно учитывать, что для повышения уровня своей работы, педагоги должны тратить время на своё совершенствование, повышая уровень своих знаний. Кроме времени, потраченного на уроки, здесь должны учитываться дополнительные виды работы, которые обеспечивают продуктивность основного труда.

Учителю в обязательном порядке приходится проверять тетради, что требует большого количества времени. Отнимает достаточно сил выполнение классного руководства. В большинстве случаев учителя делают или занимаются приобретением наглядных пособий по преподаваемому им предмету. В процессе обучения неоднократно приходится использовать раздаточный материал, который приходится в большинстве случаев делать самостоятельно.

Кроме перечисленного, в эту часть зарплаты включаются доплаты за квалификацию и интенсивность труда. Необходимо принимать во внимание, что иногда выполнение обязанностей может усложняться, что также должно учитываться.

Все перечисленные и аналогичные виды работ, выполняемыми преподавателями должны оплачиваться в составе основной части базового оклада.

Компенсационные выплаты

В этом разделе речь идёт о более сложных условиях, в которых приходится работать учителям. Для того, чтобы их компенсировать, школьным учителям выплачивается дополнительная сумма. Примерами таких ситуаций являются следующие:

  1. Сложные климатические условия могут включать в себя работу в высокогорных или пустынных районах, на Крайнем Севере.
  2. При наличии опасных, вредных условий.
  3. Более сложные условия работы, которые могут выражаться в замещении других работников, дополнительной работе в выходные, в вечернее или ночное время.
  4. Компенсационные выплаты могут выплачиваться за те виды деятельности, когда преподавателю это сделать необходимо, но такая работа не предусмотрена его должностной инструкцией.

Стимулирующие и премиальные выплаты

Стимулирующие выплаты учитывают особые успехи, достигнутые благодаря учительскому составу школы. Примером может быть занятие на школьной олимпиаде по данному предмету призового места. Такие успехи обычно оценивают в баллах на основе заранее разработанной системы. Каждый балл при этом имеет фиксированную стоимость. Источником выплат обычно являются специальные стимулирующие фонды.

Интенсивность труда может проявляться следующим образом:

  1. Такая, которая выражается в повышении качества знаний учащихся. Это может выражаться, например, в участии в конкурсах и олимпиадах и достигнутых на них успехах.
  2. При работе с большим количеством детей, которое превышает установленные нормы.
  3. Разработка и реализация дополнительных образовательных проектов.

Премиальные — это дополнительные выплаты, которые определяются улучшением текущих показателей работы учителей. При этом может учитываться большой стаж работы или более высокие показатели, достигнутые в работе.

Отдельно рассматривается деятельность следующего рода:

  1. Когда происходит руководство исследовательской деятельностью учащихся. Учитель может помогать в работе и содействовать участию учеников в специализированных конференциях.
  2. Участие в методических мероприятиях. Преподаватель может работать в аттестационной комиссии, участвовать в деятельности методического объединения.
  3. Выполнение дополнительных задач, имеющих отношение к профессиональному документообороту. Примерами такой деятельности могут быть составление авторских рабочих планов, проведение тематического планирования.
  4. Может отмечается высокое качество выполняемых работ:
  5. Освоение инновационных технологий преподавания. Если учитель при этом проявляет мастерство, то это может послужить дополнительным основанием для материального стимулирования.
  6. Если при работе с детьми, у которых имеются недостатки развития, проводится работа на высоком уровне профессионального мастерства, при этом их включают в обычную школьную деятельность.

Выплата стимулирующих надбавок может быть разовой или регулярной. В последнем случае её могут включать в оплате в соответствии с установленными коэффициентами по отношении к базовой ставке.

Для того, чтобы исключить сложности и недопонимания в процессе определения суммы стимулирующих и премиальных выплат. Необходимо детально разработать критерии их определения и зафиксировать в Положении об оплате труда.

Новая система оплаты труда

Для того, чтобы объективно оценить работу учителя, повсеместно идёт поиск новых систем оплаты труда. В последнее время проводились пилотные проекты в различных регионах. Они привели к формированию трёх основных моделей оплаты.

Новые формы финансирования основаны на применении таких принципов:

  1. Нормативное основание формирования фонда оплаты труда является подушевым. При этом в качестве исходных данных рассматривается количество обучаемых, а не отношение местного руководства к этому учреждению. Образовательное учреждение стремится увеличить качество работы с каждым ребёнком и старается создать для него наиболее привлекательные условия. При этом финансирование, получаемое школой будет представлять собой произведение количества учеников на установленный норматив. Последний определяется на уровне субъекта РФ.
  2. Штатное расписание для учителей определяется образовательным учреждением самостоятельно. При этом основываются на доведённым до школы объёме финансирования и существующими здесь приоритетами и особенностями образовательной программы. В наибольшей степени внимание уделяется штатным учителям.
  3. Оплата труда разделяется на две части: базовую и стимулирующую. В первом случае речь идёт о выплате базовой ставки, составляющей основную часть зарплаты. При этом речь идёт о выполнении основной части обязанностей. При этом в обязательном порядке учитываются условия труда и объём выполняемых обязанностей. Распределение стимулирующей части происходит с участием Совета школы на основе учёта предварительно утверждённых показателей качества работы.
  4. Когда происходит начисление зарплаты, речь идёт не только о проведении уроков. При оплате учитываются также другие виды деятельности: изготовление пособий для обучения, проверка тетрадей, проведение работы с родителями, заведование кабинетом и другие.
  5. Зарплата директора рассчитывается на основе средней оплаты учительского труда. Она рассчитывается таким образом, чтобы не раздувать её сверх меры и одновременно обеспечить достойный уровень материального обеспечения учителей.

Расчет по базовому окладу

При этой модели расчёта оплаты труда зарплата состоит из следующих частей:

  1. Базовая часть рассчитывается на основе количества часов преподавания. Представляет собой их произведение на фиксированную ставку.
  2. Специальные выплаты обычно включают в себя работу с родителями, заведование кабинетом, классное руководство, проверку тетрадей, разработку и изготовление пособий и дидактических материалов. В этой части дополнительно учитываются надбавки за классность и за более трудные условия ведения работы. Для каждого из указанных видов выплат указывается норма в процентах по отношению к основной части оклада.
  3. Стимулирующие выплаты назначаются за высокое качество работы в соответствии с заранее разработанными критериями. Их обычно рассчитывают на основе полученных баллов. При этом полученный результат умножают на стоимость одного балла.

Общая величина учительской зарплаты определяется как сумма этих частей.

Расчет по фиксированной ставке

При этом способе расчёта считается, что учитель всегда работает 36 часов в неделю. Сумма оплаты определяется в зависимости от того, на что именно были потрачены эти часы. В это общее количество могут быть включены учебные и неучебные часы.

В число последних включается, например, время, потраченное на проверку тетрадей. Соотношение учебных и неучебных часов определяется обычно на основе трудового договора учителя. Ставка за часы может быть утверждена на различном уровне: образовательного учреждения, муниципальной власти или региона.

В этом случае расчёт зарплаты выглядит следующим образом:

  1. Определяется, на что потрачены 36 часов. Часть из них — это учебные часы. В общее количество включено, сколько времени потрачено на проверку тетрадей, классное руководство и на другие такого рода цели. Отдельно учитывается количество часов, отработанное в более сложных условиях. Для каждого из перечисленных часов имеется соответствующая ставка.
  2. Стимулирующие выплаты назначаются за достигнутые успехи. Они оцениваются баллами, каждый из которых имеет определённую стоимость.
  3. Все рассчитанные таким образом выплаты суммируются и составляют зарплату, заработанную учителем в соответствии с этой системой оплаты.

Расчет по ученико-часам

При этой системе оплаты базовой величиной является не просто часы преподавания, а потраченные на одного ученика. Оплата работы происходит с учётом количества детей, проходящих обучение. Такой подход позволяет учитывать уровень интенсивности выполняемой работы. Оплата часов происходит отдельно по каждому из преподаваемых предметов.

При этой системе оплаты расчёт выглядит следующим образом:

  1. По каждому предмету необходимо перемножить следующие величины: ставка за ученико-час, количество часов обучения, количество учеников, приоритетность преподавания этого предмета, коэффициент классности учителя. Далее все полученные таким образом величины складываются.
  2. К полученной сумме добавляется надбавка за неаудиторную занятость, рассчитанную на основании специального коэффициента.
  3. Отдельно оплачиваются условия труда, отклоняющиеся от нормы.

Стимулирующая часть считается на основе суммы полученных баллов за достигнутые особые успехи. Их количество умножается на стоимость балла.

Получаемая учителем зарплата представляет собой сумму этих частей.

Заработная плата учителя начальных классов

У учителя начальных классов особая роль в воспитании и развитии ребёнка — это первый педагог, с которым встречается малыш после детского сада.

Зарплата состоит из следующих частей:

  1. Учитывается уровень успеваемости малышей. Здесь имеют значение не только оценки на уроках, но и участие в дополнительных мероприятиях — конкурсах и олимпиадах.
  2. Важное значение имеет разработка педагогом оформления учебного кабинета. Он должен быть таким, который стимулирует малышей к учёбе, воспитывает вкус, помогает в усвоении знаний.
  3. Работая в школе с маленькими детьми, необходимо уделять много внимания не только передаче им знаний, но и осуществлять воспитательные меры. При этом особенно важно проводить такую работу с трудными детьми.
  4. Предусмотрено материальное стимулирование педагогов младших классов за то, что они участвуют в различных межшкольных мероприятиях.
  5. Важной частью деятельности является координация обучения и воспитательной работы с родителями малышей.

Достижения учителей в каждой из этих сфер учитываются в виде баллов или коэффициентов и учитываются при определении величины заработной платы.

Специализация учителя

Каждый учитель специализируется на определённом предмете. Он повышает свою квалификацию в этой сфере. Однако школа может по-разному определять значимость тех или иных предметов. В зависимости от их приоритетности, в тех или иных классах может корректироваться количество учебных часов или возможность проведения дополнительных образовательных мероприятий.

Учёт специализации учителя зависит от принятой в учебном заведении системы оплаты. Например, при той, когда учитываются ученико-часы, используется специальный коэффициент, предназначенный для учёта значимости предмета в этой школе.

Привлекательность профессии педагога в значительной степени зависит от принятой системы оплаты. Школьные учителя играют важную роль в формировании личности ребёнка, подготовке его к взрослой жизни. Правильно организованное материальное стимулирование педагогов будет способствовать росту качества их образовательной и воспитательной работы.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.


Общие требования к зарплате педагогов такие: не ниже уровня средней по экономике региона. А дальше уже все зависит от экономического благополучия субъекта — кто может, доплачивает бюджетникам больше. Учитываются и региональные коэффициенты, в том числе, "северные".

Поэтому, если считать в рублях, то одни из самых низких зарплат у учителей на Алтае и Северном Кавказе. Средняя зарплата педагога там колеблется на уровне 20 тысяч рублей. Больше всего получают учителя на Дальнем Востоке и в автономных округах — там средняя зарплата доходит до 90 тысяч рублей.

Точный размер зарплаты рассчитывается уже в самой школе. Итоговая сумма складывается из 4 частей:

    Базовая часть. Это ведение уроков, проверка тетрадей, дополнительные занятия и кружки.

В итоге получается, что некоторые работы учителям не оплачиваются. Или, в лучшем случае, педагоги получают за неё только треть положенного:

- Мы опросили 5 тысяч учителей по всей стране и обнаружили, что это обычная ситуация — когда классное руководство и сверхурочные оплачивается максимум на 40 процентов, - приводит пример Франц Шереги, руководитель Центра социального прогнозирования при Минобрнауки. - Кроме того, учителям приходится делать и то, чего у них в контракте нет: заниматься уборкой класса, готовить документацию, помогать с организацией участков для выборов. И все это на общественных началах.

Другой пример — это помощь с организацией ЕГЭ. Учителя тратят на это уйму времени — сидят как общественные наблюдатели в аудиториях, настраивают компьютеры, готовят классы к экзамену. А оплачивается это далеко не всегда.

- Учитель работает на экзамене в дополнение, а не вместо своей обычной работы, - объясняет Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза "Учитель". - То есть его зарплата должна сохраняться и вдобавок к этому начисляться надбавка за госэкзамен. Но часто директорам говорят оплачивать эту работу из общего фонда, и им приходится сокращать премии другим сотрудникам. А те и так лишаются рабочего места на то время, когда в их школе проводится ЕГЭ — в эти дни присутствие посторонних запрещено.

Будет ли повышение зарплаты учителей в 2021 году?

Конкретных распоряжений насчет зарплат учителей в 2021 году не поступало. Несмотря на то, что в "майских указах" президента предполагалось увеличение расходов на образование на треть, основная часть этих денег уйдет на строительство школ и общежитий вузов, а также цифровизацию учебников и пособий.

Однако номинальная зарплата все же вырастет — как минимум за счет индексации с учетом инфляции. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы, — например, старший учитель или ведущий учитель. За эти должности тоже предполагается надбавка.

По подсчетам Росстата, средняя зарплата учителей в России за январь-март 2019 года по стране составляет 39 453 руб. По отдельным регионам:

Светлана Иванова, учитель начальных классов, Астраханская область:

- В нашей школе базовая часть заработной платы учителя состоит из оплачиваемых часов (ставки), платы за проверку тетрадей, за категорию и за заведование кабинетом. Ставка в целом составляет 18 часов, учителю оплачивается каждый час. Если у учителя ставка включает в себя менее 18 часов, с ним подписывается соглашение о том, что зарплата сокращается.

Каждый учитель, заведующий кабинетом, ответственен за его вид, небольшой косметический ремонт, учебные материалы, которые в нем хранятся. Более сложный ремонт согласуется с директором школы.

Стимулирующие выплаты назначаются учителям за успешную рабочую деятельность, за работу с документаций, в том числе за ведение электронного журнала. Мы полностью отказались от бумажных журналов и уже второй год выставляем оценки в специальной информационной системе. Это тоже отмечается руководством. Если учитель снижает свою активность, начинает хуже выполнять свои трудовые обязанности, стимулирующие выплаты уменьшаются. Таким образом руководство школы дает понять учителю, что работе стоит уделить больше внимания.

Премии выплачиваются в конце каждого года с учетом "экономии школы". Это значит, что если у образовательного учреждения остаются неизрасходованные на выплату зарплат средства, они распределяются между учителями в виде бонусов.

Дополнительно оплачивается труд учителя, если его должностные обязанности расширяются. Это фиксируется в дополнительном соглашении к трудовому договору, если, например, учителю доверяют часть полномочий завуча. Административные полномочия могут быть распределены между несколькими учителями.

Переработки вроде тех, когда мы работаем с нерадивыми учениками после уроков, не оплачиваются. Такой труд входит в обязанности преподавателя, даже если его приходится осуществлять в неучебное время.

Профессия учителя относится к числу самых важных с социальной точки зрения. Особенно, если речь идет об учителе младших классов, ведь на этом этапе зачастую закладывается отношение ребенка к учебе вообще и к школе в частности. Однако на уровне зарплаты педагогов такая социальная значимость практически не сказывается. Учителя младших классов в России по-прежнему получают не слишком много, а вот уровень нагрузки на них постоянно увеличивается.

Статистика средних зарплат от ресурса Trud.com

Средняя зарплата для профессии Учитель начальных классов в России составляет 28 495 руб.

Заработок других учителей


Регионы с наивысшей оплатой


Как стать учителем?

Для учителя начальной школы, разумеется, необходимо иметь высшее педагогическое образование. Благо профильных вузов в стране хватает, и поступить туда не так уж и сложно, поскольку конкурс там небольшой. К сожалению, именно поэтому в них часто поступают абитуриенты, которые просто не очень хорошо представляют, какие качества необходимы учителю и готовы ли они к тем вызовам, с которыми сталкивается современный педагог. Поэтому часть выпускников вузов после первой же практики в школах выбирают другое направление для работы. Ведь для учителя начальных классов необходимы такие качества как:

  1. любовь к детям (это обязательное условие, без него все остальное просто не имеет значения),
  2. ответственность,
  3. терпение и толерантность, поскольку работать приходится с самыми разными детьми, в том числе и из семей с разными культурными и религиозными традициями,
  4. способность мирно разрешать любые конфликты и желание научить детей этому ценному навыку,
  5. чуткость, внимание к своим подопечным.

учитель младших классов

Вообще учителю очень важно не ограничиваться раз и навсегда строго очерченным кругом обязанностей и интересов. Особенно важно постоянно расширять свой кругозор, чтобы знать, что волнует учеников и с чем они сталкиваются за пределами школы.

Откровения учителя начальных классов

Также учитель знакомит детей с правилами безопасности, организует праздники и внеклассные занятия. По мере необходимости он помогает детям в индивидуальном порядке преодолевать трудности, связанные с запоминанием сложного учебного материала.

учитель младших классов

Плюсы и минусы профессии

Как уже было упомянуто, профессия учителя создана для тех, кто искренне любит детей. Если человеку нравится общаться с дошкольниками, то контакт с малышами уже сам по себе является преимуществом профессии. Кроме того, к числу ее достоинств следует отнести:

  1. возможность творческой самореализации, а сегодня, учитывая проекты вроде электронной школы, они стали еще шире,
  2. наличие длительного отпуска,
  3. возможность вносить элементы новизны в рабочий процесс в отличие от офисной рутины,
  4. наличие четкого плана занятий – для многих людей это тоже довольно важно.

Но у профессии есть и не менее весомые минусы: высокий уровень ответственности, который ведет к стрессу и эмоциональному напряжению, а также постоянные административные проверки, большой объем бумажной работы и главное – невысокий уровень зарплаты.

Плюсы и минусы работы учителя

Сколько получает учитель начальных классов в России?

Средняя зарплата учителя младших классов составляет до 30 тысяч рублей. Но этот показатель не учитывает разницы в доходах между учителями столичных и региональных школ, между молодыми специалистами и опытными педагогами.

К сожалению, во многих случаях разница в заработке достаточно велика. Не говоря уже о том, что она зависит от региона проживания. В Москве средний заработок в государственных школах составляет в среднем 50 тысяч рублей, а в московской области он немного ниже – 43-45 тысяч рублей.

В Северной столице педагоги получают 39-40 тысяч рублей. Во Владимире уровень зарплат примерно такой же, как в Санкт-Петербурге. В остальных регионах педагоги начальной школы получают значительно меньше. Исключение составляют северные регионы, в которых действуют повышающие коэффициенты, так что средний заработок учителя достигает 45-50 тысяч рублей – например, это касается Камчатки. Правда, в Ханты-Мансийском АО, в Якутии, в Тюменской области все равно средний уровень зарплаты составляет 33-35 тысяч рублей в месяц. Но в остальных городах он не превышает 25-30 тысяч рублей ежемесячно.

Сколько зарабатывают учителя начальных классов

Сколько получают учителя на Западе?

Интересно, что во многих странах педагоги, работающие в начальных классах, получают больше, чем их коллеги из старшей школы.

Германия

Например, в Германии у таких педагогов самый высокий уровень зарплаты (выше только в Люксембурге, но это все-таки нетипичный случай). В Германии, в зависимости от региона проживания, она составляет 3200-4500 евро. В Восточной Германии (например, в Саксонии) зарплаты ниже, в Западной (Бавария) – выше.

Израиль, Франция и Корея

В Израиле средний заработок педагога начальной школы составляет порядка 2500 евро. А вот во Франции – до 2000 евро. Большие зарплаты получают учителя начальной школы в Южной Корее – более 4100 долларов в месяц, и это даже больше, чем в США.

Как известно, школьный учитель – это довольно широкое понятие, объединяющее несколько специальностей. Поэтому педагоги получают разные заработные платы, зависящие от многих условий начиная от конкретной должности и заканчивая спецификой региона и статусом школы. Однако порядок расчета окладов и надбавок сотрудников российских государственных школ является общим, поэтому его можно применять, в частности, осуществляя расчет зарплаты учителя начальных классов.

Составные части заработной платы

Жалование учителей состоит из:

  • базовой части;
  • компенсационной;
  • стимулирующих выплат;
  • премий.

как рассчитать зарплату учителя начальных классов

В обычных школах, где нет классов коррекции и прочих особых условий, расчет заработной платы учителя зависит от количества проведенных уроков и числа учеников. Здесь же учитывается внеклассная нагрузка, например, проверка домашней работы, выполнение обязанностей классного руководителя и так далее. Также существуют коэффициенты, зависящие от стажа педагога и категории его квалификации.

Компенсационные выплаты предусматриваются, если педагог работает ночью, в опасных условиях, в частности, с химическими реактивами. Стимулирующие выплаты входят в премии и предназначены для поощрения педагога за хорошие показатели учеников при сдаче экзаменов, победы обучающихся на олимпиадах, внедрение новых дидактических учебных материалов и прочие успехи в работе. Однако такая премия не может превышать 60% оклада. Премирование педагогов происходит по принципу остальных бюджетных учреждений: выплачиваются квартальные и годовые премии, а также определенная сумма начисляется к праздничным датам.

Зарплаты преподавателей обязательно проходят ежегодную индексацию, составившую, например, в 2016 г. – 7%.

Как рассчитывается зарплата учителя средней статистической школы

Сегодня в Интернете существует несколько электронных онлайн-программ по расчету заработной платы педагогов. Эти программы, конечно, требуют проверки данных, но в среднем способны подсказать, как посчитать зарплату учителя. Также расчеты можно провести вручную.

Вначале необходимо взять базовую ставку (20 часов в неделю для начальной школы) оклада, составляющую сегодня 3000-3500 рублей. К базовой ставке могут применяться повышающие коэффициенты, если педагог:

  • преподает в селе (0.25);
  • в коррекционном учреждении (0.2);
  • в интернате для сирот (0.2);
  • в интернате (0.15);
  • обладает навыками преподавания местных наречий, например, чеченского языка (0.15).

К ней прибавляются имеющиеся коэффициенты:

  • за наличие у учителя высшего образования;
  • квалификационную категорию;
  • почетное звание (до 0.2);
  • стаж работы;
  • наличие ученой степени (10% за кандидатскую и 20% за докторскую диссертации);
  • статус учебного заведения (лицей или гимназия), который дает надбавку 0.15.

Руководство учебного заведения вправе устанавливать коэффициенты за сложность преподаваемой дисциплины. Данные выплаты осуществляются из средств самой школы, поэтому государство их не регламентирует.

как рассчитывается зарплата учителя

К базовой ставке добавляются остальные виды выплат. Так как рассчитать зарплату учителя начальных классов?

Приблизительный расчет реальных доходов учителя начальной школы со средней квалификацией

Чтобы человеку было понятно, чего ему ожидать от работы в начальных классах, можно провести приблизительный расчет. Полученные данные актуальны на начало 2017 г. Для определения оклада возьмем следующие данные:

  • усредненный стаж работы (от 5 до 10 лет), который дает + 10% к окладу;
  • первую категорию (коэффициент 1.5);
  • полное высшее педагогическое образование, за которое полагается надбавка в размере трети базовой ставки;
  • предполагаемый преподаватель предположительно работает в обычной школе и не имеет дополнительных заслуг в виде почетных званий и ученой степени;
  • в школах устанавливаются коэффициенты за сложность предметов, однако для обычного учителя начальной школы такой надбавки не существует;
  • за классное руководство в начальной школе выплачивается 15% оклада;
  • еще 10% полагается в счет компенсации затраченного времени на проверку тетрадей;
  • ровно столько же выплачивается заведующему учебным кабинетом, он обычно имеется у учителя начальных классов.

В результате проведенного расчета получилась сумма 10115.88 рублей. Именно на такой доход стоит ориентироваться человеку, желающему работать в начальной школе.

расчет заработной платы учителя

Как видно, базовая заработная плата в школе до сих пор не дотягивает до средних показателей в регионах. Тем не менее в наше время реализуются региональные стимулирующие программы, в рамках которых учителям выплачиваются премиальные. Это позволяет существенно приблизить размеры учительских зарплат к среднестатистическим показателям. К тому же нельзя оставлять за рамками внимания регулярные обязательные премии, которые в целом служат хорошим дополнением к основному окладу.

Читайте также: