Плюсы и минусы создания таможенного союза курсовая работа

Опубликовано: 17.09.2024

Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себяпуть многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единойтаможенной политики.
Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами.
В данной работе мы попытаемся показать место таможенных союзов в мировой интеграции государств. Для этого прежде всегонеобходимо обратится к истории вопроса – выяснить, когда возникли первые образования таможенных союзов. Второй задачей является выделение конкретных признаков таможенного союза как явления современной мировой экономики. И, наконец, на заключительном этапе работы мы покажем перспективы создания таможенных союзов на примере сотрудничества России, Беларуси и Казахстана.
Основой для выполнения работыстала нормативная правовая база Республики Беларусь, существующая научная и учебная литература и материалы периодической печати белорусских и российских авторов, а также интернет-ресурсы.
Структурно изложение материала представлено в виде оглавления, введения, основной части в виде трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Оформление работы выполнено согласно действующихрекомендаций и соответствующих стандартов.

ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
1.1 Понятие таможенного союза
Таможенный союз — соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».
Обычностраны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.
Фактически, речь идет о форме межгосударственнойинтеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли [21].
Международное право, политику и экономику трудно представить вне связи с явлениями объединения наций. В условиях, когда на общемировом уровне говорится о взаимозависимости экономик и глобализациихозяйственных связей, а на региональном – об общих исторических корнях, длительном совместном хозяйствовании, нельзя обойти вниманием вопросы о международно-правовых средствах и способах сближения, интеграции, под которой обычно понимают экономическое и политическое объединение государств. Этот процесс охватил все континенты, бывшие республики СССР также не оказались в стороне от них.
Сам термин «интеграция» былвведен в общественный и научный оборот сравнительно недавно, однако объединительные, интеграционные тенденции возникли в мире не сегодня. На протяжении всей истории государственного развития страны находили общие экономические, политические и военные интересы, однако это не означало их объединения.
Объединение материальных и финансовых ресурсов для решения общих задач.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Создание таможенного союза

. Контрольная работа По дисциплине :Таможенное право Тема : «Создание.

18 Стр. 3 Просмотры

Создание Таможенного союза стран СНГ

. Создание Таможенного союза стран СНГ Помимо общей унификации.

Плюсы и минусы До

. ОБРАЗОВАНИЯ Р Е Ф Е Р А Т на тему: « Плюсы и минусы.

плюсы и минусы

. ТСЖ - плюсы и минусы (товарищество собственников жилья) Согласно новому.

Плюсы и минусы ГМО

.  Плюсы и минусы ГМО Картофель, который не ест колорадский жук;.

Пример готовой дипломной работы по предмету: Таможенное дело

Содержание

1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 6

1.1. Ретроспектива интеграционных процессов в СНГ 6

2. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 21

2.1. Актуальность создания Таможенного союза 21

2.2. Преимущества интеграции для стран-участниц 27

2.3. Интеграционная перспектива: единое экономическое пространство и экономический союз 35

3. НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 38

3.1. Недостатки правовой базы Таможенного союза 38

3.2. Проблемы организации Таможенного Союза 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 62

Выдержка из текста

Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования Таможенного союза.

Предмет исследования составляют закономерности, тенденции и нор-мативно-правовая база, регулирующие вопросы развития Таможенного сою-за.

Цель работы заключается в анализе и изучении преимуществ и недо-статков Таможенного союза.

Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:

1) Исследовать историю формирования Таможенного союза;

2) Определить преимущества Таможенного союза;

3) Исследовать практику функционирования и определить основные проблемы Таможенного союза;

4) Сформировать выводы.

Нормативно-правовую базу составили: Конституция РФ, нормативно-правовые акты Таможенного союза, таможенное законодательство России.

Методологической основой исследования являются положения диалек-тического метода научного познания социально-правовых процессов и явле-ний. Также были использованы такие общенаучные методы, как моделиро-вание, сравнение, метод анализа и синтеза. Применялись и специальные ме-тоды:, сравнительного правоведения, системно-структурный, а также отдель-ные положения теории информации, кибернетики.

Структура и объем работы определены в соответствии с поставленны-ми целью и задачами, которые включают введение, три главы, заключение, список использованных источников информации.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосо-ванием

1. декабря 1993 г. (в ред. от

3. декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. Таможенный кодекс таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосу-дарственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от

2. ноября 2009 г. № 17 [Электронный ресурс]// Консультант плюс. Версия ПРОФ (дата об-ращения: 06.10.2010)

3. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от

2. мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2066.

4. Начальникам региональных таможенных управлений, Начальникам таможен, непосредственно подчиненных ФТС России «О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза»: Письмо Феде-ральной таможенной службы от

2. июня 2010 г. № 01-11/31846 // Росс. газ. – 2010. – 1 июля.

5. Адаева К.В. Вступление в ВТО: вся надежда на политическое реше-ние? [электронный ресурс]: URL: http://www. carnegie.ru/ra/print/67007-prmt.html (дата обращения: 17.12.2019)

6. Алексеев А. Кодекс компромисса / А. Алексеев // Таможенные ново-сти. – 2010. – № 17. – С. 14-15.

7. Андрунакиевич А.Г. Плюсы и минусы Таможенного Союза / А. Г. Андрунакиевич // Кожевенно-обувная промышленность. – 2010. – № 3. – С. 14-15.

8. Базарова Г.T. Таможенный Союз ЕВРАЗЭС: возможности и перспек-тивы / Г.Г. Базарова// Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2009. – № 6. – С. 32-35.

9. Бакаева О.Ю. Актуальные вопросы унификации таможенного регу-лирования в рамках таможенного союза / О.Ю. Бакаева // Евразийский юри-дический журнал. – 2010. – № 24. – С. 15-21.

11. Будаковский Д.С. Значение понятия «компьютерная безопасность» для целей деятельности таможенных органов государств – участников Тамо-женного союза / Д.С. Будаковский // Таможенное дело. – 2010. – № 1. – С. 26-28.

12. Вардомский Л. Регионализация постсоветского пространства: факто-ры, особенности, тенденции / Л. Вардомский // Научный доклад. – М.: Ин-ститут экономики РАН, 2008. – 60 с.

13. Вардомский Л. Экспертное мнение: таможенный союз / Л. Вардом-ский [Электронный ресурс]: URL: Режим доступа: http://puchkov.net/publications /customs_union/articles/5.html (дата обраще-ния: 13.02.2011)

14. Гармонников С.Н. Проблемные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств происхождения тре-тьих стран, перемещающихся по единой таможенной территории Таможен-ного союза при наличии временных изъятий из Единого таможенного тарифа / С.Н. Гармонников // Таможенное дело. – 2010. – № 1. – С. 29 – 31.

15. Гусев Л.Ю. Роль Казахстана в процессе формирования структур Та-моженного Союза. Взгляд из России / Л.Ю. Гусев [Электронный ресурс]: URL: http://www.ia-centr.ra/ expert/4793/ (дата обращения: 29.01.2011)

16. Данильцев А. Международная торговля: инструменты регулирова-ния / А. Данильцев . – М.: Деловая литература, 1999. – 293с.

17. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от

1. октября 2000 года. [Электронный ресурс]: Официальный сайт ЕврАзЭС. URL: http://www.evrazes. com/docs/view/З (дата обращения: 29.01.2011)

18. Дугин А. Экспертное мнение: таможенный союз / А. Дугин [Элек-тронный ресурс]: URL: http://puchkov.net/publications /customs_union/articles/4.html (дата обращения: 13.02.2011)

// URL: http:// www.evrazes.com/news /view/782 дата обращения: 11.12.2010)

20. Истомин С. Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества. Комментарий и документы / С. Истомин. – М.: Экономика, 2003. – 486 с.

21. Казанцева О. На историческом этапе интеграции / О. Казанцева // Казахстанская правда. – 2009. – № 281.

23. Лашкина Е. Белорусское соло / Е. Лушкина// Российская газета. – 2003. –

24. Лисовская Н. Переговоры с ВТО: опыт Киргизии и Белоруссии / Н. Лисовская // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 6. – С. 106-107.

25. Лихачев А. Экономическая дипломатия России: новые вызовы и воз-можности в условиях глобализации / А. Лихачев. – М.: Экономика, 2006. – 461с.

26. Лихачев А.Е. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития / А.Е. Лихачев // Россий-ский внешнеэкономический вестник. – 2010. – № 6. – С. 4-23.

27. Лихачев А.Е. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития / А.Е. Лихачев // Россий-ский внешнеэкономический вестник. – 2010. – № 6. – С. 4-23.

28. Максимов Ю. Перспективы и реалии формирования единого тамо-женного законодательства в Таможенном союзе / Ю. Максимов // Хозяйство и право. – 2010. – № 6. – С. 115 – 119.

29. Максимов Ю.А. Таможенный союз: аспекты формирования единого таможенного законодательства / А.Ю. Максимов // Общество. Среда. Разви-тие (Terra Humana).

– 2010. – № 1. – С. 77-85.

30. Максимов Ю.А. Таможенный союз: проблемы и перспективы / Ю.А. Максимов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова фи-лиала Российской таможенной академии. – 2010. – № 2 (36).

– С. 36-45.

31. Мансуров Т.А. Таможенный союз – решающий этап евразийской ин-теграции / Т.А. Мансуров // Евразийская интеграция: экономика, право, по-литика. – 2010. – № 7. – С. 37-43.

32. Мансуров Т.А. Таможенный союз – решающий этап евразийской ин-теграции / Т.А. Мансуров // Евразийская интеграция: экономика, право, по-литика. – 2010. – № 7. – С. 37-43.

33. Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав правитель-ств и встреча в рамках Высшего органа Таможенного союза [Электронный ресурс]: URL: http:// www.evrazes.com/ra/main/messagepage/857 (дата обра-щения: 11.12.2010)

34. Международная экономическая интеграция / под. ред. проф. Ливен-цева Н. – М.: Экономистъ 2006. – 430 с.

35. По материалам агентства экономической информации Прайм Тасс. Д. Медведев и К. Бакиев обсуждают перспективу присоединения Киргизии к Таможенному союзу [Электронный ресурс]: RL: http://www. primetass.ra/news/0/%7B55BADEA5-64DB-496E-9ВВЗ-9ЕСАС 28В

8 ВВ 1%7В.Ш (дата обращения: 13.12.2010)

// URL: http://www. regions.ru/news/2255159 (дата обращения: 13.02.2011)

37. Росбалт [Электронный ресурс]: URL: http://www.rosbalt.ru/2010/04 /19/729591.html (дата обращения: 13.02.2011)

38. Российская газета [Электронный ресурс]: URL: http://www.rg.ru /2010/04/21/tamojnya.html (дата обращения: 13.02.2011)

39. Россия и страны Центральной Азии : взаимодействие на рубеже ты-сячелетий / отв. ред. Л.З. Зевин. – М., Наука, 2006. – 224 с.

40. Россия с января не будет взимать пошлины на поставляемую в Бело-руссию нефть [Электронный ресурс]: URL: // http://www.au 92.ru/msg /20101213_10121303.html (дата обращения: 13.02.2011)

41. Сабельников Л.В. Исторические и методологические аспекты функ-ционирования таможенных союзов / Л.В. Сабельников // Российский внешне-экономический вестник. – 2010. – № 6. – С. 57-60.

42. Смирнова М.Н. Этапы формирования Таможенного союза / М.Н. Смирнова // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2010. – № 8. – С. 121-126.

43. Смирнова М.Н. Этапы формирования Таможенного союза / М.Н. Смирнова // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2010. – № 8. – С. 121-126.

44. Сотников А. Таможенныйсоюз: теория, опыт, практика / А. Сотни-ков, Ю.Трунов. – М.: ГОУВПО ВАВТ, 1998. – 67 с.

45. Таможенный союз не нужен // КоммерсантЪ. – 2007. – № 66.

46. Таможенный союз остался без союзников // КоммерсантЪ. – 2007. – № 78.

47. Таможенный Союз: желаемое и действительное [Электронный ре-сурс]: URL: http://www.tamognia.ru/people/ articles/detail.php?ID=1553194&PRINT=Y (дата обращения: 13.02.2011)

48. Федоров Е.А. Таможенный союз – новые возможности для иннова-ционного развития экономик государств – членов ЕврАзЭС / Е.А. Федоров // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2010. – № 7. – С. 78-80.

49. Шишкин А. Таможенный союз: интеграция продолжается / А. Шиш-кин // Ремедиум. – 2010. – № 1. – С. 41-42.

Таможенный союз создаётся с целью создать единую территорию. В пределах этой зоны будут введены различные экономические ограничения и налоговые сборы, опираясь на специфику стран участников. Исключением в данном случае могут быть только антидемпинговые меры, а также защитные и компенсационные. Согласно правилам, здесь вводится единый таможенный тариф и предпринимаются другие меры с целью регулирования пересечения товара через границы, а также определяется стратегия сотрудничества с третьими странами.

1. Что такое таможенный союз простыми словами

Вопрос о формировании таможенного союза (ТС) был поднят ещё в начале 90-х годов. На тот момент, главными его участниками могли стать бывшие советские республики, которые уже являлись независимыми. Поскольку экономики данных стран были сформированы, опираясь на общеэкономические схемы, после распада СССР практически каждая из них столкнулась с большими проблемами в торговле.

Первыми соглашение подписали Республика Беларусь и Россия. Через несколько дней к ним присоединился Казахстан. На тот момент лидеры государств понимали, что у них не получится создать в такие же условия, которые действовали на территории СССР, поэтому вход в таможенный союз был единственной возможностью ввести общие правила, необходимые для беспошлинной торговли.

Через несколько лет, по инициативе РФ была сделана попытка создания Евразийского экономического сообщества. Россия в этом объединении являлась бы лидером. Но, для принятия положительного решения необходимо было получить 100 голосов. В итоге положительно на предложение отреагировали 40 потенциальных участников.

В 2007 году, Казахстан, Российская Федерация и Беларусь заключили договор о формировании усовершенствованной версии таможенного союза, что помогло создать единую таможенную территорию. Именно данное соглашение является самым эффективным, так как на его базе были разработаны и заключены многие другие, не менее важные для торговли соглашения.

2. Цели создания таможенного союза

Главной целью таможенного союза является подготовка максимально благоприятных условий для торговли между странами-участницами. С помощью союза, можно уменьшить финансовую и административную нагрузку на торговлю, что в результате положительно отразится на экономическом сотрудничестве между государствами.

Стоит учесть, что страны, которые являются членами таможенного союза не имеют возможности заключать между собой индивидуальные торговые контракты. Члены ТС зачастую принимают решение о реструктуризации внутренний экономической политики и экономики с целью максимизации личной выгоды на фоне членства в союзе.

Самым крупным таможенным союзом в мире на данный момент является Европейский союз за счёт экономического производства стран-участниц. Несмотря на то, что участие в таможенном союзе не даёт возможности свободного перемещения людей и товаров через границы, благодаря ему развивается торговля, что является двигателем развития экономической интеграции.

Говоря о странах бывшего СССР, Казахстан, РФ и Беларусь объединились с целью восстановления взаимовыгодных торговых операций. Вместе с этим вводились единые правила, действующие в рамках таможенной территории.

Таможенные пошлины были отменены, также не применялись никакие ограничительные меры экономического характера. Каждая задача и цель таможенного союза на тот момент была четко сформулирована и прописана в документах, главные из них это:

  • Установление единых процедур и правил, на основании которых будет осуществляться контроль и оформление товаров на таможне;
  • Создание условий, позволяющих использовать унифицированные электронные документы;
  • Установление единого порядка таможенного контроля с целью проверки перемещающегося через границу товара;
  • Внедрение правил порядка перемещения и маркировки подакцизной продукции;
  • Введение общей таможенной статистики.

Каждая из этих мер принималась с целью обеспечения свободного движения товаров через границу. Кроме этого, страны-участницы не забывали о создании выгодных условий для сотрудничества с третьими сторонами.

3. Плюсы и минусы таможенного союза

3.1. Положительные стороны

Среди всех преимуществ таможенного союза, можно выделить три основных:

  • Создание торговли и её отвлечение. Эффективность ТС можно измерить, опираясь на отвлечение и создание торговли. Эффект последнего формируется в процессе заключения сделок между членами союза, когда более эффективные участники продают товар менее эффективным. Таким образом происходит лучший из вариантов распределения ресурсов. Необходимо знать, что отвлечение происходит в те моменты, когда более эффективное государство, не входящие в союз, продаёт небольшое количество товаров странам-участницам на фоне внешних тарифов. За счёт сделок такого характера, странам, состоящим в союзе, удаётся отвлечь выгоду от собственной позиции и сконцентрировать внимание на продажах внутри ТС. Если прибыль от создания торговли превысит убытки от её переориентации, это спровоцирует экономический рост внутри союза, который затронет все страны-участницы.
  • Снижение уровня отклонения торговли. Таможенный союз всегда отдает предпочтение соглашением о свободной торговле, так как благодаря этому можно разобраться с её отклонением. Такая ситуация может произойти в момент, когда государство, не входящие в состав союза, реализует свою продукцию странам с низким тарифом FTA и после этого проводит перепродажу странам с высокими данными показателями. Такое поведение провоцирует искажения в торговле. Благодаря единому внешнему тарифу, который водится внутри союза, можно избежать подобных ситуаций, возникающих на фоне разницы в тарифной ставке.
  • Стимуляция торговых потоков, а также экономической интеграции. Сразу после того, как страна входит в таможенный союз, она становится активным участником торговли между остальными государствами. Благодаря этом, уровень адекватности распределения ограниченных ресурсов растёт, что также положительно отражается на инвестиционной привлекательности страны. Кроме этого, сотрудничество между странами членами ТС положительно отражается на местном политическом климате. Это происходит на фоне создания единого фискального и валютного союза, а также общего рынка.

3.2. Минусы таможенного союза

Прежде чем вступить в таможенный союз, руководство государства должно знать о следующих недостатках такой формы сотрудничества с другими странами:

  • Частичная потеря экономического суверенитета. После вступления в ТС, член союза обязан в случае необходимости вести переговоры с государствами, не являющимися членами, а также с рядом организаций, например, ВТО. Также придется заниматься поддержкой таможенного союза. При этом, некоторые из стран-участниц не могут свободно заключать сделки в обход правил таможенного союза. Кроме этого, если внутри государства появляется новая отрасль и руководство хочет её защитить, это не получится сделать путем введения каких-либо защитных барьеров, например, тарифов. Это невозможно из-за либерального торгового подхода к сотрудничеству. Вместе с этим, если государство захочет либерализировать торговлю вне таможенного союза, это не получится сделать из-за введения единого внешнего тарифа;
  • Сложности с установкой тарифной ставки. С данной проблемой сталкиваются все таможенные союзы. Это объясняется тем, что данный процесс слишком сложен и требует больших денежных вливаний. Членам союза не легко отказаться от продажи некоторых товаров и услуг, потому что какая-либо из других стран реализует их более успешно. Зачастую, это является проблемой развивающихся стран;
  • Неравномерное распределение выручки от тарифов. Далеко не все государства, вошедшие в таможенный союз, могут рассчитывать на получение справедливой доли доходов от тарифа. Примерно четверть от тарифной прибыли присваивается страной, которая занимается сбором дохода.

4. Перспективы членства в ТС

В момент создания таможенного союза, практически всегда речь идёт о том, чтобы достигнуть социально-экономического прогресса. В перспективе, это может привести к увеличению товарооборота. То же самое касается рынка услуг. Увеличение количества продаж на первых этапах сотрудничества должно наблюдаться внутри таможенного союза благодаря следующим условиям:

  • Внедрение стандартов безопасности и введение единых требований;
  • Исключение из таможенных процедур сложных процессов, которые провоцируют потерю времени, а также отмена пошлин. Именно за счёт этого, производимая странами участницами продукция должна стать более привлекательной для партнёров;
  • Рост товарооборота за счёт упрощения таможенного контроля на пропускных пунктах.

5. ТС и Всемирная торговая организация

Цель практически каждого таможенного союза заключается в том, чтобы создать ряд преференций для стран, которые будут в него входить. Также создаются максимально благоприятные условия за счет введения льгот для свободного перемещения товара через границы. Говоря о всемирной торговой организации, она призвана бороться с неравноправием в торговле между государствами.

Все страны должны находиться в одинаковых условиях без введения каких-либо преференций и льгот. Эксперты ожидали, что разная политика государств таможенных союзов и ВТО точно приведёт к проблемам с документами и ряду других сложностей. Также стоит учесть, что подписанное соглашение с ВТО характеризуется более широким охватом вопросов всемирного масштаба, если сравнивать с таможенным регулированием.

Чтобы быть готовым к подобным проблемам были специально разработаны возможные пути выхода из кризиса. Ещё до момента вступления Российской Федерации в ВТО, руководство стран участниц таможенного союза приняло решение о подписании специально подготовленного договора, который определял порядок действий на случай возникновения потенциальных проблем.

Особое внимание уделялось обязанностям по введению ставки единого таможенного тарифа внутри таможенного союза, что также должно было соответствовать требованиям ВТО. Данное дополнительное соглашение пришлось подписывать, так как участники союза не могут вступить во Всемирную торговую организацию одновременно.

Опираясь на мировую практику, каких-либо экстраординарных ситуаций на фоне вступления страны в ВТО, уже находясь в составе какого-либо таможенного союза, не возникает. Действительно сложные проблемы возникали крайне редко. В большинстве случаев, они возникали не из-за членства в ВТО, а из-за ряда несовместимостей в торговой политике самого государства и участников Всемирной торговой организации.

6. С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС

Любой таможенный союз, в том числе и ЕАЭС, создаётся для того, чтобы обеспечить странам участникам ряд экономических выгод. Но нередко возникали ситуации, когда участники союза пытались навязать другим государством условия для получения личной максимальной выгоды. На фоне этого, между сотрудничающими государствами часто возникают споры и противоречия.

Среди основных проблем ЕАЭС можно выделить следующее:

  • Страны часто не могут прийти к единому решению, когда речь идёт о вопросе достижения договоренностей касательно рынка энергоресурсов;
  • Установка нетарифных ограничений членами союза, которые позиционируются как санитарные нормы. На фоне такой ситуации часто возникают «продовольственные войны»;
  • Система изъятия в сфере государственных закупок;
  • Таможенной пошлины распределяются неравномерно. С 2020 года доля России составляет 85,26%.

Между Беларусью и Россией споры возникают чаще всего. Например, в 2010 году руководству Республики Беларусь пришлось повысить тариф на ввоз автомобилей (легковых). Но, стране это было совсем невыгодно, так как на тот момент данная сфера производства не была развита в достаточной мере. Такие же меры Белоруссии пришлось принять в лёгкой промышленности.

Это означало, что руководство должно ввести обязательную сертификацию товара легкой промышленности. В результате это спровоцировало убытки в мелкорозничной торговле. Ещё через несколько лет Россия отказалась от 400 тысяч тонн мяса из республики Беларусь. Кроме этого, руководство РФ ужесточает контроль продукции, которая пересекала границу с РБ.

Поскольку внутри таможенного союза должны действовать более простые правила транспортировки товара через границу, такое поведение не совсем соответствовало правилам и принципам ТС. Ещё через несколько лет, между странами разгорелся конфликт, который привёл к приостановке поставок нефти в Республику Беларусь.

Также стоит отметить, что противоречия между странами Таможенного союза могут возникать на фоне нестабильной геополитической обстановки. Речь идет о следующем:

  • Кризис на Ближнем Востоке;
  • Постоянные санкции против Российской Федерации, которые вводятся со стороны Европейского союза и Америки;
  • Напряженная военная обстановка в Украине.

Каждая из перечисленных выше проблем является провокатором противоречий и конфликтов в таможенном союзе. К одним из вариантов урегулирования ситуации является подготовка дополнительных соглашений для урегулирования отдельных сложных ситуаций.

Заключение

Создание таможенного союза, это не всегда лучшее решение для всех потенциальных его участников. Поэтому, прежде чем подписывать соответствующие соглашения, руководству государства необходимо внимательно изучить положительные и негативные стороны будущего сотрудничества. Иногда, перед вступлением в ТС необходимо принять ряд подготовительных мер. Также стоит провести анализ ведущих сфер, которые приносят государству наибольшую прибыль и максимально точно спрогнозировать их дальнейшую судьбу в случае входа в таможенный союз.

В своей работе я бы хотела разобраться так ли это на самом деле, какие плюсы и минусы это как для России, так и для других стран. Эта темы является актуальной на сегодняшний момент, так как первая стадия союза начала работать с января 2010 года. Сама же идея союза появилась практически сразу после развала СССР. Поэтому в своей работе я акцентирую внимание на истории создания союза, значении союза для экономик стран-участниц, проблем, которые связаны с созданием союза и расскажу о влиянии его на конечного потребителя.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Создание ТС и его перспективы 4
1.1 История создания Таможенного союза 4
1.2 Концепции формирования ЕЭП 6
1.3 Таможенный союз - возможность для расширения рынков сбыта 6
Глава 2. Влияние ТС на экономики стран-участниц 9
2.1 Геополитические риски 9
2.2 Таможенный союз в Казахстане: плюсы и минусы 12
2.3 Таможенный союз для Белоруссии 14
2.4 Украина в таможенном союзе 15
глава 3. Значение Таможенного союза на экономику России 17
3.1 Чем прекрасен наш союз 17
3.2 Значение Таможенного союза для рядового потребителя 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Вложенные файлы: 1 файл

История создания Таможенного союза1.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ»

Тема: «Таможенный союз Беларуссии, Казахстана, России: история создания, значение, перспективы».

Содержание

Глава 1. Создание ТС и его перспективы 4

1.1 История создания Таможенного союза 4

1.2 Концепции формирования ЕЭП 6

1.3 Таможенный союз - возможность для расширения рынков сбыта 6

Глава 2. Влияние ТС на экономики стран-участниц 9

2.1 Геополитические риски 9

2.2 Таможенный союз в Казахстане: плюсы и минусы 12

2.3 Таможенный союз для Белоруссии 14

2.4 Украина в таможенном союзе 15

глава 3. Значение Таможенного союза на экономику России 17

3.1 Чем прекрасен наш союз 17

3.2 Значение Таможенного союза для рядового потребителя 19

Список использованной литературы 25

Введение

Меня заинтересовала данная тема, так как до сих пор создание таможенного союза Беларуссии, Казахстана и России вызывает много откликов и обсуждений со стороны населения и политиков. Последние говорят, что союз даст экономикам стран-участниц новый толчок в отношениях, поможет интеграции и продвижению товаров на новые рынки. Но как часто бывает, то, что говорят на телевидении, не всегда верно.

В своей работе я бы хотела разобраться так ли это на самом деле, какие плюсы и минусы это как для России, так и для других стран. Эта темы является актуальной на сегодняшний момент, так как первая стадия союза начала работать с января 2010 года. Сама же идея союза появилась практически сразу после развала СССР. Поэтому в своей работе я акцентирую внимание на истории создания союза, значении союза для экономик стран-участниц, проблем, которые связаны с созданием союза и расскажу о влиянии его на конечного потребителя.

Моя работа состоит из трех глав. Первая посвящена истории создания ТС и пути его развития. Вторая глава посвящена влиянию ТС на страны-участницы как с положительной, так и с отрицательной сторон. И третья глава обрисовывает картину для России: в целом и для потребителей.

Глава 1. Создание ТС и его перспективы

1.1 История создания Таможенного союза

Путь к созданию Таможенного союза на пространстве СНГ был непростым. Первым шагом к формированию такого объединения стало подписание в январе 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия, а в 1999 году – Таджикистан.

В целях перевода сотрудничества упомянутых стран на качественно новый уровень 10 октября 2000 г. в городе Астане президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Договор заключили как раз те страны СНГ, которые в политико-правовом и экономическом измерении оказались наиболее подготовленными к тесному интеграционному взаимодействию.

В лице ЕврАзЭС страны создали межгосударственную структуру, которая поставила перед собой главную задачу – достижение глубокой экономической интеграции. Ее осуществление предполагает три логических этапа: создание зоны свободной торговли, формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Последовательность этих стадий экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС в целом соблюдается. Положительная динамика развития Сообщества позволила главам государств принять в августе 2006 года решение о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таможенный союз на начальном этапе формируется тремя государствами – Беларусью, Казахстаном и Россией. Присоединение к нему Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет происходить с учетом степени готовности их экономики. На состоявшемся в г.Душанбе в октябре 2007 года заседании Межгоссовета ЕврАзЭС главами государств были подписаны основополагающие документы по формированию Таможенного союза:

  • Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;
  • Договор о Комиссии таможенного союза;
  • Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;
  • Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

Это основополагающие документы, необходимые для формирования институциональной структуры Таможенного союза. Они же определяют механизм присоединения к Таможенному союзу других государств. Все принятые документы отвечают международным принципам, признанным нормам и правилам, закрепленным в многосторонних соглашениях Всемирной торговой организации.

Межгоссовет ЕврАзЭС наделен функциями высшего органа Таможенного союза. Учрежден постоянно действующий регулирующий орган – Комиссия Таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон. Голоса между Сторонами в Комиссии распределены следующим образом:

  • Республика Беларусь – 21,5%,
  • Республика Казахстан – 21,5%,
  • Российская Федерация – 57%.

Таким образом, впервые главы государств согласились передать часть своих полномочий наднациональному органу. Предложение решить проблему создания Таможенного союза с использованием наднационального органа – это эффективное применение площадки Сообщества, поскольку ЕврАзЭС выступает здесь так же, как Евросоюз для европейских стран - свободным, независимым и объективным арбитром процесса интеграции.

Ключевыми точками в работе по созданию Таможенного союза являются: 1 января 2010 года, 1 июля 2010 года и 1 июля 2011 года.

К 1 января 2010 г. в основном сформирована правовая база Таможенного союза и принято более 40 международных договоров, введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами, Комиссии Таможенного союза переданы функции по определению параметров таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

С 1 июля 2010 года начал функционирование второй этап: Беларусь, Казахстан и Россия формируют единую таможенную территорию, на которой действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Знаковым событием в этом плане стало подписание главами государств 5 июля 2010 года в г. Астане пакета документов, в числе которых Совместное заявление президентов Беларуси, Казахстана и России о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза для трех стран с 6 июля 2010 года.

1 июля 2011 года - это завершающий элемент формирования единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран 1 .

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

1.2 Концепции формирования ЕЭП

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффе ктивного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами
  • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права 2 .

1.3 Таможенный союз - возможность для расширения рынков сбыта

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана объединяет более 60% населения всего постсоветского пространства и дает большие возможности для расширения рынков сбыта. На территории Таможенного союза производится более 85% валового внутреннего продукта всего постсоветского пространства. Общий объем ВВП трех стран превышает $2 трлн. и должен вырасти к 2015 году на 15-18%. Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд., а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд.. Участники рынка настороженно отнеслись к появлению Таможенного союза. Во-первых, никто до конца не верил, что это случится. Во-вторых, ни таможенные органы стран Таможенного союза, ни бизнес не были готовы к нему технически. В-третьих, времени для разработки нормативно-правовой базы было недостаточно. Если в ЕС эта база разрабатывалась около 20 лет, то у нас этот процесс занял всего год. но сейчас многие отмечают, что его появление упростило таможенное оформление грузов.
Импортеры и таможенные брокеры отмечают практическое положительное влияние формирования общей таможенной территории. Например, Gefco помимо поставок автомобилей осуществляет регулярные поставки комплектующих на автомобильные заводы в России. Если ранее при железнодорожных поставках из Европы компания вынуждена была оформлять транзитную декларацию на польско-белорусской границе, то теперь Таможенный кодекс Таможенного союза предоставляет возможность в качестве транзитной декларации использовать товаросопроводительные документы, что уменьшит время прохождения грузов через границу Таможенного союза.

Сейчас таможенные процедуры в России строятся на основе моделей таможенных процедур и терминологии, предлагаемых Всемирной таможенной организацией. Существовали так называемые риски переходного периода, когда денежные средства могли зависнуть на счетах федерального казначейства в связи с переходом на новую платежную систему, а также был риск увеличения сроков оформления грузов по причине обновления информационных систем таможенных органов. Но на практике это не оказало значительного влияния на участников ВЭД.

Основные риски как до вступления в силу нового законодательства, так и после представляют собой вопросы определения таможенной стоимости, классификации товаров, применения мер нетарифного регулирования. Причем данные риски сохранились и в настоящее время. По-прежнему приоритетной остается нацеленность российской таможенной системы на обеспечение поступления таможенных платежей в федеральный бюджет. Хотя фискальная функция является не единственной и таможенные органы на местах, к сожалению, забывают о других функциях, связанных с защитой государством прав участников внешнеэкономической деятельности, содействием внешней торговле и др..
Доказывание стоимости в случае несогласия таможни с заявленными сведениями представляет собой сложный бюрократический процесс, требующий значительных усилий со стороны участников ВЭД и таможенного брокера.
Сегодня участники рынка не усматривают какого-либо серьезного отрицательного влияния объединения таможенных территорий союзных государств на стратегические товаропотоки в Россию, как опасались участники ВЭД и преподносили в СМИ. Наоборот, объединение наших стран принесет в конечном счете экономический эффект для бизнеса за счет устранения излишних барьеров во взаимной торговле, унификации таможенных правил. Ожидается, что иностранные производители, имеющие филиалы в России, будут увеличивать объемы импорта через эти филиалы для последующей отправки на белорусский и казахский рынки.

Как известно, для того, чтобы российский груз попал в Калининградскую область, нужно пересечь территорию транзитных прибалтийских государств. Раньше существовала специальная система "Калининград Транзит", позволявшая пройти все транзитные формальности по упрощенной системе, то есть без дополнительных обеспечений, транзитных деклараций или книжки МДП. Получилось так, что приняли новое таможенное законодательство, старые упрощенные процедуры для Калининграда отменили, а новых разработано не было даже на переходный период. Когда стало очевидно, что Калининград был неоправданно "забыт", в срочном порядке стали дорабатывать нормативно-правовую базу.
Также важным моментом в регламентации таможенных процедур будет принятие федерального закона "О таможенном регулировании". Участники рынка ожидают, что после шлифовки законодательной базы многие процедуры станут более прозрачными и четкими, что положительно отразится на правоприменительной практике на местах.
Нужно сказать, что впервые в российской таможенной системе появился институт уполномоченного экономического оператора, дающий значительное упрощение таможенных процедур для обладателя такого статуса, что особенно актуально для крупных предприятий-импортеров. Именно с помощью этого института таможенным органам в Европе удалось добиться тех результатов, которые есть сегодня: большинство грузов попадает на таможенную территорию с минимальным уровнем контроля или вообще направляется непосредственно на склады предприятий, минуя таможенные терминалы, а основной таможенный контроль осуществляется уже впоследствии и не влияет на логистику товаропотоков.
Таможенный кодекс Таможенного союза увеличивает по сравнению с ранее действовавшим законодательством срок, в течение которого таможенные органы могут осуществлять проверку таможенных операций. Теперь вместо одного года этот срок составит три года с момента выпуска товара. В этой связи особенно важно, чтобы таможенные операции были проведены профессионалами, чтобы исключить возможные сложности при проверках после таможенного оформления 3 .

В данной работе мы попытаемся показать место таможенных союзов в мировой интеграции государств. Для этого прежде всего необходимо обратится к истории вопроса – выяснить, когда возникли первые образования таможенных союзов. Второй задачей является выделение конкретных признаков таможенного союза как явления современной мировой экономики. И, наконец, на заключительном этапе работы мы покажем перспективы создания таможенных союзов на примере сотрудничества России, Беларуси и Казахстана.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

Опыт работы этих межгосударственных образований был позаимствован при подготовке положений договора о создании Экономического союза, соглашений о Таможенном союзе в СНГ. Были учтены правила ГАТТ, в статье XXIV которого даются характеристики зоны свободной торговли и таможенного союза и оговаривается право государств, участвующих в этих экономических группировках не распространять льготы, которые они предоставляют друг другу, на третьи государства в режиме наибольшего благоприятствования.

Таможенный союз отличается от зоны свободной торговли основным элементом: если в зоне свободной торговли страны-участницы снижают таможенные сборы во взаимных товарооборотах, при этом они вольны сами определять ставки таможенных сборов в отношении третьих стран, конкурируя между собой на внешних рынках, то в случае таможенного союза страны- участницы согласовывают таможенные тарифы в отношении третьих стран. Таким образом, они проводят общую торговую политику на рынке третьих стран. Очень важно заметить, что на конкурентоспособность стран-участниц на рынках третьих стран в случае зоны свободной торговли решающее воздействие оказывала ставка таможенных сборов, а не очевидная стоимость производства товаров. В результате в странах – участницах возрастает производство, усиливается экономическое сотрудничество, углубляется взаимный торговый обмен. Торговля же с третьими странами отвечает различным модификациям или даже некоторым ограничениям в интересах интеграционного объединения; углубляется производственная специализация, что в результате приводит к росту предложения товаров и услуг (эффект производства), сочетающемуся с повышенной потребительской способностью отдельных клиентов (домашних хозяйств), а в конечном итоге наступает рост ВВП.

Можно сказать, что в настоящее время не подлежит сомнению: динамические эффекты таможенного союза многообразны и неоспоримы. В рамках интеграционной группы участие в таможенном союзе влияет на рост национального дохода и рыночной конкуренции, а вместе с ростом производства наступает снижение средней себестоимости. Это участие благоприятствует также демонополизации. Иначе говоря, торговая либерализация в условиях таможенного союза приводит к изменениям в существовании монопольного и даже олигархического производителя, т.е. способствует дроблению или ограничению деятельности монополии. Если местный производитель не учел иностранной конкуренции в своей деятельности, используя свое доминирующее положение на рынке, то в условиях таможенного союза из-за снижения цен доходы производителя снижаются, постепенно он теряет свое привилегированное положение, а выигрывает потребитель [16].

1.3 Таможенный союз как этап мировой интеграции

Мировой опыт показывает, что экономическая интеграция эволюционирует посредством следующих основных уровней.

Первый – заключение преференциальных торговых соглашений. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов, часто рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса, приобретающего впоследствии более развитые формы. Для управления преференциальными соглашениями межгосударственные органы не создаются.

Второй – создание зоны свободной торговли, то есть преференциальной зоны, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Зона свободной торговли предусматривает полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сокращении национальных тарифов в отношениях с третьими странами, причем данные условия не распространяются на продукты сельского хозяйства. Соглашения о зонах свободной торговли придают торговой политике стран-участниц более стабильный и предсказуемый характер. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках подписанных соглашений, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Однако создание зоны свободной торговли приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что зачастую оказывает неблагоприятное воздействие на качество и технический уровень отечественного товара. Либерализация импорта создает угрозу для национальных производителей: увеличивается опасность вытеснения отечественных производителей с внутреннего рынка, повышается возможность банкротства из-за неконкурентоспособности и некачественности производимых товаров.

Взаимодействие государств – участников зоны свободной торговли, регулирование их деятельности происходят без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом. Однако все решения по политическим вопросам принимаются, как правило, высшими должностными лицами стран – участниц зоны свободной торговли, а по экономическим вопросам – руководителями министерств и ведомств. Такие решения носят обязательный характер и обладают приоритетным по отношению к внутренним законодательным актам положением [13].

Третий – образование таможенного союза. Таможенный союз предполагает согласованную отмену национальных таможенных тарифов, введение общего таможенного тарифа, единую систему нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Основное различие между зоной свободной торговли и таможенным союзом состоит в том, что в зоне свободной торговли предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение тарифных барьеров и т. п. Таким образом, зона свободной торговли призвана обеспечить беспошлинную торговлю товарами между государствами-участниками. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в таможенный союз. Своеобразные правила, которые устанавливаются самими членами зоны свободной торговли, касаются собственной внешнеторговой политики, а государства – участники таможенного союза координируют ее, в первую очередь по отношению к таможенно-тарифным правилам и процедурам. В рамках таможенного союза происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Регулирование внешнеторгового тарифа влияет на развитие интеграционных процессов внутри таможенного союза. Такое регулирование благоприятно сказывается на развитии внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение цен и замедление их роста, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках таможенного союза. Большое значение для таможенного союза имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Это позволяет объединившимся странам эффективно решать проблемы ресурсов, создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций и так далее [6].

Функционирование таможенного союза требует изменений в подходах к управлению интеграционными процессами. Это обусловлено необходимостью создания постоянно действующих органов, регулирующих институтов, так как переход к единым таможенным пошлинам и совместным координационным мерам требует пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики; становится необходимой координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне; возникает потребность в переговорах по согласованию таможенно-тарифной политики, а также координации и приспособлению внутренних рынков к общим интересам; возникает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства [13].

Таможенный союз способствует сохранению и укреплению экономического пространства в отношениях между государствами, обеспечению свободного движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, проведению согласованной политики в таможенных связях в отношении третьих стран и унификации таможенного законодательства и таможенных процедур в целях защиты внутреннего рынка.

Четвертый – создание общего рынка. Таможенный союз, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки для перехода к качественно более высокому уровню интеграции – общему рынку. В пределах общего рынка интегрирующиеся страны закрепляют свободу движения не только товаров и услуг, но и факторов производства, что требует более высокого уровня координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств участвующих стран.

Пятый – формирование экономического союза. Экономический союз предусматривает, наряду с общим таможенным тарифом и свободой передвижения товаров и факторов производства, координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. На данном этапе возникает потребность создания органов, наделенных не только способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения. Правительства государств – участников экономического союза отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами государств-членов.

Шестой – формирование политического союза. Политический союз предусматривает передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Данный уровень является самым высоким, однако ни одна интеграционная группировка не достигла подобного [18].

В целом достаточно сложно определить, на каком уровне развития находится то или иное интеграционное объединение, в силу как отсутствия достаточной информации, так и возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями.

Читайте также: